Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие черты, этапы и тенденции развития литературы писателей США в послевоенное времяСтр 1 из 7Следующая ⇒
Введение Тема нашего исследования носит название «Творчество Джона Стейнбека после 1945 года». Данная тема позволяет рассмотреть многогранность творчества одного из самых известных американских писателей - Джона Стейнбека, который был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1962 году. Джон Стейнбек (1902-1968) - один из классиков американской литературы, художник-реалист, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. В произведениях Дж. Стейнбека поставлены острые и сложные проблемы, волновавшие не только американское, но и мировое общество. Опираясь на традиции предшествующей как американской, так и европейской литературы, Джон Стейнбек создает свой неповторимый художественный метод изображения человека, природы. Его произведения отличаются пристальным интересом к жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. Творчество Дж. Стейнбека изучено достаточно полно и глубоко как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. Свидетельство тому - большое количество научных работ. Интерес к творчеству Дж. Стейнбека как в Америке, так и в нашей стране возник в конце 30-х годов. В США одними из первых появились статьи и эссе Э. Ричардса, X. Мара, К. Джонса, Ван Дорена, Э. Уилсона. В них писатель предстает как реалист, который в своих произведениях затрагивает многие проблемы американского общества: экономический кризис, обнищание фермеров, потерю нравственных ориентиров. В 1940-е годы критических работ о Дж. Стейнбеке вышло немного. Это можно объяснить начавшейся второй мировой войной и тем, что после «Гроздьев гнева» писатель создавал произведения не столь социально значимые, как вышеназванный роман. На наш взгляд, наиболее интересные статьи о Джоне Стейнбеке этого периода принадлежат Ф. Карпентеру6, Л. Геннетту, Л. Гурко. Новые произведения писателя рассматривались в основном в сравнении с «Гроздьями гнева»; творческой удачей была названа повесть «Консервный Ряд» (Л. Геннеттом). В конце 50-х - начале 60-х годов появляются критические работы Дж. Фонтенроуза, П. Лиски, У. Френча, которые заложили основы западного стейнбековедения. К концу 60-х - началу 70-х годов относятся первые работы Т. Хаяши - крупного исследователя творчества Стейнбека, под руководством которого стали проходить ежегодные Стейнбековские фестивали в Салинасе - родном городе писателя.
В 1990-е годы вышли монографии «патриарха» стейбековедения Уоррена Френча («JohnSteinbeck'sFictionRevisited», 1994), Д. Парини (J. Parini «JohnSteinbeck:ABiography», 1995), работы Д.Д. Бенсона («LookingforSteinbeck'sGhost», 1991), Дж. Тиммермана («The Dramatic Landscape of Steinbeck's Short Stories, 1993), А. Уэлша (A. Welsh «Lanselot at the Crossroads in Malory and Steinbeck», 1991) и др. Дж. Тиммерман в своей статье обращает внимание на влияние идей 3. Фрейда и К. Юнга на творчество Дж. Стейнбека; А. Уэлш исследует библейские и мифологические параллели в произведениях писателя. В 2002 году, когда отмечалось столетие со дня рождения писателя, вышло много статей, эссе, рецензий, посвященных жизни и творчеству Дж. Стейнбека. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются работы Мелиссы Хармон (MelissaHarmon, «Monterey: TravelsWithSteinbeck»), в которой говорится о современности многих персонажей и ситуаций в произведениях так называемого монтерейского цикла; Марджори Колиман (MarjoryColeman, «WhyteacherstreasureSteinbeck'stales»), в ней автор считает, что творчество Дж. Стейнбека не потеряло ни актуальности, ни значимости в наши дни. В целом же художественное наследие Дж. Стейнбека в современном литературоведении представляет собой достаточно изученную область, однако, учитывая значимость писателя и его вклад в мировую литературу, возникла необходимость дать художественную оценку в определенных аспектах творчества данного автора. Анализ научных трудов по творчеству Дж. Стейнбека приводит нас к выводу, что при высокой степени изученности произведений писателя, богатстве использованных научно-исследовательских подходов (историко-биографическом, коммуникативном, культурологическом), вне внимания исследователей оказывается семантика художественного пространства романов американского автора. Это объясняется тем, что только в последнее десятилетие в отечественном литературоведении сложились объективные предпосылки для рассмотрения произведений в подобном ракурсе: появилось большое количество теоретических трудов. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с середины 80-х годов XX в. и вплоть до настоящего времени в современном литературоведении уделялось недостаточно внимания творчеству Дж. Стейнбека. За двадцать лет, прошедших со времени публикации авторов, указанных выше, и появления новых подходов к анализу текста, возникла необходимость заново рассмотреть некоторые произведения писателя в послевоенные годы. Мы обращаемся к пространственно-временному анализу текстов, что является доминирующим в плане создания произведений, позволяющим объединить разные ракурсы описания и изображения.
