Общее представление о восприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о восприятии



Курсовая работа

на тему: «Особенности восприятия в младшем школьном возрасте»

по дисциплине «Возрастная психология»

 

 

Гужавина А.А.

студентка очного отделения

курса, группы ПО-0501

Научный руководитель:

старший преподаватель Чернова Е.Л.

Оценка

«_________________»

«____»____________200__г.

 

 

Петропавловск 2006


Оглавление

 

Введение

. Общее представление о восприятии

. Теоретический обзор проблемы восприятия

. История развития проблемы восприятия в практике зарубежных психологов

. История развития восприятия в практике ведущих отечественных психологов

. Изучение восприятия в младшем школьном возрасте

. Методика исследования

. Анализ и обработка результатов

. Рекомендации. Обсуждение результатов

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение

 

Младший школьный возраст-возраст в границах с 6-7 до 9-10 лет. Он определяется внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу.

Актуальность данной работы заключается в том, что ребенок в начальной школе начинает усваивать специальный психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. Все эти процессы не возможны без восприятия - одного из познавательных процессов человека. На основе обучения при благоприятных условиях и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

Казалось, совсем недавно мама с папой мечтали о том времени, когда их ребёнок пойдет в школу. И вот он пришел, этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился? Именно об этом пойдет речь в моей работе.

Вся учебная деятельность младших школьников строго целенаправленна. Во-первых, ученики должны овладеть навыками чтения, письма и счета, приобрести весьма значительный объем знаний по математике, родному языку, природоведению. Во-вторых, расширяется кругозор, расширяются и развиваются познавательные интересы ребенка. В-третьих, происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формируется способности к активной, самостоятельной, творческой деятельности. И, наконец, должна формироваться учебная направленность, ответственное отношение к учебе, высокие общественные мотивы учения. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью», что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, отличительным преобладанием первой сигнальной системы. Младший школьник с любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Однако восприятие это в начале обучения отличается своеобразными особенностями, позволяющими говорить о его возрастной недостаточности.

Наиболее характерная черта восприятия - его малая дифференцированность. Младшие школьники ошибочно и неточно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображение сходных предметов или сами сходные предметы (путают буквы «Ш» и «Щ», слова «поставили» и «подставили», изображения ржи и пшеницы, пятиугольники и шестиугольники). Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии. Однако не следует думать, что учащиеся первых и вторых классов вообще не способны к анализу, к вычленению признаков, деталей. Порой младшие школьники замечают такие детали, которые ускользают от внимания взрослого.

Дело в другом: детям свойственна способность углубленного, организованного и целенаправленного анализ при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые не обратит внимания взрослый, существенное же и важное при этом не воспринимается. Таким образом, имеет место самое общее, глобальное «схватывание» предмета, связанное с его узнаванием на этом фоне совершено случайное восприятие отдельных и часть несущественных деталей и особенностей.

Характерный пример: первоклассникам показали красочное изображение белок, убрали изображение и попросили нарисовать белку. Оказалось, что первоклассники многого не заметили на картинки, хотя рассматривали ее с большим интересом. Они спрашивали, есть ли у белки усы и брови, какие у нее глаза, какого цвета шерсть, какие уши и т.д.

Таким образом, восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственным воздействием физических раздражителей на рецепторные поверхности.

По мнению А.В. Запорожца, тип развития восприятия у ребенка приходится на период от раннего к дошкольному возрасту. В это время под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализатора, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности, а затем объединяя их в единое целое. В школьные годы эта способность ребенка постоянно совершенствуется и достигает весьма высокой степени развития.

Ребенок в состоянии, воспринимая абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединять их в более сложные абстрактное образование, каким является слово и придавать этому слову конкретное смысловое значение. Причем на первых этапах обучения письму и чтения данную операцию ребенок выполняет с большим затруднением, но постепенно приобретает определенный опыт, и письменная речь уже не вызывает у него таких сложностей, хотя по-прежнему является одним из самых сложных видов психической деятельности. Это связано еще с тем, что одновременно у ребенка происходит развитие и других познавательных процессов.

