Музыкальный вкус современной молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальный вкус современной молодежи



 

Изучение музыкальных вкусов среди населения одна из приоритетных задач деятельности культурно-досуговых учреждений. Музыкальные кумиры - кумиры во всем: стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни. Важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения, потому как эти вкусы формируют личность.

В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно из первых определений понятия “молодежь” было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» (54, с. 35). Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: “ Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации” (54, с. 35).

В 1960-е годы чешский социолог К. Маха предложил набор таких черт, которые, по его мнению, дают представление о молодежи как об особой социально-возрастной группе. Среди многих он выделяет: «…инициативность, антидогматизм, романтичность, готовность преодолевать трудности, стремление к самоопределению, стремление к иному в сравнении со старшими стилю жизни, уверенность в себе, честолюбие, стремление к успеху, стремление к обновлению, ориентация на будущее» (7, с. 123).

В Философской энциклопедии было введено научное определение молодежи как социально-демографической группы, выделяемой на основе совокупных возрастных характеристик, способностей социального положения, и обусловленная теми или другими социально-психологическими свойствами. С тех пор интерес к молодежным проблемам быстро рос и количество определений понятия "молодежь" увеличивалось достаточно интенсивно. Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. В качестве общих черт молодого поколения исследователи обычно выделяют: бескорыстие и отзывчивость, эмоциональную восприимчивость, стремление к идеалу, к максимальной самореализации, чувство нового.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности (2, с. 139). Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте еще сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодежи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Молодежь - социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включенностью в новые социальные отношения, формирование мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качества, присущие молодежному поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность.

В этот период возникает проблема выбора жизненных ценностей, стремление сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям; определяется место среди категорий: добро, зло, честь, достоинство, право, долг. Основные потребности этой возрастной группы: общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, участие в социально-значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы.

Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей (7, с. 204)

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» молодой человек формирует:

самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.

В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшее психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.).

Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между четырнадцатью и тридцатью пятью годами. Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.

Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности - музыкальные вкусы и пристрастия. Самое типичное разделение для поколения молодежи - разделение по музыкальным пристрастиям. Поклонники разных стилей музыки часто просто не выносят друг друга, и дело даже доходит до серьезных конфликтов с рукоприкладством (16, с. 39).

Очень серьезно различные направления современной музыки влияют на развитие музыкального вкуса молодежи. В качестве важнейшего фактора формирования музыкальной культуры подростков рассматривается музыка массовых жанров. Под музыкой массовых жанров в исследовании следует понимать музыку, которая пользуется широкой популярностью, характеризуется относительной легкостью восприятия, доступностью и доходчивостью (эстрада, танцевальные разновидности поп-музыки, традиционная рок-музыка, авторская песня).

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации молодежи в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, “ПЭП”, “диско”, и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в молодежной среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания молодых людей (35, с. 73).

Сравните количество посетителей небольших концертных залов, где исполняется классическая или народная музыка (в том числе кантри, джаз), и переполненные стадионы или площади, где звучит развлекательно-танцевальная музыка самых разных видов от попсы и рока до техномузыки. Величины несопоставимые. Как правило, слушатели концертов на стадионах (в основном молодёжь) считают классическую музыку скучной, утомительной и малопонятной, явно не соответствующей их естественному желанию после работы или учёбы отдохнуть, развлечься.

В конце шестидесятых поп-музыка находилась в весьма плачевном состоянии, и большинство групп занималось перепеванием или просто исполнением английских и американских хитов. Однако такое положение устраивало не всех. Несколько молодых германцев вспомнили о традициях и корнях, и начали делать искусство совсем своё, максимально не похожее на англоязычные образцы, основанное на германской традиции. Так появилась новая музыкальная волна, полностью изменившая представления о поп-музыке.

