Тема 3. Проблемы восприятия чужой культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Проблемы восприятия чужой культуры



 

Литература:

1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: КИОРУС, 2014. – С. 108-145.

2. Диспозиция «свой – чужой» в культуре: Монография / Редкол.: В. Т. Титов [и др.]. – Воронеж: Изд.-полигр. центр Воронеж. гос. ун-та, 2007. – 257 с.

3. Новикова И.А., Борзенко И.Л. Нормы и ценности в формировании навыков межкультурного взаимодействия / Новикова И.А., Борзенко И.Л. // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (56). – С. 204-206.

 

20. Дайте определению понятию «социальная категоризация» и опишите ее механизм:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

21. Укажите самый древний способ социальной категоризации:

 а) деление по расовому признаку;

б) деление на этносы и нации;

в) деление на «своих» и «чужих».

 

22. Дайте определение понятию «этноцентризм». Как, по вашему мнению, он влияет / способен влиять на процесс межкультурного взаимодействия?

Приведите примеры

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

23. Приведите в соответствие 2 списка:

 

Установка 1   враждебное или негативное отношение к группе людей, основанное исключительно на принадлежности к иной группе
Предубеждение 2   упрощенные представления о людях, событиях, фактах и отношениях между ними, служащие когнитивными образцами для категоризации мира
Предрассудок 3   состояние душевной и нервной готовности, дающее направление поведению в отношении связанных с... предметов и ситуаций
Стереотип 4   негативная оценка людей, заведомо ложное их осуждение исключительно на основании их принадлежности к иной группе

 

24. Существует пять основных видов предрассудков и связанного с ними дискриминационного поведения. Дайте определения:

1. Расизм – это

_____________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Шовинизм – это

_____________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Сексизм – это

_____________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Гомофобия – это

_____________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Эйджизм – это

_____________________________________________________________________________________________________________________________.

 

25. Что такое этнокультурные стереотипы? Дайте определение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

26. Опишите механизм формирования этнокультурных стереотипов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

27. Заполните таблицу:

 

Название Определение Примеры (слово или фраза)
  Автостостереотип      
  Гетеростереотип      

 

28. Составьте список наиболее распространенных, на ваш взгляд, стереотипов своей культурной группы:

1. ________________________________________________________

2.  ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

4. ________________________________________________________

5. ________________________________________________________

6. ________________________________________________________

7. ________________________________________________________

 

29. На каких стереотипных представлениях основаны следующие анекдоты?

 

v Тонет корабль. Капитан просит пассажиров перебраться в шлюпки, но пассажиры боятся спрыгнуть с борта. Тогда капитан подходит к каждому пассажиру, что-то говорит им на ухо, и все быстро прыгают в шлюпки. Помощник интересуется:

- Капитан, что вы им сказали?

- К каждому свой подход. Немцам я сказал, что это приказ. Американцам сказал, что это патриотично. А русским - что это запрещено.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

v Пришли в кафе русский, француз, американец, китаец и еврей. Каждый заказал по чашечке кофе, и каждому в кофе попалась муха. 

Русский муху выкинул, кофе выпил. 

Француз вежливо извинился, но кофе пить не стал. 

Американец выплеснул кофе в лицо официанту.  

Китаец съел муху, а кофе пить не стал. 

А еврей выпил кофе и стал продавать муху китайцу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

v Если надо что-то сделать — зовите китайцев.

Если надо сделать что-то невозможное — зовите русских.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

v Все инструкции на русском языке должны начинаться со слов: «Ну что, уже сломал?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

30. Какие функции выполняют этнические стереотипы и в чем, по вашему мнению, выражается их влияние на процесс межкультурного взаимодействия? Приведите примеры

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

31. Почему вы считаете свою культуру своей, а чужую чужой? Может ли чужая культура стать для вас своей и при каких условиях?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

32. На основании статьи Н.К. Иконниковой «Механизмы межкультурного восприятия» раскройте особенности каждой фазы U-кривой восприятия

 

U -кривая и ее фазы

 

 


Тема 4. Сущность, формы и элементы межкультурного взаимодействия

Литература:

1. Андрейчук Н.В. Феномен глобализации и проблема культурного разнообразия социума [Электронный ресурс] / Н.В. Андрейчук // Вестник Балтийского университета. – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-globalizatsii-i-problema-kulturnogo-raznoobraziya-sotsiuma

2. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: КИОРУС, 2014. – С. 146-185.

3. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова // Социологические исследования. – 1995. – № 11. – С. 26-34.

4. Гавров С.Н. Взаимодействие культур и поиск новой идентичности / С.Н. Гавров // Вопросы социальной теории. – 2010. –Том IV. – С. 501-505.

5. Гей У. Процессы глобализации и наука глобалистика / У. Гей // Век глобализации. – 2008. – № 1. – С. 23-30.

6. Оксинойд К.Э. Типология организационных культур Герта Хофстеда [Электронный ресурс] / Koнcтaнтин Элиacович Окcинoйд. – Режим доступа:  https://www.cfin.ru/management/people/culture/Hofstede.shtml

7. Основы социокультурной интеграции и адаптации: Учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАО УВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»; сост. М.Е. Попов, С.В. Попова. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 121 с.

8. Ходинова О. С. Интеркультурализм как новая стратегия включения мигрантов в европейскую нацию (на примере Франции) // Власть. – 2019. – Том. 27. – № 1. – C. 170-176.

9. Борисова М.В. Теория и практики интеркультурализма в современном мире / М.В. Борисова // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2014. – № 2(44). – С. 367-374.

10. Гавров С.Н. Взаимодействие культур и поиск новой идентичности / С.Н. Гавров // Вопросы социальной теории. – 2010. –Том IV. – С. 501-505.

 

33. Дайте определение понятию «межкультурное взаимодействие». В чем заключается его сущность?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

34. Дайте определение основным формам взаимодействия культур:

Аккультурация – это _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культурная диффузия – это ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Межкультурный конфликт – это _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

35. Дайте определение и приведите известные вам исторические примеры следующих стратегий и видов взаимодействия культур:

 

Форма Определение Примеры
  Ассимиляция    
  Интеграция    
  Маргинализация    
  Сепарация    
  Сегрегация      
Культурная экспансия    
  Колонизация      
  Дискриминация      
  Геноцид      

 

36. Что означает понятие «стресс аккультурации» («культурный шок»)? Назовите его причины и возможные симптомы. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

37. Заполните таблицу:

 

Тип конфликта Исторические примеры
территориальный    
экономический    
политический    
исторический    
ценностный    
конфессиональный    

 

38. Дайте определение понятиям «диалогическое общение» («диалог») и «толерантность» как основным принципам успешного межкультурного взаимодействия:

 

Диалогическое общение – это ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Толерантность – это___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приведите исторические примеры успешного межкультурного взаимодействия, основанного на этих принципах_______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

39. Согласны ли вы со следующим высказыванием Д.С.Лихачёва: «Культура не имеет границ и обогащается от общения с другими культурами. Национальная замкнутость неизбежно ведёт к обеднению и вырождению культуры»? Обоснуйте свою точку зрения и приведите примеры

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

40. Назовите важнейшие международные нормативные документы ЮНЕСКО, касающиеся вопросов межкультурного взаимодействия, сохранения культуры и культурного многообразия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

41. Расскажите о плюсах и минусах глобализации в контексте межкультурного взаимодействия и сохранения культурного разнообразия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

42. В чем, на ваш взгляд, проявились достоинства и недостатки политики мультикультурализма? Приведите примеры

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.031 с.)