Формирование и деятельность III и IV Государственной думы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и деятельность III и IV Государственной думы



 

В результате введения нового избирательного закона была создана III Дума, уже более послушная царю. В ней резко сократилось число оппозиционно настроенных самодержавию депутатов, Зато увеличилось число верноподданных избранников.

III Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. Состоялось пять сессий, эта Дума была значительно правее двух предыдущих. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В III Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 11. (6, С.540)

Государственная дума третьего созыва законодательно закрепила пути реформирования народного образования в России, стоявшей на пути интенсивного культурно-духовного подъема.

Главной темой обсуждения стал вопрос о введении в стране всеобщего начального образования. Министерство просвещения намеревалось создать в стране единую сеть начальных народных училищ, узаконить четырехлетний срок обучения, снизить число учащихся на одного учителя. (7, С.322)

Депутаты обсуждали проблему грамотности взрослого населения страны. Предлагалось создать вечерние и воскресные классы для желающих расширять профессиональные знания, повышать общее образование. (7, С.325)

Работа думцев отличалась широтой обсуждаемых вопросов: сохранение культурных ценностей в музеях, архивах, библиотеках.

Выступая за поворот российской государственности на путь конституционной монархии, лидеры октябристского большинства Думы исключительное внимание уделяли и культурно-образовательной сфере.

Пятая, заключительная сессия третьего созыва Думы подвела логическую черту под всей ее работой. Но главный вопрос - о путях и средствах введения в стране всеобщего начального образования - продолжал оставаться нерешенным. (7, С.326)

Одновременно были приняты законопроекты, положившие начало резкому увеличению сети начальных и средних учебных заведений во всех местностях Российской империи, позволившие улучшить положение, активизировать школьное правительство. В целом, создав нормативно-правовую базу для введения в стране всеобщего начального обучения, Государственная дума приступила к решению вопроса о реформировании средней школы, тем самым, показав преемственность своей законодательной деятельности. (7, С.328)

III Государственная дума утвердила многочисленные законопроекты правительства, направленные на усиление администрации, полиции, жандармерии, увеличение ассигнований на строительство тюрем. Ею были приняты аграрные мероприятия Столыпина, направленные на землеустройство, переселенческую политику, расширение деятельности Крестьянского банка. Подавляющее большинство этих законопроектов были выдвинуты по инициативе министерств и главных управлений. Законодательная инициатива самой Думы была ничтожной: ею было выдвинуто 205 второстепенных проектов, (часть их была отклонена Николаем II, Государственным советом, похоронена в различных комиссиях).

Ежегодно Дума утверждала бюджеты государства. За пятилетие военный бюджет России возрос на 51%.

Одной из форм работы Думы были думские запросы. 45% всех внесенных в III Думу запросов исходило от социал-демократической фракции. (11, С.228)

Таким образом, III Дума единственная из всех Дум периода думской монархии, исчерпала срок своих полномочий и прервала свою деятельность 9 июня 1912 года. За это время ею было принято свыше двух тысяч законопроектов, в том числе аграрные законы Столыпина, существенно увеличены ассигнования средств на народное образование, поддержаны меры по реорганизации армии и флота.

Заседания IV Государственной думы открылись 15 ноября 1912. Председателем Думы на протяжении пяти лет (до 25 февраля 1917 года) был октябрист В.М. Родзянко. IV Дума обсуждала законопроекты, рассматривала и утверждала государственные росписи доходов и расходов, обсуждала запросы членов о незаконных действиях властей. В процессе деятельности Думы было создано 36 постоянных и временных комиссий.

IV Государственная дума по своему составу не намного отличалась от своей предшественницы. Снова, как и в III Думе, сложились два большинства: правооктябристское (286 депутатов) и октябристы, кадеты и национальные буржуазные партии (229 депутатов).

