Угрозы безопасности Российской Федерации в пограничной сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Угрозы безопасности Российской Федерации в пограничной сфере



 

Анализируя современный уровень пограничной безопасности России, следует иметь в виду, что на исходе ХХ- начала ХХI в. в нашей стране и в мире произошли значительные военно-политические и социально-экономические изменения. Они существенно повлияли на состояние национальной безопасности России и востребовали к жизни разработку и реализацию принципиально новых подходов к ее обеспечению, в том числе в пограничной сфере.

Под трансграничными угрозами понимается потенциально возможный ущерб, который может быть нанесён личности, обществу и государству в результате деятельности, осуществляемой через государственную границу.

Как известно, пограничная сфера государственных интересов находится на пересечении двух крупных областей политико-экономической жизни любого государства - внутренней и внешней.

Одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и охрана государственной границы Российской Федерации.

В связи с этим основными угрозами интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере являются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы, незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами.

Угрозу безопасности в пограничной сфере представляют деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции.

Оставляя в стороне основные причины внутренней нестабильности, отметим, что этот факт естественным образом повлек за собой "компенсирующее" изменение внешней среды. При этом в считанные годы возникли две группы основных факторов, повлиявших на состояние национальной безопасности государства, - соответственно внутреннего и внешнего характера.

К первой группе следует отнести:

1. Распад системы политических, идеологических, правовых, нравственных, культурных и других групп ценностей.

. Экономические и финансовые потрясения основ развития государства последнего десятилетия, и прежде всего несбалансированное и непродуманное разгосударствление экономики.

Вторую группу факторов составляют прежде всего:

1. Утрата Россией традиционных союзников, резкое ухудшение геополитического положения государства, установление системы однополярного мироустройства.

. Активное "встраивание" России в общемировую систему социально-экономических отношений на роли поставщика сырьевых, экологических и территориальных ресурсов, дешевой рабочей силы, научно-интеллектуальных разработок и денежной массы; а также в качестве потребителя внешних товаров; производителя и утилизатора экологически небезопасной продукции и отходов и др.

. Использование евразийского положения России в качестве буферной зоны "противостояния Запада и Востока" между так называемыми "свободными" и "тоталитарными" цивилизациями.

Данные факторы, влияющие на состояние национальной безопасности в целом, в пограничной сфере нашего государства объективно проявляются в угрозах пограничной безопасности, основными из которых являются:

·   Передел сфер влияния в ряде регионов, богатых сырьевыми, продовольственными, энергетическими, транспортными, демографическими и иными ресурсами, а также имеющих важное военно-стратегическое значение.

·   Расширение НАТО на Восток, непосредственное соприкосновение России с государствами Североатлантического альянса или потенциальными кандидатами на вступление в него.

·   Незавершенность территориального разграничения с рядом сопредельных государств и незаконченность международно-правового оформления отдельных участков Государственной границы Российской Федерации.

·   Территориальные притязания к Российской Федерации со стороны ряда государств.

·   Создание "санитарного кордона", изолирующего наше государство с запада.

·   "Прозрачность" или неполная закрытость ряда участков восточных и южных границ Российской Федерации.

·   Разведывательная и подрывная деятельность против России со стороны спецслужб иностранных государств; информационная (в том числе культурно-религиозная) экспансия.

·   Активизация иностранных террористических организаций и течений, перенос ими своей деятельности через местных экстремистов на территорию отдельных постсоветских государств и регионов.

·   Наличие "горячих точек" вблизи российских границ на территории России и сопредельных государств как основы возможной эскалации межэтнических, религиозных и других "тлеющих" конфликтов.

·   Рост незаконного оборота оружия через границу и в приграничье - как российском, так и сопредельных государств.

·   Нарастание потоков незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу России.

·   Незаконный оборот через границу Российской Федерации наркотических средств.

·   Незаконное перемещение через границу сырьевых ресурсов, товаров и денежной массы, наносящее значительный ущерб экономике и кредитно-финансовой системе России.

·   Неконтролируемый вывоз научных, архивных и культурных ценностей, составляющих информационный и духовный потенциал государства.

