Программы психологической поддержки подростков и старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы психологической поддержки подростков и старшеклассников



И.Г. Бадьина

 

«АДАПТАЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ»:

ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Пояснительная записка

  …Как деревьям нужны солнце, вода, поступление питательных веществ из окружающей среды, так все люди от своего окружения хотят безопасности, любви и определенного статуса. Однако и в том, и в другом случае именно с этого момента и может начаться развитие индивидуальности, поскольку, удовлетворив эти элементарные… потребности, каждое дерево и каждый человек начинают развивать неповторимым образом.

А. Маслоу

Адаптация (от латинского слова adapto – приспособляю) - приспособление (равновесие) строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза, как состояния относительно динамического постоянства внутренней среды организма в физиологически допустимых пределах. В механизме гомеостаза проявляется свойство адаптации организма к изменениям условий внешней среды, в которой он существует. Сдвиг, сопровождающий адаптацию, затрагивает все уровни организма: от молекулярного до уровней психологической регуляции деятельности [8].

Адаптация включает физиологический, биологический, психологический и собственно социальный уровни.

С позиции физиологического уровня адаптация рассматривается в современной педиатрии, где используется понятие «адаптационный потенциал ребенка» как своеобразный резерв прочности к возможным изменениям ситуации и нагрузкам.

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, уподобления ей «я») и ассимиляции (уподобления себе, преобразования среды).

Признавая всю важность адаптации ребенка к неблагоприятным факторам среды и поддержания динамического равновесия его организма и психики, целесообразно рассмотреть не только медико-психологический аспект, но и социально-философский. Философский энциклопедический словарь так трактует проблему адаптации: «Адаптация социальная, вид взаимодействия личности и социальной группы людей с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями, с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта».

На собственно социальном уровне адаптация в первую очередь определяется деятельностной активностью социальных субъектов. Со стороны социальной среды адаптация определяется целями деятельности, социальными нормами, определяющими способы их достижения.

Известно, что необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. Ситуация новизны является для любого человека в любой степени тревожной, особенно для ребенка в период отрочества. В процессе обучения в школе учащимся неоднократно приходится переживать ситуацию адаптации. Понятие «школьная адаптация» используется для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности и искажений в личностном развитии. На эмоциональном уровне процесс школьная дезадаптация переживается как адаптацион­ный синдром: состояние тревоги (мобилизация защитных сил организма); резистентности (приспособление к трудной си­туации); истощение (фун­даментальные изменения в здоровье и поведении человека при сильном и длительном стрессе).

Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемой в зависимости от конкретных ситуаций. Основа этого - высокоразвитая творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой, с обществом в целом, способствующие качественному обновлению среды, личности или группы, переходу их на более высокий уровень[11].

Проблема же адаптации учащихся при переходе из малокомплетных классов сельской школы к новым условиям лицейского обучения на III ступени, адаптация к новому социальному статусу «лицеист» усугубляется тем, что изменение условий обучения, учебных требований и социальной роли происходит на фоне характерных возрастных новообразований, таких как личностное и профессиональное самоопределение, ориентация на межличностные отношения со сверстниками и т.п.

Вновь поступившие лицеисты сталкиваются с определёнными трудностями: 

1) высокие учебные требования;

2) экзамены по профильным предметам каждое полугодие, неудача на которых может привести к переводу в массовую школу;

2) особая атмосфера лицея: высокие требования к поведению, общению, внешнему виду, закреплённые в «Статусе лицеиста»;

3) новый ученический коллектив.

В результате, зачисленные в лицей учащиеся сталкиваются с противоречиями следующего характера:

- сформированная позиция лидера в бывшей школе и необходимость занять место лидера в новом коллективе;

- высокий рейтинговый балл профильных дисциплин в школе и трудности обучения в лицее;

- несформированное умение учиться и большой объем самостоятельной работы в лицее;

- высокий уровень требований педагога и неадекватная самооценка своей деятельности учащимися;

- домашние условия проживания и проживание в интернате.

