Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников логопедической группы доуСтр 1 из 6Следующая ⇒
Условия формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников логопедической группы ДОУ
Попова Анна Юрьевна студентка группы 02/673 З-д, заочной формы обучения
Москва 2012 Оглавление
Введение Глава 1. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста Сравнительный анализ отечественных и зарубежных систем по сенсорному воспитанию Особенности сенсорного развития дошкольников с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи Методика усвоения сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП Формирование системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи Глава 2. Экспериментальное изучение сенсорного развития дошкольников Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента Ход и содержание констатирующего эксперимента Методические рекомендации по усвоению системы сенсорных эталонов на занятиях по ФЭМП воспитанниками логопедических групп Заключение Список литературы Приложения
Введение
Задачей сенсорного воспитания и развития дошкольников является обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирования восприятия предметов, чувственного познания отдельных свойств (цвета, формы, величины) как признаков предметов. Как отмечает Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, одно из условий сенсорного воспитания ребенка-дошкольника - это обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира ребенка. В ряде работ, посвященных изучению особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (А.В. Белошистая, Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, Г.А Волкова), отмечается возможность усвоения ими сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Этому способствует речевое развитие и усвоение слов, обозначающих эталонные свойства и отношения. Имеющиеся в педагогической литературе вопросы о развитии сенсорной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи еще до конца не изучены. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут дифференцировать простые объемные формы, цвета, оттенки, осуществлять выбор по цвету и величине, т.е. отмечается сохранность восприятия свойств и качеств предметов. Поэтому важно организовывать целенаправленную, коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений, позволяющую развить представления детей о цвете, форме, величине, а также научить словесному обозначению этих свойств.
В связи с этим интересна проблема формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей логопедических групп. Цель работы - выявление условий формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников логопедической группы. Объект исследования - сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и усвоение ими системы сенсорных эталонов. Предмет исследования - формирование системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников логопедической группы. Гипотеза исследования - формирование системы сенсорных эталонов у воспитанников логопедической группы зависит от их познавательной речевой деятельности, наиболее эффективные условия развития которой создаются на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Задачи исследования: . Изучение педагогической и специальной коррекционной литературы по теме исследования. . Выявление особенностей сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи. . Разработка методических рекомендаций по усвоению системы сенсорных эталонов детьми логопедической группы на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Методы исследования - анализ педагогической и коррекционной литературы, констатирующий и формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов. Научная значимость - выявлены условия формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по обучению детей арифметическим задачам.
Теоретическая значимость - выявлены особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи, которые связаны с уровнем речевого развития, памяти и восприятия, распределены группы детей по уровням овладения сенсорными эталонами. Практическая значимость - разработаны методические рекомендации по особенностям формирования системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений для воспитателей детских садов, родителей. Задание №5. Восприятие геометрических форм, соотнесение с предметами. Цель: выявление способности воспринимать геометрические формы и соотносить их с формой предметов. Материал: картинки с изображением знакомых детям предметов, картонные рамки с прорезями геометрических форм. В этом задании ребенку предлагалось расположить картинки с изображением знакомых им предметов под рамкой