Кафедра дошкольной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра дошкольной педагогики



Кафедра дошкольной педагогики

 

 

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

«Психолого-педагогические основы работы в группах раннего возраста»

Направление подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль: Дошкольное образование

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и одобрена на заседании кафедры дошкольного и начального образования от ___________ года, протокол № __.

 

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

«Психолого-педагогические основы работы в группах раннего возраста»

Цель: Формирование у студентов основ педагогического мастерства, гуманистической направленности, профессиональных знаний, педагогической техники, педагогических способностей.

 Задачи:

1. Формировать представление о самоценности раннего детства, значимости освоения детьми предметной игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, речи, основных видов движений.

2. Формировать понимание необходимости глубокого изучения особенностей физического и психического развития ребенка для организации образовательного процесса в группах раннего возраста.

3. Дать представление об особенностях работы воспитателя и своеобразии материального оснащения в группах раннего возраста (оборудование, игрушки, мебель, методические пособия).

4. Рассмотреть важность и сложность адаптационного периода для ребенка раннего возраста.

5. Учить наблюдать за ребенком и анализировать его внешние проявления, как результат его внутреннего состояния и развития, учить делать выводы об индивидуальных особенностях ребенка и на этой основе строить педагогическое общение, воспитание и обучение.

6. Учить планировать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей раннего возраста.

7. Учить самостоятельно организовывать учебно-воспитательный процесс (проводить все режимные моменты) в группах раннего возраста.

8. Формировать педагогические умения воспитателя группы раннего возраста, развивать педагогические и творческие способности.

9. Воспитывать интерес и уважение к ребенку как к формирующейся целостной личности.

 

ПАМЯТКА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Практика проводится в группах раннего возраста. Студенты работают в качестве воспитателей и методистов.

За время прохождения практики каждый практикант должен:

  • составить подробную психолого-педагогическую характеристику на ребенка раннего возраста;
  • пронаблюдать за работой воспитателя в течение всей смены каждый день на первой неделе практики;
  • отработать все смены по составленному вами и утвержденному старшим воспитателем плану образовательной работы в полном объеме в качестве воспитателя (в течение 4 недель) в том числе отработать на положительную оценку две зачетные смены;
  • провести развлечение для детей на положительную оценку;
  • проанализировать работу другого студента-практиканта в качестве методиста (посменно в течение 4-х недель практики);
  • выполнить 6 заданий кафедры дошкольной педагогики.

Первая неделя педпрактики - ознакомительная, в течение которой практиканты знакомятся с ДОУ, группой, детьми, персоналом детского сада, наблюдают, режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность и составляют календарные планы на последующие недели работы в ДОУ.

По завершению педпрактики Вам необходимо предоставить следующую документацию:

1. Аттестацию-характеристику, которая включает в себя:

а) тему и оценку за развлечение (с подписью воспитателя или старшего воспитателя), проведенное с детьми раннего возраста;

б) оценки за 2 зачетные смены (с подписью воспитателя или старшего воспитателя), отработанные в полном объеме в качестве воспитателя;

в) характеристику работы студента-практиканта (заполняется воспитателем группы) с печатью УДО Администрации г.Глазова.

2. Конспект развлечения, заверенный воспитателем, старшим воспитателем или групповым руководителем.

3. Дневник (анализ работы воспитателя в ходе первой недели практики; самоанализ работы студента, работающего в качестве воспитателя (всех режимных моментов в каждую рабочую смену за 4 недели практики), анализ работы другого практиканта студентом, работающем в качестве методиста (всех режимных моментов за смену за 4 недели практики), анализ воспитателем каждого проведенного студентом-практикантом, работающего в качестве воспитателя, режимного момента за смену в течение 4 недель практики и особенно в каждую зачетную смену). В дневнике также нужно изложить результаты выполнения шести заданий кафедры дошкольной педагогики.

4. Дневник наблюдений за ребенком (описание и анализ фактов для составления психолого-педагогической характеристики на одного ребенка).

