II. Особенности музыкального искусства военных лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Особенности музыкального искусства военных лет



Содержание

Введение…………………………………………………………………..................2                                              I. За страницами истории....................................................………………..………3

II. Особенности музыкального искусства военных лет.....…………..…………4-5

III. Песенная композиторская музыка в годы Великой Отечественной войны...........................................................…………………………………….....6-9

IV. Народная песня в годы Великой Отечественной войны.....……………..10-12

V. Значение военной музыки для молодежи................…………………………..13

Заключение………………………………………………………………..………..14

Литература………………………………………….......…………………………..15                   Приложения …………………..................…………………………………......16-20

 

 

                                   Введение

С первого взгляда, может,                                                                                                            В них ничего и нет.                                                                                                                                    Что меня вновь тревожат                                                                                                               Песни военных лет?                                                                                                                           Что-то для нас святое                                                                                                               Скрыто в их глубине.                                                                                                                                Строки, какие стоя                                                                                                                         Хочется слушать мне...                                                                        

С. Островой.

Со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов прошло уже много времени. В этом году мы будем отмечать 75 годовщину. Но интерес к истории этого времени не ослабевает и до сих пор. Война затронула каждую семью. И хотя время все дальше и дальше отдаляет нас от тех страшных дней, мы, приходящие на смену старшим поколениям, не должны забывать о том, сколько пережили наши соотечественники, вспоминать об их Великих подвигах и знать о том, что защитники Отчизны были, есть и останутся в наших сердцах.

Что они чувствовали? Как поддерживали боевой дух? Музыка оставалась одним из немногих поводов для радости и отдыха.

В своей работе постаралась ответить на вопрос: «Какую роль играла музыка в годы войны?». Поэтому тема моего исследования - «Музыка в годы Великой Отечественной войны».

Цель: выяснить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Для достижения цели решались следующие задачи:

• Изучить литературу по данной теме;                                                                                                       • Познакомиться с особенностями песенной композиторской и народной музыки в годы Великой Отечественной войны;                                                                                • Определить значение военной музыки для молодежи;                                                

Гипотеза: композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат.

Объект исследования: музыка.

Предмет исследования: песенная композиторская и народная музыка в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования:

1.Изучение;                                                                                                           2.Исследование;                                                                                                         3.Анкетирование.                                                                                                    

                            

           I. За страницами истории.

Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. Самая древняя из сохранившихся ныне композиций русских дружинников датируется Х столетием. Благодаря дошедшей до наших дней в летописи XIV века песне "В великом Новгороде стоят мужи новгородские...", историки узнали об участии новгородских полков в Куликовской битве... Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков... Петр I, понимая важность военных песен как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр... Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны...". [2]

В XIX веке традиции были продолжены и даже создана специальная Песенная комиссия (1886 г.) под эгидой Русского Географического Общества, в обязанности которой был вменён поиск народных казачьих песен и их последующее издание. Примерно в то же время была разработана так называемая "песенная теория", в соответствии с которой военные песни делились на хвалебные, поминально-походные (известные ныне как строевые), корильные (о неприятелях) и баллады (от сатирических и шуточных до повествовательных и трагических).

Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"), в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами.

Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины. [1]

Заключение

В данной работе я попыталась определить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., доказать, что композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат.

Для этого познакомились с историей создания популярных композиторских и народных песен, написанных в эти годы. Выяснили, что песенное творчество объединяло людей в военное время, поднимало боевой дух солдат, поддерживало веру в грядущую победу.

Изучив песни, написанные композиторами, песни – переделки, фронтовые народные частушки, проследили, что в них раскрываются разные образы: лирические, драматические, шуточные. Но все они призывали к защите своей Родины, крепили армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

Увидели, что каждое музыкальное произведение – это особая история, отражающая не только определенный период войны, но и судьбы людей, их мысли, чувства, переживания. Автор музыки не просто отражает происходящие события, а рассказывает историю страны и народа. Создает историю своей жизни, каждая нота, каждый звук – это слово, сказанное композитором, это мгновение, которое он никогда не забудет.

В музыке военных лет раскрываются любовь к Отчизне, призыв служения своей Родине и своему народу.

75 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но песни, опаленные войной, с которыми прошли наши деды и прадеды по тяжелым фронтовым дорогам, продолжают жить и звучать в сердцах молодого поколения. Считаю, что выдвинутая гипотеза исследования нашла своё подтверждение, поставленные задачи исследования решены, цель достигнута.

 

Список литературы

1. Иванова Л. И. Советская песня // Отечественная музыкальная литература 1917 — 1985. М., 1996                                                                                                    Кузьмин А.И., «Военная героика в русском народно поэтическом творчестве», пособие для учителя, Москва, издательство «Просвещение», 1981

2. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. Сост. С. Красильщик - М.: АПН, 1985

3. Симонова Александра «Фольклор в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг.»

 

Электронные ресурсы

http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/nauchno-issledovatelskaya-rabota-folklor-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-45gg

http://ljubimyj-prazdnik.ru/yumor/chastushki/521044/

http://www.otvoyna.ru/pesni.htm

http://na-strazhe.ru

http://www.norma40.ru/articles/pesni-velikoy-otechestvennoy-voyny.htm

 

 

Приложения

Приложение 1

Классификация жанров военной музыки

Рис.1

Классификация военных песен

             Рис.2

 

Приложение 2

Военные частушки о Гитлере

Гитлер вздумал угоститься –

Чаю тульского напиться.

