Профессионализация государственной, муниципальной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионализация государственной, муниципальной службы



 

Если государственную (муниципальную) службу рассматривать с позиций деятельностного подхода, то ее основная функция - управление. По своему характеру оно должно быть профессиональным. Этим и объясняется потребность в государственной и муниципальной службе как профессиональной деятельности.

Нередко понятие «профессиональная деятельность» отождествляется с такими понятиями, как - «на постоянной основе», «на профессиональной основе», «в качестве постоянно работающего органа». В понятии «профессиональная деятельность», прежде всего, отражаются качественные характеристики трудовых функций, которые надлежит выполнять человеку на государственных должностях, уровень развития содержания труда по обеспечению исполнения полномочий государственных или муниципальных органов, требуемое качество этого труда. Это одновременно и констатация степени развития объективированных форм труда (должностей, рабочих мест), степени сложности труда в этой сфере, требующей от человека профессиональных способностей, соответствующего профессионального опыта.

Из признания государственной, муниципальной службы профессиональной деятельностью следует, что участие в ней человека возможно только при овладении им соответствующими профессиональными знаниями, умениями, навыками, опытом. А это означает, что приоритетным в государственной кадровой политике могут быть только деятельностные, профессиональные возможности человека, а только лишь затем его иные характеристики.

Признаком обретения государственной (муниципальной) службой профессионального характера можно считать ее особую ответственность, постоянную востребованность высокого качества управленческого труда, необходимость поисков практически во все периоды истории адекватных времени путей и способов обеспечения государственного управления людьми подготовленными и способными решать задачи государства.

Превращение государственной (муниципальной) службы в профессиональную деятельность влечет не только констатацию ее усложнения, но и появление новых профессий и специальностей, формирование слоя профессиональных государственных (муниципальных) служащих, развитие форм их профессиональной солидарности, зарождение профессиональных традиций, профессиональных отношений, профессиональной культуры и т.д. - то есть развитие явления профессионализации государственной (муниципальной) службы.

Это значит, что труд в сфере государственного (муниципального) управления требует от человека соответствующих профессиональных способностей, а от общества - таких социальных институтов, которые бы обеспечивали последовательность включения человека в эту сферу профессиональной деятельности - индивидуальную профессионализацию, управление его профессиональным опытом - системы профессионализации человека.

Поэтому профессионализация государственной (муниципальной) службы - это социальное явление, обусловленное качественными и количественными изменениями в содержании и характере труда в государственном, муниципальном управлении и характеризующееся возникновением профессий и специальностей государственной, муниципальной службы, профессиональной культуры, технологий включения человека в профессиональную деятельность, становления и развития его как профессионала. Это процесс превращения государственной, муниципальной службы как специфического вида управленческой деятельности в разновидность профессионального труда.

Профессия государственного (муниципального) служащего есть род трудовой общественно необходимой деятельности людей, владеющих специальными теоретическими знаниями, навыками и умениями, приобретенными в результате образовательной подготовки, опыта работы в системе государственного (муниципального) управления. Владея специальной образовательной подготовкой, государственный служащий нанят обществом на государственную службу для выполнения управленческих задач, а потому в профессиональном плане он представляет собой социального управленца, т.е. специалиста в области управления, в том числе и в государственной сфере. По букве и духу действующего законодательства государственные (муниципальные) служащие Российской Федерации представляют собой профессиональный слой людей, занятых управленческим трудом в различных областях государственно-властной деятельности.

Социально-правовой характер профессиональной деятельности государственного (муниципального) служащего раскрывается в его участии в практической реализации политической линии, определяемой избранными народом руководителями, сочетающей индивидуальный, общенародный и государственный интересы. Такой социальный статус делает чиновника обладателем делегированной официальной власти. Объем этой власти может быть большим или меньшим в зависимости от занимаемого им положения, но власть у чиновника есть всегда. Наличие в ее основе, волевого компонента предполагает при этом зависимость от подчиненности во властных отношениях. Власть государственного (муниципального) служащего, принадлежащая ему по праву государственного (муниципального) управления, имеет триединое значение: во-первых, - способность, возможность и право оказывать воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств (закона, авторитета, воли, принуждения); во-вторых, - система соответствующих институтов и органов, принимающих властные решения; в-третьих, - лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.

Особый характер профессиональной деятельности государственных (муниципальных) служащих обусловливается спецификой выполняемых задач по реализации функций государства, их общественно-полезной масштабностью. Выделение государственно-служебной и муниципально-служебной деятельности как профессии среди других видов социального управления (структурами бизнеса, политическими организациями, профсоюзами и т.д.) позволяет определить присущие ей характеристики:

лсфера профессиональной деятельности - органы государственной (муниципальной) власти;

род занятий - государственная (муниципальная) служба;

предмет труда - информация, которая также и средство воздействия на управляемых (обслуживаемых) наряду с принуждением, побуждением, поощрением и т.д.;

продукты труда - управленческие решения и их последствия.