·   Нанесение ущерба растительному и животному генофонду государства, уничтожение природных запасов в целях получения сверхприбыли от добычи редких и исчезающих видов представителей фауны и флоры.

·   Вылов и неучтенная перепродажа морских биоресурсов в пограничном пространстве государства; браконьерство в приграничье.

·   Обострение конкретной криминогенной обстановки на границе, в некоторых регионах российского и сопредельного приграничья как следствие социальных проблем населения.

·   Объективная незавершенность разработки концептуальных целеполагающих положений перспективного развития системы обеспечения пограничной безопасности.

·   Многолетнее недофинансирование и недостаточное техническое сопровождение работы отдельных элементов системы обеспечения пограничной безопасности как следствие экономических проблем государства.

·   Общая необеспеченность и отсутствие реальных социальных гарантий офицерского корпуса и сотрудников Пограничных Органов - основы кадрового потенциала системы обеспечения пограничной безопасности.

·   Недостаток квалифицированных кадров в отдельных структурных звеньях и элементах системы обеспечения пограничной безопасности.

·   Реальное отставание в оптимизации и совершенствовании системы обеспечения пограничной безопасности от динамики изменения приоритетов угроз в конкретных регионах.

·   Неполное или искаженное информационное представление общества об остроте проблем пограничной безопасности страны и т.д.

Нет никаких сомнений, что перечисленные угрозы пограничной безопасности государства вполне могут быть дополнены. Как несложно заметить, они располагаются в весьма широком диапазоне интересов государства - от глобальных внешнеполитических и экономических сфер жизнедеятельности нашего государства до круга вопросов, связанных с региональными экологическими вопросами или ростом преступности в приграничье.

трансграничный организованный преступность наркотический


Заключение

 

Последние десятилетия XX века в большинстве стран мира были отмечены валом террористических актов, расширением сфер влияния международной наркомафии, активным формированием организованной преступности, появлением новых, ранее не существовавших видов преступлений, связанных с бурно развивающимися новейшими технологиями, генной инженерией, информатизацией, всеобщей компьютеризацией мира. Особое распространение получили торговля оружием, отмывание и подделка денег, незаконная иммиграция и торговля детьми, коррупция и финансовые махинации, подделка кредитных карточек и экономический шпионаж, кражи интеллектуальной собственности, несанкционированный доступ к компьютерным сетям.

Первоочередной задачей в борьбе с преступностью и терроризмом является не только укрепление международного сотрудничества, но и наведение порядка во взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб внутри государства. Субъекты оперативно - розыскной деятельности, каждый из которых в той или иной мере занимается борьбой с терроризмом и преступностью, на государственном уровне координируются слабо. При наличии единого Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, внутриведомственные инструкции и наставления противоречат друг другу, что приводит к снижению качества всей работы.

Затянувшийся процесс принятия Федерального закона “О противодействии легализации (“отмыванию”) преступных доходов” отбросил Россию на одно из последних мест в рейтинге стран, ведущих борьбу с “отмыванием” грязных денег. А принятый закон является самым мягким из всех существующих в мире и требует уже доработки и уточнений.

В настоящее время члены Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности предлагают в проекте закона “О борьбе с коррупцией” жесткую регламентацию прав и обязанностей чиновников.

Требуют особого внимания службы безопасности коммерческих структур, по крайней мере в России, поскольку в них работают 1 млн. человек, из них 300 тысяч - имеют лицензию на огнестрельное оружие. В этих структурах много высококвалифицированных специалистов, которые в последнее десятилетие вынуждены по различным причинам покинуть правоохранительные органы. Имея хорошие специальные знания, практику работы, связи в силовых структурах, получая достаточное (несоразмерно большее, чем на государственной службе) вознаграждение, они стоят на страже бизнеса, к сожалению, не всегда честного. А получившее распространение в последние годы явление, которое в народе прозвали “милицейская крыша”, иначе как позором назвать нельзя. Нынешние усилия МВД РФ по изжитию этих явлений заслуживают поддержки.

Противодействие международной преступности должно строиться системно с целью их предельного сдерживания. Только силой эту проблему не решить. Мир должен бороться с преступностью бескомпромиссно, последовательно и жестоко. Виновные в конечном итоге должны быть наказаны Международным судом. Для мирового сообщества это принципиально.