Зря, дурак, позарился —

Кипятком ошпарился.

***

Лез к Москве фашист-мошенник

Через надолбы и рвы -

Крепкий русский подзатыльник

Получил взамен Москвы.

***

У московских у ворот

Удивляется народ:

Немцы ходят в наступленье

Только задом наперед.

 

Частушки о войне

Ой, яблочко,

Росло за Вислою.

У врага под Москвой

Дело кислое.

***

Ой, яблочко,

Да с Дону катится.

От Ростова фашист

Задом пятится.

***

Ой, яблочко,

Да так и сочится.

Враг живьем не уйдет,

Не воротится.

 

Военные частушки о победе

Скоро кончится война,

Скоро Гитлеру капут,

Скоро наши черноглазые

С победою придут.

***

Скоро милый мой вернется,

Назовет меня женой,

Потому — четыре года

Я ждала его домой.

***

Вот и кончилась война,

Прошли бои великие.

Очень жалко тех ребят,

Которые убитые.

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..................2                                              I. За страницами истории....................................................………………..………3

II. Особенности музыкального искусства военных лет.....…………..…………4-5

III. Песенная композиторская музыка в годы Великой Отечественной войны...........................................................…………………………………….....6-9

IV. Народная песня в годы Великой Отечественной войны.....……………..10-12

V. Значение военной музыки для молодежи................…………………………..13

Заключение………………………………………………………………..………..14

Литература………………………………………….......…………………………..15                   Приложения …………………..................…………………………………......16-20

 

 

                                   Введение

С первого взгляда, может,                                                                                                            В них ничего и нет.                                                                                                                                    Что меня вновь тревожат                                                                                                               Песни военных лет?                                                                                                                           Что-то для нас святое                                                                                                               Скрыто в их глубине.                                                                                                                                Строки, какие стоя                                                                                                                         Хочется слушать мне...                                                                        

С. Островой.

Со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов прошло уже много времени. В этом году мы будем отмечать 75 годовщину. Но интерес к истории этого времени не ослабевает и до сих пор. Война затронула каждую семью. И хотя время все дальше и дальше отдаляет нас от тех страшных дней, мы, приходящие на смену старшим поколениям, не должны забывать о том, сколько пережили наши соотечественники, вспоминать об их Великих подвигах и знать о том, что защитники Отчизны были, есть и останутся в наших сердцах.

Что они чувствовали? Как поддерживали боевой дух? Музыка оставалась одним из немногих поводов для радости и отдыха.

В своей работе постаралась ответить на вопрос: «Какую роль играла музыка в годы войны?». Поэтому тема моего исследования - «Музыка в годы Великой Отечественной войны».

Цель: выяснить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Для достижения цели решались следующие задачи:

• Изучить литературу по данной теме;                                                                                                       • Познакомиться с особенностями песенной композиторской и народной музыки в годы Великой Отечественной войны;                                                                                • Определить значение военной музыки для молодежи;                                                

Гипотеза: композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат.

Объект исследования: музыка.

Предмет исследования: песенная композиторская и народная музыка в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования:

1.Изучение;                                                                                                           2.Исследование;                                                                                                         3.Анкетирование.                                                                                                    

                            

           I. За страницами истории.

Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. Самая древняя из сохранившихся ныне композиций русских дружинников датируется Х столетием. Благодаря дошедшей до наших дней в летописи XIV века песне "В великом Новгороде стоят мужи новгородские...", историки узнали об участии новгородских полков в Куликовской битве... Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков... Петр I, понимая важность военных песен как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр... Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны...". [2]

В XIX веке традиции были продолжены и даже создана специальная Песенная комиссия (1886 г.) под эгидой Русского Географического Общества, в обязанности которой был вменён поиск народных казачьих песен и их последующее издание. Примерно в то же время была разработана так называемая "песенная теория", в соответствии с которой военные песни делились на хвалебные, поминально-походные (известные ныне как строевые), корильные (о неприятелях) и баллады (от сатирических и шуточных до повествовательных и трагических).

Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"), в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами.

Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины. [1]

II. Особенности музыкального искусства военных лет

"Там, где переходы и завалы,                                                                                               Рваная колючка на столбах,                                                                                                      Умирали наши запевалы                                                                                                                                  С недопетой песней на губах"

М. Дудин

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. музыкальное искусство приобрело особое значение. Искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу. Музыкальное искусство было напоено беспредельной любовью к Родине.      Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.                                                                                                                                        

Я попыталась составить классификацию жанров военной музыки (Приложение1рис.1)               

Особенное значение имели песни. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

От песни сердцу было тесно:                                                                                                         Она вела на смертный бой,                                                                                                       Чтобы громить врага под эту песню,                                                                            Защищая Родину собой.

В поэме Твардовского «Василий Теркин» есть замечательные строки: «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!».

А. Флярковский отмечал: «Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща. Она призвана отражать и преломлять в себе крупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себе и тонкую лирику, и героику, и гражданственность…».[3]

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

Песни были самые разные: сердечные и задумчивые, одни отзывались болью утрат, иные — окрашенные юмором, они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах.

Родились песни-гимны, песни-марши, песни-повествования, лирические и шуточные песни, песни - монологи и песни – воспоминания.                      (Приложение1 рис.2)                      

Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

В решительные минуты песня помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее

      

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.076 с.)