Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционные башкирские музыкальные инструментыСтр 1 из 7Следующая ⇒
Министерство культуры Республики Башкортостан ГБОУ СПО Башкирский Республиканский Колледж Культуры и Искусства Курсовая работа по дисциплине: Народное художественное творчество Традиционные башкирские музыкальные инструменты
Введение
Башкирская инструментальная культура - наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно, но первые же материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством этнических групп Поволжья и Урала, сумела сохранить этноним "башкорт" и своеобразное музыкальное искусство. Влияние эволюционных процессов, смена культурных ориентиров в современных условиях развития общества актуализируют исследование областей, сохраняющих этническую специфику. Элементы этнической культуры, обладая ярко выраженными этническими чертами, служат основой этнической идентичности, являются значимым научным источником. Продольная открытая флейта, к типу которой относится курай, имеет древнее происхождение и использовалась человеком для целей сигнализации. Различные типы флейт одинаково распространены на всех континентах. Свои музыкальные инструменты данного вида были известны у разных народов: на Руси кугиклы, в Поволжье и на Урале - башкирский курай, чувашская сурна, в Средней Азии - казахская сыбызгы, туркменский каргы-тюйдюк, на Кавказе - адыгский камыль, в Сибири - тувинский шоор, бурятский суур и т. д. Роль и место данного музыкального инструмента в этнической культуре у разных народов имеют определенные различия, также отличаются технология его изготовления и исполнительские традиции Актуальность. Исследование традиционной музыкальной культуры направлено на всестороннее изучение духовно-нравственного и творческого потенциала и наследия различных народов. Изучение традиционного башкирского музыкального инструмента курай связано с возросшим в последние десятилетия интересом к духовным ценностям своего народа, стремлением к сохранению этнической специфики. В башкирской культуре кураю принадлежит особая историческая роль: данный инструмент является важным элементом культуры, одним из символов не только башкирской культуры, но и самого народа, выполняя почти такие же функции, какие у европейских наций играют гимн, флаг, герб. Игра на курае, развиваясь в течение столетий, стала важным элементом народных праздников и повседневной жизни, военных походов и трудовых будней башкир. Музыкальная культура башкир, включая игру на курае, развивалась в условиях длительных этнокультурных контактов с другими народами Евразии, тесного с ним взаимодействия и взаимообогащения.
Выявление специфических особенностей инструмента, его возможностей необходимо для правильного использования его потенциала в воспитании подрастающего поколения, формирования культурно-духовного начала, сохранения и дальнейшего развития культурных традиций и самобытных форм народного творчества, взаимодействия с другими видами искусства. Проблема. Трансформация привычного образа жизни башкир, заимствование инородных форм культуры, интернационализация, привели к изменениям традиционного исполнительства на курае, развитию его новых форм, не всегда сохраняющих черты этнической специфики. Данная проблема определила цель исследования: комплексное изучение курая как традиционного музыкального инструмента в системе культуры башкир с учетом исторических, природно-географических и культурных факторов. Задачи: - рассмотреть проблему истории появления и развития башкирского курая; выделить периоды в истории развития курая, систематизировать исторические данные, касающиеся башкирского курая, кураистов и мастеров-изготовителей. выявить и охарактеризовать особенности традиционного башкирского музыкального инструмента курай, функции народных музыкантов-исполнителей в социуме, их роль в сохранении и воспроизводстве музыкальных культурных традиций. Объект: традиционная музыкальная культура башкирского этноса. Предмет: курай как традиционный музыкальный инструмент в системе этнокультуры башкир. Методы исследования: -теоретические: изучение, сравнение, анализ литературных первоисточников; практические: сбор информации и музыкального материала, презентация.
