Спартанская система воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спартанская система воспитания



Цель – воспитание воина.

Хотя физическое развитие спартанца стояло на первом месте, их обучали не только владению оружием и боевым искусствам. На первом этапе детей учили письму и чтению, а на втором ещё музыке и пению. Особенно уделялось внимание тому, чтобы дети умели выражать свои мысли очень кратко и лаконично, при этом проводя много времени в полном молчании. Этот навык обучает воинов терпению и эффективному взаимодействию в бою.

Средства:

· Обеспечение здорового потомства (брачные пары подбираются старейшинами; спортивные занятия для девушек; строгий отбор младенцев).

· С 7 лет – отлучение от семьи и передача мальчиков в агеллы (военизированные отряды), где они воспитывались до 18 лет.

· Суровые условия военно-спортивного воспитания и формирование идеалов воина.

· Сознательное использование элементов педагогического эксперимента для выявления психологических качеств личности.

 

Делать из мальчиков непобедимых воинов нужно было с самого детства, для этого была разработана особая методика спартанского воспитания. Каждый новорождённый ребёнок в Древней Спарте должен был быть показан совету старейшин племени. Они осматривали малышей для выявления дефектов. Есть мнение, что больных детей лишали жизни ещё в младенческом возрасте, хотя доказательств этого факта так и не было обнаружено. Если новорожденный оказывался крепким и здоровым, то его опускали в холодный ручей и отдавали отцу, если хилым и нездоровым, относили в горы и бросали в пропасть. Военное воспитание для мальчиков начиналось с возраста 7 лет. Как только ребёнку исполнялось 7, его забирали из семьи, где до этого он воспитывался. Теперь за его дальнейшее становление отвечало государство-полис и он сам. Спартанское воспитание протекало в три последовательных этапа, в течение взросления мальчика до зрелого мужчины:

· 7-15 лет;

· 15-20 лет;

· 20-30 лет.

После первого этапа обучения пятнадцатилетние мальчики становились эйренами, молодыми воинами. Испытания второго этапа заканчивались посвящением в настоящие воины и выдачей полного комплекта вооружения, юноши приступали к Эфебии, службе в армии. И только в течение третьего периода, когда молодые люди уже принимали участие в боевых походах, закалённые бойцы приобретали статус полноправных представителей воинской общины.

 

Интересно, что древняя Спарта не дала миру сколько-нибудь выдающихся деятелей науки или художественной культуры, но ее система стала образцом для подражания для многих последующих эпох.  

Афинская система образования

Выработали представление об идеальном человеке, в котором гармонически сочетаются физическое и духовное совершенство.

В школе грамматиста изучали чтение, письмо, счет.

· Чтение осваивают по «альфабету». Буквы → слоги → слова.

· Пишут стилем по навощенной дощечке.

· Считают с помощью абаки (прообраз счетов)

· Для развития памяти изучают комплексы выдающихся явлений, каждое по 7. Из них сохранился только комплекс «7 чудес света».

В школе кифариста учились пению, танцу, игре на музыкальных инструментах, декламации (для этого заучивали сочинения Гомера).

В палестре осваивали бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья, плавание.

В гимнасии, помимо изучения философии, политики, риторики, юноши совершенствовали свое тело, занимаясь гимнастикой. Занятия начинались с пения гимнов, восхваляющих богов.

Быть образованным человеком, знающим науки, владеющим и спортом и искусством, в Афинах считалось престижным.

Судьбу ребенка после рождения определял отец. Если его решали растить и воспитывать в семье, до 7 лет он воспитывался на женской половине дома, в гинекее. С 7 до 14 лет мальчики посещали двух учителей – грамматиста и кифариста. По-гречески схола – учение. На занятия мальчиков водил раб- педагог. Школы были платными.

В 13-14 лет мальчики переходили в палестру. Далее наиболее обеспеченные поступали в гимнасии.

Как видим, в афинской школе впервые сделана попытка гармонически развить тело, разум и эмоциональную сферу человека.

Однако это относилось только к мальчикам, сыновьям свободных полноправных афинских граждан. Девочки в Древней Греции получали образование лишь в нескольких полисах. Так, известна школа для девочек на острове Лесбос, где преподавала поэтесса Сафо.

 

Цивилизации Древней Греции и Рима стали новым шагом на пути развития культуры. Создание буквенного письма приводит к бурному распространению знаний. Впервые научное знание отделяется от религии и превращается в самостоятельную область деятельности. Наука в эту пору универсальна, а деятельность ученых синкретична. Многие выдающиеся философы занимаются педагогической деятельностью: это не только помогает заработать на жизнь, но и служит популяризации их взглядов. Очень по-разному складываются в эту пору в разных регионах Средиземноморья представления о необходимом и достаточном объеме содержания обучения, а также о продуктивных методах обучения. Отметим наиболее характерные варианты.

Древней Греции

Греки стремились воспитать детей здоровыми и интеллектуально развитыми.