Научная достоверность настоящей работы обусловлена объективно-критическим подходом к анализу поставленных проблем; использованием современной методологии; исследованием произведений Дж. Стейнбека в новом ракурсе; широкой базой привлеченных отечественных и зарубежных литературоведческих источников по избранной проблеме. Научная новизна заключается в осмыслении творчества Дж. Стейнбека в контексте современных представлений о сути богатых художественных новаций в XX в. Предложен новый подход к изучению произведений писателя, прослежено концептуальное единство философского и художественного мира автора. Мы рассматриваем семантику художественного пространства (средства выражения смысла, интерпретации его типов) в произведениях Дж. Стейнбека, пространственные характеристики, множественность пространственных точек зрения в одном произведении и их взаимодействие, пространственную образность в текстах. Объектом исследования является литературный сравнительно-сопоставительный анализ произведений Джона Стейнбека, написанных после 1945 года. Предметом исследования являются произведения Дж. Стейнбека в послевоенный период: романы «Консервный Ряд» «Заблудившийся автобус», дневниковые книги «Путешествие с Чарли в поисках Америки», «Русский Дневник», которые позволяют рассмотреть основные типы своеобразной модели мира писателя. Целью данной работы является исследование произведений послевоенного времени Дж. Стейнбека с точки зрения пространственной организации текста, что способствует более глубокому восприятию художественного мира писателя, а также установление путей взаимодействия философского осмысления миросуществования писателя и его художественного творчества. Поставленная цель обусловила ряд конкретных задач: ) проанализировать особенности различных типов художественного пространства в произведениях, написанных после 1945 года; ) исследовать взаимосвязь принципов построения художественного пространства в произведениях Дж. Стейнбека с художественным миром автора; ) охарактеризовать пространственные образы, с помощью которых Дж. Стейнбек конструирует художественное пространство в произведениях послевоенных лет; В работе были использованы следующие методы исследования материала: культурно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-литературный. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут послужить для более глубокого изучения произведений Дж. Стейнбека, истории американской литературы XX в., изучения проблемы историко-культурного облика американской нации. Практическая значимость состоит в том, что материалы этой работы могут послужить для дальнейшего изучения в современном литературоведении произведений Дж. Стейнбека. Результаты работы могут быть применены в лекционных курсах по истории американской литературы XX в., спецкурсах, спецсеминарах.
Гипотеза: творчество Джона Стейнбека в послевоенные годы представляет собой яркий пример разнообразного отражения художественного пространства, экзистенциализма и стереотипов. Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение Анализ произведений Дж. Стейнбека в послевоенные годы с точки зрения художественного пространства позволяет по-новому исследовать литературное наследие американского писателя, так как подобный ракурс является важным аспектом в изучении художественного мира автора, расширяющим представление об его эстетической концепции. Художественное пространство является одним из основных составляющих поэтики писателя, поэтому исследование произведений в подобном аспекте дает всестороннее изучение творчества Дж. Стейнбека. Для того чтобы всесторонне проанализировать произведения Дж. Стейнбека, необходимо исследовать пространственный континуум, так как это дает более широкое представление о художественном мире писателя. Своеобразие художественного мира Дж. Стейнбека определяется философской концепцией автора и его индивидуальным видением реальности. В данном исследовании мы теоретически обосновываем избранную тему; разобрали категорию художественного пространства, его типы. Специфика мироощущения Дж. Стейнбека и его способы построения художественного пространства дают богатый материал для исследования произведений писателя. В произведениях послевоенных лет многомерность их художественного универсума дает возможность выделить различные типы пространства: географическое, пространство героев, природы, быта, автора, волшебное пространство и др. Анализируя романы Дж. Стейнбека, мы приходим к выводу, что каждый тип художественного пространства не существует сам по себе; различные типы пространства сосуществуют и являются важнейшим компонентом поэтики американского писателя. Художественное пространство в анализируемых нами романах Дж. Стейнбека - это отражение его миропонимания, которое дает возможность для нового аспекта исследования его произведений. Оно обладает множественными формами, которые представлены в творчестве писателя.
