Глава 1. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма



СБОРНИК

методических рекомендаций

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

для организации работы в образовательных учреждениях

 

 

Авторы-составители:

Михеева О.М., заведующий РОЦ БДД ГБУ ДО ЦДЮТТ «Мотор»

Голубкова Л.А., методист РОЦ БДД ГБУ ДО ЦДЮТТ «Мотор»

 

 

Санкт-Петербург

2019 г.

Содержание

 

Введение 5

Основная часть ………………………………………………………………………….7

Глава 1. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения 8

1.1. Законы и нормативные документы, регламентирующие деятельность по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения. 7

1.2. Перечень необходимых документов для образовательных учреждений по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма… 10

1.3. Примерная инструкция для лица, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении………………………………………………………………………………………11   

Глава 2. Методические рекомендации по оформлению документов по организации работы образовательных учреждений в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения 12

2.1. Приказы администрации образовательного учреждения 12

2.2. Планирование работы в учебном году по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении 12

2.3. Методические рекомендации по работе с карточками учета нарушений Правил дорожного движения детьми 14

2.4. Методические рекомендации по работе образовательных учреждений по факту дорожно-транспортного происшествия с участием детей 16

Глава 3. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по обучению детей безопасному поведению на дорогах. 18

3.1. Учебно-методические пособия по организации обучения детей безопасному поведению на дорогах 19

3.2. Программный минимум знаний, умений и навыков по усвоению правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах для школьников 19

3.3. Система мер по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении 25

3.4. Организация деятельности школьного отряда ЮИД 27

3.5. Рекомендации руководителям образовательных учреждений 29

  Глава 4. Взаимодействие образовательных учреждений с районным опорным центром по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения 31

4.1. РОЦ БДД - координатор деятельности образовательных учреждений и всех заинтересованных организаций в направлении «Профилактика ДДТТ» 31

4.2. Информация о проведении обследований образовательных учреждений Фрунзенского района по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучению несовершеннолетних правилам безопасного поведения на дорогах 32

Заключение 38

Список литературы 39

Приложения 45

 Приложение 1. Приказ о назначении ответственного лица за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении 45

Приложение 2. Приказ о назначении руководителя школьного отряда юных инспекторов движения 46

Приложение 3. Годовой план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении 47

Приложение 4. Форма отчета о проделанной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении в учебном году 49

Приложение 5. Годовой план работы школьного отряда ЮИД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении 50

Приложение 6. Информационная карта школьного отряда детского общественного движения «Юный инспектор движения». 52

Приложение 7. Инструкция лицу, ответственному за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении 54

Приложение 8. Форма отчета о проделанной работе по профилактике нарушений Правил дорожного движения учащимися образовательного учреждения 56

Приложение 9. Форма отчета о проделанной работе по факту дорожно-транспортного происшествия с учащимися образовательного учреждения 57

Приложение 10. Примерный календарный план массовых мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 59

Приложение 11. Информационный стенд школьного отряда ЮИД 61

Приложение 12. Стенд «Схема безопасных маршрутов к образовательному учреждению» 62

Приложение 13. Информационный стенд «Дорожная безопасность». 64

Приложение 14. Информационные уголки «Дорожная безопасность» для учащихся начальных классов 66

Приложение 15. Акт обследования состояния обучения несовершеннолетних правилам безопасного поведения на дорогах и профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ОУ 67

 

Сокращения

 

ПДД - Правила дорожного движения.

ПДДТТ - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

ДТП - дорожно-транспортное происшествие.

КО - Комитет по образованию.

РОЦ БДД - районный опорный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения.

ОГИБДД - государственная инспекция безопасности дорожного движения.

УВД - управление внутренних дел.

ОУ - образовательное учреждение.

ЮИД - юные инспекторы движения.

РУМО - районное учебно-методическое объединение.   

 

 

                           

Введение

В сборнике «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» представлены материалы и рекомендации районного опорного центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения (далее РОЦ БДД) Фрунзенского района по организации работы в данном направлении для образовательных учреждений.

