Глава 1. Теоретические основы диагностики и коррекции речевых нарушений у дошкольников с дислалией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы диагностики и коррекции речевых нарушений у дошкольников с дислалией



Введение

 

Наиболее распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются различные нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у дошкольников и являются естественной физиологической закономерностью, однако условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи: благоприятные условия ускоряют его, неблагоприятные задерживают. К 4 годам, когда завершается формирование фонематического восприятия, нарушенное звукопроизношение считается патологией. С этого возраста начинается целенаправленная логопедическая работа по устранению дислалии.

Воспитание выразительности, правильности речи у детей дошкольного возраста должно осуществляться как в диалогической речи (беседы с окружающими людьми), так и в монологической речи (чтение стихов, проговаривание скороговорок, потешек и т.п.).

В теории и практике логопедии сложились теоретические основы коррекции и развития устной речи при дислалии. В настоящее время разработаны этапы работы над произношением и определены способы постановки конкретных звуков. В отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь и взаимозависимость между сформированностью произносительной стороны речи и уровнем развития фонематического восприятия.

Однако, следует отметить, что наряду с большой значимостью детского фольклора в развитии дошкольника, в связи с использованием дидактических игр в логопедической практике, в них должна учитывается структура речевого дефекта при дислалии. Эта необходимость определяет актуальность выбранной проблемы и обуславливает тему данного исследования: «Детский фольклор как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией». Объект исследования - нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией.

Предмет исследования - детский фольклор как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией.

Цель: изучить особенности использования детского фольклора в процессе коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с дислалией.

Задачи:

-  изучить психолого-педагогическую и специальную методическую литературу по теме;

-  раскрыть понятие «детский фольклор», проанализировать классификацию детского фольклора;

-  выявить причины и определить особенности речевых дефектов у детей экспериментальной группы;

-  разработать содержание логопедической работы со старшими дошкольниками по коррекции дислалии средствами детского фольклора;

-  определить результативность коррекционной работы с использованием детского фольклора.

Гипотеза: коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией посредством детского фольклора возможна при соблюдении следующих условий:

-  целенаправленное систематическое использование на логопедических занятиях различных видов детского фольклора;

-  подбор произведений фольклора с учетом возрастных и индивидуально-типологический особенностей детей, этапа логопедической работы;

-  создание мотивации и стимулирование активности ребенка в преодолении имеющихся речевых нарушений.

Методы:

-  изучение и анализ научной и методической литературы по теме;

-  изучение речевых карт и личных дел детей экспериментальной группы;

-  наблюдение за детской деятельностью;

-  беседы с детьми, родителями, воспитателями, логопедом;

-  составление методики проведения констатирующего эксперимента;

-  моделирование содержания формирующего эксперимента;

-  мониторинг эффективности логопедической помощи детям с дислалией;

-  математические методы и качественный анализ.

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МДОУ №5 «Золотой ключик» г. Зернограда. В эксперименте принимало участие 10 детей с дислалией в возрасте от 5 до 6 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.

Структура работы. Во введении представлен научный аппарат исследования. В первой главе изложены современные научно-теоретические основы диагностики и коррекции речевых нарушений у дошкольников с дислалией. Во второй главе проанализированы исследования детского фольклора как культурно-исторического феномена и дана его классификация. В третьей главе описана диагностическая методика обследования звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией и приведены результаты констатирующего и контрольного экспериментов, раскрыто содержание коррекционно-логопедической работы с использованием в качестве средства произведений детского фольклора. Список используемой литературы составляет 53 источника. В приложениях представлены: артикуляционные упражнения, планирование занятий по преодолению дислалии у старших дошкольников, таблицы и графики, протоколы обследования, систематизированный речевой материал по коррекции и развитию фонематического восприятия, речевого дыхания, звукопроизношения.

Этапы работы. На первом этапе (сентябрь 2006 г.) формулировалась тема дипломной работы, изучалась научно-методическая и практическая литература по проблеме исследования, подбиралась и апробировалась методика диагностики звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией. На втором этапе (октябрь 2006 г. - март 2007 г.) определялось содержание формирующего эксперимента и проводилась работа по написанию теоретических глав. На третьем этапе (апрель 2007 г.) анализировались результаты контрольного эксперимента, определялась эффективность использования произведений детского фольклора как средства коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией, завершалось оформление дипломной работы.

