РАЗДЕЛ I М атериалы для аудиторной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ I М атериалы для аудиторной работы



Учебное пособие

Рабочая тетрадь

Тема «Сестринский процесс при туберкулезе органов

дыхания у взрослых»

 

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел 9 Сестринский уход во фтизиатрии

 

для специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

 

                                   г. Новокуйбышевск 2019 год

 

  ОДОБРЕНА Цикловой методической комиссией профессиональных модулей №1 Протокол №_______________ «_____»___________________2019 г. Председатель ЦМК ________________(Л.А.Ярош)   УТВЕРЖДЕНА Зав. отделом по учебной работе ГБПОУ «СМК им Н. Ляпиной» Филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж»   _______________ И.П.Резаева «_____»_______________2019 г.
   

 

Организация – разработчик: ГБПОУ «СМК им Н. Ляпиной» Филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж»

 

Разработчик:

Журавлёв О.А. – преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

Эксперты:

Техническая экспертиза: Петрова Н.А. – методист Филиала «Новокуйбышевский медицинский колледж»

 

Содержательная экспертиза: Ярош Л.А. – преподаватель высшей квалификационной категории

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
Рекомендуемый порядок работы с пособием................................................ 6
РАЗДЕЛ I Материалы для аудиторной работы на семинарско-практическом занятии.. 7
1.Работа с заданиями для контроля исходного уровня знаний 7
1.1.Работа с вопросами для контроля исходного уровня знаний....................................... 7
1.2.Работа с медицинскими терминами……………………………………................... 8
1.3 Работа с тестовыми заданиями……………….............................................................. 9
1.4. Работа с кроссвордами................................................................................................. 16
1.5 Работа с визуальными заданиями …………………………………………………... 18
2.Работа с заданиями для промежуточного контроля знаний.......................................... 22
2.1.Решение клинических задач по оказанию сестринской помощи пациентам с туберкулёзом лёгких.............................................................................................................. 22
3.Работа с заданиями для итогового контроля знаний…………………………................ 23
4.Эталоны ответов к заданиям 4.1. Эталоны ответов к заданиям для контроля исходного уровня знаний …………….   24
4.1.1 Эталоны ответов на вопросы задания 1.1.1............................................................... 23
4.1.2 Эталоны ответов к заданию 1.2.1………………………......................................... 25
4.1.3 Эталоны ответов к тестовым заданиям 1.3.1............................................................. 27
4.1.4 Эталон решения заданий кроссворда. Задание 1.4.1, 1.4.2…………. 28
4.1.5. Эталоны ответов к визуальным заданиям 1.5.1…………………………………. 29
4.2. Эталоны решения клинических задач по оказанию сестринской помощи пациентам с туберкулёзом лёгких…………………………………………………………. 31
4.2.1.Эталон ответа к задаче 2.1……………………………………………………. 31
4.2.2.Эталон ответа к задаче 2.2……………………………………………………. 32
4.2.3.Эталон ответа к задаче 2.3……………………………………..…………………. 33
РАЗДЕЛ II Материалы для чтения при подготовке к семинарско-практическому занятию……………………………………………………………………………………. 34
5.1. Лекция: Сестринский уход за больными при туберкулезе легких…….……….. 34
5.2.Работа с гиперссылками на источники информации в сети Интернет для  виртуального варианта рабочей тетради………………………………………………….. 54
Используемая литература и источники…………………………………………………… 55

Введение

 

Учебное пособие «Рабочая тетрадь» предназначено для организации самостоятельной работы студентов на практическом занятии при изучении темы  «Сестринский процесс при туберкулезе органов дыхания у взрослых» ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздела Сестринский уход во фтизиатрии и составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО.  На изучение данной темы в рабочей программе выделено 6 часов на практическое занятие и 3 часа на самостоятельную подготовку. Целью практического освоения студентами данной темы является приобретение навыков составления и реализации плана сестринского ухода за пациентами при туберкулезе органов дыхания у взрослых.