Художественное пространство в произведениях передает представления Дж. Стейнбека об общечеловеческих ценностях, а также его эстетическое освоение мира. Художественное пространство в романах писателя связано с художественным временем, но чаще всего эти категории находятся в состоянии конфликта, так как автор постоянно апеллирует к прошлому как наиболее гармоничной модели бытия: современный миропорядок, по его мнению, является губительным для личности - от понимания произведения зависит взаимосвязь между различными культурами и эпохами. И это становится исходной точкой анализа взаимосвязи между произведением и окружающей его средой. Дж. Стейнбек в романах, написанных после 1945 года, затрагивает фактически все стороны жизни своей эпохи - от государственного устройства и экономических отношений до культуры и духовности. Пространственно-временной план, охватывающий данные произведения, позволяет утверждать концептуальное единство философского и художественного мира писателя. Для творчества Дж. Стейнбека характерно два способа моделирования пространства: чувственно-эмоциональный (при котором художественное пространство является средством эстетического освоения мира автором) и логико-информационный (такой способ дает возможность писателю передать жизнь во всем ее многообразии, которая «корректировалась реальностью»). Эти два взаимно пересекающихся процесса имеют семантический характер: «Художественная концепция мира, образно конструируя новую эстетическую реальность, складывается под определяющим воздействием мировоззрения. Теоретически поэтому можно различить две взаимопересекающиеся системы: идейно-эмоциональную систему и «пластическую» картину мира, данную в поле определенной идейно-эмоциональной оценки действительности». Художественное пространство может быть особой формой отражения действительности. Художественное пространство может иметь объемную характеристику, то есть разворачиваться (расширяться) и сужаться; расширяющееся или сужающееся пространство может быть реализовано как по отдельности (пример расширяющегося пространства - «Заблудившийся автобус»), так и «перетекать» одно в другое («Путешествие с Чарли в поисках Америки»). Мы можем отметить, что такие особенности пространственного построения текста позволяют достичь и глубокого психологического анализа героев, и широких философских обобщений. Чувство «дали», устремленности к неизвестному (более понятное как бесконечное пространство) появляется в «Заблудившемся автобусе», в котором Дж. Стейнбек чувствует пространство как нечто «беспредельное», необъятное. В «Заблудившемся автобусе» - само художественное пространство, связанное с образованием множественности, символов, аллюзий, рецепций. В «Путешествии с Чарли» художественное пространство возникает как художественная основа произведения. Ассоциируясь с географическим пространством всей родины, оно дается писателем и как объективное, и как субъективное.
Пространственные образы являются ключом к пониманию идейно-эстетического аспекта содержания романа, его проблематики. Пространство Калифорнии выступает в книге важным историософским и теософским фактором развития Америки. Пространство в «Заблудившемся автобусе» имеет символическую основу и обладает единой точкой восприятия (автобус «Любимая»). Автор расширил пределы художественного пространства, разрушил плоскостной план Америки. Однако чтобы Дж. Стейнбек ни изображал: пространственный план героев, природы, страны, основным является попытка автором создать произведение-предостережение. «Заблудившийся автобус» - интеллектуальная философская притча, художественное пространство которой, - это своеобразная развернутая метафора предчувствия скорого будущего Америки. В «Путешествии с Чарли» Дж. Стейнбек меняет художественную манеру изображения художественного пространства. Оно приобретает новую организацию, в которой писатель остается свободным, то есть у него нет необходимости свести пространство к одной точке: он обнаруживает это пространство (Америку) как ощутимую, трехмерную реальность; Дж. Стейнбек стремится преподнести это пространство читателю так, чтобы последний почувствовал бы себя в этом пространстве, психологически ощутил бы себя окруженным им. В «Путешествии с Чарли» Дж. Стейнбек стремится к объективной передаче пространства, отделяя себя от изображаемого. Однако он оставляет за собой право менять ракурс описания и дать субъективно-экспрессивную оценку событиям. Благодаря такому построению художественного пространства читатель свободно ориентируется в нем, вследствие чего повествование принимает объемную динамическую форму. Семантический уровень художественного пространства помогает писателю организовывать построение текста, вычленять его композиционные центры. Мировоззрение писателя является первоосновой для моделирования художественного пространства: «Художественное произведение отражает общественную деятельность, выражает определенное отношение к ней, овеществляет, реализует это отражение через изображение, то есть обладает «пиктографическим» или «иконическим» характером. Художественное пространство в произведениях Дж. Стейнбека является важным аспектом в комплексном рассмотрении и изучении творчества американского писателя. Эти категории позволяют расширить представление о мировоззрении Дж. Стейнбека, о его эстетическом и художественном восприятии действительности.