 

 


Заключение

 

Проведенное нами теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа по проблеме коррекции дислалии у дошкольников посредством детского фольклора позволили сделать следующие выводы:

. Дислалия (от греч.dis-расстройство, lalia-речь)- нарушение звукопроизношения, при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата; является одним из самых распространенных дефектов речи.

. В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения объясняется органическими и функциональными нарушениями; знание причин помогает определить вид дислалии и ее симптоматику.

. У детей с дислалией наблюдается своеобразие психоречевого развития, обусловленное структурой дефекта.

. Детский фольклор - сложное единство трех составляющих: творчества взрослых для детей, произведений традиционного фольклора взрослых, перешедших в детскую среду, и оригинального детского творчества. Существует огромное множество жанров детского фольклора.

. Логопедическое обследование детей с дислалией включает:

обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;

обследование фонематического слуха;

обследование звукопроизношения.

. Логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения включает в себя:

развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия, проведение артикуляционной гимнастики;

развитие связной речи;

формирование произносительных умений и навыков посредством произведений детского фольклора.

. В ходе проведения формирующего эксперимента нами были определены педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с дислалией. К этим условиям относятся:

целенаправленное системное использование на логопедических занятиях различных видов детского фольклора;

подбор произведений фольклора с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

создание мотивации и стимулирование активности ребенка в преодолении имеющихся речевых нарушений.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.

. Несмотря на достигнутые положительные результаты практической части исследования, нужно отметить, что коррекционные занятия для часто болеющих детей были неэффективны, так как у этих детей имеются сопутствующие нарушения в развитии (недостаточная сформированность процессов внимания и памяти, синдром гиперактивности и т.д.). Эта и другие проблемы могут явиться предметом дальнейшего детального изучения.

 

 


Список литературы

 

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и пато-психологии.-М.: Международная педагогическая академия, 1994.-216с.

. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в дошкольных учреждениях.-СПб.:Детство-Пресс, 2002.-240с.

. Валявко С.М., Максаков А.И. С-С-Свистящие скороговорки.- Дмитров: Карапуз, 2003.-17с.

. Валявко С.М., Максаков А.И. Ш-Ш-Шипящие скороговорки.- Дмитров: Карапуз, 2003.-18с.

. Валявко С.М., Максаков А.И. Р-Р-Рычащие скороговорки.- Дмитров: Карапуз, 2003.-16с.

. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии.-Иркутск, 1978.-153с.

. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.-М.:Владос, 2002.-272с.

. Волкова Г.А.. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. -СПб.:Детство-Пресс, 2003.-208с.

. Волкова Л.С. Логопедия: Часть 1.-М.:Просвещение, 1995.-384с.

. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению.-М.: Академия, 2000.-200с.

. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи.- Чебоксары, 1971.-120с.

. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников.-СПб.: Союз, 2000.-176с.

. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников.- М.,1957.-93с.

. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие.-М.: Академия, 1998.-160с.

. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М., 1985.-138с.

. Жинкин Н.И. Механизмы речи.-М., 1958.-312с.

. Зайцева И.А., Кукушин В.С., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика.- Ростов-на-Дону: Март, 2002.- 304с.

. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор.-М., 2003.-400с.

. Калугин В. От колыбельных до былин.-М., 1988.-138с.

. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор.-М.: Наука, 2002.-315с.

. Карельская Е.И. Поможем Буратино заговорить // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 5, 6, 8, 12.

. Карельская Е.И. Поможем Буратино заговорить // Дошкольное воспитание.- 1999.- № 1, 2.

. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников.-М., 1972.-193с.

. Кожевников В.А.., Чистович Л.А. Речь, артикуляция и восприятие.-М., 1965.-208с.

. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет.-Ярославль: Академия развития, 2001.-160с.

. Косинова Е.М. Говорим правильно и красиво.-М.:Эксмо, 2003.-98с.

. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.-М.: Просвещение, 1990.-143с.

. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии.-М.: Просвещение, 1967.-213с.

. Ляпидевский С.С., Селиверстов В.И. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи.-М., 1968.-178с.

. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.-М.: Просвещение, 1988.-159с.

. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите играя.-М., 1983.-150с.

. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии.-М.: Просвещение, 1992.-95с.

. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.-М., 1991.-78с.

. Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // Дошкольное воспитание. 2000.-№ 11.

. Поваляева М.А. Педагогическая диагностика и коррекция речи.-Ростов-на-Дону, 1997.-296с.

. Правдина О.В. Логопедия.-М.: Просвещение, 1969.-223с.

