Отечественная и региональная история 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественная и региональная история



 

Учебно-методическое пособие

Для неисторических специальностей

 

Горловка, 2017


УДК 94 (477.6) (075)

ББК 63.3 (4ДНР)

О 82

 

Печатается по решению Ученого совета ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» (протокол № 3 от 25 октября 2017 г.)

Евсюкова Н.В., Атамалян А.Г.

Отечественная и региональная история: Учебно-методическое пособие для неисторических специальностей. – Горловка: Изд-во ОО ВПО «ГИИЯ», 2017.

 

В учебно-методическом пособии представлены учебно-методические материалы по изучению дисциплины «Отечественная и региональная история». Материалы включают: общие рекомендации по изучению дисциплины и работе с литературой конспекты лекций, планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним, понятийный аппарат каждой темы, вопросы для самоконтроля, задания для промежуточного контроля.

    Для студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и всех, кого интересуют проблемы отечественной и региональной истории.

    Рецензенты:

Дяговец И.И. – кандидат исторических наук, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»,

Навка И.А. – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков».

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ  
1.1. Общие рекомендации по изучению дисциплины  
1.2. Указания по изучению разделов дисциплины  
1.3. Указания по работе с литературой  
1.4. Указания по подготовке к семинарским занятиям  
1.5. Содержание и структура самостоятельной работы  
1.6. Формы контроля  
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ  
2.1. Конспект лекций по дисциплине  
2.2. Семинарские занятия и методические рекомендации к ним  
2.3. Задания для промежуточного и итогового контроля  
3. Хронологическая таблица истории Донецкого региона  
4. Рекомендованная литература  
5. Список сокращений  
6. Приложения  

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие «Отечественная и региональная история» разработано для студентов 1 курса неисторических специальностей в соответствии с учебной программой по дисциплине «Отечественная и региональная история», которая относится к базовой части основной образовательной программы ОО ВПО.

Актуальность издания данного пособия обусловлена необходимостью помочь студентам в изучении исторического пути Донбасса с древности до наших дней.  

Цель учебно-методического пособия –  содействие успешному освоению дисциплины «Отечественная и региональная история» студентами неисторических специальностей. Для этого в пособии представлены не только учебные материалы об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях истории Донбасса, но и методические рекомендации о том как изучать тот или иной вопрос темы.


1. Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Отечественная и региональная история»

1.1. Общие рекомендации по изучению дисциплины

При изучении дисциплины следует обратить внимание студентов на то, изучение истории в образовательной организации высшего профессионального образования это реакция на актуализацию в современных условиях потребности в образованных специалистах, способных принимать решения стратегического характера. А для этого необходимо уметь анализировать те или иные социально-экономические и политические ситуации, понимать историческую специфику.

Историческая наука представляет собой фундамент, необходимый для
успешного освоения других гуманитарных и обществоведческих дисциплин,
основами которых должен владеть специалист с высшим образованием.
Ориентация в мире исторической науки позволит студентам легче усвоить философию, социологию, культурологию, политологию и др.

В школе история изучалась в достаточном объеме, поэтому студенты 1 курса должны понимать, что задача короткого курса истории в институте заключается не в пересказе содержания школьной программы. Если студент сомневается в своем достаточном уровне базовых знаний, то ему больше внимания придется уделять самостоятельной работе.

Дисциплина «Отечественная и региональная история» направлена на активизацию ассоциативного мышления, в основе которого лежит проблемное восприятие материала. Основываясь на школьных знаниях, студенты освоят основные принципы научного мышления, способы анализа политических и социально-экономических данных.

Дисциплина «Отечественная и региональная история» состоит их лекционных и семинарских занятий, также предусмотрена самостоятельная работа по каждой теме. При изучении истории необходимо, в первую очередь, выработать навыки конспектирования лекций, учебной литературы, исторических источников. Отдельное внимание следует уделять понятийному аппарату к каждой теме.  

Лекция – основной вид учебных занятий в образовательной организации, предназначенный для усвоения теоретического материала. На лекциях преподаватель на основе принципа историзма познакомит студентов с основными проблемами темы. Все лекции необходимо конспектировать, поскольку они являются связующим звеном с учебными пособиями и семинарскими занятиями.  