5. Подробная психолого-педагогическая характеристика на одного ребенка раннего возраста (на 2-3-х листах).

6. План образовательной работы на четыре недели.

7. Краткий отчет о педпрактике (на отдельном листе формата А4).

Всю документацию необходимо сдать в течение недели после окончания практики. За нарушение сроков сдачи документации без уважительной причины педпрактика может быть не зачтена или за нее снижается оценка.

 

В течение первой недели необходимо:

1. Познакомиться с коллективом детского учреждения, группой детей.

2. Наблюдать и анализировать работу воспитателя в группе, при этом оказывать ему помощь в работе.

3. Изучать индивидуальные особенности детей группы (особенности состояния здоровья, адаптации, физического и психического развития и начать ведение дневника наблюдения за ребенком).

4. Изучать особенности организации образовательной работы, педагогического общения с детьми раннего возраста.

5. Изучать предметно-развивающую среду и ее роль в воспитательно-оздоровительной работе в группах раннего возраста.

6. К концу первой недели составить календарный план образовательной работы на следующую неделю.

В течение следующих четырех недель практики студенты работают посменно в качестве воспитателя (полную рабочую смену) и в качестве методиста по утвержденным старшим воспитателем планам образовательной работы.

ЗАДАНИЯ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

ЗАДАНИЕ 1

Вопросы для обсуждения

1. Соответствует ли расположение, назначение комнат санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям?

2. Рационально ли подобраны и размещены предметы мебели?

3. Соответствует ли подбор и размещение игрушек гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям?

4. Какие даны рекомендации по улучшению материально-технического обеспечения при выполнения перспективного плана воспитательной работы в группе?

 

ЗАДАНИЕ 2

Вопросы для обсуждения

1. Какие условия созданы для организации правильного распорядка дня в группах раннего возраста?

2. Как распределены обязанности между воспитателем и няней? Как это способствует четкой организации распорядка дня?

3. Соответствует ли развитие посильной самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста возрастным показателям?

4. Какие рекомендации можно дать по улучшению проведения режимных процессов с детьми?

 

ЗАДАНИЕ 3

Вопросы для обсуждения

1. Какое содержание общения предпочитал ребенок?

2. Какой воспитательный характер следует придать общению с детьми?

 

ЗАДАНИЕ 4

Вопросы для обсуждения

1. Каково содержание предметной и игровой деятельности детей?

2. Какие приемы руководства деятельностью детей используются?

3. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению организации деятельности детей в группе?

 

ЗАДАНИЕ 5

Вопросы для обсуждения

1. Какое значение имеет обучение в непосредственно образовательной деятельности в общей системе образовательной работы с детьми данной группы?

2. Какие методы и приемы применял воспитатель?

3. Какие рекомендации можно предложить по улучшению обучения детей на занятиях?

 

ЗАДАНИЕ 6

Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения

1. Анализ работы воспитателей в дошкольном учреждении и семьи по адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

2. Выяснение форм работы воспитателя с родителями в период адаптации ребенка.

3. Наблюдение за особенностями общения воспитателя, няни с ребенком в период адаптации.

4. Выяснение особенностей организации режима дня ребенка.

5. Выделение приемов, применяемых воспитателем в отношении адаптируемых детей.

6. Выяснение характера адаптации ребенка.

Методика выполнения задания

1. Наблюдать за работой воспитателя с родителями и ребенком в период адаптации.

2. Анализировать взаимодействие воспитателя и няни с ребенком. Анализировать используемые приемы и методы.

3. Определить, к каким группам адаптации относятся дети (см.: Н.Д. Ватунина "Ребенок поступает в детский сад", стр. 21).

Вопросы для обсуждения

1. Как ведет себя ребенок, расставаясь с близкими взрослыми, встречаясь с ними после разлуки?

2. Какой тип общения предпочитает ребенок - эмоциональный или деловой?

