Традиционные башкирские музыкальные инструменты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционные башкирские музыкальные инструменты



Министерство культуры Республики Башкортостан

ГБОУ СПО Башкирский Республиканский Колледж Культуры и Искусства

Курсовая работа

по дисциплине: Народное художественное творчество

Традиционные башкирские музыкальные инструменты


 

Введение

 

Башкирская инструментальная культура - наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно, но первые же материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством этнических групп Поволжья и Урала, сумела сохранить этноним "башкорт" и своеобразное музыкальное искусство.

Влияние эволюционных процессов, смена культурных ориентиров в современных условиях развития общества актуализируют исследование областей, сохраняющих этническую специфику. Элементы этнической культуры, обладая ярко выраженными этническими чертами, служат основой этнической идентичности, являются значимым научным источником.

Продольная открытая флейта, к типу которой относится курай, имеет древнее происхождение и использовалась человеком для целей сигнализации. Различные типы флейт одинаково распространены на всех континентах. Свои музыкальные инструменты данного вида были известны у разных народов: на Руси кугиклы, в Поволжье и на Урале - башкирский курай, чувашская сурна, в Средней Азии - казахская сыбызгы, туркменский каргы-тюйдюк, на Кавказе - адыгский камыль, в Сибири - тувинский шоор, бурятский суур и т. д.

Роль и место данного музыкального инструмента в этнической культуре у разных народов имеют определенные различия, также отличаются технология его изготовления и исполнительские традиции

Актуальность. Исследование традиционной музыкальной культуры направлено на всестороннее изучение духовно-нравственного и творческого потенциала и наследия различных народов. Изучение традиционного башкирского музыкального инструмента курай связано с возросшим в последние десятилетия интересом к духовным ценностям своего народа, стремлением к сохранению этнической специфики.

В башкирской культуре кураю принадлежит особая историческая роль: данный инструмент является важным элементом культуры, одним из символов не только башкирской культуры, но и самого народа, выполняя почти такие же функции, какие у европейских наций играют гимн, флаг, герб. Игра на курае, развиваясь в течение столетий, стала важным элементом народных праздников и повседневной жизни, военных походов и трудовых будней башкир. Музыкальная культура башкир, включая игру на курае, развивалась в условиях длительных этнокультурных контактов с другими народами Евразии, тесного с ним взаимодействия и взаимообогащения.

Выявление специфических особенностей инструмента, его возможностей необходимо для правильного использования его потенциала в воспитании подрастающего поколения, формирования культурно-духовного начала, сохранения и дальнейшего развития культурных традиций и самобытных форм народного творчества, взаимодействия с другими видами искусства.

Проблема. Трансформация привычного образа жизни башкир, заимствование инородных форм культуры, интернационализация, привели к изменениям традиционного исполнительства на курае, развитию его новых форм, не всегда сохраняющих черты этнической специфики.

Данная проблема определила цель исследования: комплексное изучение курая как традиционного музыкального инструмента в системе культуры башкир с учетом исторических, природно-географических и культурных факторов.

Задачи:

- рассмотреть проблему истории появления и развития башкирского курая;

выделить периоды в истории развития курая, систематизировать исторические данные, касающиеся башкирского курая, кураистов и мастеров-изготовителей.

выявить и охарактеризовать особенности традиционного башкирского музыкального инструмента курай, функции народных музыкантов-исполнителей в социуме, их роль в сохранении и воспроизводстве музыкальных культурных традиций.

Объект: традиционная музыкальная культура башкирского этноса.

Предмет: курай как традиционный музыкальный инструмент в системе этнокультуры башкир.

Методы исследования:

-теоретические: изучение, сравнение, анализ литературных первоисточников;

практические: сбор информации и музыкального материала, презентация.


Заключение

 

Курай возник в древности в культуре скотоводческого населения на территории прародины тюркских народов - Южной Сибири и Алтае. В период Великого переселения народов вместе с волнами миграции тюркских племен южносибирско-центральноазиатского происхождения, в составе которых находились древние башкирские племена, курай был привнесен на территорию Южного Урала. История развития курая в культуре башкир насчитывает многие столетия, в ходе которых курай стал важнейшим средством воспроизводства культуры, мощным этнокультурным символом, способствующим формированию и укреплению этнической идентичности. Неизменная любовь башкир к кураю, бережное хранение традиций изготовления, развитие системы подготовки музыкантов, формирование культуры исполнительского мастерства привели к образованию целого пласта в истории и культуре народа. Несмотря на все угрозы исчезновения и забвения, которые сопровождали курай в течение истории его развития, музыкальный инструмент сумел не только сохранить, но и преумножить свою роль в культуре башкирского народа, в XX в., выйдя на уровень профессионального искусства.