Новая музыка много экспериментировала шумами и звуками искусственного происхождения, накладывая их на записи аналогового синтезатора. Однако для завоевания масс потребовалось добавить к фирменному звуку, построенного на рисунке ударных, да к тому же электронных, и простым, ритмичным и мгновенно запоминающимся мелодиям третий компонент - новый имидж. Техно, изобретённое Kraftwerk, явилось мощной базой для рождения новых стилей, создававшихся путем слияния оного с элементами любого другого. Так, например, появилось Техно-Диско - быстрый и весьма экспрессивный стиль, содержащий в себе красивую ритмическую основу и очень сильно перекликающийся с Техно-Данс. Основное различие этих стилей в отсутствии речитатива у Техно-Диско. Техно-Рэп - 100% синтезированный звук, типичный рэповый речитатив, размеренный ритм и превалирование низких частот - вот то, что является составляющими данного. Попытки совместить элементы фольклорной или этнической музыки с элементами Техно привели к образованию Техно-Кантри. И не менее оригинальный стиль - Техно-Джаз.

Чтобы усилить танцевальный эффект музыки, в 80-е годы 20 в. Музыканты стали использовать драм-машинку, звучащую вместе с записью на пластинке и подчёркивающую ритм. Другим эффектным приёмом было смешивание при помощи обычного многоканального магнитофона композиций с синтезированным ритмом так, чтобы они незаметно для уха переходили одна в другую.

Появление Техно положило конец стилистическому делению музыки на направления. Отныне гармония, дисгармония, шум, песня - все возможно.

Музыканты стали широко использовать в своих трэках звуки, позаимствованные из других композиций, запустив целую волну обработки чего угодно в Техно звучании.

Внешне Техно проявляется в патологической небрежности, свойственной обитателям студенческих общежитий. Драные джинсы-клеш, растянутые хэмингуэевские свитеры больших размеров, длинные слипшиеся волосы, козлиная бородка, тяжелые военные или туристические ботинки, татуировки. Этот стиль сильно полюбился российской молодёжи (52, с. 105).

Рок музыка - это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи. Он изначально создавался как способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира.

На протяжении всей своей истории, рок показывает неразрешимую вечную дилемму отцов и детей. Как средство самовыражения молодого поколения, рок в глазах старшего поколения выглядит лишь как детское развлечение.

Рок - плодотворная почва для рассмотрения с точки зрения философии, в нем проявляются все законы философии. В том что рок это протест молодежи и появление новой музыки, путем отрицания старой, проявляется закон отрицания отрицания, показывающий развитие рок-музыки. В появлении нового стиля путем слияния других стилей - закон отражения, лежащий в основе развития сознания.

РЭП музыка - рифмованная речь (именно речь, а не пение) еще в сороковых годах использовал при общении со своими слушателями многие музыканты. Рэп появился благодаря одному ди-джейскому приему - тоустинг. Он заключается в незамысловатом наложении голоса (в основном стихов) на уже имеющуюся чужую фонограмму. Рэп появился изначально как танцевальная музыка и был очень хорошо принят новым поколением молодых жителей сначала американских городов, а затем и всего мира (37, с. 126).

Хип-хоп культура. Культура - рожденная на пыльных улицах больших городов, среди высотных домов, многочисленных заводов рабочих кварталов, шумящих автотрасс, атомных реакторов и прочего пейзажа современного города. Нельзя говорить о хип-хопе, как о стиле музыки или о стиле одежды, хип-хоп - это стиль жизни. Это стиль жизни тысяч молодых людей нового поколения, людей, слушающих электро, рэп и другие прогрессивные музыкальные направления, носящих широкие штаны и шапку (не обязательно) в любое время года, танцующих би-боинг (брейк-данс) на улице, рисующих граффити, увлекающихся экстремальным спортом, катающихся на агрессивных роликах и сноубордах.

Хип-хоп культура в России начиналась с нелегальных кассет, которые различными путями завозились в СССР из стран зарубежья. В основном хип-хоп был недоступен рядовому слушателю из-за неимения оного в стране. Хоповая культура набирала обороты, пока в 97-98-м в Москве и Питере не произошел бум. Открылись многочисленные школы для би-боев (брэйктанцоров), проходили в огромных количествах хип-хоп фестивали, и московская молодежь все больше и больше затянулась в мир хип-хопа. Но основная проблема по-прежнему за качеством исполнения, музыки и текста. Расползание хип-хоп культуры медленно, но верно начинает покрывать территорию нашей необъятной страны, несмотря на то, что многое стремиться помещать этому (52, с. 108).

