Способы, связанные с использованием образов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы, связанные с использованием образов



Использование образов связано с активным воздействием чувств и представлений на центральную нервную систему. Множество наших позитивных ощущений, впечатлений, наблюдений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики. 

Чтобы использовать образы для саморегуляции, специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

- зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);

- слуховые образы (какие звуки вы слышите; пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

- ощущения в теле (что вы чувствуете «тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники»).

При ощущении напряженности, усталости сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза. Дышите медленно и глубоко. Вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций, «проживите» ее заново, вспоминая сопровождавшие ее зрительное, слуховые и телесные ощущения. Побудьте внутри этой ситуации несколько минут, затем откройте глаза и вернитесь к работе.

В заключение отметим следующее. В занятиях по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.

Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение - принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».

 

Литература

1. Битянова М. Администратор гостиницы.//Школьный психолог, №45-2002

2. Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. /Пер.с англ. Н.Б.Прутковской.- М.: Крон-Пресс, 1995.- 192 с.

3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск: Изд- во Новосибирского ун-та; М.: Совершенство, 1997.- 116с.

4. Коломинский Я.Л.Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986.

5. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- М.: Генезис,1997 г.

6. Митина Л.М., Асмаковец Е.С.. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция.- М.: Московский психолого- социальный институт: Флинта, 2001.-192 с.

7. Никифоров Г.С.. Психология здоровья. Учебное пособие.-СПб.% Речь, 2002.-256 с.

8. Психологическое здоровье участников образовательного процесса как критерий оценки качества образования. Психологическое сопровождение управления качеством образования: опыт решения проблемы.-Киров, ИУУ, 2003 г.

9. Психология управления: Курс лекций./Л.К.Аверченко, Г.М.Залесов, Р.И.Мокшанцев, В.М.Николаенко; Отв. Редактор М.В.Удальцова.- Новосибирск: Изд-во НГАЭ и У; М.: ИНФРА –М, 1997.-150 с.

10. Рахматшаева В.А.. Грамматика общения.(Школа для родителей.) – М., «Семья и школа», 1995 г.

11. Савостьянов А.. Саморегуляция эмоциональных состояний в деятельности учителя.//Народное образование.-2001.-№7.

12. Самоукина Н.. ***********************************************

13. Семёнова Е.М.. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М., 2002 г.

14. Сергеева Т.. Свидание с золотой рыбкой.// Школьный психолог, №40 –1998 г.

15. Сергеева Т.. Свидание с природой.// Школьный психолог, №42 –1998 г.

16. Справка о результатах моноторингового исследования состояния психологического здоровья участников образовательного процесса в Кировской области (срез 2002 г.) Е.Б.Парфина, Е.В.Арасланова, С.В.Кудинова, С.В.Кузнецова.

17. Фопель Кл.. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие./Пер. с нем.; В 4-х томах.-М.: Генезис, 1998 г.

                                                                                                       

3.2. ЖЕБОВА Т.Н.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

 СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

К ПРОХОЖДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Пояснительная записка

 

    В Концепции модернизации российского образования говорится о том, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности.

     В Государственных требованиях к уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования указано: «В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности. Выпускник должен понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес; обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации».

      Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки педагога, она обеспечивает фундамент для основных педагогических умений и навыков у будущих учителей.

      Творческое самовыражение предполагает осознание педагогом самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки.

      Барьерами, тормозящими раскрытие творческого потенциала личности, являются такие состояния, как тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, страх показаться смешным или некомпетентным.

      По мнению Р. Бернса, готовность учителя к выполнению своих социально-значимых функций определяется сформированностью его педагогического сознания, профессиональной Я-концепции. Развитие Я-концепции у учителя предполагает объективное самовосприятие и способность к рефлексии: «…всякий человек при условии позитивного самовосприятия чувствует себя более удовлетворенным; повышается его уверенность в себе, продуктивность и эффективность его работы».  [1]

       Положительное оценивание педагогом самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной Я-концепции позволяет повысить уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом. Чувствуя себя спокойно и уверенно, педагог способен успешно наладить психологический контакт с учениками.

       Таким образом, очень важно осознание студентом-практикантом личностной значимости смысла своей профессиональной деятельности, степени своей эмоционально-личностной вовлеченности в нее, возможности самовыражения и самоутверждения в ней.