Учебные задачи:

1. Формирование у студентов правильного и осознанного подхода к осуществлению медицинской помощи пациентам фтизиатрического профиля при выполнении лечебно-диагностических мероприятий.

2. Овладение обучающимися своей будущей профессии, как способа помочь взрослым пациентам с легочной формой туберкулёза и их семьям жить максимально полноценной жизнью.

3. Овладение обучающимися умения проводить обследование пациентов с туберкулёзом лёгких, выбирать тактику ухода, оказывать доврачебную помощь в неотложных состояниях и осуществлять реабилитационные мероприятия.

Воспитательная задача:

Воспитание у студентов гуманного, милосердного отношения к пациенту, уважения его личности, способности учитывать его индивидуальные потребности.

В холе  изучения темы:

«Сестринский уход при туберкулёзе органов дыхания у взрослых» у студентов должны формироваться следующие профессиональные компетенции (ПК):

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде.

ПК 2.2. Осуществлять     лечебно-диагностические  вмешательства, в тесном взаимодействии с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

В учебно-методическом пособии представлен теоретический материал и различные формы заданий: вопросы для самоподготовки и для самоконтроля, ситуационные задачи, таблицы, графические структуры, тесты, кроссворды.

Основная цель учебного пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а так же оптимизировать проведение занятий по ПМ02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». МДК02.01.

Современные требования к дидактическому обеспечению занятий включают в себя конвертируемость печатных форм учебных пособий, созданных в редакторе  Microsoft Word, в электронные формы.

Это требование обосновывается Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы". Согласно пункту 3 Постановления Правительства Министерство образования и науки Российской Федерации ориентируется на появление в ближайшие годы нейронета (массового BBI и протокола HTTP-2), возможности которого позволят осуществлять обучение, общение, творчество и управление в нейросети, создание новой педагогики (и семейства новых образовательных продуктов) для групп, связанных нейросетью.

    Это постановление ориентирует педагогов на осознание процесса ограничения печатной продукции, быстрый переход книгопечатной эры Иоганна Гутенберга в эру познания через электронные сети.

    Это обстоятельство учитывалось в ходе создания пособия. Рабочие тетради с такими качествами будут полезны при обучении на дому студентов, временно не имеющих возможности посещать занятия и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Возможна рассылка электронной формы пособий через электронную почту. Обучающиеся могут использовать пособие для подготовки к практическому занятию, ориентироваться в ходе будущего занятия, использовать гиперссылки на тексты внутри документа, в том числе,  как эталоны ответов на вопросы и задачи для обучения и контроля знаний, использовать гиперссылки на другие документы в сети Интернет,  экономить время для себя и преподавателя, оптимизировать учебный процесс.

     Пособие имеет раздел, содержащий теоретические материалы, помогающие студенту подготовиться к практическому занятию, проверить собственные знания в ходе самоподготовки.  

    Эталоны ответов в ходе практического занятия недоступны студентам, они доступны только в электронном варианте и могут использоваться во время самоподготовки в качестве обучающих средств.

    При оценке знаний используется рейтинг – оценки за все задания суммируются. Перевод в пятибалльную систему осуществляется общепринятыми методиками.

 

Рекомендуемый порядок работы с пособием

    Уважаемый студент, раздел «Содержание» в электронном варианте для удобства навигации по разделам и темам имеет гиперссылки. Кликнув по любой из строчек, Вы попадёте в искомое место документа.

Раздел «Аудиторная работа на практическом занятии» составляет основную часть Вашей деятельности и будет оцениваться по критериям, прописанным после каждого задания. Порядок выполнения заданий не имеет принципиального значения. Система оценки рейтинговая. В конце занятия рейтинг будет конвертироваться в оценку по пятибалльной системе для выставления отметки в журнал.

Если Вы пользуетесь виртуальной формой рабочей тетради, то Вам доступны эталоны к ответам на вопросы разнообразных заданий. Выполнив их, Вы сможете закрепить полученные знания и более эффективно подготовиться к практическому занятию. Проведите анализ своих ответов. Если в ходе выполнения заданий возникают затруднения, то можно воспользоваться лекционным материалом «Сестринский процесс при туберкулезе органов дыхания у взрослых».