Актуальность

Вопрос об организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее ПДДТТ) остается на сегодняшний день одним из главных. Это обусловлено трагической статистикой по дорожно-транспортным происшествиям (далее ДТП), в которых за каждой цифрой стоит горе и страдание семей, потерявших родных и близких. Поэтому одной из важных составляющих воспитательного процесса в школе является работа по профилактике ДДТТ. Правильно организованная деятельность в этой сфере поможет избежать пополнения трагической статистики.

В данном сборнике объектом исследования выступает образовательное учреждение (далее ОУ), предметом исследования – организация деятельности ОУ в сфере «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Ежегодные плановые обследования образовательных учреждений специалистами РОЦ БДД совместно с инспектором ОГИБДД показывают, что состояние профилактической работы в образовательных учреждениях удовлетворительное. В 2017-2018 учебном году проведены плановые обследования 48 ОУ Фрунзенского района. Без замечаний работают 44 ОУ. В 4 учреждениях были выявлены недостатки в профилактической работе. И это не вина руководителей, а их беда: нет четкого алгоритма деятельности в данном направлении. И мы попытались систематизировать накопленный опыт лучших образовательных учреждений Фрунзенского района, таких как: ГБОУ СОШ № 312 (в 2010 году – «Лучшая школа России по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»), ГБДОУ детский сад № 41(в 2011 году – «Лучшее образовательное учреждение Санкт-Петербурга по профилактике ДДТТ»), ГБОУ СОШ № 311 (участник городского конкурса «Дорога без опасности») и других.

Цель данной работы в оказании помощи ОУ в организации эффективной работы по ПДДТТ через систематизацию материалов и рекомендаций в данной сфере.

Основными задачами являются следующие:

1. Раскрыть алгоритм эффективной деятельности ОУ в направлении «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;

2. Разработать инструкции ответственным лицам за организацию работы по ПДДТТ; формы планов, отчетов, документов по школьному ЮИД-движению;

3. Систематизировать литературу, необходимую педагогам в работе;

4. Проанализировать результаты обследований ОУ в данном направлении и предоставить план обследований образовательных учреждений в сфере ПДДТТ.  

Сборник адресован педагогическим работникам образовательных учреждений всех типов и видов Фрунзенского района.

Материалы сборника помогут администрации образовательных учреждений эффективно организовать работу в направлении «Профилактика ДДТТ» и снизить уровень дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Основная часть

Основная часть сборника состоит из 4 глав: нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения; методических рекомендаций по оформлению документов по организации работы образовательных учреждений в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения; методических рекомендаций по организации образовательной деятельности по обучению детей безопасному поведению на дорогах; о взаимодействии образовательных учреждений с районным опорным центром по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения. Почему именно этот круг вопросов затронут в сборнике? Во-первых, руководителям ОУ необходимо строить свою работу в соответствии с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность по ПДДТТ. Нормативные документы помогут правильно наметить векторы деятельности в данной сфере, минимизировать ошибки в работе ОУ, защитить права детей как участников дорожного движения, сохранить здоровье и жизнь школьников. На педсовете до сведения педагогического коллектива доводится содержание данных документов, которые рекомендуем поместить на сайте ОУ, в разделе «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Педагог в любое время сможет воспользоваться нормативно-правовой базой с минимальной затратой времени. Во-вторых, оформление документов ОУ: приказ о назначении лица, ответственного за организацию работы по ПДДТТ; приказ о назначении руководителя школьного отряда ЮИД; приказ о назначении ответственного за соблюдение требований Постановления № 1177 – необходимо привести к единообразию. Документы, составленные по предлагаемым образцам, оперативны в обработке и анализе, содержащей в них информации. В-третьих, обучение всегда предполагает некий ожидаемый результат. Педагогам необходимо знать программный минимум знаний, умений и навыков, которые усвоят школьники в результате обучения их ПДД и безопасному поведению на дорогах. Усвоив программный минимум, можно далее планировать работу с детьми, концентрически усложняя и дополняя аспект знаний, умений и навыков. Во всех образовательных учреждениях желательно иметь школьные отряды ЮИД. Материалы по организации их деятельности представлены в третьей главе. Они помогут руководителям школьных отрядов эффективно наладить деятельность юных инспекторов движения. В-четвертых, эффективно сложившейся система организации работы по ПДДТТ в районе станет только тогда, когда координировать и направлять деятельность всех образовательных учреждений будет РОЦ БДД. В своей работе РОЦ БДД опирается на городской опорный центр по безопасности дорожного движения. Взаимодействие всех заинтересованных сторон даст положительный результат и приведен к снижению детского дорожно-транспортного травматизма в Санкт-Петербурге.     