. Проскура Е.В., Шибицкая Л.А. Как учить самых маленьких.-Киев, 1987.-98с.

. Рау Е.Ф., Рождественская В.И.Смешение звуков речи у детей.-М., 1972.-118с.

. Российская Е.Н. Произносительная сторона речи. Практический курс.-М.: АРКТИ, 2003.-104с.

. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей.-Волгоград: Учитель, 2003.-75с.

. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей.-М.: Издательство АСТ, 2004.-198с.

. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.-М.: Владос, 1994.-344с.

. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2001.-312с.

. Стрельцова Л. Учите детей родному языку: фольклорные потешки, прибаутки, забавные вопросы // Дошкольное воспитание. 1999.- № 9.

. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков.-Ярославль: Академия развития, 2002.-178с.

. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.-СПб., 1997.-194с.

. Ушакова О.С., Гриншпун Н.В. Знакомство дошкольников с литературой: конспекты занятий. -М.: Творческий центр «Сфера», 2003.-218с.

. Филичева Т.Б.,Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М.:Просвещение, 1989.-223с.

. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М.: Просвещение, 1981.-240с.

. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей.-М.:АРКТИ, 2003.-240с.

. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Основы логопедической работы с детьми.-М.: АРКТИ, 2002-240с.

. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М.,1983.-117с.

. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф. Учителю о детях с недостатком речи.-М.: АРКТИ, 1996.-176с.


Приложение 1

 

Система подгрупповых занятий по коррекции нарушенного звукопроизношения у детей экспериментальной группы

№ п/п Тема Задачи Содержание
1 «Домашние животные» Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; развивать фонематический слух, внимание; воспитывать бережное отношение к природе. 1.Организационный момент. 2.Сообщение темы занятия: (отгадывание загадок) -Отворилась тихо дверь И вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род- На охоту вышел…, -Какая кошка по размеру? -Чем покрыто тело кошки? И т.д. 3.Рассказ о животных по картинкам. 4.Физминутка. 5.Дидактическая игра «Сосчитай». 6.Подбор слов-антонимов. 7.Образование притяжательных прилагательных. 8.Итог.
2 «Зима» Обобщать и систематизировать знания о зиме; развивать связную речь; воспитывать интерес к занятиям. 1.Организационный момент. -Вспомните пословицы о зиме. (обсуждение пословиц). 2.Беседеа о зиме. 3.Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану. 4.Физминутка. 5.Дидактическая игра «Доскажи словечко». 6.Итог.
3 «Зимующие птицы» Уточнить знание детей о зимующих птицах; развивать активный словарь, память, мышление, воспитывать любовь к природе. 1.Организационный момент. 2.Беседа о времени года. 3.Рассказ о птицах. 4.Физминутка. 5.Разучивание скороговорки; -Три сороки-тараторки, тараторили на горке. 6.Дидактическая игра «Скажи наоборот». 7.Итог.
4 «Мебель» Уточнить название мебели, ее составные части; развивать навыки грамматического оформления речи, мышление; воспитывать аккуратность. 1.Организационный момент. 2.Беседа по теме. 3.Дидактическая игра «Чего не стало?». 4.Физминутка. 5.Отгадывание загадок: -Есть спина, а не лежит. Четыре ноги, а не ходит. Но всегда стоит И всем сидеть велит. -Что это? Как вы догадались? И т.д. 6.Составление предложений по опорным картинкам. 7.Итог
5 «Посуда» Закрепить знания детей по теме; развивать связную речь, память, внимание; воспитывать аккуратность. 1.Организационный момент. 2.Беседа по теме. 3.Дидактическая игра «Подбери слово». 4.Физминутка.(Дети читают стихотворение и выполняют движения). -Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни-разобъются. Вот серебряные ложки. Вот пластмассовый поднос- Он посуду нам принес. 5.Составление рассказа. 6.Дидактическая игра «Что лишнее?». 7.Итог
6 «Одежда» Закрепить названия одежды; развивать навыки звукового анализа и синтеза; воспитывать бережное отношение к вещам. 1.Организационный момент. 2.Беседа по теме: -Вспомните пословицы, об одежде.(Анализ пословиц). Например: «Встречают по одежке-провожают по уму»; «Бережная вещь два века живет». И т.д. 3.Дидактическая игра «Закончи предложение». 4.Физминутка. 5.Составление предложений по теме. 6.Итог
7 «Дикие животные». Уточнить знания детей о диких животных; развивать логическое мышление, память; воспитывать любовь к природе. 1.Организационный момент. Отгадывание загадок: -Хитрая плутовка, Рыжая головка Хвост пушистый-краса- А зовут ее … -Как вы догадались, что это лиса? Какая лиса? И т.д. 2.Беседа по теме. 3.Физминутка. 4.Дидактическая игра «Чья это?». 5.Составление рассказа: 6.Итог
8 «Транспорт» Закрепить знания детей по теме; развивать связную речь, память; воспитывать интерес к занятиям. 1.Организационный момент. 2.Сообщение темы. Беседа. 3.Физминутка. (Дети читают стихотворение и выполняют движения): -мы в автобус дружно сели, и в окошко посмотрели. Наш шофер педаль нажал, И автобус побежал. 4.Дидактическая игра «Подбери слово». 5.Составление предложений. 6.Итог
9 «Семья» Систематизировать знания детей о семье; развивать словарный запас; воспитывать вежливое отношение к членам семьи. 1.Организационный момент. 2.Дидактическая игра «Кто кем приходится?». 3.образование притяжательных прилагательных. 4.Физминутка. 5.Повторение чистоговорок: -ра-ра-ра-у меня есть сестра, Ат-ат-ат-а у него брат, Ко-ко-ко-мама моет окно и т.д. 6.Состаление предложений. 7.Итог
10 «8 Марта» Уточнить знания детей о празднике 8 Марта; развивать словарь по теме; воспитывать уважение к маме, бабушке, сестре. 1.Организационный момент. 2.Чтение стихотворений. 3.Обсуждение картины «Помощники». 4.Физминутка. 5.Заучивание и обсуждение пословиц: -мать кормит детей, как земля людей. -Без матки пчелки- пропащие детки и т.п. 6.Рассказы детей о маме. 7.Итог

