Параллели в украинском и белорусском языках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параллели в украинском и белорусском языках



В украинских и белорусских народных говорах тоже есть как акающие, так и окающие варианты. Тем не менее всё-таки большинство говоров украинского языка – окающие, а почти все белорусские – акающие. Исключений мало. В русском же языке нет преобладания того или другого произношения.

Происхождение

Происхождение окающих и акающих говоров русского языка и их относительный возраст продолжают оставаться предметом дискуссий лингвистов. Согласно самой распространённой точке зрения, окающее произношение было исходным, оно пришло из праславянских языков и предшествовало аканью. Последнее возникло только в XIV веке в связи с утратой безударных гласных, обозначавшихся в древнерусском письме буквой «ъ». С этого времени мы встречаем в письменных памятниках немало примеров написания «а» там, где прежде писались «ъ» и даже «о». Однако в XV-XVI веках отмечается обратная тенденция: стали часто писать «о» вместо «а». По мнению некоторых филологов, это были попытки тогдашних грамотеев исправить казавшееся им неправильным произношение. Хотя чисто логически в таком случае можно было бы считать и наоборот: что написание «а» возникло как реакция на кажущееся неправильным употребление в устной речи «о».

Блестящий знаток древнерусских летописей академик А.А. Шахматов полагал, что аканье возникло ещё в части диалектов праславянского языка и предшествовало появлению оканья. В русский язык аканье пришло через наречие племени вятичей, обитавшего в верховьях Оки.

Есть мнение в пользу того, что акающее произношение имеет с своей основе иранский и балтский субстрат, ассимилированный славянами, а окающее – ассимилированный финский субстрат. Однако это не объясняет широкого распространения оканья среди украинцев при наличии у них фрикативного «г», как и у южных великорусов (такое «г» с придыханием, согласно В.И. Абаеву, есть наследие речи иранцев).

Тем не менее субстратная гипотеза происхождения различий между аканьем и оканьем частично подтверждается современными генетическими исследованиями, согласно которым южные русские более близки украинцам, русские средней полосы (особенно на Псковщине) – белорусам и полякам, а северные русские – народам финской группы.

Но пока период разделения русского народа на две крупнейшие диалектные группы, отличающиеся произношением безударной гласной «о», точно не определен.                                                   https://zen.yandex.ru/cyrillitsa.ru

Диалект из советских в ремен
В советские времена возник особый социальный диалект группы возраста 12-22 лет. Так, с помощью лексических особенностей речи молодежь противопоставляла себя не только старшему поколению, но и официальной системе.
Для молодежной субкультуры сленг часто является способом самовыражения. Вспомните, как вы в подростковом возрасте употребляли разные «словечки», которые часто не имели ничего общего с нормальной речью. Большинство молодых людей пользуются такими словами регулярно, даже не задумываясь, кем и когда они были придуманы.

Итак, словарь сленга 1960-х годов:

Котлы – наручные часы
Хилять – неспешно прогуливаться
Шузы на каше – обувь на толстой подошве из белого синтетического каучука
Бродвей – главная (центральная) улица любого города. Например, в Питере Бродвеем называли Невский проспект, а в Москве – улицу Горького (Пешков-стрит)
Мани, манюшки – деньги
Шнурки в стакане – выражение означавшее, что родители дома
Баруха – девушка, придерживающаяся широких взглядов относительно общения с                                                                                                               парнями
Совпаршив – искажённое сокращение «совпoшив», то есть вещи, произведенные в СССР
Чуча – песня из кинофильма «Серенады солнечной долины», который стал культовым для стиляг Советского Союза
Музыка на костях – метод записи самопальных музыкальных пластинок на рентгенов-ских снимках
Стилять – танцевать
Бараться – заниматься сексом

Пример: «Вчера хиляли мы по Бродвею, один мой кореш обещал шузы на каше и еще про котлы щтaтские гнал, но не свезло – фраерок кинул, совпаршив принес какой-то рижский. Были манюшки, решили в «Аист» пойти, так там жлобье подняло визг из-за моей баpухи. На хату ко мне никак не могли: шнурки в стакане. Пошли к ней. Чучу на костях послушали, постиляли, пожамкались, настрою бараться не было – так и повырубались».

