Влияние международных стран на сирийский кризис 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние международных стран на сирийский кризис



 

Против Сирии ведется открытая информационная война. Многократно повторяемый показ телеканалами «Аль-Джазира», «Аль-Арабийа», «Евроньюс», СNN кадров (как правило, сделанных камерами с мобильных телефонов, где невозможно определить место происходящих событий) с изображением массовых антиправительственных демонстраций, их подавления, пострадавших демонстрантов, передвижением по улицам городов бронетехники создает впечатление, что вся Сирия охвачена антиправительственными демонстрациями, которые жестоко подавляются войсками, что не соответствует действительности. Причем ни один из этих телеканалов ни разу не предоставил свой эфир правительственным сирийским СМИ. О своей поддержке Сирии и о ведущейся против нее информационной войне заявляли члены иностранных делегаций в Сирии, такие как известные государственно-политические деятели, как бывший посол США в Сирии, заместитель спикера парламента Ливана, представитель ливанской партии «Национальное движение», возглавляемой генералом Ауном, журналисты из Франции, Испании, Иордании, Ливана, Турции, Венгрии. Свою солидарность с руководством Сирии выразил президент Ирака Джалаль Талабани в своем послании, которое передал президенту Сирии министр национальной безопасности Ирака, находившийся в это время с официальным визитом в Дамаске. Президент Ирана М. Ахмадинежад также в своем послании подтвердил свою поддержку Башару Асаду.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что Сирия, будучи союзником Ирана, который соответственно рассматривается США и Израилем в качестве враждебного государства, и поддерживая палестинские группировки, противостоящие Израилю, является достаточно активным участником глобальной политики. Соответственно, имеются внешние силы, которые пытаются влиять на внутрисирийский кризис для достижения своих целей. В связи с этим можно вспомнить неоднократные обвинения Сирии в поддержке международного терроризма, в частности ливанского шиитского движения «Хезболла» и палестинского ХАМАС, звучавших со стороны руководства США (как предыдущего, так и нынешнего). Аналогичные обвинения звучат в адрес Сирии со стороны Израиля.

При этом необходимо отметить, что Сирия является практически единственной из всех противостоявших Израилю арабских стран, которая не заключила с ним мирного договора (Египет и Иордания заключили таковой соответственно в 1979 г. и в 1994 г.), хотя переговоры по этому вопросу между Сирией и Израилем велись уже давно. Оккупация Израилем с 1967 г. части сирийской территории (Голанские высоты), не признанной ООН и мировым сообществом, является еще одной болевой точкой, создающей напряженность в отношениях между Сирией и Израилем. В то же время суннитская Турция соперничает за лидерство в данном регионе с шиитским Ираном. Поэтому ослабление Сирии, имеющей давние, со времен ирано-иракской войны, союзнические связи с Ираном, в том числе на конфессиональной основе (правящий режим в Сирии состоит в основном из представителей алавитской общины, одного из направлений шиизма), соответствует турецким интересам. В то же время правящая партия и руководство Турции, представленное умеренными исламистами (премьер-министр и президент Турции - выходцы из ассоциации «Братьев-мусульман»), в какой-то мере симпатизируют сирийским «Братьям-мусульманам», находящимся в оппозиции правящему режиму в Сирии. Наряду с этим, в Турции, провозглашающей себя великой державой, не забывают, что Сирия на протяжении 400 лет (с ХVI века до конца Первой мировой войны) входила в состав Османской империи. Со своей стороны, правые партии Ливана, и прежде всего Движение 14 марта, возглавляемое Саадом Харири, обвиняющие Сирию в причастности к убийству в 2005 г. премьер-министра Ливана Рафика Харири (отца Саада Харири) и не желающие возвращения сирийского влияния в Ливан, также настроены против нынешнего сирийского режима. Напротив, блок ливанских партий и движений, и прежде всего «Хезболла», противостоявших израильскому вторжению на юг Ливана в 2006 г., поддерживают руководство Сирии, оказывавшее им существенную помощь в отражении израильской военной акции.

Что касается отношений между Сирией и Иорданией, то, несмотря на то, что обе страны находились в «одном окопе» во время всех арабо-израильских войн, тем не менее, ввод в 1970 г. сирийских войскна территорию Иордании для по ддержки базировавшихся там палестинских военизированных организаций, которых иорданский король Хусейн решил выдворить из Иордании, так как они, по мнению тогдашнего иорданского руководства стали угрожать суверенитету страны и королевской власти, создавали напряженность в отношениях двух стран. В настоящее время эта напряженность между Сирией и Иорданией, имеющей приоритетные отношения с США (американское посольство в Аммане является самым большим на Ближнем Востоке, откуда США осуществляют мониторинг региона), в достаточной степени сохраняется.