 


Приложение 2

дислалия детский фольклор нарушение речевой

Протокол

обследования подвижности артикуляционного аппарата

у детей экспериментальной группы

Имя, фамилия ребенка-

Возраст-

Задание:

.Открыть и закрыть рот;

.Удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек);

.Облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу;

.Держать кончить языка у правого, левого углов рта (2-3);

.Пощелкать языком («лошадка», 3-5 раз);

.Имитировать языком положение «трубочки»;

.Надуть щеки;

.Затянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2-3 раза);

.Произвести 2-3 движения из перечисленных попеременно.

Примечание: за каждое правильно выполненное движение начисляется 1 балл.

Вывод:

Протокол

обследования произношения звуков у детей экспериментальной группы

Имя, фамилия ребенка-

Возраст-

Задание:

.Изолированное произношение звуков (по подражанию логопеду).

Гласные звуки: «а», «о», «у», «ы», «и», «э»;

Йотированные: «я», «ё», «е», «ю», «й»;

Свистящие: «с», «с'», «з», «з'», «ц»;

Шипящие: «ш», «щ», «ж», «ч»;

Сонорные: «р», «р'», «л», «л'», «м», «м'», «н», «н'»;

Остальные: «б», «б'», «в», «в'», «г», «г'», «д», «д'», «к», «к'», «п», «п'», «т», «т'», «ф», «ф'», «х», «х'»;

Примечание: за каждый неправильно произнесенный звук начисляется 1 балл.

.произношение в слогах.

Например: са-со-су; ся-сю-си; ас-ыс-ос; яс-ес-ис; ста-ско-слы; ски-сне-стя; окс-усн-ялс; икс-енс-яст и т.п.

.Произношение в словах.

Например: санки, собака, стол, стакан, лиса, бусы, миска, аист, насос, глобус, лес, фикус и т.п.

.Произношение в связной речи.

Например: чистоговорка-са-са-са-выросла в лесу сосна; скороговорка-по семеро в сани уселись сами, и т.п.

Вывод:

Протокол

обследования фонематического слуха у детей экспериментальной

группы

Имя, фамилия ребенка-

Возраст-

Задание:

.Выделить заданный звук на фоне слова.

Инструкция: «Слышишь ли ты звук «с» в слове СОМ?» И т.д.

.Выделить начальный звук в слове.

Инструкция: «Какой звук ты слышишь в начале слова ЖУК? ЛОБ? САД? РАК?» И т.д.

.Определить место звука в слове.

Инструкция: «Где находится звук «с» в слове САД?, в слове ЛИСА?, в слове ФОКУС?» И т.д.

.Определить последовательность и количество звуков в слове.

Инструкция: «Какой звук ты слышишь вначале слова САНИ? Какой звук ты слышишь после звука «с»?» И т.д.

