Роль обучения звуковому анализу и синтезу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль обучения звуковому анализу и синтезу



Формирование умения производить звуковой (фонемный) анализ

Приемы звукового анализа и синтеза.

Планирование и проведение групповых и индивидуальных занятий по ознакомлению детей со звуковой стороной слова

1. Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребенка.

Ребенок замечает особенности произношения других людей, чувствует разницу в отдельных звуках, но самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Этому надо учить.

В младших группах через игры и игровые упражнения. Воспитатель должен учить детей вслушиваться в слова. Например: Какая песенка слышна в стихотворении:

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине привезли.

Песенка звука «з» пчелки. Игры «становимся жуками», «Ветер шумит» (ш-ш-ш) и т.д.

В средней группе проводится больше работы по подготовке детей к старшей группе. В этой группе воспитатель должен научить детей выделять 1 звукв слове, придумывать новые слова с заданным звуком. Для этого воспитатель учить детей интонационно выделять звук в слове (лллук, сссом, зззонт)

Сначала надо подбирать те слова, которые начинаются с согласного звука(можно протянуть), потом и к тем звукам (произносится кратко). Дети, повторяя за воспитателем, учатся выделять звук в слове (кошечка) – песня сердитого гуся, змеи. Вместо слова песенка постепенно начинает употреблять слово «звук». Воспитатель объясняет: «ребята, в словах прячутся звуки, их много, а нам надо научиться находить их в словах. На столе игрушки найдите те игрушки, в названиях которых слышна песенка пчелки з-з-з (кукла, мишутка, заяц и т.д.)».

Следующий вид работы в средней группе – формирование умение назвать изолированный звук и выделять в словах первый звук. Например: сссолнышко назвать первый звук и придумать с ним другие слова. Дети предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие(лллук, лллев). Объяснение мягкости и твердости дается в слове лллук – твердо, сердито, страшно, а братец л – мягко, ласково – младший братец.

Придумайте слово с младшем братцем.

Вся работа очень важна и нужна, т.к. она подготавливает детей к старшей группе.

2. Основная задача старшей группы – 1.начуить детей производить звуковой анализ слова. Звуковой анализ – это выяснение порядка последовательности звуков в слове.

2.Дать характеристику звукам (гласные и согласные, мягкие согласные, твердые согласные, ударные и безударны).

Методика формирование звукового анализа разработал Д.Б. Элькомин.

Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Лидия Журова. На 1 этапе обучения звуковому анализу детей учат определять порядок, последовательность звуков. Для этого используется уже освоенный или способ интонационного выделения звуков. Используется предложенный Элькониным моделирование структуры слов в виде картинки – схемы. На картинке изображается предмет слова – название, которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается схема звукового состава (кружочки или квадратики). Кроме картинок – схем детям раздаются одноцветные фишки (серые, желтые, коричневые, кроме синих, красных, зеленых и черных), которыми должна последовательно заполняться схема. На основе последовательного выделения звуков данного слова. Картинка и схема позволяет наглядно показать слова в предметном плане. Схема позволяет наглядно показать слово в предыдущем плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. Сначала, для анализа предлагаются слова из 3-х звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак.

Воспитатель учит детей на этом этапе произносить слово так, чтобы хорошо слышали первый звук, выделять его фишкой, второй и третий звук и выделять фишкой. После того, как воспитатель научит детей этому, начинается 2 этап обучения – Знакомство детей с терминами «гласный звук», «согласный звук», «твердый и мягкий согласный», «ударный и безударный гласный звук».

Это знакомство всегда должно проходить в практической форме, на примере одного из проанализированного слов выделять гласный. Воспитатель предлагает этот звук пропеть, крикнуть, протянуть. Вместе с детьми приходит к выводу, когда этот звук произносится и ничего во рту не мешается – ни губы и т.д., такие звуки называют гласными. Затем воспитатель и просит найти гласные звуки в других проанализированных ранее словах его можно выкрикнуть. Тянуть, пропеть. В дальнейшем, детей знакомят с согласным звуком – их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, при их произношении всегда что – нибудь мешается во рту. Если уже дети умеют различать твердые и мягкие звуки (братцы), то сразу вводятся названия твердых согласных и мягкие согласных звуков. Для их обозначения используются фишки синего и зеленого цвета, фишки нейтрального цвета убираются совсем.

После ознакомления детей с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов – из 4-х звуков: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы.

Проводятся аналогичная работа как с трехзвуковыми словами.

Третий этап работы – обучения вычленению ударного звука. Сначала дети должны выделять ударный слог. В процессе звукового анализа слов, ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого используются фишка другого цвета (черного). В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков: слива, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. И так, дети овладевают звуковым анализом слов. К концу года дети должны уметь анализировать любое предложенное слово; размечать гласные звуки, твердые и мягкие согласные; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии:

1. Интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ с опорой на картинку – схему и фишки.

2. Дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове.

3. Дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем по глухости и звонкости) и моделирование основных, фонематических отношений в слове.

4. Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графическую схему, а затем постепенно отказ от фишек. Полный Звуковой анализ осуществляется в уме.

5. На протяжении всего периода обучения дети должны выполнять различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умении произносить звуковой анализ: определять место звука в слове; подбирать слова с заданным звуком; определять первый и последний звук в слове; подбирать слова с заданным звуком; Сравнивать звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (например: сон – нос, кот - ток); сравнивать звуковое строение слов, различающих одним звуком (мак – рак, дом - дым). Это помогает уяснить смысл, различительную роль фонемы. Например, варианты игры: «Живые звук», дидактические игры, компьютерные игры на звуковой анализ.

6. В подготовительной к школе группе на основе звукового анализа детей обучают чтению. Само действие звукового анализа также совершается. Дети выполняют разнообразие задания в играх: «Назови слова с заданным звуком», «Найди свой домик», «Кто внимательней», «Назови слова по моделям», «Цепочка слов».

Вопросы:

1. Раскройте первый этап обучения по звуковому анализу слов.

2. Обоснуйте использование наглядных средств в обучении детей звуковому анализу слов.

Тема 2.29. Подготовка дошкольников к освоению письма

Содержание

1. Планирование работы по подготовке дошкольников к освоению письму

2. Сущность подготовки к обучению письму



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.103 (0.012 с.)