Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты обследования восприятия ритма речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Рис. 5. Восприятие ритма речи При выполнении упражнений по обследованию воспроизведения ритма речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией трое детей в общем набрало 8 баллов (75%), один – 12 баллов (25%). Юля, Дима и Диана на протяжении выполнения всех заданий делали незначительные ошибки, при этом они самостоятельно исправлялись. Иван самостоятельно выполнял задания, но с заминкой. Результаты выполнения задания №6 мы предоставили в рисунке 6. Таблица №6 Результаты обследования воспроизведения ритма речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Рис. 6. Воспроизведение ритма речи Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике «обследование темпо-ритмической организации речи», разработанной Е.Э. Артемовой, Е.Ф. Архиповой мы представили в таблице 7. Таблица 7 Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике «Обследование темпо-ритмической организации речи» Е.Э. Артемовой, Е.Ф. Архиповой
Итоги всей диагностики темпо-ритмической организации речи у детей старшего возраста со стертой дизартрией мы предоставим на рисунке 7. Рис. 7. Распределение уровней сформированности темпо-ритмической организации речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией Анализ рисунка 7 показывает, что у детей старшего возраста со стертой дизартрией в равной мере преобладает средний и высокий уровень сформированности темпо-ритмической организации речи – по 2 детей на каждый из уровней (50%). На основе приведенных результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы можем выделить следующие особенности у детей имеющих средний уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи:
1) темп и ритм речи либо убыстренный, либо замедленный; 2) восприятие темпа и ритма речи неполное, после повторного произнесения ошибку исправляют с трудом или же вообще не могут ее исправить; 3) темп речи не могут изменить, не управляют темпом речи; 4) трудности в дифференциации быстрого и замедленного темпа речи; 5) трудности в управлении ритмом речи. Отсюда следует вывод, что в содержании планирования по формированию темпо-ритмической стороны речи необходимо включать игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и воспроизведения темпа и ритма речи. Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о необходимости продолжения коррекционной работы путем планирования индивидуальных логопедических занятий, где будут подобраны игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией по формированию темпо-ритмической организации речи.
Планирование индивидуальных занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией С целью формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, мы разработали планирование и конспекты индивидуальных логопедических занятий на одного ребенка с использованием игр и упражнений, направленных на развитие: - восприятие и воспроизведение ритма; - восприятие и воспроизведение темпа речи; Задачи этапа нашего исследования: 1. Спланировать индивидуальные логопедические занятия по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием игр и упражнений. 2. Разработать конспекты индивидуальных логопедических занятий с использованием игр и упражнений по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а именно на: - восприятие и воспроизведение ритма речи; - восприятия и воспроизведения темпа речи; Планирование индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием игр и упражнений мы представили в таблице 8.
Таблица 8 Планирование индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Ценность спланированных индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием игр и упражнений, заключается в том, что представленные выше игры и упражнения по развитию темпо-ритмической стороны речи, а также речевой материал подобраны в соответствии с темой индивидуальных логопедических занятий. Речевой материал соответствует этапу коррекции звукопроизношения, т.е. упражнения и игры по развитию темпо-ритмической стороны речи на занятии выполняют следующие задачи: -восприятие и воспроизведение ритма; -восприятие и воспроизведение темпа речи; -автоматизацию звука в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Подобранные игры и упражнения по развитию темпо-ритмической стороны речи могут использовать как логопеды на всех видах логопедических занятий, так и воспитатели логопедических групп на своих занятиях, по формированию темпо-ритмической стороны речи, а также и при работе по коррекции звукопроизношения.