соответствующей формой, затем назвать, какой геометрической формы предмет, изображенный на этой картинке. Задание №6. Восприятие эталонов величины [9]. Цель: выявить сформированность представлений о величине предметов, умение сравнивать одинаковые и разные по величине предметы и обозначать соответствующие признаки величины словом (длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий). Вначале детям предлагалось построить лесенку из трех брусков одинаковой ширины, но разной длины: вниз положить самый длинный брусок, потом брусок покороче, потом самый короткий. После построения лесенки ребенку предлагалось поставить игрушки (мишку, зайчика) на лесенку и словесно обозначить, на какой ступеньке стоит зайчик, а на какой мишка. После этого детей попросили расположить бруски разной ширины, но одинаковой длины по возрастанию (самая узкая, пошире и самая широкая), назвать ширину всех полосок. В конце задания детям было предложено расставить фигурки кукол по росту - от самой высокой до самой низкой, и также обозначить рост кукол словом. В третью серию вошли задания, направленные на выявление знаний о сенсорных эталонах в процессе совершения математических операций (действий) с предметами. В задании №7 детям предлагалось в процессе сравнения двух геометрических фигур - треугольника и квадрата (подсчет углов у фигур) словесно обозначить знакомые им геометрические фигуры, правильно подобрать окончания слов (Сколько углов у треугольника? У треугольника три угла.). Потом детям по подобию дали сравнить следующие геометрические фигуры (прямоугольник и квадрат). В этом задании детям также надо словесно обозначить исследуемые геометрические фигуры. После этого детям предлагалось сосчитать определенное количество кругов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга и расположенных в ряд. В результате выполнения этого задания ребенок должен назвать словесно количество кругов, правильно подобрав окончания слов (Сколько треугольников на верхней полоске? Три треугольника. Каких треугольников больше, меньше? Треугольников одинаковое количество). В задании №8 [15]. Детям необходимо с помощью условной мерки измерить длину, ширину, высоту у разных предметов (стола, стула). В качестве условной мерки была предложена бумажная полоска. Таким образом, дети должны были обозначить словами одинаковые и разные по длине, ширине и высоте предметы, употребляя правильные окончания.
Задание №9. Цель: Выявить у детей уровень владения умением составлять и решать арифметические задачи. Педагог предлагает ребенку различные предметы (кубики, флажки, карандаши и т.д.). Ребенку необходимо было составить задачу-драматизацию и решить ее. Оценка результатов констатирующего эксперимента проводилась по 5-ти бальной шкале. 5 баллов - задание выполнено правильно, ребенок верно определил и назвал сенсорные признаки предмета. 4 балла - задание выполнено правильно, но с помощью подсказки воспитателя. Не все сенсорные эталоны обозначаются словом. 3 балла -при выполнении задания ребенок сделал 3-4 ошибки, не всегда словесно обозначал сенсорные эталоны. 2 балла - ребенок нуждается в подсказках воспитателя, делает 4-5 ошибок при назывании конкретных сенсорных эталонов. 1 балл -задание ребенком не выполнено. Бальные оценки соответствовали уровням сенсорного развития детей дошкольного возраста: 35-45 баллов - высокий уровень, от 24-34 - средний уровень, от 9-23 - низкий уровень. Данные исследования детей 6-го г. ж, с общим недоразвитием речи сравнивались с данными, полученными при обследовании детей такого же возраста с нормальным речевым развитием и были занесены в таблицы (таблицы №1 и №2 см в Приложении).
2.2 Ход и содержание констатирующего эксперимента дошкольник сенсорный эталон логопедический Во время проведения констатирующего эксперимента детям было предложено 9 заданий, направленных на особенности восприятия детьми сенсорных свойств предметов и явлений (цвета, формы, величины); на выявление знаний о сенсорных эталонах и умения детей обозначать их словом, а также задания, направленные на выявление знаний о сенсорных эталонах в процессе совершения математических операций (действий) с предметами, составлении и решении арифметических задач на занятиях по формированию элементарных математических представлений, т.е. умения применять их в деятельности. Во время выполнения 1 задания, где детям предлагалось узнать на картинке предметы (цветочки в руках детей) основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, черного), а также дополнительных (коричневого, белого, розового, голубого, оранжевого и фиолетового) и соотнести их с соответствующими шкафчиками для одежды, изображенными на другой картинке.
