Ролевая и статусная концепции личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ролевая и статусная концепции личности



В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция, в понятийном аппарате которой ведущими выступают социальный статус (положение в социальной структуре) и связанные с ним требования или ролевые предписания. Роль - это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом (о статусе см. далее). Роль позволяет мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом; при этом мы анализируем подробности разворачивающейся ситуации и определяем для себя, кто что делает и где. Широко используется данное понятие в концепциях, отождествляющих жизненные ситуации с игрой и сводящие личность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятия "социальная роль" и "игра" отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации: например, с их помощью удается точнее описать факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, ролевая теория хорошо объясняет феномены отчуждения и конформизма.

Исполнение роли - фактическое поведение лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один и тот же статус может иметь некоторое число связанных с ними ролей, образуя ролевой набор. (Например, статус студента включает в себя роли ученика, сокурсника других студентов, болельщика, читателя и т.д.). Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности - действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы - требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сеть ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения

Различают 2 типа социальных ролей - конвенциональные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется в данной ситуации; вторые определяются взаимодействием людей друг с другом. Играние роли (по Шибутани) - это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека.

Конфликты и противоречия между людьми нередко являются результатом непонимания ими ролей друг друга.

В отечественной научной литературе второй половины XX в. теория социальной роли представлена рядом работ. Много внимания разработке концепции социальной роли уделял И.С. Кон. Указывая на широкое распространение и многозначность понятия роли, И.С. Кон выделяет: обыденное сознание, где "быть в роли" - значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; социальную психологию, которая использует это понятие для описания повторяющихся, стандартизированных форм и методов поведения; социологию, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию. И.С. Кон отмечает, что прежде, чем отреагировать на внешний стимул, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли; процесс формирования личности, по Кону, означает ее вживание в различные социальные роли.

Социальную роль личности в единстве с ее социальным положением наиболее полно и объемно выражает понятие "социальный статус личности". Оно удачно соединяет и функциональную, и оценочную стороны, показывает, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и как они оцениваются другими людьми, обществом. Обычно статус личности связывается с ее правами и даже с привилегиями. Но к правовой стороне социальный статус не сводится.

Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы.

Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом. Высокая самооценка, напротив, чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого есть смысл ввести понятие статусной самооценки как сущностной черты целостной личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального стиля, то черты еще незрелой личности ребенка больше проявляются как свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У ребенка влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего самоконтроля у детей в большей степени, чем у взрослых проявляется тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально-личностной тенденцией.

Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное "Я" человека, в то время как его идеальное "Я" определяет направление, в сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования. У ребенка самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц, однако личность еще слабо интегрирована, в связи с чем в переживаниях и поведении преобладают черты темперамента. Однако индивидуально-типологический стиль как врожденная черта характера уже отчетливо намечен. В формировании характера в качестве базовых свойств выступает врожденный темперамент, а в качестве интегрирующего фактора - стиль воспитания, идущий от окружающих взрослых: мать, отец, учителя.


Понятие субкультуры

Для того, чтобы осознать себя как личность, практически любой подросток претерпевает два противонаправленных процесса: демонстративно отрицает то, что соотносит с миром "взрослых", осознаваемым им как враждебный, ложный и даже опасный (в том числе и такие бесспорно необходимые для социализации и бесспорные в нравственном отношении понятия, как ответственность за свои поступки, созидательный труд, уважение к старшим и т.д.), и при этом не менее демонстративно выказывает свою принадлежность к "своей стае", "тусовке", той или иной субкультуре. Среди лозунгов, популярных у "неформально мыслящей" молодежи, равно в ходу и деструктивные, провозглашающие право индивидуума противопоставлять себя всему миру, и призывы к единению, типа "Мы вместе" (однако это единение распространяется только на "своих" - разделяющих такие же взгляды, слушающих такую же музыку и т.д.).

Субкультура (лат. "суб" - под, ниже) - особая культура, созданная замкнутыми группами населения, как правило, противопоставляющими себя "толпе", "серой массе", и вследствие этого характеризующаяся своеобразной "элитарностью" и содержащая набор особых кодов и символов, распространяющихся на многие аспекты жизни ее носителей - от особого языка до манеры одеваться.

К субкультуре примыкает понятие контркультура. Контркультура - это сфера активности тех, кто резко порывает с культурой, пытаясь создать нечто новое путем отрицания старого. К контркультуре относились и относятся различные авангардистские течения. В музыке можно выделить 2 типа протеста: художественно-эстетический и социально-политический. Первый связан с деятельностью новаторов, имеющих профессиональную подготовку в рамках традиционной культуры, но в чем-то "переросших" эти рамки; второй (т. н. соц-арт) - с отрицанием самого принципа профессионализма (см. напр. выше о панк-роке).

