Результаты обследования восприятия ритма речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты обследования восприятия ритма речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией



№/имя ребенка

Задания

Всего баллов

1 2 3 4
1 Дима А. 2 3 2 1 8
2 Юля К. 2 3 4 3 12
3 Диана Б. 3 2 1 2 8
4 Иван С. 2 4 3 3 12

 

Рис. 5. Восприятие ритма речи

      При выполнении упражнений по обследованию воспроизведения ритма речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией трое детей в общем набрало 8 баллов (75%), один – 12 баллов (25%). Юля, Дима и Диана на протяжении выполнения всех заданий делали незначительные ошибки, при этом они самостоятельно исправлялись. Иван самостоятельно выполнял задания, но с заминкой.

Результаты выполнения задания №6 мы предоставили в рисунке 6.

Таблица №6

Результаты обследования воспроизведения ритма речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

№/имя ребенка

Задания

Всего баллов

1 2 3 4
1 Дима А. 2 3 2 1 8
2 Юля К. 2 3 2 1 8
3 Диана Б. 2 3 2 1 8
4 Иван С. 3 4 3 2 12

 

Рис. 6. Воспроизведение ритма речи

Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике «обследование темпо-ритмической организации речи», разработанной Е.Э. Артемовой, Е.Ф. Архиповой мы представили в таблице 7.

Таблица 7

Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике «Обследование темпо-ритмической организации речи» Е.Э. Артемовой, Е.Ф. Архиповой

№/имя ребенка

Исследование

Всего баллов

 

Уровни

№1 №2 №3 №4 №5 №6
1 Дима А. 2 2 1 2 8 8 23 2
2 Юля К. 6 3 2 4 12 8 35 3
3 Диана Б. 4 2 2 2 8 8 26 2
4 Иван С. 6 3 3 4 12 12 40 3

 

Итоги всей диагностики темпо-ритмической организации речи у детей старшего возраста со стертой дизартрией мы предоставим на рисунке 7.

Рис. 7. Распределение уровней сформированности темпо-ритмической организации речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Анализ рисунка 7 показывает, что у детей старшего возраста со стертой дизартрией в равной мере преобладает средний и высокий уровень сформированности темпо-ритмической организации речи – по 2 детей на каждый из уровней (50%).

На основе приведенных результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы можем выделить следующие особенности у детей имеющих средний уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи:

1) темп и ритм речи либо убыстренный, либо замедленный;

2) восприятие темпа и ритма речи неполное, после повторного произнесения ошибку исправляют с трудом или же вообще не могут ее исправить;

3) темп речи не могут изменить, не управляют темпом речи;

4) трудности в дифференциации быстрого и замедленного темпа речи;

5) трудности в управлении ритмом речи.

Отсюда следует вывод, что в содержании планирования по формированию темпо-ритмической стороны речи необходимо включать игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и воспроизведения темпа и ритма речи.

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о необходимости продолжения коррекционной работы путем планирования индивидуальных логопедических занятий, где будут подобраны игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией по формированию темпо-ритмической организации речи.

 

 

Планирование индивидуальных занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

С целью формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, мы разработали планирование и конспекты индивидуальных логопедических занятий на одного ребенка с использованием игр и упражнений, направленных  на развитие:

- восприятие и воспроизведение ритма;

- восприятие и воспроизведение темпа речи;

Задачи этапа нашего исследования:

1. Спланировать индивидуальные логопедические занятия по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием игр и упражнений.

2. Разработать конспекты индивидуальных логопедических занятий с использованием игр и упражнений по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а именно на:

- восприятие и воспроизведение ритма речи;

- восприятия и воспроизведения темпа речи;

Планирование индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием игр и упражнений мы представили в таблице 8.

