Теоретические основы корпоративных информационных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы корпоративных информационных систем



Введение

 

В современных условиях лидирующие позиции любой организации определяются, в первую очередь, возможностями по доступу, хранению и качественной обработке информации. Вследствие этого грамотное использование передовых достижений в сфере информационных технологий приобретает огромную важность.

Эффективное управление современным предприятием невозможно без учета многообразия используемых ресурсов и высокой скорости изменения операционного окружения. В структуру любой организации, независимо от рода деятельности, входят многочисленные подразделения, непосредственно осуществляющие тот или иной вид деятельности, а также дирекция, бухгалтерия, канцелярия и т.д. Подразделения организации пронизаны вертикальными и горизонтальными связями, они обмениваются между собой информацией, а также выполняют фрагменты основного бизнес-процесса. При этом некоторые из подразделений, например, дирекция, финансовые и снабженческие службы взаимодействуют с внешними партнерами (банк, налоговая инспекция, поставщики и т.д.), а также филиалами самой компании. Основными функциями управления являются планирование, организация, активизация, координация, контроль и анализ, которые осуществляются в многомерном пространстве различных областей деятельности предприятия. Формируемые в ходе выполнения вышеперечисленных функций управленческие решения служат отправным моментом для конкретных исполнителей.

Таким образом, любое предприятие - это совокупность взаимодействующих подразделений, каждый из которых может иметь свою иерархическую структуру из нескольких уровней. Подразделения связаны между собой функционально, т.е. они выполняют отдельные виды работ в рамках единого бизнес-процесса, а также информационно, обмениваясь документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т.д. Соответственно, необходима такая система, которая охватывала бы всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия, в т.ч. имеющего филиалы и дочерние фирмы, входящего в холдинговые компании и концерны. Кроме того, эти элементы взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие также может быть как информационным, так и функциональным. И эта ситуация справедлива практически для всех организаций, каким бы видом деятельности они не занимались - для правительственного учреждения, банка, промышленного предприятия, коммерческой фирмы и т.д.

Решением данного вопроса является корпоративная информационная система (КИС), представляющая собой совокупность технических и программных средств, реализующих идеи и методы автоматизации всех функций управления предприятием.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что интерес к КИС постоянно растет. Сейчас проблемы автоматизации деятельности компаний стали существенны практически для всех, КИС используются повсеместно. Но зачастую КИС требует модификации и доработки.

Целью данной работы является изучение возможности совершенствования КИС для ООО «Денталь».

Для достижения поставленной цели курсового проекта должны быть решены следующие задачи:

анализ теоретических основ корпоративных информационных систем;

анализ видов современных корпоративных информационных систем;

выявление основных направлений совершенствования корпоративной информационной системы ООО «Денталь».


Теоретические основы корпоративных информационных систем

 

Требования к функциональному, программному и аппаратному обеспечению

корпоративный информационный программный аппаратный

Требования к функциональному наполнению и программному обеспечению КИС определяются такими характеристиками предприятия, как вид деятельности, форма собственности, территориальное расположение, система управления. Однако можно выделить ряд базовых требований, которые предъявляются к любой Корпоративной информационной системе.

Корпоративные информационные системы предназначены для крупных предприятий, имеющих сложную организационную и территориальную структуру. Таким предприятиям необходима реализация удаленного доступа и возможность работы в распределенных сетях. Как правило, предприятия, для которых разрабатываются КИС, уже имеют установленные автоматизированные системы: АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом), САПР (система автоматизированного проектирования) и т.п.

Важным является обеспечение обмена данными между КИС и другими программными продуктами, функционирующими на предприятии в рамках единой интеграционной платформы. Необходима территориальная локализация корпоративной информационной системы: учет национального законодательства и системы расчетов; интерфейс и система помощи на национальном языке.

При создании КИС большое значение имеет возможность консолидации информации:

·   на уровне предприятий - для объединения информации филиалов, дочерних компаний, предприятий, входящих в холдинг и т.п.;

·   на уровне отдельных задач;

·   на уровне временных периодов - для выполнения анализа изменения тех или иных показателей за период, превышающий отчетный;

·   на уровне форм отчетности: управленческой, финансовой и статистической, налоговой и т.д.