    Пользуйтесь гиперссылками – они помогут расширить информационную базу и наглядность изучаемого материала.

В правом нижнем углу каждой страницы есть значок         Кликните по нему дважды при нажатой клавише Ctrl и Вы окажетесь снова на страничке «СОДЕРЖАНИЕ», из которой Вы снова сможете попасть на нужную страницу пособия.

    При оценке знаний используется рейтинг – оценки за все задания суммируются. Перевод в пятибалльную систему осуществляется общепринятыми методиками.

    В ходе аудиторного практического занятия эталоны ответов не будут доступны.

        


Работа с кроссвордами

Вид деятельности: решение заданий кроссворда.

Время на выполнение задания 15 минут

Задание 1.4.1.

Инструкция: о тветьте на вопросы кроссворда и вставьте полученные слова в клетки таблицы. Первая буква слова вносится в клетку с цифрой, обозначающей порядковый номер вопроса в кроссворде. Число букв в слове соответствует числу окрашенных клеток таблицы. Горизонтально вписываются слова в клетки, окрашенные в зеленый цвет. Вертикально - в желтый.

Время на выполнение задания 7 минут.

            9 10              
      1   8                  
                             
  2                 11        
          3                  
      4                      
5                            
                             
                             
                             
                             
        6                    
                             
    7                        
                             

По горизонтали:

1.Альтернативное название туберкулёза. 7 букв.

2.Образования полости грудной клетки, которые чаще вовлекаются в туберкулезный процесс, чем лёгочная ткань.9 букв.

3.Повторное  попадание МБТ в организм человека. 10 букв.

4.Наиболее благоприятный исход незначительных структурных изменений при мелкоочаговом туберкулёзе лёгких.12 букв.

5.Выявление заболевания. 11 букв.

6.Метод профилактики туберкулёза. 10 букв.

7.Наиболее часто применяемый метод лечения туберкулёза лёгких. 10 букв.


По вертикали:

8.Название класса химических веществ, наиболее часто применяемых для дезинфекции в очагах туберкулёза. 14 букв.

9.Ученый, впервые открывший и описавший микобактерию туберкулёза. 3 буквы.

10.Наука, изучающая туберкулёз. 10 букв.

11.Повторно назначенная вакцинация. 12 букв.

 

 

Кол-во баллов Критерии оценки работы с кроссвордом
5 баллов Правильно дан ответ на 10-11 вопросов кроссворда
4 балла Правильно дан ответ на 8-9 вопросов кроссворда
3 балла Правильно дан ответ на 6-7 вопросов кроссворда
2 балла Правильно дан ответ на 5 и менее вопросов кроссворда
0 баллов Нет правильных ответов на вопросы кроссворда

 

Задание 1.4.2.

Инструкция: ответьте на вопросы кроссворда и вставьте полученные слова в клетки таблицы. Первая буква слова вносится в клетку с цифрой, обозначающей порядковый номер вопроса в кроссворде. Число букв в слове соответствует числу, записанному в скобках.

Время на выполнение задания 8 минут.

                      5.        
                             
    2.         3.    4.           6.      
                             
  1.       1.                  
2.                            
      3.                      
        4.                    
                             
5.                            
    6.                        
7.                            
            8.                

 

По горизонтали:

1.Заболевание, вызванное микобактерией из группы Mycobacterium tuberculosis complex. (9)

2. Раздел клинической медицины, изучающий причины возникновения, закономерности распространения и механизмы развития туберкулеза. (10)

3.Возраст, в котором впервые используют кожную пробу Манту.(12)

4.Врач, специалист по туберкулёзу.(8)

5.Автор реакции, используемой для скрининга групп риска по туберкулёзу. (5)

6. Динамическое изменение отрицательного результата туберкулиновой пробы у детей на положительный с течением времени. (5)

7.Форма туберкулёза, которая характеризуется равномерной густой сыпью мелких туберкулёзных бугорков в лёгких, похожих на просяное зерно. (9)

