Глава 1. Социализация в системе социальной связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Социализация в системе социальной связи



Содержание

Введение

Глава 1. Социализация в системе социальной связи

1.1 Сущность процесса социализации. Этапы и агенты социализации

Понятие «неформального объединения» его классификация

Неформальные объединения в процессе социализации

Глава 2. Анализ и проведение исследования особенностей социализации подростка в неформальной группой

2.1 Исследование особенностей социализации подростков в неформальной группе

Педагогическое руководство процессом социализации подростков в неформальной группе

Заключение

Литература

Приложение

 

 


Введение

 

В наше время усилился интерес к неформальным объединениям молодежи. Все говорят об этом, в газетах можно подчас прочесть кардинально противоположные мнения по этому вопросу. Тема "неформалов" всегда была актуальна. Неформальные объединения целая система, весьма своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, где существует яркое деление на "своих" и "чужих".

Неформалы - это в основном молодежь и видов неформалов существует великое множество (панки, металлисты, хиппи, системщики и т.д.)

Сегодня необходима активизация воздействия на подрастающее поколение как формальных, так и неформальных институтов. И если формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации, то неформальные институты в меньшей степени находятся под социальным контролем, однако, они оказывают значительное влияние на развитие общества.

И не смотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их.

Объект исследования. Процесс социализации подростков.

Предмет исследования. Особенности социализации личности подростка в неформальной группе.

Цель исследования. Определить педагогические условия успешной социализации подростков в процессе их взаимодействия с неформальными группами.

Задачи.

. Проанализировать сущность процесса социализации

. Выявить агентов, а также, сколько этапов и при каких условиях проходит процесс социализации.

. Рассмотреть особенности изучения неформальных молодежных объединений, их классификацию, признаки, а также причины их возникновения.

. Разработать и апробировать программу опытно-эксперементального исследования особенностей социализации личности подростка в неформальной группе.

. Определить особенности социализации подростков в неформальной группе.

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, анкетирование, методика оценки отношения подростков к неформальной группе, определения уровня агрессии подростка к социуму, педагогическое наблюдение за ходом опытно - экспериментальной работы, методы анализа и обработки педагогической и психологической информации.

 

 


Глава 1. Социализация в системе социальной связи

Вторичная социализация

·   профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей,

·   включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, процесса повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чуждой культуре.

·   Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения). Пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Интериоризация (от французского interiorisation и латинского interior - внутренний) - это процесс усвоения внешних для индивида норм культуры как внутренней потребности, собственной нормы, принципа. Человек, интериоризировавший потребительские модели данного общества или группы, делает совершенно свободный выбор именно того, что навязывает среда. Он поступает, как все, и чувствует себя свободным.

Общественные условия социализации:

1. Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

2. Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

.   Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

К ним относят:

) агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

) агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.

Основные агенты социализации:

·   семья

·   школа

·   друзья, сверстники

·   средства массовой информации и другие

Семья. В семье ребенок принимается, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери.

Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит маме. Главная задача матери - привить малышу желание принимать другого человека, слушать его и делать ему приятное.

По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:

· нравственно-психологическим микроклиматом в семье;

·   материальным и социальным статусом семьи;

·   степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;

·   ролью отца и матери в общении с детьми;

·   структурой и составом семьи и т.д.

В семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром.

Школа. То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то, что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему.

Для детей очень важно позитивное внимание со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении. Дети чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе.

Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у ребенка

На ребенка оказывает влияние так же и сам детский коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения. Влияние малых групп на развитие отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения. Педагог, зная неофициальную систему взаимоотношений, может управлять развитием коллектива. Необходимо так же знать каково положение каждого ребенка в коллективе. Обладая этими знаниями надо создать ситуации в которых полностью раскрывается натура ребенка перед одноклассниками.

Друзья и сверстники. В группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке.

СМИ. Огромное влияние на молодежь оказывают средства массовой информации, которым нельзя слишком доверять. Картину положения современной молодежи можно нарисовать следующим образом:

с одной стороны - родители с обломками своих понятий о жизни, которые совершенно не вписываются в современную обстановку, с другой стороны - средства массовой информации, которые так активно стараются помочь подрастающему поколению, что зачастую просто зомбируют человека. Склонность к этой тенденции обещает превратить общество в ту же массу, на уничтожение которой уже потрачено столько сил.