Местом рождения брейк-данса считается Нью-Йорк. Джеймс Браун, исполняя свои хиты, потихоньку приплясывал. Вот это приплясывание и положило начало нового направлению музыка. Позже была разработана методика тренировок, в основу которых были положены элементы акробатики, народных танцев, афро-бразильскую борьбу капоэйро и приемы китайского кунг-фу. С каждым годом брейк-данс становился все более популярным и уже начал становиться частью шоу-бизнеса.

Менее чем за век из смутных народных традиций негритянского развлекательного музицирования развилась удивительная американская музыка, называемая джазом. Эта музыка сегодня распространенна во всех странах мира и стала ярким проявлением музыкальной культуры.

Джаз отличает импровизация, часто нескольких музыкантов одновременно. Джаз изначально представлял собой перелом западных музыкальных традиций, где композитор писал музыку на бумаге, а музыканты пытались сделать все, чтобы эту музыку воспроизвести максимально "близко к замыслу композитора". В джазовой композиции изначальная тема - это просто начальная точка отсчета для музыканта, чтобы высказаться в своем собственном соло. Темой может служить популярная песенка или блюз, которую сами музыканты не написали, однако в процессе их игры рождалась новая пьеса, которая могла иметь довольно мало сходства с оригиналом. В любом случае, джазовый музыкант - всегда автор того, что он играет (52, с. 106).

Музыкальные интересы молодежи имеют свои особенности и трудности. Многие хотят знать и понимать музыку, но в большинстве случаев не имеют достаточных навыков слушать и воспринимать ее. Отсюда большое стремление к чтению книг о музыке и к лекциям. Обычно первые же шаги настоящего общения с музыкой вызывают очень большой интерес к ней и стремление глубже проникнуть в различные сферы музыкального искусства.

Музыку молодежь принимает только тогда, когда она приходит к ним естественно, не в виде чего-то изобретенного специалистами с воспитательными целями, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать. Притом лучшие песни и лучшую музыку, потому что только в лучшей музыке они услышат нужное и понятное им дело. Слушая музыку, молодой человек должен как бы внутренне сотворить ее, их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ (10, с. 15).

Молодые люди должны слушать и джаз, и веселую танцевальную, легкую музыку, и шуточные песенки, только они должны быть хорошими, отвечающими требованиям своего жанра. Заставлять современную молодежь или хотя бы даже рекомендовать ей, когда она собирается на вечеринке потанцевать, повеселиться, поразвлечься, непременно под записи симфонии Бетховена или Чайковского, не правильно. Эти великолепные творения надо слушать на концертах или по радио - одному или с друзьями, которые пришли к тебе специально для того, чтобы внимательно, в тишине насладиться серьезной музыкой, чтобы прочувствовать ее, получить радость и подумать над нею.

Мало пользы от того, что некоторые, не в меру осторожные специалисты культурно-досуговых учреждений, накладывают запрет на музыкальные жанры популярные среди молодежи. Хороший вкус развивается не только на классических образцах, но и на противопоставлении хорошего плохому. Поэтому нельзя просто приказами изгонять развлекательную музыку, запрещать ее слушать. Необходимо, чтобы культурно-досуговые учреждения создавали благоприятные условия для развития музыкального вкуса молодежи.


1.3 Возможности культурно-досуговых учреждений в развитии

Музыкального вкуса молодежи

музыкальный вкус молодежь культурный досуговый

Вопросами музыкально-эстетического воспитания, а, следовательно, и развития музыкального вкуса молодежи занимаются многие учреждения социально-культурной сферы, значительное внимание этим вопросам стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленности, целостности, не все, что делается, делается на должном художественно-педагогическом уровне.

Для верного построения системы развития музыкального вкуса важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании механизмов развития музыкального вкуса молодежи нет. Нередко его сводят то к узкотехническому обучению навыкам, то приобретению знаний о музыке без достаточного приобщения к самой музыке. Знания и навыки необходимы, когда способствуют развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального вкуса, общей музыкальности (11, с. 24).

