Место заготовительного оборота в системе показателей экономической эффективности, его роль в увеличении прибыли организации в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место заготовительного оборота в системе показателей экономической эффективности, его роль в увеличении прибыли организации в современных условиях



заготовительный оборот прибыль конкурентоспособность

Ведущим показателем, характеризующим экономическую эффективность организации является заготовительный оборот, от него зависят все другие объемные и качественные показатели заготовительной отрасли потребительской кооперации.

Объемы закупок отдельных видов сельскохозяйственной продукции и сырья - главный показатель развития заготовительной отрасли. Они отражают ту часть потребностей народного хозяйства в конкретных видах сельскохозяйственной продукции, которая должна удовлетворяться за счет закупок, проводимых потребительской кооперацией.

Заготовительный оборот в денежном выражении выступает основным, обобщающим объемным (количественным) показателем заготовительной отрасли потребительской кооперации. Он выражает экономические отношения, возникающие при движении сельскохозяйственной продукции из сферы производства в сферу товарного обращения. По своему значению этот показатель заготовительной отрасли аналогичен таким показателям других отраслей, как объем розничного товарооборота для торговли товарами народного потребления, валовая продукция для сельского хозяйства, товарная продукция для промышленности и т.д.

Под заготовительным оборотом понимается стоимостное выражение закупленных сельскохозяйственных продуктов и сырья у населения, фермерских хозяйств и других категорий производителей сельскохозяйственной продукции и сырья Республики Беларусь, отвечающих требованиям стандартов, технических условий и других документов, установленным кондициям и принятых к оплате.

Функции заготовок по системе потребкооперации выполняют: потребительские общества, созданные ими унитарные предприятия, а также унитарные предприятия облпотребсоюозов и Белкоопсоюза.

В состав заготовительного оборота (согласно инструкции о составе и статистическом учете заготовительного оборота в организациях и на предприятиях потребительской кооперации) включаются:

В объеме закупок продукции растениеводства учитываются следующие культуры согласно Общегосударственного классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. №36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь», который размещен на официальном сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь:

1. Картофель;

2. Овощи:

- овощи плодовые (томаты (помидоры), огурцы и корнишоны); культуры луковичные овощные (лук репчатый, лук-батун, лук-порей, чеснок, культуры луковичные овощные прочие);

-  капуста (капуста цветная, капуста кочанная, капуста брюссельская, капуста савойская, кольраби, капуста прочая);

-  корнеплоды овощные (морковь столовая, свекла столовая, сельдерей корневой, редька, редис, пастернак, репа, хрен обыкновенный, петрушка корневая, корнеплоды овощные прочие);

-  овощи бобовые свежие (горох, горошек зеленый, фасоль, чечевица, овощи бобовые прочие);

-  овощи зеленые (ревень, щавель, укроп, петрушка листовая, овощи зеленые прочие);

-  культуры овощные прочие (тыква, кабачки, патиссоны, кукуруза сахарная, баклажаны, перцы, спаржа и другие).

1.1.3. Фрукты:

- плоды семечковые (яблоки, груши, рябина черноплодная, плоды семечковые прочие);

-  плоды косточковые (вишня, черешня, слива, алыча, плоды косточковые прочие);

- плоды ягодных культур (земляника и клубника, малина, ежевика,

-  сухофрукты (яблоки и груши) включаются в общий объем закупок фруктов в свежем виде в соотношении 1:8.

1.1.4. Зерно (пшеница, ячмень, тритикале, рожь, овес, кукуруза, просо и др.

1.2. В объеме закупок дикорастущей продукции учитываются следующие культуры:

1.2.1. Дикорастущие плоды и ягоды, в свежем и сухом виде (в периоде на свежие) (черника, клюква, брусника, голубика, яблоки и груши (дичка), ежевика, рябина обыкновенная, и др.).

При переводе количества дикорастущих плодов и ягод, закупленных в сушеном виде, в свежие следует руководствоваться следующими нормами: на 1 т сушеных ягод, плодов расходуется 8 тонн сырья, а для плодов яблони дикой, груши (дички) - 5 тонн сырья.

. Грибы

(грибы лисички, грибы моховики, грибы шампиньоны, грибы вешенки, грибы белые, грибы прочие) заготавливаются в свежем и сухом виде в переводе на свежие.

Перевод сухих грибов в свежие производится из расчета: 1 тонна сухих грибов равна 10 тоннам свежих грибов.

