Эпоха возрождение (конец XIV - начало XVII вв. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха возрождение (конец XIV - начало XVII вв. ).



Витторино да Фельтре (1378–1446)

Уважительное отношение к ребенку, учет его индивидуальных интересов, потребностей, склонностей

 

Помимо классических языков в школе изучали новые науки: математику, геометрию, астрономию, естественную историю. Большое значение придавалось физическому и духовному воспитанию как мальчиков, так и девочек. Телесные наказания были из школы изгнаны. Существовало самоуправление учащихся.

Для реализации принципа гуманистической педагогики В. да Фельтре использовал наглядность в обучении, диалог, непосредственное наблюдение детей в природе, походы, игры, на занятиях царила атмосфера радости процесса познания.

 

Новой по своей форме и сущности становится семейная школа- Самая известная из данного типа школ — «Дом радости» Витто-рино (Рамбольдини) да Фельтре (1373-1446), основанный в 1423 г, в Италии.

Франсуа Рабле (1494–1553)

Основу педагогики Рабле составляло убеждение, что по своей природе человек предрасположен к добру, поэтому воспитание и образование должны развивать данные природой задатки.

В образовательной программе, предложенной Рабле, ведущее место отводится филологическому образованию (древним и новым языкам), открывающим путь к постижению произведений античных авторов и общению.

Умственные занятия чередовались с играми, физическими упражнениями, освоением ремесел. Знание, по мысли Рабле, само по себе нейтрально, поэтому важно соединить образование с нравственным воспитанием.

Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

 

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль » нарисовал идеал гуманистического воспитания. Он осмеял все пороки современного ему общества. Критикуя пороки средневекового воспитания, он противопоставил ему программу воспитания «свободного и благонравного человека».

Томас Мор (1478-1535)

Т. Мор выдвинул идею всеобщего обязательного обучения..

Все преподавание в Утопии ведется на родном языке. Основные школьные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание

В обучении широко применяются наглядность и экскурсии. Много внимания Т. Мор уделял трудовому воспитанию. Он был первым из мыслителей, выдвинувших идею о соединении обучения с производительным трудом. Большое значение придавал нравственному воспитанию молодежи. Любовь к родине, самодисциплина, умеренность, коллективизм – это качества, которые, по мнению Т. Мора, должны быть основой нравственного воспитания.

«Золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

Томас Моранглийский мыс­литель, основоположник утопического со­циализма.

Ян Амос Коменский (1592—1670)

«Учить всех - всему»

Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Он считал, что преподавание каждого предмета следует начинать «с простейших элементов» и знания детей от ступени к ступени должны расширяться и углубляться подобно дереву, которое год от года, пуская новые корни и ветви, всё более укрепляется, разрастается и приносит больше плодов.

В начальной школе, считал Коменский, дети должны научиться свободно читать и писать, познакомиться с арифметикой и некоторыми элементами геометрии, получить элементарные знания по географии и естествоведению. Хотя Коменский в разработанной им программе школы родного языка отводил ещё большее место религиозному обучению, она была, несомненно, прогрессивной для его времени, когда начальная школа давала крайне убогие знания. Очень ценным было мнение Коменского о том, что учащиеся должны «ознакомиться со всеми более общими ремесленными приемами отчасти с той только целью, чтобы не оставаться невеждами ни в чём, касающемся человеческих дел, отчасти даже для того, чтобы впоследствии легче обнаружилась их природная наклонность, к чему кто чувствует преимущественное призвание».

Значительно расширял Коменский и круг знаний, которые давала современная ему средняя школа. Сохраняя латинский язык и «семь свободных наук», Коменский вводил в курс гимназии физику (естествознание), географию и историю. При этом он предлагал изменить установленный в средневековой школе порядок прохождения наук.

После изучения языка (грамматики) он считал целесообразным перейти к физике и математике, а занятия риторикой и диалектикой перенести в старшие классы, т. е. развитием речи и мышления учащихся следует заниматься по приобретении ими реальных знаний. «Словам нужно учить и учиться только в соединении с вещами», - писал Коменский.

Коменский обосновал необходимость классно-урочной системы занятий, при которой один учитель одновременно работает со всем классом по определённому учебному материалу. Учебный год, по мнению Коменского, должен для всех учащихся начинаться и кончаться одновременно, занятия последовательно чередоваться с отдыхом. Учебный день должен быть строго регламентирован в соответствии с возрастными особенностями разных классов. Он указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

 

«Великая дидактика», "Правилах хорошо организованной школы", «Новейший метод языков», «Пансофическая школа», и т.д.

Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил следующую возрастную периодизацию. Он определил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определённая школа. Для детей от рождения до 6 лет Коменский предлагал особую материнскую школу, т. е. воспитание и обучение малышей под руководством матери. Все дети от 6 до 12 лет обучаются в школе родного языка, которая должна быть открыта в каждой общине, селении, местечке. Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаруживающие наклонность к научным знаниям, посещают латинскую школу, или гимназию, создаваемую в каждом большом городе, и, наконец, для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, готовящихся стать учёными, Коменский предлагал организовать в каждом государстве академию. Образование должно завершаться путешествием.

Эпоха Нового времени (17-19 века)

Джон Локк (1632-1704)

Подготовка человека к счастливой и разумной жизни, в которой он был бы свободен и не ущемлял бы свободы других

 

Воспитание джентльмена, которое предполагало выработку характера, развитие воли, самодисциплину и наказание, нравственное поведение. Содержание умственного воспитания, Д. Локк исходил из принципа утилитаризма: нужно давать знания, необходимые для "деловых занятий в реальном мире". В программу умственного воспитания педагог включал чтение, письмо, родной язык, арифметику, географию, финансы, право, историю, астрономию, французский язык, бухгалтерию, танцы, верховую езду. Кроме этого, хорошие манеры вырабатываются на основе обучения музыке, танцам, этикету, фехтованию; практическая направленность обучения требует знания ремесел и легкого труда, что формирует личность и делает человека независимым.

Воспитание джентльмена должно осуществляться подготовленным гувернером в семье, поскольку "школа есть собрание дурно воспитанных мальчиков". Приоритетным для Локка является нравственное воспитание, главной задачей которого выступает выработка характера: "Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств". К таковым качествам он относил сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность, щедрость, хорошие манеры и т. д. К средствам нравственного воспитания педагог относил убеждение, пример, упражнение, дисциплинирование, поощрение, порицание и др. Процесс обучения, по Локку, должен строиться на основе естественной любознательности ребенка. Вместе с тем воспитанник должен быть подготовлен не только к ведению коммерческих дел, но и к осознанию своей гражданской ответственности, приспособлен к благодетельной жизни. В трактовке физического воспитания педагог большое внимание уделял закаливанию, соединенному с физическим трудом, поскольку здоровье является залогом счастья человека.

«Опыт о человеческом разуме» (1690)

«Мысли о воспитании» (1693)

 

 

Джон Локк в труде «Опыт о человеческом разуме» отмечал, что душа ребенка - чистая доска (tabularasa), а роль воспитателя - велика. Д. Локк утверждал, что учет природных задатков и специфики индивидуальных особенностей позволит наставнику максимально расширить возможности воспитания.  

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

1. В раннем возрасте (от рождения до 2 лет) главной целью воспитания должно стать физическое развитие.

2. Возраст от 2 до 12 лет ("сон разума") и главной целью воспитания считает "развитие внешних чувств"

3. В 12-15 лет, интеллектуальное и трудовое воспитание.

4.. От 15 до 22 лет наступает "период бурь и страстей", нравственное воспитание юноши в обществе.

5. К 22-24 годам естественное воспитание должно завершиться, у человека начинается самостоятельная жизнь.

1.Физическое воспитание должно идти совместно с развитием органов чувств и речи. С самого раннего возраста необходимо дать ребенку свободу в движении, недопустимо ускорять процесс овладения речью.

2. В период своего развития ребенок уже осознает себя как личность, относительно самостоятелен, но не способен рассуждать, поэтому в воспитании следует отказаться от наставлений. В этот период нужно продолжать физическое воспитание ребенка, интеллектуальное развитие ему пока недоступно, но он все же может добывать знания самостоятельно, путем наблюдений за живой природой и собственного опыта.

3.Организация умственного воспитания опирается на естественную любознательность.

4. По мнению педагога, следует воспитывать такие качества, как чувство долга, гражданственность, патриотизм, сострадание к людям.

5. По мнению педагога, человеку в этом периоде следует жениться, ориентируясь на советы наставника в выборе невесты.