Знания о музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов полученные на основе знакомства с самой музыкой, играют огромную роль в расширении музыкального кругозора и в формировании вкуса. Музыкальное просвещение ценно не сами по себе, а как важнейший путь музыкального воспитания, то есть воспитания культурного человека с развитыми музыкальными способностями, высоким вкусом, любовью и интересом к музыке.

Это еще не основы музыкальной науки, это лишь самые первые элементарные представления, выработка которых имеет целью помочь молодежи более сознательно и более активно воспринимать музыку и, уже в результате накопленного опыта вызывать у них стремление получить в дальнейшем знания о законах строения музыкальной речи, научиться лучше понимать музыкальный язык.

Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь нашей молодежи, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании молодежной аудитории.

Казалось бы, что современная жизнь благодаря звуковому кино, радио- и телепередачам настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре молодежи не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного человека. Но все же в этой области духовной культуры многие аспекты вызывают тревогу. Разумеется, если говорить о воспитании серьезного музыкального вкуса, то разговор должен начинаться с настоящей, большой музыки, с творений великих композиторов России, мастеров мира, с лучших произведений современных композиторов. Надо прививать молодежи, прежде всего, взыскательный, строгий музыкальный вкус (13, с. 33).

Далеко не всякий способен сразу полюбить серьезную музыку. Понимание ее приходит постепенно. И начинать надо с наиболее доходчивой. Лучше начинать с наиболее популярных произведений русской и зарубежной классики. А затем уже могучая власть музыки сама подчинит себе каждого, кто доверился ей. Возникнет прочная, неодолимая потребность хотя бы время от времени слушать большую музыку, наслаждаться гармоничностью и изяществом Моцарта, титаническим величием Бетховена, трепетной человечностью Чайковского, глубочайшей народной мудростью и мощным трагизмом Мусоргского, своеобразной грациозностью логики Прокофьева.

Основным путем развития музыкального вкуса молодежи, по мнению специалистов, изучающих данную проблему, было признано пение. «Пение, как музыкальное занятие, писал известный педагог А.И. Пузыревский, - способствует всестороннему развитию музыкальности, которая есть совокупность всех способностей и умений, необходимость для чтения, воспроизведения и понимания музыкальных образов и для воспитания эстетического влияния музыки. Пение песен должно стоять на первом плане, как самый важный залог развития музыкального вкуса и любви к музыке». (12, с. 8). И хоровое пение, и слушание музыки, и музыкальная грамота требует создания благоприятных условий овладения их содержанием.

Особое внимание необходимо уделять умению молодежи танцевать. Есть немало прекрасных танцевальных мелодий, и тут выбор должен быть предоставлен молодежи самый широкий. Пусть ищет, изобретает, пробует. Важно, чтобы танец был веселым, жизнерадостным, отвечающим здоровому вкусу и живым устремлениям молодежи.

Развивать у молодежи музыкальный вкус - это, прежде всего, помогать ей расширять свои представления о мире, учить ее распознавать прекрасное и красивое, что она сама, по незрелости чувств и мыслей, иногда еще и не заметит или не сумеет оценить. Учить постижению музыки - это значит раскрывать перед молодежью величие и красоту, кроющуюся в созвучиях большой музыки.

Подлинной школой прекрасного могут и должны стать культурно-досуговые учреждения.

Системный подход к решению проблемы развития музыкального вкуса в культурно-досуговых учреждениях предполагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер молодых людей, их соотношения в занятиях по свободному выбору. Нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность является отличительной чертой досуговых занятий и форм общения молодежи (21, с. 11).

Преобладание в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям, как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий дать молодому человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо, опираясь на типичные для культурно-досуговых учреждений «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, включать в культурно-досуговые мероприятия музыкальных произведений формирующий высокий уровень музыкального вкуса молодежи.

Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха (30, с. 9).

У современных культурно-досуговых учреждениях есть важная специфическая сторона в использовании эмоциональной сферы человека - создания гармонии внешних условий с внутренними, глубинными эмоциями людей. Чтобы общая эмоциональная реакция на свет, звучание, оформление гармонировала с глубокими нравственными и эстетическими чувствами, поднимала их.