. Мед натуральный.

1.3. В объеме закупок растительного сырья учитываются:
Лекарственные растения: аир, багульник, бессмертник, береза (почки, листья, гриб чага), боярышник, брусника, валериана, василек, кора дуба, зверобой, крапива, калина, крушина, ландыш, липа, лопух, мать-и-мачеха, мяча, малина, одуванчик, облепиха, папоротник, подорожник, полынь, пустырник, почки сосны, ревень, ромашка, рябина, толокнянка, тысячелистник, фиалка, череда, чистотел, черемуха, шалфей, шиповник, сушеная ягода (рябины, смородины, черники) и другие виды сырья, содержащие фармакологические активные вещества н оказывающие то или иное терапевтическое действие на организм.

Технические культуры: рапс, льносемя и др. возделываемые растения, имеющие технические свойства и дающие сырье для промышленности.

При этом сушеные черника, рябина, смородина не включаются в показатели по дикорастущей продукции (свежая ягода), т.е. отражаются в отчете единожды.

1.4. В объеме закупок продукции животноводства учитываются:

1.4.1. мясо и мясопродукты (мясо крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, овец, коз, птицы, кроликов, нутрий, диких животных, как в живом, так и в убойном весе).

Мясо и мясопродукты с отклонением от установленных кондиций и тощее (нестандартное) мясо, пригодное к использованию в пищу включается в объем заготовок в натуральном и стоимостном выражении.

Мясо, пригодное согласно правилам санитарной экспертизы только для скармливания для животных, включается в заготовительный оборот в стоимостном выражении в прочие продукты, и в объем закупок мясопродуктов не засчитывается.

При пересчете в живой вес применяются следующие коэффициенты: по говядине, телятине, конине-1.8: баранине, козлятине: первой категорим-2.1; второй-2.2; свинине: жириой-1.35, мясной-1.55; мясу кроликов: первой катсгории-2.0, второй-2.1; мясу нутрий-1.9; мясу птицы-1.2.

Субпродукты 1 категории включаются в объем заготовок мяса по пересчету с коэффициентом-1.0, а субпродукты II категории-0.3.

В объем закупок включается пес закупленного скота, поставленного па откорм в подсобных хозяйствах потребкооперации. Привес, полученный от откорма скота в объем закупок мяса не включается.

. кожевенное сырье, в том числе нестандартное, шкурки кроликов (в штуках), пушно - меховое сырье (в стоимостном выражении), молоко (в тоннах).

Кожевенное, пушно-меховое и прочее животноводческое сырье, получаемое на скотоубойных пунктах, бойнях и мясокомбинатах не системы потребительской кооперации от. убоя скота, поставляемое организациями потребительской кооперации на давальческих началах, включаются в объем закупок на основании справок боен и мясокомбинатов о количестве оприходованного сырья.

. В объеме закупок вторичного сырья учитываются:

1.5.1. Лом черных и цветных металлов.

В общий объем закупок лома черных и цветных металлов включается металлолом, закупленный у населения в соответствии с требованиями Положения о порядке закупки лома и отходов черных и цветных металлов у населения (граждан), - утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2006 года №1331.

Запрещается закупать лом черных и цветных металлов у юридических лиц независимо от форм собственности.

Заготовки лома черных и цветных металлов в статистической отчетности учитываются по моменту их поступления от населения на склады райпо, унитарных предприятий на основании закупочных ведомостей (квитанций), установленной формы.

1.5.2. Макулатура.

В объем закупок макулатуры включаются отходы бумаги и картона, закупаемые организациями потребкооперации у населения, школ и организаций всех форм собственности.

1.5.3. Вторичные текстильные материалы.

Вторичные текстильные материалы подразделяются на 2 группы: бытовые отходы потребления (тряпье) и промышленные отходы. Заготовки данного сырья осуществляются согласно действующим техническим условиям и санитарным правилам по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке этого сырья.

У населения закупается шерстяное, полушерстяное, хлопчатобумажное и льняное тряпье, мешковина, крученые и стеганые изделия.

К промышленным отходам относятся обрезки тканей, нитей, трикотажа, пузанки, подмети.

1.5.4. Стеклобой.

В объем стеклобоя включаются отходы, образующиеся у предприятий стекольной, пищевой и других отраслей промышленности, а также населения и подразделяется на следующие группы: бесцветный тарный, полубелый тарный, полубелый листовой, зеленый тарный, коричневый тарный.

