Обзор западных и отечественных теорий лидерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор западных и отечественных теорий лидерства



Оглавление

 

Введение

Список основных понятий

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социализации воспитанников детского дома через развитие лидерских качеств

Обзор западных и отечественных теорий лидерства

Развитие теорий лидерства зарубежных психологов

    Исследование лидерства отечественными психологами и педагогами

Понятие лидерства и лидера

    Особенности лидерства в детском коллективе

    Социализация детей и подростков в современном обществе

    Особенности социализации детей, воспитывающихся в условиях детского дома

    Анализ программ по развитию лидерских качеств

Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств у воспитанников детского дома, как условие социализации

Условия проведения опытно-экспериментальной работы

2.2 Выявление особенностей проявления лидерских качеств у детей экспериментальной группы

2.3 Коррекционно-развивающая работа по развитию лидерских качеств в условиях детского дома

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

 

Эта цитата Ф.Д. Карделла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В любой группе выделяются свои лидеры и группа немыслима без лидера. На мой взгляд, проблема лидерства интересна и актуальна, т.к. она встречается практически в каждом коллективе [7].

Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально-психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность. Попытки вывести лидерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему исключительно социальную и политическую природу, характерны для современной американской социальной психологии, которая рассматривает малые группы в основном в качестве эмоционально-психологической общности людей.

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов. Одна из важных особенностей структуры - ее гибкость и динамичность. Это значит, в процессе общественно полезной деятельности для каждого члена группы всегда открыта возможность изменить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, авторитет и признание товарищей. Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. Как мы видим, даже так называемые «эксперты» по лидерству не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, «что есть что».

Поэтому я хочу доказать в своей работе, что любой человек может стать лидером, если будет работать над собой. В особой работе над собой нуждаются воспитанники детский домов и сиротских учреждений, так как эти дети группы «риска» больше всех подвержены чужому влиянию и как показывает практика, воспитанники детских домов часто становятся жертвами мошенников, криминальных личностей и т.д. Происходит это, потому что детям сложно адаптироваться в современном мире, и они ищут поддержку на стороне, не веря в свои силы и возможности, не обладая качествами лидера.

Конечно, из подростка не возможно сделать «чистого» лидера, но можно развить лидерские качества, которые помогут ему легче, а главное успешнее социализироваться в обществе.

Объект исследования: особенности социализации воспитанников детского дома.

Предмет исследования: развитие лидерских качеств у детей детского дома, как условие социализации.

Цель исследования: выявление и развитие лидерских качеств у детей из детского дома, как условие социализации.

Гипотеза исследования: развитие лидерских качеств у воспитанников детского дома, как условие их социализации будет успешнее если:

.   Будет разработана серия занятий (тренингов) по развитию лидерских качеств у детей экспериментальной группы;

.   В повседневной жизни будет осуществляться психолого-педагогическая поддержка лидерских качеств детей, их самооценки, положительной «Я-концепции» всеми участниками педагогического процесса;

.   Будут создавать необходимые условия для развития лидерских качеств у детей (коллективные творческие дела, дежурства, трудовая деятельность группы и др.).

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме особенности развития лидерских качеств у воспитанников детского дома, как условие социализации.

.   Выявить уровень развития лидерских качеств у детей экспериментальной группы.

.   Описать особенности социализации детей с разными лидерскими качествами.

.   разработать серию занятий по развитию лидерских качеств у детей группы.

.   Составить план сетку мероприятий по психолого-педагогической поддержке лидерских качеств у детей, развитию их самооценки, положительной «Я-концепции».

.   Апробировать диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия по развитию лидерских качеств.

.   Сформулировать рекомендации для воспитателей, социального педагога по продолжению работы по данной теме.

 


Список основных понятий

Адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания <http://psi.webzone.ru/st/102100.htm> и ролевого поведения <http://psi.webzone.ru/st/081100.htm>, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. - Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигшего более высокого уровня развития, чем простая группа. - Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

Лидер - (от англ. leader ведущий) - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. - Психологический словарь. Под ред. Давыдова, Запорожца, Ломова и др. - М., - 1983. - 448 с.