Заключение
Курай возник в древности в культуре скотоводческого населения на территории прародины тюркских народов - Южной Сибири и Алтае. В период Великого переселения народов вместе с волнами миграции тюркских племен южносибирско-центральноазиатского происхождения, в составе которых находились древние башкирские племена, курай был привнесен на территорию Южного Урала. История развития курая в культуре башкир насчитывает многие столетия, в ходе которых курай стал важнейшим средством воспроизводства культуры, мощным этнокультурным символом, способствующим формированию и укреплению этнической идентичности. Неизменная любовь башкир к кураю, бережное хранение традиций изготовления, развитие системы подготовки музыкантов, формирование культуры исполнительского мастерства привели к образованию целого пласта в истории и культуре народа. Несмотря на все угрозы исчезновения и забвения, которые сопровождали курай в течение истории его развития, музыкальный инструмент сумел не только сохранить, но и преумножить свою роль в культуре башкирского народа, в XX в., выйдя на уровень профессионального искусства. Список литературы
. Беляев В. М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. - М.: Сов. композитор, 1971. - 234 с. . Беляев В.М. Реконструкция башкирского курая // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. М. Музыка, 1973. С. 351-355; . Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. - Уфа: Изд. БГПУ, 2006. -156с. (10,0 п.л.). . Башкирские народные музыкальные инструменты: Учебное пос. для студентов муз. факультетов педагогических вузов по специализации № 030710 «Фольклорный ансамбль» и среднего проф. обр. по специализации №031002 «Фольклорное творчество». 4.2. -Уфа: ООО Вагант. 2004. - 36с. (2,2. п.л.). . Гайнетдинов Ю. И. Курай и кураисты. - Уфа: «Мир планеты», 2011. - С. 102 (на башк. языке). . Гайнетдинов Ю., Ахметжанова Н., Рахимов.Р. Башкирские народные музыкальные инструменты -Уфа: РНМЦ, 1989.-20 с. (на рус. и башк. яз.). 7. Зелинский Р.Ф. Башкирское народное музыкальное искусство. IV том. Инструментальная музыка. Уфа: Гилем, 2003.- с.86. 8. Ильясов Т. Т. Техника изготовления башкирского национального музыкального инструмента курай: история развития. / Т. Т. Ильясов // История науки и техники. - 2009. - № 5 спецвыпуск № 2. - С. 15-20. 9. Ильясов Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент - курай: к истории происхождения. / Т. Т. Ильясов // Вестник Челябинского государственного университета. История. - 2009. - вып. 34. - № 28 (166). - С. 35-38. . Ильясов Т. Т. История курая в устном народном творчестве башкир / Т. Т. Ильясов // Урал - Алтай: через века в будущее: материалы III Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Н. К. Дмитриева, г. Уфа, 27 -28 июня 2008 г. - Т. 2. История, философия, социология, фольклористика, искусствознание - Уфа: Деловая династия, 2008. - С. 78-80. . Ильясов Т. Т. Национальный музыкальный инструмент - курай в коллекции Этнографического музея им. профессора Р. З. Янгузина Башкирского государственного университета / Т. Т. Ильясов // III Русановские чтения: всероссийские общественно-исторические чтения имени Владимира Николаевича Русанова, г. Оса, 22 августа 2008 г. - Пермь: РИО ПГПУ, 2008. - С. 89-90.
. Ильясов Т. Т. История возникновения некоторых видов башкирского музыкального инструмента - курай / Т. Т. Ильясов // Актуальные проблемы исторической науки: международный сборник научных трудов молодых ученых. - Вып. 5. - Пенза: ГУМНИЦ, 2008. - С. 66-68. . Ильясов Т. Т. Башкирские музыкальные инструменты в русской литературе / Т. Т. Ильясов // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Мирзы Гизитдиновича Муллагулова, г. Уфа, 24 октября 2008 г. - Уфа: Гилем, 2008. - С. 144-147. 14. Ильясов Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент - курай - в современной музыкальной культуре. / Т. Т. Ильясов // Технико-экономические и социально-правовые аспекты развития особо охраняемого региона: Материалы 3-й международной научно-практической конференции преподавателей и студентов, г. Ессентуки, 23-24 апреля 2009 г. - Ессентуки: Бланкиздат, 2009. - С. 34-36. . Камаев Ф.Х. Напевы курая: фольклорный сборник. Уфа: Башкнигоиздат, 1991. . Классификация башкирских народных музыкальных инструментов // Третьи Лазаревские чтения: Традиционная культура сегодня: теория и практика: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Челябинск, 21-23 февраля 2006 г.: в 3 ч. / гл. ред. проф. В.А.Михнюкевич; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск. . Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты. - Уфа, 1997. - С. 15. . Лебединский, Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Изд. 2-е и доп. Текст. / Л:Н. Лебединский. - Mi: М., 1965. - 245 с. . Рахимов Р.Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. Уфа: изд-во БГПУ, 2006. 