Социальная защита в Советский период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная защита в Советский период



1917 год открыл новый этап развития социальной помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

14 ноября 1917г. был создан Народный Комиссариат государственного призрения (НКГП) России. Комиссаром общественного призрения была назначена А.М. Коллонтай. На Наркомат возлагалось попечение об инвалидах войны, их семьях, пожилых, несовершеннолетних, охрана материнства и младенчества.

Так, анализ документов показывает, что в 1917-1918 годах были приняты такие важные законодательные акты, как Декреты ВЦИК от 22 декабря 1917г. «О страховании на случай болезни» и от 31 октября 1918г. «Положение о социальном обеспечении трудящихся», которыми предусматривалось бесплатное оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи, родовспоможения, устанавливались пенсии и пособия на случаи временной нетрудоспособности, утраты трудоспособности, увечья, по старости и т.д., а также пособия по безработице.

30 апреля 1918 года Народный Комиссариат государственного призрения был переименован в Народный Комиссариат социального обеспечения (НКСО). Определены основные направления деятельности: охрана материнства и младенчества, работа в детских домах, обеспечение несовершеннолетних, обвиняемых в противоправных действиях, выдача продовольственных пайков, обеспечение увечных воинов, медицинская помощь.

Средства на социальное обеспечение складывались в основном из взносов предприятий и учреждений государственного и частного характера, составляя единый Всероссийский фонд социального обеспечения. С апреля 1919г. государство взяло на себя финансирование основной части расходов по социальному обеспечению.

С начала 20-х годов было введено социальное страхование всех лиц, занятых наемным трудом на государственных, кооперативных и частных предприятиях и в учреждениях. Система страхования обеспечивала размер пособий, достаточный для поддержания среднего уровня жизни страхуемых. Если в 1923г. пособие при временной потере трудоспособности составляло 65,3% фактического заработка, то с января 1924г. оно выделялось уже в размере полного заработка.

В 1927 г. впервые было введено пенсионное обеспечение по старости.

К концу 1920 года в ведение НКСО было передано обеспечение безработных. С середины 20-х и, особенно, в начале 30-х годов был взят курс на ликвидацию массовой безработицы. В этот период предпринимаются попытки создания системы социальной защиты безработных. Так, всем временно оставшимся без работы из средств государственного социального страхования, а также из средств профсоюзов и других общественных организаций оказывалась материальная помощь.

Кроме того, в целях сокращения безработицы на предприятиях увеличивалась сменность производства (2-3-х сменная работа), поощрялось развитие мелкой и ремесленно-кустарной промышленности, расширение старых и строительство новых заводов, организация общественных работ, особенно для неквалифицированных рабочих.

Многое делалось для ликвидации безграмотности, оказания помощи старикам и инвалидам, проводилась работа с беспризорными подростками. Расширялась сеть медицинских учреждений бесплатного медицинского обслуживания, увеличивалось число женских и детских консультаций, молочных кухонь.

К началу 40-х годов, благодаря целенаправленной деятельности по увеличению общественного фонда потребления и использованию его средств, стало снижаться число эпидемий, заболеваний, связанных с условиями труда и быта, сократилась смертность населения. Работающим женщинам предоставлялись полностью оплачиваемые отпуска по беременности в до- и послеродовый периоды, открывались дома отдыха и санатории для трудящихся.

23 марта 1946г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Наркомат социального обеспечения РСФСР был преобразован в Министерство социального обеспечения РСФСР. При нем успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей, потерявших родителей, детей, чьи родители были лишены родительских прав и другие. Социально-педагогическая работа проводилась в школах и по месту жительства.

В послевоенный период (конец 50-х - начало 60-х годов) государство много делало для развития народного образования и здравоохранения, социально-культурной сферы, охраны труда и техники безопасности, сети детских садов и яслей. Вводились пособия матерям и стипендии учащимся.

В конце 60-х - начале 70-х годов особое внимание уделялось развитию общественного фонда потребления, почти половина средств которого расходовалась на удовлетворение социальных потребностей, около 40% - на материальное обеспечение нетрудоспособных, 10% - на оплату отпусков. В этот период была создана единая система пенсионного обеспечения. В 1971 году на колхозников был распространен порядок исчисления пенсий, установленный для рабочих и служащих.

Пенсионный возраст для мужчин составил 60 лет, для женщин - 55 лет. Чуть ранее, в 1970г., стало единым и социальное страхование членов колхозов, рабочих и служащих.

В 1968г. был на пять лет снижен возраст для назначения пенсий по старости инвалидам войны, увеличены размеры пенсий инвалидам I и II групп, выдаются пенсии инвалидам III группы, установленной вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

К концу 70-х годов были определены дополнительные льготы по пенсионному обеспечению отдельных категорий работников ряда отраслей народного хозяйства, в том числе повышены минимальные размеры пенсий. Были увеличены нормы расходов на питание и приобретение медикаментов в домах-интернатах для инвалидов и престарелых; расширена сеть специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов; введены дополнительные льготы по отпускам, пособиям и условиям труда для женщин, имеющих малолетних детей. Усилилось обеспечение многодетных семей за счет общественных фондов потребления (покрытие расходов на образование, воспитание и содержание детей).

В этот период, с помощью общественных организаций, для детей и подростков создавались различные клубы по интересам, были открыты спортивные школы, дальнейшее развитие получили музыкальные, балетные, художественные студии, кружки технического творчества.

В начале 80-х годов реализовывались крупные мероприятия по оказанию помощи семьям, имеющим детей, и работающим матерям. Для женщин-матерей был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, увеличивались единовременные пособия по случаю рождения ребенка, повышались нормы расхода на питание в дошкольных учреждениях и школах-интернатах, вводилось бесплатное обеспечение учащихся общеобразовательных школ учебниками, принимались меры по улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны, инвалидов, увеличению минимальных размеров пенсий, были введены дополнительные надбавки к пенсиям за непрерывный стаж работы.

В таблице представлены сравнительные данные о расходах СССР и других стран на социальную защиту к произведенному национальному доходу:

Страна 1965 1970 1975 1980 1983
СССР 7,8 8,0 12,1 9,9 10,0
Великобритания 11,7 13,7 16,0 17,3 20,5
Франция 15,8 15,3 24,1 26,7 29,4
ФРГ 16,6 17,1 23,7 24,0 24,3
Швеция 13,8 18,6 25,0 31,9 33,3

Тем не менее, в Советском Союзе социальная работа в ее современном понимании не проводилась. Отдельные аспекты этой деятельности реализовывали педагоги, медики, социологи, представители профсоюзов, работники отделов кадров и органов социального обеспечения, культработники и организаторы досуга. Помощь на дому инвалидам, престарелым, больным, социальный патронаж оказывали работники здравоохранения, органов социального обеспечения, организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Другие виды социальной работы - с семьей, с женщинами, отдельными индивидами, испытывающими трудности социального характера, осуществляли члены общественных организаций и, прежде всего, профсоюзных комитетов, а с середины 80-х годов - женсоветы. Называлась эта работа общественной, проводилась в нерабочее время и не оплачивалась.

В конце 80-х годов начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней пострадала и централизованная система социальной защиты. Тяжелая экономическая ситуация на большинстве промышленных предприятий способствовала фактическому разрушению ведомственной системы социальной защиты. Практически прекратила свое существование система бесплатного распределения жилья.

Реформирование социальной защиты было продолжено в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития Российской Федерации.[18]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.009 с.)