Программное и аппаратное обеспечение КИС должно обеспечивать динамическое изменение состава и структуры баз данных и их реляций, типов, размерностей, наименований полей записей. Мощность программного и аппаратного обеспечения должна позволять учитывать от 2 до 10 тыс. параметров; количество поддерживаемых таблиц баз данных может доходить до нескольких тысяч.

Таким образом, основные требования, предъявляемые к КИС: соответствие потребностям бизнеса компании; согласованность с организационно-функциональной и финансовой структурой компании; работа с едиными справочниками; надежность и оптимальность доставки информации; единое информационное пространство, централизация основных данных в единой базе данных; поддержка работы пользователей системы в режиме реального времени; сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей при интеграции различных видов бизнеса; поддержка территориально-распределенных структур; открытость и масштабируемость; работа на широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД; многоуровневое администрирование системы - КИС должна обеспечивать разграничение прав доступа к данным и функциям, предупреждать попытки несанкционированного доступа к информации.

 


 

Модули 1 С: 8.х

 

В платформе 8.х существует достаточно большое количество модулей. И чтобы не запутаться во всем этом разнообразии, а так же определиться, в каком из них должен располагаться какой-либо код, нужно четко понимать предназначение каждого из них. В модуле располагается программный код. Причем, стоит отметить, что в отличие от платформы 7.7, где код мог располагаться и в свойствах элементов формы и в ячейках таблиц макета, в платформе 8.х любая строчка кода должна располагаться в каком-либо модуле. Обычно модуль состоит из трех разделов - это раздел описания переменных, раздел описания процедур и функций, а так же раздел основной программы. Такая структура характерна практически для всех модулей платформы, за некоторым исключением. В некоторых модулях нет раздела описания переменных и раздела основной программы. Например, Модуль сеанса и любой Общий модуль.

Контекст выполнения модулей, в общем случае, делится на клиентский и серверный. Кроме того некоторые модули могут быть скомпилированы как на стороне клиента, так и на стороне сервера. А некоторые исключительно на стороне сервера или на стороне клиента.

Модуль приложения: модуль предназначен для того, чтобы отловить моменты запуска приложения (загрузки конфигурации) и завершения его работы. И в соответствующих событиях можно расположить процедуры проверки. Например, при начале работы приложения обновить какие-либо справочные данные конфигурации, при завершении работы поинтересоваться, а стоит ли вообще выходить из него. Кроме того в нем перехватываются события от внешнего оборудования, например, торгового или фискального. Стоит отметить, что модуль приложения перехватывает описанные события только в случае интерактивного запуска, т.е. когда создается само окно программы.

В платформе 8.2 существует два различных модуля приложения. Это модуль Обычного приложения и модуль Управляемого приложения. Они срабатывают при запуске различных клиентов. Так модуль управляемого приложения срабатывает при запуске веб-клиента, тонкого клиента и толстого клиента в режиме управляемого приложения. А модуль обычного приложения срабатывает при запуске толстого клиента в режиме обычного приложения. В модуле приложения можно располагать все разделы - описания переменных, процедур и функций, а так же описания основной программы. Модуль приложения компилируется на стороне клиента, поэтому это сильно ограничивает нас в доступности многих типов данных. Расширить контекст модуля приложения можно за счет методов общих модулей, для которых установлено свойство «Вызов сервера». Все переменные и методы, которые помечены как экспортные будут доступны в любом модуле конфигурации, работающем на стороне клиента. Однако, как бы ни было это заманчиво, не следует размещать здесь большое количество методов. Чем больше в нем находится кода, тем больше время компиляции, а, следовательно, и время запуска приложения.