Не допускается заготовка смешанного из различных групп стеклобоя.

1.5.5. Вторичные полимерные материалы.

В объем закупок включается сырье полимерное необработанное, представляющее собой вышедшие из употребления изделия из полиэтилена, полиамида, поливинилхлорида, полистирола, полиэфира, полипропилена, по-лиэтиленетерефталата и др. полимеров, частично или полностью утратившие спои свойства и предназначенные для переработки.

. К прочим продуктам и сырью относятся: рыба свежая (речная и прудовая), орехи, семена подсолнечника, цветы, семена овощных культур, лук-севок, картофель семенной, саженцы плодовых деревьев и кустарников, виноград, изделия народных промыслов (метлы, веники, корзины и так далее), сычуги, кишечное сырье, скотоволос, шерсть, кость, яйца, резиносо-держащие отходы (включая изношенные шины), прочее и отражаются в стоимостном выражении. Нестандартная плодоовощная продукция и картофель включаются в заготовительный оборот в прочие в стоимостном выражении.

2. В состав заготовительного оборота не включается:

1. Сельхозпродукция, полученная от заготовительных организаций, дикорастущая продукция, полученная от лесхозов и лесничеств.

2. Мясо птицы и яйцо, поступившее от птицефабрик.

3. Отгрузка продукции организациями, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции и другими производителями непосредственно потребителям (транзитные отгрузки) без участия организаций потребительской кооперации в расчетах.

Заготовительный оборот используется для определения целого ряда качественных показателей хозяйственной деятельности заготовительных организаций: производительности труда, уровней дохода и расхода от реализации, фонда заработной платы, рентабельности, фондоотдачи и т.д.

Он является важнейшим показателем формирования фонда премирования заготовительных работников, с учетом его устанавливаются штат аппарата управления организации, потребность его в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

Успех предпринимательства в заготовительной отрасли потребительской кооперации, финансовая устойчивость и конкурентоспособность, получение ожидаемых доходов и прибыли зависят, в основном от двух факторов:

- Объема и товарного состава заготовительного оборота (оборота реализации);

-  Рационального использования производственных факторов, которыми располагает заготовительная организация.

Хотя заготовительный оборот и характеризует реальную сумму стоимости закупленной продукции, его общий объем не отражает конечных результатов ни в сельском хозяйстве, ни в заготовительной отрасли потребительской кооперации.

К другим недостаткам, присущим этому показателю, относится то, что общая сумма оборота не всегда сопоставима по отдельным заготовительным организациям, в динамике и с планом. Это обусловлено существенными различиями в товарной и социальной структуре оборота, формах товародвижения, а так же направлениям и уровнем развития сельского хозяйства. Поэтому одним из важнейших количественных показателей заготовительной отрасли является объем реализации сельскохозяйственных продуктов и сырья.

Классификация заготовительного оборота показана в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Классификация заготовительного оборота

Классификационные признаки Виды заготовительного оборота
По формам товародвижения Складской Транзитный
По источникам поступления продуктов и сырья Закупки у общественных сельхозпроизводителей Закупки у населения и фермерских хозяйств
По звеньям Заготовительный оборот Белкоопсоюза Заготовительный оборот облпотребсоюзов Заготовительный оборот райпо Заготовительный оборот унитарных предприятий Белкоопсоюза Заготовительный оборот обособленных самостоятельных предприятий Заготовительный оборот отдельных нехозрасчетных структурных подразделений (заготовительных пунктов, складов и магазинов - заготовительных пунктов)
По видам продуктов и сырья Закупки продукции растениеводства (картофель, овощи, плоды, ягоды и т.д.) Закупки животноводческой продукции (мясо, птица, молоко, молочные продукты, яйца) Закупки животноводческого сырья (кож по видам скота, пушно-мехового сырья, шерсти, кишечного сырья) Закупки дикорастущих грибов, ягод и лекарственно-технического сырья Закупки вторичного сырья (лом черных и цветных металлов, макулатура, тряпье и др.) Прочие виды продукции
По отрасли деятельности Закупки предприятиями торговли Закупки предприятиями кооперативной промышленности Закупки предприятиями общественного питания Закупки заготовительными предприятиями Закупки торгово-закупочными организациями рынков

Показателями заготовительного оборота являются:

- объем заготовительного оборота в стоимостном выражении;

-  объемы закупок отдельных видов продуктов и сырья в
натуральном и стоимостном выражении;

-  структура заготовительного оборота по видам продукции, составу, в процентах;

-  показатели, характеризующие процент выполнения плана, темпы роста и прироста заготовительного оборота в целом и по отдельным видам продукции, в процентах.