Примерная инструкция для лица, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

в образовательном учреждении

 

Ответственное лицо назначается приказом директора образовательного учреждения перед началом учебного года и работает под непосредственным руководством директора в контакте с заместителем директора по воспитательной работе.

Задача ответственного лица - организация работы по предупреждению ДДТТ среди учащихся.

В своей работе ответственное лицо руководствуется документами, определенными в перечне законов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по ПДДТТ.

Обязанности ответственного лица оформляются в инструкцию о работе, которая может быть изменена и дополнена с учетом специфики образовательного учреждения (примерную инструкцию см. Приложение 7).

О выполнении плана мероприятий по предупреждению ДДТТ ответственное лицо регулярно информирует директора образовательного учреждения. Отчеты о проведенных мероприятиях и выполнении плана регулярно направляет в РОЦ БДД.

Глава 2. Методические рекомендации по оформлению документов по организации работы образовательных учреждений в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

2.1. Приказы администрации образовательного учреждения

· о назначении ответственного лица за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении (см. Приложение 1);

· о назначении руководителя школьного отряда юных инспекторов движения (см. Приложение 2);

· о назначении ответственного лица за организацию автобусных перевозок детей.

 

2.2. Планирование работы в учебном году по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении

 

Любая деятельность начинается с планирования. Годовой план ОУ по ПДДТТ многогранен и имеет следующие разделы (см. Приложение 3).

Раздел методической работы включает в себя проведение совещаний по тематике ПДДТТ, на которых обсуждаются конкретные вопросы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Методические объединения предметников и классных руководителей рассматривают вопросы обучения школьников безопасности на дорогах, используя новые педагогические технологии, делятся опытом при проведении открытых интегрированных занятий или иных мероприятий. На педсоветы приглашаются специалисты РОЦ БДД, которые проводят мастер-классы по предупреждению ошибок в преподавании ПДД. Передовой опыт педагогов оформляется в методические разработки и представляется на конкурсы разных уровней. В частности на районный конкурс методических разработок «Школа дорожных наук». Для активизации деятельности ОУ в сфере ПДДТТ рекомендуем участвовать в районном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности». Одной из задач этого конкурса является обобщение и распространение современных педагогических технологий, опыта наиболее эффективной работы по организации образовательного процесса в области безопасности дорожного движения. В результате участия в этом конкурсе администрация ОУ получит сведения о рейтинге качества организации деятельности по ПДДТТ своего учреждения среди ОУ района. Это даст возможность проанализировать состояние работы и наметить пути дальнейшего улучшения качества деятельности по ПДДТТ.

Раздел работы с учащимися включает обучение школьников ПДД и безопасному поведению на дорогах. Методы и формы обучения различны. Это занятия в рамках урочной деятельности, а также во внеурочной деятельности по программам, согласованным с методистом РОЦ БДД, таким как: «Азбука пешехода», «Уроки дорожной безопасности», «Юный велосипедист» и др. Наиболее распространенными являются беседы. На последних уроках в ОУ рекомендуем проводить «минутки по ПДД», которые напоминают детям о безопасном поведении на дорогах и способствуют формированию полезной привычки к соблюдению ПДД. Все полученные знания закрепляются практически в игровой деятельности с младшими школьниками, при проведении деловых игр со старшеклассниками. Школьники 5 - 8 классов активно участвуют в соревнованиях «Я – велосипедист», «Безопасное колесо» и др. Большое значение в воспитании грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения имеют акции, которые проводят юные инспекторы движения из школьных отрядов ЮИД. Для детей в каждом деле главное – интерес и самовыражение. А это раскрывается в общем деле, таком, как акция. В ноябре проводится акция в День Памяти жертв ДТП «Стань заметней. Носи световозвращатели!». В преддверии зимних каникул – акция «Зимние каникулы в радость!» Весной – акция «Скорость – не главное!» В подготовке акций принимают участие большинство школьников ОУ, и к ним подключаются родители.

