Сравнительный анализ отечественных и зарубежных систем по сенсорному воспитанию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных систем по сенсорному воспитанию



 

Для современной образовательной системы проблема сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайна важна. Разработкой педагогических систем по сенсорному воспитанию детей занимались как представители зарубежной педагогики, так и отечественные представители классической русской и современной педагогики. В работах таких зарубежных ученых, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного, сенсорного развития и воспитания.

Ян Амос Коменский в своей педагогической системе выделяет программу материнской школы, как начало воспитательной и образовательной работы с ребенком. Дидактические задачи при воспитании детей дошкольного возраста должны, по мнению Я.А.Коменского, заключаться в расширении непосредственного опыта ребенка, в обогащении его эмпирическими знаниями о предметах и явлениях природы, в обучении умению различать сходные предметы и явления, правильно их называть [20].

Педагогическое наследие этого великого педагога-гуманиста является уникальным итогом развития педагогической теории и практики предшествующих веков. Коменский в своей книге «Материнская школа» заложил основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

И.Г. Песталоцци, опираясь на взгляды Я.А.Коменского, является одним из первых представителей западноевропейской педагогики. Он разработал свою воспитательную систему раннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. И.Песталоцци говорил, что начинать обучение ребенка нужно с периода младенчества. Он считал, что познание окружающего мира детьми раннего возраста должно происходить посредством обучения. Обучение, исходящее от взрослого, является более высокой ступенью по сравнению с природным обучением. Он советует обучать так, чтобы уже в раннем детстве в сознании ребенка фиксировался определенный круг представлений, дети овладели бы некоторыми навыками, которые станут основой для последующего развития. И.Песталоцци предлагал сделать для ребенка более определенными и обширными первоначальные представления о главных предметах нашего сознания, полученных при наблюдении за ними.

Иоганном Песталоцци была также разработана теория элементарного народного образования, методика изучения детьми форм предметов, развития элементарных математических представлений и речи, не ограничиваясь в познании осязанием. Содержание дошкольного образования у И.Песталоцци включает 3 элемента: форму, число и язык. Он определил, что знания формы и числа должны были предшествовать знанию языка, а последнее должно проистекать из первых [31]. Особенно важным для первоначального обучения является развитие способности наблюдения предметов и тщательного их изучения. Из наиболее значимых способностей ребенка Песталоцци выделил способность воспринимать речь, способность воспринимать форму и способность воспринимать количество. Он дал обоснование этому положению, исходя из роли чувственного восприятия.

Теорию и методику элементарного образования И.Г.Песталоцци можно рассматривать, как один из вариантов программы развивающего обучения.

Представители отечественной педагогики также уделяли большое внимание проблеме раннего сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Одним из представителей классической русской педагогики, который одним из первых занимался вопросами воспитания детей дошкольного возраста, является В.Ф.Одоевский. Дидактические идеи, выдвинутые Одоевским, внесли серьезный вклад в развитие дошкольной педагогики в России. В своих работах он опирался на педагогические учение и системы И. Песталоцци и Ф. Фребеля. В своей основной теоретической работе «Опыт о педагогических способах при первоначальном обучении» Одоевский обращает внимание на ранний возраст, как на важную ступень развития, заслуживающего пристального внимания педагогики [30]. Идеи дошкольного воспитания В.Одоевского составляют органическую часть педагогики, демократичную и прогрессивную по своему направлению.

Одним из русских педагогов, кто уделял большое внимание вопросам дошкольного обучения, является К.Д. Ушинский. Он рассматривал содержание дошкольного воспитания, опираясь на учения отечественных и зарубежных исследователей. К.Д.Ушинский признавал прогрессивное значение фребелевских занятий для детей при условии, что ими руководит воспитатель, умеющий творчески их применять.

Среди представителей зарубежной педагогики после И.Г. Песталоцци, ярко выделяется педагогическая система Фридриха Фребеля. В создании собственной системы обучения он опирался на идеи педагогов И.Г. Песталоцци и Я.А. Коменского.

В своей работе «Воспитание человека» он попытался проследить жизнь человека с самых первых ее проявлений до юношеского возраста, подчеркнув преемственность и связь всех ступеней развития человека и самоценность каждого отдельного периода. Характерной чертой фребелевской дидактики является непосредственное обучение, которое ведет воспитательница в виде занятий с группой детей. Это обучение происходит с использованием наглядного дидактического материала, сопровождая показ материала стихами или песенкой [41].