Дети с нормальным речевым развитием на 100% справились с этим заданием. Дети с общим недоразвитием речи не все справились с заданием. 55% детей не узнали следующие цвета - оранжевый и фиолетовый. 30% детей назвали все основные цвета и 3 дополнительных - розовый, голубой и фиолетовый и 25% детей не назвали ни одного дополнительного цвета солнечного спектра. Во 2 задании детям нужно было подобрать вкладыши определенной геометрической формы к соответствующей рамке, и соотнести их по форме (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Дети с нормальным речевым развитием почти справились с этим заданием (95%). Они быстро подобрали к каждой рамке свой вкладыш. 5% детей этой группы не определили овал и прямоугольник. У детей с общим недоразвитием речи это задание также не вызвало затруднений- 75% детей узнали и правильно соотнесли все 5 геометрических форм. И лишь 25% из группы детей не узнали овал, треугольник и прямоугольник. В 3 задании констатирующего эксперимента детям нужно было узнать и поместить предметы определенного размера (большой-маленький, широкий-узкий и т.д.) в отверстия соответствующего размера. % детей с нормальным речевым развитием справились с этим заданием без помощи воспитателя. Этим детям трудно было различить некоторые размеры: высокий - низкий брусок и широкий - узкий брусок. Дети с общим недоразвитием речи выполняли это задание с помощью подсказок воспитателя. Из детей этой группы 25% с помощью подсказки воспитателя правильно соотнесли имеющиеся у них бруски с отверстиями соответствующей величины. Другие дети- 40% испытывали затруднения в определении длинного - короткого, широкого - узкого и высокого - низкого брусков. Остальные дети с общим недоразвитием речи (35%) не справились с этим заданием, они путали большой - маленький брусок с длинным - коротким, а высокий - низкий брусок с широким - узким. В следующей серии заданий детям было необходимо узнать и словесно обозначить сенсорные эталоны цвета, формы и величины. В 4 задании детям предлагалось подобрать к пластинам, окрашенным в цвета основного и дополнительного цветового спектра кружки соответствующих цветов. Потом назвать словом цвет кружка и пластины. Дети с нормальным речевым развитием в основном все справились с заданием: 67% детей без помощи воспитателя подобрали и назвали все цвета солнечного спектра; а 33% детей с небольшой подсказкой воспитателя также словесно обозначили все основные и дополнительные цвета. Детям с общим недоразвитием речи в выполнении этого задания понадобилась помощь воспитателя. Из них 37% детей не пользовались подсказками взрослого и назвали все цвета спектра. Затруднения были в назывании розового и голубого цвета. Больше половины детей с общим недоразвитием речи: 53% смогли соотнести кружок определенного цвета с соответствующей пластиной, но при ответе на вопрос воспитателя: «Какой это цвет?» испытывали большие затруднения. 10% детей правильно назвали 5 основных цветов и 2 дополнительных (оранжевый и коричневый).
Затруднение вызвало называние розового, белого, голубого и фиолетового цветов. Из них- 3% назвали только основные цвета. При выполнении 5 задания дети обеих групп: с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи, испытывали небольшие затруднения. Дети с нормальным речевым развитием почти все справились с этим заданием - 50% детей быстро и правильно расположили картинки с изображением предметов определенной формы под рамкой соответствующей геометрической формы, словесно обозначили форму предмета и рамки. 45% детей из группы сделали 1-2 ошибки в назывании некоторых геометрических форм - прямоугольной и овальной, и 5% детей потребовалась подсказка воспитателя в назывании следующих геометрических форм - прямоугольной, овальной и треугольной. Всем детям с общим недоразвитием речи при выполнении 5 задания требовалась помощь воспитателя - 25% сделали 1-2 ошибки в выполнении задания, они спутали квадратную и прямоугольную формы, не смогли обозначить словесно одну геометрическую форму- прямоугольник. 60% детей справились с заданием только с помощью подсказок воспитателя. Они с помощью взрослого смогли соотнести форму предметов, изображенных на картинках, с соответствующей геометрической формой рамки. Не назвали не следующие геометрические формы - овальную, прямоугольную и треугольную. 15% детей группы не справились с заданием (в выборе картинки с предметом определенной формы к соответствующей рамке сделали 4-5 ошибок и не обозначили словесно не одной геометрической формы). При выполнении 6 задания дети с нормальным речевым развитием испытывали затруднения в словесном обозначении величины предмета. 