Общие черты, этапы и тенденции развития литературы писателей США в послевоенное время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие черты, этапы и тенденции развития литературы писателей США в послевоенное время



Введение

Тема нашего исследования носит название «Творчество Джона Стейнбека после 1945 года». Данная тема позволяет рассмотреть многогранность творчества одного из самых известных американских писателей - Джона Стейнбека, который был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1962 году.

Джон Стейнбек (1902-1968) - один из классиков американской литературы, художник-реалист, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. В произведениях Дж. Стейнбека поставлены острые и сложные проблемы, волновавшие не только американское, но и мировое общество. Опираясь на традиции предшествующей как американской, так и европейской литературы, Джон Стейнбек создает свой неповторимый художественный метод изображения человека, природы. Его произведения отличаются пристальным интересом к жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека.

Творчество Дж. Стейнбека изучено достаточно полно и глубоко как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. Свидетельство тому - большое количество научных работ.

Интерес к творчеству Дж. Стейнбека как в Америке, так и в нашей стране возник в конце 30-х годов. В США одними из первых появились статьи и эссе Э. Ричардса, X. Мара, К. Джонса, Ван Дорена, Э. Уилсона. В них писатель предстает как реалист, который в своих произведениях затрагивает многие проблемы американского общества: экономический кризис, обнищание фермеров, потерю нравственных ориентиров.

В 1940-е годы критических работ о Дж. Стейнбеке вышло немного. Это можно объяснить начавшейся второй мировой войной и тем, что после «Гроздьев гнева» писатель создавал произведения не столь социально значимые, как вышеназванный роман. На наш взгляд, наиболее интересные статьи о Джоне Стейнбеке этого периода принадлежат Ф. Карпентеру6, Л. Геннетту, Л. Гурко. Новые произведения писателя рассматривались в основном в сравнении с «Гроздьями гнева»; творческой удачей была названа повесть «Консервный Ряд» (Л. Геннеттом).

В конце 50-х - начале 60-х годов появляются критические работы Дж. Фонтенроуза, П. Лиски, У. Френча, которые заложили основы западного стейнбековедения.

К концу 60-х - началу 70-х годов относятся первые работы Т. Хаяши - крупного исследователя творчества Стейнбека, под руководством которого стали проходить ежегодные Стейнбековские фестивали в Салинасе - родном городе писателя.

В 1990-е годы вышли монографии «патриарха» стейбековедения Уоррена Френча («JohnSteinbeck'sFictionRevisited», 1994), Д. Парини (J. Parini «JohnSteinbeck:ABiography», 1995), работы Д.Д. Бенсона («LookingforSteinbeck'sGhost», 1991), Дж. Тиммермана («The Dramatic Landscape of Steinbeck's Short Stories, 1993), А. Уэлша (A. Welsh «Lanselot at the Crossroads in Malory and Steinbeck», 1991) и др. Дж. Тиммерман в своей статье обращает внимание на влияние идей 3. Фрейда и К. Юнга на творчество Дж. Стейнбека; А. Уэлш исследует библейские и мифологические параллели в произведениях писателя.

В 2002 году, когда отмечалось столетие со дня рождения писателя, вышло много статей, эссе, рецензий, посвященных жизни и творчеству Дж. Стейнбека. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются работы Мелиссы Хармон (MelissaHarmon, «Monterey: TravelsWithSteinbeck»), в которой говорится о современности многих персонажей и ситуаций в произведениях так называемого монтерейского цикла; Марджори Колиман (MarjoryColeman, «WhyteacherstreasureSteinbeck'stales»), в ней автор считает, что творчество Дж. Стейнбека не потеряло ни актуальности, ни значимости в наши дни.

В целом же художественное наследие Дж. Стейнбека в современном литературоведении представляет собой достаточно изученную область, однако, учитывая значимость писателя и его вклад в мировую литературу, возникла необходимость дать художественную оценку в определенных аспектах творчества данного автора.