Что касается политики ведущих западных держав в отношении Сирии, то, очевидно, что политика Запада, направленная фактически на дестабилизацию арабского мира, создание здесь постоянного хаоса и внутреннего противоборства, в какой-то степени может быть выгодна странам Запада в плане облегчения им доступа к арабским нефтегазовым ресурсам и Израилю - в плане устранения потенциальных военных противников (Ирак и, возможно, Сирия, которая поддерживала «Хезболлу» во время израильского вторжения в Ливан в 2006 г. и поддерживает палестинские антиизраильские группировки), тем не менее, ведет к усилению радикального исламизма.

Практически с самого начала вооруженного выступления сирийской оппозиции, особенно с мая 2011 г., США и другие страны стали оказывать на сирийского президента Башара Асада нарастающее давление в ответ на подавление его правительством протестов и выступлений оппозиции.

Следовательно, нужно выявить потенциальных участник военного конфликта, точнее государства, имеющие общую с Сирией границу.

Израиль - обладает высоким наступательным потенциалом, позвояющим обеспечить успешные боевые действия против сирийской армии на ее же территории. Но его участие в наземной операции против Сирии выглядит маловероятным, так как израильский фактор всегда выступал объединяющим стимулом для всего арабского мира. Открытое вторжение Цахала на территорию Сирии с большой степенью вероятности приведет к резкому росту антиизраильских и антиамериканских выступлений во всем арабском мире. Израиль, скорее всего, ограничится разведывательным обеспечением действий коалиционных сил (в случае их создания) и сирийской оппозиции. Авиация Израиля может быть эффективно использована для уничтожения пусковых установок тактических и оперативно-тактических ракет, а также запасов химического оружия, имеющегося на вооружении ВС Сирии (минимальное время реакции с момента выявления цели до возможности нанесения по ней удара).

Иордания - обладает достаточно многочисленной и неплохо сбалансированной армией, на вооружении которой состоит большое количество относительно современных образцов вооружения. Однако события последних лет показали, что правящая монархия с трудом удерживает власть, а натиск радикальных исламских группировок возрастает с каждым днём. Если бы не военная помощь Саудовской Аравии Иордания уже бы повторила судьбу Ливии и Египта. К самостоятельным боевым действиям против Сирии Иордания не готова, участие в любой коалиции может окончательно нарушить хрупкое равновесие в этой стране.

Ирак - после двух военных кампаний по свержению Саддама Хусейна и длительной оккупации иностранными войсками с большим трудом налаживает мирную жизнь и имеет устойчивую тенденцию к дефрагментации в ближайшем будущем. К ведению самостоятельных боевых действий против Дамаска не готов. Мало того, возможный развал Сирии чреват для Ирака отделением курдской автономии. Участие в антисирийских коалициях маловероятно, к тому же, правительства у нтх шииты, а презипент Асад алавит из шиита.

Турция - способна к ведению самостоятельных боевых действий против Сирии. В случае поддержки действий турецкой армии коалиционными силами - шансы на успешное завершение военной кампании высокие: большая протяжённость совместной границы, развитая дорожная рокадная дорожная сеть с турецкой стороны, возможность скрытого сосредоточения войск в непосредственной близости от государственной границы, наличие как минимум трёх операционных направлений, неподготовленность северного направления для ведения широкомасштабных действий сирийской стороной, - все эти факторы в совокупности делают шансы турецкой стороны на успешное проведение военной кампании достаточно высокими. Опасность этого направления усиливается наличием у Турции гораздо более сильного флота, способного в короткие сроки организовать морскую блокаду Сирии и ведение эффективных боевых действий на приморском направлении.