Если общество превратится в серую массу, пусть даже возвышающую себя, но - массу, оно просто погибнет. Именно индивидуальность спасет мир, т.к. весь смысл мира заключается в яркости его красок, в разнообразии. Так что уничтожение и подавление каких-либо отщепенцев грозит глобальной катастрофой для всего человечества.

Начнем с рассмотрения различных концепций неформальных молодежных объединений в историческом аспекте, а также современных подходов по изучению данной темы.

В современной науке исследование неформальных объединений носит междисциплинарный характер. Неформальные группы привлекают внимание философов, социологов, психологов, культурологов, историков, педагогов, экологов, специалистов в области социальной работы и представителей других областей научного знания.

Отметим, что неформальные молодежные объединения рассматривались первоначально зарубежными социологами. Проблемы неформальных молодежных объединений затрагивались в работах таких зарубежных исследователей, как М. Брейк, С. Коэн, С. Фрит, Д. Хэбдидж, К. Мангейм, У. Миллер, Т. Парсонс, Т. Роззак, П. Уиллис и др.

М. Брейк, изучавший смысловые аспекты содержания неформальных молодежных объединений, отмечал, что они как системы значений, способов выражения и жизненных стилей развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении. По мнению ученого, неформальные молодежные объединения отражают попытки молодежных групп решить структурные противоречия, возникшие в социетальном контексте.

В интерпретации М. Мердока неформальные молодежные объединения представляют собой аккумулированные значения и средства выражения, с помощью которых группы, занимающие в обществе подчиненное положение, пытаются адаптировать доминирующую систему значений или противостоять ей. Неформальные молодежные объединения дают набор доступных символов, которые отдельные индивиды или группы могут использовать для придания смысла своему особому положению и формирования устойчивой идентичности. Проблемы мировоззренческой дифференциации внутри альтернативного молодежного движения исследовали Д. Хэбдидж и С. Фрит, которые выделяли два основных типа отношений неконформной молодежи к жизни и обществу: отношения молодых людей из среды рабочего класса и отношения групп богемной молодежи из средних классов, причем и те, и другие ориентированы на досуг.

Большое влияние на характер исследования неформальных молодежных объединений в западной науке оказали идеи К. Мангейма, который в своих работах исследовал феномен поколенческого единства. Среди современных зарубежных исследователей особо следует отметить работы С. Айзенштадта, концепция которого заключается в следующем. Он полагает, что чем старше становится индивид, тем шире его контакты с окружающей средой. Переход в иную возрастную и социальную группу характеризуется обострением отношений с окружающим миром, возникновением стрессовых, напряженных ситуаций.

По мнению С. Айзенштадта, неформальная группа - это иная модель общественных отношений. Эти взаимосвязи отличаются от формальных, общественных. В группе сверстников молодой человек сохраняет потребность в эмоциональной близости, сплоченном коллективе. Происходит эмоциональная идентификация, которая возможна лишь в том случае, если индивид воспринимается как целостная личность, если его объединяет с другими общее представление о временных циклах, общая потребность найти себя, свое место в жизни.

Анализируя концепцию неформальных объединений С. Айзенштадта, следует отметить, что многие ее положения являются спорными, не подтвержденными научными исследованиями. В его теоретической системе нет проблемы конфликта поколений. Он акцентирует внимание на преемственности поколений, воспроизводстве социальных систем и форм деятельности. В данной концепции не учтено социализирующее влияние средних групп - учебного и трудового коллектива, опосредующих включение индивида в социальные отношения. Но самым важным в этой концепции, является то, что в ней неформальные группы впервые стали закономерным компонентом социальной структуры общества.

Отметим, что также изучением неформальных молодежных объединений занимались такие западные исследователи как Д. Рисмен, Ж.Фридман, С. Паркер, Г. Рохейм, П. Уиллис и другие социологи.

В отечественной науке у истоков изучения неформальных молодежных объединений стояли специалисты в области педагогики и психологии. Разработку подобной проблематики еще до революции вел С.Т. Шацкий. Ученый выдвинул и обосновал гуманистическую идею о том, что «дети улицы», входящие в различные объединения, совсем не отличаются от «нормальных детей» какими-либо «дурными задатками». Вслед за С. Шацким огромный вклад в изучение психолого-педагогических аспектов жизнедеятельности стихийных групп несовершеннолетних внес классик советской педагогики А.С. Макаренко. Вопросами возникновения стихийных групп подростков и юношей также занимались в 20 - 30-е годы XX века П.П. Блонский, В.Н. Мясищев. Одну из первых в науке классификаций стихийно возникающих групп как «самовозникающих кратковременных и длительных коллективов» дал А.С. Заслужный. И. С. Полонский обосновал принципиально важное положение о том, что стихийно-групповое общение - определенный этап в процессе социализации подростков. Эти исследования заложили основные традиции изучения неформальных молодежных объединений в отечественной науке.