Анализ научных трудов по творчеству Дж. Стейнбека приводит нас к выводу, что при высокой степени изученности произведений писателя, богатстве использованных научно-исследовательских подходов (историко-биографическом, коммуникативном, культурологическом), вне внимания исследователей оказывается семантика художественного пространства романов американского автора. Это объясняется тем, что только в последнее десятилетие в отечественном литературоведении сложились объективные предпосылки для рассмотрения произведений в подобном ракурсе: появилось большое количество теоретических трудов.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с середины 80-х годов XX в. и вплоть до настоящего времени в современном литературоведении уделялось недостаточно внимания творчеству Дж. Стейнбека. За двадцать лет, прошедших со времени публикации авторов, указанных выше, и появления новых подходов к анализу текста, возникла необходимость заново рассмотреть некоторые произведения писателя в послевоенные годы. Мы обращаемся к пространственно-временному анализу текстов, что является доминирующим в плане создания произведений, позволяющим объединить разные ракурсы описания и изображения.

Научная достоверность настоящей работы обусловлена объективно-критическим подходом к анализу поставленных проблем; использованием современной методологии; исследованием произведений Дж. Стейнбека в новом ракурсе; широкой базой привлеченных отечественных и зарубежных литературоведческих источников по избранной проблеме.

Научная новизна заключается в осмыслении творчества Дж. Стейнбека в контексте современных представлений о сути богатых художественных новаций в XX в. Предложен новый подход к изучению произведений писателя, прослежено концептуальное единство философского и художественного мира автора. Мы рассматриваем семантику художественного пространства (средства выражения смысла, интерпретации его типов) в произведениях Дж. Стейнбека, пространственные характеристики, множественность пространственных точек зрения в одном произведении и их взаимодействие, пространственную образность в текстах.

Объектом исследования является литературный сравнительно-сопоставительный анализ произведений Джона Стейнбека, написанных после 1945 года.

Предметом исследования являются произведения Дж. Стейнбека в послевоенный период: романы «Консервный Ряд» «Заблудившийся автобус», дневниковые книги «Путешествие с Чарли в поисках Америки», «Русский Дневник», которые позволяют рассмотреть основные типы своеобразной модели мира писателя.

Целью данной работы является исследование произведений послевоенного времени Дж. Стейнбека с точки зрения пространственной организации текста, что способствует более глубокому восприятию художественного мира писателя, а также установление путей взаимодействия философского осмысления миросуществования писателя и его художественного творчества.

Поставленная цель обусловила ряд конкретных задач:

) проанализировать особенности различных типов художественного пространства в произведениях, написанных после 1945 года;

) исследовать взаимосвязь принципов построения художественного пространства в произведениях Дж. Стейнбека с художественным миром автора;

) охарактеризовать пространственные образы, с помощью которых Дж. Стейнбек конструирует художественное пространство в произведениях послевоенных лет;

В работе были использованы следующие методы исследования материала: культурно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-литературный.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут послужить для более глубокого изучения произведений Дж. Стейнбека, истории американской литературы XX в., изучения проблемы историко-культурного облика американской нации.

Практическая значимость состоит в том, что материалы этой работы могут послужить для дальнейшего изучения в современном литературоведении произведений Дж. Стейнбека. Результаты работы могут быть применены в лекционных курсах по истории американской литературы XX в., спецкурсах, спецсеминарах.

Гипотеза: творчество Джона Стейнбека в послевоенные годы представляет собой яркий пример разнообразного отражения художественного пространства, экзистенциализма и стереотипов.

Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 


Заключение

Анализ произведений Дж. Стейнбека в послевоенные годы с точки зрения художественного пространства позволяет по-новому исследовать литературное наследие американского писателя, так как подобный ракурс является важным аспектом в изучении художественного мира автора, расширяющим представление об его эстетической концепции. Художественное пространство является одним из основных составляющих поэтики писателя, поэтому исследование произведений в подобном аспекте дает всестороннее изучение творчества Дж. Стейнбека.