Словарь 1970-х:

Полис — милиция
Герла — девушка
Хаеp — длинные волосы
Попилить хаеp — подстричь. В те годы это часто делали в милиции при задержании
Хайpатник — лента, поддерживающая волосы на лбу
Фейc —внешний вид, лицо
Пpикид — одежда
Стpематься — бояться, пугаться
Фaкмен —неприятный тип, неудачник
Стебаться — смеяться над кем-то, издеваться
Скипнуть — уйти, сбежать
Дpинчить до кpейзы — напиваться до беспамятства

Пример: Мне недавно полис хаер попилил наголо, я так долго за цивильного пpoканывал. Предки мой фейс еще как одобряли, еще бы пpикид совкoвый завел, они бы вообще глюки от кaйфа словили. Такие приколы меня стремали, я без хайpатника себя фaкменом чувствовал. Тогда герла моя сперва стебалась надо мной, потом вообще скипнула. Несколько недель я убитый ходил, только и делал что сидел как обдолбанный, напостой дpинчил до крeйзы, ничего не цепляло.”

Словарь 1980-х:

Обломаться — потерять к чему-либо интерес, пасть духом, остаться ни с чем, «перегореть»
Сeйшн — концерт
Утюг — фаpцовщик (скупщик или спекулянт), скупающий у иностранцев вещи и валюту
Аскать — просить деньги на улице у прохожих. Популярным персонажем такого метода получения денег был Янис Абаскайтис —мифологический литовец, якобы потерявший билет в Ригу и нуждающийся в средствах, чтобы вернуться домой
Береза — так именовали работников добровольной дружины, которые помогали милиционерам проводить воспитательные санкции по отношению неформальной молодежи
Сестра, систеp — системная девушка
Любеpа — жители Люберец, которые носили клетчатые штаны, сшитые из занавесок, и короткие стрижки, считали своим долгом приезжать в столицу и бить всех обладателей длинных волос. Эти агрессивно настроенные молодые люди любили в свободное время качаться на самодельных тренажерах.
Вписать — пустить переночевать к себе домой хороших людей
Мочалка — девушка, которую «красоткой» никак не назовешь
Система — общее название всех неформалов
“Турист” — популярная среди системщиков недорогая кофейня, находившаяся у Бульварного кольца, распространенное место их встречи
Гоголя — Гоголевский бульвар
М2 — федеральная трасса Москва-Симферополь            https://vk.com/interesnaya_rossiya

ДИБЛИК,  ДЫБЛИК   Славянский Прометей                                                  (61)

ДИВ — а; м. Нар. поэт. Сказочное существо невиданно чудного или страшного      вида. * * * ДИВ ДИВ, в восточнославянской мифологии один из духов дикой природы … Энциклопедический словарь

ДИВ — 1 іменник чоловічого роду, істота у міфології див 2 іменник чоловічого роду диво рідко …                                                                                                  Орфографічний словник української мови

ДИВ - Джугашвили Иосиф Виссарионович истор., СССР … Словарь сокращений и аббревиатур

ДИВ — в восточнославянской мифологии один из духов дикой природы … Большой Энциклопедический словарь

ДИВ — м. Сказочное существо; чудище, чудовище (в восточной мифологии). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ДИВ — (перс, div гений, санскр. div небо, лат. divinus божественный). 1) злой дух. 2) пугач филин, сова, ночн. ворон; зловещая птица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

ДИВ - Див является демоническим персонажем в мифологии славян. Упоминается в древнеславянской литературе - «Слове о полку Игореве». Изначально Див изображается сидящим на макушке дереве, но потом он спускается вниз. В этом действии можно распознать изначальную дикую натуру, которая символизирует чудо. Никто точно не может сказать, как выглядит оно, у разных людей, разное представление о нем. Все сходятся лишь в одном - это вихрь человек, который сверкает точно молния, он может внезапно появиться на пути у войска, которое идет на бой и пророчествовать, и предрекать победу войску, то полный крах. Ему была ведома судьба, тех, кто обречен, и он спешил предупредить их об опасности. Но, как известно, судьбу еще не кому не удавалось обмануть, и он оставался неуслышанным.
В разгар боя Див веял своими крыльями над теми, кто был обречен и его клики казались погребальным плачем, прощанием с жизнью. Считалось, что если, человек услышит голос Дива, он может и не вспомнить, что собирался сделать, а то и вовсе потерять рассудок. Такие персонажи известны у западных славян, у сербов, поляков, чехов и болгар. Он налетал как вихрь, принося ужас, и воспринимался, как злой рок. Ходят поверья, что Дивы поднимают ураганы, вырывающие деревья из земли, насылают дожди и грады, молнии и гром. В народном представлении они являются верхом на диких животных, испуская пламя и дым и громоподобные вопли, при этом могут оглушить или ослепить. Могут предстать в виде великана, покрытого шерстью, с острыми когтями и уродливым лицом. Он живет в диких и недоступных местах в недрах гор, озер, морей.
Существуют разновидности Дивов, которые разгоняют скот, подстерегают людей, убивая и поджаривая их на кострах. Этот сюжет как раз описывается в Мифе об Одиссее и Полифеме. Отголоски представлений о дивах - исполинах находят свое место в старинных рукописях - Чудо морское - морской царь. Так же имеются свиде-тельства о культуре Дива, подобного Святовите и Сварогу, выступающему, как отец богов и людей, создателем молний.                                                http://goo.gl/DkVCha