В своих педагогических трудах Фребель обращает внимание педагогов на необходимость той предметной среды, которая обучающим образом будет вызывать ребенка к познанию окружающей обстановки. Также он разработал систему из 6 «даров»[13]. В связи с биологической потребностью детей в игровой деятельности, Фребель создал игры-занятия, в которых серьезное содержание давалось в игровой форме.

Фребель в своих работах отмечал, что ребенок, подобно сказочным героям, может во всем видеть все и из каждого предмета сделать все. Немецкий педагог предполагал, что при помощи «даров» ребенок не только знакомится с предметами окружающей обстановки и развивает фантазию, но и узнает отношения между предметами, их сочетания по форме, размеру, познает физические явления. Фребелевская система игр-занятий с «дарами» преследовала цель сформировать у детей представления о формах жизни, познания, они являются также средствами умственного, эстетического воспитания детей [41].Положительным результатом соединения обучения и игры у Фребеля явилась идея дидактических игр, в которых обучение связывалось с игрой - игры на различение формы, цвета и величины. Эта систематизация игр Фребеля оказала значительное влияние на развитие системы сенсорного воспитания дошкольников.

Развитие педагогической системы Ф. Фребеля оказало огромное влияние на развитие системы дошкольного образования в дореволюционной, а затем и в советской педагогике.

Крупные деятели в области дошкольного воспитания, такие как Е.Н. Водовозова, А.С. Симонович, Б.И. Хачапуридзе и другие, стали развивать дидактику детских садов, используя музыкальные народные игры, подвижные игры и народные игрушки. Дидактика детского сада начинала связываться с окружающей жизнью, преодолевался отвлеченный характер фребелевских занятий, так как вводились ручные работы [17].

Также как и в отечественной дошкольной педагогике, в зарубежной дошкольной педагогике XIX века игровой метод получил широкое развитие, а дидактические игры прочно вошли в практику зарубежных детских садов. Исследованиями этой проблемы занимался бельгийский педагог Овид Декроли. Педагогическая система О. Декроли утверждала, что методика дошкольного обучения и воспитания должна происходить из потребностей и интересов самого ребенка [32].Бельгийским педагогом было подмечено, что усвоение знаний ребенком проходит 3 стадии: стадию наблюдения, ассоциации и выражения. Каждая из этих стадий имеет конкретные педагогические задачи. Под наблюдением О. Декроли понимал не только зрительное восприятие, но и использование всех органов чувств в процессе познания окружающего мира. Под этим он имел в виду сенсорное воспитание. По его мнению, наблюдение фиксируется и в речевом развитии. Декроли является первым из педагогов, кто ввел группировку предметов, обобщение по одному характерному признаку. О. Декроли создал также систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей.

В отличие от своего учителя Ф. Фребеля, Декроли использовал в играх не геометрические тела, а предметы окружающего мира, включая в игры представления от наблюдений. Педагог выделил несколько классификаций игр.

Это сенсорно-зрительные, двигательные игры; игры, подготавливающие к счету, чтению, грамматические игры.

Педагог отмечал особую значимость игр, способствующих развитию сенсорного восприятия. Значение этих игр в том, что они являются средством сенсорного и духовного развития ребенка [32].

В то же время в России в конце XIX начале XX века общественное воспитание детей дошкольного возраста стало приобретать все больше государственное значение. В то время вопросами сенсорного воспитания занимались Ю.И. Фаусек, Ф.Н. Блехер, Е.И. Тихеева. Первоначально в советских детских садах сенсорное воспитание осуществлялось по системе М. Монтессори. Юлия Фаусек была основным проводником идей Монтессори. Она внесла в систему много оригинального, существенно изменила роль педагогического руководства, дополнив самостоятельную работу детей с дидактическим материалом элементами прямого обучения, осуществляемого педагогом [17].В 20-е года XX века система Монтессори подверглась резкой критике и существовала необходимость ее замены.

Попытку замены системы Монтессори другой системой предприняла Е.И.Тихеева. Опираясь на педагогические учения Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци, она разработала дидактику детского сада, основанную на введении занятий посредство дидактического материала и дидактических игр [11].Е.И.Тихеева ввела в практику «естественный» дидактический материал: камешки, листья, шишки.