Для того чтобы всесторонне проанализировать произведения Дж. Стейнбека, необходимо исследовать пространственный континуум, так как это дает более широкое представление о художественном мире писателя.

Своеобразие художественного мира Дж. Стейнбека определяется философской концепцией автора и его индивидуальным видением реальности.

В данном исследовании мы теоретически обосновываем избранную тему; разобрали категорию художественного пространства, его типы.

Специфика мироощущения Дж. Стейнбека и его способы построения художественного пространства дают богатый материал для исследования произведений писателя.

В произведениях послевоенных лет многомерность их художественного универсума дает возможность выделить различные типы пространства: географическое, пространство героев, природы, быта, автора, волшебное пространство и др. Анализируя романы Дж. Стейнбека, мы приходим к выводу, что каждый тип художественного пространства не существует сам по себе; различные типы пространства сосуществуют и являются важнейшим компонентом поэтики американского писателя.

Художественное пространство в анализируемых нами романах Дж. Стейнбека - это отражение его миропонимания, которое дает возможность для нового аспекта исследования его произведений. Оно обладает множественными формами, которые представлены в творчестве писателя.

Художественное пространство в произведениях передает представления Дж. Стейнбека об общечеловеческих ценностях, а также его эстетическое освоение мира. Художественное пространство в романах писателя связано с художественным временем, но чаще всего эти категории находятся в состоянии конфликта, так как автор постоянно апеллирует к прошлому как наиболее гармоничной модели бытия: современный миропорядок, по его мнению, является губительным для личности - от понимания произведения зависит взаимосвязь между различными культурами и эпохами. И это становится исходной точкой анализа взаимосвязи между произведением и окружающей его средой.

Дж. Стейнбек в романах, написанных после 1945 года, затрагивает фактически все стороны жизни своей эпохи - от государственного устройства и экономических отношений до культуры и духовности. Пространственно-временной план, охватывающий данные произведения, позволяет утверждать концептуальное единство философского и художественного мира писателя.

Для творчества Дж. Стейнбека характерно два способа моделирования пространства: чувственно-эмоциональный (при котором художественное пространство является средством эстетического освоения мира автором) и логико-информационный (такой способ дает возможность писателю передать жизнь во всем ее многообразии, которая «корректировалась реальностью»). Эти два взаимно пересекающихся процесса имеют семантический характер: «Художественная концепция мира, образно конструируя новую эстетическую реальность, складывается под определяющим воздействием мировоззрения. Теоретически поэтому можно различить две взаимопересекающиеся системы: идейно-эмоциональную систему и «пластическую» картину мира, данную в поле определенной идейно-эмоциональной оценки действительности».

Художественное пространство может быть особой формой отражения действительности.

Художественное пространство может иметь объемную характеристику, то есть разворачиваться (расширяться) и сужаться; расширяющееся или сужающееся пространство может быть реализовано как по отдельности (пример расширяющегося пространства - «Заблудившийся автобус»), так и «перетекать» одно в другое («Путешествие с Чарли в поисках Америки»). Мы можем отметить, что такие особенности пространственного построения текста позволяют достичь и глубокого психологического анализа героев, и широких философских обобщений.

Чувство «дали», устремленности к неизвестному (более понятное как бесконечное пространство) появляется в «Заблудившемся автобусе», в котором Дж. Стейнбек чувствует пространство как нечто «беспредельное», необъятное.

В «Заблудившемся автобусе» - само художественное пространство, связанное с образованием множественности, символов, аллюзий, рецепций. В «Путешествии с Чарли» художественное пространство возникает как художественная основа произведения. Ассоциируясь с географическим пространством всей родины, оно дается писателем и как объективное, и как субъективное.

Пространственные образы являются ключом к пониманию идейно-эстетического аспекта содержания романа, его проблематики. Пространство Калифорнии выступает в книге важным историософским и теософским фактором развития Америки.

