Анализ и обработка результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и обработка результатов



 

В таблице №1 представлены данные исследования по методике «Тренировка развитие восприятия при помощи цифр». (см. приложение 1)

По результатам исследования можно сделать вывод, что дети данной выборки наиболее точно подсчитали, сколько раз встречается в таблице цифра «9». Но наибольшее число совпадений было замечено именно в восприятии цифры «5». Возможно, это связано с тем, что испытуемые в третьем классе мотивированы на то, чтобы получить самую высшую оценку своим знаниям, а именно пятерку.

В результате проведенного исследования были выявлены показатели, которые соответствуют хорошему уровню восприятию в целом по группе, а именно, общий уровень восприятия в группе составил 89 %.

Обработка результатов была произведена следующим образом.

В начале было подсчитано насколько хорошо испытуемые восприняли цифру «1». Затем было подсчитано насколько хорошо испытуемые восприняли цифру «9». Затем было подсчитано насколько хорошо испытуемые восприняли цифру «5». Подсчеты производились по формуле:

Х=В*100 % / П, где х - показатель того, насколько хорошо испытуемые восприняли ту или иную цифру (измеряется в %), В - число воспринятых объектов в целом по группе, П - число представленных к восприятию цифр, 100 % - всего цифр в таблице.

Показатель восприятия цифры «1»:

 

Х=251*100 % / 288 = 87 %

 

Показатель восприятия цифры «9»:

 

Х=214*100 % / 216 = 99 %

 

Показатель восприятия цифры «5»:

 

Х=195*100 % / 240 = 81 %

 

Затем был подсчитан средний уровень восприятия в целом по группе (по всем вышеназванным цифрам). Расчеты производились по формуле:

 

Хср= Х123/3,

 

где Х1 - уровень восприятия цифры «1», Х2 - показатель восприятия цифры «9», Х3 - показатель восприятия цифры «5», Хср - средний уровень восприятия по всем трем цифрам.

 

Хср= 87+99+81/3 = 89 %

 

В то время, как показатель восприятия считается хорошим, если его процент составляет 50 % и выше. А если общий уровень восприятия не превышает 50 %, то считается, что это очень низкий уровень восприятия.

В таблице № 2 представлены данные исследования «Диагностика объема восприятия». (см. приложение 2)

Обработка результатов была произведена следующим образом:

Сначала был подсчитан самый высокий уровень восприятия (Х1), затем высокий уровень восприятия (Х2), следующим был подсчитан средний уровень восприятия (Х3), и последним подсчитывался низкий уровень восприятия (Х4).

Расчеты производились по формуле:

 

Х=К*100 % / 24,

 

где Х - уровень восприятия, К - количество воспринятых объектов, 100 % - общее число объектов в таблице, 24 - количество испытуемых.

 

Х1=1*100 % / 24 = 4,2 %

Х2=11*100 % / 24 = 45,8 %

Х3=9*100 % / 24 = 37,5 %

Х4=3*100 % / 24 = 12,5 %

 

По результатам исследования можно сделать вывод, что дети данной же выборки, которые участвовали в первом исследовании, не все имеют достаточный уровень объема восприятия. Было выявлено, что из 24 человек всего три человека не смогли воспроизвести достаточное количество объектов. Остальные испытуемые воспроизвели достаточное количество объектов.

,5 % испытуемых имеют низкий уровень объема восприятия.

,5 % испытуемых имеют средний уровень объема восприятия.

,8 % испытуемых имеют высокий уровень объема восприятия.

,2 % испытуемых имеют очень высокий уровень объема восприятия.

Из всех 24 испытуемых всего с десятью детьми проводились занятия до школы. Эти занятия включали в себя то, что дети некоторые ходили в нулевой класс, т.е. получали дошкольное образование. Здесь все было не так как в школе. Нулевой класс - это переходный этап между детским садом и школой. В нулевом классе, так же как и в старшей группе детского сада знание дают в форме игры, хотя дети и сидят уже за партой. Уроки у них примерно такие же, как в школе.

Поэтому эти дети развиты в умственном плане больше и следовательно они будут лучше воспринимать учебный материал в школе.

