Подсистемы семьи. Динамика развития семейной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подсистемы семьи. Динамика развития семейной системы



(С. Минухин, Ч. Фишман «Техники семейной психотерапии»).

Семьи – весьма сложные системы, состоящие из многих индиви­дов, однако сами они представляют собой подсистемы более крупных систем – расширенной семьи, группы, общества в целом. В рамках семейного холона особое значение, помимо индивида, имеют три подсистемы: супружеская, родительская и подсистема сиблингов.

Супружеский холон. Началом существования семьи считается момент, когда двое взрослых, мужчина и женщина, объеди­няются, чтобы создать семью. У каждого из них есть тот или иной набор ценностей и ожиданий, как осознанных, так и бес­сознательных. Одна из жизненно важных задач супружеской подсистемы – выра­ботка границ, которые ограждают каждого из супругов, оставляя ему территорию, необходимую для удовлетворения собственных психоло­гических потребностей.

Родительский холон. Родительский холон связан с обычными функциями ухода за деть­ми и их воспитания.. Родительский холон может включать в себя деда или тетку или исключать, в значительной мере одного из родителей.

Холон сиблингов. Сиблинги образуют первую группу равных, в которую вступает ребенок. Они вырабатывают собственные сте­реотипы взаимодействий – ведения переговоров, обучаются дружить, добиваться признания и т.д. В больших семьях сиблинги организуются в разнообразные под­системы в зависимости от уровней развития.

Развитие и изменение. Развитие семьи происходит поэтапно, с возрастающим усложнением. В развитии выделяют четыре основных этапа, организо­ванных вокруг развития ребенка. Это образование пар, семьи с ма­ленькими детьми, семьи с детьми-школьниками или подростками и семьи с взрослыми детьми.

Образование пар. В рамках супружеского холона два человека, имеющие разный стиль жизни и разные устремления, вынуждены как-то примирить их, создать собственные способы переработки информации, взаимоотно­шений и проявления своих чувств, выработать правила, касающиеся близости, иерархии и разделения труда, а также стерео­типы сотрудничества.

Семьи с маленькими детьми. Второй этап начинается с рождением первого ребенка, когда мгно­венно возникают новые холоны: родительский, мать-ребенок, отец-ребенок. Супружеский холон должен реорганизоваться для решения новых задач и выработать новые правила.

Семьи с детьми-школьниками или подростками. Когда дети отправляются в школу, происходит резкая перемена – начинается третий этап развития. Вся семья должна выработать новые стереотипы.

Подрастая, дети вносят в семейную систему новые элементы. Семье придется достигать соглашения о некоторых переменах, изменять кое-какие правила. В подростковом возрасте приобретает особое значение группа ро­весников. Это отдельная культура, с собственными взглядами на секс, наркотики, алкоголь, одежду, политику, образ жизни и будущее. Дети – не единственные члены семьи, которые растут и меняют­ся. Существуют особые периоды и в жизни взрослых, которые обычно совпадают с круглыми десятилетиями. На этом этапе может появиться новый источник давления и пре­тензий к семье – родители родителей. На большей части третьего этапа для семьи характерен лишь незна­чительный дисбаланс, требующий адаптации. На этом этапе начинается процесс отделения, и эта перемена сказывается на всей семье.

Семьи с взрослыми детьми. На четвертом, последнем этапе у детей, теперь уже молодых взрос­лых, формируется собственный образ жизни, своя карьера, появля­ется круг друзей. Изначальная семья снова со­стоит из двух человек. Этот этап иногда называют "периодом опустевшего гнезда", что обычно ассоциируется с депрессией у женщины. При любых обстоятельствах основной прин­цип остается в силе: семья должна пройти определенные этапы развития и взросления. Она должна пережить периоды кризиса и перехода в но­вое состояние.

С точки зрения терапии важен тот факт, что и перемены, и преем­ственность свойственны любой живой системе. Семейный организм, как и организм отдельного человека, колеблется между двумя полю­сами. Один полюс – безопасность известного, другой – исследование нового, необходимое для адаптации к меняющимся условиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.005 с.)