Однако отметим, что в советское время специальной, целенаправленной работы по изучению неформальных молодежных объединений не велось, а те немногочисленные проводимые исследования, связанные с проблемами молодежи, имели ярко выраженную идеологическую направленность.

До начала 80-х годов XX века научный анализ неформальных молодежных групп был затруднен, так как сам объект подобных исследований - неформальные молодежные объединения - находился в «подполье».

В середине 80-х годов сам факт существования неформальных молодежных объединений в СССР был официально признан, вокруг проблем существования этого феномена стали разворачиваться дискуссии, часто имевшие не столько научный, сколько публицистический характер. Большинство исследователей тех лет рассматривали неформальные молодежные объединения только как форму девиантного поведения, криминогенного по своей сути.

К началу 90-х гг. в отечественной науке сформировались три направления исследований проблематики неформальных молодежных групп. Одно из них - изучение включенности молодежи в неформальные объединения и другие субкультурные образования (исследовательские проекты А.А. Ладатко, В.Ф. Левичевой и др.). Другое направление (Е.В. Березина, О.К. Данисевич, А.С. Морозов) основывалось на применении методов включенного наблюдения и развивалось в рамках «перестроечной публицистики». Третье направление составляли исследования преимущественно преступных молодежных группировок, проводимые в основном специалистами в области права (А. И. Захаров, В. Т. Кондрашенко). Рассмотрение неформальных молодежных объединений как особого социального явления в 90-е годы развивалось в исследованиях А.Н. Андреевой, И.В. Бестужева-Лады, Т.П. Долговой, С.Н. Иконниковой, Ю.А. Клейберга, В.Ф. Левичевой, А.В. Мудрика, В.А. Писаревой, З.В. Сикевича, Т.Б. Щепанской и других социологов.

Следует заметить, что большое влияние на развитие научных представлений о неформальных молодежных объединениях оказало становление отечественной социологии молодежи. Ее концептуальные положения раскрыты в трудах Ю.Р. Вишневского, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, В. А. Лукова, Е.Л. Омельченко, Т.Э. Петровой, С.И. Плаксия, О.А. Раковой и других исследователей.

Отметим, что молодежные субкультуры в деятельности представлены неформальными молодежными объединениями. В отечественной социологической науке сложились три основных подхода к проблеме неформальных молодежных объединений. Согласно первому из них (представители И.С. Кон, Н.В. Кофырин, А. Г. Кузнецова, Б.В. Парыгин и др.), проблема неформальных объединений характерна для всех стран и порождена, в первую очередь, глубоким кризисом существующих моделей социализации личности, проявившимся в 60-х гг. в пессимизме, упадничестве, росте наркомании и других негативных явлениях.

Неформальные объединения должны предоставить подросткам и молодежи качественно новую систему воспитания, социализации личности, ее адаптации к реальному миру. Сторонники второго подхода (М.Ю. Миньковский, А.В. Мудрик, Л. Б. Новикова и др.) исходят из того, что отчуждению молодежи от общества и объединению в различные неформальные группы способствовала советская бюрократическая система.

Со второй половины XX века началась борьба между официально признанными самодеятельными организациями и неформальными объединениями за сферы влияния на детей, подростков и молодежь. Третий подход (С.А. Беличева, А.Н. Островский, И.К. Полонский, Д.И. Фельдштейн и др.), объединяя положения первых двух подходов, акцентирует внимание на психолого-педагогических особенностях членов неформальных объединений. Подростков и молодых людей привлекает в неформальных объединениях возможность самовыражения, реализации своих возможностей и способностей в группе. Существуют различные определения понятия «неформальные молодежные объединения».

Так, в 1986-1987 гг., под неформальными молодежными объединениями чаще всего понимали рокеров, хиппи, металлистов, словом, подростки и молодежь, обращающие на себя внимание необычным видом или вызывающим поведением. Есть определение неформальных молодежных объединений как групп молодежи, которые собираются по принципу стаи и не имеют организационной структуры. На наш взгляд, данный термин неточен, поскольку в таких группах как раз формальной, внешней стороне придается особое значение. В связи с этим можно говорить об атрибутике, специфическом для каждой группы сленге.