Мировая война, в которую вступила Россия в 1914 г., вызвала мощный патриотический подъем, внеся существенные коррективы в общественно-политическую ситуацию в стране. Партии и общественные организации за исключением социал-демократов выразили доверие правительству и отказались от оппозиционной деятельности. Дума в свою очередь также продемонстрировала полное единство фракций с правительством. Депутаты Думы единогласно проголосовали за военные кредиты. (5, С.209)

г. стал переломным в отношениях между верховной властью и народным представительством, выражавшим явное недовольство действиями правительства. На фоне неудач, на фронте, падения авторитета царской четы в связи с распутинщиной (император окружал себя людьми бездарными, в том числе лицами с сомнительной репутацией), призывы главы правительства И.Л. Горемыкина летом 1915 г. к единению Думы с правительством натолкнулись на резкую критику социал-демократов, трудовиков и вызвали явную оппозиционность со стороны буржуазных фракций. Одновременно кадетская фракция во главе с П.Н. Милюковым провела напряженную работу по скреплению образовавшегося в Думе оппозиционного большинства без крайне левых и крайне правых, получившего название «Прогрессивный блок», в который вошли 236 депутатов из 442. Главным требованием блока было образование министерства общественного доверия, под которым блокисты подразумевали правительство, состоявшее из честных и компетентных бюрократов, способное руководить страной в условиях войны и разрухи. Предусматривались также изменение приемов управления, свобода вероисповедания, пересмотр земского положения, меры по поддержанию социального мира и т.д. Программа блокистов была попыткой возвращения к либеральному варианту реформ.

Для императора же переход в оппозицию большинства членов Государственной думы и части членов Государственного совета стал поводом для возврата к старым формам правления. Так, 23 августа 1915 г. он объявил себя Верховным главнокомандующим, и значительное время проводил в разъездах, в Ставке, предоставив фактически функции соправителя императрице Александре Федоровне. Именно по ее настоянию был объявлен указ о перерыве работы Думы.

сентября 1915 г. после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 г. Николай II предпринял некоторые шаги к примирению с Думой: сместил с поста премьер-министра И.Л. Горемыкина, а в начале февраля впервые сам явился в Думу. Однако одновременно с этим он провел серию мероприятий, направленных на установление в стране военной диктатуры: готовилось введение военного осадного положения, повседневной предварительной цензуры и т.д. В исполнительной вертикали власти продолжалась так называемая министерская чехарда. С осени 1915 г. сменилось 4 председателя Совета министров, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра. (5, С.210)

декабря 1916 г. она была вновь распущена за участие в дворцовом перевороте. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 г. в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля Дума опять распущена и больше официально не собиралась, хотя формально и фактически существовала. (6, С.541)

Таким образом, Государственная дума первых двух созывов просуществовала недлительный период. Большинство заседаний I и II Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете, подобные конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 г. самодержавие произвело государственный переворот, изменив закон о выборах и распустив II Думу.

III Дума, единственная из всех Дум, исчерпала пятилетний срок своих полномочий. Благодаря новому избирательному закону правительству удалось получить состав Думы, опираясь на который власть могла маневрировать и достигать поставленных целей. За это время было принято свыше двух тысяч законопроектов.

IV Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун мировой войны. В этих условиях вновь усилились противоречия между народными представителями и верховной властью.

 


КРАХ ДУМСКОЙ МОНАРХИИ

В начале 1917 г. всеобщее недовольство властью привело к революционному взрыву в столице империи - Петрограде. Это было началом Февральской революции. Одним из последних стал императорский указ от 27 февраля 1917 г. об отсрочке думской сессии. Дума подчинилась указу императора, однако, собравшись на частное совещание, депутаты образовали Временный комитет Государственной думы, в который вошли руководители думских фракций за исключением большевиков и крайне правых. Его председателем стал председатель Государственной думы М.В. Родзянко. Основной заботой комитета было сохранение легитимности власти. Прежде всего, комитет предпринял попытку спасти монархию, заменив одного царя другим. Попытка провалилась. Тогда по соглашению с Петроградским советом Комитет сформировал Временное правительство, в руки которого и перешла власть.

Система государственного управления при этом не изменилась - сохранялись министерства и другие ведомства, однако массы, политические партии стали активно вмешиваться в государственное управление. Дальнейшие события развернулись вокруг выбора пути, по которому пойдет государство. Начался особый этап отечественной истории, завершившийся образованием советской системы государственного управления. (5, С.211)

В феврале 1917 г. история вынесла окончательный вердикт думской монархии в России. Царь и Дума ушли с исторической сцены одновременно. Позади остался 12-летний отрезок российской истории, когда основным был вопрос об установлении нового демократического порядка, одного из первостепенных условий развития страны по пути прогресса.