Список литературы

 

. Беляев В. М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. - М.: Сов. композитор, 1971. - 234 с.

. Беляев В.М. Реконструкция башкирского курая // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. М. Музыка, 1973. С. 351-355;

. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. - Уфа: Изд. БГПУ, 2006. -156с. (10,0 п.л.).

. Башкирские народные музыкальные инструменты: Учебное пос. для студентов муз. факультетов педагогических вузов по специализации № 030710 «Фольклорный ансамбль» и среднего проф. обр. по специализации №031002 «Фольклорное творчество». 4.2. -Уфа: ООО Вагант. 2004. - 36с. (2,2. п.л.).

. Гайнетдинов Ю. И. Курай и кураисты. - Уфа: «Мир планеты», 2011. - С. 102 (на башк. языке).

. Гайнетдинов Ю., Ахметжанова Н., Рахимов.Р. Башкирские народные музыкальные инструменты -Уфа: РНМЦ, 1989.-20 с. (на рус. и башк. яз.).

7. Зелинский Р.Ф. Башкирское народное музыкальное искусство. IV том. Инструментальная музыка. Уфа: Гилем, 2003.- с.86.

8. Ильясов Т. Т. Техника изготовления башкирского национального музыкального инструмента курай: история развития. / Т. Т. Ильясов // История науки и техники. - 2009. - № 5 спецвыпуск № 2. - С. 15-20.

9. Ильясов Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент - курай: к истории происхождения. / Т. Т. Ильясов // Вестник Челябинского государственного университета. История. - 2009. - вып. 34. - № 28 (166). - С. 35-38.

. Ильясов Т. Т. История курая в устном народном творчестве башкир / Т. Т. Ильясов // Урал - Алтай: через века в будущее: материалы III Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Н. К. Дмитриева, г. Уфа, 27 -28 июня 2008 г. - Т. 2. История, философия, социология, фольклористика, искусствознание - Уфа: Деловая династия, 2008. - С. 78-80.

. Ильясов Т. Т. Национальный музыкальный инструмент - курай в коллекции Этнографического музея им. профессора Р. З. Янгузина Башкирского государственного университета / Т. Т. Ильясов // III Русановские чтения: всероссийские общественно-исторические чтения имени Владимира Николаевича Русанова, г. Оса, 22 августа 2008 г. - Пермь: РИО ПГПУ, 2008. - С. 89-90.

. Ильясов Т. Т. История возникновения некоторых видов башкирского музыкального инструмента - курай / Т. Т. Ильясов // Актуальные проблемы исторической науки: международный сборник научных трудов молодых ученых. - Вып. 5. - Пенза: ГУМНИЦ, 2008. - С. 66-68.

. Ильясов Т. Т. Башкирские музыкальные инструменты в русской литературе / Т. Т. Ильясов // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Мирзы Гизитдиновича Муллагулова, г. Уфа, 24 октября 2008 г. - Уфа: Гилем, 2008. - С. 144-147.

14. Ильясов Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент - курай - в современной музыкальной культуре. / Т. Т. Ильясов // Технико-экономические и социально-правовые аспекты развития особо охраняемого региона: Материалы 3-й международной научно-практической конференции преподавателей и студентов, г. Ессентуки, 23-24 апреля 2009 г. - Ессентуки: Бланкиздат, 2009. - С. 34-36.

. Камаев Ф.Х. Напевы курая: фольклорный сборник. Уфа: Башкнигоиздат, 1991.

. Классификация башкирских народных музыкальных инструментов // Третьи Лазаревские чтения: Традиционная культура сегодня: теория и практика: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Челябинск, 21-23 февраля 2006 г.: в 3 ч. / гл. ред. проф. В.А.Михнюкевич; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск.

. Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты. - Уфа, 1997. - С. 15.

. Лебединский, Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Изд. 2-е и доп. Текст. / Л:Н. Лебединский. - Mi: М., 1965. - 245 с.

. Рахимов Р.Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. Уфа: изд-во БГПУ, 2006. 156 с.

