Практическое занятие Тема 2.1. Функциональные стили современного русского литературного языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие Тема 2.1. Функциональные стили современного русского литературного языка.



                                        План

1. Определение и классификация стилей речи.

2. Взаимодействие стилей речи.

                                   Практические задания

Задание 1. Выпишите из литературы по пять предложений разных стилей речи (укажите в скобках стиль речи).

 

Задание 2.   Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. В какой сфере общения используется каждый из них?

а) Из выступления А.А. Ахматовой по ленинградскому радио в конце сентября 1941 г.

Мои дорогие сограждане, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при самой мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом – в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием. Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную, человеческую жизнь.

б) Протокол заседания ЦК РСДРП(б) от 21 октября (3 ноября) 1917 г.

Присутствовали: Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Сталин, Иоффе, Сокольников, Муранов, Милютин.

1) Доклад о Северном фронте.

Тов. Свердлов сообщает о положении дел на Северном фронте.

2) Петроградский Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов.

Тов. Дзержинский о полной дезорганизации в Исполнительном комитете, предлагает обязать всех членов Исполнительного комитета – большевиков непременно работать в Исполнительном комитете или выйти оттуда.

Постановлено: ввести в Исполнительный комитет для работы тт. Володарского, Юренева, Милютина, Скалова, Пахомова, Зорина, Дзержинского, Сталина, Лашевича, Иоффе.

3) Издание брошюры т. Ленина.

Тов. Дзержинский сообщает о том, что в типографию сдано письмо Ленина для издания брошюрой.

Решено отдельной брошюры не издавать.

в) Из книги Д.Э. Розенталя «Как лучше сказать?».

Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остаётся добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными.

Наличие вариантов нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан.

г) Из магнитофонных записей разговора.

– Ну чего же тебе рассказать-то. В деревню люблю ездить. Отдыхаешь душой и телом. То в огороде покопаешься. То сорняки повыдёргиваешь. А когда молодой-то был, на велосипеде катал сестру свою. Вот. А ещё мы вечером любили в бадминтон играть. Ага. Я ей в руки стараюсь, а она то влево, то вправо пуляет. Я и бегаю туда-сюда за этим, за ракеткой маленькой, волан. А ты играла когда-нибудь в бадминтон?

– Угу.

– А ещё рыбачить люблю. Я часто ходил на озеро. На старицу.

– Куда?

– Это река вот раньше протекала. А потом нашла свое место.

– То есть это новое русло и есть старица?

– Нет, старое. Там рыбы много было. Щук навалом.

д) Из рассказа И.А. Бунина «Последнее свидание».

В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою...

 

Задание 3. Выделите в составе синонимов общеупотребительные, книжные, разговорные слова. Какие из членов синонимического ряда относятся к внелитературным элементам (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова)? Какие из слов имеют эмоционально-экспрессивную окраску? За справками обращайтесь к толковым и синонимическим словарям.

а) Бессмысленный, глупый, дурацкий, идиотский;

б) бить, избивать, колошматить, лупить, мутузить, дубасить, костылять;

в) болтун, балаболка, пустобрёх, трепач, трепло;

г) дорога, путь, стезя;

д) думать, мыслить, мозговать, кумекать;

е) местный, здешний, тутошний;

ж) свергнуть, низвергнуть, низложить, свалить, сбросить;

з) сильный, мощный, могучий, могутный, дюжий;

и) печалиться, кручиниться;

к) лоб, чело;

л) губы, уста;

м) палец, перст.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.006 с.)