Лидерство - система социально-психологических явлений, связанных с выходой человека в лидеры и его поведением в роли лидера. - Психологический словарь. Под ред. Давыдова, Запорожца, Ломова и др. - М., - 1983. - 448 с.

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. - Психологический словарь. Под ред. Давыдова, Запорожца, Ломова и др. - М., - 1983. - 448 с.

 


Таблица 1. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров.

Интеллектуальные способности Черты характера личности Приобретенные умения
Ум и логика Рассудительность Проницательность Оригинальность Концептуальность Образованность Знание дела Речевая развитость Любопытство и познавательность Интуитивность Инициативность Гибкость Бдительность Созидательность и творчество Честность Личностная целостность Смелость Самоуверенность Уравновешенность Независимость Самостоятельность Амбициозность Потребность в достижениях Настойчивость и упорство Энергичность Властность Работоспособность Агрессивность Стремление к превосходству Обязательность Участливость Умение заручаться поддержкой Умение кооперироваться Умение завоевывать популярность и престиж Такт и дипломатичность Умение брать на себя риск и ответственность Умение организовывать Умение убеждать Умение менять себя Умение быть надежным Умение шутить и понимать юмор Умение разбираться в людях

 

Новым этапом стала концепция лидерского поведения. От вопроса кто является лидером, перешли к вопросу, что и как лидеры делают. Самая известная нам теория, которую до сих пор используют на практике - это три лидерских стиля К. Левина: авторитарный, демократический, пассивный (попустительский, либерально-попустительский).


Таблица 2. Содержание трех стилей руководства

Критерий Авторитарный стиль Демократический стиль Пассивный стиль
Природа стиля Сосредоточие всей власти и ответственности в руках лидера Прерогатива в установлении целей и выборе средств Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидеров Принятие решений раздельно по уровням на основе участия Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/ организации Представление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе
Сильные стороны Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера
Слабые стороны Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы Демократический стиль требует много времени Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства

 

В течение четырех месяцев К. Левин проводил эксперименты в трех группах десятилетних мальчиков, в которых каждая группа руководилась соответствующим образом подготовленными студентами и демонстрировала разные стили лидерства.

Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократического лидера, более продуктивны они были при авторитарном руководстве.

Более поздние исследования также подтвердили факт, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным. Так, исследование 1000 рабочих обнаружило, что те из них, кто часто взаимодействовал с начальником по роду работы, предпочитали и были удовлетворены работой с авторитарным лидером. Работники таких профессий, как пожарные, полицейские, административные помощники, проявляли аналогичное отношение к автократизму. В конечном счете так и не было найдено прямой связи какого-либо стиля с эффективным лидерством.

Следующее направление в лидерстве - ситуативное лидерство (Р. Стогдилл) утверждает: человек становится лидером не в силу его черт, а в силу ситуации; при этом личность, являясь лидером в одной ситуации, может и не быть им в другой[6].

Основной недостаток - она не объясняет, почему при такой динамике переменных природа лидерства не изменяется.

Лидерство как функция группы появилось в работах Р. Хоманса. Он рассматривает лидера как человека, фокусирующего в себе основные ценности группы. Лидер для членов группы представляется как человек, способный осуществить достижение групповой цели и удовлетворить ее потребности. Таким образом, важнейшими элементами конкретной ситуации являются интересы, ожидания, потребности членов группы. Важной становится роль последователей: только они могут ослаблять или усиливать влияние лидера, поэтому лидер, для того чтобы удержать власть, должен прислушиваться в своем поведении к мнению последователей. Однако из этой теории следует, что каждый член группы может быть лидером.

В начале 60-х годов предпринимаются попытки соединить все имеющиеся концепции лидерства в одну - синтетическую теорию лидерства (Б. Бан, Ф. Фидлер и др.). Многие исследователи говорят о необходимости принятия во внимание трех важнейших переменных: 1) целей группы; 2) личности лидера; 3) факторов, определяющих изменение в групповом поведении.