Пространство в «Заблудившемся автобусе» имеет символическую основу и обладает единой точкой восприятия (автобус «Любимая»). Автор расширил пределы художественного пространства, разрушил плоскостной план Америки. Однако чтобы Дж. Стейнбек ни изображал: пространственный план героев, природы, страны, основным является попытка автором создать произведение-предостережение. «Заблудившийся автобус» - интеллектуальная философская притча, художественное пространство которой, - это своеобразная развернутая метафора предчувствия скорого будущего Америки.

В «Путешествии с Чарли» Дж. Стейнбек меняет художественную манеру изображения художественного пространства. Оно приобретает новую организацию, в которой писатель остается свободным, то есть у него нет необходимости свести пространство к одной точке: он обнаруживает это пространство (Америку) как ощутимую, трехмерную реальность; Дж. Стейнбек стремится преподнести это пространство читателю так, чтобы последний почувствовал бы себя в этом пространстве, психологически ощутил бы себя окруженным им. В «Путешествии с Чарли» Дж. Стейнбек стремится к объективной передаче пространства, отделяя себя от изображаемого. Однако он оставляет за собой право менять ракурс описания и дать субъективно-экспрессивную оценку событиям.

Благодаря такому построению художественного пространства читатель свободно ориентируется в нем, вследствие чего повествование принимает объемную динамическую форму.

Семантический уровень художественного пространства помогает писателю организовывать построение текста, вычленять его композиционные центры.

Мировоззрение писателя является первоосновой для моделирования художественного пространства: «Художественное произведение отражает общественную деятельность, выражает определенное отношение к ней, овеществляет, реализует это отражение через изображение, то есть обладает «пиктографическим» или «иконическим» характером.

Художественное пространство в произведениях Дж. Стейнбека является важным аспектом в комплексном рассмотрении и изучении творчества американского писателя. Эти категории позволяют расширить представление о мировоззрении Дж. Стейнбека, о его эстетическом и художественном восприятии действительности.

 


Список использованной литературы

1. Стейнбек Д. Избранные произведения. Пер. с англ. / Послесл. и коммент. Б. Гиленсона. М.: Панорама, 1998.

. Стейнбек Д. Короткое царствование короля Пиппина IV. М., Знамя, 1993, №11.

. Стейнбек Д. Луна зашла. Рекламно-компьютерное издание газеты «Труд». М., 2003.

. Стейнбек Д. Критик глазами писателя. М., Диапазон, 1992, №1.

. Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Леонова, Наталья Евгеньевна, 2004 год

. Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М., 1998.

. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2001.

. История зарубежной литературы XX века: Учеб. / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. М., 2003.т 46. История литературы США: В 3 т. М.: Наследие, 1999.

. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2003.

. Миловидов В.А. Поэтика натурализма. Тверь: ТГУ, 1996.

. Мулярчик А. Век двадцатый / Грани литературного процесса. Москва Минск - Барановичи, 1994.

. Несмелова О.О. Пути развития отечественной американистики XX века. М.: Книжный дом, 1998.

. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2003.

. Николюкин А.Н. Американские писатели как критики. М., РАН, 2000.

. Осипова Э.Ф. Ральф Эмерсон и американский романтизм. СПб., 2001.

. Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.

. Прозоров В.Г. Мечта и трагедия. По страницам американской классики XIX-XX веков. Петрозаводск, 1993.

. Рурк К. Американский юмор. Исследование национального характера / Перевод с англ. Краснодар, 1994.

. Сохряков Ю.И. Русская классика в литературном процессе США XX века. М.: Высшая школа, 1988.

. Стеценко Е.А. Судьбы Америки в современном романе США. М.: Наследие, 1994.

. Стеценко Е.А. История, написанная в пути. М., 1999.

. Стулов Ю.В. 100 писателей США. Минск: Вышэйшая школа, 1998.

