Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Особенности музыкального искусства военных летСтр 1 из 3Следующая ⇒
Содержание Введение…………………………………………………………………..................2 I. За страницами истории....................................................………………..………3 II. Особенности музыкального искусства военных лет.....…………..…………4-5 III. Песенная композиторская музыка в годы Великой Отечественной войны...........................................................…………………………………….....6-9 IV. Народная песня в годы Великой Отечественной войны.....……………..10-12 V. Значение военной музыки для молодежи................…………………………..13 Заключение………………………………………………………………..………..14 Литература………………………………………….......…………………………..15 Приложения …………………..................…………………………………......16-20
Введение С первого взгляда, может, В них ничего и нет. Что меня вновь тревожат Песни военных лет? Что-то для нас святое Скрыто в их глубине. Строки, какие стоя Хочется слушать мне... С. Островой. Со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов прошло уже много времени. В этом году мы будем отмечать 75 годовщину. Но интерес к истории этого времени не ослабевает и до сих пор. Война затронула каждую семью. И хотя время все дальше и дальше отдаляет нас от тех страшных дней, мы, приходящие на смену старшим поколениям, не должны забывать о том, сколько пережили наши соотечественники, вспоминать об их Великих подвигах и знать о том, что защитники Отчизны были, есть и останутся в наших сердцах.
Что они чувствовали? Как поддерживали боевой дух? Музыка оставалась одним из немногих поводов для радости и отдыха. В своей работе постаралась ответить на вопрос: «Какую роль играла музыка в годы войны?». Поэтому тема моего исследования - «Музыка в годы Великой Отечественной войны». Цель: выяснить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Для достижения цели решались следующие задачи: • Изучить литературу по данной теме; • Познакомиться с особенностями песенной композиторской и народной музыки в годы Великой Отечественной войны; • Определить значение военной музыки для молодежи; Гипотеза: композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат. Объект исследования: музыка. Предмет исследования: песенная композиторская и народная музыка в годы Великой Отечественной войны. Методы исследования: 1.Изучение; 2.Исследование; 3.Анкетирование.
I. За страницами истории. Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. Самая древняя из сохранившихся ныне композиций русских дружинников датируется Х столетием. Благодаря дошедшей до наших дней в летописи XIV века песне "В великом Новгороде стоят мужи новгородские...", историки узнали об участии новгородских полков в Куликовской битве... Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков... Петр I, понимая важность военных песен как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр... Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны...". [2]
В XIX веке традиции были продолжены и даже создана специальная Песенная комиссия (1886 г.) под эгидой Русского Географического Общества, в обязанности которой был вменён поиск народных казачьих песен и их последующее издание. Примерно в то же время была разработана так называемая "песенная теория", в соответствии с которой военные песни делились на хвалебные, поминально-походные (известные ныне как строевые), корильные (о неприятелях) и баллады (от сатирических и шуточных до повествовательных и трагических). Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"), в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами. Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины. [1] Заключение В данной работе я попыталась определить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., доказать, что композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат. Для этого познакомились с историей создания популярных композиторских и народных песен, написанных в эти годы. Выяснили, что песенное творчество объединяло людей в военное время, поднимало боевой дух солдат, поддерживало веру в грядущую победу. Изучив песни, написанные композиторами, песни – переделки, фронтовые народные частушки, проследили, что в них раскрываются разные образы: лирические, драматические, шуточные. Но все они призывали к защите своей Родины, крепили армейскую сплоченность и фронтовую дружбу. Увидели, что каждое музыкальное произведение – это особая история, отражающая не только определенный период войны, но и судьбы людей, их мысли, чувства, переживания. Автор музыки не просто отражает происходящие события, а рассказывает историю страны и народа. Создает историю своей жизни, каждая нота, каждый звук – это слово, сказанное композитором, это мгновение, которое он никогда не забудет.
В музыке военных лет раскрываются любовь к Отчизне, призыв служения своей Родине и своему народу. 75 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но песни, опаленные войной, с которыми прошли наши деды и прадеды по тяжелым фронтовым дорогам, продолжают жить и звучать в сердцах молодого поколения. Считаю, что выдвинутая гипотеза исследования нашла своё подтверждение, поставленные задачи исследования решены, цель достигнута.
Список литературы 1. Иванова Л. И. Советская песня // Отечественная музыкальная литература 1917 — 1985. М., 1996 Кузьмин А.И., «Военная героика в русском народно поэтическом творчестве», пособие для учителя, Москва, издательство «Просвещение», 1981 2. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. Сост. С. Красильщик - М.: АПН, 1985 3. Симонова Александра «Фольклор в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг.»