Инструкция: «Сколько звуков в слове МАК?» И т.д.

.Подбор слов (картинок) на заданный звук.

Инструкция: «Назови слово со звуком «с», «ш», «р». И т.д.

Инструкция: «Выбери те картинки, в названии которых есть звук «с», «з». И т.д.

.Дифференциация звуков по противопоставлениям.

Инструкция: «Послушай внимательно слова: «рак-лак». Назови слово, в котором ты услышал(а) звук «р», «л». И т.д.

Примечание: обследование ведется только по тем звукам, которые нарушены, за каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл.

 

Уровень подвижности артикуляционного аппарата:

До 40% - ниже среднего;

% - 70% - средний;

% - 100% - выше среднего.

Уровень развития фонематического слуха:

 

До 40% - ниже среднего;

% - 70% - средний;

% - 100% - выше среднего.

Уровень звукопроизношения:

До 40% - ниже среднего; 40% - 70% - средний; 70% - 100% - выше среднего.

Результаты обследования звукопроизношения в экспериментальной группе  (констатирующий эксперимент) нормированное произношение, %

нарушенные звуки.


Приложение 3

 

Речевой материал по коррекции звукопроизношения.

ЗВУКИ «С - С'».

Шутки - чистоговорки:

Са - са - са - бегает лиса, Ас - ас - ас - свет в окне погас,

Со - со - со - мне дали колесо, Ос - ос - ос - на палубе матрос,

Су - су - су - ягоды в лесу, Ус - ус - ус - на ёлке много бус,

Сы - сы - сы - тикают часы, Ыс - ыс - ыс - кот ловит крыс,

Се - се - се - ленточки в косе, Ес - ес - ус - хвойный лес,

Си - си - си - подъехало такси, Ис - ис - ис - мама моет рис,

Ся - ся - ся - два весёлых гуся, Ась - ась - ась - плавает карась,

Сю - сю - сю - увидели бабусю. Ось - ось - ось - на поляне лось.

Чистоговорки, скороговорки:

Осип охрип, Архип осип. Свиристель свиристит свирелью.

У Сени и Сани в сенях сом с усами. У осы не усы, не усищи, а усики.

Сачок зацепился за сучок. По семеро в сани уселись сами.

Из соседнего колодца весь день вода льётся.

Сварили из кизила кислый кисель.   Сене всё бы спать на сене.

Веселей Савелий сено пошевеливай. Снег сошёл - за зимой ушёл.

Смешной шут пришёл в суд. Серый сурок нашёл шнурок.

Слишком много ножек у сороконожек. У Саньки новенькие санки.

Сено Сене Костя косит. Спит спокойно сытый сом,

В сени сено Сеня носит. Смотрит сладко сотый сон.

Сова, сова, совиные глаза, Мы ели салат на опушке лесной.

на суку сидит, во все стороны глядит. Стояли мы под высокой сосной.

Коси, коса, пока роса. Не хочет косой косить косой,

Роса долой - и мы домой. Говорит, коса коса.

На скамейку мама села. Топоры остры, топоры остры,

Справа - Сева, Слава - слева. Топоры остры до поры.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой в санках; Сани, сани едут сами.

Пословицы, поговорки:

Своя сторона не бывает холодна.   И некрасива, да счастлива.

С ним каши не сваришь. Сидит как сыч.

Сколько голов, столько умов. С толку сбился.

Спешлив, суетлив: обувшись, парится. Сделать на скорую руку.

Скромность красит человека. Стол спасибом красится.

Сам себе на уме. Сперва оперись, потом и ввысь.

Старость - не радость. Всяк мастер на свой лад.

Сидит руки склавши. Всякой вещи - своё место.

Сова - и та своих детей хвалит. Остатки сладки.

Соловья баснями не кормят. Свой хлеб сытнее.

С волками жить - по-волчьи выть. Семь бед - один ответ.

Масло с водой не смешаешь. Своего локтя не укусишь.

Не по Сеньке санки. Спустя лето - да в лес по малину.

Не всякое слово - пословица. И на твою спесь пословица есть.

Не всё сходит с рук. По заслугам и честь.

Не в свои сани не садись. Сова о сове, а всяк о себе.

Где густо, где пусто, где нет ничего.