Заключение Изучив проблему формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, мы сформулировали следующие выводы. Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Стертая дизартрия, по мнению Е. Ф. Архиповой, это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетических и просодических компонентов речевой функциональной системы, возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Большинство ученых, занимающихся данной проблемой исследования, выявили следующие нарушения у детей со стертой дизартрией, относительно темпо-ритмической стороны речи: - темп речи у таких детей с преобладанием процесса торможения – замедленный, с преобладанием процесса возбуждения – ускоренный. Нарушения темпа речи обусловлены нарушениями равновесия между основными нервными процессами; - нарушение нормативной длительности звуков, прежде всего гласных. При увеличении нормативной длительности гласных темп речи замедляется, а при уменьшении – ускоряется, с проглатыванием целых слогов; - имеются трудности при восприятии ритма изолированных и акцентированных ударов. Различные учителя-логопеды (Степанова И. Г., Матвеева Т. А., Марголина Л. В., Лопатина Л. В., Серебрякова Н.В. и др.) для формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией рекомендуют использовать специальные игры и упражнения: 1. Игры и упражнения по ознакомлению с понятием «ударный слог»: - подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающиеся местом ударения. Используем слова 2х и 3х сложные слова с ударением на первом и последнем слоге; - узнать ритмическую мелодию, прохлопанную логопедом; - послушать слова и назвать ударный слог, определить его позицию. 2. Игры и упражнения по формированию представлений о темпе речи: - привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро); - определить подходящий ритм для высказывания, например: Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро); - определить темп произнесенной фразы и поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т.п.). 3. Игры и упражнения по освоению ритма речи: - произнесения односложных слов а) простых (да, ты, он, сел, дом); б) со стечением согласных (сто, сталь, волк, свет, страх, старт); в) в структуре нераспространённых предложений (Сын ест. Снег скрипит); - произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции: а) суп – супы (гласные в ударных и предударных слогах); б) сок – соки (гласные в ударных и заударных слогах). С целью выявления исходного уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы провели экспериментальное исследование в МБДОУ комбинированного вида детский сад №115 «Ладушки» города Брянска. В исследовании приняло участие 4 ребенка старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: стертая дизартрия. Средний возраст детей, которые участвовали в обследовании составил 6 лет. Сроки проведения нашего исследования – с 04.02.2019г. по 16.02.2019г. – констатирующий эксперимент, с 17.02.2019г. по 19.032019г. – разработка планирования индивидуальных занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в равной мере преобладает средний и высокий уровень сформированности темпо-ритмической организации речи – по 2 детей на каждый из уровней (50%). На основе приведенных результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы можем выделить следующие особенности у детей имеющих средний уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи: 1) темп речи либо убыстренный, либо замедленный; 2) восприятие темпа речи неполное, после повторного произнесения ошибку исправляют с трудом или же вообще не могут ее исправить; 3) темп речи не могут изменить, не управляют темпом речи; 4) трудности в дифференциации быстрого и замедленного темпа речи. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о необходимости продолжения работы по формированию темпо-ритмической стороны речи с использованием игр и упражнений. С целью формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, мы разработали планирование и конспекты индивидуальных логопедических занятий с использованием специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие: -восприятия и воспроизведения ритма; -восприятия и воспроизведения темпа речи; Ценность спланированных индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием различных игр и упражнений, заключается в том, что представленные выше игры и упражнения по формированию темпо-ритмической стороны речи, а также речевой материал подобраны в соответствии с темой индивидуальных логопедических занятий. Речевой материал соответствовал этапу коррекции звукопроизношения, т.е. упражнения и игры по формированию темпо-ритмической стороны речи на занятии выполняют задачу, по автоматизации звука в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Подобранные игры и упражнения по формированию темпо-ритмической стороны речи могут использовать как логопеды на всех видах логопедических занятий, так и воспитатели логопедических групп на своих занятиях, для развития темпо-ритмической стороны речи, а также и при работе по коррекции звукопроизношения. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена. формирование темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией будет эффективным, если: 1) на каждом индивидуальном логопедическом занятии будут использоваться игры и упражнения; 2) игры и упражнения будут направлены на развитие: - восприятия и воспроизведения ритма речи; - восприятия и воспроизведения темпа речи;