Ф. Фидлер выдвинул идею о том, что эффективность групповой деятельности детерминирована тремя факторами: 1) структурированностью задачи; 2) взаимоотношениями членов группы; 3) силой позиции лидера. Он пришел к интересному выводу: лидер, ориентированный на задачу, наиболее эффективен, когда ситуация в группе либо очень благоприятна, либо крайне неблагоприятна; лидер, ориентированный на взаимоотношения наиболее эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных или неблагоприятных для него [22].

Все дальнейшие попытки развития и объединения теорий закончились неудачно. Это привело к парадоксальной ситуации, когда возникло столько же определений лидерства, сколько существует людей, пытающихся определить это понятие.

Выход из положения специалисты ищут:

- в разграничении понятий «лидерство» и «руководство»; «руководство» и «власть»;

- в расширении и углублении теоретической базы (за счет теории атрибуции, теории систем, когнитивных и других теорий).

Существует ряд попыток динамического анализа лидерства как процесса, то есть рассматривать лидерство как процесс обмена, в котором лидеры и последователи зависят и влияют друг на друга. Во многих моделях строится схема: лидер - среда - последователи [17]. Много внимания уделяется исследованиям, как лидеры сами объясняют удачи и неудачи в своей деятельности.

В заключении приводится еще одна очень известная концепция харизматического лидерства - теория имиджа лидера. Практика показала, что ребята проявляют к ней большой интерес.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин, и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобным. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

 

1.1.2 Исследование лидерства отечественными психологами и педагогами

В отечественной социальной психологии существенным фактором исследований является анализ лидерства в реальных социальных группах. При этом лидерство выступает как один из элементов групповой жизнедеятельности, которая сама включается в контекст более широких социальных явлений.

Первые работы в этой области были проведены еще в 20-30 годы (А.С. Макаренко, А.С. Залужный, Е.А. Аркин и др.). Они в основном касались феномена лидерства в детских группах. В развитии взглядов на природу лидерства в отечественной психологии теория черт или концепция ситуационизма, характерные для западных психологов, не были представлены, хотя определенное влияние на представления о природе и механизмах лидерства они оказали.

Дальнейший интерес к лидерству был связан с развитием концепций коллектива (работы Б.Д. Парыгина, И.П. Волкова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, А.Л. Журавлева, Р.Л. Кричевского), и с насущными практическими потребностями. Появляется большое количество работ, связанных с проблемой соотношения лидерства и руководства. Начинает разрабатываться традиционное для нашей психологии направление изучения лидерства в детских коллективах (И.П. Волковым, Е.М. Зайцевой, Р.Л. Кричевским, Т.Н. Мальковской, А.С. Чернышевым), ставится задача критического осмысления работ западных психологов [6].

Значительное внимание уделяется постановке проблемы лидерства, а также выработке четкого определения этого понятия.

Е.А. Аркин, изучая взаимоотношения детей, обратил внимание на особенности образования элементарных объединений детей, количественный и качественный состав детских группировок, роль и место в них вожаков (лидеров), их типы, указал некоторые приемы изучения детских групп. Он считал, что детские вожаки иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон в жизни ребят. Основным качеством ребенка-вожака Е.А. Аркин считал инициативность.

Проблема вожачества поднималась и в работах А.С. Залужного, который рассматривает генезис вожачества, начиная с дошкольного возраста, различные функции вожаков - от ситуационной инициативы в игре до общего руководства группой, когда «…вожак от начала до конца играет роль организатора и руководителя, через него коллектив оформляется, благодаря ему коллектив не распадается» [22].

Проблему лидерства А.С. Макаренко специально не анализировал, но фактически рассматриваемый феномен лидерства органически входит в его учение о коллективе. Решение проблемы лидерства проводилось А.С. Макаренко в тесной связи с рассмотрением других признаков коллектива - и прежде всего с целями его деятельности.