. Теория литературы: В 4 т. М., ИМЛИ РАН: Наследие, 2001.

. Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. М., 1997.

. Балонова М.Г. Особенности хронотопа в творчестве Э. Хемингуэя 40-50-х годов / Филол. заметки. 2001 г. / Межвуз. сб. науч. тр. Саранск, 2001. С. 50-56.

. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.

. Историческое время в романном пространстве // Культура и история: Славянский мир. 1997. С. 261-271.

. Корман И.Б. Хронотопическое сознание // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1998. Вып. 11. С. 75-81.

. Кронгауз М.А. Семантика. М., 2001.

. Лагутина И.Н. «Избирательное сродство»: структура и семантика художественного пространства // Гетевские чтения. М., 1997. Т.4. С. 110-141.

. Лайонз Д. Лингвистическая семантика. Введение. М., 2003.

. Лихачев Д. Историческая поэтика русской литературы. СПб., 1999.

. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.

. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992.

. Лотман Ю.М. Письма. М., 1997.

. Любимова А.Ф. Время и пространство в антиутопии // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX веков. Пермь, 1993. С. 142-147.

. Махлин В.Л. Пространственная форма // Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996. С. 154-157.

. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2000.

. Мерло-Понти М. Пространство // Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998. С. 27-95.

. Модина Г.И. Пространство и время в исторических романах Диккенса «Барнеби Радж» и «Повесть о двух городах». СПб., 1996.

. Мощанская О.Л. Пространство и время в англосаксонской поэзии // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. Пермь, 1999. С. 4-13.

. Несбест Э., Найман Э. Формы времени в «формах времени.»: хроносомы хронотопа. М., Новое лит. обозрение, 1993. №2. С. 90-109.

. Осовский О.Е. Диалог о большом времени: литературоведческая концепция М.М. Бахтина. Саранск, 1997.

. Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996.

. Панова Л.Г. «Мир», «Пространство», «Время» в поэзии Осипа Мандельштама. М., 2003.

. Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М., 2002.

. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 2003.

. Тамарченко Н.Д. Хронотоп // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стлб. 1173.

. Ткачева Р.А. Художественное пространство как основа интерпретации художественного мира: Автореф. дис. на соискание учен. ст. к.ф.н. Тверь, 2002.

. Топоров В.Н. Мир. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.

. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 2003.

. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П.А. История и философия искусства. М.: Мысль, 2000.

. Бабушкина И.Е. Тема единения этносов Запада и Востока в романе-мифе Стейнбека «На восток от Эдема» // Американский характер: Импульс реформаторства. Очерки культуры США. М., 1995. С. 18-26.

. Кремнева А.В. Функционирование библейского мифа как прецедентного текста: (На материале произведений Джона Стейнбека). Автореф. на соискание учен. ст. к.ф.н. Барнаул, 1999.

. Новиков Д.В. О некоторых направлениях в современном американском Стейнбековедении // Межвузовский сборник научных трудов. М., 1998. С. 194-204.

. Bloom H. John Steinbeck's The grapes of wrath. N.Y. 1996.

. Colyman M. Why teachers treasure Steinbek's tales. N.Y. 2002.

. Harmon M.B. Monterey: Travels with Steinbeck. N.Y. 2002.

. Libraries to honor Steinbeck's 100th. N.Y. 2001.

. Loeb M. Crossing the US / Canadian national border. A matter of identity in Joyce Carol Oatss, Thomas King and John Steinbeck // Dangerous crossing: Papers on transgression in lit. a culture., 1999.

. Lynch A. Steinbeck remembered. N.Y. 2000.

. Mc Pheron W. John Steinbeck: From Salinas to Stockholm. Stanford (Calif.): Stanford Univ. libr., 2000.

. Parini J. John Steinbeck. A biography. N.Y. 1995.

