III. Песенная композиторская музыка в годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Песенная композиторская музыка в годы



             Великой Отечественной войны

Песенная композиторская музыка в этот период имела свои особенности. Никто не заказывал композиторам симфоний, ораторий, хоров, песен. Музыка писалась по велению души и сердца, по неодолимой внутренней потребности. И хотя отклик композиторов на события военных лет был почти мгновенным, сиюминутным, это не сказалось отрицательно на глубине музыки. Напротив, во всех жанрах, от симфонии до песни, были созданы выдающиеся художественные ценности. Музыка правдиво запечатлела мысли и чувства советского человека в годы войны.

Обратимся к наиболее известным композиторским песням военного времени.

Из истории создания песен:                                                                    «Священная война» (стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача                                                                            музыка А. В. Александрова)                                                                                                     Начало музыкальной летописи войны положила песня, написанная буквально в первые военные дни – «Священная война».

Композитор Александр Васильевич Александров – профессор Московской консерватории, руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии создал эту песню. В то время ансамбль представлял собой большой концертный коллектив, в котором было более двухсот музыкантов и певцов. И уже в первые дни войны весь коллектив был разделен на группы, которые отправились на фронт. Лишь одна группа осталась в Москве для обслуживания московского гарнизона, для проводов частей, уходящих на фронт. Этой группе и предстояло исполнить на перроне Белорусского вокзала, откуда уходили эшелоны на запад, новую песню Александрова «Священная война», созданную в считанные часы 24 июня 1941 года. А это было так…Артисты ансамбля, руководители оркестровой и танцевальной групп, а также А.В.Александров с первых дней войны находились на казарменном режиме. Они должны были проводить все время в Доме Красной Армии, чтобы в любой момент выступить с песней, концертом или с оружием в руках - что потребуют сложившиеся обстоятельства. Здесь однажды к руководителю ансамбля подошел с газетой в руках один из политработников. - Вот, Александр Васильевич, для Вас есть подходящий текст. Может быть, напишете песню? [2]

Александров взял газету. Это были «Известия» от 24 июня, он быстро просмотрел название и обратил внимание на имя автора – Василий Иванович Лебедев – Кумач. Стихи сразу же завладели его вниманием. Он отложил все дела, взял газету и срочно уехал домой, чтобы работать над песней.

Через несколько часов музыка была готова. Александр Васильевич вернулся в ансамбль и сыграл новую песню. «Музыка с призывным звучанием, - рассказывал Борис Александрович Александров, сын композитора, работавший в то время в ансамбле, - буквально потрясла нас. От волнения перехватило горло, в глазах стояли слезы. Интонации клича, мужественного зова вызывали у слушателей решимость тут же идти в бой на врага.

Затем, когда А.В. Александров убедился, что песня отражает идею стихов, что она воплотила и его чувства патриота и гражданина, вызывая ответное сопереживание у слушателей, он отдал приказ учить песню по хоровым партиям. Тут же, на доске в классе, где проходили занятия хора, расписали песню на голоса. Музыканты уже делали оркестровую обработку. К ночи песня была выучена и исполнена группой ансамбля. И все, кто слышал ее в те минуты, поняли, что родился боевой гимн редкой призывной силы. С этим глубоким и святым чувством отправились мы на следующее утро к перронам Белорусского вокзала, чтобы исполнить песню «Священная война» перед бойцами, отправлявшимися на фронт».

Гудит толпа. Слезы прощания, бодрые выкрики уезжающих слились в общем гуле. Когда артисты ансамбля появились в толпе, на них почти не обратили внимания. Военная форма в те дни никого не удивляла. Но вот они выстроились полукругом, музыканты заняли свои места и над толпой загремел набат незнакомой песни. Словно невиданный клич позвал людей! Они встрепенулись, встали по стойке смирно, завороженные могучей силой песни. Такого они еще не слышали. Да ведь это сама сущность их гнева, это же то, о чем каждый из них думал! Песня высказалась за всех сразу, она вобрала их душевный огонь, их любовь к Отчизне и преданность ей. С этого памятного дня и началась биография песни «Священная война», которая на века останется музыкальным символом трудных лет Великой Отечествен - ной войны.

В начале Отечественной войны среди массовых песен преобладали героико-драматические песни о доблести и мужестве советских воинов. Назовём призывную марширую «Песню защитников Москвы» Б. Мокроусова, героические «Песню смелых» В. Белого и «В бой за родину» З. Компанейца. К лучшим песням того времени относится черноморская баллада «Заветный камень» Б. Мокроусова - А. Жарова и многие другие песни.