Благодаря такому целостному подходу А.С. Макаренко открыл ряд важных теоретических положений относительно лидерства в первичном коллективе. В этой связи наиболее ценным для нас представляется положение о сущности лидерских связей, теоретически и практически разработанные А.С. Макаренко. Он находит те условия, при которых деловые отношения становятся наиболее эффективными. Важнейшее из этих условий - реальная возможность для каждого члена группы принять на себя ответственность [10].

Обогащение и частая смена взаимозависимостей позволяли избавиться от длительной односторонности во взаимоотношениях и способствовали формированию гармоничного взаимодействия людей, воспитывали способность и привычку уметь как приказывать, так и подчиняться товарищу.

Вопрос о гармоничном сочетании каждой личностью функций объекта и субъекта лидерства был удачно решен А.С. Макаренко в основном через систему сводных отрядов, что позволяло часто варьировать позиции «ведущий-ведомый».

Интересно отметить, что А.С. Макаренко рассматривал явление широкого лидерства в тесной связи с высокой организованностью группы. Высоко оценивая способность колонии «… быстро построиться и перестроиться для любой задачи» [10], А.С. Макаренко тут же указывает и на то, что для этого «… всегда находились с избытком кадры способных и инициативных организаторов, распорядителей, на которых можно положиться» [10].

Б.Д. Парыгин, например, трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он считает, что существует два фактора, взаимодействие которых определяет феномен лидерства:

.   объективный (интересы, цели, потребности, задачи группы в конкретной ситуации);

.   субъективный (личностные особенности индивида как организатора и инициатора групповой деятельности».

Б. Парыгин сделал ряд выводов:

1. Лидер не выдвигается группой, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;

.   При выдвижении лидера с его личностью идентифицируются в том числе специфический, официально незафиксированный набор групповых норм и ценностей;

.   Выдвижение лидера всегда связано и со значимой для жизнедеятельности группы ситуацией.

По-другому интерпретирует понятие лидера А.А. Ершов. В социально-психологическом смысле лидер, или ведущий группы - это такой член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом [14].

А.В. Петровский к двум переменным, выделенным Ф. Фидлером (стиль руководства и ситуация его реализации), являющимся необходимыми, но не достаточными для адекватного понимания лидерства, добавляет уровень развития группы.

Долговременная работа по изучению лидерства ведется в Курской школе, руководителем которой в настоящее время является А.С. Чернышов. В русле концепции Л.И. Уманского - А.С. Чернышова лидерство рассматривается как явление, сущность которого сводится к осуществлению ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи. Проблема лидерства рассматривается в тесной связи с уровнем развития группы.

Р.Л. Кричевский предложил следующую схему анализа феномена лидерства: структурные характеристики - механизмы реализации - динамики протекания [14]. Он также выявил, что лидерская роль может и не нести в себя организационное начало. В этом случае базу лидерского влияния составляют эмоциональные, нравственные или просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидирование в ведущей сфере деятельности группы достаточно тесно связано с действиями, имеющимися управленческую окраску. Вот почему эмоциональные лидеры в детском сообществе часто не стремятся занять какую-то руководящую должность, роль.

Понятия лидерства и лидера

 

Авторами разных теорий лидерства предложены различные определения понятий лидерства и лидера.

Лидер - член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий (Р.Л. Кричевский).

Лидер - член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы (Л.И. Уманский).

Лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя, при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группы при решении групповых целей.

Лидер - член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом (А.А. Ершов).

Из многих определений лидерства следует отметить одно из наиболее удачных определений - определение А.С. Чернышова. Лидерство - это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи [14].

Типология лидерства может быть разной в зависимости от основания, по которому разводится понятие (см. Таблицу 3).

 

Таблица 3. Типология лидерства.