Раздел работа с родителями очень важен, потому что только в сотрудничестве с семьей можно добиться желаемых результатов в снижении ДТП. Чтобы привлечь родителей в школьную жизнь необходимо запланировать общие дела. О подготовке и проведении совместных акций говорилось выше. А.С. Макаренко выдвинул педагогическую идею, которая важна и жизнеспособна и в наши дни. Идея в том, что школа не может пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей. Чтобы работа с родителями была действенной, необходимо их обучать. Это можно сделать на открытых занятиях, совместных семейных конкурсах «Моя семья знает ПДД от «А» до «Я», праздниках для первоклассников «Посвящение в пешеходы». Обмениваться опытом, обсуждать проблемы, искать пути и способы их решения уместно во время проведения родительских собраний.

Еще одним из важных разделов годового плана является взаимодействие с РОЦ БДД, ОГИБДД и другими заинтересованными организациями. Подробные рекомендации о работе с РОЦ БДД будут даны в 4 главе (4.1.) сборника. Присутствие инспекторов ОГИБДД на школьных мероприятиях дисциплинирует детей, а живое общение с ними во время бесед заставляет задуматься над важностью вопросов о соблюдении ПДД и роли самого школьника в безопасности дорожного движения.

С какими же еще заинтересованными организациями могут сотрудничать ОУ? Конечно, с муниципальными образованиями Фрунзенского района, которые охотно помогут финансово в проведении мероприятий. Например, уличных акций по ПДДТТ. Районные организации культуры (библиотеки, Дом молодежи, киноцентры…) активно предоставляют свои площадки для проведения выставок детских творческих работ «Дорога глазами детей», заочных экскурсий по улицам города «Безопасный город». Средства массовой информации напечатают статьи о ваших достижениях. Например, во всероссийской газете «Добрая Дорога Детства» работает пресс-центр ЮИД, в новостях которого школьники могут попробовать себя в качестве журналистов.

Раздел массовых мероприятий – это участие школьников в активной жизни своего учебного заведения. По инициативе и при участии РОЦ БДД в районных мероприятиях по профилактике ДДТТ образовательные учреждения проводят свои школьные туры конкурсов, соревнований, акций, выставок, праздников… Победители школьных этапов защищают честь своего образовательного учреждения на районных финалах. В годовые планы ОУ мы рекомендуем включить участие в следующих районных мероприятиях: конкурсах «Письмо водителю», «Азбука безопасности» в номинации «Безопасность дорожного движения», «Дорога и мы», в выставке «Любимому району – безопасные дороги!», в соревнованиях юных инспекторов движения «Безопасное колесо», в слете ЮИД.

 

2.3. Методические рекомендации по работе с карточками учета нарушений Правил дорожного движения детьми

Работа с карточками учета нарушений ПДД детьми предназначена для повышения эффективной деятельности по предупреждению ДТП с участием детей, происходящих по их неосторожности.

Карточка заполняется инспектором ГИБДД или другим сотрудником полиции при нарушении детьми Правил дорожного движения, которые могут повлечь за собой дорожно-транспортное происшествие.

Таблица 1. Карточка учета нарушений ПДД детьми

  карточка учета нарушений пдд детьми Фамилия _____________________________________ Имя _________________________________________ Отчество _____________________________________ Дата рождения _______________________________ Домашний адрес ______________________________ Учебное заведение ____________________________ Класс _______________________________________ Район _______________________________________     ВИД НАРУШЕНИЯ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ Дата __________________  Время _______________ Место ______________________________________ Карточку составил ____________________________ ______________________ Подпись ______________

 

После заполнения карточки сдаются в ГИБДД, в группу пропаганды, где обрабатываются. Карточки, составленные на учащихся района,  регистрируются в журнале и передаются в учебные заведения района через ответственных лиц за организацию работы по профилактике ДДТТ на РУМО по БДД. Сведения о количестве переданных в учебные заведения карточках учёта нарушений ПДД детьми ежемесячно направляются в отдел образования администрации Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.