Россия так и не стала парламентарным государством. Причин тут множество. Не только власть должна была тогда понять, что всякая борьба с умеренными элементами, которым она сама предоставила решающую роль в народном представительстве - переворот 3 июня 1907 г., есть нелепое поощрение революционных течений. Образованный класс также должен был понимать, что после введения народного представительства и осуществления гражданских свобод опасность политической свободе и социальному миру угрожает со стороны не столько исторической власти, сколько тех элементов общественности, которые во имя радикальных требований желают продолжать борьбу с исторической властью.

Значительная доля вины за неудачу конституционного опыта в России лежала на российском либерализме и его главной политической партии - партии кадетов. Глубоко ошибочной была позиция кадетов в I Государственной думе, вылившаяся в острый конфликт Думы с правительственной властью. Партия кадетов, встав не на конституционный, а на революционный путь, резко оттолкнула протянутую ей правительством руку и проиграла дело. В немалой степени этому способствовало и отношение к кадетам самой власти, для которой либерал, говорящий о конституции, казался не менее опасным, чем анархист, ибо в отличие от анархиста-мечтателя он говорил о конкретной, позитивной программе преобразований. Во II Думе в связи с отходом части кадетов от революционной идеологии и продвижением правых к центру намечался здоровый процесс образования либерального рабочего центра, были созданы условия для серьезной конструктивной работы. С этой точки зрения роспуск II Думы был большим политическим несчастьем для России и ошибкой правительства.

Тактические просчеты и идейные ошибки кадетской партии дополнялись трагическим противостоянием кадетов, оказавшихся перегруженными соседями слева, с другой либеральной партией - партией октябристов. Сближение этих партий, чье сходство было сильнее вражды, в IV Думе уже не могло исправить положения, тем более что сам «Прогрессивный блок», в рамках которого произошло это объединение, больше всего был занят борьбой с правительством, истощая силы и свои, и правительства. (10, С.300)

Это политический кризис начала века, заключавшийся в двух главных вопросов: о власти и о земле; полное неприятие самодержавием, исповедавшим тезис «царю - власть», позиции либеральной общественности, ратовавшей за использование в России западного опыта представительной демократии, глубоко укоренившаяся в кругах российской политической элиты мысль о всегдашнем приоритете исполнительной власти над законодательной.

События, последовавшие вслед за падением самодержавного строя и прекращением деятельности народного представительства в России, поставили точку в споре о реформаторском или революционном пути развития, отодвинув на десятилетия саму возможность парламентского устройства страны. (5, С.212)

Таким образом, первый опыт российского парламентаризма был непродолжительным и весьма противоречивым. Будучи «нежеланным ребенком» для правящих кругов, Государственная дума так и не смогла стать полноценным институтом законодательной власти. Ее деятельность явилась дальнейшим развитием уходящих вглубь веков представительных форм общественного участия в жизни Русского государства. Сам факт создания Думы ознаменовал начало глубоких политических преобразований в России.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, начало XX в. было для России исключительно бурным. Объективная потребность безотлагательного решения многих экономических, политических и социальных вопросов вызвала кризис самодержавной власти и пробудила к активной деятельности все социальные группы и классы российского общества.

Усилило социально-политическую напряженность в обществе поражение царской России в русско-японской войне (1904-1905). Это подорвало как благосостояние империи, так и ее престиж на международной арене. В результате чего внутреннее положение империи усугублялось начавшейся первой русской революцией. Обстановка в стране накалялась.

Общество бурно реагировало на кровавые события в Петербурге, настаивая на немедленном поиске выхода из кризиса, причем гласного и с участием общественности. Под этим напором и в условиях нарастания брожения в обществе Николай II вынужден был согласиться на введение народного представительства. В результате чего был разработан законопроект о Думе.

августа 1905 г. Николай II подписал манифест об учреждении Государственной думы. Однако проект Булыгинской думы не оправдал политических ожиданий общества, т.к. Дума наделялась лишь законосовещательными функциями. Круг ее полномочий ограничивался предварительной разработкой и обсуждением законодательных предположений и не касался основных законов империи. Дума не обладала правом законодательной инициативы и не могла обсуждать вопросы, связанные с государственным бюджетом.