Основание для типологии Лидер может быть
Сфера взаимоотношений Формальный (официальный) Неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) Смешанный
Признак формирования межличностных отношений и распределение функций в группе лидер по определению путей к достижению групповой цели лидер по оптимальному решению технических задач лидер по установлению психологического климата лидер по содержанию групповой атмосферы
Функции, реализуемые лидерами лидер-инициатор лидер-организатор (деловой лидер) лидер-эрудит лидер-генератор эмоционального настроя (эмоциональный лидер) лидер-умелец
Типы групповой деятельности: инструментальная и экспрессивная инструментальный лидер (функциональный лидер) эмоциональный лидер универсальный (сочетает оба типа в определенных пропорциях)
С позиции организованности лидер-организатор (лидер-созидатель) лидер-дезорганизатор (лидер-разрушитель)
Характер деятельности универсальный лидер (лидер в любой обстановке) ситуативный лидер
По стилю руководства авторитарный лидер демократический смешанный

Личностные проблемы

В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие. Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:

трудности в общении - там, где это общение свободно, где требуется строить отношения;

несформированность потребности и способности трудиться;

иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;

отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тёплых эмоциональных отношений;

недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;

отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит. Специфическая групповая субкультура низкого уровня.

Как показывает опыт работы психологов, педагогов и социальных педагогов детских домов, перечисленные проблемы значительно обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллектуальные нарушения. Результаты анкетирования и наблюдение этих детей в процессе деятельности показали, что для большинства воспитанников детского дома старшего школьного возраста, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, характерны:

ограниченность знаний, интеллектуальная пассивность, недостаточность и своеобразие словарного запаса;

равнодушие к происходящему, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивации к их освоению;

отсутствие стремления проявить себя;

недостаток критичности; завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний;

повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество);

недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения;

иждивенчество; отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;

отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт, безынициативность в отношении улучшения своей жизни;

неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Учёные Санкт-Петербурга в своих исследованиях уделяют значительное внимание описанию особенностей развития воспитанников интернатных учреждений восьмого вида (для детей, имеющих умственную недостаточность). По их мнению, система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны умственно отсталые подростки-выпускники интернатного учреждения, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки. Специально проведенные исследования доказали, что уровень их адаптивного потенциала в социальной сфере отличается крайней неоднородностью по отдельным компонентам, и в целом он недостаточно высок. 60% обследованных имеют суммарный потенциал ниже того, который предусматривает успешность социализации. Учитывая, что большая часть воспитанников детских домов имеет задержку психического развития, а развитая интеллектуальная сфера является одним из важнейших условий успешной адаптации, то выводы учёных можно отнести и к этой категории детей.

Достаточно часто детям-сиротам свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию, и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.

Рис. 1. Социограмма

 

Данные социометрии также позволили также определить по-каким признакам были выбраны «лидеры» (Наташа К., Света М.), которые позволили нам разделить их на лидера «Власть ради власти» и лидера «Власть ради ответственности», при этом девочки стремятся к сотрудничеству в делах и дружбе в повседневной жизни. Что же касается «отверженных» в группе то это дети семи лет, которым старшие ребята, исходя из наблюдений, относятся хорошо, помогаю с уроками, играют, но при этом используют их как «козлов отпущения», все это тянется с момента прихода детей в группу, как поставили себя, так все и осталось, при чем малышам это нравится, какое никакое все же внимание.

Таким образом, результаты позволили нам определить основные направления работы в формирующем эксперименте, где особое внимание уделим лидеру «власть ради власти» и «отверженным» детям экспериментальной группы.

Кроме социометрии были проведены и апробированы такие диагностические методики, как «Тест-опросник на выявление лидерских качеств личности» в модификации Р.С. Немова.

Целью данной диагностики является: выявление лидерских качеств личности у детей экспериментальной группы. Результат, показал, что один из внешних лидеров (Света М.) не является лидером внутренним, то есть девочка не уверена в себе, и эту не уверенность она компенсирует вызывающим поведение, резкими выкриками и громким смехом, то есть она старается скрыть свои внутренние проблемы от окружающих, тем самым зарабатывает свой авторитет в группе.