Основным "врагом" субкультуры является массовая культура, в том числе ее музыкальное проявление - поп-музыка. "Попса" (жаргонное название поп-музыки) в рок-среде является чуть ли не самым обидным словом (ср. сатирическую композицию Ю. Шевчука "Попса" и его же Интернет-акции против поп-звезд, альбом одной из рок-групп "Непопса" и даже песню автора-исполнителя Т. Шаова "Былина о попсе" с использованием элементов тяжелого рока и словами "То не выпь кричит в лесу, не медведь ревет, не рыдает кикимора поганая - то из чащи из густой, из гнилых болот приползла на Русь Попса окаянная"). Критика, предъявляемая деятелями рок-культуры к "попсе", вполне обоснованная (зомбирование слушателя пустыми текстами и примитивными мелодиями, агрессивная навязчивость звучания поп-композиций на различных радиостанциях, подчеркнутая установка на "коммерцию" и успешность на рынке сбыта и т.д.) - хотя иногда складывается впечатление, что рок-исполнители порой неоправданно суровы к "попсе" в отношении коммерциализованности последней, поскольку многие рок-исполнители сами перешли из андеграунда в мейнстрим и используют гонорары от выступлений и продажи аудиопродукции и атрибутики как источник постоянного дохода. Возможно, право критиковать поп-музыку за "продажность" имеют исключительно те рок-группы, которые сознательно не делают исполнительство источником средств к существованию, выступают в небольших клубах и исполняют экспериментальную музыку или музыку с остросатирическими социальными текстами.

В СССР молодежные субкультуры, содержащие в себе протест против официоза, навязываемой "сверху" системы ценностей, воспринимаемой многими (даже не входящими в эти субкультуры) как ложная и лицемерная, возникли в период т. н. "оттепели" (рубеж 1950х-60х гг.). Самой известной (в том числе скандально) была субкультура "стиляг", характеризующаяся броскими, яркими и нарочито карикатурными элементами в одежде (яркие галстуки, узкие брюки, особые прически и т.д.), увлечением "прогрессивной" западной музыкой (джаз, рок-н-ролл), подчеркнуто прозападными вкусами - что во многом было, конечно, игрой по определенным правилам, сознательным эпатажем и провокацией, что характеризует практически любую молодежную субкультуру.

Иногда ошибочно считается, что "стиляги" принадлежали к слою обеспеченной молодежи; на самом деле это движение затрагивало самые разные слои общества. Определенные элементы характеризующего стиляг дресс-кода могли содержаться и в одежде бедной учащейся и работающей молодежи - например, узкие брюки или самодельные толстые подошвы ботинок; точно так же различные по социальному и экономическому рангу слои молодежи - от детей состоятельных родителей до полунищих выходцев из деревни, после армии перебравшихся в город - могли увлекаться рок-н-роллом как танцевальным или музыкальным стилем.

Нельзя сказать, чтобы эта субкультура, характеризующиеся определенной элитарностью, долго сохраняла свою закрытость. Так, многие "стиляжские" песни стали впоследствии достоянием школьного фольклора: песни "Вот получим диплом…", "Шестнадцать тонн - опасный груз" и другие были известны школьникам еще на рубеже 1980х-90х гг. При этом в мелодике сохранялся их джазовый характер (так, достаточно трудная для исполнения мелодия песни Sixteen Tones, с ее большими интервальными скачками, характерными для спиричуэлса, сохранилась в школьном фольклоре практически без изменений). Хотя такой переход из одной среды в другую связан, возможно, с тем, что "стиляжский фольклор" переходил от родителей к детям в семье, а через детей из семьи в детские коллективы (детский сад, школа, пионерский лагерь, санаторий).

Многие отечественные субкультурные молодежные движения 1970х-2000х являются прямым заимствованием из одноименных западных субкультур (панки, хиппи, металлисты, готы, растаманы, рейверы, рэперы и т.д.). Во многом социальные слои, дающие людские ресурсы для этих движений, в России и на Западе в принципе совпадают: так, панки и рэперы - выходцы из бедных семей, чувствующие свою ущербность и обездоленность; хиппи - дети интеллектуалов, рэйверы - выходцы из богатых семей, могущие себе позволить посещение танцевальных вечеринок и т.д. Причем представители современной молодежной субкультуры могут наследовать принадлежность к этой субкультуре от родителей (так, хиппи вряд ли можно назвать молодежным движением, поскольку в него входят люди среднего и старшего возраста - причем даже в большем количестве, чем молодежь). Также субкультуры могут вырастать из других субкультур, приобретая независимость и постепенно все более теряя сходство с субкультурой-источником. Так, движение толкинистов (поклонников творчества Дж.Р. Толкина) во многом выросло из движения хиппи, дав, в свою очередь, начало движению "ролевиков" (любителей ролевых игр на литературные и исторические сюжеты), которое, в свою очередь, повлияло на приобретающее все больший размах и уже сейчас с "ролевым" движением имеющее мало общего движение реконструкторов, которое в настоящий момент становится все более, с одной стороны, "академическим", с другой - коммерческим, балансируя между прикладной исторической наукой и шоу-бизнесом. Такое же маргинальное положение занимает близкое к реконструкторскому движение любителей исторического и кельтского танца (в Петербурге представленное школой "Виланелла", клубами "Мирквуд", "Кейли-клуб", "Хампти-Дампти" и т.д.).

