Глава 2. Задачи, методы и Организация исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Задачи, методы и Организация исследования



 

Задачи исследования

 

Анализ научно - методической литературы позволил сформулировать цель исследования.

Цель: сравнить уровень физической подготовленности юных гимнастов 4-6 лет с дошкольниками занимающимися по программе физической подготовки детского дошкольного учреждения.

Задачи исследования:

. Определить уровень физической подготовленности дошкольников.

. Оценить показатели физической подготовленности юных гимнастов и дошкольников занимающихся по программе физической подготовки детского дошкольного учреждения.

 

Методы исследования

 

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Изучения анализ научно-методической литературы;

Педагогические наблюдения;

Тестирование двигательных качеств;

Методы математической статистики.

Организация исследования

 

Анализ литературы. Для получения объективных сведений по анализируемым вопросам, уточнения методики исследования изучалась литература: о физических качествах юных спортсменов, возрастных особенностях детей 4-6 лет.

Педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения проводились на тренировках юных спортсменов, а так же в ДДУ. Наблюдения велись за детьми 4-6 летнего возраста.

Тестирования двигательных качеств. Важным организующим и направляющим фактором в процессе физической подготовки является контроль над развитием качеств. Одним из показателей, характеризующих уровень общей физической подготовленности гимнастов, является успешная сдача ими тестов ОФП.

В результате серии научных исследований разработан комплекс педагогических контрольных тестов. Он характеризует уровень развития основных физических качеств детей возраста 4-6 лет.

Исследование проводилось в течение года и состояло из двух этапов. На первом этапе было проведено тестирование физической подготовленности дошкольников до начала эксперимента.

На втором этапе - тестирование юных спортсменов и дошкольников занимающихся по программе ДДУ.

В результате эксперимента были определены различия в физической подготовленности юных спортсменов и дошкольников занимающихся по программе физической подготовки ДДУ.

Таким образом, в исследовании участвовали две группы дошкольников: экспериментальная группа - 10 юных гимнастов 4-6 лет, регулярно занимающихся гимнастикой, и контрольная группа - 10 детей, которые занимались по программе ДДУ.


Глава 3. Исследование влияния тренировочных занятий гимнастикой на уровень физической подготовленности юных гимнастов

 

Констатирующий эксперимент

 

В экспериментальной части работы были решены следующие задачи:

- Разработка особенностей программы и методики тренировки юных гимнастов, с целью развития их физической подготовленности.

Проверка эффективности применения средств гимнастики в тренировки юных спортсменов по сравнению с детьми, занимающимися по стандартной программе физического воспитания детского дошкольного учреждения.

В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что в результате систематических тренировочных занятий гимнастикой будет повышена эффективность физической подготовленности старших дошкольников.

В таблице 3.1 показаны средние значения показателей физической активности дошкольников в начале эксперимента. Таблица индивидуальных показателей физической подготовленности детей представлена в приложении 2.

 

Таблица 3.1 - Средние показатели физической подготовленности детей на констатирующем этапе эксперимента

Показатели физической подготовленности Экспериментальная группа Контрольная группа
 

Среднее значение для группы детей

Скорость бега на 30м со старта (сек) 8,08 8,03
Длина прыжка с места (см) 92,47 93,0
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) 225,25 225,9

Из таблицы 3.1 мы видим, что показатели физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп имеют минимальные различия. Таким образом, перед началом формирующего эксперимента, наши испытуемые находились в равных условиях.

 

Формирующий эксперимент

 

Тренировочные занятий юных гимнастов проводились в течение года, три раза в неделю.

Структура построения тренировочного занятия общепринятая, но, мы старались разнообразить методы его проведения. Увеличена интенсивность упражнений за счет изменения их дозировки, темпа выполнения движений и прилагаемых усилий (применяются, например, упражнения с набивными мячами, на преодоление сопротивления партнера в парных упражнениях и т. п.).

Широко применяются упражнения из разных исходных положений - стоя, сидя, лежа. Особенно любят дети гимнастику с предметами - обручами, мячами, флажками, гимнастическими палками.

В каждый комплекс входят ходьба, бег и поскоки, а также от 5 до 8 общеразвивающих упражнений. Дозировка отдельных упражнений увеличена до 14-16 повторений с коротким отдыхом. Но это такие упражнения, выполнение которых не вызывает у детей особого затруднения (например, сидя на полу, достать флажками носки вытянутых ног).