45% детей из группы без помощи воспитателя правильно построили лесенку, ориентируясь только на длину бруска, потом только на ширину бруска и верно обозначили величину предметов словами (длинный, короче, самый короткий брусок). Другие дети группы (55%) при выполнении этого задания сделали 1-2 ошибки в расположении предметов по ширине и высоте, неправильно обозначили словами величину предметов (высокая - большая, широкая - длинная). Дети другой группы (с общим недоразвитием речи) не смогли выполнить это задание самостоятельно, им потребовалась помощь со стороны взрослого. 18% детей правильно расположили бруски по длине, ширине и расставили кукол по высоте, но при этом сделали 2 ошибки в назывании величины предмета словом (короткий - маленький, низкая - короткая). Другие дети (65%) этой группы сделали 2-3 ошибки в расположении предметов по ширине и высоте. Они неверно назвали следующие величины: низкая - короткая, высокая - большая, короткий - маленький. 17% детей группы совсем не справились с этим заданием. В 7 задании детям предлагалось в процессе сравнения двух геометрических фигур (треугольника и квадрата)- подсчета у них углов и сторон словесно обозначить эти геометрические фигуры, правильно употребить окончания слов в своем ответе (Сколько углов у треугольника? У треугольника три угла; У какой фигуры больше углов? У квадрата больше углов, чем у треугольника.) Детям предлагалось также сосчитать разнообразные геометрические фигуры, расположенные по-разному (в ряд, на расстоянии) и в ответе словесно обозначить это количество фигур. Дети с нормальным речевым развитием в целом справились с этим заданием: 65% детей быстро и без ошибок выполнили задание, а 35% детей в ответе на вопросы воспитателя сделали 2-3 ошибки в употреблении окончаний существительных (Сколько углов у треугольника? У треугольников три углов. Сколько треугольников расположено на верхней полоске? Трое треугольников.). Детям с общим недоразвитием речи при выполнении 7 задания потребовалась помощь воспитателя. Из них 15% самостоятельно сравнивали геометрические фигуры между собой, определяли, каких фигур больше (меньше), но при этом испытывали затруднения в употреблении окончаний существительных и числительных (у квадрата угла больше, чем у треугольников; у треугольников трое углов; на верхней полоске расположено пять круга). 85% детей потребовалась помощь воспитателя в подборе и сравнении геометрических фигур. Во время выполнения 8 задания дети из обеих групп испытывали затруднения в измерении разнообразных предметов с помощью условной мерки. В качестве условной мерки была предложена бумажная полоска. % детей с нормальным речевым развитием верно провели измерение длины, ширины и высоты предложенных взрослым предметов. Они словесно обозначили все параметры величины измеряемого предмета. 35% детей группы также справились с измерением предметов при помощи условной мерки, но испытывали затруднения в словесном обозначении величины предмета. Они неправильно подобрали окончания у существительных и числительных (длина стола равна пять мерок; стол высокий, чем стул). У 10% детей группы во время выполнения задания было 4-5 ошибок в правилах выполнения самого измерения, также были ошибки в правильности словесного обозначения величины предметов (ширина стола равна десяти условных мерок; желтый стол длиннее, чем белый). У детей с общим недоразвитием речи задание №8 вызвало затруднения: 12% детей при выполнении задания сделали 3 ошибки в назывании величины измеряемого предмета. Просьба воспитателя сравнить по длине два стола вызвала у детей затруднение в словесном обозначении длины (стол желтый длинный, чем белый; ширина желтого стол равна семи условных мерки). % детей группы при измерении величины предмета с помощью условной мерки, понадобилась подсказка воспитателя. Эти дети не соблюдали определенные правила при измерении с помощью условной мерки, сделали 4-5 ошибок в словесном обозначении величины предметов, неверно употребляя окончания в существительных и числительных (ширина желтый стола равна десяти меркам; желтый стул высокий, чем белый). 38% детей группы не выполнили 8-е задание даже с помощью воспитателя. Во время выполнения задания №9 детям было предложены предметы, одинаковые и различные по цвету, форме и величине для составления задачи-драматизации. Нужно было составить условие задачи, вопрос и решение этой задачи. 