        Важнейшими чертами педагогической Я-концепции являются:

- позитивные мысли о себе;

- мысли о возможности роста;

- укрепление в себе намерений выразить и воплотить себя в профессии педагога;

- стремление стать значимым для своих учеников;

- стремление к развитию себя и своих воспитанников;

- самоуважение и достоинство.

Проведенные исследования среди студентов в ходе практики выявили следующие личностно-профессиональные проблемы:

· личностная тревожность, нестабильность самочувствия;

· неуверенность в себе;

· неумение найти психологический контакт с детьми отдельными «трудными» учениками;

     Затруднения у начинающих учителей возникают в зависимости от индивидуальных особенностей, характера подготовки и профессиональной направленности. Особенности класса и отдельных детей также влияют на педагогический процесс. Очень важно научить студента анализировать свои ошибки во время прохождения педагогической практики: какие из них возникают из-за недостатка профессиональных знаний, умений и навыков, а какие обусловлены собственными личностными качествами.

Психологическими компонентами самоорганизации педагога будут его творческое самочувствие и психологический контакт с детьми.

     Психологическая поддержка студента-практиканта со стороны педагога-психолога, методиста, преподавателя призвана стимулировать у него позитивную Я-концепцию, адекватную самооценку.

      Цель программы: содействие профессиональной адаптации студентов- практикантов к педагогической деятельности, развитие позитивной Я-концепции.

Задачи:

1. Формирование позитивного самовосприятия, повышение представлений студента-практиканта о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства.

2. Развитие способности к рефлексии.

3. Развитие потребности в психолого-педагогическом образовании, в постоянном самоусовершенствовании.

4. Развитие навыков психической саморегуляции.

5. Развития уверенности в себе у студентов.

Методика реализации программы. Количество: группы до 25 человек (все желающие студенты 4-х и 5-х курсов). Показания: собственные наблюдения, самодиагностики. Количество занятий: 6.Условия проведения: аудитория, где можно свободно расставить стулья.

Занятия состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть позволяет познакомить студентов с основными понятиями, практическая – отработать умения и навыки саморегуляции, стилей поведения.

Результативность работы по программе – позитивная динамика показателя личностной тревожности по шкале В. Г. Норакидзе (Педагогическая практика в начальной школе /Под ред. М. Г. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. – М.: «Академия», 2000).

                                           Тематический план

 

№ п\п Тема занятия Количество часов Форма проведения Самостоятельная работа
1. Введение. Педагогическая «Я-концепция». 2 Практикум Изучение литературы. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
2. Адаптация и саморегуляция. 1 Практикум  
3. Механизмы психологической защиты. 2 Практикум и тренинг Изучение литературы Субботина Л. Ю. Психологические защиты. – Ярославль, 2000.
4. Развитие навыков социального поведения. 1 Тренинги Изучение литературы Зимбардо Ф. Застенчивость. – М., 1991.

 

Содержание занятий

 

Занятие 1.

 Введение. Педагогическая «Я-концепция».

Цели:

1.Познакомить студентов со структурой, функциями самосознания, понятием «Я-концепции», углубить самопонимание, самосознание.

      2.Формировать мотивацию самоанализа, саморазвития будущего педагога.

      3.Развивать навыки и умения уверенного поведения.    

                        

Ход занятия:

 

1. Знакомство с Правилами групповой работы.

- Добровольность участия при четком определении своей позиции

     «Не хочешь говорить или делать – не делай, но дай знать об этом с помощью условного знака»

- Несуществование правильных или неправильных ответов.

«Правильный ответ тот, который выражает мысль».

- Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни.

«Не занимайся разбором поведения кого-либо».

- Безоценочность поведения.

«Не оценивай другого, если он сам тебя об этом не попросит».

- Откровенность высказываний.

«Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать».

- Конфиденциальность.

«Не обсуждай вне занятий то, что мы узнаем друг о друге здесь и сейчас».

Ритуал торжественного принятия этих Правил. Принятие условного знака «Не хочу отвечать».

Правила в стихах.

     Если решился на тренинг придти,

     Дойди до конца, смотри не уйди!