. Рыбаков С.Г. Курай, башкирский музыкальный очерк // Русская музыкальная газета. 1896. №1, январь. С. 35-52.

. Современные башкирские народные музыкальные инструменты // Всеросс. науч.-практ. конференция «Проблемы интенсификации музыкально-эстетического воспитания».

. Сулейманов Г.З. Курай. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985.-115с.

. Скурко Е.Р.Башкирская академическая музыка. Традиции и современность / Е.Р. Скурко. Уфа: Гилем, 2005. - 320 с.

. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. - Уфа: Узорица, 2001. - 130 с. (9,1 п.л.).

. Чекановска А. Музыкальная этнография: методология и методика. М.: Сов. композитор, 1983. - 190 с.

Министерство культуры Республики Башкортостан

ГБОУ СПО Башкирский Республиканский Колледж Культуры и Искусства

Курсовая работа

по дисциплине: Народное художественное творчество

Традиционные башкирские музыкальные инструменты


 

Введение

 

Башкирская инструментальная культура - наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно, но первые же материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством этнических групп Поволжья и Урала, сумела сохранить этноним "башкорт" и своеобразное музыкальное искусство.

Влияние эволюционных процессов, смена культурных ориентиров в современных условиях развития общества актуализируют исследование областей, сохраняющих этническую специфику. Элементы этнической культуры, обладая ярко выраженными этническими чертами, служат основой этнической идентичности, являются значимым научным источником.

Продольная открытая флейта, к типу которой относится курай, имеет древнее происхождение и использовалась человеком для целей сигнализации. Различные типы флейт одинаково распространены на всех континентах. Свои музыкальные инструменты данного вида были известны у разных народов: на Руси кугиклы, в Поволжье и на Урале - башкирский курай, чувашская сурна, в Средней Азии - казахская сыбызгы, туркменский каргы-тюйдюк, на Кавказе - адыгский камыль, в Сибири - тувинский шоор, бурятский суур и т. д.

Роль и место данного музыкального инструмента в этнической культуре у разных народов имеют определенные различия, также отличаются технология его изготовления и исполнительские традиции

Актуальность. Исследование традиционной музыкальной культуры направлено на всестороннее изучение духовно-нравственного и творческого потенциала и наследия различных народов. Изучение традиционного башкирского музыкального инструмента курай связано с возросшим в последние десятилетия интересом к духовным ценностям своего народа, стремлением к сохранению этнической специфики.

В башкирской культуре кураю принадлежит особая историческая роль: данный инструмент является важным элементом культуры, одним из символов не только башкирской культуры, но и самого народа, выполняя почти такие же функции, какие у европейских наций играют гимн, флаг, герб. Игра на курае, развиваясь в течение столетий, стала важным элементом народных праздников и повседневной жизни, военных походов и трудовых будней башкир. Музыкальная культура башкир, включая игру на курае, развивалась в условиях длительных этнокультурных контактов с другими народами Евразии, тесного с ним взаимодействия и взаимообогащения.

Выявление специфических особенностей инструмента, его возможностей необходимо для правильного использования его потенциала в воспитании подрастающего поколения, формирования культурно-духовного начала, сохранения и дальнейшего развития культурных традиций и самобытных форм народного творчества, взаимодействия с другими видами искусства.

Проблема. Трансформация привычного образа жизни башкир, заимствование инородных форм культуры, интернационализация, привели к изменениям традиционного исполнительства на курае, развитию его новых форм, не всегда сохраняющих черты этнической специфики.

Данная проблема определила цель исследования: комплексное изучение курая как традиционного музыкального инструмента в системе культуры башкир с учетом исторических, природно-географических и культурных факторов.

Задачи:

- рассмотреть проблему истории появления и развития башкирского курая;

выделить периоды в истории развития курая, систематизировать исторические данные, касающиеся башкирского курая, кураистов и мастеров-изготовителей.

выявить и охарактеризовать особенности традиционного башкирского музыкального инструмента курай, функции народных музыкантов-исполнителей в социуме, их роль в сохранении и воспроизводстве музыкальных культурных традиций.

Объект: традиционная музыкальная культура башкирского этноса.

Предмет: курай как традиционный музыкальный инструмент в системе этнокультуры башкир.

Методы исследования:

-теоретические: изучение, сравнение, анализ литературных первоисточников;

практические: сбор информации и музыкального материала, презентация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.035 с.)