Данную проблему, проблему восприятия, в разные возрастные периоды, а частности, в младшем школьном возрасте разрабатывали следующее авторы: Д.Б. Эльконин в работе «Школьное обучение - его особенности», В.В. Рубцов - «Ученик за компьютером: что можно и что нельзя», А.А. Реан рассматривал развитие восприятие в своей книге «Психология человека от рождения до смерти», а также многие другие авторы, такие как В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, А.Бине, В.Штерн, Н.С.Шабалин, Э.Мейман и многие другие. Практически ни один психолог не может обойти стороной проблему восприятия.

Цель работы: изучить особенности восприятия младшего школьного возраста.

Объектом исследования является восприятие младших школьников.

Предметом исследования - особенности формирования восприятия в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

. Рассмотреть особенности младшего школьного возраста.

. Изучить восприятие младшего школьного возраста при помощи различных методик.

. Провести анализ психолого-педагогической литературы по младшему школьному возрасту.

Теоретическая значимость: данные моей курсовой работы представляют собой обширный материал по восприятию, и по восприятию младшего школьного возраста в частности.

Практическая значимость: данные моей курсовой работы могут быть использованы учителем младших классов, школьными психологами, преподавателями при подготовке к лекциям и студентами при подготовке к практическим занятиям.


Методика исследования

 

Исследование проводилось на базе средней школы № 40, г. Петропавловска в третьем классе. В исследовании было задействовано 24 человека: 14 девочек и 10 мальчиков в возрасте 10 - 11 лет.

При исследовании восприятии в младшем школьном возрасте были использованы 2 методики.

Одна методика была рассчитана на диагностику объема восприятия. Она называется «Диагностика объема восприятия» (см. Приложение 4). Это методика направлена на диагностику не только младшего школьного возраста, но и на диагностику восприятия среднего школьного возраста. В данном случае эта методика была использована для диагностики восприятия именно в младшем школьном возрасте. Эта методика выявляет то, насколько развито восприятие у детей и сколько они могут воспринять и запомнить объектов в единицу времени.

Суть методики заключается в том, что испытуемым предлагается таблица, на которой написано 10 слов (из 4 - 8 букв каждое), 10 трехзначных чисел, сделано 10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). Все следует распределить горизонтальными рядами в любой последовательности.

Перед началом эксперимента испытуемым раздавались листы бумаги, на которых они должны были записывать результаты.

Испытуемым требовалось в течение одной минуты внимательно смотреть на таблицу и запомнить что и где расположено. По истечении одной минуты таблица убирается, и испытуемый должны записать все то, что запомнили.

Вторая методика была рассчитана на тренировку и развитие восприятия. Она называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи однозначных цифр» (см. Приложение 3). Она представляет собой стоклеточную таблицу с цифрами от 0 до 9, которые расположены беспорядочно в таблице.

Данная методика предполагает в своем проведении несколько этапов. На каждом этапе необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречаются та или иная цифра.

Во время эксперимента дети вели себя активно и быстро включились в работу, наверно потому, что это был другой вид деятельности, а еще к ним пришел новый человек и они хотели показать себя с лучшей стороны. Конечно, было 2 человека, которые не очень-то охотно выполняли задания, но все-таки они что-то пытались сделать.

После проведенного исследования совместно со школьным психологом были обработаны результаты исследования и оказалось, что испытуемые способны наиболее точны, выполнять задания только те, которые не содержат монотонных упражнений. Так, например, в методике, когда требовалось поочередно подсчитывать цифры, испытуемые делали наибольшее количество ошибок. А когда им предложили посмотреть на вторую таблицу, и требовалось просто внимательно рассмотреть изображения, то с этим заданием все справились.