 

     Искренним в общении будь,

     Не лицемерь, а выражай яснее суть.

     Не хочешь данную проблему обсуждать,

     Не лги, ведь есть возможность промолчать!

 

     Ты вправе группе «стоп» сказать,

     Проблему вслух не обсуждать!

 

     Активным будь в игре и обсуждении,

     Проблемы все решить здесь без сомнения!

      

     О чем здесь услышишь, не разглашай,

     Проблемы вне группы не обсуждай!

 

     Лишь от себя всегда говори,

     От обсуждения не уходи,

     «Я чувствую», «думаю», «мне кажется так» -

     Ведь это все сложно, отнюдь не пустяк!

 

    Каждый имеет право на мнение свое,

    Не оценивай, не критикуй не кого!

 

2. Мини-лекция с обсуждением.

Ведущий: «Я-концепция – представление человека о самом себе. Самосознание – высший уровень развития человеческой психики».

Приводятся цитаты:

«Познай самого себя».

                      Сократ

«Целью жизни является самопознание и проистекающая отсюда свобода».

                                                                                              Сенека

Вопрос для обсуждения:

Согласны ли вы с этими высказываниями древних философов?

 

Ведущий: «Мы рассмотрим «Я-образ» или «Я-концепцию» с точки зрения будущего педагога, выделяя два аспекта: знание о себе, как о будущем педагоге;                                самоотношение как к будущему педагогу.

«Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор, влияющий на поведение человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление деятельности индивида, его поведение в ситуации выбора, контактах с людьми.

Три составляющие «Я-концепции»:

1. Когнитивная (Что я знаю о себе?) – самопонимание.

2. Оценочная (Как я к себе отношусь?) – самооценка.

3. Поведенческая (Почему я веду себя так, а не иначе?) – удовлетворение высших потребностей.

На наших занятиях мы постараемся приблизиться к пониманию сложной структуры самосознания человека и остановимся на представлении о себе самом как будущем педагоге, попробуем выяснить свое отношение к себе, о значении самоуважения и о том, как обрести уверенность в себе».

 

3.Упражнение «Учитель глазами родителей»

Ведущий: «Я предлагаю вашему вниманию несколько портретов учителей. Ваша задача, познакомившись с ними, составить свой портрет любимого учителя.

 * Антонина Александровна, учитель начальной школы. Возраст – 35-38 лет, стаж - примерно 15-18. Окончила педучилище, училась заочно в пединституте. Общие черты – сдержанность, профессионализм, стремление и умение выучить каждого.

 В общении с родителями спокойна, достаточно объективна, уважительна. На родительских собраниях дает продуманные рекомендации, учитывает обстоятельства каждой семьи, никогда не ругает учащихся, негативную оценку высказывает наедине.

 В конфликтной ситуации в семье старается прежде всего защитить ребенка, оградить его от стрессовой ситуации. Не встает ни на чью сторону. Увлечена методикой преподавания русского языка. Всегда подчеркивает значение грамотности, дает индивидуальные задания на дом, проводит конкурсы и викторины в классе.

Ей, может быть, не хватает душевной теплоты, эмоциональной раскованности. Очень сдержанна.

Честолюбива: ее класс должен быть всегда лучшим. Следит за дальнейшей судьбой своих воспитанников, вмешивается, если, по ее мнению, учителя средней школы что-то не учитывают или несправедливо относятся к ее бывшим ученикам. Но опять-таки – минимум эмоций, логика доказательств, свое понимание ситуации.

Образ этого учителя глазами ученика: «Очень властная, авторитарная, но многому научила».

* Светлана Ивановна – учитель начальной школы, лет 40, высшее образование.

Доброжелательная, приветливая, с большим интересом относится к детям. К каждому ребенку подходит индивидуально, замечает особенности характера. Не бывает нелюбимых учеников.

Умеет расположить к себе родителей так, что невозможно отказать ей в какой-либо просьбе.

Проводит совместные с родителями и детьми поездки за город, экскурсии, утренники. В подготовке к праздникам участвуют и дети, и родители.

Четко определяет способности, интересы, наклонности ребенка. По словам учеников: добрая, внимательная. На уроках всегда интересно. Редко кричит, много шутит, рассказывает забавные истории из своей жизни. Очень по-доброму относится к людям.