Таблица 8

Планирование индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Тема индивидуального логопедического занятия и задачи Методы формирования темпо-ритмической организации речи
1 Автоматизация звука [р] в слогах Задачи: 1) образовательные: - уточнить артикуляцию произнесения звука [р] - уточнить правильное изолированное произношения звука [р] - учить правильно произносить звук [р] в слогах 2) развивающие: - развивать высшие психические функции: память, мышление, внимание - развивать фонематическое восприятие - развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук - развивать восприятие и воспроизведение темпа речи 3) воспитательные: - воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям - воспитывать контроль за своей речью - воспитывать стремление овладеть правильной речью. Игра: «Бег по дорожке» Цель: развитие восприятия и воспроизведения темпа речи. Оборудование: картинка с изображением дорожки. Картинки-символы черепахи, зайца. Речевая инструкция: проговори слог всю дорожку быстро/ медленно. Ход игры: логопед перед ребенком выкладывает игровое поле с дорожкой. Задает слог, который необходимо отработать. Ребенок должен проговорить слог всю дорожку, при этом изменяя скорость речи, по указанию логопеда то быстро, то медленно, с опорой на картинки-символы, где картинка зайца означает- быстро, а картинка черепахи-медленно. Речевой материал: ра, ро, ру, ры,рэ.
2 Автоматизация звука [р] в словах. Задачи: 1) образовательные: - уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р]; - учить правильно произносить звук [р] в словах; 2) развивающие: - развивать высшие психические функции: память, мышление, внимание; - развивать фонематическое восприятие; - развивать пространственную ориентации и координацию тонких движений кисти и пальцев рук; - развивать контроль за темпо – ритмическими характеристиками речи; 3) воспитательные: - воспитывать положительного интереса к логопедическим занятиям; - воспитывать контроль за своей речью; - воспитывать стремление овладеть правильной речью. Игра: «Один-много» Цель: Развитие восприятия и воспроизведения ритма речи. Оборудование: карточки с картинками. Речевая инструкция: прохлопай слово. Ход игры: логопед выкладывает перед ребенком картинки. Ребенок называет что на ней изображено в единственном и множественном числе. Проговаривая, слова он отхлопывает его, при этом каждый удар ладони приходится на гласный звук. Речевой материал: рак, рука, роза, корова, ворона, подарок, шар, ковер, топор.  
3 Автоматизация звука [р] в словосочетаниях. 1) образовательные: - автоматизировать звук [р] в словосочетаниях; 2) развивающие: - развивать моторику артикуляционного аппарата; - развивать фонематический слух; - развивать навыки слогового анализа; - развивать мелкую моторику; - развивать внимание, память, мышление; - развивать умение вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полным ответом; - развивать умение воспроизводить различные интонационные конструкции; 3) воспитательные: - воспитывать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами; - воспитывать творческую самостоятельность.  
4 Автоматизация звука [р] в предложениях. Образовательные: - закрепить навык правильного произношения звука [р] в предложениях; 2) развивающие: - развивать артикуляционную и мелкую моторики; - развивать фонематического слуха; - формировать навыка самоконтроля за собственной речью; - закреплять навык фонематического анализа и синтеза; - развивать внимание, память, мышление; - развивать восприятие и воспроизведение логического ударения. 3) воспитательные: - воспитывать культуру взаимоотношений, формирование навыков речевого общения; - воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.  
5 Автоматизация звука [р’] в слогах. Задачи: 1) образовательные: - уточнить артикуляцию произнесения звука [р’]; - уточнить правильное изолированное произношения звука [р’]; - учить правильно произносить звук [р’] в слогах; 2) развивающие: -развитие высших психический функций: память, мышление, внимание; -развитие фонематического восприятия; -развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук; - развитие восприятия и воспроизведения интонации; 3) воспитательные: - воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям; - воспитать контроль за своей речью; - воспитать стремление овладеть правильной речью.    
6 Автоматизация звука [р’] в словах. Задачи: 1) образовательные: - уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р’]; - учить правильно произносить звук [р’] в словах; 2) развивающие: - развивать высшие психические функции: память, мышление, внимание; - развивать фонематическое восприятие; - развивать пространственную ориентации и координацию тонких движений кисти и пальцев рук; - развивать восприятие и воспроизведение логического ударения; 3) воспитательные: - воспитывать положительного интереса к логопедическим занятиям; - воспитывать контроль за своей речью; - воспитывать стремление овладеть правильной речью.  
7 Автоматизация звука [р’] в словосочетаниях. 1) образовательные: - автоматизировать звук [р’] в словосочетаниях; 2) развивающие: - развивать моторику артикуляционного аппарата - развивать фонематический слух; - развивать навыки слогового анализа; - развивать мелкую моторику; - развивать внимание, память, мышление; - развивать умение вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полным ответом; - развивать модуляцию темпа речи; 3) воспитательные: - воспитывать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами; - воспитывать творческую самостоятельность. Игра: «Быстро-медленно» Цель: развитие восприятие и воспроизведение темпа речи. Оборудование: картинка с изображением словосочетания. Речевая инструкция: проговори словосочетание быстро, медленно. Ход игры: логопед задает ребенку определенное словосочетание и скорость, с которой ребенок должен его проговорить. Ребенок четко проговаривает словосочетание либо быстро, либо медленно. Речевой материал: вареная репа, резиновая грелка, панцирь черепашки, нарядная матрёшка, кривая коряга.
8 Автоматизация звука [р’] в предложениях. Образовательные: - закрепить навык правильного произношения звука [р’] в предложениях 2) развивающие: - развивать артикуляционную и мелкую моторики - развивать фонематического слуха - формировать навыка самоконтроля за собственной речью. - закреплять навык фонематического анализа и синтеза - развивать внимание, память, мышление - развивать восприятие и воспроизведение интонации - развивать координацию движений с речью 3) воспитательные: - воспитывать культуру взаимоотношений, формирование навыков речевого общения; - воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.  

