Искусство фотографии. Функции фотографии, направления в работе с фотографией, методы работы с фотографией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство фотографии. Функции фотографии, направления в работе с фотографией, методы работы с фотографией



 

Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или праздник. Нажатие кнопки при наведении объектива на интересующий нас объект формирует готовый снимок. Все достаточно просто на первый взгляд, и в этом чуть ускользает знание о том, что фотография - это искусство. А мы, взяв фотоаппарат в руки или позируя для фотографии, оказываемся вовлеченными в творческий процесс. Фотография - довольно новое искусство с точки зрения исторического взгляда, существующее чуть более 150 лет. А каждое искусство несет в себе функцию - оно служит отображению окружающего мира, по-своему помогает увидеть в нём то, что раньше оставалось за пределами нашего восприятия, незамеченным; узнать о том, о чём раньше не знали. Так, впуская фотографию в свою жизнь в любом ее проявлении, мы становимся Творцами.

А.И. Копытин, в своей книге «Тренинг по фототерапии», выделяет одиннадцать психологических функций фотографии. Применительно к подросткам эти функции можно расшифровать следующим образом.

Актуализирующая функция позволяет подростку через фотографию актуализировать либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно эта функция становиться важной в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дают стимул к дальнейшему развитию.

Стимулирующая функция активизирует все сенсорные системы подростка, позволяя преодолеть подростковую сенсорную деривацию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у подростка формируются новые представления.

Организующая функция фотографии активизирует творческое мышление и способствует «встраиванию объекта восприятия в систему личных значений» подростка.

Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной и др. группам, все то, что является основой для самоидентификации. Рассматривая (отражая) снимки за какой-то период своей жизни подросток (психолог) может провести ретроспективный анализ этого этапа.

Отражающая функция фотографии позволит увидеть и понять внутреннюю и внешнюю динамику развития.

Смыслообразующая функция позволяет подростку увидеть в каких-то событиях жизни новые смыслы, дает возможность взглянуть на одно и то же событие с разных сторон, обеспечивает альтернативное понимание, устанавливает связь между событиями и внутренним миром.

Деконструирующая функция фотографии решает задачу «освобождения» подростка от ложных «сконструированных» значений, способствует формированию новой системы значений, отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность.

Функция рефрейминга поможет подростку не только реабилитировать свое Я, но и обогатить свой жизненный опыт.

Используя свои фотографии в коллаже или работая с цифровым фото в программе PhotoShop подросток имеет возможность посмотреть на себя и свою жизнь по новому, увидеть новые смыслы, реализовать мечты.

Удерживающая функция фотографии помогает подростку отреагировать какие-то жизненные события безопасно. Фотография удерживает чувства, не давая им выплеснуться.

Следующая, экспрессивно-катарсическая функция решает задачу повторного переживания события с целью его отреагирования. Находясь в кадре, принимая разные позы, переодеваясь в костюмы или снимая объекты, относящиеся к тематике своей проблемы подросток освобождается от тягостных переживаний.

И последняя, защитная функция фотографии. Она обеспечивает подростку возможность не только дистанцироваться от травматичных переживаний, но и частично контролировать их. Контроль над ситуацией и своими чувствами дает ощущение безопасности, так важной при психологической работе с подростком.

Хотелось бы привести следующий пример. Однажды, на одном из тренинговых занятий с подростками, в процессе игры, один из ребят решил создать образ человека, покончившего жизнь самоубийством. Используя театральный грим, Максим создал на лице необходимую маску. Затем, используя веревку для упражнений и игр («веревочный» курс), которую он надел на шею, продемонстрировал группе свой образ повешенного.

Это один из подводных камней работы с подростками, на который иногда «натыкаются» психологи. В этой ситуации необходимо быть крайне осторожным, направлять все занятие на проигрывание актуализирующейся роли. Здесь очень здорово помог цифровой фотоаппарат, который оказался у одного из подростков. Он сфотографировал Максима в этой роли. Ребята внимательно рассматривали снимки, а затем захотели попробовать себя в этой роли. Они гримировались и фотографировали друг друга. Долго рассматривали свои и чужие снимки. Фотоаппарат буквально «ходил» по кругу.