* Учительница второго класса, выпускница пединститута, года 23-24, высокомерная, неулыбчивая, малограмотная и поучающая. На детей кричит, может оскорбить, из-за чего дети не хотят идти в школу.

В беседе с ней по этому поводу вначале отрицает, затем извиняется, просит не ставить в известность администрацию, наконец, все повторяется. Проверяя тетради, «исправляет ошибки» - переводит с грамотного или более или менее грамотного языка на безграмотный, скучающе объясняет родителям, какие безобразные дети ей достались.

Обсудив все портреты, попробуйте предположить, каким учителем Вы предстанете перед родителями и учениками. Составьте собственный портрет: «Я в глазах учеников».

 

4. Упражнение «Я в глазах учеников»

Ведущий предлагает нарисовать студентам самих себя, подписать свой рост, вес, обозначить цвет глаз, волос и т.д., затем подписать 20 разных ответов на вопросы «Кто я?» и «Какой я?».

Участники обмениваются листами. Каждый зачитывает вслух характеристику сокурсника и пытается угадать, о ком идет речь. Можно дополнить характеристику своими определениями.

 

5. Упражнение «Самооценка»

Ведущий предлагает участникам написать полярные качества характера, последовательно определить, в какой степени то или иное качество проявляется у данного участника, оценив его в баллах.

                       Добрый 1 2 3 4 5 6 7 злой

                       Общительный 1 2 3 4 5 6 7 замкнутый

                       Уверенный в себе 1 2 3 4 5 6 7 неуверенный

                       Раздражительный 1 2 3 4 5 6 7 спокойный

                       Неоткровенный 1 2 3 4 5 6 7 откровенный

                       Нерешительный 1 2 3 4 5 6 7 решительный

                       Понимающий других 1 2 3 4 5 6 7 непонимающий других

                       Смелый 1 2 3 4 5 6 7 робкий

                       Нуждающийся в поддержке 1 2 3 4 5 6 7 самодостаточный

                       Импульсивный 1 2 3 4 5 6 7 уравновешенный

                 Подчиняющийся 1 2 3 4 5 6 7 лидер

                       Умный 1 2 3 4 5 6 7 неумный

                       Активный 1 2 3 4 5 6 7 пассивный

                       Целеустремленный 1 2 3 4 5 6 7 беспорядочный

                       Симпатичный 1 2 3 4 5 6 7 несимпатичный

Ведущий: «А теперь вернитесь к первой строке полярных характеристик и оцените, как бы вы хотели, чтобы это качество было развито у вас, каким педагогом бы вы хотели быть (обозначьте другим цветом)».

Обработка результатов:

  По каждой паре подсчитывается разница позиций: «какой я есть» и «каким бы я хотел быть». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между двумя оценками по каждой строке, а затем вычисляется общая сумма.

 Интерпретация:

      Сумма равна 25. Это свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам, причем переживания бывают глубоки и длительны. Такие люди часто не уверенны в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Сравнивая себя с другими людьми, они приходят к неутешительным выводам, не любят принимать комплименты, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.

  Обычно такие люди тонко чувствуют переживания других, ранимы, впечатлительны, «тонкокожи». Часто, если низкая самооценка не сопряжена с гиперкомпенсаторным стремлением демонстрировать всем собственную значимость, они больше заботятся об удобстве других, чем о собственной пользе, могут пожертвовать своими интересами ради другого человека. Бывает, что этим пользуются окружающие. Надо сказать, что с такими людьми другим бывает хорошо, однако сами они часто страдают.

  В некоторых случаях пониженная самооценка приводит к стремлению самоутвердиться за счет других, болезненной склонности видеть за поступками других людей желание уязвить или обидеть. Иногда может проявляться немотивированная агрессивность и вспышки гнева.

Скорее всего, истоки низкой самооценки следует искать в стиле воспитания в семье. Вероятно, родители были слишком строги или критичны, или часто сравнивали вас с другими, или предъявляли высокие требования к вашим достижениям. Этого уже не изменить, и путь к зрелости лежит через осознание и проработку своих «детских комплексов».

