Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией



Выявление исходного уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

С целью выявления исходного уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы провели экспериментальное исследование в МБДОУ комбинированного вида детский сад №115 «Ладушки» города Брянска. В исследовании приняло участие 4 ребенка старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей, которые, участвовали в обследовании составил, 6 лет. По заключениям ПМПК дети старшего дошкольного возраста имели логопедическое заключение: стертая дизартрия.

Сроки проведения нашего исследования – с 04.02.2019г. по 16.02.2019г. – констатирующий эксперимент, с 17.02.2019г. по 19.03.2019г. – разработка планирования индивидуальных занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Цель констатирующего эксперимента: выявить исходный уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Диагностировать исходный уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

2. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали следующие методы исследования: беседа, качественная и количественная обработка данных.

Решение задач констатирующего эксперимента осуществлялось посредством подобранной нами методики: «обследование темпо-ритмической организации речи», разработанной Е.Э. Артемовой, Е.Ф. Архиповой.

Общий результат по диагностической методике «Обследование темпо-ритмической организации речи» Е.Э. Артемовой, Е.Ф. Архиповой:

Высокий уровень – 34-52 баллов.

Средний уровень – 18-33 баллов.

Низкий уровень – 0 – 17 балла.

Высокий уровень: все задания были выполнены верно, сформированности темпо-ритмической организации речи соответствует возрасту.

Средний уровень: при выполнении заданий были сделаны ошибки, темп и ритм речи незначительно ускорены или замедлены. После показа образца успешно исправлялся.

Низкий уровень: при выполнении заданий были сделаны существенные ошибки, темпом речи не управляет. Темп и ритм речи значительно ускорены или замедлены.

Детям было предложено выполнить определенные задания, разработанные Е.Э. Артемовой, Е.Ф. Архиповой.

Задание №1. Определение темпа речи ребенка

Цель: Выявить темп речи у ребенка.

Материал для исследования: предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры и звуки, которые ребенок произносит неправильно. Также, для проведения исследований необходим магнитофон и секундомер.

Процедура: ребенку предлагается повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду.

Инструкция № 1:

Слушай предложения и повтори за мной:

Коля моет посуду. На столе стоит коробка. Марина тихо сидит на диване. Таня надела новую белую кофту.

Инструкция № 2:

Ответь на вопросы:

Что делает Коля? Где стоит коробка? Где стоит Марина? Что надела Таня?

Критерии оценки:

4 балла — темп норма (4—5 слогов в секунду);

3 балла — незначительное отклонение от нормы (+1 слог);

2 балла — убыстренный темп (7-8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду);

1 балл — очень быстрый темп (более 9 слогов в се­кунду), очень медленный темп (1-2 слога в секунду);

0 баллов — из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слого­вой структуры слов. В связи с этим не удается объектив­но произвести измерение темпа.

Задание №2. Исследование восприятия темпа речи

Цель: Выявить уровень восприятия темпа речи ребенком.

Материал для исследования: Для исследования вос­приятия различного речевого темпа предварительно ре­бенку объясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Вводятся картинки-символы (пример: заяц бегает быстро — и говорит очень быст­ро, черепаха ползает медленно — и говорит медленно, ежик ходит спокойно — и говорит спокойно, нормально).

Процедура: ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца — быстрый темп, черепаху — медленный темп, ежика — нормальный темп.

Инструкция:

Посмотри на картинки: «Ежик ходит спокойно — и говорит спокойно, нормально, черепаха медленно ползает — и говорит очень медленно, заяц бе­гает очень быстро — и говорит очень быстро».

Сейчас я буду говорить предложения, а ты угадай, как я говорю, и покажи соответствующую картинку:

— По веточке ползает длинная гусеница, (медленный темп)

 — От топота копыт пыль по полю летит, (быстрый темп)

— Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп)

— В лесу дети собирали грибы и ягоды (нормальный темп)

— У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? (быстрый темп)\

— Зимой дети любят кататься на санках и коньках. (Медленный темп)

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняет верно.

3 балла — ошибается, но после повтора предложения исправляет ошибки.

2 балла — после повторного произнесения предложе­ния ошибки не исправляет.

1 балл — ошибается, не соотносит с картинками.

 0 баллов — задание недоступно.