Интересен тот факт, что большинство детей хорошо запомнили только первые две строчки в таблице по методике «Диагностика объема восприятия». Наверное, так получилось потому, что они просто заучивали построчно изображения, а на остальные строчки, возможно, они просто не обратили внимание.

Другие испытуемые писали названия изображений вразброс. Возможно, это связано с тем, что они обратили внимание на всю таблицу.

 


Рекомендации. Обсуждение результатов

 

После того, как было проведено исследование, данные были представлены школьному психологу. И вместе с ним была разработана программа коррекционной работы с учащимися.

Коррекционная работа с учащимися будет включать в себя ряд различных методик, направленных на тренировку и развитие восприятия у детей. восприятие школьный возраст психолог

Первая методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи букв».

Эта методика включает в себя стоклеточную таблицу (как в методике, которая проводилась под номером один), только вместо цифр здесь клеточки в таблице заполняются буквами. Буквы расположены в таблице беспорядочно.

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается та или иная буква в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какая-то одна буква. Исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных букв.

Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных букв. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов.

Вторая методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи геометрических фигур разного цвета (черного и белого), но одинакового размера».

Эта методика включает в себя стоклеточную таблицу (как в методике, которая проводилась под номером один), только вместо цифр здесь клеточки в таблице заполняются четырьмя видами геометрических фигур черного и белого цвета (круг, ромб, квадрат, треугольник). Фигуры расположены в таблице беспорядочно.

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается та или иная фигура в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какая-то одна геометрическая фигура. На каждом этапе исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных фигур.

Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных фигур. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов.

Третья методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи геометрических фигур разного цвета (черного и белого), и разного размера».

Эта методика включает в себя стоклеточную таблицу (как в методике, которая проводилась под номером один), только вместо цифр здесь клеточки в таблице заполняются четырьмя видами геометрических фигур черного и белого цвета и разные по размеру (большой круг, большой ромб, большой квадрат, большой треугольник, маленький круг, маленький ромб, маленький квадрат, маленький треугольник). Фигуры расположены в таблице беспорядочно.

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается та или иная фигура в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какая-то одна геометрическая фигура. На каждом этапе исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных фигур.

Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных фигур. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов.

Четвертая методика называется «Тренировка и развитие восприятия при помощи различных арифметических и пунктуационных знаков».

Эта методика включает в себя стоклеточную таблицу (как в методике, которая проводилась под номером один), только вместо цифр здесь клеточки в таблице заполняются арифметическими и пунктуационными знаками. Знаки расположены в таблице беспорядочно.

Испытуемым необходимо подсчитать за одну минуту сколько раз встречается тот или иной знак в таблице. Эксперимент включает в себя три этапа. На каждом этапе подсчитывается какой-то один знак. Исследователем фиксируется количество правильно и неправильно подсчитанных знаков.

Высокий уровень восприятия соответствует 80 - 100 % правильно названных знаков. 50 - 80 % соответствует среднему уровню развития восприятия у детей младшего школьного возраста. Если уровень восприятия ниже 50 %, то это свидетельствует о том, что уровень восприятия у младшего школьника не соответствует его возрасту. Это свидетельствует о недостаточной развитости умственных процессов.

Пятая методика называется «Составь фигуру». Данное задание можно использовать для диагностики развития восприятия, творческих способностей.

Суть методики заключается в том, ребенку необходимо нарисовать из представленных фигур какой-либо объект. Испытуемому дается задание: необходимо нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать неограниченное количество раз, можно менять размеры фигур, их положение, можно некоторые фигуры вообще не использовать. Но нельзя ни в коем случае добавлять другие фигуры. Время, предоставляемое для того, чтобы нарисовать какую-то одну фигуру, 2 минуты. Испытуемому предлагается нарисовать одну из следующих фигур: лицо, дом, ключ, клоун и др. (по желанию).

Критерии оценки: оценивается беглость и оригинальность выполнения заданий.