Загадки:

В воде купался, Всегда ходят,

Сухим остался. а с места не сходят. (гусь) (часы)

Летом вырастают, Мост - как синее стекло:

а осенью опадают. скользко, весело, светло. (листья) (лёд)

Мету, мету - не вымету, Не куст, а с листочками,

несу, несу - не вынесу, не рубашка, а сшита,

стемнеет - сама уйдёт. не человек, а рассказывает. (тень) (книга)

Кто не лает, не кусает, Сестра на сестру смотрят,

а в дом не пускает? а вместе не сходятся. (замок) (берега реки)

Снесли птички Под мостиком

синенькие яички. виляет хвостиком. (слива) (рыба)

Выпуча глаза сидит, Среди двора

Не по-русски говорит, стоит копна,

родилась в воде, спереди вилы,

а живёт на земле. сзади метла. (лягушка)          (бык)

Кто на себе свой дом несёт? Что не сеют, а оно растёт? (улитка)   (трава)

С бородой, а не старик. На сене лежит,

С рогами, а не бык. Сама не ест и другим не даёт. (коза) (собака)

Прежде чем его мы съели, На вкус, как сахар, сладок

все наплакаться успели. и сам похож на мяч. (лук)  (арбуз)

Кругла, а не месяц, Стукнешь о стенку -

желта, а не масло, а я отскочу.

сладка, а не сахар, Бросишь на землю -

с хвостом, а не мышь. а я подскочу. (репка)   (мяч)

В лесу родился, Стоит Алена:

в лесу вырос, платок зелёный,

в дом пришел, тонкий стан,

всех вокруг себя собрал. белый сарафан. (стол) (берёза)

Стихи: Кискино горе Сосны

Плачет киска в коридоре. Ласковым солнцем согреты,

У неё большое горе: В острые иглы одеты,

Злые люди бедной киске Сосны стоят у скалы,

Не дают украсть сосиски. Светятся глазки смолы. Старый пёс Сова

Старый пёс суёт свой нос Спит сова на старой ели -

В подошедший сена воз. Все в лесу ей надоели.

Сохло сено на лугу - Снег засыпал стайку сосен -

Много запахов в стогу. Это вовсе вам не осень. Слон Совы

Старый серый мудрый слон На макушке старой ели,

Был размером с небосклон. На сухом суку сидели

От детей и даже взрослых Две подружки, две совы,

Закрывал собою звёзды. Две большие головы. Сон Светлячок

В старом лесу, Сонный Сеня-светлячок

Под большою сосной сел на сказочный стручок.

Спят в своей норке Скушал сонный Сенечка

Лисята с лисой. солнечную семечку.

Снится им сон: Светлячка сердечко

Как будто в лесу светит,

Все стали боятся мама-лису. словно свечка. Самолёт Горох

Самолёт построим сами, Бабка сеяла горох

Понесёмся над лесами. Уродился он неплох,

Понесёмся над лесами, Уродился он густой

А потом вернёмся к маме. Вкусный, сладкий, вот какой! Компания Плутовка

На работе у Раисы Раз проведала лиса,

Вырос кустик барбариса. Где свиная колбаса.

А вот брат её Борис Старый сторож у сарая

Видел в парке кипарис. Смотрит в лес, с тоски зевая.

А подруга их Лариса. Но не дремлет молодой -

Посадила три ириса. Гонит в лес лису долой. Весна Новый год

Ласковый солнечный лучик Новый год проспал под ёлкою

Стылую землю согрел. Лето, осень и весну,

Выглянул маленький ключик, Весь зарос её иголками,

Ожил, оттаял, запел. Закатился под сосну.

Ключик хрустальный полился Дед Мороз порою зимнею

Всё веселей, веселей, Еле соню отыскал,

Не замолкая, струился Долго тряс и звал по имени,

И превратился в ручей. Да насилу растолкал. Чудо-птица Гусь

Красива эта птица - Гусь гуляет по дорожке,

Сверкает и искрится, Гусь играет на гармошке,

Вся из тонкого стекла - И гордится гармонист:

Крылья пёстры, грудь бела. - Я га-га-га-голосист! Слонёнок Сон

Слонёнок удивил ребят, Солнце село за селом,

слонёнок стал на самокат, спят синицы, сойки спят.

немножко покатался - спит в реке усатый сом,

и самокат сломался. спят и лес, и степь, и сад. Семь петухов Сороки

В деревушке семь избушек, Болтали две сороки,

Семь крылечек, семь старушек, Сороки - белобоки,

Семь щенков, семь дымков, Про то, про сё, про Якова,

Семь драчливых петухов. Про Якова, про всякого,

На семи плетнях сидят, Про дым из трубы,

Друг на друга не глядят, Про забор у избы,

Распустили семь хвостов, И про Шавку на пороге,

Каждый хвост семи цветов. И про лужу на дороге. Флажок

Посмотрите, посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

Кто флажок подарил?