2.  ДИВ - дива, в восточнославянской мифологии персонаж. Упомянут в средневековых «Словах»-поучениях против язычества (в форме «дива») и дважды в «Слове о полку Игореве»: приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается вниз («уже връжеся дивъ на землю»). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muž, diva žena, польск. dzivožona; сербо-лужицк. dziwja žona, dŸiwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. Вилы ). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственны-ми славянскими обозначениями чуда, с другой стороны - со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: ср.укр. дивий - «дикий», старослав. «дивии», болг. «див», польск. dziwy, «дикий» при латыш. dieva zuosis, «дикий гусь» - первоначально в значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское šiu - «бог» в šiunaš huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и типологические кетские параллели - Esdδ Sel, «дикий олень», т. е. «олень бога Эся». Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый) превратилось в обозначе-ние отрицательного мифологического персонажа - дэва (см. Дэвы). В значении «бог» у иранцев выступило переосмысленное обозначение доли (др.-инд. bhaga): ср. слав. Бог; оба эти взаимосвязанных процесса объединяют славянские и иранские языки и мифологии. След древнего индоевропейского значения «бог ясного неба» (см. Индоевропейская мифология) можно видеть в мотиве падения Д. на землю, имеющем соответствия в древнеиранском (patat dyaoš, «сверзился с неба») и древнегреческом (διοπετής,«сверженный с неба»; ср. также хеттский миф о боге луны, упавшем с неба, и т. п.).
Лит.: Иванов В. В.. Топоров В. Н„ К проблеме достоверности поздних вторичных источников в связи с исследованиями в области мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. в, Тарту, 1973.      В. В. Иванов, В. Н. Топоров.             (Источник: «Мифы народов мира».)

3.

небо, отец богов и людей, правитель Вселенной и создатель молний (тождествен Святовиту и Сварогу). Старинные русские памятники говорят о поклонении богу Диву, и если в этом свидетельстве вероятнее видеть указание на светлое небесное божество, то все-таки не может быть сомнения, что уже в отдаленной древности со словом «дивы» связывалось понятие о драконах и великанах туч. «Слово о полку Игореве» упоминает о диве, восседающем на дереве, подобно Соловью-разбойнику и мифическим змеям. Со словом «диво» однозначительно чудо, встречаемое в старинных рукописях в значении исполина, гиганта; Морское чудо (Морской Царь), владыка дожденосных туч, точно также как Лесное чудо — леший, обитатель облачных лесов.                    (Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник.»)

Синонимы: ворон, дух, пугач, сова, филин

 

ДИВ - Одна из ипостасей Дыя. Отвращал людей от опасных дел. Упоминается в «Слове о полку Игореве»                                                                                                                                 (61)

ДИВА- (Дева, Дивия, Дина, Диана (лат.), Артемида (греч.), Medeine (лит.), Араньяни (инд.), Двана (чеш.), Vaitashura (скиф). Богиня охоты, зверей, заповедных лесов, покровительница девичьих охотничих общин. Дочь Перуна и Додолы, Жена Волха. Воплощение – луна.                                                                                                          (26.б)