Шестая методика называется «Измерение объема восприятия». Она рассчитана на то, чтобы узнать число объектов, которые могут быть восприняты одновременно, и при кратковременном их предъявлении.

В этом эксперименте в качестве стимулов используется различные объекты: точки, цифры, буквы, слова и т.п.

Цель задания. Сравнить результаты измерения объема восприятия, полученные при использовании разных методов и различного по степени осмысленности материала. Задание состоит из двух опытов.

Опыт 1

Цель эксперимента - определить объем зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Методика. В опыте используется классический метод полного воспроизведения. Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Процедура опыта. На экране дисплея испытуемому высвечивается сигнал «ВНИМАНИЕ!» и через 2 c предъявляется текст-объект на время экспозиции 200 мс. Испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого вносятся в протокол.

 

Форма протокола.

Испытуемый………………………………………… Дата

Экспериментатор…………………………………… Время опыта

Номер предъявления Пропущенные стимулы Ответ испытуемого Количество правильно воспроизведенных бкув примечание
1        
2        
       
40        

 

Обработка и анализ результатов

.определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов текст-объектов (М1 и М2).

.проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию, и т.п.).

.сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

Опыт 2

Цель эксперимента - сравнить результаты измерения объема зрительного восприятия по методике полного или частичного отсчета.

Методика. В качестве текст-объектов используются бессмысленные наборы букв. В каждой пробе предъявляются 8 букв, расположенных в 2 горизонтальных ряда по 4 букве в каждом. Всего в опыте 40 проб.

Процедура эксперимента. Опыт состоит из двух частей, по 20 проб в каждой. Первая часть проводится по методике полного отсчета. На экране дисплея испытуемому высвечивается сигнал «ВНИМАНИЕ!» и через 2 c предъявляется текст-объект на время экспозиции 50 мс. Задача испытуемого - воспроизвести предъявленные буквы аналогично процедуре первого опыта.

Вторая часть опыта проводится по методике частичного отсчета. Одновременно с экспозицией текст-объекта (время экспозиции 50 мс) испытуемому предъявляется звуковой тон - инструкция к воспроизведению. Тон высокой частоты указывает на необходимость воспроизведения верхней строки матрицы, тон низкой частоты - нижней строки. Перед началом второй части опыта испытуемый знакомится с тонами-инструкциями. Во время опыта звуковые инструкции даются в случайном порядке. Количество тонов высокой и низкой частоты одинаково и в сумме равно 20. Задача испытуемого состоит в том, чтобы воспроизвести одну строку матрицы в соответствии со звуковой инструкцией. Результаты воспроизведения экспериментатор вносит в протокол (см. выше).

Обработка и анализ результатов

. определить среднее число правильно воспроизведенных букв отдельно в первой и второй частях опыта (М1 и М2).

. определить фактический объем восприятия во второй части опыта (М3):

 

М = М*2

 

.сравнить показатели объема восприятия, полученные по методике полного или частичного отсчета, и определить объем материала, стирающегося в кратковременной памяти испытуемого при полном отсчете.

Существует еще много различных методик, направленных на тренировку и развитие восприятия. Но эти методики являются самыми основными.


Заключение

 

В данной курсовой работе, в результате приведенного исследования, направленного на выявление особенностей формирования восприятия в младшем школьном возрасте, была достигнута цель изучения особенностей восприятия в младшем школьном возрасте. Исследование было проведено на базе средней школы № 40 города Петропавловска в 3 «А» классе.

Интерпретируя результаты по итогам проведенного тестирования были выявлены следующие результаты: в исследуемой группе школьников преобладает уровень восприятия, соответствующий норме. А именно по результатам исследования, проведенного по методике «Тренировка и развитие восприятия при помощи цифр» было выявлено, что общий уровень восприятия в целом по группе является соответствующим данному возрасту, а именно, является равным 89 %, а это соответствует нормальному развитию восприятия данном возрасте. По результатам исследования, проведенного по методике «Диагностика объема восприятия» было выявлено, что почти половина испытуемых в данной группе имеют высокий уровень восприятия, примерно 4 % испытуемых в данной группе имеют очень высокий уровень восприятия, почти 40 % испытуемых в данной группе имеют средний уровень восприятия, и около 12 % имеют очень низкий уровень восприятия, так как они не смогли воспроизвести нужное количество объектов.