Митя сам смастерил!

К нам весна вернётся снова,

Месяц май придёт опять,

А у Мити всё готово-

Он с флажком пойдёт гулять.

ЗВУКИ «З - З'».

Шутки - чистоговорки:

За - за - за - белая коза, Аз - аз - аз - болит глаз,

Зо - зо - зо - вот идёт бизон, Оз - оз - оз - убирают навоз,

Зу - зу - зу - видели стрекозу, Уз - уз - уз - красивый карапуз,

Зы - зы - зы - не боюсь грозы, Ыз - ыз - ыз - много крыс,

Зя - зя - зя - нам болеть нельзя, Из - из - из - не смотри вниз, Зе - зе - зе - дам попить козе, Езь - езь - езь - высоко не лезь,

Зи - зи - зи - кубики вези. Язь - язь - язь - после дождя грязь.

Чистоговорки, скороговорки:

На берёзе стрекоза-изумрудные глаза. Береги нос в большой мороз.

Возле забора воз овса, возле воза овца. У Зины в корзине бузина.

Зоя Зине принесла бузину в корзине.

У забора коза вытаращила глаза.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

У зайки в корзине арбузы и дыни.

Белые бараны били в барабаны, Зоя - зайкина хозяйка,

без разбора били - лбы себе разбили. спит в тазу у Зои зайка.

Забавной обезьяне бросили бананы, Такой мороз! Такой мороз!

бросили бананы забавной обезьяне. Берёт за нос, дерёт до слёз!

Зажглась зелёная звезда… Не боимся мы угроз,

Запустим звездолёт туда! и не страшен нам мороз.

Ух, не видели б глаза, Змея ползёт по земле,

как началась гроза. а зяблики вьют гнёздо на берёзе.

Зайка не спит, Зою зовёт,       Девочка везла на возу

Зайке коза спать не даёт. Козлёнка, козла и козу.

Возьмите козу, замкните козу, Лесок проезжала, часок подремала.

И заинька заснёт в тазу. И зверей своих в лесу проспала.

Из кузова в кузов Зайке холодно зимой,

шла перегрузка арбузов. Зайке голодно зимой,

В грозу в грязи от груза арбузов Зубки зайкины стучат,

развалился кузов. Кушать зайчики хотят.

Ослик был сегодня зол, Козе преподнесли букет.

Он узнал, что он осёл. - Ну, знаете, спасибо за обед!

Пословицы, поговорки:

Родная землица дороже золота. Глаза на мокром месте.

Глаза на затылке. Разум силу победит.

Ум да разум Заставь дурака богу молиться,

надоумят сразу. он и лоб разобьёт.

За нас голыми руками не берись. Любого за пояс заткнёт.

Запас человека не портит. Без надежды - что без одежды.

Неотвязчив - как гвоздь в сапоге. За чужой щекой зуб не болит.

Заносчивого коня Звал волк козу на пир,

построже взнуздывают. да коза не идёт.

Без хозяина земля - Злой плачет от зависти,

круглая сирота. а добрый от жалости.

Зрелые семена Глаза завидущие,

поздно выходят. Руки загребущие.

Зелёный седому не указ. Здоровому всё здорово.

Земля заботу любит. Быть занятым по горло.

Знать не знает, ведать не ведает.

За всё берётся, Не за своё дело не берись,

да не всё удаётся. за своим делом не ленись.

Здоровому На чужой каравай

и нездоровое здорово, рта не разевай,

а нездоровому а пораньше вставай

и здоровье не здорово, да свой затевай.

Не дом хозяина красит, Без хлеба куска

а хозяин дом. везде тоска.

И в гости не ездит, Званому гостю -

и к себе не зовёт, первое место.

Все за одного - Знает кошка,

один за всех. чьё мясо съела.

Зайца ноги носят, Козла спереди бойся,

волка зубы кормят, коня сзади,

лису хвост бережёт. а злого человека со всех сторон.

Затянул песню, За счастьем человек бежит,

так веди до конца, а оно у его ног лежит.

Загадки:

Кто зимой холодной Без рук, без топорёнка

Ходит злой, голодный? построена избёнка. (волк) (гнездо)

Шёл долговяз, Изба белена,

в землю увяз. а маковка зелена. (дождь)                 (берёза)

Ползун ползёт, За белыми берёзами

иголки везёт. Бездонная яма. (ёж)                       (рот и зубы)

Сидит дед на грядке, У арбуза много груза,

весь в заплатках. груз арбузу не обуза.

