Исследование исполнительских традиций игры на курае в творчестве Роберта Юлдашева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование исполнительских традиций игры на курае в творчестве Роберта Юлдашева



 

Курай является одним из самых древних и любимых инструментов башкир.

Многовековая популярность курая в народе связана не только с быстротой и легкостью его изготовления, но и тембровым богатством. Как писал русский фольклорист С.Г. Рыбаков: “Звуки этого инструмента - тихие, меланхолические и задушевные - достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий” [20, С.38].

Исполнители на курае - преимущественно мужчины.Искусство игры на курае легендарных народных музыкантов - Кубагуша (ХV-ХVI вв.), Баика (ХVIII-ХIХ вв.), И. Мирзакаева (1780-1877 гг.), Х. Кутушева (1822-1910), Р. Аргынбаева (1850-1922) бережно хранится и преумножается новыми поколениями башкирских исполнителей - Р. Сулеймановым (1912-1988), И. Дильмухаметовым (1928-1984), Р. Рахимовым, Ю. Гайнетдиновым, А. Аиткуловым, Р. Юлдашевым, К. Аубакировым. С 1978 г. в Башкортостане в честь прославленного основоположника профессионального исполнительского искусства на курае Ю. Исянбаева (1891-1943) проводится конкурс.

Давно завоевав популярность в народной среде, курай в последней четверти ХХ века получил признание и на профессиональной сцене. Ведущие композиторы Башкортостана - М. Ахметов, Н. Даутов, И. Хисамутдинов сочетают в своих произведениях тембр этого народного инструмента с симфоническим, духовым, джазовым оркестрами. Кроме того, курай прочно вошел в состав духовой группы Национального оркестра народных инструментов, организованного в 1997 года. В современном профессиональном исполнительстве на курае можно выделить два направления: фольклорное и эстрадное. Первое представлено в обращении музыкантов к башкирским инструментальным наигрышам и протяжным народным песням (стиль озонкюй) в их первозданном виде. Во тором направлении образцы национального фольклора подвергаются эстрадной обработке, а также составляется попурри из известных народных мелодий или современных песенных шлягеров. В результате в одной инструментальной композиции возможно соединение черт разных музыкальных и национальных стилей.

В роду у Роберта Юлдашева нет именитых кураистов, но были влюбленные в музыку люди. Так его дед Тухватулла сразу после войны, соскучившись по музыке после долгих мелодий своего автомата, услышал чудные звуки из диковинной машинки - патефона. Недолго думая, он продал дом и купил это вместилище музыки! Целую зиму они с молодой женой провели в бане, спешно переделанной под жилье, но зато - в мире прекрасного. Уже следующей весной, воодушевленный Тухватулла поставил себе новый дом, лучше прежнего!

Мать Роберта - Фавзия-апай - врач, отец Нажип-агай - инженер-строитель. Но глава семейства тоже с детства любил музыку. На первую зарплату, после женитьбы, хотя молодожены были еще студентами, купил баян.

Как говорится, мечты родителей дети претворяют в жизнь. Юлдашевы создали сыну все условия для занятия музыкой, даже привезли ему из-за границы дорогой кларнет. И молодой музыкант с лихвой оправдал чаянья старших.

Прошло полтора десятка лет, как он появился на сцене. Этого довольно, чтобы найти себя и проявить свой талант. И действительно, Роберт показал себя настоящим профессионалом: Гран-при (1997 год) на конкурсе профессиональных кураистов имени Гаты Сулейманова; Гран-при (1998 год) республиканского конкурса имени Юмабая Исанбаева; первая премия (1998 год) международного конкурса музыкантов, организованного под эгидой «ТюркСОЙ»; первая премия (2002 год) на Всероссийском конкурсе музыкантов имени В. Андреева; Гран-при (2003 год) на конкурсе кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова. Роберт Юдашев - лауреат Республиканской государственной премии имени Шайхзады Бабича.

В начале девяностых годов прошлого столетия курай только-только начинал свое триумфальное возвращение на профессиональную сцену. Наверное, оттого, что мелодия эта была востребована народом, была желанна, близка по духу, пробуждала в нашем подсознании дух предков, она обладала завораживающей силой, ее хотелось слушать снова и снова. Тогда наряду с именитыми кураистами курай взяла в свои руки и молодежь. Казалось, что все молодые музыканты будут играть душевно и проникновенно. Но тут открылась простая истина: чтобы курай запел, мало уметь играть. В его мелодию нужно вкладывать душу. В руках Роберта инструмент творил чудеса.