Модуль приложения обрабатывает события запуска и завершения приложения. Для обработки каждого из этих событий в модуле приложения существует пара обработчиков «Перед…» и «При…» Отличия между ними таково, что при выполнении кода в обработчике «Перед…» действие еще не свершилось и можно отказаться от его выполнения. Для этого предназначен параметр Отказ. В обработчиках «При…» действие уже свершилось, и отказаться от запуска приложения или выхода из него мы не можем.

Модуль внешнего соединения: назначение модуля аналогично назначению модуля приложения. В нем идет обработка точек старта и завершения приложения. Модуль внешнего соединения срабатывает, когда запуск приложения происходит в режиме com-соединения. Сам процесс внешнего соединения - это процесс не интерактивный. В этом режиме происходит программная работа с информационной базой и не происходит открытия окна приложения, что накладывает определенные ограничения на использование методов, предназначенных для интерактивной работы. В этом режиме нельзя использовать вызовы диалоговых форм, предупреждающих сообщений и т.п. Они просто не сработают.

Как и в модуле приложения, здесь доступны разделы описания переменных, методов и раздел основной программы. Так же можно объявлять экспортные переменные и методы. Отличие заключается в том, что в режиме com-соединения вся работа с информационной базой происходит на стороне сервера, поэтому модуль внешнего соединения компилируется исключительно на сервере. Соответственно в нем не доступны экспортные переменные и методы общих клиентских модулей.

Модуль сеанса: это узкоспециализированный модуль и предназначен исключительно для инициализации параметров сеанса. Его существование связано с тем, что процесс инициализации может потребовать исполнения какого-либо кода, а кроме того приложение может запускаться под разными клиентами (что приводит к выполнению различных модулей приложения или модуля внешнего соединения), а инициализацию параметров сеанса нужно производить в любом режиме запуска. Поэтому потребовался дополнительный модуль, который выполняется в любом режиме запуска приложения. В модуле сеанса существует единственное событие «УстановкаПараметровСеанса», которое выполняется самым первым, даже раньше события модуля приложения «ПередНачаломРаботыСистемы». В нем не доступны раздел объявления переменных и раздел основной программы. А так же нельзя объявлять экспортные методы. Модуль компилируется на стороне сервера.

Не стоит располагать в нем код не связанный напрямую с инициализацией параметров сеанса. Связано это с тем, что обработчик «УстановкаПараметровСеанса» может неоднократно вызываться в процессе работе системы. Например, это происходит в тех случаях, когда идет обращение к не инициализированным параметрам. И хотя отловить момент первого запуска этого события можно («ТребуемыеПараметры» имеет тип Неопределенно), однако следует учесть, что данный модуль компилируется в привилегированном режиме, т.е. в нем не осуществляется контроль прав доступа. И второй момент - нельзя быть на сто процентов уверенным, что запуск системы будет произведен, т.к. в модуле приложения может произойти отказ.

Общие модули: модули предназначены для описания некоторых общих алгоритмов, которые будут вызываться из других модулей конфигурации. Общий модуль не содержит раздела описания переменных и раздела основной программы. В нем можно объявлять экспортные методы, контекст доступности которых будет определяться флагами компиляции. В связи с тем, что раздел описания переменных не доступен, определять глобальные переменные в общих модулях нельзя. Для этого нужно использовать функции общих модулей с кешированием возвращаемых значений или модуль приложения. Стоит иметь в виду, что даже если свойство повторного использования общего модуля установлено в значение «На время сеанса», то и в этом случае время жизни закешированных значений не превышает 20 минут, с момента последнего к ним обращения.

Поведение общего модуля зависит от выставленных параметров (глобальный или нет, различные флаги компиляции, доступен ли вызов сервера и т.д.). Есть несколько моментов, которыми стоит руководствоваться при выставлении флагов:

·         Хорошим правилом будет не использовать флаг «Глобальный» повсеместно. Это сократит время запуска приложения, а также улучшит читаемость кода.

·         Не желательно использовать больше одного флага компиляции. Методов, которые необходимо выполнять в разных контекстах не так много, и если все же такие методы потребуются, то для них можно выделить отдельный общий модуль.