Что же касается остальных детей экспериментальной группы, то тест подтвердил данные предыдущих методик по всем детям (Лена Г, Надя П., и Настя Я.) То есть у детей не сформированы как внешние лидерские качества, так и внутренние. Поэтому в формирующем эксперименте мы планируем развивать у детей экспериментальной группы как внутренние, так и внешние лидерские качества, что поможет лучше и легче социализироваться в обществе. Диагностическая методика межличностных отношений Т. Лири, помогает нам определить, что же не хватает каждому ребенку экспериментальной группы делать адекватность выбора жизненной реальности. Методика проводилась на детях старшего школьного возраста, и результаты получились следующими:

Лидера Светы М. проявляет лидерские качества как защитный механизм, решая внутренние проблемы, что подтверждает тест «Лидерские качества» в модификации Р.С. Немова. Это лишь доказывает, что лидерство как качество у нее не сформировано.

Лена Г. -имеет проблемы как с внутренними лидерскими качествами, так и с внешними, при чем внутренние качества мешают проявлению внешних, девочка гиперответственная, помогает другим в ущерб своим интересам, девочка слабохарактерна иногда пассивная, из-за слабовольности зависима от других, но если Лена видит что человек не прав говорит о том и сама от этого страдает. Я считаю, что если развить у девочки внутренние лидерские качества, то она самостоятельно пробьет себе дорогу в лидеры, при чем в лидера «ради ответственности».

Настя Я. - Данные методики таковы, что создается впечатления, что они противоречат сами себе. Но это не так, конечно нельзя сказать, что Настя авторитарна в группе, но эти качества ей присуще и она умеет ими пользоваться, там, где надо. Настя пользуется авторитетом в детском доме среди детей других групп, ее ценят педагоги и воспитатели, в группе дети ее уважают, поэтому авторитетом Настя пользуется, но она добрая и надежная, не властная и расчетливая, то есть она не хочет власти, ей нужна добрая не принужденная атмосфера в общении. Настя весьма неординарная девочка, с четкой и ясной целью на будущее, к которой она стремится и при этом не идет по головам. Конечно, жизненный опыт дает о себе знать, и поэтому девочка подозрительна к окружающим и подпускает к себе и раскрывается только проверенным людям. И доверяется таким людям на все 100%. Но Насте сложно найти человека близкого ей по душе, и это ее главная проблема. Сейчас девочка выбрала такую позицию «со всеми понемногу», что очень сказывается на ее внутреннем состоянии.

Надя П. из тех людей, которым нужен поводырь, по ее словам она никогда не сможет быть руководителем и даже не стремится попробовать себя в этой роли. Это показывают и результаты методики. Надя минимально оценивает свои лидерские, волевые качества, так как такого рода деятельность пугает ее, она боится ошибиться и упасть в глазах других ребят, поэтому она и выбрала позицию «второго плана».

Порой Надя приносит себя в жертву ради дружбы, она очень зависима, доверчива к людям которые «погладили ее по головке», ради того чтобы прибавился человек в его свите. Но если человек ей мало знаком или сразу же повел себя, так что зацепило девочку, то тут Надя никогда его не подпустит к себе, и будет делать все, чтоб этот человек не попадал ей в поле зрения. Надя обладает такие защитными реакциями, что порой становится страшно и опасно, так как не знаешь, что от нее ждать, свой внутренний мир девочка защищает всеми руками и ногами и даже близкому человеку неизвестны все ее отрицательные стороны.

Надя очень ранима, не смотря на ее темную сторону, и все это из-за не уверенности в себе и своих силах. И особенно трудно придется девочки после выхода из детского дома, так как детский дом опекает своих воспитанников и стоит за них горой. Надя нуждается в коррекционной психолого-педагогической помощи.

Для исследования уровня социализации детей экспериментальной группы я воспользовалась методикой Б.А. Титова «Стандартизированные характеристики уровня социализации детей из детского дома», диагностика выявила абсолютно разный уровень социализации детей, причем разница между подростками и младшими школьниками не существенна. При этом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.088 с.)