Раздел 1 психология малой группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 психология малой группы



ИНФОРМАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ И ЛИДЕРСТВО

РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

Тема 1.1. Психология малой группы

Понятие малой социальной группы. Основные признаки малой социальной группы. Классификация групп: формальные – неформальные, референтные – группы членства. Размер малой группы: психологические критерии для определения нижней и верхней границы. Групповые роли. Статус. Виды ролевых конфликтов.

Структурные характеристики малой группы: формально-статусная, социометрическая, коммуникативная, структура социальной власти.

 

Тема 1.2. Социально-психологический тренинг как инструмент формирования малой группы

Метод социально-психологического тренинга М. Форверга. Эго-состояния как основа эффективной коммуникации (Э. Берн). Манипуляции в общении (Сидоренко Е.В., Соснин В.А., Э. Шостром).

Типы и виды СПТ: инструментально-ориентированные и личностно-ориентированные тренинги. Условия проведения тренинга. Принцы эффективного взаимодействия в социально-психологическом тренинге. Методы, приемы и техники эффективной коммуникации в команде. 

 

Тема 1.3. Динамические процессы в малой группе

Динамические процессы в малой группе. Нормативное влияние большинства: конформное поведение. Групповое давление. Групповые нормы. Эксперимент С.Аша. Индивидуальные и групповые факторы конформности. Нормативное влияние меньшинства. «Сине-зеленый эксперимент» С.Московичи.

Модели и стадии группового развития: модель Такмена – Йенсена, модель Коэна. Краткая характеристика стадий развития малой группы.

 

Тема 1.4. Ролевая структура малой группы (модель Р.М.Белбина)

Понятие социальной роли. Виды классификации социальных ролей. Ролевая структура группы на основе схемы анализа взаимодействия Р. Бейлза. Связь ролевой структуры группы и эффективности ее деятельности: модель Р. М. Белбина.

 

Тема 1.5. Психологические основы командообразования

Группа и команда: сравнительный анализ понятий. Принципы подбора и работы команды. Подходы к комплектованию команд: типологический, ролевой. Этапы и стадии образования команды. Формы, методы и методические приемы командообразования. Организация и координация работы в команде, взаимодействие с другими командами. Показатели эффективности команды.

 

Тема 1.6. Социально-психологическая диагностика малой группы

Методики исследования характеристик межличностного общения в группе. Методики исследования индивида в группе. Социометрия. Диагностика коммуникативной структуры группы. Диагностика ролевой структуры группы. Диагностика сплоченности и ценностно-ориентационного единства. Диагностика психологического климата группы.

 

Тема 1.7. Принятие группового решения

Преимущества группового решения перед индивидуальным. Феномен «сдвига к риску» (Дж. Стоунер). Информационное и нормативное влияние как механизмы групповой поляризации. Огруппление мышления: причины и способы преодоления.

«Мозговой штурм» (А. Осборн) как метод повышения эффективности группового решения.

 

Тема 1.8. Коммуникации в малой группе

Условия успешной коммуникации. Схема коммуникативного процесса. Несовпадение кодов как причина непонимания между участниками коммуникации. Проксемические закономерности коммуникации. Обратная связь как инструмент повышения эффективности коммуникации. Техники обратной связи.

Модель коммуникации Ф. Шульца фон Туна. Основные аспекты сообщения: самовыражение, предметное содержание, отношения, воздействие. Восприимчивость коммуникаторов к различным аспектам сообщения как причина конфликта.

Виды коммуникационных сетей в малой группе: Y-сеть, «сложный круг», «колесо». Организация коммуникации в группе в зависимости от характера групповой задачи.

Тема 3.3. Защита проекта

Презентация результатов работы командой. Завершение проекта. Подведение итогов работы в команде. Анализ оценки качества проекта. Анализ оценки совместной работы в проекте.

 


Форма проведения зачета.

Итоговая аттестация по дисциплине будет проходит в 2 этапа:

1) Тест по материалам лекционных занятий и самостоятельного изучения литературы по дисциплине;

2) Разработка и презентация проекта, разработанного командой, состоящей из 3-9 человек. Защита проекта будет осуществляться на последних двух учебных занятиях.

 

Проект – разработанный план по реализации цели; это комплексная модель действий (совокупность работ), направленных на извлечение определенных выгод от использования ресурсов. Проект призван улучшить те или иные стороны жизни человека, достичь социально-значимый результат.

 

Проект должен включать описание следующих составляющих:

· Название проекта

· Актуальность (какие проблемы способен решить проект, аргументы в пользу его востребованности и необходимости реализации)

· Цель (цель содержит в себе основную идею проекта и деятельность по его реализации в целом. Она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реальной, ограниченной во времени)

· Задачи (конкретные шали/ этапы достижения цели)

· Сроки и этапы реализации (названии каждого этапа, его содержание и сроки реализации; продолжительность проекта в целом)

· Необходимые ресурсы (финансовые, кадровые, материальные, информационные и т.д. Источники ресурсов, например, где взять технику/деньги на реализацию проекта. Материально-техническое и др. обеспечение проекта)

· Ожидаемый, планируемый результат от реализации проекта

· Критерии успешности проекта (указывается конкретные индикаторы, по которым можно оценить степень успешности, жизнеспособности проекта)

· Риски и ограничения в проекте (указать трудности, ситуации и условия, при которых возможно не выполнение отдельных работ или всего проекта в целом)

· Участники проекта – руководитель проекта и команда (кто и какие функции будет выполнять внутри проекта, сколько человек потребуется)

· Система управления проектом (система соподчинения – кто кому подчиняется, распределения полномочий и пр.)