Сумма равна менее 25. Вам следует пересмотреть свое отношение к себе. «Полюбите себя самого!» - вот главная задача для вас, избавляйтесь от негативных мыслей, чаще хвалите самого себя, извлекайте пользу даже из неудач!

Сумма равна от 10 до 25. Это свидетельствует об адекватной самооценке. Такие люди трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, они могут изменяться и самосовершенствоваться. Как неудачи, так и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое.

Сумма равна менее 10. Это может интерпретироваться по-разному. Иногда это свидетельствует о скрытом нежелании участвовать в тестировании, формальном выполнении задания. Низкий балл может говорить о защитной реакции, а также демонстрируемой высокой самооценке («У меня все хорошо, отстаньте!»), или свидетельствовать о нежелании быть откровенным. Такой балл набирают также люди, не склонные к самоанализу и рефлексии, не любящие заглядывать внутрь себя. Если человек отвечал искренне и действительно считает, что его «реальное Я» почти не отличается от «Я идеального», можно говорить о завышенной самооценке, т. е. такие люди уверенны в собственной непогрешимости, и готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении.

 

6. Обсуждение рекомендаций «Как повысить самооценку?»

То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, распространяют вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, т. к. научились сами себя стимулировать.

Люди с хорошей самооценкой не огорчаются, когда их критикуют и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее благодарят за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны.

С самоунижением должно быть покончено!

Думайте о себе только хорошо!

Поставьте перед собой серьезные цели, достижение которых требует честолюбия, усердия и настойчивости. А потом оцените то, чего достигли.

 

7. Упражнение «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить»

     Все участники по кругу рассказывают о своих новостях. Ключ общения – слово-образ солнце:«А у нас сегодня в группе светит солнце! А что у вас интересного произошло?».

Ведущий: «Запишите слово «солнце» и соберите вокруг него ассоциации, которые с ним связаны, например, весна, капель, веснушки, отпуск и т. д. Можно вспомнить известные поэтические строки. Выполните рисунок солнца на альбомном листе. Вживите в него свой образ таким, каким вы его себе представляете. Постарайтесь наделить свое солнце характером, настроением».

Участники демонстрируют и комментируют рисунки.

Ведущий: «Посмотрите, мы рисовали солнце, но у каждого оно получилось свое. Мы по-разному смотрим на мир и отражаемся в нем. Подберите эпитеты или названия каждого рисунка.

     А теперь пусть каждый выскажет свое мнение по поводу рисунков своих сокурсников. (Все рисунки выставлены). При этом постарайтесь отметить находки и достоинства каждого».

 

     8. Работа со стихотворением Е. Евтушенко

                         Людей неинтересных в мире нет.

                          Их судьбы – как истории планет.

                                У каждой все особое, свое,

                               И нет планет, похожих на нее.

 

                               А если кто-то незаметно жил

                               И с этой незаметностью дружил,

                               Он интересен был среди людей

                               самою незаметностью своей.

 

                               У каждого – свой тайный личный мир.

                              Есть в мире этом самый лучший миг.

                              Есть в мире этом самый страшный час,

                              Но это все не ведомо для нас.

 

                              И если умирает человек,

                              С ним умирает первый его снег,

                              И первый поцелуй, и первый бой…

                              Все это забирает он с собой.

 

                              Да, остаются книги и мосты,

                              Машины и художников холсты,

                              Да, многому остаться суждено,

                              Но что-то ведь уходит все равно!

 

                             Таков закон безжалостной игры.

                              Не люди умирают, а миры.

                              Людей мы помним, грешных и земных.

                              А что мы знали, в сущности, о них?

                           

                             Что знаем мы про братьев, про друзей,

                            Что знаем о единственной своей?

                             И про отца родного своего

                             Мы, зная все, не знаем ничего.

 

                             Уходят люди… их не возвратить.

                             Их тайные миры не возродить.

                             И каждый раз мне хочется опять

                             От этой невозвратности кричать.

      Ведущий: «Выберите фразу, наиболее значимую для вас и запишите ее. А теперь встаньте и найдите себе партнеров по работе, у которых строчки совпадают с вашими».

 

9. Работа в малых группах. Обсуждение по вопросам:

     Почему вы выбрали именно эти строчки?

     Каково ваше отношение к мысли Сократа «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»?