Авторы книги «Неформальные молодежные объединения на рубеже тысячелетий» под неформальными молодежными объединениями понимают «малые и большие социальные общности, отличающиеся по численности, структуре, интересам, способам воплощения своей деятельности, имеющие собственный стиль жизни и поведения, а также существенно изменившиеся ценностные ориентации».

По мнению этих исследователей, для неформальных молодежных объединений 90-х годов характерен ряд неотъемлемых признаков:

1. Их возникновение основано на базе стихийного общения и конкретных условий социальной ситуации.

. Они самоорганизованны и не зависят от официальных структур.

. Для участников обязательны: самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка.

. Они относительно устойчивы, имеют определенную иерархию.

. Имеют особую систему ценностных ориентаций, стереотипов поведения.

. Атрибутика подчеркивает принадлежность к данной социальной общности.

В работах А.С. Запесоцкого, А.П. Файна неформальные молодежные объединения рассматриваются как группа людей, имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения; выразительную систему атрибутов; стиль общения, определяемый сюжетом, ритуалами принятия новичков, посвящения, исключения, особенности ролевого поведения.

Под неформальной молодежной группой Н.В. Кофырин понимает «определенный тип молодежного сообщества, возникшего и существующего ради удовлетворения потребностей и интересов его членов, чья деятельность не регламентирована правовыми документами и неподотчетна государственным и общественным организациям»

Понятие «неформальные молодежные объединения», по мнению И.С. Кона, связано с набором постоянных компонентов к которым можно отнести: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы; форму одежды и внешний вид; чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения; ритуалы общения». Социально-психологическими характеристиками содержания деятельности неформальных молодежных групп являются смысловое пространство ценностей, установок; способы деятельности и формы общения, осуществляемые в подростковых и юношеских сообществах конкретной исторической социальной ситуации развития.

Д.В. Ольшанский относит к неформальным молодежным объединениям тех, «кто выбирается их формализованных структур нашей жизни, не вписывается в привычные правила поведения, стремится жить в соответствии со своими собственными, а не чужими интересами, и готов отстаивать право на это, объединяясь с себе подобными для совместного провождения времени и реализации этих интересов.

Итак, Неформальными молодежными объединениями мы можем назвать официально незарегистрированные стихийно образующиеся группы молодых людей, возникающие по инициативе «снизу» на основе общего типа поведения, образа жизни, ценностных установок.

Неформальные объединения молодежи - это группировки, течения, инициативы, это кружки единомышленников, чья активность чрезвычайно высока. Это объединения людей различных возрастных групп молодежи. В жизни они настолько смешаны, что бывает достаточно трудно определить специфику той или иной неформальной группы.

Неформальные объединения молодежи - это явление массовое. Объединяются ради различных интересов люди. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией.

В настоящее время выделяют следующие основные признаки неформалов:

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

) Слабо выраженная внутренняя структура.

) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

) Слабые внутренние связи.

) Очень сложно выделить лидера.

) Не имеют программы деятельности.

) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

) Представляют альтернативу государственным структурам.

) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

Рассмотрим классификацию неформальных объединений по нескольким авторам:

По Фрадкину

Неформальные группы бывают:

просоциальные, асоциальные, антисоциальные;

группы принадлежности и референтные;

большие и малые (здесь речь не о количестве, а о качестве (группы, в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом - малые, а где не могут общаться - большие));

постоянные и случайные;

с демократическим и авторитарным подчинением;

разновозрастные и одновозрастные;

однополые и разнополые и т.д.

По Фролову

а) по принадлежности:

ингруппа (моя);

аутогруппа (чужие)

б) по взаимоотношениям:

первичные (такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида)

вторичные (обезличенные)

в) по степени общения:

малые (где каждый член группы находится в личном общении с другими членами группы);

большие (где непосредственное общение отсутствует);

3. По А. В. Толстых:

а) общественно-политические группы (ставят целью пропаганду определенных общественно - политических взглядов, неагрессивны);

б) радикалы (любера, скины - очень агрессивны (лидеры - в основном из старшего поколения));

в) эколого-этические группы (“зеленые”);

г) группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и т.д.);

д) нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы);

е) группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты);

Асоциальные

- стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры:

- панки (девиз: “Живем здесь, сейчас и сегодня”),

мажоры (это люди, которые проповедуют теорию хайлайфизма (“высокий уровень жизни”), они умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни),

рокеры,

хиппи,

альтернативщики

“альтернативщики”

Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной. Они стоят около входов в популярные молодежные кафе, слоняются с отрешенным видом по улицам городов. Себя они считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Это их “система”. Взгляды “альтернативщиков” на жизнь во многом помогают понять позицию неформалов в целом.