3. Попытайтесь определить, как играет малыш: манипулирует игрушками или имеются в его поведении элементы ролевой игры?

4. Как ребенок реагирует на появление посторонних взрослых и налаживает контакт с ними? Как выполняет их поручения?

5. Как относится к сверстникам, как реагирует на инициативу в общении с ним других детей?

 

К концу первой недели необходимо самостоятельно составить:

календарный план работы;

конспекты непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр и пр.

     Оставшиеся 4 недели практики работа осуществляется в качестве воспитателя посменно через день, с наличием подробного плана на смену. Без конспекта, утвержденного воспитателем или руководителем практики, и подробного плана к работе студенты не допускаются. В дни, свободные от работы, проводится в роли методиста наблюдение и анализ работы другого студента-практиканта.

Групповой руководитель или воспитатель оценивают две зачетные смены, развлечение, на которых присутствуют воспитатель данной группы, руководитель практики, старший воспитатель, заведующая детским учреждением, студенты, не работающие в эту смену воспитателями.

В течение всей практики студенты ведут дневник по форме:

 

Дата Содержание работы Отметка о выполнении. Анализ просмотренного. Самоанализ работы студентки(а)
     

 

В течение всей практики студенты ведут дневник наблюдения за ребенком:

 

Факты Психолого-педагогический анализ факта
   
   

 

Зачетная смена

Дата Режимные моменты Анализ проведения воспитателем, страшим воспитателем Оценка воспитателя
  Приём детей, самостоятельная деятельность    
  Подготовка к завтраку, завтрак    
  Самостоятельная деятельность.    
  Организация сюжетно-отобразительных игр детей в течение дня    
  Организованная образовательная деятельность    
  Подготовка к утренней прогулке, прогулка, возвращение с прогулки    
  Подготовка к обеду, обед    
  Подготовка к дневному сну, сон, подъем    
  Организация полдника    
  Самостоятельная деятельность детей    
  Организованная образовательная деятельность    
  Подготовка к прогулке, прогулка    

Кроме этого, студент беседует с ребенком, встречается с родителями ребенка, выясняет физическое и нервно-психическое развитие ребенка, особенности его поведения, взаимоотношений его со взрослыми и сверстниками.

На основе собранного материала составляется подробная психолого-педагогическая характеристика ребенка. Прилагаются работы ребенка, фотографии и пр.

 

Примерная схема характеристики

студента-практиканта

1. Сведения о студенте: фамилия, имя, отчество, курс, группа, возрастная группа, в которой проходил практику.

2. Наличие теоретических знаний по дошкольной педагогике, психологии, частным методикам, а также умение применять их на практике.

4. Использование на практике наиболее эффективных методических приемов, тщательность подготовки к занятию, проведение необходимой предварительной работы перед ним.

5. Оценка деловых и личностных качеств студента: любовь к детям, деловитость, порядочность, эмоциональность, тон общения с детьми и сотрудниками детского образовательного учреждения, умение устанавливать контакт с ними, желание научиться работе с дошкольниками и т.п.

Оказание методической помощи детскому образовательному учреждению:

· изготовление пособий и др.;

· участие в совещании, проводимом руководителем ДОУ по педагогической практике, а также, по возможности, в итоговой конференции в институте.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

1. Уровень сформированности профессионально-педагогических умений;

2. Отношение к практике, проявление таких качеств личности педагога как дисциплинированность, организованность, увлеченность, инициативность, самостоятельность;

3. Качество выполнения всех видов работы на практике;

4. Проявление творчества;

5. Методическая грамотность;

6. Качество оформления отчетной документации.

При оценивании каждого вида деятельности, осуществленного студентом-практикантом, преподавателю рекомендуется опираться на следующие критерии:

1. Уровень владения студентом теоретическими знаниями в области профессиональной деятельности:

· ориентировка в содержании преподаваемого предмета в целом и в конкретной теме курса;

· соответствие содержания курса особенностям аудитории;

· логика построения содержания учебного материала.