50% детей с нормальным речевым развитием справились с этим заданием. Дети придумали условие задачи, вопрос и решение этой задачи, правильно подобрали окончания существительных и прилагательных (На столе лежали 5 красных кубиков. Мальчик положил еще 3 синих кубика. Сколько кубиков стало лежать на столе? Решение задачи: к 5 кубикам прибавить еще 3, будет 8 кубиков). Остальные дети (37%) правильно составили условие задачи, вопрос и самостоятельно решили задачу, но сделали ошибки в грамматическом составлении предложений, (мама принесла в комнату 6 красные высокие стульев, папа принес еще 2 синие низкие стулья. Сколько стульев стало в комнате?). И лишь 13% детей этой группы потребовалась помощь как в составлении условия задачи, вопроса и решения задачи, так и в правильном подборе существительных с прилагательными в единственном и множественном числе. Из детей с общим недоразвитием речи справились с 9 заданием только 10%. Они самостоятельно придумали условие задачи, поставили правильно вопрос и сами решили задачу. Также они правильно согласовывали существительные с прилагательными в единственном и множественном числе, в разных падежах (Филипп придумал такую задачу: «На дерево прилетели 3 большие серые вороны, к ним прилетели еще 4 маленьких коричневых воробья. Сколько птиц стало на дереве?).65% детей с общим недоразвитием речи испытывали небольшие затруднения при составлении самой задачи (условия, вопроса, решения), сделали 2-3 ошибки в согласовании существительных с числительными, прилагательными (Ваня Замятин: «У меня в руке два карандаш…»; Дима Зубков: «Сколько мяча осталась в корзине?»). 25% детей этой группы совсем не справились с заданием. Они не смогли с помощью подсказок воспитателя составить условие, вопрос задачи, не смогли решить составленную воспитателем задачу. Анализируя показатели параметров выполнения тестовых заданий у детей с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи, результаты (в процентах) выражены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ результатов выполнения заданий детьми с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи
Таким образом, исходя из результатов сопоставления двух групп детей (с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи), можно сделать вывод о том, что дети 6-го года жизни с общим недоразвитием речи демонстрируют более низкий уровень зрительного восприятия сенсорных свойств предметов и словесного их называния. Дети с нормальным речевым развитием продемонстрировали более высокий уровень сенсорного восприятия, особенно по заданиям №1, №2, №4, №7 и №8. По сравнительным результатам в таблицах (см Приложение) можно соотнести показатели параметров выполнения заданий уровням сенсорного развития детей (с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи). Результаты показаны в таблице (см Приложение). Исходя из сравнительного анализа уровней сенсорного развития детей с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи, можно сделать следующие выводы: большинство детей группы с нормальным речевым развитием (85%) находятся на высоком уровне сенсорного развития, и лишь 15% детей - на среднем уровне. Показатели сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи ниже: 55% детей находятся на среднем уровне, а 45% -на низком уровне развития. Дети с высоким уровнем в этой группе отсутствуют. Проанализировав количество баллов по тестовым заданиям в каждой из групп (с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи) можно сделать вывод о том, что в большее количество детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи демонстрируют трудности: . В узнавании и сличении величины предметов. . В узнавании, сличении и назывании словом геометрические фигуры. . В узнавании, зрительном соотнесении и назывании словом величины предметов. . В словесном обозначении сравнительных характеристик геометрических фигур. . В измерении предметов с помощью условной мерки и словесном обозначении результатов измерения. На основании проведенного эксперимента, направленного на выявление особенностей усвоения системы сенсорных эталонов детьми 6-го г.ж, с нормальным речевым развитием и детьми с общим недоразвитием речи этого же возраста, можно сделать выводы: У детей с нормальным речевым развитием сформирована система сенсорных эталонов, она соответствует возрастному уровню познавательного развития детей 6 лет. У детей отмечается высокий уровень сенсорного развития, особенно это относится к восприятию сенсорных свойств предметов и явлений: восприятие цвета, геометрических форм; узнаванию и обозначению словом цветов солнечного спектра, геометрических форм. У детей с общим недоразвитием речи в ходе исследования отмечен более низкий уровень сформированности системы сенсорных эталонов. Дети этой группы испытывали затруднения в выделении цвета, величины предметов, как отдельного признака предмета, изображения. Дети с нормальным речевым развитием не испытывали затруднений в обозначении словом сенсорных признаков предметов и изображений, у этих детей наблюдается грамотное построение речевых высказываний, широкий словарный запас слов, обозначающих сенсорные признаки. Дети с общим недоразвитием речи испытывали наибольшие затруднения в обозначении словесно сенсорных эталонов