Упражнение “Способы конструктивной эмоциональной разрядки”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение “Способы конструктивной эмоциональной разрядки”.



Т: Мы говорили о взаимоотношениях в семье пьющего человека. Давайте продолжим этот разговор и попробуем почувствовать себя в роли ребенка, живущего с пьющим отцом (матерью).

1) «Оживление» куклы.

Примечание: В упражнении используются марионетки в достаточном для выбора количестве.

Т.: Выберите себе любую куклу из предложенных. Попробуй почувствовать, как живёт кукла: как она двигается, танцует, как беседует с друзьями, А теперь передай радость куклы, печаль, обиду, злость, успокоение.

 

2) Ты - ребенок, а это - твоя кукла. В центре на стуле будет другая кукла - это пьющий отец или мать. Посоветуйтесь и примите вместе решение, какая из оставшихся кукол может играть роль пьющего родителя.

Круг:

- Почему выбрали именно эту куклу?

- Кто из нас во время игры мог бы водить куклу твоего отца?

- Расскажи кукловоду, каким по характеру должен быть родитель, которого он будет играть.

-

3) Подготовка к ролевой игре.

Т.: Представьте себе следующую ситуацию:

“Отец давно обещал вам со следующей зарплаты купить джинсы в фирменном магазине. Наступил день зарплаты. Вы давно уже сходили в магазин и выбрали себе подходящие джинсы, осталось только пойти с отцом и купить. С утра у вас отличное настроение, вы в предвкушении покупки: как давно вы мечтали о таких джинсах... Вечер. Отец задерживается с работы. Часы проходят в томительном ожидании... Но вот дверь открывается и заходит отец в состоянии сильного опьянения и сообщает, что денег на джинсы у него уже нет...”

Примечание: Проигрывают по кругу: каждый ребёнок по очереди вступает в контакт с родителем.

Т.: Ты - ребенок в этой семье. Опиши свои действия от первого лица. (Что ты будешь делать? Когда: сразу по его возвращению или потом? Что ты скажешь отцу?) Во время рассказов - остальным я предлагаю отследить возможные роли ребенка в семье пьющего человека.

Ребенок-герой - защищает, спасает отца.

Ребенок - “козел отпущения” - все терпит, молчит.

Ребенок - клоун - смеется, шутит, издевается над отцом.

Потерянный ребенок - запоминает эмоциональное состояние, выход из негатива - приобщение к различным наркотикам.

3) Демонстрация в кругу серии ролевых игр.

 

5) Круг:

- Что ты чувствовал во время игры (как ребенок, как отец)?

- Как происходила разрядка негативных чувств в ситуации, которую ты играл? Есть ли у такого ребенка, роль которого ты исполнял, опасность разрядки негативных чувств через алкоголь?

- Какие способы разрядки в этой ситуации наиболее приемлемы?

Круг:

- Как ты думаешь, какую роль ты играл? Почему?

- Как ты можешь избавиться от этого стереотипа?

 

6) Запись в тетради:

Роли ребенка так же стереотипны, и наша задача – научиться избавляться от влияния поведенческих шаблонов. В мире широко распространены группы взаимопомощи членов семей алкоголиков. Существуют отдельные группы для матерей, жен, детей и внуков алкоголиков. Люди, которые приходят в эти группы за поддержкой, учатся доверять себе и своим чувствам, любить и уважать себя, быть более открытыми, честными, доверять другим.

7) Т: Когда нами владеют эмоции, мы под влиянием сильных чувств, наш разум не способен адекватно оценивать ситуацию и искать из нее выход. Если чувств много, то интеллект подавлен. “Когда сердце плачет, разум молчит”. Чтобы “заговорил разум”, наши эмоции должны найти выход. Эмоции выражать необходимо, но важно делать это безопасным для себя способом.

Круг:

- Какие способы выхода из эмоционально трудных ситуаций вы знаете? Перечислите.

- Что будет, если человек не будет разряжать свои негативные чувства?

Т.: Общество демонстрирует двойную установку: каждый должен уметь пить, т.е. пить необходимо, но если ты пьешь много и при этом что-то теряешь - ты слабый, презренный, убогий алкоголик. Такое отношение к алкоголизму вынуждает семью скрывать эту проблему, накапливая внутри себя множество негативных чувств: вину, страх, злость, обиду, отчаяние. Такая семья нуждается в помощи. Поэтому в ситуации, когда ты переживаешь негативные чувства, найди с кем можно поговорить об этом. Измени стереотипы своего поведения.