 

Ценность спланированных индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием игр и упражнений, заключается в том, что представленные выше игры и упражнения по развитию темпо-ритмической стороны речи, а также речевой материал подобраны в соответствии с темой индивидуальных логопедических занятий. Речевой материал соответствует  этапу коррекции звукопроизношения, т.е. упражнения и игры по развитию темпо-ритмической стороны речи на занятии выполняют следующие задачи:

-восприятие и воспроизведение ритма;

-восприятие и воспроизведение темпа речи;

     -автоматизацию звука в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Подобранные игры и упражнения по развитию темпо-ритмической стороны речи могут использовать как логопеды на всех видах логопедических занятий, так и воспитатели логопедических групп на своих занятиях, по формированию темпо-ритмической стороны речи, а также и при работе по коррекции звукопроизношения.

 

 

Заключение

Изучив проблему формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, мы сформулировали следующие выводы.

Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Стертая дизартрия, по мнению Е. Ф. Архиповой, это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетических и просодических компонентов речевой функциональной системы, возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Большинство ученых, занимающихся данной проблемой исследования, выявили следующие нарушения у детей со стертой дизартрией, относительно темпо-ритмической стороны речи:

- темп речи у таких детей с преобладанием процесса торможения – замедленный, с преобладанием процесса возбуждения – ускоренный. Нарушения темпа речи обусловлены нарушениями равновесия между основными нервными процессами;

- нарушение нормативной длительности звуков, прежде всего гласных. При увеличении нормативной длительности гласных темп речи замедляется, а при уменьшении – ускоряется, с проглатыванием целых слогов;

- имеются трудности при восприятии ритма изолированных и акцентированных ударов.

Различные учителя-логопеды (Степанова И. Г., Матвеева Т. А., Марголина Л. В., Лопатина Л. В., Серебрякова Н.В. и др.) для формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией рекомендуют использовать специальные игры и упражнения:

1. Игры и упражнения по ознакомлению с понятием «ударный слог»:

- подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающиеся местом ударения. Используем слова 2х и 3х сложные слова с ударением на первом и последнем слоге;

- узнать ритмическую мелодию, прохлопанную логопедом;

- послушать слова и назвать ударный слог, определить его позицию.

2. Игры и упражнения по формированию представлений о темпе речи:

- привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро);

- определить подходящий ритм для высказывания, например: Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро);

- определить темп произнесенной фразы и поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т.п.).

3. Игры и упражнения по освоению ритма речи:

- произнесения односложных слов

а) простых (да, ты, он, сел, дом);

б) со стечением согласных (сто, сталь, волк, свет, страх, старт);

в) в структуре нераспространённых предложений (Сын ест. Снег скрипит);

- произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции:

а) суп – супы (гласные в ударных и предударных слогах);

б) сок – соки (гласные в ударных и заударных слогах).

С целью выявления исходного уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы провели экспериментальное исследование в МБДОУ комбинированного вида детский сад №115 «Ладушки» города Брянска. В исследовании приняло участие 4 ребенка старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: стертая дизартрия. Средний возраст детей, которые участвовали в обследовании составил 6 лет.

Сроки проведения нашего исследования – с 04.02.2019г. по 16.02.2019г.  – констатирующий эксперимент, с 17.02.2019г. по 19.032019г. – разработка планирования индивидуальных занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в равной мере преобладает средний и высокий уровень сформированности темпо-ритмической организации речи – по 2 детей на каждый из уровней (50%).

На основе приведенных результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы можем выделить следующие особенности у детей имеющих средний уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи:

1) темп речи либо убыстренный, либо замедленный;

2) восприятие темпа речи неполное, после повторного произнесения ошибку исправляют с трудом или же вообще не могут ее исправить;

3) темп речи не могут изменить, не управляют темпом речи;

4) трудности в дифференциации быстрого и замедленного темпа речи.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о необходимости продолжения работы по формированию темпо-ритмической стороны речи с использованием игр и упражнений.

С целью формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, мы разработали планирование и конспекты индивидуальных логопедических занятий с использованием специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие:

-восприятия и воспроизведения ритма;

-восприятия и воспроизведения темпа речи;

Ценность спланированных индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием различных игр и упражнений, заключается в том, что представленные выше игры и упражнения по формированию темпо-ритмической стороны речи, а также речевой материал подобраны в соответствии с темой индивидуальных логопедических занятий. Речевой материал соответствовал  этапу коррекции звукопроизношения, т.е. упражнения и игры по формированию темпо-ритмической стороны речи на занятии выполняют задачу, по автоматизации звука в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Подобранные игры и упражнения по формированию темпо-ритмической стороны речи могут использовать как логопеды на всех видах логопедических занятий, так и воспитатели логопедических групп на своих занятиях, для развития темпо-ритмической стороны речи, а также и при работе по коррекции звукопроизношения.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена.  формирование темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией будет эффективным, если:

1) на каждом индивидуальном логопедическом занятии будут использоваться игры и упражнения;

2) игры и упражнения будут направлены на развитие:

- восприятия и воспроизведения ритма речи;

- восприятия и воспроизведения темпа речи;

 

Литература

1. Артемова Е. А. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией / Логопедия. — 2008. — № 1. — С. 50—53

2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. / М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.