Эти люди способны жертвовать последним. Последним ради того чтобы создать в стране культуру истинно молодежную».

Нужно отметить, что молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками бежит от душевного одиночества, а его испытывают многие, проживая в отдельных квартирах с непонимающими их, как они считают, родителями. Для многих противопоставление себя, своего “Я” взрослым - нормальное явление.

Протест, который они выражают, может быть пассивным, через внешнее, скорее показное, демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Именно это исповедует “альтернатива”. Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпатаже, граничащим с хулиганством, а иногда переходящим в него.

Антисоциальные.

- ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота.

Банды

это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится “бандами” на зоны влияния. На “своей” территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися “чужаками” (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.

В “бандах” свои законы, свои нравы. “Законом” является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить “свою” девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается, существует только партнерство со “своими девчонками”. “Травка” - наркотики, которые курят. “Прикидка” - грабеж. Самым страшным является “счетчик”, когда одному из подростков, как правило, из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег, которую он должен добыть. Для внешнего приличия можно попросить “в долг”. С этого момента включается “счетчик”. Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчика ограничено. Расправа жестока - от избиения до убийства.

Покинуть банду бывает очень сложно.

Все “банды” вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие пускается в ход без долгих размышлений. “Банды” не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. Последние вынуждены становиться “данниками” “банды” либо вступать в нее.

Просоциальные

-неформальные клубы или объединения - это социально-положительные, которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы…).

Зеленые - называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет.

Их задачи и цели.

Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды. За ее решение и взялись “зеленые”. Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие.

Первый такой комитет по защите озера Байкал был создан в 1967 году. В него вошли представители творческой интеллигенции.

Численность экологических неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден их социальные и возрастной состав. Свою малочисленность экологические группы компенсируют активностью, которая привлекает к ним большие массы людей, выступающих в поддержку различных природоохранных инициатив.

Так же к просоциальным неформальным объединениям относятся объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей.

Существуют еще Неформалы художественной направленности.

Говорят, у каждого поколения своя музыка. Если это положение, верно, то возникает вопрос: музыкой какого поколения является рок.

Рок исполнители пели о проблемах, волновавших бунтующую молодежь: о нарушении гражданских прав обездоленных, о расовых предрассудках и преследовании инакомыслящих, о необходимости социальных реформ.

Рок - исполнители пели о том, что было близко и понятно их слушателям. Не меньшей популярностью у молодежи пользуются самодеятельные художники. Есть проблема - предоставление молодым художникам возможности выставлять и продавать свои картины. Ведь отсутствует единый центр, который мог бы стать для самодеятельных художников своеобразной творческой мастерской. Не решен вопрос с информированием общественности о деятельности самодеятельных художников, не проводится обсуждение их картин, разрабатываемых ими направлений творчества.

Есть и свои проблемы и у коллекционеров. Несмотря на значительное количество всевозможных любительских объединений, и клубов (филателистов, нумизматов и т.д.), многие вопросы решаются без них.

Выражаясь кратко, "неформалы" - это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

 

1.2 Понятие " неформального объединения " его классификация

социализация неформальный объединение подросток

Общая причина образования молодёжных объединений- недовольство жизнью, кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Казалось бы, самые обиженные жизнью - пенсионеры - не спешат на «тусовки». А дело в том, что «люди, кому за 50» уже занимают предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак нельзя сказать о «новом поколении». Молодёжи с обществом, не желающим решать её проблемы и не принимать её такой, какой она хочет быть.

Возникновение молодежных объединений обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т.Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие.

. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество - такова и молодёжь.

. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей “взрослого” мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.

. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением - наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

 

Таблица №1

Прагматический тип

Индивидуалистический тип

Коллективистский тип

Группа А Группа Б Группа А Группа Б Группа А Группа Б
3 5 3 6 2 3

8

9

5

 

Таким образом, для большинства подростков, входящих в неформальную группу характерны прагматическая и индивидуалистическая направленность, членство в группе воспринимается как средство способствующее достижению индивидуальных целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.098 с.)