Кто взглянет, А внутри весь-весь арбуз

тот заплачет. полон чёрных мокрых бус. (лук) (семечки арбуза)

Маленькие зверьки, Ползёт наоборот,

серенькие шубки, задом наперёд,

длинные хвосты, всё под водой

чёрненькие глазки. хватает клешнёй. (мыши) (рак)

Круглый, зрелый, загорелый Золотой и молодой

попадался на зубок. за неделю стал седой,

Попадался на зубок, а денёчка через два

расколоться всё не мог. облысела голова. (орех) (одуванчик)

Теремок ползёт.             Зимой и летом

На себе его везёт хозяюшка богатая, рогатая. одним цветом. (улитка)   (ёлка)

Что за звёздочка такая Растёт она вниз головою,

на пальто и на платке, не летом растёт, а зимою.

вся сквозная, вырезная, Но солнце её припечёт -

а сожмёшь - вода в руке? заплачет она и умрёт. (снежинка) (сосулька)

Стихи: Грозные грозы Старик-грибник

Всем цветам грозятся грозы: Раз бродил грибник с корзинкой,

«Вас погубим мы с морозом». заблудился в трёх осинках.

И трясутся в страхе розы, И тропинку потерял,

Хризантемы и мимозы. и внучка на помощь звал. Зайка Грустная зима

Скачет зайка по опушке Весной капельный звон

Возле заячьей избушки. прогонит зиму вон.

Ищет он грибы-волнушки, Уйдёт она, грустя,

Чтоб засаливать в кадушке. вернётся год спустя. Зайки на лужайке Стрекоза

На зеленой, на лужайке На берёзе стрекоза -

целый день играют зайки. изумрудные глаза.

Зайка зайку догоняй-ка, Тельце - словно бирюза,

зайка зайку запятнай-ка! крылья - светлая слеза.

Зайки с мячиками скачут «Стрекоза, а стрекоза!

и за спинки мячик прячут. Ты с берёзы-то слезай.

Сколько зайцев, посчитай А не то придёт гроза,

и, как зайцы, поиграй. забодает, как коза». Зебра и змея

Зебра ногу занозила:

на змею как наступила,

а змея-то рассердилась,

по земле-то зазмеилась. Лиза Зоопарк

Лиза свитер довязала В зоопарке жил бизон,

И, надев его, сказала: зайцы, змеи, зубр и слон.

«Я вывязывала розы, Козы, резвые, как кони,

чтоб не злились вы, морозы. ели травку на газоне.

Раз морозы - дети зим, В клетке жили два дрозда

Мы их розами сразим!» и фазаны без гнезда.

ЗВУК «Ц».

Шутки - чистоговорки:

Ца - ца - ца - белая овца, Ац - ац - ац - вот какой матрац,

Цо - цо - цо - румяное лицо, Ец - ец - ец - зелёный огурец,

Цу - цу - цу - платье мне к лицу, Иц - иц - иц - мы покормим птиц,

Це - це - це - улыбка на лице, Ица - ица - ица - славная царица,

Цы - цы - цы - смелые пловцы, Ицу - ицу - ицу - видели птицу?

Чистоговорки, скороговорки:

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Ученица-озорница получила единицу.

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Лисица-сестрица сочинять мастерица.

В роще - скворцы, в парнике - огурцы.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Бегают две курицы прямо на улице.

В цветнике цветут цветы.

Летит скворец: зиме конец.

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Цыплёнок цапли цепко цепляется за цепь.

Инцидент с интендантом,

прецедент с претендентом.

Цветок к земле прицепился корнями,

цыплёнок клювиком - к курице-маме.

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать.

Пословицы, поговорки:

Цыплят по осени считают. Конец - делу венец.

Сидит как курица на яйцах.  Молодец к молодцу.

Мудрецу и счастье к лицу. Куда стадо, туда и овца.

Целого хлеба в рот не положишь. Яйца курицу не учат.

Стара мельница, а не бездельница.

Всякому молодцу Добыча ловца не ждёт,

ремесло к лицу. а ловец её поджидает.

Молодец - против овец, Краса до венца,

а против молодца - сам овца. а ум до конца.

Смелый боец и в ученье, И в моё оконце

и в бою молодец. засветит солнце.

Ни шнец, Курица в гнезде,

ни жнец, яйца неизвестно где,

ни в дуду игрец. а ты уже цыплятами торгуешь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.428 с.)