Следствием успешной адаптации лицеиста к образовательному учреждению становятся успешность обучения, социализации в среде сверстников, восприятие среды как комфортной, а также развитие в личности учащегося таких адаптивных свойств и навыков, которые в будущем будут содействовать адаптации человека в обществе.

Деятельность педагогического коллектива опирается на стадии адаптации лицеиста: 

- стадия ознакомления (1 - 1,5 мес.): лицеист получает информацию об укладе жизни образовательного учреждения в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах и нормах поведения;

- стадия приспособления (1,5 мес. – 4 мес.): сохраняя свои прежние установки, лицеист признаёт главные элементы новой системы ценностей;

- стадия ассимиляции и аккомодации (в течении года): приспособление к среде, идентификация с новой группой, преобразование среды, уподобление её себе;

- заключительная стадия: становление собственной системы ценностей, для которой характерны рефлексия, саморегуляция деятельности, организация и самоорганизация поведения, самооценивание, самопринятие и принятие других, интернальность в решениях и действиях, самоуважение.

Для оценки адаптированности лицеиста используется методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, которая позволяет измерить:

- эмоциональный комфорт (спокойное, уравновешенное состоя­ние, когда человек всем доволен, оптимистичен, открыто выражает свои чувства, свободен от страха и тревоги);

- самопринятие (понимает и ценит себя, хорошо относит­ся к себе);

- принятие других (ладит с окружающими, устанавливает с ними теплые, добрые отношения);

- интернальность (чувство контроля над собственной жизнью, человек активный, ответственный, способный принимать решения и на­стойчиво продвигаться к цели);

- доминирование в противоположность конформности (независимый человек, который старается быть среди лучших, мыслить и действовать самостоятельно).

Актуальность проблемы психолого-педагогической поддержки учащегося на первой неделе обучения в лицее мотивирована необходимостью сокращения периода адаптации лицеиста к учебно-воспитательному процессу и потребностью в регулировании процесса адаптации на различных стадиях.   

Цель программы: содействие снижению уровня психоэмоционального напряжения у учащихся старших классов лицея в начале учебного года через взаимодействие участников образовательного процесса в психолого-педагогических мероприятиях адаптационной недели.

В ходе системы мероприятий данного периода педагогический коллектив ожидает, что для учащихся будет создан настрой на дальнейшее обучение в лицее; обретена устойчивость и энергия для повседневных учебных действий; сформируются доброжелательные межличностные отношения в системах «ученик - ученик»; «ученик - педагог».

Задачи программы:

1. Снизить уровень школьной и самооценочной тревожности через актуализацию позиции «ученик - старшеклассник», через осознание своеобразие своего «Я» и его потенциала.

2. Снизить уровень межличностной и самооценочной тревожности через организацию опыта взаимодействия учащихся класса, создание доброжелательной атмосферы, позволяющей учащимся и учителю лучше понять друг друга.

3. Снизить уровень межличностной и самооценочной тревожности у учащихся в новой ситуации через сокращение периода знакомства и процесса формирования коллектива.

4. Помочь учащимся адаптироваться к общежитию в интернате через создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, поддержки и доверия.

Принципы адаптирующей деятельности педагогического коллектива:

- вовлеченность в психолого-педагогические мероприятия всех участников образовательного процесса;

- ускорение процесса адаптации за счет психолого-педагогической поддержки;

- ориентация учителя на глубокую психологическую работу;

- единство методов адаптационной работы у педагогов лицея и интерната;

- погружение во взаимодействие, плавный постепенный переход от отдыха к учебе участников образовательного процесса;

- первичный анализ индивидуальных (эмоциональных, личностных, интеллектуальных) проблем учащихся и постановка целей последующей психолого-педагогической работы с каждым лицеистом.

Для успешности разработки и внедрения программы необходимо:

- осмысление теоретических и методических основ деятельности в   адаптационный период каждым ее участником;

- разработка диагностического инструментария и апробация его в ходе изучения эффективности адаптационного периода;

- апробация программы с педагогами через проведение семинара-практикума;

- оперативная рефлексия результатов деятельности адаптационного периода.