После этого действа мы провели обсуждение того, что происходило. Подростки подняли волнующие их темы страхов смерти, самоубийств и др. В течение длительного времени, рассматривая фотографии, ребята описывали свои чувства по отношению к себе и другим, говорили о причинах, которые могут привести человека к такому решению, постепенно выходя на ценности жизни, на то, что доставляет радость, делает их счастливыми и красивыми. Фотографии помогли им прожить негативный опыт безопасно, посмотреть на ситуацию со стороны, трезво оценить ее и принять решение в пользу жизни.

Используя различные фототерапевтические технологии в работе, я выделила наиболее понравившиеся подросткам. Их можно использовать как самостоятельные формы, так и включать в коррекционные программы или тренинги. Главное условие - наличие фотокамеры, фотопленки и желания.

Предложенные формы фототерапии даются в виде домашнего задания. В ситуации отсутствия фотоаппарата или невозможности выполнения домашнего задания можно в каждом из предложенных упражнений использовать готовые фотографии. Это снимки, принесенные подростками из семейного архива; распечатанные фото из Интернета, которые в больших количествах по любым темам можно найти на страничках с фотообоями; профессиональные фотоснимки, вырезанные из журналов (в том числе по фотографии).

Работа связанная с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для подростков. С помощью фотографии подросток решает для себя следующие задачи:

1. Выделение себя из общей массы.

. Поиск и нахождение идентичности.

. Обретение чувства независимости - Я сам нахожу то, что представляет интерес, что, отвечает на многие вопросы; Я могу моделировать окружающий меня мир и т.п.

. Обретение группы единомышленников.

. Согласование Я-образов.

. Творческое самовыражение и др.

В подростковом возрасте, когда увеличивается разрыв между Идеальным и Реальным Я, когда мир делиться на несколько «параллельных миров», фотография дает возможность комбинировать разные элементы идеального и реального мира друг с другом, постепенно интегрируя Я-концепцию.

Благодаря фотографиям подросток не только осваивает и проживает латентные роли, но и запечатлевает их на снимках. Образы становятся частью опыта подростка, к которому он имеет возможность возвращаться, как только возьмет снимки в руки.

Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (психологом, врачом-психотерапевтом) и другими людьми (участниками психотерапевтической или тренинговой группы).

Искусство фотографии само по себе многогранно, однако в любом случае в его основе лежит создание художественных образов. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства, хотя, в отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография предполагает использование определенных технических средств. Фотография, таким образом, является «технизированным» видом изобразительного искусства, что, с одной стороны делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, связанные, в частности, с возможностью тиражирования снимков, варьирования их формата и цветности, созданием особых визуальных эффектов, а с развитием цифровой фотографии - с трансформацией и корректировкой образов.

В фотографии может происходить соприкосновение и соединение реальности и фантазии, благодаря чему снимок становится «транзитным объектом», инструментом наглядно-действенного освоения мира и собственной внутренней реальности.

По своей природе фотография социальна: она связана с контактами между людьми и передачей значимых для них чувств и представлений. Ее можно рассматривать как своего рода ритуал, обеспечивающий социализацию и формирование идентичности, включение в разные группы людей с характерной для них системой ценностей, а также ролевое развитие и трансформацию. Всё это обуславливает тесную связь фотографии со сценическим искусством, а также возможность использования представлений и техник современной драматерапии применительно к терапевтической фотографии.

В большинстве случаев фотография связана с запечатлением внешнего облика человека и тех или иных его значимых действий. Она позволяет сохранить во времени ощущения тела и опыт его покоя и движения. Мы можем увидеть на фотографиях разные позы и выражения лица, передающие те или иные реакции и состояния. Это позволяет использовать фотографию в качестве инструмента исследования телесного образа «Я».

