Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль обучения звуковому анализу и синтезу
Формирование умения производить звуковой (фонемный) анализ Приемы звукового анализа и синтеза. Планирование и проведение групповых и индивидуальных занятий по ознакомлению детей со звуковой стороной слова 1. Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребенка. Ребенок замечает особенности произношения других людей, чувствует разницу в отдельных звуках, но самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Этому надо учить. В младших группах через игры и игровые упражнения. Воспитатель должен учить детей вслушиваться в слова. Например: Какая песенка слышна в стихотворении: Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине привезли. Песенка звука «з» пчелки. Игры «становимся жуками», «Ветер шумит» (ш-ш-ш) и т.д. В средней группе проводится больше работы по подготовке детей к старшей группе. В этой группе воспитатель должен научить детей выделять 1 звукв слове, придумывать новые слова с заданным звуком. Для этого воспитатель учить детей интонационно выделять звук в слове (лллук, сссом, зззонт) Сначала надо подбирать те слова, которые начинаются с согласного звука(можно протянуть), потом и к тем звукам (произносится кратко). Дети, повторяя за воспитателем, учатся выделять звук в слове (кошечка) – песня сердитого гуся, змеи. Вместо слова песенка постепенно начинает употреблять слово «звук». Воспитатель объясняет: «ребята, в словах прячутся звуки, их много, а нам надо научиться находить их в словах. На столе игрушки найдите те игрушки, в названиях которых слышна песенка пчелки з-з-з (кукла, мишутка, заяц и т.д.)». Следующий вид работы в средней группе – формирование умение назвать изолированный звук и выделять в словах первый звук. Например: сссолнышко назвать первый звук и придумать с ним другие слова. Дети предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие(лллук, лллев). Объяснение мягкости и твердости дается в слове лллук – твердо, сердито, страшно, а братец л – мягко, ласково – младший братец. Придумайте слово с младшем братцем. Вся работа очень важна и нужна, т.к. она подготавливает детей к старшей группе. 2. Основная задача старшей группы – 1.начуить детей производить звуковой анализ слова. Звуковой анализ – это выяснение порядка последовательности звуков в слове.
2.Дать характеристику звукам (гласные и согласные, мягкие согласные, твердые согласные, ударные и безударны). Методика формирование звукового анализа разработал Д.Б. Элькомин. Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Лидия Журова. На 1 этапе обучения звуковому анализу детей учат определять порядок, последовательность звуков. Для этого используется уже освоенный или способ интонационного выделения звуков. Используется предложенный Элькониным моделирование структуры слов в виде картинки – схемы. На картинке изображается предмет слова – название, которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается схема звукового состава (кружочки или квадратики). Кроме картинок – схем детям раздаются одноцветные фишки (серые, желтые, коричневые, кроме синих, красных, зеленых и черных), которыми должна последовательно заполняться схема. На основе последовательного выделения звуков данного слова. Картинка и схема позволяет наглядно показать слова в предметном плане. Схема позволяет наглядно показать слово в предыдущем плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. Сначала, для анализа предлагаются слова из 3-х звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. Воспитатель учит детей на этом этапе произносить слово так, чтобы хорошо слышали первый звук, выделять его фишкой, второй и третий звук и выделять фишкой. После того, как воспитатель научит детей этому, начинается 2 этап обучения – Знакомство детей с терминами «гласный звук», «согласный звук», «твердый и мягкий согласный», «ударный и безударный гласный звук». Это знакомство всегда должно проходить в практической форме, на примере одного из проанализированного слов выделять гласный. Воспитатель предлагает этот звук пропеть, крикнуть, протянуть. Вместе с детьми приходит к выводу, когда этот звук произносится и ничего во рту не мешается – ни губы и т.д., такие звуки называют гласными. Затем воспитатель и просит найти гласные звуки в других проанализированных ранее словах его можно выкрикнуть. Тянуть, пропеть. В дальнейшем, детей знакомят с согласным звуком – их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, при их произношении всегда что – нибудь мешается во рту. Если уже дети умеют различать твердые и мягкие звуки (братцы), то сразу вводятся названия твердых согласных и мягкие согласных звуков. Для их обозначения используются фишки синего и зеленого цвета, фишки нейтрального цвета убираются совсем.
После ознакомления детей с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов – из 4-х звуков: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. Проводятся аналогичная работа как с трехзвуковыми словами. Третий этап работы – обучения вычленению ударного звука. Сначала дети должны выделять ударный слог. В процессе звукового анализа слов, ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого используются фишка другого цвета (черного). В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков: слива, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. И так, дети овладевают звуковым анализом слов. К концу года дети должны уметь анализировать любое предложенное слово; размечать гласные звуки, твердые и мягкие согласные; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям. Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии: 1. Интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ с опорой на картинку – схему и фишки. 2. Дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове. 3. Дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем по глухости и звонкости) и моделирование основных, фонематических отношений в слове. 4. Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графическую схему, а затем постепенно отказ от фишек. Полный Звуковой анализ осуществляется в уме. 5. На протяжении всего периода обучения дети должны выполнять различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умении произносить звуковой анализ: определять место звука в слове; подбирать слова с заданным звуком; определять первый и последний звук в слове; подбирать слова с заданным звуком; Сравнивать звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (например: сон – нос, кот - ток); сравнивать звуковое строение слов, различающих одним звуком (мак – рак, дом - дым). Это помогает уяснить смысл, различительную роль фонемы. Например, варианты игры: «Живые звук», дидактические игры, компьютерные игры на звуковой анализ. 6. В подготовительной к школе группе на основе звукового анализа детей обучают чтению. Само действие звукового анализа также совершается. Дети выполняют разнообразие задания в играх: «Назови слова с заданным звуком», «Найди свой домик», «Кто внимательней», «Назови слова по моделям», «Цепочка слов». Вопросы: 1. Раскройте первый этап обучения по звуковому анализу слов. 2. Обоснуйте использование наглядных средств в обучении детей звуковому анализу слов. Тема 2.29. Подготовка дошкольников к освоению письма Содержание 1. Планирование работы по подготовке дошкольников к освоению письму 2. Сущность подготовки к обучению письму
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.103 (0.012 с.) |