Задание №3. Исследование воспроизведения отраженного тем­па речи

Цель: выявить уровень умения воспроизводить отраженно темп речи ребенком.

Материал для исследований: воспроизведение предложений с различной темповой организаций за логопедом отраженно.

Процедура: ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом:

Инструкция:

Слушай внимательно и повторяй за мной предложения точно так же:

— Весной тает снег и бегут ручьи (нормальный темп)

— Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)

— Самолет построим сами и помчимся над полями; (быстрый темп)

— Улитка носит свой домик на спине (медлен. темп)

— На море во время шторма очень большие волны (нормальный темп)

Критерии оценки:

4 балла — повторил верно.

3 балла — убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

2 балла — темп изменяет незначительно.

1 балл — темп не может изменять, не управляет темпом.

0 баллов — задание недоступно.

Задание №4. Самостоятельное управление темпом речи

Цель: выявить уровень умения самостоятельно управлять темпом речи.

Материал для исследования: небольшое знакомое стихотворение, например, «Заяц» Е.С. Анищенковой.

Процедура: при предъявлении различных карти­нок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.

Инструкция:

Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху — читай медленно, увидишь ежа — читай нор­мально, спокойно:

Сидит заяц пол кустом,

Здесь его семья и дом.

И верхушки длинных ушек

Все трепещут на макушке.

Критерии оценки:

4 балла — повторил верно.

3 балла — убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

2 балла — темп изменяет незначительно.

1 балл — темп не может изменять, не управляет темпом.

0 баллов — задание недоступно.

Задание №5. Обследование восприятия ритма

Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять количество: а) изолированных ударов; б) серии простых ударов; в) акцентированных ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

Материал для исследования: карточки с графически изображением ритмических структур: //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///, //// ////, U/U/U/ и. тд., где /- громкий удар. U – тихий удар.

1.Инструкция: «Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов».

- изолированные удары:

а) // б) /// в) //// г) ////;

2.Инструкция: «Послушай, сколько было ударов, покажи нужную карточку».

- серии простых ударов:

а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///

3.Инструкция: «Послушай, сколько и какие были удары, покажи нужную карточку».

- серии акцентированных ударов:

а) UU/ б) // в) //UU// г) /U//

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняет верно.

3 балла — ошибается, но после повторного прослушивания исправляет ошибки.

2 балла — после повторного прослушивания серии ударов  ошибки не исправляет.

1 балл — ошибается, не соотносит с картинками.

 0 баллов — задание недоступно.

Задание №6. Обследование воспроизведения ритма

Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.

Материал для исследования:

- простые удары: //; ///; ////;

- серии простых ударов: // //; /// ///; //// ////; // // //;

- серии акцентированных ударов: /U/UU/U/; /U/U/; //UU//; /UU/UU; /U/U/;

1.Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

- изолированные удары:

а) /// б) ///// в) //// г) //

2.Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

- серии простых ударов:

а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///

3.Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары».

U – тихий, / - громкий.

- акцентированные удары:

а) /UU/ б) //U в) U//U г) //UU//

4.Инструкция: «Послушай, какие удары и сколько ударов я отстучу, и самостоятельно запиши знаками: / - громкий удар, U – тихий удар.

Критерии оценки для каждого задания:

4 балла — задание выполняет верно.

3 балла — ошибается, но после повтора серии ударов исправляет ошибки.

2 балла — после повтора серии ударов ошибки не исправляет.

1 балл — ошибается.

 0 баллов — задание недоступно.

Представив, задания, используемые для диагностики определения темпа, восприятия, отраженного воспроизведения, самостоятельного управления темпом, восприятия ритма, воспроизведение ритма речи опишем полученные результаты констатирующего этапа эксперимента.

При выполнении двух упражнений по обследованию темпа речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы получили следующие результаты: 2 человека набрали 6 балла (50%), 1 человек набрал 4 балла (25%) и 1 человек набрал 2 балл (25%). Данные результаты, показывают, что у всех детей имеются затруднения в темпе речи. У Димы наблюдалась повышенный темп речи (9 слогов в секунду), сложно разобрать что он говорит. У Дианы замедленный темп речи (2 слога в минуту). Оба ребенка не смогли ответить на все вопросы, заданные логопедом.

Отразим результаты обследования темпа речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в таблице 1 и рисунке 1. 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.018 с.)