Чаще всего, показывая кому-либо фотографии, мы сопровождаем это рассказом. Рассказ позволяет не только передать отношение к тому, что на фотографии изображено, и прояснить то, что скрыто «за кадром», но и обозначить смысл событий и переживаний и связать воедино разные аспекты опыта. Всё это заставляет признать нарративный, или повествовательный, элемент фотографии очень важным и имеющим большое значение для достижения терапевтических эффектов.

Фотография, таким образом, интегрирует в себе многие виды творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на их участников.

Существуют следующие варианты включения и использования фотографии в различных программах лечебно-коррекционной, психопрофилактической, реабилитационной и развивающей направленности.

Фотография может использоваться однократно или эпизодически, в особенности на определенных этапах работы, когда у клиента возникает желание ее применить. При этом они могут быть движимы простым любопытством, желанием получить новый творческий опыт, достичь более тесного контакта с реальностью, несколько дистанцироваться от чувств, получить зримое подтверждение произошедшим в них изменениях, запечатлеть особенно значимые для них моменты работы или иными потребностями. Эти потребности могут иметь временный характер, и после всплеска интереса к фотографии клиент может перейти к использованию других средств и материалов. Специалист при этом должен по возможности разобраться в том, какими потребностями клиента отвечала фотография, и если окажется, что обращение к ней связано со значимыми тенденциями развития, он может более активно поддержать их интерес к фотографии.

При наличии у клиента устойчивого интереса к использованию фотографии он может применять ее регулярно на протяжении всего процесса работы. При этом специалист может либо предлагать ему полную свободу действий и, следуя принципам недирективного подхода, обеспечивать оптимальные условия для работы и фасилитировать выражение чувств, либо предложить клиенту определенные техники и упражнения, позволяющие организовать работу и сфокусироваться на решении конкретных задач.

Возможна также организация специальных фототерапевтических групп, работающих в формате психотерапии или тренинга и применяющих фотографию в качестве основного рабочего инструмента.

Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие - с их созданием в ходе занятий или между занятиями. И в том и в другом случае работа может протекать относительно спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий либо требовать более четкой постановки задач и использования конкретных техник, игр и упражнений. Так, при обсуждении готовых снимков клиенты могут фокусировать внимание лишь на определенных аспектах опыта, например на том, в какой мере их детские фотографии отражают влияние семьи и культуры, а фотографии текущего периода их жизни - их гендерные предпочтения и роли. Аналогично при создании фотографий в ходе занятий клиент или участники группы могут самостоятельно выбирать для себя тему и любые объекты для съемки, либо ведущий группы предлагает им ту или иную тему, например «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки города», «Мир взрослых и мир людей» и т.д. Эти темы могут быть связаны с запросом клиента и актуальной для него психологической проблематикой. И в то же время, деятельность клиентов может быть достаточно эффективной и в том случае, если они будут работать «в обход» ведущих проблем, поскольку это обеспечит большую психологическую безопасность и возможность самораскрытия. Это отчасти связано с «проективной» природой фотографии, когда, выбирая для съемки и последующего обсуждения какой-либо объект, человек неосознанно «переносит» на него свои потребности и переживания.

В некоторых случаях с лечебно-коррекционной и развивающей целью бывает очень полезно провести съемку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса. Так, например, съемка на природе сама по себе способна обеспечить сенсорную стимуляцию, вызвать положительные эмоции и эстетические переживания. Или же съемка может производиться в такой среде, которая чревата социальной конфронтацией и появлением сложных чувств, что в определенных случаях также может быть весьма полезно, помогая, например, клиенту осознать природу своего социального поведения и установок и подготавливая его к встрече с реальностью.

Варианты использования фотографии также могут варьироваться в зависимости от того, какими еще формами творческой деятельности клиента или участников группы она дополняется. Так, изготовление снимков может сочетаться с создание фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки», и в этом случае будет предполагать изобразительную деятельность. Также фотография может сочетаться с сочинением историй или «мини-сценарием», что будет связано с литературным творчеством.