Характеристика программы

Программа реализуется со всем классом в течение 5-6 дней, по 5-6 учебных часов. Учитывая особенности ситуации и возрастные особенности детей, отдается предпочтение групповой форме проведения мероприятий. В ходе работы используются игровые технологии, методы групповой дискуссии, метод ассоциаций, проективные методики рисуночного и вербального типов, работа в парах, метод рефлексии.

Формы организации адаптационной недели:

- линейка как установочное мероприятие в начале дня дает положительный настрой на предстоящую деятельность, организует деятельность в течение дня; 

- педагогическая мастерская создает ситуацию группового и межличностного общения, содержит элементы психологического тренинга;

- рефлексия учащихся и педагогов – (от лат. Reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [8], - дает объективную оценку происходящим изменения, событиям, формируется представление об особенностях состояний контингента вновь пришедших учащихся.

В проведении мероприятий задействован весь педагогический коллектив. Ключевыми фигурами в этот период выступают психолог, классные воспитатели и воспитатели интерната, организующие работу с учащимися. Педагоги-предметники выполняют роль помощников классных воспитателей (супервизоры), фиксируя особенности поведения учащихся в новой ситуации, активность учащихся в предлагаемой деятельности, изменения, происходящие в коллективе класса на протяжении деятельности, индивидуальные особенности учащихся, а также включаются в организацию коллективной творческой деятельности учащихся.

Каждый день начинается с линейки, на которой определяются задачи дня, дается задания классам. Итогом каждого дня недели становится: для учащихся выполнение задания, рефлексия; для педагогов - «Час рефлексии» членов педагогического коллектива.

Специфика лицея - интерната предполагает работу с учащимися, проживающими в интернате.

Структура программы.

1-й день «День знаний» (1сентября).

Цель: снизить уровень межличностной, школьной тревожности через создание доброжелательной атмосферы, определение круга реальных учебных возможностей образовательного учреждения, выявления ожиданий учеников.

Мероприятия:

8,10 классы 9,11 классы

1.Тожественная линейка – дает положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, помогает погрузиться в доброжелательную атмосферу лицея.

2.Организационный классный час – настраивает учащихся на предстоящую деятельность в адаптационную неделю, выявляет уровень сформированности учебной мотивации через анкетирование и фронтальную беседу. 2. Педагогическая мастерская «Лето» - создает атмосферу отзывчивости, защищенности, взаимной ответственности, что позволит каждому ученику ощутить собственную значимость.
3.Классный час. Рефлексия дня. 3.Классный час. Рефлексия дня.

4.Рефлексия педагогов.

2 день «Наш класс» (8,10 кл.), «Наш класс встречается вновь» (9,11 кл.) (2 сентября).

Цель: снизить уровень межличностной и самооценочной тревожности у учащихся через создание атмосферы доверия и поддержки в группе, организацию опыта взаимодействия всего класса в целом, содействие осознанию уникальности каждого участника.

Мероприятия:

 8,10 классы 9,11 классы

1. Самооценка эмоционального состояния учащихся.

2.Утренняя линейка – настраивает на предстоящую деятельность, приобщает к традициям лицея, содействует сплочению лицейского коллектива.

3. Педагогическая мастерская  – помогает быстро познакомиться учащимся класса, выявить интересы, склонности, способствует реализации творческой активности, сплочению классного коллектива. 3.Учебные занятия (лекции по профильным предметам) – помогают постепенно войти в учебный процесс.  
4.Классный час. Рефлексия дня. 4. Подготовка к дню «Наши друзья - старшеклассники» - формирует опыт взаимодействия.
  5.Классный час. Рефлексия дня.

6. Рефлексия педагогов.

3 день «Наши друзья - старшеклассники» (3 сентября)

Цель: снизить уровень межличностной и школьной тревожности у учащихся через актуализацию позиции «ученик-старшеклассник», развитие умения продуктивно решать коллективные задачи, знакомство классов.

Мероприятия:

8,10 классы 9,11 классы

1. Самооценка эмоционального состояния учащихся.

2.Утренняя линейка – создает доброжелательную атмосферу, установку на совместную деятельность старшеклассников, педагогов, вновь прибывших.