Песни, написанные во время войны, – особенные песни. В них заложены самые сокровенные мысли, чувства, переживания целого поколения людей – военного поколения. И, слушая их, мы ясно представляем себе и яростные атаки, и оглушительные взрывы, и страшные фронтовые дороги…

Песня «Эх, дороги» была одной из самых любимых песен автора музыки – Анатолия Григорьевича Новикова: «Из написанных мною… наиболее любима “Дороги”...».

В песне «В лесу прифронтовом» (сл. Михаила Васильевича Исаковского, муз. Матвея Исааковича Блантера) ярко выражены настроение и основная идея стихов Исаковского - не только раздумья и воспоминания о мирной жизни, но и призыв к борьбе с ненавистным врагом, потому что дорога к дому, к любимой ведет через войну, через испытания и невзгоды.

Этим авторам принадлежит еще одна известная песня - «Катюша»

Биографию "Катюши" – песни-ветерана – продолжает сама жизнь, вписав в нее множество памятных страниц. Песня была написана до войны, но особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Одной из первых исполнила песню «Катюша» Ли́дия Андре́евна Русла́нова. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. Например:

Все мы любим душеньку Катюшу,                                                                                    Любим слушать, как она поет,                                                                                                      Из врага вытряхивает душу,                                                                                                                                  А друзьям отвагу придает.

Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом:

Если пуля вдруг шальная                                                                                                           Настигнет на дальней стороне,                                                                                                              Не грусти тогда, моя родная,                                                                                          Расскажи всю правду обо мне.

Именем Катюши народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага, – ракетный миномет БМ.

«Катюша» сейчас нам кажется военной песней. Хотя, если внимательно вслушаться, то это совсем не военная песня, а лирическая.

Любовь к лирическим песням в военное время – это еще один парадокс войны. Казалось бы, в такие суровые годы должны сочиняться песни героические, патриотические, чтобы воодушевлять на подвиг, вселять надежду на скорую победу. И такие песни были, звучали: «Песня смелых», «О Днепре» и многие другие… И в то же время душа солдата требовала песни ласковой, искренней, лирической…

Очень необычно появилась на свет одна из самых любимых лирических песен времен войны – «В землянке». Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней. «Это были шестнадцать «домашних» строк из письма моей жене Софье Антоновне. Написал я его в конце ноября 1942г. после тяжелого боя под Истрой», – вспоминал Алексей Александрович Сурков.

Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты «Красноармейская правда» композитор Константин Листов. После опубликования в газете стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась. [1]

В военные годы была очень строгая цензура. Кому-то показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага», – вселяют в бойцов тоску и уныние. Требовали заменить эти слова другими. Но в измененном варианте песня вызвала протесты со стороны бойцов: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть. Мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти», – писали гвардейцы-танкисты Суркову.

Во время войны эту песню для бойцов чаще всего исполняли Лидия Русланова и Леонид Утесов.

Песни о самых любимых, дорогих людях, о родных местах напоминали солдату, за что же он сражается, во имя чего жертвует собой на войне. И, вспоминая об этом, «строчит пулеметчик за синий платочек» злее, смелее, решительнее. Можно сказать, что такие песни воодушевляли бойцов на подвиг не меньше, чем самые величественные патриотические песни о Родине.

Песня «Синий платочек» - известная советская вальсовая песня. Композитор песни - польский музыкант Ежи Петерсбурский, стихи Якова Галицкого. Песня была написана в 1939 году.

Со старыми песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметая захватчиков с родной земли.

Текст фронтового варианта “Синего платочка” — был написан в 1942 году, лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым. [1]

В годы войны песня «Синий платочек» для всех стала символом веры, надежды и, конечно, любви. Особенно для тех, кто, укрываясь от снарядов в окопах, вспоминал родных и близких. Под «Синий платочек» засыпали и просыпались, шли в бой, побеждали. Рассказывают, как командир окруженной врагом роты вздернул на штыке кусок синей ткани и с криком: «За синий платочек!» – повел солдат в атаку. Враг был разбит. Этот же призыв применяли и артиллеристы. Они написали на снаряде: «За синий платочек!».

И сейчас, спустя многие годы, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

Все краски Великой Отечественной войны – от мрачных до праздничных – в этих песнях! Вся горечь поражений и радость побед – в этих песнях! Любовь, разлука, верность, надежда – в этих песнях!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.013 с.)