. Sheffield С.A. John Steinbeck, the good companion: his friend Dook's memoir / Carlton A. Sheffield; introduction by Richard H.A. Blum; edited and notes by Terry White. N.Y. 2001.

. Van Kirk S. Cliffs Notes Steinbeck's Of mice and men. N.Y. 2001.

. Wyatt D. Liking Steinbeck. N.Y. 1996.

. Wyatt D. Steinbeck's light. N.Y. 2002.

Введение

Тема нашего исследования носит название «Творчество Джона Стейнбека после 1945 года». Данная тема позволяет рассмотреть многогранность творчества одного из самых известных американских писателей - Джона Стейнбека, который был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1962 году.

Джон Стейнбек (1902-1968) - один из классиков американской литературы, художник-реалист, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. В произведениях Дж. Стейнбека поставлены острые и сложные проблемы, волновавшие не только американское, но и мировое общество. Опираясь на традиции предшествующей как американской, так и европейской литературы, Джон Стейнбек создает свой неповторимый художественный метод изображения человека, природы. Его произведения отличаются пристальным интересом к жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека.

Творчество Дж. Стейнбека изучено достаточно полно и глубоко как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. Свидетельство тому - большое количество научных работ.

Интерес к творчеству Дж. Стейнбека как в Америке, так и в нашей стране возник в конце 30-х годов. В США одними из первых появились статьи и эссе Э. Ричардса, X. Мара, К. Джонса, Ван Дорена, Э. Уилсона. В них писатель предстает как реалист, который в своих произведениях затрагивает многие проблемы американского общества: экономический кризис, обнищание фермеров, потерю нравственных ориентиров.

В 1940-е годы критических работ о Дж. Стейнбеке вышло немного. Это можно объяснить начавшейся второй мировой войной и тем, что после «Гроздьев гнева» писатель создавал произведения не столь социально значимые, как вышеназванный роман. На наш взгляд, наиболее интересные статьи о Джоне Стейнбеке этого периода принадлежат Ф. Карпентеру6, Л. Геннетту, Л. Гурко. Новые произведения писателя рассматривались в основном в сравнении с «Гроздьями гнева»; творческой удачей была названа повесть «Консервный Ряд» (Л. Геннеттом).

В конце 50-х - начале 60-х годов появляются критические работы Дж. Фонтенроуза, П. Лиски, У. Френча, которые заложили основы западного стейнбековедения.

К концу 60-х - началу 70-х годов относятся первые работы Т. Хаяши - крупного исследователя творчества Стейнбека, под руководством которого стали проходить ежегодные Стейнбековские фестивали в Салинасе - родном городе писателя.

В 1990-е годы вышли монографии «патриарха» стейбековедения Уоррена Френча («JohnSteinbeck'sFictionRevisited», 1994), Д. Парини (J. Parini «JohnSteinbeck:ABiography», 1995), работы Д.Д. Бенсона («LookingforSteinbeck'sGhost», 1991), Дж. Тиммермана («The Dramatic Landscape of Steinbeck's Short Stories, 1993), А. Уэлша (A. Welsh «Lanselot at the Crossroads in Malory and Steinbeck», 1991) и др. Дж. Тиммерман в своей статье обращает внимание на влияние идей 3. Фрейда и К. Юнга на творчество Дж. Стейнбека; А. Уэлш исследует библейские и мифологические параллели в произведениях писателя.

В 2002 году, когда отмечалось столетие со дня рождения писателя, вышло много статей, эссе, рецензий, посвященных жизни и творчеству Дж. Стейнбека. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются работы Мелиссы Хармон (MelissaHarmon, «Monterey: TravelsWithSteinbeck»), в которой говорится о современности многих персонажей и ситуаций в произведениях так называемого монтерейского цикла; Марджори Колиман (MarjoryColeman, «WhyteacherstreasureSteinbeck'stales»), в ней автор считает, что творчество Дж. Стейнбека не потеряло ни актуальности, ни значимости в наши дни.