формы и величины, эталонов дополнительных цветов солнечного спектра. У детей этой группы нарушено грамматическое построение речевых высказываний, бедный словарный запас слов-понятий, определений. Дошкольники с общим недоразвитием речи не могут дать характеристику существенным признакам, часто не понимают лексического значения некоторых обозначений сенсорных эталонов. Результаты сопоставления двух групп (с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи) позволяют сделать вывод о том, что дети 6 года жизни с общим недоразвитием речи демонстрируют более низкий уровень сформированности системы сенсорных эталонов, чем дети с нормальным речевым развитием такого же возраста. Таким образом, детей с общим недоразвитием речи условно можно разделить на три группы. К первой группе (10%) относятся дети, у которых уровень сенсорного восприятия соответствует возрастному развитию детей 6 лет, представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины у них полностью сформированы, состояние памяти и внимания у детей находится в норме. Дети этой группы могут грамотно построить свои речевые высказывания, у них богатый словарный запас слов, обозначающих сенсорные признаки предметов. Во вторую группу (60%) входят дети, у которых нормальное сенсорное восприятие. У них сформированы представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины, дети могут выполнить группировку предметов по форме, цвету. Однако у них есть отставание в развитии памяти. У этой группы есть нарушения в грамматическом построении речевых высказываний, словарный запас не соответствует возрастному развитию детей 6 лет. В нем отсутствуют слова, обозначающие сенсорные признаки предметов и изображений. К третьей группе (30%) относятся дети, у которых нарушено сенсорное восприятие. Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, формы и величины не соответствует развитию детей 6-го года жизни. Развитие памяти и внимания находится на более низком уровне развития, чем у детей нормальным речевым развитием. У детей третьей группы есть проблемы в грамматическом и лексическом построении высказываний и составлении отдельных предложений. У этих детей затруднено активное использование слов, обозначающих сенсорные признаки предметов, в произвольном высказывании. В словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие сенсорные признаки величины.
2.3 Методические рекомендации по усвоению системы сенсорных эталонов на занятиях по ФЭМП воспитанниками логопедических групп
Итоги результатов экспериментального исследования, которое проводилось с целью выявления сформированности системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни, позволяют сделать вывод о том, что для успешного усвоения этой системы необходимо создавать специальные условия для детей. Процесс обучения детей с общим недоразвитием речи в целом, и процесс формирования системы сенсорных эталонов в частности, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе. Методика формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по ФЭМП у детей с ОНР 6-го г. ж, строится на комплексном подходе к обучению этих детей. Комплексный подход включает в себя следующие компоненты: - организацию пространственно-развивающей среды; - проведение дидактических игр с математическим содержанием; общение взрослого с детьми в процессе формирования у детей системы сенсорных эталонов; Комплексный подход предполагает формирование знаний о сенсорных эталонах в тесной связи с обучением другим видам деятельности (развитие речи, формирование представлений об окружающем мире, изобразительная, конструктивная и игровая деятельность). Формирование системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи осуществляется: . В повседневной жизни, когда взрослый вовлекает детей в коллективную деятельность с математическим содержанием, в общение друг с другом. . В специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе и предметах окружающего мира, их сенсорных признаках. Эти игры могут проводиться как на занятиях по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей. . В рисовании, лепке, конструировании, трудовой деятельности, при наполнении их математическим содержанием. . В работе по развитию речи - обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из личного опыта, рассказыванию текста арифметических задач, сочинению текста с элементарным математическим содержанием в сюжетно-дидактических играх. Реализация комплексного подхода к формированию системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи включает следующие направления коррекционной работы: . Формирование представлений о себе и предметах окружающего мира - о собственном теле, об объектах окружающей действительности с целью отражения их внешних и внутренних