8. Место пребывания источника (возбудителя инфекции — больного человека или носителя возбудителя) и прилегающая территория в пределах его способности передавать возбудитель окружающим. (4)

По вертикали:

1. Противотуберкулезное средство II ряда. (9)

2. Вещества, которые несут в себе признаки генетически чужеродной информации. (7)

3. Один из способов введения туберкулина.(11)

4. Ткань, ограничивающая каверны при соответствующей форме туберкулёза. (9)

5. Звук при постукивании по фаланге пальца, прижатого к исследуемому участку тела пациента.(11)

6. Наиболее частый источник заражения ребёнка. (7)



1.5.Работа с визуальными заданиями

Вид деятельности: заполнение таблиц по предложенной инструкции.

Время на выполнение задания 10 минут

Задание 1.5.1.

Инструкция: заполните таблицу, указав в правом столбце   название патологии, изображенной в левой ячейке той же строки таблицы.  

 

     
 
 
 
 
 
Кол-во баллов Критерии оценки работы с визуальными заданиями
5 баллов Правильно дан ответ на 6 заданий
4 балла Правильно дан ответ на 5 заданий
3 балла Правильно дан ответ на 4 задания
2 балла Правильно дан ответ на 3 задания и менее
0 баллов Нет правильных ответов на задания

2.Работа с заданиями для промежуточного контроля знаний

Задача 2.1

При флюорографическом осмотре у мужчины 35 лет слева в подключичной зоне было обнаружено инфильтративное неоднородное затемнение, с нечеткими контурами диаметром 3×4 см. с диагнозом инфильтративный туберкулез верхней доли левого легкого был направлен в стационар. При сестринском обследовании выяснилось, что пациент в последнее время стал замечать быструю утомляемость, слабость, потливость, особенно по ночам, небольшое покашливание, снижение аппетита. Пациент обеспокоен своим заболеванием, волнуется о здоровье жены и детей, боится лишиться работы.

Объективно: состояние удовлетворительное, имеет дефицит веса, температура 37, 20С, в легких слева в верхних отделах дыхание ослаблено, хрипов нет.

Назначено: рентгено-томографическое исследование легких; посев мокроты на МБТ с определением чувствительности к антибактериальным препаратам; общий анализ крови; постановка туберкулиновых проб; изониазид по 1 таб 3 раза в день внутрь; рифампицин по 1 кап 3 раза внутрь; стрептомицин в/м 1 раз в день; витамины В1 и В6 п/к; ингаляция.

Задания к задаче 2.1:

Задание 2.1.1 Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено.

Задание 2.1.2 Сформулируйте проблемы пациента.

Задание 2.1.3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

Задание 2.1.4. Выполните практическую манипуляцию.

 


Задача 2.2

Пациент Н., 26 лет, госпитализирован в стационар с диагнозом «Очаговый туберкулез легких».

Жалобы: общая слабость, снижение работоспособности, кашель с прожилками крови, повышение температуры до субфебрильных цифр в течении 2-3 недель, потливость по ночам. За месяц похудел на 7 кг. Курит с 15 лет, употребляет крепкие алкогольные напитки. Работает в колонии, общается с заключенными.

При осмотре: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, температура 37.50 С, ЧДД 22 в минуту, пульс – 90 в минуту, удовлетворительных качеств, АД – 100/70 мм.рт.ст.

Задания к задаче 2.2:

Задание 2.2.1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено.

Задание 2.2.2. Сформулируйте проблемы пациента.

Задание 2.2.3. Составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

Задание 2.2.4. Выполните практическую манипуляцию.

 

Задача 2.3.

Дежурную медсестру стационарного противотуберкулезного диспансера ночью вызвали в палату к пациенту Н., у которого фиброзно-кавернозный туберкулез легких. Жалобы на сильный кашель, при каждом кашлевом толчке выделяется алая, пенистая кровь. Отошло до 150 мл. Пациент испуган.

Общее состояние средней тяжести, бледноватый, PS - 92 в Г, АД -110/70 мм рт. ст.

Составить план оказания неотложной помощи пациенту.