Список использованной литературы 1. Стейнбек Д. Избранные произведения. Пер. с англ. / Послесл. и коммент. Б. Гиленсона. М.: Панорама, 1998. . Стейнбек Д. Короткое царствование короля Пиппина IV. М., Знамя, 1993, №11. . Стейнбек Д. Луна зашла. Рекламно-компьютерное издание газеты «Труд». М., 2003. . Стейнбек Д. Критик глазами писателя. М., Диапазон, 1992, №1. . Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Леонова, Наталья Евгеньевна, 2004 год . Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М., 1998. . Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2001. . История зарубежной литературы XX века: Учеб. / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. М., 2003.т 46. История литературы США: В 3 т. М.: Наследие, 1999. . Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2003. . Миловидов В.А. Поэтика натурализма. Тверь: ТГУ, 1996. . Мулярчик А. Век двадцатый / Грани литературного процесса. Москва Минск - Барановичи, 1994. . Несмелова О.О. Пути развития отечественной американистики XX века. М.: Книжный дом, 1998. . Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. . Николюкин А.Н. Американские писатели как критики. М., РАН, 2000. . Осипова Э.Ф. Ральф Эмерсон и американский романтизм. СПб., 2001. . Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990. . Прозоров В.Г. Мечта и трагедия. По страницам американской классики XIX-XX веков. Петрозаводск, 1993. . Рурк К. Американский юмор. Исследование национального характера / Перевод с англ. Краснодар, 1994. . Сохряков Ю.И. Русская классика в литературном процессе США XX века. М.: Высшая школа, 1988. . Стеценко Е.А. Судьбы Америки в современном романе США. М.: Наследие, 1994. . Стеценко Е.А. История, написанная в пути. М., 1999. . Стулов Ю.В. 100 писателей США. Минск: Вышэйшая школа, 1998. . Теория литературы: В 4 т. М., ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. . Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. М., 1997. . Балонова М.Г. Особенности хронотопа в творчестве Э. Хемингуэя 40-50-х годов / Филол. заметки. 2001 г. / Межвуз. сб. науч. тр. Саранск, 2001. С. 50-56. . Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. . Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. . Историческое время в романном пространстве // Культура и история: Славянский мир. 1997. С. 261-271. . Корман И.Б. Хронотопическое сознание // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1998. Вып. 11. С. 75-81. . Кронгауз М.А. Семантика. М., 2001. . Лагутина И.Н. «Избирательное сродство»: структура и семантика художественного пространства // Гетевские чтения. М., 1997. Т.4. С. 110-141. . Лайонз Д. Лингвистическая семантика. Введение. М., 2003. . Лихачев Д. Историческая поэтика русской литературы. СПб., 1999. . Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. . Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. . Лотман Ю.М. Письма. М., 1997. . Любимова А.Ф. Время и пространство в антиутопии // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX веков. Пермь, 1993. С. 142-147. . Махлин В.Л. Пространственная форма // Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996. С. 154-157. . Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2000. . Мерло-Понти М. Пространство // Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998. С. 27-95. . Модина Г.И. Пространство и время в исторических романах Диккенса «Барнеби Радж» и «Повесть о двух городах». СПб., 1996. . Мощанская О.Л. Пространство и время в англосаксонской поэзии // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. Пермь, 1999. С. 4-13. . Несбест Э., Найман Э. Формы времени в «формах времени.»: хроносомы хронотопа. М., Новое лит. обозрение, 1993. №2. С. 90-109. . Осовский О.Е. Диалог о большом времени: литературоведческая концепция М.М. Бахтина. Саранск, 1997. . Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996. . Панова Л.Г. «Мир», «Пространство», «Время» в поэзии Осипа Мандельштама. М., 2003. . Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М., 2002. . Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 2003. . Тамарченко Н.Д. Хронотоп // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стлб. 1173. . Ткачева Р.А. Художественное пространство как основа интерпретации художественного мира: Автореф. дис. на соискание учен. ст. к.ф.н. Тверь, 2002. . Топоров В.Н. Мир. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. . Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 2003. . Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П.А. История и философия искусства. М.: Мысль, 2000. . Бабушкина И.Е. Тема единения этносов Запада и Востока в романе-мифе Стейнбека «На восток от Эдема» // Американский характер: Импульс реформаторства. Очерки культуры США. М., 1995. С. 18-26. . Кремнева А.