Заготовительный оборот используется для определения целого ряда качественных показателей хозяйственной деятельности заготовительных организаций: производительности труда, уровней дохода и расхода от реализации, фонда заработной платы, рентабельности, фондоотдачи и т.д.

Он является важнейшим показателем формирования фонда премирования заготовительных работников, с учетом его устанавливаются штат аппарата управления организации, потребность его в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

Если заготовительный оборот характеризует объемы деятельности «на входе» сельскохозяйственной продукции в заготовительную отрасль, то оборот по реализации характеризует итог продвижения сельскохозяйственной продукции «на выходе» из нее.

Оборот по реализации - это сумма стоимостей всей реализованной заготовительной организацией (предприятием) сельскохозяйственной продукции и сырья как на внутреннем рынке республики, так и за ее пределами в течение определенного периода в стоимостном выражении по отпускным или розничным ценам.

Этот показатель наиболее полно, чем заготовительный оборот, характеризует результат деятельности заготовительной организации. Он в сравнении с заготовительным оборотом показывает, в полном ли объеме реализована закупленная продукция, пользуется ли она спросом, не залеживается ли на складах, имеются ли потери и т.п.

Этому показателю в практике хозяйственной деятельности кооперативных заготовительных организаций и предприятий следует уделять больше внимания. Некоторые ученые высказывают мнение о том, что необходимо принять оборот по реализации в качестве основного оценочного показателя, с использованием которого производить расчеты качественных показателей хозяйственной деятельности (уровней доходов и расходов, рентабельности, фонда заработной платы, производительности труда и др.), отказавшись при этом от заготовительного оборота в качестве основного. Это позволит придать главенствующую роль сбыту продукции и обеспечению получения прибыли от нее, сокращению товарных потерь, отходов и расходов.

Наиболее сложным и важным показателем деятельности заготовительной организации является прибыль, а так же обоснование получения необходимой суммы ее как одного из показателей стратегической цели деятельности коопзаготпрома при одновременном расчете объемов заготовительного оборота и оборота по реализации, обеспечивающих ее получение.

В зависимости от особенностей деятельности выделяют жизненно необходимые и желаемые цели. Желаемая цель работы любой организации - это получение максимальной прибыли. Но для заготовительных предприятий потребительской кооперации, как и всех отраслей деятельности системы потребительской кооперации, главной целью является выполнение социальных задач по обслуживанию сельских жителей и удовлетворению их спроса на сельскохозяйственную продукцию. Поэтому максимизация прибыли не может быть для этих предприятий главной целью, так как она будет достигаться в ущерб интересам сельских жителей. В связи с этим стратегической целью, наряду с решением социальных задач на селе, для предприятий потребительской кооперации должно являться получение в результате хозяйственно-финансовой деятельности необходимой суммы прибыли, обеспечивающей устойчивое финансовое состояние предприятий и укрепление их конкурентоспособности.

В экономической теории и практике в зависимости от метода исчисления оперируют следующими понятиями (видами) прибыли:

- Экономическая прибыль - это разность между полученной выручкой (валовыми доходами) и экономическими издержками. Экономические издержки плюс экономическая прибыль представляет собой сумму валовых доходов.

-  Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой (валовыми доходами) и бухгалтерскими (явными) издержками. Бухгалтерская прибыль тождественна балансовой прибыли (прибыли отчетного периода) и прибыли от реализации товаров.

-  Прибыль от реализации определяется как разность между валовыми доходами от реализации сельскохозяйственной продукции и сырья и издержками обращения.

-  Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.

-  Реальная прибыль - это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Она характеризует покупательную способность предприятия.

-  Минимальная, нормальная, целевая и максимальная прибыли связаны с планируемым объемом деятельности, достижение каждой из них означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности, прибыльности.

Минимальной считается такая прибыль (Пmin), которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период:


, (1)

 

где К - величина вложенного капитала;

МРР - минимальный уровень рентабельности;

Сп - ставка налога на прибыль в соответствии с действующим законодательством (в настоящее время она равна 24%).

Объем деятельности, соответствующий минимальной прибыли, определяется по формуле.