Развитие восприятия напрямую связано с образованием. По этому поводу один из ведущих психологов писал:

«А.В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправления в перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами манипуляции по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются «перцептивные эталоны» - образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ.

На следующем этапе сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-иследовательских движений рук и глаз, причем ручное и зрительное обследование ситуации обычно предшествуют практически действиям в ней, определяя их характер и направленность.

На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума. Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного рецептивного процесса.

На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.

Психологи выделяют ряд правил, выполнение которых способствует развитию восприятия у ребенка в процессе обучения:

1. учитывая связь восприятия и мотивации, необходимо давать установку на восприятие нужного материала (объекта, явления);

2. управлять динамикой предмета и фона восприятия;

3. использовать разномодальные виды наглядности учебного материала;

.   осуществлять практическую деятельность с пространственными объектами;

.   практиковать сочетание практических измерений на глаз с использованием измерительных приборов;

.   учить детей переносить фиксированную точку отсчета в любую другую точку пространства и т.п.»

Если учителями в начальной школе будут использованы некоторые из этих рекомендаций, то уровень успеваемости учеников повысится и школьному психологу не придется применять методики, которые рассчитаны на тренировку и развитие восприятия.


Список используемой литературы

 

1. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. М., 1989.

2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.

.   Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. М., 1984.

.   Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.

.   Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003.

.   Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

.   Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М., 1974.

.   Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1978.

.   Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебник. М., 2006.

.   Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000.

.   Немов Р. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии: Учебник для высших пед. учебных заведений. М., 1998.

.   Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

.   Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти. М., 2005.

.   Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн. 1,2. М., 1980.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1997.

.   Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.


Приложение 1

 

Показатели восприятия младших школьников по методике под названием «Тренировка и развитие внимания при помощи цифр».

Испытуемый

количество цифр

   

цифра «1»

цифра «9»

цифра «5»

    всего воспринято всего воспринято всего воспринято
1 Дубровина К. 12 11 9 9 10 8
2 Иванов А. 12 10 9 10 10 6
3 Еске А. 12 11 9 8 10 10
4 Игнатьева Е. 12 11 9 8 10 10
5 Мережко П. 12 11 9 9 10 6
6 Понамарева Е. 12 11 9 6 10 6
7 Алферова А. 12 11 9 9 10 10
8 Касымгужин Ж. 12 11 9 9 10 10
9 Джумабаев А. 12 11 9 8 10 10
10 Киблицкий Р. 12 11 9 9 10 6
11 Щербакова В. 12 11 9 8 10 10
12 Банков И. 12 10 9 8 10 6
13 Сабирова С. 12 11 9 9 10 10
14 Белова Ю. 12 7 9 8 10 10
15 Рябов Д. 12 11 9 6 10 6
16 Аманова А. 12 11 9 9 10 10
17 Плотников А. 12 10 9 9 10 8
18 Жибекова Г. 12 11 9 8 10 10
19 Чиркова М. 12 7 9 7 10 10
20 Семидоцких Ю. 12 12 9 10 10 10
21 Гарибжанов Ж. 12 10 9 10 10 10
22 Сотников А. 12 10 9 10 10 10
23 Юзик Д. 12 11 9 8 10 10
24 Сомова Е. 12 10 9 10 10 10

 


Приложение 2

Показатели внимания младших школьников, выявленные в результате исследования по методике под названием «Диагностика объема внимания».