Тренировочные занятия основной гимнастикой проводятся в быстром темпе. Заканчиваются они прыжками и бегом. В конце даются упражнения, выполнение которых нормализует дыхание. При выполнении одних и тех же комплексов дети получают различную нагрузку в зависимости от степени подвижности. Поэтому нами систематически проводились наблюдения за физиологическим состоянием детей после выполнения комплексов гимнастики.

Эффективность тренировочных занятий во многом определяется их плотностью. Моторная плотность характеризует двигательную активность детей в течение тренировки. Многократность повторения тех или иных движений, упражнений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм юного гимнаста. Плотность занятия во многом зависит от его содержания.

Очень важно, чтобы упражнения, составляющие содержание тренировочные занятия, удачно сочетались по своей нагрузке, по длительности выполнения, по сложности, вызывали положительный эмоциональный тонус у детей. Неудачный подбор упражнений снижает плотность тренировки, степень усвоения спортсменами двигательных навыков. Например, упражнения в лазанье по гимнастической стенке и по бревну, требующие страховки тренера и выполняемые в замедленном темпе, нежелательно включать в одно тренировочное занятие, так как это снизит двигательную активность детей.

Практика показала, что наиболее удачно сочетаются упражнения, дополняющие друг друга во всех отношениях, например действия с мячами и подтягивание, лазанье или упражнения в равновесии и прыжки в высоту, метание в цель и прыжки в длину с места, упражнения на равновесие и бег и т. д. Использование различных способов организации детей на занятиях - фронтального, группового и индивидуального - позволяет сочетать обучение с высокой двигательной активностью. Выбор способа организации коллектива на тренировочном занятии зависит от цели занятия, его содержания, используемого оборудования, организационных умений тренера, степени освоения юными спортсменами навыка того или иного движения.

Активные движения, выполнение которых проходит быстро, мы чаще всего разучиваем поточно. Например, обучение прыжкам в высоту с разбега проходит из построения в одну колонну - дети прыгают друг за другом. Групповой способ организации детей удобен, если дается задание, выполнение которого требует относительно много времени, а количество пособий ограничено (например, подтягивание, лазанье на скамейках, по бревну, по гимнастической стенке, башенке).

Тренер обязательно руководит заданием, требующим страховки (упражнения на гимнастической лестнице, бревне и т. д.). Для самостоятельного выполнения мы предлагаем детям только знакомые упражнения, не требующие страховки, поддержки или помощи взрослого. Например, на занятии проводится обучение лазанью по гимнастической стенке переменным шагом с переходом на соседние звенья и спуском по наклонной доске, закрепление умения ходить по канату приставным шагом, перепрыгивать через мелкие предметы (рейки) на одной ноге.

Объяснив и показав задания, тренер делит детский коллектив на две группы. Первая выполняет задание у гимнастической стенки, дети второй группы проходят по канату, перепрыгивают через рейки, повторяя задание несколько раз. Затем группы меняются местами. Тренер постоянно находится у гимнастической стенки. При организации занятия групповым методом требуется хорошая дисциплина в коллективе, наличие навыков самостоятельности у детей, умелое распределение внимания тренера.

Опыт работы показал, что, несмотря на разнообразие упражнений, заданий двигательного характера, многие из них аналогичны по выполнению, и если тренировка проводится систематически, дети довольно быстро усваивают принципы выполнения упражнений, хорошо понимают словесные указания, правильно представляют, что от них требуется. Учитывая это, мы не всегда придерживаемся общепринятой схемы объяснения: показ тренера под музыку, выполнение упражнений детьми вместе с тренером, самостоятельное выполнение упражнений по словесному описанию. Часто предлагаем сокращенное объяснение, обращая внимание лишь на основные детали упражнений, широко используем условно-образное называние упражнений и т. п.

Так, например, предлагая детям простые общеразвивающие упражнения: потягивание, повороты, наклоны, иногда мы даем только показ без словесных объяснений. А иногда, наоборот, только словесно напоминаем, как правильно выполнить упражнение: наклониться вперед-вниз, не сгибая колени, достать мячом носки ног и выпрямиться. Аналогичные упражнения дети выполняли уже неоднократно и имеют достаточно хороший навык правильного их выполнения.

Полный комплекс упражнений представлен в приложении 3.

 

Контрольный эксперимент

 

После окончания формирующего эксперимента мы провели контрольную диагностику физической подготовленности всех дошкольников, в контрольной и экспериментальной группах. Результаты исследования представлены в приложении 4.

В таблице 3.2 показаны результаты физической подготовленности юных гимнастов из экспериментальной группы.

