Перспективы развития системы сельскохозяйственного страхования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития системы сельскохозяйственного страхования



 

Одним из основных направлений решения задачи по повышению эффективности использования бюджетных средств на страхование является развитие сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.

В рамках модернизации системы сельскохозяйственного страхования принят Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", существенно изменяющий систему сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

Однако доля застрахованных с государственной поддержкой посевных (посадочных) площадей в общем объеме посевных (посадочных) площадей остается невысокой и по итогам ярового сева 2013 года составила 20 процентов (по состоянию на 1 октября 2013 г. без учета площади посевных (посадочных) площадей субъектов Российской Федерации, в которых государственная поддержка сельскохозяйственного страхования не осуществляется).

С января по июнь 2013 г. заключено 121519 договоров сельскохозяйственного страхования, из них с государственной поддержкой - 3575 договоров. Страховые премии по сельскохозяйственному страхованию за этот период составили 7041 млн. рублей, из них по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой - 5810 млн. рублей, страховые выплаты по договорам сельскохозяйственного страхования - 2642 млн. рублей, из них по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой - 1709 млн. рублей.

Невысокий интерес сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой обусловлен рядом причин, основными из которых являются:

· отсутствие у сельскохозяйственных товаропроизводителей средств на уплату страховой премии (взноса) по договорам сельскохозяйственного

страхования;

· низкая правовая грамотность сельскохозяйственных товаропроизводителей;

·   возможность получения сельскохозяйственными товаропроизводителями государственной поддержки в виде дотаций при наступлении чрезвычайных ситуаций наряду с действующей системой страхования, что снижает эффективность последней;

·   недостаточность проводимых со стороны страхового сообщества мероприятий, направленных на популяризацию сельскохозяйственного страхования и повышение интереса сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования;

·   длительные сроки доведения средств государственной поддержки до конечных получателей.

Дальнейшее совершенствование системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, должно базироваться на следующих принципах:

Ø добровольность участия сельскохозяйственных товаропроизводителей, страховых организаций и обществ взаимного страхования в указанной системе;

Ø доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой на равных условиях;

Ø вариативность условий сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой с учетом региональной специфики сельскохозяйственных товаропроизводителей, климатических зон, состояния почв, агротехники и рискованности деятельности;

Ø оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при возникновении чрезвычайных ситуаций с учетом условий заключенного договора сельскохозяйственного страхования;

Ø повышение эффективности института независимой экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба, подлежащего возмещению по договору сельскохозяйственного страхования;

Ø применением процедур третейского суда, медиации и (или) страхового омбудсмена в целях досудебного разрешения споров, возникающих в ходе исполнения договоров сельскохозяйственного страхования;

Ø формирование единых подходов и стандартов осуществления сельскохозяйственного страхования.

Вместе с тем необходимо учитывать, что сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств путем снижения финансового бремени государства в части возмещения затрат в случае возникновения катастрофических для сельскохозяйственного производства последствий природных явлений и предоставляет минимальный уровень страховой защиты (ограниченные перечни сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и рисков, на случай наступления которых осуществляется страхование, неполная страховая сумма и возможность применения франшизы), который может восполняться за счет дополнения его условиями добровольного страхования. Добровольное сельскохозяйственное страхование должно осуществляться на более гибких условиях, позволяющих сельскохозяйственным товаропроизводителям выбирать страховой продукт, наиболее полно удовлетворяющий их потребности в страховой защите и стимулирующий сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования в качестве одного из способов защиты своих имущественных интересов. Добровольное страхование должно постепенно замещать сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, и снижать долю участия государства в системе сельскохозяйственного страхования.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день важное значение имеет перспектива развития не только имущественного, но и страхования в целом в Российской Федерации. Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель (собственник) в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых, источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования жилищного строительства, а также приватизация государственного жилого фонда. В-третьих, важным источником развития страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения.

Необходимо формирование надежного, эффективного механизма страховой защиты - это не проблема только расширения деятельности страховых организаций. Это задача современного общества в целом, один из непременных факторов рыночной экономики, какую бы ориентацию она ни выбирала. Социальная направленность экономики предъявляет требования к определенной структуре форм и видов страхования.

При страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам.

Государственная поддержка страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей возлагается на государственных агентов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития сельскохозяйственного страхования на долгосрочный период. В Концепции сформулированы цели, задачи, направления и способы создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов российских производителей сельскохозяйственной продукции всех форм собственности на всей территории Российской Федерации, а также национальных интересов Российской Федерации, связанных с производством продукции сельскохозяйственного назначения и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Основным результатом реализации Концепции будет являться рост застрахованных посевных площадей и поэтапное увеличение охвата сельхозтоваропроизводителей сельхозстрахованием с государственной поддержкой.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года, www.mcx.ru/documents/file_document/show, 20.07.2010г

. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992г. №4015-1 (ред. от 23.07.2013) «Об организации страхового дела в российской федерации.

. Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года

. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ (ред. от 02.07.2013)"О развитии сельского хозяйства"

. Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

. Чернова Г.В. -Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования.-Изд.: Питер, 2011.-240с.

. Финансовая газета. Региональный выпуск №24 от 10.06.10. - URL:http://www.fingazeta.ru/index.php?m=anonses/10/rv/rv24_10.html, дата обращения 20.07.2010г.

. «Применение обязательной формы страхования в сельском хозяйстве» Соколова И. А. заведующий кафедрой финансов и кредита Красноярского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук. Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2012

. Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования. - М.: Проспект, 2011. - С. 4.

. Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учеб. пособие - М.: Юристъ, 2013. - 217 с.

. Страховое дело: Учебник / Рейтман Л.И., Коломин Е.В., Плешков А.П. и др.; Под ред. Рейтмана Л.И. - М.: Банк. и биржевой науч. -кон-сульт. центр, 2012. - 524 с.

. Страховое дело. Курс лекций / Сост.: М.И.Басаков - М.: ПРИОР, 2011. - 124 с. - (В помощь студенту).

. Попов А.А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения. -- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011.

. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист, № 6, 2012.

. Сельхозстрахование. Как минимизировать потери. http://pole-news.ru/ 26.08.2013

. В сельхозстрахование придут новые госсубсидии. Денис Вакула «Город N» №11 (970). 27.03.2012.

. Применение обязательной формы страхования в сельском хозяйстве» Соколова И. А. заведующий кафедрой финансов и кредита Красноярского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук. Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2011

. Общие статистические данные по страхованию урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой [Электронный ресурс] / - Режим доступа: w.fagps.ru/fagps_stat.htm">http://www.fagps.ru/fagps_stat.htm



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.009 с.)