Задания к задаче 2.3:

Задание 2.3.1. Определить неотложное состояние, обосновать ответ.

Задание 2.3.2. Составить алгоритм неотложной помощи с мотивацией каждого этапа.

Задание 2.3.3. Назвать отличительные признаки желудочного и лёгочного кровотечения.

Задание 2.3.4. Выполните практическую манипуляцию.

 

Задания для итогового контроля знаний

Вил деятельности: написание дипломной работы

Вы можете выбрать темы для курсовой работы и выпускной квалификационной работы из следующего списка:

1. Участие медицинской сестры противотуберкулезного диспансера в подготовке пациента к диагностическим исследованиям.

2. Участие медицинской сестры противотуберкулезного диспансера в социальной профилактике туберкулеза.

3.  Работа участковой медицинской сестры поликлинического отделения в очаге туберкулёза.

4. Оказание медицинской сестрой противотуберкулёзного диспансера медицинской помощи по профилактике неотложных состояний при туберкулезе органов дыхания.

 

4.Эталоны ответов к заданиям

4.1.1 Эталоны ответов на вопросы задания 1.1.1.

 

Вопрос Ответ
1.Назовите время удвоения микобактерии туберкулёза Время удвоения микобактерии туберкулёза 20-24 часа
2.Назовите время появления видимого роста колоний МБТ на поверхности твердой среды Время появления роста колоний МБТ на поверхности твердой среды – на 15-25 день
3.Назовите основной признак, по которому микобактерии были отнесены к тому или другому виду. Основным признаком, по которому микобактерии были отнесены к тому или другому виду, является различная патогенность их для разных видов животных и для человека.
4.Назовите виды патогенных микобактерий, различающихся по их патогенности для разных видов животных и для человека. Среди патогенных микобактерий различают четыре вида: M. tuberculosis – возбудитель туберкулёза человека, M. Avium - возбудитель туберкулёза птиц, M. Bovis – возбудитель туберкулёза рогатого скота, M. microti (OVS, или Oxford vole strain) – возбудитель туберкулёза полевых мышей.
5.Дайте характеристику основному видовому признаку микобактерий туберкулеза Основной видовой признак микобактерий туберкулеза – патогенность, т.е. способность жить и размножаться в тканях живого организма и вызывать специфические ответные реакции, приводящие к определенной нозологической форме патологии – туберкулезу.
6.Назовите путь, по которому МБГ наиболее часто проникают в организм Наиболее частый путь заражения туберкулезом – аэрогенный.
7.Назовите процент клинических проявлений первичного туберкулёза Клинически проявившийся туберкулез составляет 7-10% случаев от общего числа случаев первичного туберкулёза
8.Назовите фазу воспалительной реакции, в которую появляются специфические для туберкулеза элементы  Специфические для туберкулеза элементы появляются в пролиферативную фазу воспалительной реакции.
9. Назовите условия, при которых в лимфатических узлах развивается туберкулёзное воспаление с формированием очагов творожистского некроза При снижении резистентности организма и более массивной дозе инфицирования в лимфатических узлах развивается туберкулёзное воспаление с формированием очагов творожистского некроза.
10. Какие виды объединяет понятие «диссеминированный туберкулёз лёгких» с учетом путей проникновения микобактерий в лёгкие. Понятие «диссеминированный туберкулёз лёгких» с учетом путей проникновения микобактерий в лёгкие объединяет лимфогенные, гематогенные и бронхогенные виды.

 

Задание 1.4.1.

 

            к ф              
      ч а х о т к а          
          л х и              
  л и м ф о у з л ы р        
          р е и н ф е к ц и я
      р а с с а с ы в а н и е
д и а г н о с т и к а        
          д   р     к        
          е   и     ц        
          р   я     и        
          ж         н        
        в а к ц и н а ц и я  
          щ         ц        
    х и м и ч е с к и й      
          е         я        

 

 

 

 

 


Задание 1.4.2.