Семинар – вид учебного занятия, на котором преподаватель организует дискуссию по предварительно определенным проблемам, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов, эссе и т.п.). Одна из задач семинарского занятия – это научить студента использовать знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

К семинарским занятиям следует готовиться систематически. Составлять конспект на каждый вопрос семинарского занятия. После усвоения материала по теме нужно ответить на вопросы для самопроверки. Это способствует лучшему закреплению знаний.

Самостоятельная работа студентов – это вид учебной деятельности, выполняемый студентами без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы. Таким образом, самостоятельная работа нацелена на формирование навыков исследовательской работы. Для достижения результата в самостоятельной работе необходимо:

· конспектировать лекции, учебную литературу;

· запоминать и анализировать законспектированный материал;

· изучить понятийный аппарат к теме;

· научиться формировать собственное мнение на основе изученных источников информации;

· после изучения темы отвечать на вопросы для самопроверки.

Студент также должен быть готов к тому, что на семинарских занятиях согласно рабочей программе, предусмотрен промежуточный контроль знаний, который может быть проведен в форме устного опроса или тестирования.

1.2. Указания по изучению дисциплины

1. Введение. Донбасс в античный период (до V века).

История (др.греч. – расспрашивание, исследование) – это область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и др.) в прошлом.

В более узком смысле историческая наука изучает всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Дисциплина «Отечественная и региональная история» предназначена для студентов неисторических специальностей и нацелена на формирование у студентов целостного представления об историческом пути Донбасса с древности до наших дней.

 В первую очередь, перед началом изучения исторического развития Донбасса, следует познакомиться с природой Донецкого бассейна, его климатом и богатством полезных ископаемых.

Приступая к изучению темы «Донбасс в античный период (до V века)», необходимо изучить проблему периодизации истории, проанализировать результаты пребывания различных кочевых племен в донецком регионе в древности и в начале нашей эры; рассмотреть античное наследие в эпоху Великого переселения народов, изучить точки зрения на проблему этногенеза восточных славян.

2. Донецкий регион в эпоху Средневековья (VI – VXI вв.)

В этот период наш регион пребывает под влиянием различных государственных образований и племен, которые попадают в донецкий край. В этой связи следует обратить внимание на особенности формирования и развития Волжской Булгарии и Хазарского каганата, рассмотреть наследие Киевской Руси и Золотой Орды в нашем регионе, определить причины появления термина «Дикое поле» по отношению к Донбассу в данный период. В контексте анализа проблемы распада Золотой Орды необходимо выделить процесс перехода донецких земель под контроль Крымского ханства и строительство турецких крепостей на территории Причерноморья и Приазовья.

3. Донбасс в середине XVI – XVII вв.

С этим периодом связан важный для донецких земель исторический процесс – освоение и начало заселения. В этой связи важное место занимает казачество, которое появляется в нашем регионе во второй половине  XVI века. Важно рассмотреть формирование запорожского и донского казачества и определить их общие и отличительные особенности, причины их пограничных конфликтов. Конец XVI – первая половина XVII веков ознаменовались целым рядом морских походов запорожских казаков (некоторые совместно с донскими казаками) против Крымского ханства и Турции.

В этот период начинает зарождаться и развиваться первый и важный в промысел – солеварение. Уже с 1625 года в районе нынешнего Славянска добывали соль. «Промышлять» ее в донецкие степи ездили «охочие» люди из Валуек, Оскола, Ельца, Курска и других «окраинных» городов России. Это послужило началом образования больших поселений. С 1663 года по распоряжению царского правительства России вблизи озера Маяк был построен городок, который должен был обеспечить безопасность торских солеваров. Следом за ним в 1676 году построен городок около самих Торских озер, сначала названный Соляным, а с конца XVII в. – Тором.

В  XVII веке донбасские земли начинают постепенно входить в состав Российской империи. В связи с этим необходимо четко определить причины, особенности и последствия такого вхождения для донецкого региона. 

4. Донецкий край в новое время (XVIII – XIX вв. )

Чтобы ускорить заселение и освоение южной Украины, создать надежную опору в борьбе с казацкой вольницей, в середине XVIII века царское правительство предпринимает несколько попыток правительственной колонизации: поселение сербов, хорватов, греков, евреев, немцев и других народностей, что не только расширило этнический состав населения края, но и способствовало его освоению и экономическому развитию.

Также правительством был проведен ряд административно-территориальных реформ, которые оформили статус донецких земель в составе Российского государства.