156 с. . Рыбаков С.Г. Курай, башкирский музыкальный очерк // Русская музыкальная газета. 1896. №1, январь. С. 35-52. . Современные башкирские народные музыкальные инструменты // Всеросс. науч.-практ. конференция «Проблемы интенсификации музыкально-эстетического воспитания». . Сулейманов Г.З. Курай. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985.-115с. . Скурко Е.Р.Башкирская академическая музыка. Традиции и современность / Е.Р. Скурко. Уфа: Гилем, 2005. - 320 с. . Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. - Уфа: Узорица, 2001. - 130 с. (9,1 п.л.). . Чекановска А. Музыкальная этнография: методология и методика. М.: Сов. композитор, 1983. - 190 с. Министерство культуры Республики Башкортостан ГБОУ СПО Башкирский Республиканский Колледж Культуры и Искусства
Курсовая работа по дисциплине: Народное художественное творчество Традиционные башкирские музыкальные инструменты
Введение
Башкирская инструментальная культура - наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно, но первые же материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством этнических групп Поволжья и Урала, сумела сохранить этноним "башкорт" и своеобразное музыкальное искусство. Влияние эволюционных процессов, смена культурных ориентиров в современных условиях развития общества актуализируют исследование областей, сохраняющих этническую специфику. Элементы этнической культуры, обладая ярко выраженными этническими чертами, служат основой этнической идентичности, являются значимым научным источником. Продольная открытая флейта, к типу которой относится курай, имеет древнее происхождение и использовалась человеком для целей сигнализации. Различные типы флейт одинаково распространены на всех континентах. Свои музыкальные инструменты данного вида были известны у разных народов: на Руси кугиклы, в Поволжье и на Урале - башкирский курай, чувашская сурна, в Средней Азии - казахская сыбызгы, туркменский каргы-тюйдюк, на Кавказе - адыгский камыль, в Сибири - тувинский шоор, бурятский суур и т. д. Роль и место данного музыкального инструмента в этнической культуре у разных народов имеют определенные различия, также отличаются технология его изготовления и исполнительские традиции Актуальность. Исследование традиционной музыкальной культуры направлено на всестороннее изучение духовно-нравственного и творческого потенциала и наследия различных народов. Изучение традиционного башкирского музыкального инструмента курай связано с возросшим в последние десятилетия интересом к духовным ценностям своего народа, стремлением к сохранению этнической специфики. В башкирской культуре кураю принадлежит особая историческая роль: данный инструмент является важным элементом культуры, одним из символов не только башкирской культуры, но и самого народа, выполняя почти такие же функции, какие у европейских наций играют гимн, флаг, герб. Игра на курае, развиваясь в течение столетий, стала важным элементом народных праздников и повседневной жизни, военных походов и трудовых будней башкир. Музыкальная культура башкир, включая игру на курае, развивалась в условиях длительных этнокультурных контактов с другими народами Евразии, тесного с ним взаимодействия и взаимообогащения. Выявление специфических особенностей инструмента, его возможностей необходимо для правильного использования его потенциала в воспитании подрастающего поколения, формирования культурно-духовного начала, сохранения и дальнейшего развития культурных традиций и самобытных форм народного творчества, взаимодействия с другими видами искусства.
Проблема. Трансформация привычного образа жизни башкир, заимствование инородных форм культуры, интернационализация, привели к изменениям традиционного исполнительства на курае, развитию его новых форм, не всегда сохраняющих черты этнической специфики. Данная проблема определила цель исследования: комплексное изучение курая как традиционного музыкального инструмента в системе культуры башкир с учетом исторических, природно-географических и культурных факторов. Задачи: - рассмотреть проблему истории появления и развития башкирского курая; выделить периоды в истории развития курая, систематизировать исторические данные, касающиеся башкирского курая, кураистов и мастеров-изготовителей. выявить и охарактеризовать особенности традиционного башкирского музыкального инструмента курай, функции народных музыкантов-исполнителей в социуме, их роль в сохранении и воспроизводстве музыкальных культурных традиций. Объект: традиционная музыкальная культура башкирского этноса. Предмет: курай как традиционный музыкальный инструмент в системе этнокультуры башкир. Методы исследования: -теоретические: изучение, сравнение, анализ литературных первоисточников; практические: сбор информации и музыкального материала, презентация.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.035 с.) |