·         Флаг «Вызов сервера» имеет смысл, только если модуль компилируется «На сервере». Поэтому все остальные флаги компиляции стоит снять во избежание различных проблем.

·         Если в методах модуля происходит массовая обработка данных, чтение и запись в базу данных, то для увеличения скорости работы лучше отключить контроль прав доступа, выставив флаг «Привилегированный». Этот режим доступен только для общих модулей, компилируемых на сервере.

Модуль формы: предназначен он для обработки действий пользователя, т.е. различных событий, связанных с вводом данных и обработкой корректности их ввода. Модуль обычной формы компилируется целиком на клиенте. Модуль же управляемой формы четко разграничен по контексту выполнения, поэтому все переменные и методы должны иметь директиву компиляции. Если директива в явном виде не указана, тогда эта переменная или метод будут скомпилированы на стороне сервера. В модуле формы доступны разделы описания переменных и методов, а также раздел основной программы.

Модуль объекта: данный модуль характерен для многих объектов конфигурации и предназначен, в общем случае, для обработки событий объектов. Например, события записи и удаления объектов, событие проведения документов и т.д. Некоторые события модуля объекта дублируют события модуля формы. Например, события связанные с записью. Однако следует понимать, что события модуля формы будут выполняться исключительно в конкретной форме объекта. В общем случае, этих форм может быть несколько. А события модуля объекта будут вызываться в любом случае, даже в момент программной работы с объектом. Поэтому, если необходимо выполнение некоторого кода во всех случаях, то лучше использовать для этого события модуля объекта. Модуль объекта компилируется исключительно на сервере. В нем можно определять экспортные переменные и методы, которые будут доступны в других модулях конфигурации. При помощи этих свойств и методов можно значительно расширить функционал объекта.

Модуль менеджера объекта: этот модуль существует для многих объектов конфигурации. Основное предназначение данного модуля - это переопределение стандартного события выбора, которое возникает в момент ввода по строке и расширение функционала менеджера. Модуль компилируется на стороне сервера. В нем возможно определение экспортных свойств и методов. Вызов экспортных методов менеджера не требует создания самого объекта.

 

Заключение

 

Корпоративная информационная система - это открытая интегрированная система реального времени, автоматизирующая бизнес-процессы компании всех уровней и направлений деятельности, в том числе бизнес-процессы принятия управленческих решений. Основное отличие КИС от ИС состоит в расширении функциональности и класса задач, решаемых системой, к тому же ИС предприятия нацелены на решение частных задач, в то время как КИС - это инструмент повышения эффективности бизнеса компании. Характерной чертой КИС является сквозная интеграция, при которой каждому модулю системы, отвечающему за свой бизнес-процесс, в режиме реальном времени доступна вся необходимая информация, вырабатываемая другими модулями без дополнительного и, тем более, двойного ввода информации.

Главная цель КИС - повышение эффективности бизнеса компании. Требования к функциональному наполнению и программному обеспечению КИС определяются такими характеристиками предприятия, как вид деятельности, форма собственности, территориальное расположение, система управления. Основные требования, предъявляемые к КИС: соответствие потребностям бизнеса компании; согласованность с организационно-функциональной и финансовой структурой компании; централизация основных данных в единой базе данных; поддержка работы пользователей системы в режиме реального времени; сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей при интеграции различных видов бизнеса; поддержка территориально-распределенных структур; открытость и масштабируемость; работа на широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД; многоуровневое администрирование системы и др.

КИС делятся на следующие классы:

·   ERP (Enterprise Resource Planning System - система планирования ресурсов предприятия);

·   CRM (Customer Relationship Management System - система управления взаимоотношениями с клиентами);

·   MES (Manufacturing Execution System - производственная исполнительная система);

·   WMS (Warehouse Management System - система управления складом);

·   EAM (Enterprise Asset Management - система управления основными фондами предприятия);

·   HRM (Human Resource Management - система управления персоналом)

·   СЭД (Системы электронного документооборота)

Выбор конкретной КИС для внедрения является сложным и многокритериальным процессом. Основная нагрузка и ответственность за правильность выбора КИС лежит на руководстве предприятия. В первую очередь при выборе КИС должны быть сформулированы и утверждены руководством предприятия основные требования к ней. Чрезвычайно важным моментом является и правильный выбор разработчика системы, который должен не просто поставить КИС компании-клиенту, а стать ее долговременным партнером.