В образовательном учреждении при получении карточки педагогом,  ответственным за организацию работы по профилактике ДДТТ, проводится следующая работа:

1. Устанавливается, является ли указанный несовершеннолетний учащимся ОУ.

2. Если факт подтверждается, то информация доводится до сведения педагогического коллектива школы, организуется проведение бесед с самим нарушителем, его родителями, дополнительных бесед по ПДД по классам и другие формы профилактической работы. Карточки хранятся в накопительном деле ОУ по данному направлению деятельности.

3. Отчет о проделанной работе (см. Приложение 8) сдается в отдел ГИБДД УМВД России по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга на РУМО ответственных по ПДДТТ. Копия отчета хранится в ОУ, в накопительном деле по данному направлению деятельности.

4. Карточки, которые не подтвердились, возвращаются в отдел ГИБДД вместе с отчетом о проделанной работе (см. Приложение 8).

В отделе ГИБДД по составленным карточкам и полученным из образовательных учреждений отчетам проводится анализ и разрабатывается комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и нарушений ПДД детьми. Инспектор вместе со специалистами РОЦ БДД выходит в ОУ, в которых растет количество нарушений ПДД со стороны школьников. Проводятся беседы, занятия, демонстрируются видеофильмы, социальные ролики, уличные акции с привлечением родителей.

 

2.4. Методические рекомендации по работе образовательных учреждений

КЛАСС

1. Дорога в школу и домой.

2. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт.

3. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.

4. Светофор.

5. Правила поведения на тротуаре.

6. Что такое проезжая часть дороги.

7. Пешеходный переход.

8. Дорожные знаки.

9. Я - пешеход. Экскурсия.

КЛАСС

1. Почему дети попадают в дорожные аварии.

2. История появления автомобиля и Правил дорожного движения.

3. Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС.

4. Новое о светофоре.

5. Правила безопасного перехода улиц и дорог.

6. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.

7. Правила перехода перекрестка.

8. Мы - пассажиры.

9. Я - пешеход и пассажир. Экскурсия.

КЛАСС

1. Причины дорожных аварий.

2. Светофор и дорожные знаки.

3. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.

4. Безопасный переход проезжей части.

5. Остановочный и тормозной путь автомобиля.

6. Железная дорога - зона повышенной опасности.

7. Правила безопасной езды на велосипеде.

8. Правила безопасного поведения в транспорте.

9. Я - пешеход. Итоговое занятие.

КЛАСС

1. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

2. Светофор и дорожные знаки.

3. Типы перекрестков.

4. Правила перехода проезжей части дороги.

5. Остановочный и тормозной путь автомобиля в разных погодных условиях.

6. Правила безопасного перехода железной дороги.

7. Умей предвидеть опасность при езде на велосипеде.

8. Правила поведения пассажиров на остановках и в транспорте.

9. Я - пешеход. Итоговое занятие.

5-9 классов

КЛАСС

1. Дорожно-транспортные происшествия.

2. «Дорожные ловушки».

3. Современные транспортные средства - источник повышенной опасности.

4. Дорога - зона повышенной опасности.

5. Безопасность пешеходов на тротуаре.

6. Безопасность пешеходов на пешеходном переходе.

7. Безопасность пассажиров в метро.

8. Безопасность пассажиров после выхода из транспорта.

9. Итоговое занятие. Зачет.

КЛАСС

1. Дисциплина на дороге - путь к дорожной безопасности.

2. Регулирование дорожного движения. Транспортные светофоры.

3. Регулирование дорожного движения. Пешеходные светофоры.

4. Регулирование дорожного движения. Сигналы регулировщика.

5. Опасность на дороге. Как ее избежать.

6. Формирование положительных привычек - залог безопасности пешехода.

7. Работа водителя и поведение пешехода.

8. О культуре поведения пешехода.

9. Итоговое занятие. Зачет.

КЛАСС

1. Движение пешеходов.