 

Таблица 3.2 - Средние показатели физической подготовленности юных гимнастов из экспериментальной группы

Показатели физической подготовленности в экспериментальной группе 1 этап 2 этап
 

Среднее значение для группы детей

Скорость бега на 30м со старта (сек) 7,45 8,08
Длина прыжка с места (см) 92,47 120,45
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) 225,25 331,50

 

В таблице 3.2 мы видим, что показатели физической подготовленности дошкольников, по сравнению с прошлогодними результатами, значительно улучшились. Так, средние результаты бега на 30 метров отличаются на 0,63 с., по прыжкам - на 27,98 см., по дальности броска набивного мяча - на 106,25 см. (таблица 3.3).

 

Таблица 3.3 - Разница показателей физической подготовленности юных гимнастов

Показатели физической подготовленности в экспериментальной группе Разница между результатами
Скорость бега на 30м со старта (сек) 0,63
Длина прыжка с места (см) 27,68
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) 106,25

 

Итак, улучшение физической подготовленности дошкольников из экспериментальной группы, после тренировочных занятий гимнастикой, очевидно.

Затем мы проанализировали результаты детей из контрольной группы, которые занимались в соответствии с общепринятой образовательно-воспитательной программой в ДОУ.

В таблице 3.4 приведено сравнение показателей физической подготовленности детей из контрольной группы в настоящее время и год назад.

В таблице 3.4 мы видим, что показатели физической подготовленности дошкольников из контрольной группы, по сравнению с прошлогодними результатами, улучшились. В таблице 3.5 показана разница результатов.

Далее мы сравнили разницу в динамике показателей физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп (таблица 3.6).


Таблица 3.4 - Средние показатели физической подготовленности детей из контрольной группы

Показатели физической подготовленности в экспериментальной группе 1 этап 2 этап
 

Среднее значение для группы детей

Скорость бега на 30м со старта (сек) 7,75 8,03
Длина прыжка с места (см) 93 98,45
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) 225,9 237,35

 

Таблица 3.5 - Разница показателей физической подготовленности дошкольников не занимающихся гимнастикой

Показатели физической подготовленности в контрольной группе Разница между результатами
Скорость бега на 30м со старта (сек) 0,28
Длина прыжка с места (см) 5,45
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) 11,45

 

Таблица 3.6 - Сравнение улучшения физической подготовленности дошкольников за год

Показатели физической подготовленности дошкольников Экспериментальная группа Контрольная группа
Скорость бега на 30м со старта (сек) 0,63 0,28
Длина прыжка с места (см) 60,69 5,45
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) 106,25 11,45

 

Как видно из таблицы 3.6, улучшение физической подготовленности, за прошедший год, наиболее выражено в группе юных спортсменов.

Перед началом формирующего эксперимента показатели физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп имели минимальные различия, что говорит о том, что наши испытуемые находились в равных условиях.

Формирующий эксперимент продолжался в течение года. После окончания формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика физической подготовленности всех дошкольников, которая выявила улучшение результатов в экспериментальной и контрольной группах детей, по сравнению с прошлым годом.

Мы сравнили разницу в динамике показателей физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп, и пришли к выводу, что в результате систематических занятий гимнастикой эффективность физической подготовленности старших дошкольников повышается.


Заключение

 

. В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

В первой главе нашего исследования мы теоретически обосновали проблемы развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности. Для этого мы охарактеризовали сущность развития физических качеств, двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста, физическое развитие и физическую подготовленность в системе физического воспитания.

Таким образом, рекомендованные программы по физическому воспитанию для дошкольного образовательного учреждения ориентируют тренера на учет индивидуальных особенностей дошкольников, связанных с их темпами биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной подготовленности. Однако конкретные методические подходы, указания и разработки в данном направлении практически отсутствуют. Поэтому для достижения поставленной цели нашего дипломного исследования необходимо перейти к практическому изучению данной проблемы. Одним из наиболее важных направлений деятельности тренера является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

2. Перед началом формирующего эксперимента показатели физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп имели минимальные различия, что говорит о том, что наши испытуемые находились в равных условиях.

Формирующий эксперимент продолжался в течение года. После окончания формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика физической подготовленности всех дошкольников, которая выявила улучшение результатов в экспериментальной и контрольной группах детей, по сравнению с прошлым годом.

Мы сравнили разницу в динамике показателей физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп, и пришли к выводу, что в результате систематических занятий гимнастикой эффективность физической подготовленности старших дошкольников повышается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.023 с.)