Электронные ресурсы http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/nauchno-issledovatelskaya-rabota-folklor-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-45gg http://ljubimyj-prazdnik.ru/yumor/chastushki/521044/ http://www.otvoyna.ru/pesni.htm http://na-strazhe.ru http://www.norma40.ru/articles/pesni-velikoy-otechestvennoy-voyny.htm
Приложения Приложение 1 Классификация жанров военной музыки Рис.1 Классификация военных песен Рис.2
Приложение 2 Военные частушки о Гитлере Гитлер вздумал угоститься – Чаю тульского напиться. Зря, дурак, позарился — Кипятком ошпарился. *** Лез к Москве фашист-мошенник Через надолбы и рвы - Крепкий русский подзатыльник Получил взамен Москвы. *** У московских у ворот Удивляется народ: Немцы ходят в наступленье Только задом наперед.
Частушки о войне Ой, яблочко, Росло за Вислою. У врага под Москвой Дело кислое. *** Ой, яблочко, Да с Дону катится. От Ростова фашист Задом пятится. *** Ой, яблочко, Да так и сочится. Враг живьем не уйдет, Не воротится.
Военные частушки о победе Скоро кончится война, Скоро Гитлеру капут, Скоро наши черноглазые С победою придут. *** Скоро милый мой вернется, Назовет меня женой, Потому — четыре года Я ждала его домой. *** Вот и кончилась война, Прошли бои великие. Очень жалко тех ребят, Которые убитые.
Приложение 3
Содержание Введение…………………………………………………………………..................2 I. За страницами истории....................................................………………..………3
II. Особенности музыкального искусства военных лет.....…………..…………4-5 III. Песенная композиторская музыка в годы Великой Отечественной войны...........................................................…………………………………….....6-9 IV. Народная песня в годы Великой Отечественной войны.....……………..10-12 V. Значение военной музыки для молодежи................…………………………..13 Заключение………………………………………………………………..………..14 Литература………………………………………….......…………………………..15 Приложения …………………..................…………………………………......16-20
Введение С первого взгляда, может, В них ничего и нет. Что меня вновь тревожат Песни военных лет? Что-то для нас святое Скрыто в их глубине. Строки, какие стоя Хочется слушать мне... С. Островой. Со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов прошло уже много времени. В этом году мы будем отмечать 75 годовщину. Но интерес к истории этого времени не ослабевает и до сих пор. Война затронула каждую семью. И хотя время все дальше и дальше отдаляет нас от тех страшных дней, мы, приходящие на смену старшим поколениям, не должны забывать о том, сколько пережили наши соотечественники, вспоминать об их Великих подвигах и знать о том, что защитники Отчизны были, есть и останутся в наших сердцах. Что они чувствовали? Как поддерживали боевой дух? Музыка оставалась одним из немногих поводов для радости и отдыха. В своей работе постаралась ответить на вопрос: «Какую роль играла музыка в годы войны?». Поэтому тема моего исследования - «Музыка в годы Великой Отечественной войны». Цель: выяснить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Для достижения цели решались следующие задачи: • Изучить литературу по данной теме; • Познакомиться с особенностями песенной композиторской и народной музыки в годы Великой Отечественной войны; • Определить значение военной музыки для молодежи;
Гипотеза: композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат. Объект исследования: музыка. Предмет исследования: песенная композиторская и народная музыка в годы Великой Отечественной войны. Методы исследования: 1.Изучение; 2.Исследование; 3.Анкетирование.
I. За страницами истории. Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. Самая древняя из сохранившихся ныне композиций русских дружинников датируется Х столетием. Благодаря дошедшей до наших дней в летописи XIV века песне "В великом Новгороде стоят мужи новгородские...", историки узнали об участии новгородских полков в Куликовской битве... Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков... Петр I, понимая важность военных песен как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр... Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны...". [2] В XIX веке традиции были продолжены и даже создана специальная Песенная комиссия (1886 г.) под эгидой Русского Географического Общества, в обязанности которой был вменён поиск народных казачьих песен и их последующее издание. Примерно в то же время была разработана так называемая "песенная теория", в соответствии с которой военные песни делились на хвалебные, поминально-походные (известные ныне как строевые), корильные (о неприятелях) и баллады (от сатирических и шуточных до повествовательных и трагических). Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"), в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами. Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины. [1] II. Особенности музыкального искусства военных лет "Там, где переходы и завалы, Рваная колючка на столбах, Умирали наши запевалы С недопетой песней на губах" М. Дудин В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. музыкальное искусство приобрело особое значение. Искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу. Музыкальное искусство было напоено беспредельной любовью к Родине. Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней. Я попыталась составить классификацию жанров военной музыки (Приложение1рис.1) Особенное значение имели песни. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу. От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой. В поэме Твардовского «Василий Теркин» есть замечательные строки: «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!». А. Флярковский отмечал: «Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща. Она призвана отражать и преломлять в себе крупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себе и тонкую лирику, и героику, и гражданственность…».[3] Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Песни были самые разные: сердечные и задумчивые, одни отзывались болью утрат, иные — окрашенные юмором, они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах. Родились песни-гимны, песни-марши, песни-повествования, лирические и шуточные песни, песни - монологи и песни – воспоминания. (Приложение1 рис.2) Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко. В решительные минуты песня помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.076 с.) |