Упражнение “Реклама”.

Т: У каждого человека есть потребность принадлежать к группе людей, быть успешным, состоятельным, нравиться себе и окружающим, быть привлекательным, пробовать что-то новое, стремиться к лучшему, испытывать приятные чувства. Большинство рекламных лозунгов манипулируют этими естественными потребностями, но не реализуют их.

1) Т.: Я предлагаю попробовать создать рекламный сюжет, рассказывающий об алкоголе, табаке или наркотиках. Постарайтесь создать такую рекламу, которая дает правдивую информацию. Это может быть рекламный ролик для ТВ, радио, рекламная статья, буклет или листовка. Вы можете воспользоваться фломастерами, бумагой и т.д.

 

2) Деление на группы. Работа в группах.

 

3) Круг:

- Какой продукт Вы рекламировали?

- К кому вы обращались?

- К каким чувствам обращается эта реклама?

- Какой информации о наркотиках вы не нашли в этой рекламе?

 

3) Запись в тетрадь.

       Способы давления на людей с помощью рекламы:

· массовый подход: “Все пьют этот напиток”

· обращение к снобам: ”Для самых богатых и известных”

· личное указание: “Попробуй и тебе понравится”

· сексуальная привлекательность: “Попробуй и тебе понравится”

· настроение: “В предвкушении праздника”

· сравнение: “Жилетт” - лучше для мужчины нет. ”

       Если мы знаем, как воздействует реклама, мы можем противостоять ей.

Упражнение “Сказка”.

1) Т.: Испокон веков мощное оружие воздействовало на человека – сложные ситуации в обществе, стрессы, потрясения, катаклизмы, вызывая все его негативные чувства. Справляясь с ними, время от времени, а иногда и часто, люди прибегают к помощи табака и алкоголя.

Вернёмся к таблице: “Проявления эмоциональной разрядки”. В 3-м столбике записаны ситуации, в которых мы испытываем негативные эмоции. Опираясь на эти ситуации, попробуем сочинить сказку о том, как герой справился со своими негативными чувствами в ситуации, аналогичной моей, не используя сигарет и алкоголя. Как в настоящей сказке герой должен преодолевать сложные преграды на своем пути, бороться со злыми силами, использовать разные волшебные предметы и владеть чудесами. Ему должны помогать добрые силы, и конец сказки должен быть счастливым.

3) Чтение сказок вслух.

 

Домашнее задание.

Т: Подготовь к следующему занятию дома рисунок на тему «Я и мои верные друзья».

 

Занятие 3

Уверенное поведение

 

1. Разминка «Приветствие ладоней»

1) Т: Встаньте в круг. Сейчас мы будем хаотично бродить по комнате и, почувствовав готовность, станем подходить друг к другу и касаться открытыми ладонями. При этом необходимо молча постоять так, глядя в глаза, и почувствовать другого человека: его эмоциональное состояние и мысли. Через некоторое время мы будем двигаться дальше в поисках нового партнёра. Упражнение продолжается до тех пор, пока нам не удастся постоять с большинством из присутствующих.

2) Круг: - Каким маршрутом ты двигался по комнате? Что подсказывает тебе тело, помогая понять стратегию твоего общения с людьми?

- Чувствовал ли ты себя уверенно в этом упражнении? Как проявлялись твои чувства? (см. таблицу в тетради «Разрядка чувств»)

- Как вели себя твои глаза (или глаза партнёров), когда ты испытывал неуверенность?

- Расскажи о том, как по-разному различные люди в группе стояли с тобой в паре: один далеко вытягивал руки вперёд, и тебе не удавалось подойти близко, другой так близко держал к себе ладони, что требовалось отступить на шаг назад; один, возможно, сильно опирался на твои руки, а другой, наоборот, сдерживал терпеливо твой напор. Какие размышления об уверенном поведении у тебя вызывают эти наблюдения в группе.

- Каким образом связанно уверенное поведение человека среди сверстников с предрасположенностью к употреблению алкоголя и наркотиков?

3) Запись в тетрадь темы занятия 3

 

2. Выставка рисунков на тему «Я и мои верные друзья».

Круг: - Расскажи о своём рисунке.

- Трудно или легко тебе было вообразить себя рядом со своими друзьями в будущем?

- Доволен ли ты тем, как получился рисунок? Удалось ли в нём воплотить твой замысел?