3.Знакомство со старшеклассниками в ходе совместного КТД. Рефлексия дня.

4.«Наши традиции» - знакомит с традициями лицея, содействует появлению нового сообщества лицеистов.

5. «Час администратора» – актуализирует позиции «ученик - старшеклассник» лицея.

6.Рефлексия педагогов.

4 день «Наши педагоги»

Цель: снизить уровень школьной и самооценочной тревожности у учащихся через актуализацию позиции «ученик-старшеклассник», осознание своеобразия своего «Я» и его потенциала.

Мероприятия:

1.Самооценка эмоционального состояния учащихся.
2.Утренняя линейка – создает доброжелательную атмосферу, установку на совместную деятельность, знакомит с педагогами лицея.
3.Знакомство с педагогами лицея.
4. «Познаю себя»: уроки диагностики и диагностические моменты на уроках в 8-11 классах -выявление уровня сформированности ЗУН и пробелов в знаниях.
5.Рефлексия педагогов.

5 день «День здоровья»

Цель: снизить уровень межличностной и самооценочной тревожности через неформальное межличностное общение педагогов и учащихся в составе смешанных групп в активных формах спортивно-оздоровительной работы.

Дополнительные мероприятия

В рамках адаптационной недели планируются мероприятия с учащимися, проживающими в интернате лицея, с целью создания доброжелательной атмосферы взаимопонимания, поддержки и доверия, с целью учащимся помощи в адаптации к общежитию в интернате после домашних условий.

Активное взаимодействие старшеклассников с «новичками» способствует вхождению в жизнь республики «Интерленд». Основы уклада жизни в интернате закладываются в ходе организационно-деятельностной игры «Дом, который построили мы», строительный материал для которого в ходе игры ребята наделили особыми свойствами: мудрости, дружбы, взаимопомощи, здоровья, понимания, любви. Дом венчает крыша хорошего настроения. Классные воспитатели, психолог, члены администрации - частые гости интерната.

Оценка результативности программы. В течение трех лет программа прошла апробацию в условия лицея – интерната с учащимися 8-11 классов. 

В диагностировании использовались:

1.Шкала личностной тревожности А.М.Прихожан [7]

2. Ежедневные и итоговые заметки учителя (Приложение 1, 2)

3. Цветограмма по Лутошкину (Приложение 3)

4. Методика незаконченных предложений (Приложение 4)

5. Анкета учащихся (Приложение 5)

6. Диагностическая карта (Приложение 6)

При рефлексии учащиеся отмечают, что адаптационный период помог одноклассникам «узнать друг друга и даже подружиться», причем знакомство с классом было знакомством «не только как с отдельными личностями, но и как с коллективом», т.е. «...в дальнейшем не было разделение класса на отдельные группировки». Почти все указали как самое запоминающееся и важное - атмосферу радости, веселья, обстановку дружеского общения: тогда ребята «смогли больше узнать друг о друге», «поделиться, кто что делал летом», «что изменилось в жизни» и «получить кучу удовольствия от целой недели отдыха». Среди высказываний старшеклассников часто встречались такие: «Адаптационный период помог переключиться от летнего отдыха на учебный год», «За один день мы смогли после двух месяцев настроиться на учебу». Примечательно, что школьники напрямую указывали настрой на учение как один из главных результатов адаптационного периода. Важным здесь является и то, что работа с учениками, направленная на выяснение ожиданий от учебы, на разъяснение и принятие лицейских требований, оказалась успешной: после продолжительного периода есть желание учиться.

Несомненно, ценными являются замечания педагогов о том, что они «увидели детей с другой стороны - личной – стороны», «полюбили людей, приняли учителя»: «они включили меня в свой коллектив», «восприняли меня не как учителя, а как человека». В этом заключается один из главных смыслов адаптационного периода - узнавание и принятие друг друга как личностей, а не просто признание другого носителя определенной роли, как это обычно бывает. Также учителя отметили, что они за короткое время узнали всех детей по именам, фамилиям, «успели к ним привыкнуть», и у них «появилась уверенность в общении с детьми», это позволило комфортно чувствовать себя на первых уроках.

