Положения, выносимые на защиту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положения, выносимые на защиту



Введение

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Оно играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Благодаря воображению существует религия, в науке совершаются открытия, в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и другая психическая функция человека, требует наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в творческой деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереального, истинного и обманчивого; прошлого, настоящего и даже будущего. Взяв фотоаппарат в руки, или позируя для фотографии, оказываемся вовлеченными в творческий процесс. Фотография - довольно новое искусство с точки зрения исторического взгляда, существующее чуть более 150 лет. А каждое искусство несет в себе функцию - оно служит отображению окружающего мира, по-своему помогает увидеть в нём то, что раньше оставалось за пределами нашего восприятия, незамеченным; узнать о том, о чём раньше не знали. Так, впуская фотографию в свою жизнь в любом ее проявлении, мы становимся Творцами.

Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Эти понятия являются общепринятыми в современной науке и основополагающими для моего исследования. Творческая деятельность, рассматриваемая мною, дает учащимся дополнительного образования широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие подростков в внеклассной деятельности раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

Актуальность темы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел и пережил, чем больше, он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.

Проблема исследования обусловлена тем, что в наш период научно-технического прогресса, в ходе огромных социальных преобразований очень важно выявить, сформировать творческий потенциал у детей и подростков и активизировать его, для саморазвития, проявления собственной индивидуализации, самосовершенствования, обогащения духовного мира. В ходе исследования важно проследить изменения уровня сформированности творческих способностей на начальном этапе исследования и в его конечном результате.

Цель исследования: Разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков путем создания фотовыставки в сфере дополнительного образования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность и характеристику творческих способностей

. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста

. Рассмотреть в условиях учреждений дополнительного образования творческую самореализацию подростка

. Проанализировать работу с фотографией в различных направлениях

. Проанализировать деятельность Дворца Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района

. Провести исследовательскую работу для выявления оценки эффективности творческих способностей подростков

. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков путем создания фотовыставки

Объектом исследования являются творческие способности подростков

Предмет исследования: эффективное развитие творческих способностей подростков в процессе создания фотовыставки на базе Дворца Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей подростков будет более эффективным, если:

будут учтены психолого-педагогические основы развития творческих способностей подростков

- будут организованы специальные занятия по выявлению творческих способностей детей подросткового возраста искусством фотографии

будет проводиться диагностика и активное развитие творческих способностей подростков в процессе занятий по искусству фотографии

Методологическую базу исследования составили работы по психологии,педагогике, философии, социально-культурной деятельности, методических пособий (Теплов Б.М., Рубинштейн Л.С., Немов Н.С., Выготский Л.С., Асмолов Л.Г., Бодалев А.А., Божович Л.И., Фельдштейн Д.И., Леонтьев А.Н и другие авторы).

Степень научной разработанности проблемы:

К проблеме досуга и социально-культурной деятельности обращаются отечественные ученые, педагоги психологи, среди них: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Григорьева Е.И., Долженкова М.И., Ярошенко Н.Н. (основы социально-культурной деятельности), Шмаков С.А. (детский досуг, досуг школьника), Байкова В. (свободное время и всестороннее развитие личности), Фролова Г.И., Титов Б.А. (социализация детей в сфере досуга), Бушканец М.Г., Мацукевич О.Ю. (свободное время школьников как педагогическая проблема) и др.

Различными аспектами развития детей и подростков, в том числе и в сфере формирования творческих способностей, следует назвать работы Теплова Б.М., Рубинштейна Л.С., Немова Н.С., Лука А.Н., Выготского Л.С. и др. Большое значение мы придаем изучению и учету психолого-педагогических особенностей подросткового возраста. Этому вопросу посвящены работы отечественных психологов Божович Л.И., Фельдштейна Д.И., Леонтьева А.Н., Мухиной B.C. и др.

Психологи Асмолов Л.Г., Бодалев А.А., Донцов А.П., Коломинский Я.Л., Лутошкин А.Н., Петровский А.Л., Уманский Л.И. и др., освещают вопросы коллективного общения индивидов вообще и подростков в частности, межличностных отношений в коллективе, психологического и климата, ценностных ориентации, нравственных норм и др.

Методы исследования:

1. Теоретические

Анализ документов

а) анализ психолого-педагогической, методической литературы;

б) изучение отчётных документов деятельности образовательного учреждения в области внеклассной работы;

. Эмпирические

а) анкетирование.

б) тестирование

в) эксперимент

База исследования: Дворец Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

 

Теоретическая значимость работы заключается в анализе социально-педагогических основ развития творческих способностей подростков, а так же в анализе взаимодействия подростка в работе с фотографией.

Практическая значимость: Материалы исследования и выработанные рекомендации могут быть использованы методическими службами, специалистами культурно - досуговых учреждений в работе по развитию творческих способностей подростков.

Апробация исследования была проведена на базе Дворца Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района. Было проведено исследование, для выявления творческих способностей у 40 респондентов. Это были дети подросткового возраста 13-15 лет, воспитанники хореографического отдела (20 человек) и воспитанники спортивно-технического отдела (20 человек).