- Каких друзей ты считаешь настоящими и хотел бы иметь?

- Есть ли сейчас у тебя такие друзья?

 

3. Упражнение «Уверенность»

1) (Приложение 7)

2) Круг: - Что происходило в восточном городе, когда мы оставили тебя там?

- Подошёл ли ты к воротам попробовать свои силы? Как ты это делал?

- Удалось ли тебе открыть замок? Или его открыли другие?

 - Если ты не решился - что помешало тебе подойти и попытать счастья?

- Почему люди не решаются в жизни проявить себя?

- Можно сказать, что твоё поведение в восточном городе на то, как обычно в жизни ты ведёшь себя в подобных случаях? Может быть, замок напомнил тебе какую-то историю из твоей жизни?

- Вспомни случай, когда ты чувствовал себя неуверенно, а потом ты решился, и всё успешно получилось. Опиши это состояние, состояние успеха.

3) Т: Вы спросите: как бы закончилась эта история в восточном городе, если бы мы не перенеслись туда в нашем воображении и не нарушили ход истории. Я расскажу вам как суждено было случиться. Из толпы вышел человек и направился к воротам. Он ничего не говорил. Он просто взял в руки замок и открыл его. Оказывается, ворота не были заперты на ключ. Новый день город встретил с новым визирем.

 

Словарь

1) Работа с доской.

Т: Если уверенное поведение наиболее эффективно в ситуациях наркогенного риска, то необходимо научиться моделировать это поведение. Для этого важно понять, что такое уверенное поведение. Поделитесь своими ассоциациями относительно уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.

Образец таблицы на доске для фиксирования ассоциаций.

 

Уверенное поведение Неуверенное поведение Агрессивное поведение
1 2 3     1 2 3     1 2 3    

 

2) Круг: - Что общего между данными моделями поведения? В чём отличия?

- Считаешь ли ты себя уверенным человеком и отражается ли это в твоём поведении?

- В каких ситуациях ты ведёшь себя уверенно? В каких ситуациях ты ведёшь себя неуверенно? В каких ситуациях ты ведёшь себя агрессивно?

5. Упражнение «Будь другом!»

Т: Вообразите себе, что к вам домой приходит хороший знакомый, который живёт в вашем дворе и предлагает вам: «Будь другом! Выручи. У меня предки дома, а надо приготовить дурь на плите. Ты говорил, что твои уехали на все выходные на дачу. Давай побыстрей сделаем у тебя: меня ждут все наши ребята. Будь другом!"

Мы выберем одного участника группы на роль «друга» и он будет приходить к разным людям. Но каждый новый хозяин квартиры будет по-разному реагировать на предложение, хотя во всех случаях это будет отказ. Нам понадобятся три игрока на роль «хозяина». Они получат карточки с инструкцией (Приложение 8). Все остальные будут анализировать поведение при отказе по таблице, которую заготовим в тетради заранее. Поведение друга не анализируется.

Образец таблицы в тетради.

Вопросы к анализу поведения при отказе Макс Оля Денис
1. Разряжает ли свои негативные чувства?      
2. Подавляет ли другого?      
3. Достигает ли своей цели (отказ)?      
4. Берёт ли на себя ответственность за выбор?      
5. Модель поведения: уверенное, неуверенное, агрессивное?      

1) Ролевые игры.

Ролевые игры проходят на круг. При этом самостоятельно подростки выполняют анализ поведения по вопросам в таблице. Вопрос № 5 предполагает вывод на основе ответом на вопросы № 1-4.

 

2) Дискуссия.

Обсуждение результатов самостоятельной работы в тетрадях и принятие группового решения по вопросу №5 с помощью тренера.

 

3) Запись в тетрадь.

Неуверенное поведение – это поведение, при котором человек не достигает своей цели, не разряжает негативные чувства, подавляя при этом себя (не самоутверждается). За счёт него реализуются другие.

Агрессивное поведение – это поведение, при котором человек достигает своей цели, деструктивно разряжает негативные чувства, подавляя при этом другого (самоутверждается за счёт других).

Уверенное поведение – это поведение, при котором человек достигает своей цели, конструктивно разряжает негативные чувства, не подавляя другого (адекватно самоутверждается).

 

4) Круг: - Приведите примеры из жизни, когда ты или другие люди демонстрировали неуверенное, агрессивное или уверенное поведение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.041 с.)