С первых выступлений Юлдашева и по сегодняшний день такого же виртуозного исполнителя среди молодых кураистов слышать пока не доводилось. Стараясь добраться до сути, ищешь разгадку тайны. В чем же секрет его завораживающей мелодии? Наблюдая за стремительным, уверенным выходом Роберта на сцену, его чувством ритма и не подумаешь, что он парень городской, но это так и есть. Роберт закончил Уфимскую среднюю, специальную музыкальную школу и Уфимскую государственную академию искусств имени Загира Исмагилова. Но и деревня сыграла в его жизни не последнюю роль. С детства он пас стадо, ездил верхом на лошади, ловил рыбу. Кто знает, может, именно там - в лесах, полях - и зазвучала в нем мелодия курая?

Как ни странно, вначале Роберту было легче выступать за пределами Башкортостана. Там курай воспринимают просто как музыкальный инструмент. А у нас в республике порой воспринимают его как пережиток прошлого. Но как бы ни чувствовалось неприятие аудитории, курай и кураист естественной дивной мелодией завораживают зрителей, и те непроизвольно начинают аплодировать, забыв обо всем на свете.

Надо заметить, что для Роберта традиционная башкирская одежда при выходе на сцену не обязательна. Он привлекает зрителя и сшитой в современном стиле национальной одеждой. Его творчеству чуждо однообразие. Он в постоянном поиске. Каждое выступление Роберта, с точностью, подтверждают слова аксакала нашей литературы Мустая Карима: «Когда мы будем играть на курае в смокинге или в современной одежде, тогда только нас признают», - говорил он. Эти слова как будто сказаны о Роберте [Приложение 4].

Сегодня курай звучит не только в Башкортостане. Новороссийск, Барнаул, Череповец, Ростов-на-Дону и многие другие города нашей большой родины услышали его задушевную музыку. Роберт выступает с концертами в составе группы музыкантов во главе с певцом Николаем Носковым.

Носков - первый солист легендарного ансамбля «Парк Горького», еще во времена Советского Союза завоевавшего известность за границей. Теперь на его концертах звучит и мелодия курая. На первый взгляд кажется, что рок и курай несовместимы, совершенно разные по звучанию. Но Николай Носков, напротив, считает курай инструментом рок-музыки. «У курая, как у рока, есть свой овердрайв. В каких только уголках страны и мира не искал я музыкальный инструмент для своего ансамбля!? Не нашел ни в Америке, ни в Тибете, а услышал только в мелодии курая в исполнении Роберта», - говорит он.

Если вибрация, резонанс, рожденные от горлового пения при игре на курае, Носков называет овердрайвом, то певец Гарик Сукачев утверждает, что в звуке курая слышна вечность. Оба этих музыканта, как и Роберт, влюблены в курай, они чувствуют естественную, божественную музыку. Кстати, в последнем диске Носкова во всех двенадцати песнях звучит курай, а у Сукачева - в двух.

Роберт с кураем «на ты». Играет воодушевленно, самозабвенно и даже у тех, кто видит курай впервые, пробуждает к нему любовь. Он не делится впечатлениями, которые испытывает при игре (считает, что у каждого человека должны быть сокровенные, недоступные для других чувства), но есть очевидцы того, как люди, слушая его, не могли сдержать слез. В Роберте покоряет чистота души. Он неравнодушен к своему зрителю. «Если зритель говорит, что потрясен моей игрой и перенес глубокие душевные чувства, - это для меня высшая похвала», - говорит он.

Звуки курая способны успокоить душевные раны. Испокон веков курай был как бы связующим звеном с высшими силами. Не зря именитые кураисты, в самую трудную минуту, в минуту душевных потрясений брали в руки курай. И святая мелодия очищала их души, успокаивала, возносила над муками. На одном из концертов Роберта пожилой мужчина в слезах вышел из зала. Всем показалось, что ему плохо, и одна женщина бросилась за ним. А он сказал: «В звуке этого инструмента слышен голос Бога… У меня внутри все перевернулось…»

Курай, созданный самой Природой, - это удивительный властелин музыки. Именно поэтому не всем дано счастье высокого, мастерского исполнения. Роберт нашел общий язык с кураем. Он молод, бесконечны его творческие просторы. А сколько неведомых секретов, звуков хранит для него курай - одному Богу ведомо!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.005 с.)