3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / М.: Астрель, 2006. – 319 с.

4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. / М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254 с.

5. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей – М.: Просвещение, 1973

6. Белякова Л.И.,  Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. -М.: ВЛАДОС, 2011. - 287 с.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С., О детях с отклонениями в развитии.- М., 2013. – 144 c.

8. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия: Учебное пособие.- Москва: Просвещение, 2012. – 528 с.

9. Волкова Л.С., Селиверстова В.И., Хрестоматия по логопедии.- М., 2011. Ч.I.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2010. - 569 с.

11. Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: АСТ, 2006.-141c.

12. Герасимова А.С. Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками. – М.: Айрис-пресс, 2009.- 224 с.

13. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 2011. – 258 с.

14. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. - 2000. - №1. - С. 24-26

15. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. – №5. – С. 10–14

16. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. - М.: 2000. - 23 с.

17. Киселева В. А.   Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов.- М.: Школьная пресса, 2007.- 48 с.

18. Копачевская Л.А. Формирование интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями.-  М., 2000. -20 с.

19. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Корона, 2013. - 208с.

20. Лавская Н. С., Ковалева Т. П. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей // Молодой ученый. – 2014. – №17. – С. 512 - 514.

21. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.- М.: Просвещение, 2013. – 309 с.

22. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей // “Логопед” ТЦ Сфера, 2009. - 64с.

23. Логопедия: для студ.дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарн.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)

24. Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64 – 70

25. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.- СПб. «Союз», 2004. - 192 с.

26. Лопатина Л.В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие.-  СПб. «СОЮЗ», 2006. — 151 с.

27. Лопатина, Л. В. Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой дизартрией // Логопедия. — 2005. — № 3. — С. 28—32

28. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособи.-  СПб: «Союз» РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 191 с.

29. Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление // СПб., 1992- С. 61- 69.

30. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей.-  СПб.: Дельта, 2000. – 256 с.   

31. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраст // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений.-  М.: Академия, 2012.

32. Ляпидевский С.С., Расстройства речи у  детей и подростков. - М.: Просвещение, 2012. – 305 с.

33. Марголина Л. В., Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей / https://pandia.ru/text/78/227/54061.php - (дата обращения 12.03.2019.)

34. Мастюкова Е. М., Семенова К. А., Смуглин М. Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии.- М., 2003. - 118c.

35. Матвеева Т. А. Развитие темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / https://infourok.ru/opit-raboti-na-temurazvitie-temporitmicheskoy-storoni-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-onr-1370889.html – (дата обращения 14.03.2019.)

36. Мещерякова Н.П., Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2008. - 141 с.

37. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология.- 2013. — 144 с.

38. Поваляева М. А. Справочник логопеда.- Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

39. Правдина О. В. Логопедия.- М., Просвещение, 2003. – 386 с.

40. Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста.- М., 2009. – №6. – С. 48 - 54.

41. Соболева, О. Б. Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии // Логопед.,  2012. — № 2. — С. 94—102

42. Степанова И. Г., Логопедическая работа по коррекции темпо-ритмических нарушений у дошкольников с ОНР / http://logopeddoma.ru/publ/stati/logopedicheskaja_rabota_po_korrekcii_tempo_ritmicheskikh_narushenij_u_doshkolnikov_s_onr/2-1-0- 202 – (дата обращения 12.03.2019.)

43. Токарева, О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков.-  М.: 1999. – 155 c.

44. Филатова, Ю. О. Характеристика неречевого ритма у детей с дизартрией и моторной алалией // Дефектология. — 2012. — № 2. — С. 27—35.

45. Филатова, Ю. О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии // Дефектология. — 2012. — № 4. — С. 38—46

46. Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации.- М.: Русский язык, 1999. – 176 с.

47. Шаховская А.М., Лалаева Р.И. Логопатопсихология: учеб. Пособие для студентов.- М.: ВЛАДОС, 2011.- 285 с.

48. Шахнатович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения.- М.: Либроком, 2009.- 328 с.

49. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройсвт.- М.: 2016.- 446 с.

50. Эльконин Д.Б. Мышление младшего школьника.- М.: Педагогика, 2016.- 446 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.149 (0.089 с.)