Каждой субкультуре, помимо дресс-кода и кодекса поведения, свойственно иметь в качестве организующей и направляющей силы какое-либо музыкальное направление. Наиболее "аморфным" в этом отношении оказывается движение "ролевиков", культовой музыкой для которых являются одновременно русский рок, а также фолк-рок и арт-рок, как западный классический (Deep Purple, Jethro Tull) и современный (Silly Wizard, In Extremo), так и музыка отечественных "клубных" команд (Mervent, Ad Libitum, Рада и Терновник, Сказы Леса и т.д.); обработки кельтской народной музыки; рок-аранжировки музыки Средневековья и Возрождения (Blackmore’s Night, Corona Borealis etc.) или эта же музыка в "аутентичном" исполнении с использованием старинных инструментов, некоторые образцы авторской песни (В. Высоцкого, М. Щербакова), а также особый вид авторской песни - т. н. "менестрельство". Так называется творчество бардов-ролевиков, сюжетами которого являются либо реминисценции тех книг или исторических событий, по которым проводится та или иная игра, либо реальные курьезные случаи, произошедшие с теми или иными деятелями этого движения на той или иной игре. Собственно музыкальная составляющая таких песен практически ничем не отличается от "традиционной" авторской песни: как правило (исключения достаточно редки), ограниченный набор аккордов и как следствие - ограниченный набор тональностей (ля минор, ми минор, до мажор), узкий диапазон и простые, но "красивые" и запоминающиеся мелодические ходы (следствие вокального непрофессионализма как исполнителей, так и целевой аудитории, также воспринимаемой как потенциальные исполнители), стандартные размеры (4/4, реже 6/8). В творчестве менестрелей широко применяются приемы пародии, перепева, музыкальных или текстовых цитат (многие "классические" тексты этого жанра - переделки народных песен, советских песен, песен из кинофильмов, даже рок-баллад). Практически творчество менестрелей - это переходное явление между собственно авторской песней, русским роком и фольклором, так как в текстах менестрелей совершенно отчетливо заметны свойственные фольклору формульность, наличие топосов (общих мест, составляющих необходимый элемент композиции) и т.д. Использование пародий и перепевов тоже роднит этот вид песенного творчества с фольклором, особенно фольклором 20 века. Достаточно вспомнить переделки "Катюши" военных лет или едкие полузапретные пародии на "Хороши весной в саду цветочки", "Крутится, вертится шар голубой" и т.д.; вторичность некоторых подобных песен уже не ощущается - как, например, практически никто не знает источник популяризованной "Митьками" военной песни "На поле танки грохотали" (вариант о летчиках - "Нас извлекут из-под обломков") - шахтерской песни конца 19 века о погибшем во время обвала "молодом коногоне". Наиболее же последовательной и цельнооформленной является субкультура так называемых гóтов (от gothic), регламентирующая как выбор музыки для прослушивания, так и одежду, макияж и даже общее состояние духа. Представители готов слушают немецкую и скандинавскую рок-музыку "готического" направления, которое близко к арт-року (повышенное внимание к вокальной технике, иногда - участие оперных певиц в качестве вокалисток (Nightwish), использование инструментов симфонического оркестра, а иногда и исключительно "классические" инструменты в составе группы (квартет виолончелей Apocalyptica), виртуозная техника игры), но отличается от него тем, что присущие многим направлениям рока депрессивность, мрачность, эстетизация зла и тьмы в текстах и музыке "готических" групп доводятся до крайности и почти до абсурда. Приверженность субкультуре готов выражается через простой и очень яркий дресс-код: использование в одежде предметов исключительно черного цвета (а также ношение в качестве верхней одежды длинных пальто и кожаных плащей), из аксессуаров - исключительно украшений под серебро, чаще всего подвесок в виде черепов, драконов, перевернутых распятий, кельтских крестов и т.д.; особая любовь к боди-арту (татуировки, пирсинг), что, возможно, реанимирует архаическое назначение татуировки и пирсинга - свидетельство прохождения инициации, признак готовности и умения переносить физическую боль; макияж, близкий к театральному гриму, используемый лицами обоего пола и подражающий облику "вампира" (бледное лицо, "запавшие" глаза, обведенные черным, кроваво-алые губы), а также окрашивание волос в черный цвет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.01 с.)