В. Функционирование библейского мифа как прецедентного текста: (На материале произведений Джона Стейнбека). Автореф. на соискание учен. ст. к.ф.н. Барнаул, 1999. . Новиков Д.В. О некоторых направлениях в современном американском Стейнбековедении // Межвузовский сборник научных трудов. М., 1998. С. 194-204. . Bloom H. John Steinbeck's The grapes of wrath. N.Y. 1996. . Colyman M. Why teachers treasure Steinbek's tales. N.Y. 2002. . Harmon M.B. Monterey: Travels with Steinbeck. N.Y. 2002. . Libraries to honor Steinbeck's 100th. N.Y. 2001. . Loeb M. Crossing the US / Canadian national border. A matter of identity in Joyce Carol Oatss, Thomas King and John Steinbeck // Dangerous crossing: Papers on transgression in lit. a culture., 1999. . Lynch A. Steinbeck remembered. N.Y. 2000. . Mc Pheron W. John Steinbeck: From Salinas to Stockholm. Stanford (Calif.): Stanford Univ. libr., 2000. . Parini J. John Steinbeck. A biography. N.Y. 1995. . Sheffield С.A. John Steinbeck, the good companion: his friend Dook's memoir / Carlton A. Sheffield; introduction by Richard H.A. Blum; edited and notes by Terry White. N.Y. 2001. . Van Kirk S. Cliffs Notes Steinbeck's Of mice and men. N.Y. 2001. . Wyatt D. Liking Steinbeck. N.Y. 1996. . Wyatt D. Steinbeck's light. N.Y. 2002. Введение Тема нашего исследования носит название «Творчество Джона Стейнбека после 1945 года». Данная тема позволяет рассмотреть многогранность творчества одного из самых известных американских писателей - Джона Стейнбека, который был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1962 году. Джон Стейнбек (1902-1968) - один из классиков американской литературы, художник-реалист, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. В произведениях Дж. Стейнбека поставлены острые и сложные проблемы, волновавшие не только американское, но и мировое общество. Опираясь на традиции предшествующей как американской, так и европейской литературы, Джон Стейнбек создает свой неповторимый художественный метод изображения человека, природы. Его произведения отличаются пристальным интересом к жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. Творчество Дж. Стейнбека изучено достаточно полно и глубоко как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. Свидетельство тому - большое количество научных работ. Интерес к творчеству Дж. Стейнбека как в Америке, так и в нашей стране возник в конце 30-х годов. В США одними из первых появились статьи и эссе Э. Ричардса, X. Мара, К. Джонса, Ван Дорена, Э. Уилсона. В них писатель предстает как реалист, который в своих произведениях затрагивает многие проблемы американского общества: экономический кризис, обнищание фермеров, потерю нравственных ориентиров. В 1940-е годы критических работ о Дж. Стейнбеке вышло немного. Это можно объяснить начавшейся второй мировой войной и тем, что после «Гроздьев гнева» писатель создавал произведения не столь социально значимые, как вышеназванный роман. На наш взгляд, наиболее интересные статьи о Джоне Стейнбеке этого периода принадлежат Ф. Карпентеру6, Л. Геннетту, Л. Гурко. Новые произведения писателя рассматривались в основном в сравнении с «Гроздьями гнева»; творческой удачей была названа повесть «Консервный Ряд» (Л. Геннеттом). В конце 50-х - начале 60-х годов появляются критические работы Дж. Фонтенроуза, П. Лиски, У. Френча, которые заложили основы западного стейнбековедения. К концу 60-х - началу 70-х годов относятся первые работы Т. Хаяши - крупного исследователя творчества Стейнбека, под руководством которого стали проходить ежегодные Стейнбековские фестивали в Салинасе - родном городе писателя. В 1990-е годы вышли монографии «патриарха» стейбековедения Уоррена Френча («JohnSteinbeck'sFictionRevisited», 1994), Д. Парини (J. Parini «JohnSteinbeck:ABiography», 1995), работы Д.Д. Бенсона («LookingforSteinbeck'sGhost», 1991), Дж. Тиммермана («The Dramatic Landscape of Steinbeck's Short Stories, 1993), А. Уэлша (A. Welsh «Lanselot at the Crossroads in Malory and Steinbeck», 1991) и др. Дж. Тиммерман в своей статье обращает внимание на влияние идей 3. Фрейда и К. Юнга на творчество Дж. Стейнбека; А. Уэлш исследует библейские и мифологические параллели в произведениях писателя. В 2002 году, когда отмечалось столетие со дня рождения писателя, вышло много статей, эссе, рецензий, посвященных жизни и творчеству Дж. Стейнбека. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются работы Мелиссы Хармон (MelissaHarmon, «Monterey: TravelsWithSteinbeck»), в которой говорится о современности многих персонажей и ситуаций в произведениях так называемого монтерейского цикла; Марджори Колиман (MarjoryColeman, «WhyteacherstreasureSteinbeck'stales»), в ней автор считает, что творчество Дж. Стейнбека не потеряло ни актуальности, ни значимости в наши дни. В целом же художественное наследие Дж. Стейнбека в современном литературоведении представляет собой достаточно изученную область, однако, учитывая значимость писателя и его вклад в мировую литературу, возникла необходимость дать художественную оценку в определенных аспектах творчества данного автора. Анализ научных трудов по творчеству Дж. Стейнбека приводит нас к выводу, что при высокой степени изученности произведений писателя, богатстве использованных научно-исследовательских подходов (историко-биографическом, коммуникативном, культурологическом), вне внимания исследователей оказывается семантика художественного пространства романов американского автора. Это объясняется тем, что только в последнее десятилетие в отечественном литературоведении сложились объективные предпосылки для рассмотрения произведений в подобном ракурсе: появилось большое количество теоретических трудов. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с середины 80-х годов XX в. и вплоть до настоящего времени в современном литературоведении уделялось недостаточно внимания творчеству Дж. Стейнбека. За двадцать лет, прошедших со времени публикации авторов, указанных выше, и появления новых подходов к анализу текста, возникла необходимость заново рассмотреть некоторые произведения писателя в послевоенные годы. Мы обращаемся к пространственно-временному анализу текстов, что является доминирующим в плане создания произведений, позволяющим объединить разные ракурсы описания и изображения. Научная достоверность настоящей работы обусловлена объективно-критическим подходом к анализу поставленных проблем; использованием современной методологии; исследованием произведений Дж. Стейнбека в новом ракурсе; широкой базой привлеченных отечественных и зарубежных литературоведческих источников по избранной проблеме. Научная новизна заключается в осмыслении творчества Дж. Стейнбека в контексте современных представлений о сути богатых художественных новаций в XX в. Предложен новый подход к изучению произведений писателя, прослежено концептуальное единство философского и художественного мира автора. Мы рассматриваем семантику художественного пространства (средства выражения смысла, интерпретации его типов) в произведениях Дж. Стейнбека, пространственные характеристики, множественность пространственных точек зрения в одном произведении и их взаимодействие, пространственную образность в текстах. Объектом исследования является литературный сравнительно-сопоставительный анализ произведений Джона Стейнбека, написанных после 1945 года. Предметом исследования являются произведения Дж. Стейнбека в послевоенный период: романы «Консервный Ряд» «Заблудившийся автобус», дневниковые книги «Путешествие с Чарли в поисках Америки», «Русский Дневник», которые позволяют рассмотреть основные типы своеобразной модели мира писателя. Целью данной работы является исследование произведений послевоенного времени Дж. Стейнбека с точки зрения пространственной организации текста, что способствует более глубокому восприятию художественного мира писателя, а также установление путей взаимодействия философского осмысления миросуществования писателя и его художественного творчества. Поставленная цель обусловила ряд конкретных задач: ) проанализировать особенности различных типов художественного пространства в произведениях, написанных после 1945 года; ) исследовать взаимосвязь принципов построения художественного пространства в произведениях Дж. Стейнбека с художественным миром автора; ) охарактеризовать пространственные образы, с помощью которых Дж. Стейнбек конструирует художественное пространство в произведениях послевоенных лет; В работе были использованы следующие методы исследования материала: культурно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-литературный. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут послужить для более глубокого изучения произведений Дж. Стейнбека, истории американской литературы XX в., изучения проблемы историко-культурного облика американской нации. Практическая значимость состоит в том, что материалы этой работы могут послужить для дальнейшего изучения в современном литературоведении произведений Дж. Стейнбека. Результаты работы могут быть применены в лекционных курсах по истории американской литературы XX в., спецкурсах, спецсеминарах. Гипотеза: творчество Джона Стейнбека в послевоенные годы представляет собой яркий пример разнообразного отражения художественного пространства, экзистенциализма и стереотипов. Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Общие черты, этапы и тенденции развития литературы писателей США в послевоенное время художественный стейнберк пространственный образ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.085 с.) |