Таким образом, в случае гипотетического падения правящего режима в Сирии здесь, весьма вероятно, что в Сирии возможна активизация исламистского экстремизма. Причем она может быть направлена в том числе и против России. Еще одним результатом возможного крушения нынешнего сирийского режима станет потеря Россией своего, пожалуй, единственного союзника на Ближнем Востоке вместе с военно-морской базой в Тартусе и выдавливание отсюда российского бизнеса, как это происходит в Ираке. Возможно, в настоящее время политика в отношении Сирии не является приоритетной для России. Однако внешняя политика великой державы, каковой Россия является (хотя бы по размерам ее территории, обладанию ядерным оружием и постоянным членс-твом в СБ ООН), должна базироваться на долгосрочных интересах. Сирия, занимая стратегически важное положение в регионе и являясь потенциальным проводником экономических и военно-политических интересов России на Ближнем и Среднем Востоке и в бассейне Средиземноморья, должна занимать достаточно важное место в российской внешней политике. В этой связи очевидно, что современная российская политика в отношении Сирии, как и всего ближневосточного региона, должна быть очень взвешенной и учитывать все возможные последствия.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Работу над курсовой работой я начала с изучением истории терроризма, без знания которой, как мне кажется, невозможно постичь его смысл и определить истоки. В свою очередь, только четкое представление о том, что же являет собой терроризм, в чем состоят причины, порождающие его, и каковы мотивы, заставляющие людей заниматься террористической деятельностью, может стать основой для разработки мер по предупреждению действий террористов и определения эффективных методов борьбы с этим сложнейшим и опаснейшим явлением.

Так, терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

К сожалению, терроризм является весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой.

Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. В различных регионах мира политическими и националистическими радикалами, взявшими на вооружение методы террора для достижения своих целей, организована разветвленная сеть подполья, складов оружия и взрывчатых веществ, обеспечивающих структур, финансовых учреждений. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов. Совершенно очевидно, что для противодействия этому крайне опасному явлению необходима координация усилий всех государств на высшем уровне, создание сети международных организаций. Для осуществления эффективных действий по борьбе с терроризмом необходима также выработка его единых международно-правовых понятий, точной правовой характеристики этого вида преступления.

Что касается ко второй части моей исследовательской работы, то в качестве предварительного вывода о затянувшемся внутреннем политическом и религиозном кризисе в Сирии и дипломатической дуэли между державами можно сказать следующее: как видно из двухлетнего противоборства сторон в Сирии и вокруг нее, страна разрушена, рассечена на множество социальных слоев, а также по национально-религиозным и территориальным сегментам. Причем внешний фактор в лице мировых держав и ряда заинтересованных международных организаций получил право на вмешательство в её внутренние дела. Воспользовавшись сложившейся трагической ситуацией в Сирии, иностранные идеологи вещают о продолжении плохой судьбы этой страны и на перспективу. Так, мировые СМИ и политологи-эксперты утверждают, что Сирии грозит скорее судьба Афганистана - затяжная гражданская война на истощение и долговременный глубокий раскол общества по религиозным, социальным, этническим и территориальным аспектам. Причем утверждается, что это - тупик. Поэтому и советы извне следуют безнадежные, т.е. избежать тупика можно лишь двумя способами: либо быстрой и предельно жестокой ликвидацией восстания (на что у режима, как видно, недостаточно сил и политической воли), либо отставкой Башара Асада и проведением глубоких реформ (на что у правящих кругов страны нет желания).

На мой же взгляд, противодействие терроризму должно рассматриваться всеми цивилизованными странами в качестве одной из основных общегосударственных задач. Тут хотелось бы отметить тот факт, что любое военное вмешательство в дела Сирии не допустимо. Свержение действующего правительства Сирии приведет к приходу к власти исламистов и росту репрессий, насилия и нестабильности, тем более когда в стране и так уже политическая нестабильность, экономический спад. Кроме того, это будет крайне опасным прецедентом для всех стран региона. Видимо, урегулировать конфликт в Сирии может только правительство этой сраны совместно с обществом, однако чем дольше будут длиться боевые действия, тем туманнее становится эта перспектива. К сожалению, возможности международного сообщества в данном случае довольно ограниченны, но оно должно всячески способствовать этому. Запад должен прекратить политику двойных стандартов по отношению к сторонам конфликта; прекратить любую поддержку повстанцев; и, хотя репрессивные методы Сирийских властей вызывают беспокойство, предоставить им возможность навести порядок в стране. В конечном счете, репрессии законных властей лучше, чем такие же репрессии боевиков - радикальных исламистов.

В заключение еще раз отмечу, что борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Но ни для кого не секрет, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии. М., 1987; Ислам.

2. Huntington S. "The clash of civilizations" Foreign Affairs Summer, 1993.

.   Reich W. Origins of Terrorism: Psychologies, Ideologies, Theologies, States of Mind. / Ed. by Washington 1998. - р. 262.