Необходимо упомянуть шесть основных направлений, разделенных в зависимости от их основного назначения. Следует, однако, учесть, что многие из них могут применяться с разными целями, поскольку оказывают многостороннее положительное воздействие и связаны с проявлением разных психологических функций фотографии.

Группа методов «А» - развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики - включает такие техники, которые способствуют развитию и тренировке визуального и понятийного мышления, памяти и внимания, а также социальной компетентности и тонкой моторике. Такое воздействие будет особенно значимым при использовании работы с фотографией с детьми или взрослыми с ограниченными или сниженными познавательными возможностями или неврологическими нарушениями.

Группа методов «Б» - Общие темы - предназначена для выражения различных чувств (как правило «в обход» заявленной или предполагаемой психологической проблематике). В тоже время, техники этой группы позволяют дать выход сложным переживаниям и достичь их осознания. Целью применения этой группы методов может быть совершенствование навыков самоконтроля и психических защит, раскрытие внутренних ресурсов личности и творческого потенциала, а также актуализация и проявления латентных потребностей свойств личности. При использовании в групповом контексте, они способствуют самораскрытию участников группы и ее сплочению, кроме того, развивают способность к пониманию чувств и потребностей других людей.

Группа методов «В» - Восприятие себя - состоит из игр и упражнений, которые позволяют более целенаправленно исследовать образ «Я» и различные грани их внутреннего мира и системы отношений. Основным назначением этой группы методов может быть выражение и осознание тех чувств и потребностей клиента или участников группы, которые так или иначе связаны с заявленной ими или предлагаемой психологической проблематикой, либо теми или иными аспектами их личностного функционирования. Их использование способно помочь в осознании и коррекции дизадаптивных паттернов поведения и мышления. Эти методы уместнее всего применять в контексте психотерапии и психокоррекции, хотя они могут иметь и психопрофилактическое и развивающее значения. Их применение в группе позволяет сплотить группу, развить межличностную компетентность, осознать общность и различия опыта, а также укрепить «Я» и личные границы.

Группа методов «Г» предназначены для работы в парах и позволяют развивать межличностную компетентность и навыки включения в совместную деятельность, помогают увидеть и осознать дизадаптивные паттерны взаимодействия, укрепить «Я» и личностные границы, актуализировать латентные потребности и свойства, а также творческие возможности. Их применении в групповом контексте способствует сближению и самораскрытию участников и формированию групповой сплоченности.

Группа методов «Д» рассчитаны на совместную работу участников группы (или членов семьи) и применяются примерно с теми же целями, что и упражнения и игры из группы методов «Г». В то же время некоторые из них могут быть использованы для работы с внутригрупповыми конфликтами и для раскрытия внутренних ресурсов группы.

Группа методов «Е» сочетают фотографию с иными формами творческого самовыражения - сценическим искусством, движением и танцем и т.д. В некоторых случаях они могут применятся с теми же целями, что и методы группы «Б». Поскольку они могут предполагать парную работу, цели их применения могут быть аналогичны целям применения методов групп «Г» и «Д».

Из всего вышеизложенного видно, что фотография, не смотря на свою «молодость» является тонким и качественным инструментом для психокоррекции в различных областях, в том числе и самооценки.

Фотография, благодаря многообразию психологических функций и широкого спектра решаемых ею задач может способствовать принятию или формированию положительного представления о своем Физическом Я индивида, тем самым способствуя формированию адекватной самооценки (т.е. ее повышению).

Так, например, для формирования положительного представления о своей внешности и физическом Я, перед фототерапией могут встать такие задачи, как осознание и коррекция дизадаптивных паттернов поведения и мышления; осознание связи между разными аспектами психического опыта и системы отношений, укрепление «Я» и личных границ; развитие интересов и мотиваций, осознание установок и ценностей. И, соответственно, могут быть задействованы следующие психологические функции: объективирования; смыслообразования; организации; рефрейминга; отражения динамики изменений; фокусировки.

 


2. Рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков путем создания фотовыставки в сфере дополнительного образования

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.02 с.)