В число десяти человек, у которых было дошкольное образование, входят также те дети, которые ходили в детский сад. На протяжении всего того времени, когда ребенок находился в детском саду, с ним также занимались. Но, не учителя, а воспитатели, которые давали детям немного меньше информации, но этого достаточно для нормального развития способностей ребенка, а в частности, восприятия.

С некоторыми детьми дома занимались бабушки, мамы, папы. Это тоже развитие ребенка в какой-то степени, но уже не такое систематическое как в школе или в детском саду.

 

Рекомендации. Обсуждение результатов

 

После того, как было проведено исследование, данные были представлены школьному психологу. И вместе с ним была разработана программа коррекционной работы с учащимися.

Коррекционная работа с учащимися будет включать в себя ряд различных методик, направленных на тренировку и развитие восприятия у детей. восприятие школьный возраст психолог

Первая методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи букв».

Эта методика включает в себя стоклеточную таблицу (как в методике, которая проводилась под номером один), только вместо цифр здесь клеточки в таблице заполняются буквами. Буквы расположены в таблице беспорядочно.

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается та или иная буква в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какая-то одна буква. Исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных букв.

Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных букв. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов.

Вторая методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи геометрических фигур разного цвета (черного и белого), но одинакового размера».

Эта методика включает в себя стоклеточную таблицу (как в методике, которая проводилась под номером один), только вместо цифр здесь клеточки в таблице заполняются четырьмя видами геометрических фигур черного и белого цвета (круг, ромб, квадрат, треугольник). Фигуры расположены в таблице беспорядочно.

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается та или иная фигура в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какая-то одна геометрическая фигура. На каждом этапе исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных фигур.

Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных фигур. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов.

Третья методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи геометрических фигур разного цвета (черного и белого), и разного размера».

Эта методика включает в себя стоклеточную таблицу (как в методике, которая проводилась под номером один), только вместо цифр здесь клеточки в таблице заполняются четырьмя видами геометрических фигур черного и белого цвета и разные по размеру (большой круг, большой ромб, большой квадрат, большой треугольник, маленький круг, маленький ромб, маленький квадрат, маленький треугольник). Фигуры расположены в таблице беспорядочно.

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается та или иная фигура в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какая-то одна геометрическая фигура. На каждом этапе исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных фигур.

Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных фигур. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов.

Четвертая методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи различных арифметических и пунктуационных знаков».

Эта методика включает в себя стоклеточную таблицу (как в методике, которая проводилась под номером один), только вместо цифр здесь клеточки в таблице заполняются арифметическими и пунктуационными знаками. Знаки расположены в таблице беспорядочно.

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается тот или иной знак в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какой-то один знак. Исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных знаков.

Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных знаков. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов.

Пятая методика называется «Составь фигуру». Данное задание можно использовать для диагностики развития восприятия, творческих способностей.

Суть методики заключается в том, ребенку необходимо нарисовать из представленных фигур какой-либо объект. Испытуемому дается задание: необходимо нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать неограниченное количество раз, можно менять размеры фигур, их положение, можно некоторые фигуры вообще не использовать. Но нельзя ни в коем случае добавлять другие фигуры. Время, предоставляемое для того, чтобы нарисовать какую-то одну фигуру, 2 минуты. Испытуемому предлагается нарисовать одну из следующих фигур: лицо, дом, ключ, клоун и др. (по желанию).

Критерии оценки: оценивается беглость и оригинальность выполнения заданий.

Шестая методика называется «Измерение объема восприятия». Она рассчитана на то, чтобы узнать число объектов, которые могут быть восприняты одновременно, и при кратковременном их предъявлении.

В этом эксперименте в качестве стимулов используется различные объекты: точки, цифры, буквы, слова и т.п.

Цель задания. Сравнить результаты измерения объема восприятия, полученные при использовании разных методов и различного по степени осмысленности материала. Задание состоит из двух опытов.

Опыт 1

Цель эксперимента - определить объем зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Методика. В опыте используется классический метод полного воспроизведения. Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Процедура опыта. На экране дисплея испытуемому высвечивается сигнал «ВНИМАНИЕ!» и через 2 c предъявляется текст-объект на время экспозиции 200 мс. Испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого вносятся в протокол.

 

Форма протокола.