Работа государственного (муниципального) служащего имеет свои профессиональные особенности:

участие во властных и управленческих структурах, а значит возможность влияния на принятие и реализацию решений, исходящих от государства;

знание законодательства и следование нормам права;

особые требования дисциплины, регламентированность аппаратной работы;

умение находить оригинальные решения для конкретной ситуации;

высокий уровень ответственности за принимаемые решения и совершаемые действия;

публично-правовой характер отношений с гражданами и организациями, с которыми они вступают во взаимодействие в процессе выполнения функций государственного (муниципального) управления.

Государственные (муниципальные) служащие выступают субъектами государственного управления, находясь во взаимосвязи с его объектами - общественными, государственными, муниципальными, частными институтами, организациями, гражданами, иностранцами и лицами без гражданства. Что же касается сферы государственного управления как профессии государственных (муниципальных) служащих, то представления о ней и критерии профессионального отбора выстраиваются в зависимости от идеалов и норм научной рациональности, а также под влиянием общественно-государственных ценностей, доминирующих политических ориентиров и личностных предпочтений. В этом смысле значительная часть требований к профессиональной деятельности государственных (муниципальных) служащих формируется исходя из установок политической культуры, управленческих способностей и нравственно-волевых предпочтений. Современный корпус государственных (муниципальных) служащих должен соответствовать высоким требованиям, которые предъявляются сегодня к их профессионализму и компетентности, знаниям и опыту, личностным моральным, деловым, психологическим и физическим качествам, способности прогрессивно мыслить и умело выполнять стоящие перед ними задачи, достигая служебно-целевой результативности. Критерием оценки любой деятельности, в том числе и профессионально-трудовой деятельности государственных (муниципальных) служащих выступает конечный результат, эффект. К показателям результативности трудовой деятельности государственных (муниципальных) служащих можно отнести:

) Степень соответствия направления, содержания и результатов деятельности профессионально-квалификационным и организационно-технологически заданным параметрам, закрепленных в должностных инструкциях. Каждая должность создается для реализации определенных целей и функций, которым необходимо точно следовать.

) Степень законности управляющих решений и действий. Соблюдение правовых и иных установленных норм является элементарной предпосылкой эффективности управления. В законах выражается всеобщая воля, ими защищается всеобщий интерес, чем и определяется их место и роль в управленческой деятельности.

) Реальность управляющих воздействий. Любые управленческие решения и действия теряют всякий смысл, если они не направлены на управленческие объекты и, в конечном счете, не обеспечат их реального функционирования и развития.

) Степень соответствия содержания управляющих воздействий потребностям, интересам и целям людей. Важно учитывать не один, а многие параметры человеческой жизнедеятельности в их сложной взаимосвязи между собой.

) Уровень демократизма управленческой деятельности.

) Уровень престижности должностных полномочий, выражаемый в мере авторитетности решений и действий.

) Уровень гласности государственной (муниципальной) службы отражающий достоверность и целесообразность управленческой информации, выдаваемой государственными (муниципальными) служащими. Интересы общества требуют, чтобы при любых условиях, даже самых неблагоприятных для органа или должностного лица в систему управления шла только достоверная, объективная информация, иначе все процессы, где используется такая информация, деформируются.

) Поскольку управление обладает большими, как позитивными, так и негативными возможностями влияния на формирование определенного менталитета людей, важнейшим критерием эффективности государственной (муниципальной) службы является степень нравственности управляющих воздействий.

Что касается непосредственно самой процедуры оценки профессионально-трудовой деятельности государственных (муниципальных) служащих, то для ее проведения необходима базовая модель, на основе который можно было бы определить квалификационный уровень конкретного государственного (муниципального) служащего. Построению такой модели будет посвящен следующий параграф дипломной работы.

Итак, управленческий труд в сфере государственной (муниципальной) службы, становится профессиональным по причине, с одной стороны качественных изменений трудовых функций в государственной (муниципальной) службе, обусловленных общественными потребностями, условиями, в которых он осуществляется, применяемыми средствами труда, объектом труда, а с другой стороны, способностью человека овладевать такими знаниями, умениями и навыками - профессиями и специальностями (муниципальной) государственной службы, которые позволяют ему квалифицированно, профессионально выполнять эти функции. При этом, профессионализация государственной (муниципальной) службы характеризуется зарождением форм профессиональной солидарности; возникновением профессиональных общностей государственных (муниципальных) служащих, элементов профессиональной культуры, в частности, профессиональных традиций, профессионального языка, профессиональной формы одежды, а также элементов профессиональной атрибутики государственных (муниципальных) служащих и государственной (муниципальной) службы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.012 с.)