 

Наставник обязан не преподавать науки, а искусно и продуманно создавать ситуации, которые, пробуждая в ребенке желание получить те или иные знания, вынуждали бы его самостоятельно открывать их.

"Эмиль, или О воспитании" (1762)

 

Воспитание в киевской руси и русском государстве (до XVIII в.)

Воспитание у древних славян

Период с VI в. по IX в

Период с VIII по IX вв

В период с VIII по IX в

Передача накопленного опыта

1.Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей. Специфика содержания и форм воспитания зависела также и от того, к какой социальной группе относился ребенок. Традиционно у восточных славян выделялись земледельцы, ремесленники, дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном в семье. Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию. Идеал воспитания детей ремесленников был близок к ценностям земледельческого воспитания, но реализовывался в рамках ученичества. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика. Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов. Дружинники жили обособленно от общины в специальных укрепленных лагерях, их дети обучались военному делу. В 12 лет они продолжали постигать это искусство в гридницах - домах, устроенных по типу своеобразных военизированных интернатов. 2. Среди знатных представителей общины этот обычай имел иную интерпретацию и назывался "кормильством", когда воспитатель нес ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание знатного отпрыска, обучал его управлению, ведению экономической деятельности и военным навыкам. 3. Главными средствами воспитания, помимо языческих ритуалов, были произведения устного народного творчества, сохранившие свое педагогическое значение и в последующие эпохи. В VIII в. у славян появилась письменность, они пользовались "чертами и резами", т. е. своеобразным вариантом пиктографического письма. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться грамоте и письму. Однако восточнославянская образовательная традиция в изучаемый период не знала школьных форм обучения.

1. Первоначально процесс воспитания был неотделим от жизнедеятельности племени и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых.

В период матриархата, когда воспитание детей было обязанностью всех членов родовой общины, оно выстраивалось в определенной последовательности: в раннем возрасте - до 4-5 лет, иногда до 7-8 лет все дети находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом муясчин и усваивали там навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию. У восточных славян период детства четко делился на определенные возрастные этапы, которым соответствовало содержание воспитания. Ребенок до 6 лет назывался "молодым", от 7 до 12 - "чадом", от 12 до 15 - "отроком". Как и в других древних культурах, в восточнославянской существовал обряд "инициации", знаменовавший переход из одной возрастной группы в другую. С периода позднего матриархата у славян организовывались дома молодежи. В их деятельности важное место занимала подготовка к инициациям, в процессе которой подростки учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы, наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину и выносливость.

2. В небогатой среде в VII в. существовал обычай приглашать в семью для воспитания подрастающего поколения наставника, как правило, это был брат матери - дядька. При отсутствии родного дядьки воспитание детей поручалось благочестивым и порядочным соседям. Обычай отдавать детей на воспитание в чужую семью получил название "кумовство" (кормильством)

3. Главными воспитателями становятся родители, особенно мать, вот почему у славян человек, достигший социальной зрелости, назывался "матерым" - воспитанным матерью, кроме того, к воспитанию младших подключаются старшие дети. Результатом семейного воспитания становилось то, что отроки наследовали профессию или ремесло своих родителей.

Произведения устного народного творчества

В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила специфику воспитания древних славян, но и на долгое время стала базой всей педагогической культуры русского народа. Воспитание у восточных славян с VI по IX в. имело семейно-со-словный характер.

Руси в киевский период

(с X по XIII в)

Развитие просвещения. Обучение на родном языке

. Исследователи полагают, что в этот период в основе содержания "учения книжного" лежал тривиум (грамматика, риторика, диалектика), унаследованный от Византии. В содержание грамматики входили учение о восьми частях речи, сведения по этимологии, о грамматических категориях, поэтической образности языка. На основе этого происходило изучение и толкование текстов Священного Писания и некоторых сочинений античных авторов. Образцами риторического искусства служили произведения Иоанна Златоуста и другие византийские тексты, русские афоризмы, правила жизненного поведения, соответствовавшие православным этическим нормам. Под диалектикой подразумевались основы философии. Помимо этого, в содержание "учения книжного" включалось овладение элементарной арифметической культурой: запись чисел, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, деление, умножение.