В качестве конкретной была выбрана ERP-система «1С: Предприятие 8». Она включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Гибкость платформы позволяет применять 1С: Предприятие 8 в самых разнообразных областях. Опыт внедрения прикладных решений на платформе 1С: Предприятие 8 показывает, что система позволяет решать задачи различной степени сложности - от автоматизации одного рабочего места до создания информационных систем масштаба предприятия. 1С: Предприятие 8 является современной технологической платформой, рассчитанной на высокие нагрузки и одновременную работу большого количества пользователей.

В платформе 8.х существует достаточно большое количество модулей. И чтобы не запутаться во всем этом разнообразии, а так же определиться, в каком из них должен располагаться какой-либо код, нужно четко понимать предназначение каждого из них. Обычно модуль состоит из трех разделов - это раздел описания переменных, раздел описания процедур и функций, а так же раздел основной программы. Такая структура характерна практически для всех модулей платформы, за некоторым исключением.

Модули:

·   модуль приложения: модуль предназначен для того, чтобы отловить моменты запуска приложения (загрузки конфигурации) и завершения его работы;

·   модуль внешнего соединения: назначение модуля аналогично назначению модуля приложения;

·   модуль сеанса: это узкоспециализированный модуль и предназначен исключительно для инициализации параметров сеанса;

·   общие модули: модули предназначены для описания некоторых общих алгоритмов, которые будут вызываться из других модулей конфигурации;

·   модуль формы: предназначен он для обработки действий пользователя;

·   модуль объекта: данный модуль характерен в общем случае для обработки событий объектов;

·   модуль менеджера объекта: основное предназначение - переопределение стандартного события выбора, которое возникает в момент ввода по строке и расширение функционала менеджера.

В конечном итоге цель данной курсовой - изучение возможности совершенствования КИС для ООО «Денталь - успешно достигнута. В качестве предполагаемой задачи на дипломный проект выносится решение проблемы ООО «Денталь» с введением в их КИС «1С: Предприятие 8» системы бонусных карт. Все поставленные задачи были выполнены.

Библиографический список

корпоративный информационный программный аппаратный

1. Баронов В.В. Автоматизация управления предприятием - М.: ИНФРА-М, 2000. - 239 с.

2. Бочаров Е.П., Колдина А.И. Интегрированные корпоративные информационные системы: Принципы построения. Лабораторный практикум на базе системы «Галактика»: Учеб. Пособие - М.: Финансы и статистика, 2005 - 288 c.

.   Высочин С.В., Пителинский К.В., Смирнов Ю.Н. Принципы построения систем для расчета производственных расписаний (рус.) // Компьютер Пресс. 2008. №9. С. 57-59. (Журнал).

.   Высочин С.В., Смирнов Ю.Н. Об особенностях систем оперативно-диспетчерского контроля (рус.) // Компьютер Пресс. 2009. №9. С. 12-15. (Журнал).

.   Гламаздин С.Е., Новиков Д.А., Цветков А.В. Управление корпоративными программами: информационные системы и математические модели - М.: ИПУ РАН, 2003. - 159 с.

.   Загидуллин Р.Р. Управление машиностроительным производством с помощью систем MES, APS, ERP - Старый Оскол: ТНТ, 2011. - 372 с.

.   Загидуллин Р.Р., Фролов Е.Б. Управление машиностроительным производством с помощью MES-систем (рус.) // СТИН, М. 2007. №11. С. 2-5. (Журнал).

.   Исаев Д.В., Питеркин С.В., Оладов Н.А. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем - Альпина Паблишер, 2010 - 368 c.

.   Кадников В. Аналитические CRM-системы // Connect! Мир Связи. 2008. №11. С. 26-28. (Журнал).