Введение

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Оно играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Благодаря воображению существует религия, в науке совершаются открытия, в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и другая психическая функция человека, требует наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в творческой деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереального, истинного и обманчивого; прошлого, настоящего и даже будущего. Взяв фотоаппарат в руки, или позируя для фотографии, оказываемся вовлеченными в творческий процесс. Фотография - довольно новое искусство с точки зрения исторического взгляда, существующее чуть более 150 лет. А каждое искусство несет в себе функцию - оно служит отображению окружающего мира, по-своему помогает увидеть в нём то, что раньше оставалось за пределами нашего восприятия, незамеченным; узнать о том, о чём раньше не знали. Так, впуская фотографию в свою жизнь в любом ее проявлении, мы становимся Творцами.

Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Эти понятия являются общепринятыми в современной науке и основополагающими для моего исследования. Творческая деятельность, рассматриваемая мною, дает учащимся дополнительного образования широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие подростков в внеклассной деятельности раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

Актуальность темы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел и пережил, чем больше, он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.

Проблема исследования обусловлена тем, что в наш период научно-технического прогресса, в ходе огромных социальных преобразований очень важно выявить, сформировать творческий потенциал у детей и подростков и активизировать его, для саморазвития, проявления собственной индивидуализации, самосовершенствования, обогащения духовного мира. В ходе исследования важно проследить изменения уровня сформированности творческих способностей на начальном этапе исследования и в его конечном результате.

Цель исследования: Разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков путем создания фотовыставки в сфере дополнительного образования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность и характеристику творческих способностей

. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста

. Рассмотреть в условиях учреждений дополнительного образования творческую самореализацию подростка

. Проанализировать работу с фотографией в различных направлениях

. Проанализировать деятельность Дворца Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района

. Провести исследовательскую работу для выявления оценки эффективности творческих способностей подростков

. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков путем создания фотовыставки

Объектом исследования являются творческие способности подростков

Предмет исследования: эффективное развитие творческих способностей подростков в процессе создания фотовыставки на базе Дворца Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей подростков будет более эффективным, если:

будут учтены психолого-педагогические основы развития творческих способностей подростков

- будут организованы специальные занятия по выявлению творческих способностей детей подросткового возраста искусством фотографии

будет проводиться диагностика и активное развитие творческих способностей подростков в процессе занятий по искусству фотографии

Методологическую базу исследования составили работы по психологии,педагогике, философии, социально-культурной деятельности, методических пособий (Теплов Б.М., Рубинштейн Л.С., Немов Н.С., Выготский Л.С., Асмолов Л.Г., Бодалев А.А., Божович Л.И., Фельдштейн Д.И., Леонтьев А.Н и другие авторы).

Степень научной разработанности проблемы:

К проблеме досуга и социально-культурной деятельности обращаются отечественные ученые, педагоги психологи, среди них: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Григорьева Е.И., Долженкова М.И., Ярошенко Н.Н. (основы социально-культурной деятельности), Шмаков С.А. (детский досуг, досуг школьника), Байкова В. (свободное время и всестороннее развитие личности), Фролова Г.И., Титов Б.А. (социализация детей в сфере досуга), Бушканец М.Г., Мацукевич О.Ю. (свободное время школьников как педагогическая проблема) и др.

Различными аспектами развития детей и подростков, в том числе и в сфере формирования творческих способностей, следует назвать работы Теплова Б.М., Рубинштейна Л.С., Немова Н.С., Лука А.Н., Выготского Л.С. и др. Большое значение мы придаем изучению и учету психолого-педагогических особенностей подросткового возраста. Этому вопросу посвящены работы отечественных психологов Божович Л.И., Фельдштейна Д.И., Леонтьева А.Н., Мухиной B.C. и др.

Психологи Асмолов Л.Г., Бодалев А.А., Донцов А.П., Коломинский Я.Л., Лутошкин А.Н., Петровский А.Л., Уманский Л.И. и др., освещают вопросы коллективного общения индивидов вообще и подростков в частности, межличностных отношений в коллективе, психологического и климата, ценностных ориентации, нравственных норм и др.

Методы исследования:

1. Теоретические

Анализ документов

а) анализ психолого-педагогической, методической литературы;

б) изучение отчётных документов деятельности образовательного учреждения в области внеклассной работы;

. Эмпирические

а) анкетирование.

б) тестирование

в) эксперимент

База исследования: Дворец Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

 

Теоретическая значимость работы заключается в анализе социально-педагогических основ развития творческих способностей подростков, а так же в анализе взаимодействия подростка в работе с фотографией.

Практическая значимость: Материалы исследования и выработанные рекомендации могут быть использованы методическими службами, специалистами культурно - досуговых учреждений в работе по развитию творческих способностей подростков.

Апробация исследования была проведена на базе Дворца Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района. Было проведено исследование, для выявления творческих способностей у 40 респондентов. Это были дети подросткового возраста 13-15 лет, воспитанники хореографического отдела (20 человек) и воспитанники спортивно-технического отдела (20 человек).

Положения, выносимые на защиту

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.026 с.)