     Как вы можете интерпретировать эту мысль с позиции своего, пусть небольшого, педагогического опыта?

Подпишите под рисунком вашего солнца, к кому и к чему обращено тепло его души. (Озвучивание записей по желанию).

   

9. Закончим нашу встречу рефлексией. Продолжим по очереди фразу: «в каждом человеке солнце, только…» Каждая концовка обязательно зачитывается автором вслух, поощряется искренность высказывания.

 

 

Занятие 2.

Адаптация и саморегуляция.

     Цели:

     1.Познакомить с понятиями «адаптация» и «саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции эмоциональных состояний (аутогенной тренировке, релаксации, самовнушения).

     2.Помочь овладеть некоторыми приемами аутогенной тренировки и релаксации.

     3.Способствовать развитию навыков преодоления негативных эмоциональных состояний.

              

     Ход занятия:

1.Рефлексия предыдущего занятия.

     Продолжить фразу: «Вчерашнее занятие для меня…»

 

2.Информация о проблеме.

Ведущий: «Запишите эти понятия у себя на бумаге. Постарайтесь дать им собственные определения (несколько определений зачитывается вслух):

     Адаптация – умение приспосабливаться к окружающим обстоятельствам.

Саморегуляция - способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку результатов своих действий.

В жизни часто приходится сталкиваться со стрессовыми ситуациями, испытывать неприятные переживания – гнев, обиду, раздражение, волнение… Очень важно научиться управлять этими чувствами, самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние, уметь расслабляться.»

 

3.Работа в микрогруппах. «Мозговой штурм».

Ведущий: «Обсудите, какие средства помогают вам «выпустить пар». Составьте общую копилку приемов преодоления наших неприятных ощущений».

После обсуждения на доске составляется перечень приемов.

 

4.Работа с рекомендациями «Как обрести душевное равновесие?»

     Участники зачитывают рекомендации, записанные на карточках., затем идет их обсуждение.

1) Верьте, что жизнь вас не оставит – «Кривая выведет всегда». Персидский поэт Низами формулирует это так: «За темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь неколебим».

2) Поймите, что пережить вашу неприятность можете только вы, не перекладывайте ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получится. Примите случившееся как неизбежное.

3) Поделитесь с кем-нибудь своими переживаниями. Не замыкайтесь на своих проблемах и больше общайтесь с людьми.

4) Найдите образец: человека, который выстоял в подобной или еще более сложной ситуации. Подумайте, как он справлялся с проблемами.

5) Если вам показалось, что вас хотели обидеть, не делайте скоропалительных выводов. Вы сейчас очень возбуждены и можете все неправильно истолковать.

6) Сделайте выводы. Примите поражение как ценный урок, подаренный вам жизнью. Теперь вы знаете, что так поступать (полагаться на таких людей, не учитывать каких-то обстоятельств) не следует – в другой раз учтите ваше новое знание.

7) Не предавайтесь «генерализации» и «катастрофизации». Если вас предал один человек, это совсем не значит, что «все такие» (генерализация). Если у вас не получился урок, то «Я никудышный педагог» (катастрофизация).

8) Не «пережевывайте» бесконечно случившееся. Оставьте его для истории и вспомните, что вокруг множество дел, которые ждут вашего ума и рук.

9) Практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

 

5. Релаксация.

   Ведущий: «Закройте глаза и, сохраняя напряжение мышц, оставайтесь в этом положении 1-2 минуты, обращая внимание на те мысли, чувства и воспоминания, которые у вас возникают. После этого встаньте. Сделайте несколько размашистых движений, потянитесь, несколько раз глубоко вздохните. Расскажите, какие мысли, чувства, ощущения возникли у вас, когда вы сидели в этой позе.

   Теперь сядьте, развалившись на стуле. Спина опирается о спинку стула. Шея и плечи свободно расслаблены. Руки спокойно лежат на коленях. Кисти расслаблены. Колени слегка расставлены. Ноги вытянуты или слегка согнуты. Оставайтесь в таком положении 1-2 минуты. Затем встаньте, сделайте несколько резких движений. Несколько раз глубоко вздохните. Запомните, какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы сидели в этой позе».

 

6. Техника мышечного расслабления.