Адаптационная неделя показала следующие результаты:

- снижение тревожности учащихся в новой ситуации;

- создание доброжелательной атмосферы, в которой комфортно чувствуют себя и педагоги, и учащиеся;

- приобретение опыта взаимодействия участников образовательного процесса, способствующего взаимному личностному раскрытию, узнаванию и принятию.

Конспекты мероприятий

День первый – 1 сентября.

«День знаний» (для учащихся 8, 10 классов)

Задачи:

- познакомиться, настроить учащихся на предстоящую учёбу и жизнь в новом коллективе;

- выявить уровень сформированности учебной мотивации через анкетирование и фронтальную беседу;

- познакомить с режимом работы адаптационной недели;

- познакомить с требованиями, предъявляемыми лицеистам.

План дня для учащихся 8, 10 классов

1. Торжественная общелицейская линейка.

2. Организационный классный час.

 

Конспект классного часа

 Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы - как истории планет,

И в каждой есть особое, своё.

И нет планет похожих на неё.

(Е. Евтушенко)

1. Приветствие, поздравление, самооценка эмоционального состояния учащихся (цветограмма).

Ведущий: Дорогие ребята, мы очень рады видеть вас в нашем лицее, таких красивых, за лето отдохнувших и, я надеюсь, полных сил. Мы от всей души поздравляем вас с началом нового учебного года, с началом новой жизни. Почему новой? Потому что многие из вас покинули родное гнёздышко, чтобы учиться здесь, переехали на новое место жительства. Во-вторых: у всех у вас новые одноклассники, у многих из вас новые учителя. Ну и, я думаю, новые ожидания, новые переживания. Нужно отбросить страх, сомнения, грусть и смело смотреть вперёд. Желаем вам упорства в достижении цели; реализации творческого потенциала: как можно ярче, полнее проявить свои возможности, свою уникальность и неповторимость.

Помните так же, что нам с вами совершенно необходимо проявить себя как класс (коллектив). А что для этого нужно? Кто мне подскажет? Нам нужно подружиться, научиться быть внимательными друг к другу, терпимыми к мелким недостаткам своих товарищей, ведь мы стали членами одной большой лицейской семьи.

А сейчас я раздам вам листочки на которые вы наклеите цветную фигурку, которая вам больше всего понравится (цветограмма).

2. Знакомство.

Ведущий: Сейчас самое время познакомиться. (Ведущий представляет себя и наблюдателя).

Обратите внимание на доску. О чём говорят эти слова великого поэта? В каждом из вас есть что-то своё, неповторимое, каждый талантлив в какой-то сфере, в каждом есть свой неповторимый огонёк. Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас зажёг свою звезду на лицейском небосклоне. На доске 24 звёздочки. Пусть каждый из вас встанет, назовёт своё имя, расскажет, откуда он прибыл и впишет своё имя в любую из звёзд, которая ему понравится.

Пусть свет каждой из звёзд отдельности и класса в целом разгорается всё ярче и ярче, пусть озаряет нас, радует, согревает и вселяет уверенность!

3. Информационная часть

Адаптационная неделя (о правилах работы в паре, в группе);

• Режим работы на учебный год.

• Правила поведения в лицее

• Основные документы, регламентирующие жизнь лицеиста.

4. Анкетирование.

1. Кто был инициатором моего поступления в лицей?

2. Для чего я поступил(а) в лицей?

3. Что я ожидаю от лицея?

4. Я мечтаю.....

5. Итог дня. Цветограмма.

День первый – 1 сентября.

«День знаний» (д ля учащихся 9,11 классов)

Задачи:

- создать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищенности, позитивного взаимодействия, что позволит каждому ученику ощутить собственную значимость;

- развивать у учащихся умения анализировать и рефлексировать взаимодействие, создавать положительную эмоциональную атмосферу общения в коллективе;

- способствовать развитию самоуправления в классе.

План дня для учащихся 9, 11 классов

1. Торжественная общелицейская линейка.

2. Организационный классный час.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.074 с.)