Начальное образование давали специальные частные платные училища (училищами называли школы, т. е. то место, где учатся), иногда дети обучались прямо на дому у "мастера грамоты". В киевский период не было сформировано сословие профессиональных учителей, поэтому обучением обычно занимались представители низшего духовенства (певчие, дьячки, чтецы), мелких чиновников, грамотных людей, служителей различных государственных учреждений. Кроме того, начальный уровень образования предполагался в церковных и монастырских школах, основной целью обучения в которых была подготовка детей к самостоятельной работе с книгами Священного Писания и церковным служебником.

Вторая ступень обучения получила в Киевской Руси название "учение книжное". С XI по XIII в. центры "учения книжного" возникают по всей Руси. Подобные учебные заведения создавались при княжеских дворах, монастырях, церквях для образования княжичей и детей знати, причем широкое образование было доступным как для княжеских сыновей (сын Ярослава Мудрого Всеволод знал пять иностранных языков), так и для дочерей (дочь полоцкого князя Всеслава Ефросинья овладела "премудростью учения книжного").

"Повести временных лет" (конец XI - начало XII в.), "Поучение Владимира Мономаха детям" (конец XI - начало XII в.)

В сборниках под названиями "Пчела", "Изамрагд" (т. е. изумруд), "Изборник" Святослава, "Златоструй", "Златоуст" (по имени Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля.

"Учение им же ведати человеку числам всех лет", составленное Кириком Новгородцем.

Русской Правде (XI в.)

К XIII в. школьные формы обучения, особенно "учения книжного", приходят в упадок, что было связано с разгромом русских княжеств и разрушением городов; культурные и образовательные центры в монастырях и церквях полчищами Батыя были преданы "огню и мечу". Традиции книжной культуры сохранялись лишь в княжеской среде, обеспечивая высокий уровень домашне-семейного воспитания. Овладение книжной культурой и грамотностью оставалось не связанным со специальным обучением, профессиональные навыки передавались зачастую вне грамотности.

Московский период

 с XIV по XVII в.

Развитие просвещения.

В конце XV - начале XVI в открытию новых, подконтрольных государству училищ грамоты. В этих начальных школах учились мальчики, в программу образования входили чтение, письмо, закон Божий, церковное пение. Вместе с тем процесс овладения грамотой продолжал оставаться трудоемким для детей и подростков из-за использования буквослагательного метода, необходимости приспосабливаться к почерку рукописной книги, отсутствия у подростков интереса к содержанию церковных текстов, по которым они обучались. Распространение книгопечатания в России стимулировало развитие просвещения. В Славяно-греко-латинской академии подбирали учителей, сами вели в старших классах академии риторику и философию, составляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и риторики православного содержания.

В монастырских школах обучались духовенство и светские лица. В крупных монастырях сосредоточились лучшие учительские кадры, продолжались традиции переписывания книг и сохранения религиозного и научного знания. Училища (начальные школы) организовывались при церквях. Стоглавый собор постановил учреждать подобные училища в домах священников и дьяков. Продолжались традиции обучения у "мастеров грамоты", которых стало больше, чем в киевский период. В XIV-XV вв. из них начало формироваться сословие профессиональных учителей.

На западных рубежах древнерусских земель, в Правобережной и Западной Украине и Белоруссии, в конце XVI - начале XVII в. получили развитие "братские школы", в которых традиции приобщения к книжной культуре обогащались опытом развития школьного дела в Западной Европе. Потомки древнерусского населения Украины и Белоруссии, пытаясь сохранить в неприкосновенности свои вероисповедание, культуру, язык, создавали в православных общинах подобные учебные заведения. Отличительной чертой учебного процесса в "братских школах" была его четкая организация: дети обучались по четыре часа в день, предусматривались обязательные домашние задания и их регулярная проверка. Школы были доступны для детей выходцев из различных слоев, т. е. предлагали не сословный, а универсальный принцип построения содержания образования. В "братских школах" зародились основы классно-урочной системы.

В истории развития образовательных институтов в рассматриваемый период особое место занимает XVII в., поскольку именно в это время в России предпринимаются попытки создания высшей школы.

В 1687 г. в России открывается первое собственно высшее учебное заведение - Эллино-греческая, а впоследствии Славяно-греко-латинская академия под руководством С. Полоцкого, ориентированная на программу европейских университетов, с изучением "семи свободных искусств", древних языков и богословия. В качестве преподавателей были приглашены братья И. и С. Лихуды.

"Домострой", "Грамматика" Милентия Смотрицкого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.034 с.)