Продолжая изучение темы, необходимо рассмотреть хозяйственное освоение Донбасса в XVIII веке, которое характеризовалось опережающим развитием сельского хозяйства в Новороссийской губернии, появление первых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Отдельно следует обратить внимание на развитие культуры и образования в регионе в изучаемый период.  

ХIХ век ознаменовался для Донбасса промышленным переворотом, результатом которого стало формирование Донецкого угольно-металлургического региона юга России. Важную роль в развитии края сыграли железные дороги, строительство которых началось в 1872 г.

При изучении данной темы важно определить особенности проведения крестьянской реформы 1861 г. в регионе, которая стала выдаю­щейся вехой в политическом, экономическом и социальном развитии России и Донбасса. В целом, для этого периода характерно быстрое развитие фабрично-заводской промышленности, ускоренное железнодорожное строительство и «предпринимательская лихорадка».   

5. Донбасс в эпоху капиталистической трансформации общества (начало ХХ века)

Следует обратить внимание на то, что в конце XIX – начале ХХ века мировое общество вступило в новую фазу своего развития. В передовых странах капитализм достиг империалистической фазы. Основные черты империализма: монополии; сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала; наряду с вывозом товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных займом или прямых вложений в экономику); возникновение монополистических союзов; обострение борьбы между ведущими странами мира за рынки сбыта товаров, что привело к ряду локальных войн, а затем и к Первой мировой войне.

К началу XX века в Донбассе было построено и работало 12 металлургических заводов и большое количество каменноугольных рудников. Следует обратить внимание на то, что численность рабочих Донбасса росла быстрее, чем в других районах страны: к началу Первой мировой войны их было почти вдвое больше, чем в 1900 г. Донбасс превратился не только в главную угольно-металлургическую базу страны, но стал третьим по числу работающих (после Центрального и Петербург­ского) промышленным районом страны.

Указанные обстоятельства создали условия для развития рабочего движения. Оно активизируется в Донбассе на рубеже ХIХ ХХ веков, когда стало совершенно очевидно, что для рабочих предшествующие годы не прошли даром: выросло число организованных массовых выступлений, из среды рабочих выдвигаются вожаки, организаторы и ру­ководители стачек. В этой связи необходимо проанализировать причины и результаты восстания в Горловке в декабре 1905 г., которое занимает особое место в истории Донбасса.

Важным шагом со стороны правительства была реформа П.Столыпина, которая была направлена на решение крестьянского вопроса. Поэтому следует обратить внимание, что социально-экономические и политические противоречия в крае приобрели остроту в период Первой мировой войны.

6. Революционные события в Донбассе (1917–1920 гг.)

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на расстановку политических сил в Донбассе накануне и после февральской революции 1917 г. Началась ожесточенная борьба партий за влияние в регионе, в которой использовали самые малые возможности, в том числе ошибочные шаги власти и оппонентов. За углубление социальных изменений, особенно в рабочих регионах активно выступали большевики. Летом в 1917 году Центральная Рада, пополнившись представителями разных слоев населения страны, откровенно провозгласила претензии на власть на Украине, на краевое представительство в тех губерниях, где большинство населения составляли на то время украинцы.

Наряду с политическими преобразованиями следует рассмотреть социально-экономические изменения: попытки решить земельный вопрос летом 1917 г., сокращение производства, приостановка торговли, рез­кий рост количества безработных. Ухудшение экономического положения и слабость Временного правительства сделали возможным зах­ват власти в Петрограде большевиками, что, в свою очередь, привело к Гражданской войне.

На заседании областного комитета Советов Донецко-Криворожского бассейна (созданного большевиками в апреле 1917 года) 27-30 января 1918 г. в Харькове Артем предложил выделить Донецко-Криворожский бассейн в особенную административную область с правами самоуправления. В ее состав вошли части Харьковской, Екатеринославской и Херсонской губерний, а также Войска донского.

Кроме того, за 1917 1919 гг. Донбасс не один раз переживает наступление со стороны «белой» армии. Следует рассмотреть последствия таких наступлений, особенно период военной диктатуры Деникина.

7. Донецкий регион в 1921–1941 гг.