2. Уровень самостоятельности и творчества в организации деятельности:

· самостоятельность в отборе и разработке содержания;

· самостоятельность в выборе средств, методов, форм организации;

· проявление творчества в педагогической деятельности.

3. Отношение студентов к практике:

· интерес к деятельности преподавателя;

· активность;

· дисциплинированность;

· инициативность;

· ответственность.

4. Качество оформления и своевременность сдачи документации:

· соответствие требованиям;

· эстетика оформления;

· своевременность сдачи материалов практики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Каково место данного занятия в теме? Как оно связано с другими видами деятельности в детском саду? Тип и вид занятия.

2. Какие программные задачи решались на занятии. Как учтены индивидуальные особенности группы, отдельных детей?

3. Почему выбраны те или иные методические приемы для решения данных задач? Правильно ли распределен материал по ходу занятия?

5. Как осуществлялась индивидуальная работа с детьми в ходе занятия?

6. В каких формах осуществлялся контроль за знаниями детей?

7. За счет чего обеспечивалась активность детей на занятии, предупреждалась ли их перегрузка?

8. Какие методические приемы были продуманы на случай непредвиденной ситуации?

9. Реализовано ли программное содержание в ходе занятия?

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА ПО ПЕДПРАКТИКЕ

1. Ф.И.О. студента.

2. Номер ДОУ, группа, Ф.И.О. воспитателей.

3. Какие задачи воспитательной работы с детьми Вы поставили на весь период практики? Степень их выполнения (краткое сообщение о своей работе).

4. Как были подготовлены к практике? По каким вопросам были достаточно подготовлены? По каким слабее и в чем именно?

5. Что Вам дала педагогическая практика?

6. Какие развлечения провели за данный период с детьми?

7. Использовали ли ТСО в работе с детьми (конкретно перечислить, когда и что использовали)?

8. Какую помощь оказали детскому саду по изготовлению пособий, оформлению уголков для родителей, методического кабинета?

10. Какую работу с родителями провели?

11. Ваши пожелания по улучшению содержания и организации педагогической практики.

 

РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

1. Общие сведения о ребенке.

· фамилия, имя;

· дата рождения;

· общее физическое развитие;

· состояние здоровья;

· состав и особенности семьи.

2. Особенности жизни ребенка в семье.

а) Взаимоотношения ребенка с родителями (с кем из родителей ребенок больше всего общается, к кому больше всего привязан).

б) Организация деятельности ребенка в семье (чем чаще занимается ребенок, играют ли с ним, если да, то во что и кто).

3. Особенности отдельных познавательных процессов.

а) Уровень развития отдельных познавательных процессов ребенка в сравнении с другими детьми группы.

б) Уровень развития речи ребенка. Какая речь преобладает у него (подражание речи взрослого, понимание речи, активная речь: наличие диалогической речи, монологической). Степень развития фонетической речи. Словарный запас (большой, средний, небольшой, не говорит) ребенка в сравнении с другими детьми данного возраста. Построение предложения.

4. Особенности интересов ребенка. Перечислить все, что интересует ребенка: слушание музыки, рисование, чтение книг, любит ли слушать взрослых, пытается ли сам рассказывать.

5. Общая характеристика поведения. Поведение (ребенок спокоен, сдержан или проявляет подвижность, непоседливость). Подчинение требованиям взрослых (охотно или в силу принуждения, часто ли отказывается выполнять требования и какие).

6. Взаимоотношения с детьми группы.

 а) Любит других детей, равнодушен, не любит.

 б) Отношение детей группы к ребенку (любят, равнодушны, не любят). Почему?

7. Особенности характера, темперамента и эмоций.

· ярко выраженные положительные и отрицательные черты (общительность, настойчивость, обидчивость, упрямство, агрессивность);

· преобладающее настроение: веселое, грустное, подавленное и т.д.;

· устойчивость настроения; чем чаще всего вызывается смена настроения.

8. Игра и действия с предметами.