Литература 1. Артемова Е. А. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией / Логопедия. — 2008. — № 1. — С. 50—53 2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. / М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с. 3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / М.: Астрель, 2006. – 319 с. 4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. / М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254 с. 5. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей – М.: Просвещение, 1973 6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. -М.: ВЛАДОС, 2011. - 287 с. 7. Власова Т.А., Певзнер М.С., О детях с отклонениями в развитии.- М., 2013. – 144 c. 8. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия: Учебное пособие.- Москва: Просвещение, 2012. – 528 с. 9. Волкова Л.С., Селиверстова В.И., Хрестоматия по логопедии.- М., 2011. Ч.I. 10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2010. - 569 с. 11. Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: АСТ, 2006.-141c. 12. Герасимова А.С. Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками. – М.: Айрис-пресс, 2009.- 224 с. 13. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 2011. – 258 с. 14. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. - 2000. - №1. - С. 24-26 15. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. – №5. – С. 10–14 16. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. - М.: 2000. - 23 с. 17. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов.- М.: Школьная пресса, 2007.- 48 с. 18. Копачевская Л.А. Формирование интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями.- М., 2000. -20 с. 19. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Корона, 2013. - 208с. 20. Лавская Н. С., Ковалева Т. П. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей // Молодой ученый. – 2014. – №17. – С. 512 - 514. 21. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.- М.: Просвещение, 2013. – 309 с. 22. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей // “Логопед” ТЦ Сфера, 2009. - 64с. 23. Логопедия: для студ.дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарн.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.: ил. – (Коррекционная педагогика) 24. Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64 – 70 25. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.- СПб. «Союз», 2004. - 192 с. 26. Лопатина Л.В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие.- СПб. «СОЮЗ», 2006. — 151 с. 27. Лопатина, Л. В. Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой дизартрией // Логопедия. — 2005. — № 3. — С. 28—32 28. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособи.- СПб: «Союз» РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 191 с. 29. Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление // СПб., 1992- С. 61- 69. 30. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей.- СПб.: Дельта, 2000. – 256 с. 31. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраст // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений.- М.: Академия, 2012. 32. Ляпидевский С.С., Расстройства речи у детей и подростков. - М.: Просвещение, 2012. – 305 с. 33. Марголина Л. В., Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей / https://pandia.ru/text/78/227/54061.php - (дата обращения 12.03.2019.) 34. Мастюкова Е. М., Семенова К. А., Смуглин М. Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии.- М., 2003. - 118c. 35. Матвеева Т. А. Развитие темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / https://infourok.ru/opit-raboti-na-temurazvitie-temporitmicheskoy-storoni-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-onr-1370889.html – (дата обращения 14.03.2019.) 36. Мещерякова Н.П., Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2008. - 141 с. 37. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология.- 2013. — 144 с. 38. Поваляева М. А. Справочник логопеда.- Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. – 448 с. 39. Правдина О. В. Логопедия.- М., Просвещение, 2003. – 386 с. 40. Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста.- М., 2009. – №6. – С. 48 - 54. 41. Соболева, О. Б. Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии // Логопед., 2012. — № 2. — С. 94—102 42. Степанова И. Г., Логопедическая работа по коррекции темпо-ритмических нарушений у дошкольников с ОНР / http://logopeddoma.ru/publ/stati/logopedicheskaja_rabota_po_korrekcii_tempo_ritmicheskikh_narushenij_u_doshkolnikov_s_onr/2-1-0- 202 – (дата обращения 12.03.2019.) 43. Токарева, О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков.- М.: 1999. – 155 c. 44. Филатова, Ю. О. Характеристика неречевого ритма у детей с дизартрией и моторной алалией // Дефектология. — 2012. — № 2. — С. 27—35. 45. Филатова, Ю. О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии // Дефектология. — 2012. — № 4. — С. 38—46 46. Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации.- М.: Русский язык, 1999. – 176 с. 47. Шаховская А.М., Лалаева Р.И. Логопатопсихология: учеб. Пособие для студентов.- М.: ВЛАДОС, 2011.- 285 с. 48. Шахнатович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения.- М.: Либроком, 2009.- 328 с. 49. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройсвт.- М.: 2016.- 446 с. 50. Эльконин Д.Б. Мышление младшего школьника.- М.: Педагогика, 2016.- 446 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.149 (0.089 с.) |