Испытуемый………………………………………… Дата

Экспериментатор…………………………………… Время опыта

Номер предъявления Пропущенные стимулы Ответ испытуемого Количество правильно воспроизведенных бкув примечание
1        
2        
       
40        

 

Обработка и анализ результатов

.определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов текст-объектов (М1 и М2).

.проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию, и т.п.).

.сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

Опыт 2

Цель эксперимента - сравнить результаты измерения объема зрительного восприятия по методике полного или частичного отсчета.

Методика. В качестве текст-объектов используются бессмысленные наборы букв. В каждой пробе предъявляются 8 букв, расположенных в 2 горизонтальных ряда по 4 букве в каждом. Всего в опыте 40 проб.

Процедура эксперимента. Опыт состоит из двух частей, по 20 проб в каждой. Первая часть проводится по методике полного отсчета. На экране дисплея испытуемому высвечивается сигнал «ВНИМАНИЕ!» и через 2 c предъявляется текст-объект на время экспозиции 50 мс. Задача испытуемого - воспроизвести предъявленные буквы аналогично процедуре первого опыта.

Вторая часть опыта проводится по методике частичного отсчета. Одновременно с экспозицией текст-объекта (время экспозиции 50 мс) испытуемому предъявляется звуковой тон - инструкция к воспроизведению. Тон высокой частоты указывает на необходимость воспроизведения верхней строки матрицы, тон низкой частоты - нижней строки. Перед началом второй части опыта испытуемый знакомится с тонами-инструкциями. Во время опыта звуковые инструкции даются в случайном порядке. Количество тонов высокой и низкой частоты одинаково и в сумме равно 20. Задача испытуемого состоит в том, чтобы воспроизвести одну строку матрицы в соответствии со звуковой инструкцией. Результаты воспроизведения экспериментатор вносит в протокол (см. выше).

Обработка и анализ результатов

. определить среднее число правильно воспроизведенных букв отдельно в первой и второй частях опыта (М1 и М2).

. определить фактический объем восприятия во второй части опыта (М3):

 

М = М*2

 

.сравнить показатели объема восприятия, полученные по методике полного или частичного отсчета, и определить объем материала, стирающегося в кратковременной памяти испытуемого при полном отсчете.

Существует еще много различных методик, направленных на тренировку и развитие восприятия. Но эти методики являются самыми основными.


Заключение

 

В данной курсовой работе, в результате приведенного исследования, направленного на выявление особенностей формирования восприятия в младшем школьном возрасте, была достигнута цель изучения особенностей восприятия в младшем школьном возрасте. Исследование было проведено на базе средней школы № 40 города Петропавловска в 3 «А» классе.

Интерпретируя результаты по итогам проведенного тестирования были выявлены следующие результаты: в исследуемой группе школьников преобладает уровень восприятия, соответствующий норме. А именно по результатам исследования, проведенного по методике «Тренировка и развитие восприятия при помощи цифр» было выявлено, что общий уровень восприятия в целом по группе является соответствующим данному возрасту, а именно, является равным 89 %, а это соответствует нормальному развитию восприятия данном возрасте. По результатам исследования, проведенного по методике «Диагностика объема восприятия» было выявлено, что почти половина испытуемых в данной группе имеют высокий уровень восприятия, примерно 4 % испытуемых в данной группе имеют очень высокий уровень восприятия, почти 40 % испытуемых в данной группе имеют средний уровень восприятия, и около 12 % имеют очень низкий уровень восприятия, так как они не смогли воспроизвести нужное количество объектов.

Развитие восприятия напрямую связано с образованием. По этому поводу один из ведущих психологов писал:

«А.В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправления в перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами манипуляции по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются «перцептивные эталоны» - образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ.

На следующем этапе сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-иследовательских движений рук и глаз, причем ручное и зрительное обследование ситуации обычно предшествуют практически действиям в ней, определяя их характер и направленность.

На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума. Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного рецептивного процесса.

На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.

Психологи выделяют ряд правил, выполнение которых способствует развитию восприятия у ребенка в процессе обучения:

1. учитывая связь восприятия и мотивации, необходимо давать установку на восприятие нужного материала (объекта, явления);

2. управлять динамикой предмета и фона восприятия;

3. использовать разномодальные виды наглядности учебного материала;

.   осуществлять практическую деятельность с пространственными объектами;

.   практиковать сочетание практических измерений на глаз с использованием измерительных приборов;

.   учить детей переносить фиксированную точку отсчета в любую другую точку пространства и т.п.»