 а) Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные.

 б) Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

 в) Воспроизводит несложные сюжетные постройки.

 г) Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

 д) Игра носит сюжетно - отобразительный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий.

е) Самостоятельно делает простые упражнения, сюжетные постройки и называет их.

ж) Появляются элементы ролевой игры. Появляются сложные сюжетные постройки.

9. Отношение к детскому учреждению и воспитателю.

а) Любит ли бывать в детских яслях? Почему?

б) Взаимоотношения с воспитателями, нянями (отношение воспитателя к ребенку, отношение ребенка к воспитателю, на чем строятся отношения?). Какой вид общения преобладает?

в) Приемы (способы) воздействия на ребенка со стороны воспитателя и результаты этого воздействия.

г) Адаптация ребенка в детских учреждениях.

10. Общий вывод. Педагогические рекомендации по воспитанию этого ребенка.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. - 144 с.

2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова, С.П.Баранов.- М.: Академический проект; Культура, 2005. – 240с.

3. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М.: Линка-Пресс, 1999. - 72 с. 

4. Воспитание и обучение детей раннего возраста кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.

5. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста учеб.пособие для студ.вузов по спец." Пед-ка и мет-ка дошк.образования". - М.: Владос, 2007. - 301 с.

6. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста учеб. пособие для студ. высших пед. учеб.заведений. - М.: Академия, 2002. - 288 с. 

7. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. В 2 ч. Ч.2. / В.И.Логинова, П.Г.Саморукова, Б.С.Лейкиной и др.; Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988. – 270с.

8. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. В 2 ч. Ч.1. / В.И.Логинова, П.Г.Саморукова, Б.С.Лейкиной и др.; Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988. – 256с.

9. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.- М.,1986.

10. Зернов, Н.Г. Ребенок раннего возраста в семье. - М.: Знание, 1979. - 96 с.

11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2006. - 416 с.

12. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.: Педагогика, 1980. – 272с.

13. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.

14. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2004. - 172 с.

15. Практикум по дошкольной педагогике. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошкольных учреждений. – М.: Академия, 1996. – 248с.

16. Фонарева, С.В. Воспитание детей раннего возраста пособие для студентов-заочников фак. дошк. воспитания пед. вузов. - М.: Просвещение, 1970. - 39 с.

17. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года) метод. пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 56 с.

 

 

Кафедра дошкольной педагогики

 

 

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

«Психолого-педагогические основы работы в группах раннего возраста»

Направление подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль: Дошкольное образование

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и одобрена на заседании кафедры дошкольного и начального образования от ___________ года, протокол № __.

 

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

«Психолого-педагогические основы работы в группах раннего возраста»

Цель: Формирование у студентов основ педагогического мастерства, гуманистической направленности, профессиональных знаний, педагогической техники, педагогических способностей.

 Задачи:

1. Формировать представление о самоценности раннего детства, значимости освоения детьми предметной игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, речи, основных видов движений.

2. Формировать понимание необходимости глубокого изучения особенностей физического и психического развития ребенка для организации образовательного процесса в группах раннего возраста.

3. Дать представление об особенностях работы воспитателя и своеобразии материального оснащения в группах раннего возраста (оборудование, игрушки, мебель, методические пособия).

4. Рассмотреть важность и сложность адаптационного периода для ребенка раннего возраста.

5. Учить наблюдать за ребенком и анализировать его внешние проявления, как результат его внутреннего состояния и развития, учить делать выводы об индивидуальных особенностях ребенка и на этой основе строить педагогическое общение, воспитание и обучение.

6. Учить планировать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей раннего возраста.

7. Учить самостоятельно организовывать учебно-воспитательный процесс (проводить все режимные моменты) в группах раннего возраста.

8. Формировать педагогические умения воспитателя группы раннего возраста, развивать педагогические и творческие способности.

9. Воспитывать интерес и уважение к ребенку как к формирующейся целостной личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.136 с.)