Подавляющая часть общества негативно отнеслась к проекту создания законосовещательной Думы и 17 октября 1905 г. в обстановке обострившегося политического кризиса и под давлением оппозиционных сил Николай II подписал манифест, в котором объявлялось о создании Думы, наделенной законодательными полномочиями. Выборы были не прямыми, а многостепенными и не всеобщими.

Несмотря на ряд ограничений, связанных с формированием и деятельностью Государственной думы, сам факт создания первого в истории России законодательного парламентского учреждения имел выдающееся значение для дальнейшего развития российской государственности. Впервые широкие массы населения получили право представлять свои интересы во власти, оказывать влияние на судьбу страны.

Манифест 17 октября 1905 г. вводит Россию на путь конституционализма, но в результате проведенной после Манифеста 17 октября 1905 г. реформы высших органов власти монархия в России не стала конституционной. В этот период устанавливается переходная форма правления от абсолютной монархии к монархии дуалистической, т.е. наличие двух центров политической власти. С одной стороны, существовал высший орган законодательной власти в лице Государственной Думы, с другой - исполнительная власть обладала полной самостоятельностью в системе управления государством. Отсутствовала главная характеристика конституционного строя, связанная с ответственностью министров перед парламентом и формированием правительства парламентом. Правительство было полностью подчинено императору, в руках которого находилась вся исполнительная власть.

Государственная дума первых двух созывов просуществовала недлительный период. Большинство заседаний I и II Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете, подобные конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 г. самодержавие произвело государственный переворот, изменив закон о выборах и распустив II Думу.

III Дума, единственная из всех Дум, исчерпала пятилетний срок своих полномочий. Благодаря новому избирательному закону правительству удалось получить состав Думы, опираясь на который власть могла маневрировать и достигать поставленных целей. За это время было принято свыше двух тысяч законопроектов.

IV Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун мировой войны. В этих условиях вновь усилились противоречия между народными представителями и верховной властью.

Таким образом, революция 1917 г. прекратила деятельность законно избранного представительного органа в России.

Мы не должны забывать об этом. Мы не должны забывать о том, что политический экстремизм может привести к тяжелейшим последствиям для всей страны. Необходимо не только помнить этот исторический урок, но и делать все возможное, чтобы он никогда больше не повторился.

Наша цель, наша общая задача - ценить и беречь сам институт парламентаризма, создать условия для эффективной работы важнейшего государственного органа, который избирается народом и должен представлять и отстаивать его интересы.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

государственная дума власть русская революция

1. Конституция РФ. [Текст]. Новосибирск, Сиб. унив. изд-во, 2007. - 48 с.

2. Авакьян С. Столетие российского парламентаризма: истоки и современность / С. Авакьян. [Текст] // Российская Федерация сегодня. 2006. №9. С.2-3.

3. Демин В.А. Государственная дума России (1906-1917): механизм функционирования / В.А. Демин [Текст]. М.: Норма, 1996. - 348 с.

4. Демин В.А. Фракции II Государственной думы / В.А. Демин. [Текст] // Вопросы истории. 2006. №10. С.37.

5. История государственного управления в России: учебник / Под ред. Р.Г. Пихои. [Текст]. М.: Изд-во РАГС, 2004. - 400 с.

6. Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность: учебное пособие / Ю.К. Краснов [Текст]. М.: Юристь, 2002. - 733 с.

7. Народное образование в России. [Текст] // Народное образование. 2000. №10. С.322-328.

8. Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев [Текст]. М.: Норма, 2004. - 768 с.

9. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учебник / Н.А. Омельченко [Текст]. М.: Проспект, 2005. - 464 с.

10.Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи / А.Ф. Смирнов [Текст]. М.: Проспект, 1998. - 434 с.

11.Черняк В.З. История государственного и муниципального управления России: учебник / В.З. Черняк [Текст]. М.: Издательство РДЛ, 2001. - 528 с.

12.Щепетев В.И. История государственного управления в России: учебник / В.И. Щепетев [Текст]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 512 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.037 с.)