В целом же художественное наследие Дж. Стейнбека в современном литературоведении представляет собой достаточно изученную область, однако, учитывая значимость писателя и его вклад в мировую литературу, возникла необходимость дать художественную оценку в определенных аспектах творчества данного автора.

Анализ научных трудов по творчеству Дж. Стейнбека приводит нас к выводу, что при высокой степени изученности произведений писателя, богатстве использованных научно-исследовательских подходов (историко-биографическом, коммуникативном, культурологическом), вне внимания исследователей оказывается семантика художественного пространства романов американского автора. Это объясняется тем, что только в последнее десятилетие в отечественном литературоведении сложились объективные предпосылки для рассмотрения произведений в подобном ракурсе: появилось большое количество теоретических трудов.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с середины 80-х годов XX в. и вплоть до настоящего времени в современном литературоведении уделялось недостаточно внимания творчеству Дж. Стейнбека. За двадцать лет, прошедших со времени публикации авторов, указанных выше, и появления новых подходов к анализу текста, возникла необходимость заново рассмотреть некоторые произведения писателя в послевоенные годы. Мы обращаемся к пространственно-временному анализу текстов, что является доминирующим в плане создания произведений, позволяющим объединить разные ракурсы описания и изображения.

Научная достоверность настоящей работы обусловлена объективно-критическим подходом к анализу поставленных проблем; использованием современной методологии; исследованием произведений Дж. Стейнбека в новом ракурсе; широкой базой привлеченных отечественных и зарубежных литературоведческих источников по избранной проблеме.

Научная новизна заключается в осмыслении творчества Дж. Стейнбека в контексте современных представлений о сути богатых художественных новаций в XX в. Предложен новый подход к изучению произведений писателя, прослежено концептуальное единство философского и художественного мира автора. Мы рассматриваем семантику художественного пространства (средства выражения смысла, интерпретации его типов) в произведениях Дж. Стейнбека, пространственные характеристики, множественность пространственных точек зрения в одном произведении и их взаимодействие, пространственную образность в текстах.

Объектом исследования является литературный сравнительно-сопоставительный анализ произведений Джона Стейнбека, написанных после 1945 года.

Предметом исследования являются произведения Дж. Стейнбека в послевоенный период: романы «Консервный Ряд» «Заблудившийся автобус», дневниковые книги «Путешествие с Чарли в поисках Америки», «Русский Дневник», которые позволяют рассмотреть основные типы своеобразной модели мира писателя.

Целью данной работы является исследование произведений послевоенного времени Дж. Стейнбека с точки зрения пространственной организации текста, что способствует более глубокому восприятию художественного мира писателя, а также установление путей взаимодействия философского осмысления миросуществования писателя и его художественного творчества.

Поставленная цель обусловила ряд конкретных задач:

) проанализировать особенности различных типов художественного пространства в произведениях, написанных после 1945 года;

) исследовать взаимосвязь принципов построения художественного пространства в произведениях Дж. Стейнбека с художественным миром автора;

) охарактеризовать пространственные образы, с помощью которых Дж. Стейнбек конструирует художественное пространство в произведениях послевоенных лет;

В работе были использованы следующие методы исследования материала: культурно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-литературный.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут послужить для более глубокого изучения произведений Дж. Стейнбека, истории американской литературы XX в., изучения проблемы историко-культурного облика американской нации.

Практическая значимость состоит в том, что материалы этой работы могут послужить для дальнейшего изучения в современном литературоведении произведений Дж. Стейнбека. Результаты работы могут быть применены в лекционных курсах по истории американской литературы XX в., спецкурсах, спецсеминарах.

Гипотеза: творчество Джона Стейнбека в послевоенные годы представляет собой яркий пример разнообразного отражения художественного пространства, экзистенциализма и стереотипов.

Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 


Общие черты, этапы и тенденции развития литературы писателей США в послевоенное время

художественный стейнберк пространственный образ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.085 с.)