Ведущий: «Еще в начале века американский врач Джекобсон, наблюдая за людьми, находящимися в состоянии умственного напряжения или душевного волнения, заметил, что у них всегда отмечается также напряжение мышц. Если мышцы расслаблены, то всегда оказывалось, что люди находились в состоянии полного душевного покоя. Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечному расслаблению для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения. Придуманный им метод называется техникой релаксации по Джекобсону.

     Сядьте удобно. Следите за вашим дыханием, вдохом и выдохом. При вдохе – живот выпячивается, при выдохе – втягивается. Закройте глаза, слегка приоткройте губы. Весь процесс дальнейшего напряжения-расслабления лучше сочетать с дыханием: при вдохе – напряжение, при вдохе – расслабление. Теперь мы сосредоточиваем свое внимание на правой руке (если вы левша, то на левой). Сожмите руку в кулак, крепко, но не судорожно. Почувствуйте напряжение каждой мышцы руки (примерно 5 сек.), затем расслабьте мышцы. Разожмите кулак. Расслабленная рука лежит на передней поверхности бедра. Каждый палец расслабляется, становится мягким, вялым.

Сосредоточиваемся на предплечье и плече: снова сожмите пальцы в кулак, согните локоть, напрягите ваши мышцы, почувствуйте, какие они твердые (5 сек.), и снова расслабьте их. Положите руку на верхнюю поверхность бедра. Кисть руки и рука могут совершенно расслабиться. Возможно, вы почувствуете дрожь в мышцах. Если это так, напрягите их снова на один миг и расслабьте. Ваша рука, расслабленная и тяжелая, лежит на бедре. Она расслабляется все больше и больше. Ваше дыхание ровное и спокойное.

   Теперь сосредоточиваемся на другой руке. Сожмите пальцы руки в кулак. Почувствуйте определенное напряжение (5 сек.), но не сжимайте пальцы до судорог и снова расслабьте их. Рука расслаблено лежит на бедре. Вам приятно, легко, вы расслаблены.

   Обращаем своё внимание на плечо и предплечье: сожмите пальцы в кулак, согните руку в локте, напрягите все мышцы, сосредоточьтесь на них (5 сек.) и снова расслабьте. Положите руку на бедро, каждая мышца расслаблена. Дыхание спокойное и ровное. При каждом вдохе живот слегка выпячивается, при выдохе – легко втягивается. Наслаждайтесь приятным чувством расслабления во всем теле.

   Сосредоточиваемся на лице: поднимите брови, наморщите лоб, отчетливо почувствуйте напряжение (5сек.) и снова опустите брови. Напряжение уходит. Теперь сведите брови к переносице, крепко зажмурьте глаза (5сек.) и снова расслабьте мышцы. Мышцы расслабляются все больше и больше.

   Теперь сожмите зубы, но без судорог. Почувствуйте напряжение в челюсти (5 сек.) и снова отпустите мышцы. Прижмите язык к небу (5 сек.) и снова отпустите.. Расслабляется все лицо, вам легко и приятно. Губы слегка приоткрыты, зубы не давят друг на друга, язык мягко лежит во рту. Вы наслаждаетесь расслаблением в лице. Расслабление растет во всем теле. Дышите спокойно и ровно. При дыхании живот сам по себе легко поднимается и опускается.

Сосредоточиваемся на шее и затылке: потяните голову вперед, подбородок прижимается к груди. Почувствуйте напряжение в шее и затылке (5 сек.) и с облегчением опустите голову. Зафиксируйте это чувство расслабления.

Запрокиньте голову назад. Осознанно почувствуйте напряжение (5 сек.) и затем расслабьтесь, почувствуйте, как уходит напряжение. Вся сила напряжения уходит из мышц, Вы сидите, приятно расслабившись, на стуле. Вы чувствуете, как при дыхании живот поднимается и опускается. С каждым вдохом расслабление все глубже и глубже.

   Сосредоточиваемся на плечах и животе: разведите плечи, они почти касаются друг друга, мышцы очень твердые (5 сек.), и снова расслабьтесь, опустите плечи. Теперь подтяните плечи вперед к груди, отчетливо почувствуйте напряжение (5 сек.) и снова расслабьтесь. Расслабление, облегчение, пок



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.198 с.)