 

                      5. П      
                      Е      
    2. А       3. В 4. Ф       Р 6. Ч    
    Н       Н И       К Е    
  1. Э    Т     1.Т У Б Е Р К У Л Ё З
2.Ф Т И З И А Т Р И Я   Т О    
  И Г 3.П О Д Р О С Т К О В Ы Й
  О Е   4.Ф Т И З И А Т Р Е    
  Н Н       К Н       Н К    
5.М А Н Т У   О А       Ы      
  М 6.В И Р А Ж Я       Й      
7.М И Л И А Р Н Ы Й            
  Д         8. О Ч А Г          

4.1.5. Эталоны ответов к визуальным заданиям

1.5.1.

Задание 5 Заполните таблицу, указав в правом столбце название патологии, изображенной в левой ячейке таблицы той же строки.)

Милиарный туберкулёз лёгких. Тотальная милиарная диссеминация.
Очаговый туберкулёз лёгких
Инфильтративный туберкулез (круглый инфильтрат левого лёгкого под нижним краем ключицы)
Кавернозный туберкулёз лёгких
Цирротический туберкулёз лёгких
Фиброзно-кавернозный туберкулёз лёгких

 

 

Эталон ответа к задаче 2.1.

Задание 2.1.1 Нарушены потребности: работать, общаться, поддерживать температуру, дышать.

Задание 2.1.2 Проблемы пациента:

Настоящие – слабость, утомляемость, потливость, небольшой кашель, лихорадка, тревога об исходе болезни и здоровье близких.

Потенциальные – прогрессирование заболевания с развитием осложнений: кровохарканье, плеврит, дыхательная недостаточность.

Приоритетные – слабость.

Задание 2.1.3

Краткосрочная цель – уменьшение слабости через неделю.

Долгосрочная цель – исчезновение слабости через 3 месяца, демонстрация пациентом знаний факторов риска, ведущих к обострению заболевания.

План Мотивация
1. Обеспечение достаточного ночного и дневного сна. Для восстановления работоспособности, активации защитных сил.
2. Обеспечение достаточного питания с повышенным содержанием белка, витаминов, микроэлементов. Для повышения защитных сил организма, повышения уровня специфических антител, активизация репаративных процессов.
3. Обеспечение доступа свежего воздуха в помещение, проветривание Для улучшения аэрации легких, ликвидации гипоксии.
4. Прогулки и умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе. Для повышения аппетита, активации защитных сил организма.
5. Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений. Для улучшения микроциркуляции воздуха в легких.
6. Проведение беседы с пациентом о необходимости медикаментозного лечения, объяснение правил приема препаратов и их побочных эффектов. Для повышения эффективности лечения, что приводит к ликвидации слабости.
7. Контроль за своевременной сдачей мокроты, крови для исследования, динамической рентгенографии. Для контроля эффективности лечения.
8.Выполнение назначений врача. Для эффективности лечения.

Оценка: пациент почувствует улучшение самочувствия, повысится физическая выносливость. Цель достигнута.

 

РАЗДЕЛ II

Материалы для чтения при подготовке

Спонтанный пневмоторакс

Спонтанный пневмоторакс (СП) – это развивающееся без предвестников скопление воздуха в плевральной полости. Отмечается при различных заболеваниях легких: при туберкулезе – в 15–20% случаях, при хроническом обструктивном бронхите – в 6,2–7,1% случаях.

Ошибочный диагноз при спонтанном пневмотораксе ставится в 26– 47% случаях. При СП часты изменения на ЭКГ, в связи с этим диагностируются ИБС, стенокардия, тромбоэмболия легочной артерии, ошибочно ставится диагноз диафрагмальной грыжи, гигантской каверны, гигантской эхинококковой кисты и др.

Различают следующие признаки СП по характеру протекания инфекции:

• первичный (идиопатический), при котором патология в легких не определяется;

• вторичный – на фоне патологии легких;

• рецидивирующий – часто эндометриозкатамениальный. Редкое явление, совпадает с менструальным циклом. Патогенез не ясен, но есть основания рассматривать его как вариант клинического течения торакального (плеврального) эндометриоза (участки ткани в различных органах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.101 с.)