2. Движение пешеходов в жилых зонах.

3. Преимущества пешеходов перед транспортными средствами.

4. Преимущества транспортных средств перед пешеходами.

5. Обязанности пассажиров и правила перевозки людей.

6. Сигналы светофора и регулировщика.

7. Дорожные знаки и дорожная разметка.

8. Опасные бытовые привычки на дороге.

9. Итоговое занятие. Зачет.

КЛАСС

1. Пути повышения безопасности дорожного движения.

2. Опасность на дороге видимая и скрытая.

3. Активная и пассивная безопасность.

4. Пассивная безопасность водителя и пассажира.

5. Безопасность движения на велосипедах и других двухколесных транспортных средствах.

6. Проезд перекрестка велосипедистом.

7. Велосипедист и пешеходы.

8. Велосипедист и другие транспортные средства.

9. Итоговое занятие. Зачет.

КЛАСС

1. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения.

2. Порядок движения транспортных средств и ситуации на дорогах.

3. ДТП, их возникновение и последствия.

4. Общие принципы оказания первой доврачебной помощи.

5. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в шоке или в коме.

6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в состоянии клинической смерти.

7. Оказание первой доврачебной помощи при сильном кровотечении.

8. Оказание первой доврачебной помощи при переломах и ожогах.

9. Итоговое занятие. Зачет.

10-11 классов

КЛАСС

1. Культура дорожного движения.

(Повышение культуры транспортного поведения – источник снижения аварийности на дорогах России).

2. Причины дорожно-транспортных происшествий.

(Статистические данные по городу и району. Бессмысленный риск своей жизнью и жизнью окружающих людей).

3. Правила дорожного движения. Изменения и дополнения в действующие ПДД.

4 -5.Изучение ПДД с учетом особенностей движения на велосипеде, мопеде, скутере.

6. Особая категория участников дорожного движения.

(Пожилые люди и дети в условиях современного Мегаполиса).

7. Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

(Мужская профессия. Романтика и будни).

8. Подготовка водительских кадров.

(Условия обучения в автошколе. Сдача экзаменов на получение водительского удостоверения. Воспитание грамотных участников дорожного движения.).

9. Итоговое занятие.

(Повторение пройденного материала).

КЛАСС

1.Правила дорожного движения. Изменения и дополнения в действующие ПДД.

2-3.Ответственность за нарушение ПДД.

(Уголовная и административная ответственность за нарушение ПДД участниками дорожного движения. Гражданская ответственность за причиненный вред.).

4.Город твоими глазами.

(Достоинства и недостатки в организации дорожного движения в микрорайоне.).

5. Агрессия на дорогах.

(Причины, вызывающие агрессию на дорогах у всех участников дорожного движения. Меры по снижению собственной агрессии: отказ от соперничества и терпимое отношение к ошибкам других участников дорожного движения).

6. Современный водитель и пешеход.

(Скоростной автотранспорт. Физические и психологические требования к современному водителю. Значение вежливости, дисциплинированности, предупредительности, аккуратности участников дорожного движения для обеспечения безопасности на дорогах.).

7-8.Изучение правил дорожного движения с учетом особенностей движения на мотоцикле.

9.Итоговое занятие.

(Повторение пройденного материала).

Система мер по профилактике

Таблица 2. Структура школьного отряда

 

Штаб

отряда ЮИД

Командир отряда ЮИД
Зам. командира отряда ЮИД
Командиры групп (отделений)

 

 

Группы отряда ЮИД

по направлениям деятельности

 

 

Группа учебной деятельности
Группа информационной деятельности (пресс-центр отряда ЮИД)
Группа шефской деятельности
Группа культурно-досуговой деятельности

 

 Группа учебной деятельности занимается следующими вопросами:

· проведение «Минуток по безопасности дорожного движения» в младших классах школы;

· проведение бесед по безопасному поведению на дорогах и др.

Группа информационной деятельности отвечает за наглядную агитацию:

· оформление стенда «Отряд юных инспекторов дорожного движения в действии!» (см. Приложение 11);

· выпуск плакатов, листовок к проводимым мероприятиям;

· подготовка и проведение радиопередач по безопасности дорожного движения и др.