Эффективная борьба с преступностью на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество.

Вызов мировому сообществу со стороны преступности оказался настолько мощным, что оно не может чувствовать себя удовлетворенным результатами предпринимаемых антикриминальных усилий. Как было уже отмечено, приходится с сожалением констатировать, что “мозговые” штабы транснациональных криминальных и террористических организаций в своих действиях более консолидированы, мобильны, информированы и энергичны. Во многом это объясняется тем, что даже авторитетные международные, межправительственные организации, участвующие в борьбе с преступностью, из-за необходимости соблюдения формальных процедур существенно запаздывают в своих решениях. К тому же далеко не по всем вопросам достигнуто взаимопонимание между официальными властными структурами и многочисленными специализированными общественными организациями. Отсюда вытекает необходимость поиска более эффективных механизмов взаимодействия всех государственных и негосударственных антикриминальных, антитеррористических сил различных стран мира с целью выработки новых подходов в борьбе с преступностью.

В связи с вышеизложенным, считаю, что борьбе с трансграничной организованной преступностью необходимо уделять наибольшее внимание, так как она проникает во все сферы жизнедеятельности государства и наносит непоправимый ущерб ему.

Единственная война, которая должна остаться в XXI столетии, - это война с преступностью. Но чтобы победить в ней завтра, мир должен уже сегодня объединить свои усилия

 


Список используемой литературы

Нормативно-правовая база:

.   Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций от 24 октября 1970 года / Организация Объединенных Наций // Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1970. - № 12.

.   Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях: принят резолюцией 42/22 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 ноября 1987 г. / Организация Объединенных Наций // Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1987. - № 15.

.   Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2007 г. // Рос. газ. - 1993. - 12 дек.

.   Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 12, ст. 1534.

.   О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 16, ст. 1433.

.   О противодействии терроризму: федер. закон от 06 марта 2006 № 35-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 13, ст. 1545.

.   О федеральной службе безопасности: федер. закон от 03 апреля 1995 № 40-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 11, ст. 2143.

.   Об обороне: федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 16, ст. 1453.

.   О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: федер. закон от 26 февраля 1997 г. // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 16, ст. 1235.

.   О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 12, ст. 1233.

.   О государственной границе: закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1993. - № 15, ст. 1352.

.   Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 11 авг. 2003 г. № 960 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 33, ст. 3254; 2004. - № 28, ст.2883; 2008. - № 47, ст. 5431.

.   Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: указ Президента Рос. Федерации от 28 июля 204 г. № 976 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 35, ст. 3754; 2005. - № 26, ст.2843; 2008. - № 42, ст. 5445.

.   О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 23, ст. 4323.

.   О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: постановление Правительства Рос. Федерации от 25 апреля 2008 г. № 307 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 12. - ст. 1234.

Научная литература:

.   Залужный, А.Г. Экстремизм: сущность и способы противодействия // А.Г. Залужный. - Современное право. - 2002г. - № 12.

.   Словарь-справочник по социологии и политологии. - М.: Знание. - 1996г.

.   Иншаков, С.М. Криминология // С.М. Иншаков. - СПб.: Лань. - 2005г.

.   Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. - М.: Российская криминологическая ассоциация. - 2003 г.

.   Ромашев, Ю.С. Международно-правовые основы борьбы с преступностью // Ю.С. Ромашев. - М. - 2006 г.

.   Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. - М., - 1988 г.

.   Рогов, В.А. Организованная преступность в условиях глобализации мира // В.А. Рогов. - М., - 2004 г.

.   Кузнецова, Н.Ф. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов. // Н.Ф. Кузнецова. - М., - 2005 г.

.   Журавлёв, М.П. Уголовное право России. Учебник, 5-е издание // М.П. Журавлев. - М., - 2004 г.

.   Овчинский, В.С. Стратегия борьбы с мафией // В.С. Овчинский. - М., - 1993.

.   Гуров, А.И. Организованная преступность - не миф, а реальность // А.И. Гуров. - М., - 1990.

.   Организованная преступность и коррупция (исследования, обзоры, информация). - Екатеринбург. - 2000г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.038 с.)