  (2)

 

Нормальная прибыль соответствует средней норме прибыли на капитал (НПК);

 

  (3)

 

Недополученная прибыль (издержки упущенных возможностей) - денежные доходы, которые могло бы получить предприятие (фирма) при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов.

Налогооблагаемая прибыль это та часть прибыли, которая в соответствии с действующим законодательством подлежит обложению налогом. Сумма налога, перечисляемого в бюджет, определяется путем умножения ставки налога на объем налогооблагаемой прибыли и деления на 100.

Прибыль отчетного периода включает прибыль от реализации и других видов деятельности, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, представляем

собой чистую прибыль за вычетом налогов и отчислений, производимых из чистой прибыли.

В современных условиях для наращивания прибыли необходимо использовать другие формы, открытые в ходе рыночных преобразований, базирующиеся на проведении расчетов эффективности сделок, затрат с точки зрения конечных финансовых результатов. Среди них основными являются:

формирование ассортимента с учетом рентабельности товаров;

Торгово-заготовительные предприятия сталкиваются с необходимостью выбирать товары при определении оптимальной партии и цены закупки товаров, расходовании средств на осуществление сделки. Размер чистой прибыли, которую должно получить предприятие можно определить по формуле:

 

ЧП = (Цп - Цз)*К*(100-НДС) - РОК*(100-Сн)/100, (4)

 

где, ЧП - чистая прибыль;

ЦЗ - цена закупки;

ЦР - цена реализации;

К - кол-во закупленного товара;

НДС - налог на добавленную стоимость (также нужно учитывать другие отчисления из выручки);

РОК - затраты;

Сн - средний уровень налогов и обязательных платежей в процентах к балансовой прибыли.

Для оценки эффективности работы заготовительной орагнизации недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность - тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям.

Показатель рентабельности - синтетический показатель, отражающий различные стороны деятельности торговых и производственных предприятий за определенный период и представляет собой отношение суммы балансовой (чистой) прибыли к одному из показателей: объему реализации, себестоимости, средней стоимости основных и оборотных средств предприятия, расходам на оплату труда и т.д. Причем показатели могут рассматриваться как по предприятию в целом, так и по отдельным службам, филиалам, структурным подразделениям и т.д. Рентабельность предполагает наличие у предприятия определенной конкурентной позиции: положение на рынке относительно других предприятий-конкурентов в отрасли, характеризующаяся величиной рыночной доли, которая в свою очередь непосредственно зависит от эффективности работы предприятия, мобильности в управлении ресурсами, конкурентоспособности выпускаемой продукции и т.д. Рентабельность также зависит от динамики рыночной доли, объема реализуемых товаров, емкости географического рынка, доли экспорта в производстве, себестоимости конечной продукции. Кроме того, она зависит от сферы конкуренции: совокупности рыночных сегментов, на которых собирается работать предприятие, набора приобретаемых конкурентных преимуществ (преимущество в издержках, отрасли, в которой приходится работать, дифференциация, фокусирование), типа выбранной конкурентной стратегии, структуры предприятию.

Основными показателями рентабельности являются:

1. рентабельность заготовительной деятельности (окупаемость затрат), равная отношению балансовой прибыли к сумме затрат связанных с закупками и реализацией товаров. Данный показатель показывает, сколько предприятие имеет прибыли на 1 рубль затрат на производство и реализацию товаров;

2. рентабельность продаж, равна отношению балансовой прибыли предприятия к сумме полученной выручки от реализации сельскохозяйственной продукции и сырья (выручка - брутто). Он показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль выручки - брутто;

.   рентабельность капитала, равна отношению балансовой (чистой) прибыли предприятия к среднегодовой стоимости инвестируемого капитала (собственный и заемный оборотный капитал и основные фонды предприятия). Уровень рентабельности капитала характеризует эффективность управления ресурсами предприятия: эффективность работы производственно - управленческого персонала. Показатель зависит от 3-х факторов: изменение структуры реализации продукции, средних цен реализации, себестоимости.

Таким образом, в ходе оценки рентабельной деятельности предприятия основными задачами являются:

- систематический контроль за выполнением планов заготовок и реализации продукции, а также получения прибыли;

-  определение влияния факторов на величину прибыли и конечные финансовые результаты деятельности предприятия;

-  выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности;

-  разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Все вышеизложенное свидетельствует, что экономический анализ заготовительного оборота и прибыли имеет важное значение для объективной оценки всей хозяйственной деятельности заготовительных организаций, эффективности и качества их работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.061 с.)