Испытуемый

Воспринятые объекты

    всего в таблице норма всего воспринято
1 Дубровина К. 30 7±2 9
2 Иванов А. 30 7±2 13
3 Еске А.. 30 7±2 9
4 Игнатьева Е. 30 7±2 16
5 Мережко П. 30 7±2 9
6 Понамарева Е. 30 7±2 2
7 Алферова А. 30 7±2 10
8 Касымгужин Ж. 30 7±2 13
9 Джумабаев А. 30 7±2 7
10 Киблицкий Р. 30 7±2 9
11 Щербакова В. 30 7±2 11
12 Банков И. 30 7±2 9
13 Сабирова С. 30 7±2 12
14 Белова Ю. 30 7±2 8
15 Рябов Д. 30 7±2 10
16 Аманова А. 30 7±2 11
17 Плотников А. 30 7±2 13
18 Жибекова Г. 30 7±2 0
19 Чиркова М. 30 7±2 3
20 Семидоцких Ю. 30 7±2 12
21 Гарибжанов Ж. 30 7±2 10
22 Сотников А. 30 7±2 9
23 Юзик Д. 30 7±2 7
24 Сомова Е. 30 7±2 12

 


Приложение 3

 

+ / * + . ? / ! - :
. - : * - + ! : . /
+ ! / ? ? / - . * +
? - ? : ! ! : / + ?
* ! / + * . . * : -
/ ? . : : ? + - ? *
. : ! + * / ! - / !
+ - * . - ? - . / .
: * . ? + / ! + + :
/ ! ? - ! - : . ! -

 

Курсовая работа

на тему: «Особенности восприятия в младшем школьном возрасте»

по дисциплине «Возрастная психология»

 

 

Гужавина А.А.

студентка очного отделения

курса, группы ПО-0501

Научный руководитель:

старший преподаватель Чернова Е.Л.

Оценка

«_________________»

«____»____________200__г.

 

 

Петропавловск 2006


Оглавление

 

Введение

. Общее представление о восприятии

. Теоретический обзор проблемы восприятия

. История развития проблемы восприятия в практике зарубежных психологов

. История развития восприятия в практике ведущих отечественных психологов

. Изучение восприятия в младшем школьном возрасте

. Методика исследования

. Анализ и обработка результатов

. Рекомендации. Обсуждение результатов

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение

 

Младший школьный возраст-возраст в границах с 6-7 до 9-10 лет. Он определяется внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу.

Актуальность данной работы заключается в том, что ребенок в начальной школе начинает усваивать специальный психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. Все эти процессы не возможны без восприятия - одного из познавательных процессов человека. На основе обучения при благоприятных условиях и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

Казалось, совсем недавно мама с папой мечтали о том времени, когда их ребёнок пойдет в школу. И вот он пришел, этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился? Именно об этом пойдет речь в моей работе.

Вся учебная деятельность младших школьников строго целенаправленна. Во-первых, ученики должны овладеть навыками чтения, письма и счета, приобрести весьма значительный объем знаний по математике, родному языку, природоведению. Во-вторых, расширяется кругозор, расширяются и развиваются познавательные интересы ребенка. В-третьих, происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формируется способности к активной, самостоятельной, творческой деятельности. И, наконец, должна формироваться учебная направленность, ответственное отношение к учебе, высокие общественные мотивы учения. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью», что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, отличительным преобладанием первой сигнальной системы. Младший школьник с любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Однако восприятие это в начале обучения отличается своеобразными особенностями, позволяющими говорить о его возрастной недостаточности.

Наиболее характерная черта восприятия - его малая дифференцированность. Младшие школьники ошибочно и неточно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображение сходных предметов или сами сходные предметы (путают буквы «Ш» и «Щ», слова «поставили» и «подставили», изображения ржи и пшеницы, пятиугольники и шестиугольники). Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии. Однако не следует думать, что учащиеся первых и вторых классов вообще не способны к анализу, к вычленению признаков, деталей. Порой младшие школьники замечают такие детали, которые ускользают от внимания взрослого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.113 с.)