Учреждения культуры стремятся уют и эстетическую выразительность оформления помещения сочетать с содержанием мероприятий и современностью их форм. Специалисты социально-культурной сферы стремятся к формированию целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и содержание досуговых программ и вызывает у молодежи потребность активного участия в них (23, с. 14).

В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому молодому человеку разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства. Вся работа современных культурно-досуговых центров базируется на определенной перспективе на такую систему мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации, но и развила бы способности молодежи. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития молодежи, усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Благодаря процессу социализации, в который активно включен молодой человек, участник культурно-досуговых программ приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Благодаря социализации молодежь реализует свои потребности, возможности и способности, налаживает нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

В культурно-досуговом учреждении происходит процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Современные учреждения культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих трех сфер, меняя личности (33, с. 3).

Своеобразной формой социализации человека является его деятельность по интересам в досуговой сфере. Деятельность по интересам (хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности молодого человека. Социальное назначение хобби состоит в том, что здесь человек иногда достигает более высокого мастерства, чем в профессиональной деятельности. Деятельность по интересам, достигая уровня социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых социально-культурных ценностей.

В настоящее время в сфере молодежного досуга сложились два основных вида этой деятельности - общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые увлечения.

Процесс социализации и культурного развития личности участников любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами (хоровыми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости (35, с. 74).

В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и микросоциума; общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями.

В любительском движении основным способом приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее социализации в различных сферах жизнедеятельности является неформальное досуговое общение. Культурно-досуговое учреждение способствует расширению круга общения молодого человека, обогащение его содержания, углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь происходит переход от монологического к диалогическому общению, т.е. умение ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности человека (23, с. 16).

Другими не менее важным социально значимым показателем молодежного досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями. Независимо от того, какому событию посвящено культурно-досуговое мероприятие, учреждение культуры стремиться любую встречу со зрителем направить на развитие культуры индивида. Универсальным показателем культурной зрелости молодого человека может выступать степень социально-культурной развитости, его отношение к природе, другим людям, а в конечном итоге к самому себе (30, с. 18).

Сегодня наиболее остро ощущается потребность в выработки интегральных показателей, промежуточных и конечных результатов социально-культурной деятельности, формирование социально значимых целей и нормативов. Знание определенных норм, которых придерживается молодежь, т.е. социальных стандартов, признанных в молодежной социально-культурной среде, позволяет учреждению культурно-досуговой сферы выйти на высокий уровень социализации.

Культурно-досуговая деятельность влияет на развитие творческих задатков и способностей молодого человека и уровень его удовлетворения.

Деятельность досуговых учреждений направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека.

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга.

Сегодня культура вступила в качественно новый этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие общественных отношений. В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения решает социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но альтернативные, социально-значимые досуговые программы клубная сфера разрабатывает и внедряет в деятельность учреждения (44, с. 8).

Особо нужно отметить наличие трех главных параметров, которые являются основой деятельности культурно-досуговых учреждений: культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние тенденции развития социальной сферы; территориального, представляющего экономико-географические, этические и другие особенности данного региона. Складываясь воедино, все три параметра формируют культурно-досуговую среду (культуроформирующую, культуроразвивающую, культуротворческую), в которой происходит соприкосновение молодого человека с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации (45, с. 12).

Главными свойствами этой культурно-досуговой среды выступают эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых здесь и «сейчас».

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда - это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

В определенном культурно-досуговом окружении человек ведет себя по особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы.

Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом учреждении, насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, благоприятно влияет на развитие личности молодого человека и на формирование его художественного вкуса, в том числе и музыкального (47, с. 127).

Игровое начало занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя, духовная вовлеченность человека в ход культурно-досугового мероприятия, эмоциональное переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может измениться, стать лучше. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и к деятельности человека. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальном мире.

Теоретическое осмысление проблемы исследования позволило нам сформулировать следующие выводы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.051 с.)