Изучение данной темы следует начать с процесса образования СССР, который происходил в три этапа с июня 1919 по январь 1924, когда была принята первая Конституция СССР. Отдельно следует остановиться на программах социально-экономического преобразования в донецком регионе в 20-30-х годах ХХ века: политика военного коммунизма (1918–1920 гг.); новая экономическая политика (март 1921–1927 (1929); индустриализация и коллективизация (1928/1929–937 гг.).  

Необходимо отметить, что Донбасс – индустриально развитый край, который возглавил могучее движение новаторов, названное социалистическим соревнованием. В 1929 году было развернуто массовое передовое движение. Подводя итоги указанных преобразований, следует отметить, что в экономике сталинская модернизация привела к определенным успехам. Но в социально-политической сфере она вылилась в тоталитаризм.

 Ликвидация неграмотности населения была первым актом культурных превращений в 20-ые годы. Трудности в деле ликвидации неграмотности были значительными: руина, недостаток опыта в организации учебы взрослых, учебных пособий. Отдельно следует рассмотреть политику коренизации, которая на Украине называлась украинизацией. Украинизация школ в Донбассе началась по плану с 1 января 1923 года. К этому времени в регионе было 7 украинских школ, на 1924 год их количество выросло до 129. В 30-е годы был осуществлен переход к общему обязательному начальному, а затем – общему семилетнему образованию.

8. Донбасс в годы Великой Отечественной войны и начала восстановления мирной жизни (1941–1952 гг.)

При изучении темы необходимо определить стратегическое значение Донбасса накануне ВОВ, рассмотреть перестройку его промышленности на военный лад. Важно четко установить этапы военных действий в Донбассе; определить особенности оккупационного режима и ведения партизанской войны. Затем необходимо определить этапы освобождения Донбасса и определить особенности восстановления промышленного края.

Весь Советский Союз оказался задействован в возрождении Донбасса. Со всей страны сюда шел поток различных ресурсов, десятки тысяч квалифицированных специалистов из России приехали восстанавливать разрушенные шахты и заводы.

9. Донецкий регион в 1953–1991 гг.

С 1953 г. начинается период, в котором предпринимались попытки осуществления политических и экономических реформ, – «оттепель». К власти пришел Н.С. Хрущёв. Необходимо особое внимание сосредоточить на ХХ съезде КПСС, где прозвучал его доклад о культе личности Сталина.  Хрущёвский период характеризуется множеством реформ в промышленной, аграрной, социальной, научной и культурной сферах. Затем нужно определить результаты либерализации общественно-политической жизни.

После смещения Н.С. Хрущёва к власти приходит Л.И. Брежнев. Начался период истории, названный «застоем». Необходимо проанализировать Косыгинскую реформу 1965 г., определить ее успехи в Донбассе, причины торможения и отмены. В этот период в Донбассе происходят большие перемены: развитие легкой промышленности, угольной отрасли, расширение городов и развитие в них инфраструктуры. Но также начали проявляться и кризисные явления в 80-х годах ХХ в., среди которых нарастание проблем села в Донбассе.    

В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС 1985 г. М.С. Горбачев объявил о политике «перестройки». Необходимо проанализировать экономические и политические факторы новой политики и ее последствия, а также причины активизации забастовочного движения в Донбассе на рубеже 80-90-х гг. ХХ в.

10. Донбасс в 1991–2017 гг.

При изучении данной темы необходимо рассмотреть особенности политического и экономического развития Украины после провозглашения ее независимости.

Отдельно следует рассмотреть попытки определить форму государственного устройства республики через проведение совещательных опросов. В частности, проанализировать итоги регионального совещательного опроса в Донецкой и Луганской областях 27 марта 1994 г.

Для Украины 90-е года ХХ века сопровождались чередой политических кризисов и неудачами экономических реформ. В культурном плане – поиски украинской модели национального развития, которые перешли в дерусификацию Донбасса. 

Изучая развитие Украины в 2000-х годах, нужно акцентировать внимание на таком феномене как «цветные революции» и определить их предпосылки и результаты. «Оранжевая революция» в Киеве 2004 г. политизировала проблему ментального различия различных регионов Украины, что привело к противостоянию по линии «восток-запад», а в конечном итоге – к государственному перевороту 2014 г.

Важнейшими последними событиями новейшего периода является выход Крыма из состава Украины и провозглашение Донецкой и Луганской Народных Республик. В этой связи необходимо проанализировать проблемы и перспективы развития Донбасса, определить значение понятия «непризнанность».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.039 с.)