.   Shaw «The terrorist an the terrorized: Some Psychoanalytic consideration». The Journal of Psychohistory, 1991.

.   Zisser Eyal. Appearance and Reality: Syrias Decisionmaking Structure // MERIA. T. 2. № 2. Mayis 1998; Idem. Bashar al-Assads Gamble // Middle East Quarterly. Осень 2006; Idem. Syrian Foreign Policy Under Bashar al-Assad // JERUSALEM ISSUE BRIEF. T. 4. № 2. Август 2004.

.   Абдурахманов С.Ш. Сущность терроризма: теоретико-методологический анализ. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Астрахань - 2009. - № 1. -С. 68-73.

7. Агентство международных новостей Trend / URL: <http://www.trend.com> (20.12.2012).

.   Александров А.И. Политика Сирии: долговременная стабильность или затянувшаяся неопределенность? // Арабский мир в конце XX века. М.: РАН, 1996.

.   Арабский Восток: ислам и реформы. Сб. статей. М., 2000.

.   Арипов A.B. Сирия: факторы политико-экономических изменений // Ближний Восток и современность / Ред. М.Р. Арунова. М.: РАН, 2002.

.   Ахмедов В.М. Сирия на рубеже столетий: Власть и политика. М.: РАН, 2003.

.   Бакланов А.Г. Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию системы региональной безопасности. М., 2000.

.   Барышников, С.Г. Атрибуты террористической деятельности: социально-онтологический аспект // Мир науки, культуры, образования. - Кемерово, 2011. - № 5 - С. 423-424.

.   Батагова Л.Х. Сущность и содержание современного терроризма // Вестник Владикавказского научного центра. - 2008. - № 4. - С. 38-40.

.   Безносов Д.С., Почебут Л.Г. Психологические аспекты экстремизма и терроризма // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Cерия [10]. 2010. - № 1. - С. 287-299.

.   Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. 6. 2000 / Ответ. Ред. В.А. Исаев, А.О. Филоник.

.   Ближний Восток: проблемы региональной безопасности / Под ред. М.П. Аруновой. М., 2000; Политическая элита Ближнего Востока. М., 1999.

.   Вахрушев В.А. Исторические аспекты терроризма // Вестник академии военных наук. - 2011. - № 2. - С. 187-196.

.   Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества // Закон и право. 2000. №4.

.   Долгов Б.В. Кризис в Сирии: внутренние и внешние факторы // Восточная аналитика. - 2011. № 2. - С.181-187.

.   Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях // Дипломатический Ежегодник. 1997.

.   Жаринов К.В. Терроризм и террористы. М., 1997.

.   Зарубежный Восток и современность (Основные проблемы и тенденции развития зарубежного востока). М. 1980-1981.

.   Ильинский И.М. О терроре и терроризме. М., 2001.

.   Информационный центр Меира Амита по изучению терроризма // URL: <http://www..terrorism-info.org.il/ru/Хезболла> (07.06.2013).

.   Климаченкова В.О. Современный терроризм: понятие, условия и причины // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. -2007. - № 7. - С.12-16.

.   Косач И.Г. Мирный процесс на Ближнем Востоке: Сирийское направление // Востоковедный сборник / Ред. В.А. Исаев. М.: РАН, 2001.

.   Мазен Лило Ради Понятие терроризма в международном праве: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. в области публичного права (01.08.07); Фак. права и политики Арабской академии в Дании. - Копенгаген, 2007. (на арабском языке).

.   Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке: Материалы конференции. Москва, 4 февраля 1999. М., 1999.

.   Политическая аналитика // URL: <http://www.politicalmind.ru/minsos-1195-4.html> (18.06.13).

.   Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002.

.   Программа лекции Сирийский кризис: причины и перспективы терроризма // URL: <http://www.nov.docdat.com/docs/index-10871.html> (09.06.2013).

.   Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 2000.

.   Ситуация в странах // URL: http://www.fundrokada.org.ua/ <http://fundrokada.org.ua/> (07.06.2013).

.   Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000.

.   Филоник А.О. Госсектор и бюрократия в Сирии //Арабские страны. М.: РАН, 1995.

.   Шарипов, У.З. Битва за Сирию // Обозреватель-Observer. - 2012. - № 10. - С. 64-74.

.   Шенников В.Ф. Место Сирии в арабском мире после падения режима Саддама Хусейна // Ближний Восток и современность / Ред. М.Р. Арунова. М.: РАН, 2003. № 18.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.63 (0.036 с.)