Он был предназначен для ознакомления детей с формой. Е.И.Тихеева считала «гимнастику органов чувств» вспомогательной задачей для воспитания восприятия. Она писала: «Дети приобретают все основные сенсорные представления из окружающей жизненной обстановки, а специально созданные пособия служат для проверки добытых представлений ребенка в тех случаях, когда окружающая обстановка не дает всего необходимого материала» [11,15].Тихеева использовала в целях сенсорного воспитания дидактический материал двух видов: искусственный и природный, а также предметы обихода. В разработанной ею программе работы детского сада предусматривалось ознакомление детей с цветом и его оттенками, звуками, запахами. По сравнению с педагогической системой сенсорного воспитания Е.И. Тихеевой, система сенсорного воспитания М. Монтессори отличается свободой действий ребенка. В основу этой системы заложена биологическая предпосылка-любая жизнь есть проявление свободной активности [26].

Мария Монтессори, являясь ученицей И. Песталоцци, Ф. Фребеля и О. Декроли, предложила идеи реализации свободного воспитания.

Исходя из этой цели, педагог поставила задачу организации среды, наиболее соответствующей потребностям ребенка. М. Монтессори писала: «Нужно предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в выборе самостоятельной работы»[26,10]. Задача воспитателя по методике Монтессори - помочь ребенку организовать свою деятельность, пройти собственным путем, реализовать свою природу.

Дидактический материал Монтессори является важнейшим составляющим элементом в реализации этой задачи. М. Монтессори, в отличие от Е.И. Тихеевой, использовала на своих занятиях искусственный дидактический материал.

Монтессори - материалы были просты в применении и привлекательные по внешнему виду, они соответствовали особенностям детей.

Помощь саморазвитию ребенка М. Монтессори предлагала осуществлять дифференцированием системы материалов, относящихся к учебным разделам: сенсорики, развитие речи, обучению письму и другим разделам. В рамках каждого раздела Монтессори - материалы упорядочены, постепенно усложняются. По мнению М. Монтессори, игры и упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов и т.д. Мария Монтессори придавала огромное значение воспитанию чувств у детей. Она отмечала, что особое значение оно имеет для детей от 0-5,5 лет, когда у них формируется весь организм.

В 1960 году коллективом научных работников под руководством А.П.Усовой была начата систематическая разработка вопросов сенсорного воспитания. Разработка вопросов осуществлялась вместе с проведением психологических исследований, посвященных закономерностям формирования перцептивных действий. Педагогические исследования А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова помогли дальнейшему развитию концепции сенсорного воспитания [37]. Отличительным подходом к сенсорному воспитанию в этих исследованиях является включение работы по формированию восприятия в продуктивную деятельность детей. В экспериментальное обучение продуктивным видам деятельности было включено ознакомление детей с эталонными значениями свойств и их систематизацией.

Научным коллективом А.П.Усовой в задачи сенсорного воспитания также было включено формирование сложных видов, оперирования образами. В результате этих педагогических исследований произошло расширение сферы сенсорного воспитания в нескольких направлениях: в направлении его внедрения в обучение новым видам продуктивной деятельности и решение новых классов познавательных задач - оперирование образами.

В 80-х годах XX века Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина разработали свою теорию и методику сенсорного воспитания. По мнению Л.А. Венгера и Э.Г. Пилюгиной, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо для успешного обучения детей. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Л. Венгер отмечает, что истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в ранние периоды детства. Педагог также придает большое значение в сенсорном воспитании формированию у ребенка представлений о сенсорных эталонах. Главное в этом формировании - это умение пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов.

В книге «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина выделяют основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет. Авторы книги отмечают особую значимость связи сенсорного воспитания с обучением детей продуктивным видам деятельности. На основе выделенных задач сенсорного воспитания Л. Венгером и Э. Пилюгиной была разработана система дидактических игр и упражнений, направленных на сенсорное воспитание и обучение детей [6].

На основе изучения научной литературы по сенсорному воспитанию зарубежных и отечественных педагогов, и сделав сравнительный анализ отечественных и зарубежных систем по сенсорике, можно сделать вывод о том, что становление системы сенсорного воспитания и образования, как науки, возникло уже в конце XVIII начале XIX века в Западной Европе.

Впоследствии работу над развитием системы дошкольного сенсорного воспитания продолжили такие известные отечественные педагоги, как А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и Э.Г. Пилюгина.

В научных работах этих педагогов обращается особое внимание на формирование сенсорных способностей ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.37 (0.026 с.)