Образование до 7 лет

Греки разделали время жизни ребёнка на возрастные категории: до 7 лет — это маленький ребёнок, «пайдион». До 7 лет ребёнок не обучался, но он получал воспитание, за которое отвечала его мать. Отец не вмешивался в жизнь ребёнка до 7 лет, даже мальчика. Ребёнок обучался греческому языку, но не формально, а просто в процессе жизни. С IV века в Греции существовало рабство, и в состоятельных семьях были кормилицы. Лучшими няньками считались спартанки. Считалось, что ребёнок не должен быть избалованным, но и не должен быть забитым, иначе он не сможет стать полноценным гражданином в будущем. Дети большую часть времени проводили на улице, просто играли. Были игры с мячом, но это не были традиционные спортивные игры. Мяч представлял из себя кожаный шар набитый шерстью, либо травами. Были игры в бабки. Известны также всевозможные погремушки и куклы с ручками и ножками на шарнирах, лошадки и повозки на колёсиках.

В зажиточных семьях игрушки выполнялись из слоновой кости, а в простых семьях дети играли с глиняными игрушками. Дети разных социальных слоёв могли свободно общаться. Также не было ограничения в общении между девочками и мальчиками этого возраста. Это сплачивало будущих граждан в коллектив, так как они знали друг друга с детства. Мамы не должны были идти на завод работать, и поэтому не было никаких детских садов. Откуда взялась цифра «7» неизвестно, так сложилось. Платон говорил, что желательно начинать обучение с 6 лет, а Аристотель утверждал, что с 5 лет, а один из философов стоиков — с 3 лет. Однако счастливого детства малышей в Греции не лишали, и до 7 лет они были «вольными птицами».

Образование с 7 лет

Государственные школы были известны только в эпоху эллинизма (II-III век), а затем все школы были частными. Был всего один преподаватель, который назывался либо грамматист (учитель первой степени), либо дидаскал. Учитель второй степени — грамматик; учитель третьей степени — ритор. Иногда по финансовым соображениям в некоторых школах объединяли первую и вторую ступень. Система обучения была практически одинаковой. Грамматиста и дидаскала не стоит путать с педагогом. Педагог — раб в зажиточных семьях, сопровождающий ребёнка в школу. У ребёнка почти весь день был занят. Несмотря на статус раба, к педагогу относились уважительно, так как ему вверяли жизнь ребёнка. Должность грамматиста считалась не престижной, так как любой малограмотный человек мог открыть школу, и учителя зарабатывали мало. Это подтверждает поговорка, если о человеке долго не слышали, говорили, что он либо умер, либо стал школьным учителем. Поговорка эта связана с Дионисием младшим, отец которого был великим политическим деятелем добившимся больших высот. Однако сын, несмотря на богатое образование, оказался бездарным, и в итоге стал тираном. Тираном ему не суждено было пробыть долго, началась гражданская война и его свергли. Потом он опять пробовал проявить себя на политической арене, но вновь безуспешно, и в итоге стал школьным учителем, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, тем самым показывая, что он безопасный, боясь, как бы его не убили.
В школе были ступени, пока ученик не освоит одну ступень, он не мог пойти дальше. Первая ступень обычно занимала 4 года, то есть от 7 до 11 лет. Вторая ступень — до 18 лет. Разделений на возрастные категории в школе не было. Экзаменов тоже.

Гимнастическая часть обучения, то есть спорт, выполнялась в обнажённом виде и являлась признаком эллинства. Один из иудейских царей пытался внедрить систему обнажённого спорта у себя в стране, чем вызвал гнев духовных лидеров общества.

В целом была спортивная, грамматическая и музыкальная подготовка. Первоначально музыке обучали только в начальной школе, а потом перенесли в среднюю школу. Греки знали, и об этом писали Платон и Аристотель, что музыка оказывает самое сильное воздействие на душу человека. Существует миф о том, как Марс играл бравурную музыку на двойной флейте, а бог Аполлон исполнял мелодичные произведения на кифаре. Кифара — разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментах в Древней Греции. На этом инструменте играли только мужчины. Стихи всегда исполнялись под музыку. В VIII веке до н.э. греки заимствовали у финикийцев алфавитную систему письменности. В школе учили алфавит из 24 букв, сначала от альфы до омеги, потом наоборот. Потом изучали слоги из двух букв, потом трёх. Это была обычная зубрёжка. Тетради представляли из себя деревянные дощечки, покрытые воском. Писали острым концом ручки, а потом плоским её концом затирали написанное, чтобы вновь начать писать. Иногда писали (царапали) на черепках. Папирус использовался крайне редко, так как это был дорогой материал. Писали в форме буквы Г, то есть справа налево, доходя до ряда ниже и продолжая писать слева направо до конца ряда, потом опять вниз и вновь, справа налево.