Группа шефской деятельности:

· изготовление наглядных пособий для дошкольников;

· выступление агитбригады.

Группа культурно-досуговой деятельности:

· организация работы агитбригады;

· проведение соревнований, конкурсов, праздников, акций для школьников и жителей микрорайона.

Для работы школьного штаба ЮИД желательно выделить помещение, в котором будут проходить собрания членов отряда ЮИД; храниться документация отряда, форма, принадлежности, оборудование для занятий и массовых мероприятий.

Планирование работы школьного отряда ЮИД на учебный год

План работы составляется штабом школьного отряда под руководством командира отряда и утверждается руководителем отряда ЮИД, должностным лицом, назначенным приказом образовательного учреждения (см. Приложение 5).

 

3.5. Рекомендации руководителям образовательных учреждений

· проводить обучение детей навыкам безопасного поведения на дороге в соответствии с Распоряжением Комитета по образованию № 335-р от 12.04.2006г. «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»;

· организовывать работу образовательного учреждения в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ОУ по профилактике ДДТТ;

· координировать работу по профилактике ДДТТ с районным опорным центром по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения;

· ежегодно издавать 3 приказа: о назначении ответственного лица за организацию работы по профилактике ДДТТ, о назначении руководителя школьного отряда юных инспекторов движения, о назначении ответственного лица за выполнение требований Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177
«Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»;

· организовывать, по возможности, подписку на Всероссийскую газету «Добрая Дорога Детства»;

· рекомендовать оборудовать кабинет по профилактике ДДТТ, школьную автоплощадку с нанесением элементов дорожной разметки для практических занятий по обучению детей ПДД и проведению соревнований и массовых мероприятий.

Глава 4. Взаимодействие образовательных учреждений с районным опорным центром по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Заключение

 

Во Фрунзенском районе создана система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Важнейшей ее составляющей является тесное сотрудничество и взаимодействие образовательных учреждений с отделом образования, специалистами РОЦ БДД, учреждениями дополнительного образования, инспекторами ОГИБДД, представителями районного отделения ВОА и со всеми, кто не равнодушен к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Положительный результат совместной работы по профилактике ДДТТ в том, что ежегодно в нашем районе около 8000 детей получают знания, умения и навыки безопасного поведения на дорогах, более 1000 жителей района становятся участниками уличных акций по безопасности дорожного движения. Увеличивается число грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения, а, следовательно, сокращается число дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

В сборнике мы рассмотрели вопросы, с которыми чаще всего обращаются педагоги  к специалистам РОЦ БДД. В дальнейшем мы планируем подготовить материалы по предупреждению ошибок в преподавании ПДД, используя методические рекомендации кафедры профессионального образования СПб АППО и опыт педагогов Санкт-Петербурга.

Рекомендации, вошедшие в сборник, составлены на базе опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которая ведется во Фрунзенском районе под руководством РОЦ БДД ГБУ ДО ЦДЮТТ «Мотор». Надеемся, что

материалы сборника помогут администрации образовательных учреждений эффективно организовать работу в направлении «Профилактика ДДТТ», что приведет к снижению уровня дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Только общими усилиями всех заинтересованных структур в работе по профилактике ДДТТ можно достичь желаемого: сохранить детские жизни!

 

Список литературы, используемой авторами в создании данного сборника

1. Григорян Н. В., Данченко С. П., Форштат М. Л.. Методические рекомендации для учителя по Правилам дорожного движения. 5-9 кл. - СПб., «Лики России», 2008. - 23 с.

2. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. М: Издательский Дом Третий Рим, 2007. - 48 с.

3. Методические рекомендации для органов управления образованием и образовательных учреждений по формированию и функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. М: Издательский Дом Третий Рим, 2007. - 20 с.

4. Панов Н. А., Чикулаева в. В. Сборник документов по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. (КО, АППО), Санкт-Петербург, 2011. - 149 с.

5. Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах: Федеральная целевая программа от 3 октября 2013 г. № 864. [Электронный ресурс]. -  URL: http: // www.garant.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.175 с.)