Если учителями в начальной школе будут использованы некоторые из этих рекомендаций, то уровень успеваемости учеников повысится и школьному психологу не придется применять методики, которые рассчитаны на тренировку и развитие восприятия.


Список используемой литературы

 

1. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. М., 1989.

2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.

.   Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. М., 1984.

.   Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.

.   Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003.

.   Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

.   Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М., 1974.

.   Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1978.

.   Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебник. М., 2006.

.   Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000.

.   Немов Р. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии: Учебник для высших пед. учебных заведений. М., 1998.

.   Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

.   Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти. М., 2005.

.   Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн. 1,2. М., 1980.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1997.

.   Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.


Приложение 1

 

Показатели восприятия младших школьников по методике под названием «Тренировка и развитие внимания при помощи цифр».

Испытуемый

количество цифр

   

цифра «1»

цифра «9»

цифра «5»

    всего воспринято всего воспринято всего воспринято
1 Дубровина К. 12 11 9 9 10 8
2 Иванов А. 12 10 9 10 10 6
3 Еске А. 12 11 9 8 10 10
4 Игнатьева Е. 12 11 9 8 10 10
5 Мережко П. 12 11 9 9 10 6
6 Понамарева Е. 12 11 9 6 10 6
7 Алферова А. 12 11 9 9 10 10
8 Касымгужин Ж. 12 11 9 9 10 10
9 Джумабаев А. 12 11 9 8 10 10
10 Киблицкий Р. 12 11 9 9 10 6
11 Щербакова В. 12 11 9 8 10 10
12 Банков И. 12 10 9 8 10 6
13 Сабирова С. 12 11 9 9 10 10
14 Белова Ю. 12 7 9 8 10 10
15 Рябов Д. 12 11 9 6 10 6
16 Аманова А. 12 11 9 9 10 10
17 Плотников А. 12 10 9 9 10 8
18 Жибекова Г. 12 11 9 8 10 10
19 Чиркова М. 12 7 9 7 10 10
20 Семидоцких Ю. 12 12 9 10 10 10
21 Гарибжанов Ж. 12 10 9 10 10 10
22 Сотников А. 12 10 9 10 10 10
23 Юзик Д. 12 11 9 8 10 10
24 Сомова Е. 12 10 9 10 10 10

 


Приложение 2

Показатели внимания младших школьников, выявленные в результате исследования по методике под названием «Диагностика объема внимания».

Испытуемый

Воспринятые объекты

    всего в таблице норма всего воспринято
1 Дубровина К. 30 7±2 9
2 Иванов А. 30 7±2 13
3 Еске А.. 30 7±2 9
4 Игнатьева Е. 30 7±2 16
5 Мережко П. 30 7±2 9
6 Понамарева Е. 30 7±2 2
7 Алферова А. 30 7±2 10
8 Касымгужин Ж. 30 7±2 13
9 Джумабаев А. 30 7±2 7
10 Киблицкий Р. 30 7±2 9
11 Щербакова В. 30 7±2 11
12 Банков И. 30 7±2 9
13 Сабирова С. 30 7±2 12
14 Белова Ю. 30 7±2 8
15 Рябов Д. 30 7±2 10
16 Аманова А. 30 7±2 11
17 Плотников А. 30 7±2 13
18 Жибекова Г. 30 7±2 0
19 Чиркова М. 30 7±2 3
20 Семидоцких Ю. 30 7±2 12
21 Гарибжанов Ж. 30 7±2 10
22 Сотников А. 30 7±2 9
23 Юзик Д. 30 7±2 7
24 Сомова Е. 30 7±2 12

 


Приложение 3

 

+ / * + . ? / ! - :
. - : * - + ! : . /
+ ! / ? ? / - . * +
? - ? : ! ! : / + ?
* ! / + * . . * : -
/ ? . : : ? + - ? *
. : ! + * / ! - / !
+ - * . - ? - . / .
: * . ? + / ! + + :
/ ! ? - ! - : . ! -

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.069 с.)