Буквы в греческом языке писались подряд, без пробелов и знаков препинания, поэтому когда в средней школе ученики изучали классику: Еврепида, Ксенофонта, Гомера, они должны были на первой стадии понять, что вообще там написано, то есть разделить слова. С самого начала изучали Гомера, читали только вслух. С IV века, с появлением библиотек, появилось и тихое чтение. Четвёрка классиков - это Гомер, Еврипид, Минандер и Домосфин. Детей учили тому, как надо писать. Тексты не просто читались, но и толковались. Гомер — это школа Греции, его произведения учили тому, как должен вести себя герой и т.п. Такого предмета, как история, не было, он входил в литературу. Школьники писали изложения и сочинения.

В уроки математики входили предметы: арифметика, геометрия и астрономия. Детей учили и считать. У них не было цифр, а были буквы. Первые 9 букв — единицы; вторая девятка — десятки; третья — сотни.
В древнегреческом школьном образовании существовал календарь. Недель не было, так как недели — это иудейское изобретение, пришедшее в западный мир во время Римской империи в первом веке. Месяцы греки выделяли, учились во все рабочие дни, кроме праздников, которых было около сотни в году. В каждом полисе были свои праздники. Некоторые были однодневными, другие длились больше недели, например, праздник Дионисия. Иногда отмечались особые дни, в связи со смертью высокопоставленных лиц, либо особым деянием правителя, когда указывалось: «В этот день закрыть все лавочки и рынки, рабы не работают, дети не ходят в школу».

Физическое воздействие в школе допускалось, но не было обязательным, это касалось в основном педатриба (спортивного тренера). Педатриба выбирали на полисном уровне, так как он занимался с детьми в палестрах. Палестра — открытый дворик с песком рядом с портиком, где находятся помещения для раздевалки, вода и т.п. Учащиеся занимались такими же видами спорта, как и дети. В олимпийских играх дети также участвовали. Они занимались борьбой, кулачным боем, понкратионом, метанием диска и копья, бегом, и т.д. Полдня дети занимались у грамматиста и полдня в палестре.

Образование с 18 лет

В Греции половина учебного времени занимала именно физическая подготовка, поэтому "призывников не нужно было особо натаскивать". Их обучали владению оружием и боевому построению. Конечно, со спартанцами в этом аспекте они не могли сравниться, потому как спартанцы вообще всё время только этим и занимались. Один из античных авторов писал: «Нет ничего страшнее вида спартанской фаланги, идущей в бой под звуки музыки».

В образовательной системе использовали благородные состязание, которые были искусно выбранной стимулирующей силой для достижения наивысших результатов. Афиняне использовали агонистику – принцип состязательности, в котором соревнование происходит между личностями и группами в самых различных областях жизни.

Игрушки, скульптуры, амфоры.

К V веку до н.э. среди свободных афинян неграмотных не было. Все учебные заведения в Афинах принадлежали частным лицам. Дети, чьи отцы пали на поле боя, защищая отечество, обучались за государственный счёт. Однако это случалось крайне редко, так как обычно ответственность за ребёнка брали родственники. Андрей Валентинович Стрелков, кандидат исторических наук, рассказывает об образовании в Древней Греции. В греческом языке слово «пайс» означает ребёнок. Образование детей называлось общим термином «пайдэяс». Образование включало в себя обучение — знакомство ребёнка с некой суммой знаний обычно на начальной стадии, а далее следовало воспитание, то есть введение в духовную культуру, обучающую поведению в обществе. «Пайдеяс» означает не только процесс, но и результат процесса, то есть то, как меняется человек в результате образования. Речь идёт об образовании приблизительно с VI века до н.э по IV век н.э. За эту тысячу лет происходили разные изменения в процессе образования. Греки, где бы они ни были, какую землю ни завоёвывали, первым делом создавали театры и школы..

Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Цель воспитания – «познание себя», т.е. самосовершенствование.

Истинно научное знание, по его мнению, все подвергает сомнению, а следовательно – изучению и анализу. Своих учеников Сократ учил отысканию истины путем беседы, состоящей из вопросов учителя и ответов учеников..

Этот метод получил название сократической беседы.

Афористичные беседы Сократа с учениками дошли до нас в записях самого известного из этих учеников – Платона

 

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Укрепления рабовладельческого государства

Идеи вечны и неизменны; вещи преходящи. Сконструировал модель идеального государства, где правят аристократы, защищают его воины, а работают ремесленники и рабы. Соответственно сконструирована была и система воспитания (синтез спартанской и афинской систем). Платон придавал большое значение дошкольному воспитанию в семье: одним из первых он оценил развивающую функцию игры; выдвинул требование воспитания на положительном примере; подчеркивал роль общественного контроля за семейным воспитанием. Занятия с учениками Платон обычно проводил в роще на окраине Афин, называвшейся Академ. Так возникла платоновская академия.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения—это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм.

Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать детям не насильно, играючи”, ибо “свободный человек никакой науке не должен учиться рабски”. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

В “Государстве Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

«Государство» и «Законы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.019 с.)