· Контроль за исполнением (каким образом будет осуществляться контроль за реализацией проекта на каждом этапе, кто будет это делать, каким образом будут фиксироваться нарушения и осуществляться коррекция действий)

 

 

Список литературы

Печатные издания

1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с. // Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета URL: http://psychlib.ru/mgppu/Bsp-2001/Bsp-576.htm#hid3 (дата обращения: 01.07.2019).

2. Бланшар К., Зигарми П., Зигарми Д. Одноминутный менеджер и ситуационное руководство. /пер. с англ. –Мн.: Попурри. -2002. -144с.

3. Деловые коммуникации: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. социал. психологии, конфликтологии и упр.; [авт.-сост. С. Г. Крылова]. — Екатеринбург: [б. и.], 2015. — 105 с.: табл. — [Рек. Учен. Советом ФГБОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т" в качестве учеб. изд.]. — Библиогр.: с. 104-105.

4. Вылегжанина, А.О. Организационный инструментарий управления проектом: учебное пособие/ А.О. Вылегжанин – М.Берлин: Директ – Медиа, 2015 – 312 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56930

5. Гатина Л. И.. Социальное проектирование: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Казань:КГТУ,2009. -80с. - 978-5-7882-0814-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270547

6. Дерзкова Н.П. Присущий вам стиль руководства/ Директор школы, №6, 1994.

7. Дерзкова Н.П., Ушаков К.М. Эффективность предполагает адекватность: о стилях профессионального поведения руководителя/ Директор школы, №2, 1995.

8. Дерзкова Н.П., Ушаков К.М. Власть: основные источники и формы. / Директор школы. 1997. № 5. С. 3-9.

9. Занковский, А.Н. Психология деловых отношений: учебно-методический комплекс / А.Н. Занковский. - Москва: Евразийский открытый институт, 2008. - 383 с. - ISBN 978-5-374-00160-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90536 (01.07.2019).

10. Занковский, А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме / А.Н. Занковский. - Москва: Институт психологии РАН, 2011. - 296 с. - ISBN 978-5-9270-0215-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86278 (02.07.2019).

11. Козьяков, Р.В. Методы АСПО / Р.В. Козьяков, М.А. Басин. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 17 с. - ISBN 978-5-4458-6735-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226144(02.07.2019).

12. Кулешов, Е.В. Управление рисками проектов: учебное пособие /втор-составитель Е.В. Кулешов – 2 изд.доп – Томск: Эль-Контент, 2015 – 188 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56930 3

13. Левкин, В.Е. Социально-психологический тренинг для психолога: учебное пособие / В.Е. Левкин. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 209 с. - Библиогр.: с. 195-203. - ISBN 978-5-4475-8755-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450202 (02.07.2019).

14. Майерс Д. Социальная психология // Библиотека Гумер - психология URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/mayers/index.php (дата обращения: 01.07.2019).

15. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Когито-Центр, 2001. - 251 с. - ISBN 5-89353-042-X; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86238 (02.07.2019).

16. Ойстер, К. Социальная психология групп [Текст] / К. Ойстер; пер. с англ. О. Исакова и др. − СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. − 224 с.

17. Основы социально-психологического тренинга / авт.-сост. М.А. Василенко. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2014. - 128 с. - (Психологический практикум). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-222-22832-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256452(02.07.2019).

18. Панфилова, А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учебное пособие / А.П. Панфилова. - 4-е изд. - Москва: Издательство «Флинта», 2017. - 319 с. - (Экономика и управление). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-0174-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115107 (01.07.2019).

19. Рогожин М. Ю. Документационное обеспечение управления: практическое пособие [Электронный ресурс] / М.|Берлин:Директ-Медиа,2014. -398с. - 978-5-4475-1869-1 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253705

20. Рыбалова Е.А. Управление проектами: учебно-методическое пособие. – Томск: Факультет дистанционного обучения, ТУСУР, 2015 – 149 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56930 4. Управление ресурсами проекта: учебное пособие/автор-сост. А.В Богомолова –Томск: ЭльКонтент, 2014 – 160 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56930

21. Семечкин, Н.И. Психология социальных групп: учебное пособие / Н.И. Семечкин. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 459 с. - ISBN 978-5-4458-8829-1; То же [Электронный ресурс] - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233961.

22. Трифонова, Т.А. Основы социально-психологического тренинга: учебное пособие / Т.А. Трифонова; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2008. - 184 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257910 (02.07.2019).

23. Уколов, А. И. Оценка рисков: учебник /А.И Уколов – 2-е изд. Стер. – М.; Берлин: ДиректМедиа, 2018 – 626 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56930

24. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник / М.Хьюстон, В.Штрёбе; пер. Г.Ю. Любимов. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 625 с. - (Зарубежный учебник). - ISBN 5-238-00713-2; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114753

 

Электронные издания

1. ISO 10006:2003, Quality management systems — Guidelines for quality management in projects (в России принят как ГОСТ Р ИСО 10006—2005«Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании») // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http:// http://docs.cntd.ru/document/1200041195 (дата обращения: 3.07.2019).

2. ISO 21500:2012 Guidance on project management (в России принят как ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http:// http:// http://docs.cntd.ru/document/1200118020 (дата обращения: 3.07.2019).

3. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089604 (дата обращения: 3.07.2019).

4. ГОСТ Р 54870—2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089605 (дата обращения: 3.07.2019).

5. ГОСТ Р 54871—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http:// http://docs.cntd.ru/document/1200089606 (дата обращения: 3.07.2019).

6. Тест Белбина. Диагностика функционально-ролевых позиций // HR-Portal URL: https://hr-portal.ru/tool/test-belbina-diagnostika-funkcionalno-rolevyh-poziciy (дата обращения: 01.07.2019).

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ И ЛИДЕРСТВО

РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.026 с.)