ДИВА-ДОДОЛА – 1. эта та Богиня, которая дарует нам плодородие, проливая на землю дожди, орошая ее сверху – обильными летними ливнями, грозами и зарницами. В этом плане она – в одной связке со своим супругом – Богом-Громо-вержцем Перуном: он Молния, Огонь Небесный, а она отвечает за Хляби Небес-ные, разверзающиеся после удара Молнии. Родилась Додола от родителей, царя-щих в ночи – Бога Ночного Неба и Богатства Дыя и Луны-Дивии. Наши предки представляли, что из грудей-туч Дивы Додолы изливается на землю обильное мо-локо – дожди, орошающие землю, зарождающие в ней жизнь. Изображают ее тоже в окружении туч, из которых изливается влага, в красивом костюме замужней жен-щины, со строгим лицом и темными волосами.Общались с Додолой специальные жрицы-ведуньи, посвятившие себя служению только этой Богине. В своих краси-вых платьях – белых с золотом – они в случае засушливой погоды двигались в плавном танце дождя, вымаливая так нужную полям и лугам влагу у Дивы-Додо-лы. А та всегда помогает жрицам. Видели ее на небе, в окружении свиты красивых, пышногрудых облачных дев, за которыми бежит Перун со спутниками, настигая их молниями. А гром и молнии, которые мы видим сверху во время грозы – свиде-тельство их любовных союзов. Додола была не только богиней дождя, но и лета – времени года и лета жизни человеческой – молодых лет. Поэтому она покрови-тельствовала юным девам и всему тому, что их окружает – играм, гаданиям, чаяниям, посиделкам, тайнам и секретам. И первое, молодое лето – конец мая-июнь – это время Додолы.       http://northernfable.ru/shop/belaya_magiya/predskaza

2. (Перуница) — Небесная Богиня обильного Плодородия, которая управляет дождем, грозами и молниями; супруга и помощница Вышнего Бога Перуна                                                            https://vk.com/wall-136471669_7581.
                                                                                             
К Небесной Богине Диве-Додоле имели право обращаться с просьбами только женщины-Жрицы, служащие Ей. Поэтому, когда людям необходим был дождь для полива полей и лугов, представители разных Родов приносили в Капище Дивы-Додолы богатые Дары, чтобы Жрицы совершили древний Обряд вызывания дождя.

Во время совершения древнего Обряда обращения к Богине Жрицы одевали свои белые, с особым орнаментом платья и с золотистой бахромой внизу, и исполняли старинный ритуальный танец дождя, прося великую Богиню Диву-Додолу ниспослать благодатный дождь на поля и луга. И никогда в жизни не было ни одного случая, когда бы Богиня Дива-Додола отказала своим верным Жрицам.
https://vk.com/sutinfa

 

3.  (Перунница) – супруга Перуна, дочь Семаргла. Богиня  грозы и молнии, также отвечает за дождь и плодородие Земли.


ДИВЕЕВО -

ДИВИЙ - дикий                                                                                                                    (68.?)

ДИВЫ, дэ́вы (авест. daēuua, daāua, daēva) — сверхъестественные существа, встречающиесяв иранской, славянской, грузинской, армянской, тюркской (башкирской, татарской, азербайджанской и др.) мифологиях, в зороастризме — злые духи.

Мифологический образ дивов распространён в фольклоре народов Кавказа, Ура-ла (башк. Дейеү), Малой и Средней Азии[2], Западной Сибири и др. — злые духи, главным образом великан антропоморфного или зооморфноговида (например, в армянской мифологии). Большого роста, сильны, глупы, изображаются с небольшими рожками. В сказках описываются случаи похищения ими женщин с целью сожительства. Обычно считается, что дэвы живут в горных пещерах и ведут звероподобный образ жизни — хотя в некоторых сказках дэвы живут в домах, но-сят одежду, содержат скот и т.д. Иногда проявляют сходство с джиннами из араб-ской мифологии. В индийской мифологии дивы, напротив — боги или полубоги (санскр.देव — «сияющий», ср. латыш. Dievs — Бог), что во многом объясняется распадом индо-иранской общности.

Ниже их множество духов, или ангелов — язатов… Им всем противостоит такое же количество духов тьмы — дэвов…Такой резкий дуализм светлого и тёмного начал, составляющий основную мысль Авесты и всего маздаизма, представляет собой явление, для древних религий весьма необычное… Наиболее правдоподобно, даже бесспорно, то, что в дуализме Авесты отразились прежде всего антагонизм и вражда между оседлыми земледельческими племенами и кочевниками-скотоводами… Рознь эта и приняла форму борьбы между поклонниками агуров (иранцы) и почитателями дэвов (индийцы).

        С. А. Токарев

Дэвы (даэвы) в Авесте

Согласно Гатам, Заратуштра объявил дэвов (авест. daēva-) порождением «злого помысла». Дэвы пребывали в сомнении и, будучи соблазнёнными, избрали путь зла, насилия и разрушения.

В Младшей Авесте дэвы предстают как злые духи, порождения Ангра Маинью, олицетворяющие всевозможные пороки и стремящиеся навредить человеку и другим благим творениям. Видэвдад (Вендидад) — авест. vī.daēva- dāta- — «Закон против дэвов», одна из книг Авесты, содержит предписания, как вести борьбу с дэвами и устранять осквернение, причиняемое ими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.02 с.)