.   Колесов А. СЭД как интегрированная часть корпоративной системы // PC Week Review: Документооборот. 2011. №7. С. 21-23. (Журнал).

.   Королев В. Корпоративные информационные системы: взгляд со стороны // Connect! Мир Связи. 2008. №6. С. 7-8. (Журнал).

.   Корпоративные информационные системы: Учеб. пособие. / Под ред. Новиковой Г.М. - М.: РУДН, 2008. - 97 с.

.   Кривошеенко Ю.В. Корпоративные информационные системы - Феникс, 2008 - 106 с.

.   О'Лири Д. ERP СИСТЕМЫ: Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Выбор, внедрение, эксплуатация - Вершина, 2004. - 272 c.

.   Осика Л. Отраслевые особенности применения EAM-систем // Connect! Мир Связи. 2010. №9. С. 18-19. (Журнал).

.   Сатунина А.Е., Сысоева Л.А. Управление проектом корпоративной информационной системы предприятия - Инфра-М, 2009. - 351 с.

.   Чаадаев В.К., Шеметова И.В., Шибаева И.В. Информационные системы компаний связи: Создание и внедрение. - М.: Эко-Трендз, 2004. - 256 с.

.   Шелястина Е. СЭД: внедрение без последствий // Connect! Мир Связи. 2010. №7. С. 35-37.

Введение

 

В современных условиях лидирующие позиции любой организации определяются, в первую очередь, возможностями по доступу, хранению и качественной обработке информации. Вследствие этого грамотное использование передовых достижений в сфере информационных технологий приобретает огромную важность.

Эффективное управление современным предприятием невозможно без учета многообразия используемых ресурсов и высокой скорости изменения операционного окружения. В структуру любой организации, независимо от рода деятельности, входят многочисленные подразделения, непосредственно осуществляющие тот или иной вид деятельности, а также дирекция, бухгалтерия, канцелярия и т.д. Подразделения организации пронизаны вертикальными и горизонтальными связями, они обмениваются между собой информацией, а также выполняют фрагменты основного бизнес-процесса. При этом некоторые из подразделений, например, дирекция, финансовые и снабженческие службы взаимодействуют с внешними партнерами (банк, налоговая инспекция, поставщики и т.д.), а также филиалами самой компании. Основными функциями управления являются планирование, организация, активизация, координация, контроль и анализ, которые осуществляются в многомерном пространстве различных областей деятельности предприятия. Формируемые в ходе выполнения вышеперечисленных функций управленческие решения служат отправным моментом для конкретных исполнителей.

Таким образом, любое предприятие - это совокупность взаимодействующих подразделений, каждый из которых может иметь свою иерархическую структуру из нескольких уровней. Подразделения связаны между собой функционально, т.е. они выполняют отдельные виды работ в рамках единого бизнес-процесса, а также информационно, обмениваясь документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т.д. Соответственно, необходима такая система, которая охватывала бы всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия, в т.ч. имеющего филиалы и дочерние фирмы, входящего в холдинговые компании и концерны. Кроме того, эти элементы взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие также может быть как информационным, так и функциональным. И эта ситуация справедлива практически для всех организаций, каким бы видом деятельности они не занимались - для правительственного учреждения, банка, промышленного предприятия, коммерческой фирмы и т.д.

Решением данного вопроса является корпоративная информационная система (КИС), представляющая собой совокупность технических и программных средств, реализующих идеи и методы автоматизации всех функций управления предприятием.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что интерес к КИС постоянно растет. Сейчас проблемы автоматизации деятельности компаний стали существенны практически для всех, КИС используются повсеместно. Но зачастую КИС требует модификации и доработки.

Целью данной работы является изучение возможности совершенствования КИС для ООО «Денталь».

Для достижения поставленной цели курсового проекта должны быть решены следующие задачи:

анализ теоретических основ корпоративных информационных систем;

анализ видов современных корпоративных информационных систем;

выявление основных направлений совершенствования корпоративной информационной системы ООО «Денталь».


Теоретические основы корпоративных информационных систем

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.044 с.)