свойств. . Обучение в процессе изобразительных и сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием - восприятию свойств и признаков предметов окружающего мира - действиям с дидактическими игрушками; - отдельным действиям в рамках образа, способствующим раскрытию различных величинных, цветовых представлений; . Обучение различным средствам межличностного общения и развитие речевых функций в играх и игровых упражнениях с математическим содержанием. У детей формируются умения согласовывать действия (с реальными предметами и их моделями), движения рук и глаз со словами педагога; произносить отдельные реплики в ходе сюжетно-дидактических и дидактических игр с математическим содержанием. Особенностью формирования системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Время освоения содержания каждого этапа индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру речевых нарушений у конкретного ребенка. Распределение материала по этапам, учитывая комплексный подход в обучении математическим знаниям, происходит по концентрическому принципу. Предлагаемый для усвоения детьми с общим недоразвитием речи дидактический материал от этапа к этапу усложняется, тема остается прежней, а ее содержание изменяется, постепенно раскрывая предметные, функциональные и смысловые стороны связей между признаками и свойствами. Таким образом, обеспечивается повторность в формировании у детей системы сенсорных эталонов. Это позволяет выработать у них достаточно прочные знания и умения. На первом этапе формирования системы сенсорных эталонов происходит знакомство воспитателя с особенностями развития каждого ребенка, помочь освоить окружающий мир, овладеть элементарными сенсорными представлениями о свойствах и отношениях между объектами. Этот этап является базовым для сенсорного развития детей. На данном этапе можно выделить наиболее значимые задачи по формированию системы сенсорных эталонов: формирование положительного отношения к дидактическим играм; знакомство с пространственными свойствами предметов, формирование перцептивных действий идентификации и группировки; развитие восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина) в дидактических играх и игровых упражнениях; ознакомление с постоянством формы и относительностью размера в процессе конструктивных игр; знакомство с основными цветами в процессе дидактических игр и изобразительной деятельности; формирование умения с помощью взрослого делать простейший словесный отчет о выполненных действиях; Раскрытие задач происходит через организацию игровых упражнений и дидактических игр по сенсорному воспитанию на занятиях по ФЭМП и в свободной деятельности детей: «Подбери ниточку к шарику» - умение различать основные цвета спектра. «Спрячь птичку» - умение подбирать одинаковые по цвету предметы, закрепление в речи названий цветов. «Найди ключ для домика Винни-Пуха» - закрепление представлений об основных геометрических формах. «Поищи и найди такую же» - умение находить одинаковые и различные по форме предметы, ориентируясь на словесное обозначение. «Построй башенку для Пятачка»- умение выделять контрастные величины предметов. «Звери в зоопарке» - умение зрительно различать предметы, разные по величине. На втором этапе формирования воспитатель уделяет наибольшее внимание сюжетно-дидактическим, дидактическим и разнообразным игровым упражнениям с сенсорным содержанием. Работа на этом этапе направлена на расширение, уточнение и закрепление представлений о сенсорных эталонах. На данном этапе формирования системы сенсорных эталонов решаются следующие задачи: формирование умения действовать по образцу, словесной инструкции. ознакомление со способами проверки путем наложения и приложения для определения величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей. обогащение опыта выполнения ориентировочных действий путем выработки умений рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, цвет предметов в окружающей обстановке. формировать умения группировать предметы по форме, величине. Реализация задач второго этапа происходит в следующих дидактических играх и упражнениях: «Запомни и назови»- умение соединять представления о цвете со словом-названием. Цветные клубочки»- умение различать различные оттенки цветов и обозначать их словесно. «Найди похожую фигуру»- умение осуществлять выбор предметов по образцу. «Ключи к замкам»- умение находить одинаковые и разные по форме предметы, ориентируясь на словесное обозначение. «Мебель для трех медведей»- умение сравнивать предметы по величине, располагать их в логической последовательности, называть признак величины словом. «Подберем гномам одежду»- группировка предметов по величине, обозначение признака словом.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.09 с.) |