Практическое занятие Тема 1.4. Коммуникативные качества речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие Тема 1.4. Коммуникативные качества речи.



                                             План

   1. Точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность речи как результат целесообразного применения языка в целях общения.

   2. Характеристика основных качеств речи.

3. Понимание самобытности родного языка как залог богатства и разнообразия собственной речи.

4. Активный словарь современного человека и словари великих мастеров художественного слова.

5. Многозначность как прием обогащения содержания речи.

6. Роль синонимов в речевой деятельности.

7. Богатство, гибкость и выразительность грамматического строя языка.

8. Явления, засоряющие речь.

9. Выразительные возможности слова.

10. Правильность речи.

                           Дайте ответы на вопросы

Точность речи

1. Дайте определение «точности речи».

2. Охарактеризуйте условия точности речи.

3. Что представляют собой лексические нормы?

4. Назовите виды лексической сочетаемости, прокомментируйте их.

6. Что такое плеоназм и тавтология?

7. Какие речевые ошибки встречаются при неправильном употреблении фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний?

8. Какие факторы приводят к нарушению стилистической сочетаемости?

10. Какие слова называются паронимами? Приведите примеры слов-паронимов.

12. Назовите ошибки, связанные с употреблением синонимов.

Чистота речи

1. Назовите коммуникативные условия чистоты речи.

2. Что представляет собой жаргон? Назовите виды жаргона.

3. Что представляют собой слова-паразиты?

4. В какой речевой ситуации употребление диалектизмов является стилистически неоправданным?

5. Какова сфера использования в речи заимствованных слов?

6. В каких ситуациях употребление иностранных слов является немотивированным?

Уместность речи

1. Что учитывается при стилистической характеристике слова?

2. Охарактеризуйте функционально-стилевое расслоение лексики.

3. Что такое «смешение стилей»?

4. Что такое диалектизмы?

5. Какова роль диалектизмов в художественной речи?

6. В чём состоит стилистически неоправданное употребление диалектизмов?

7. Что такое устаревшая лексика? Назовите её виды.

8. Каковы правила использования устаревших слов?

9. Дайте стилистическую оценку неологизмов. Назовите ошибки, вызванные их употреблением.

                         Практические задания

Уместность речи

Задание 1. Приведены фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (случаи «смешения стилей»), прокомментируйте их, исправьте ошибки в предложениях, запишите.

1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33. 2. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 3. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 4. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 5. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с несогласованностью именно этих процессов. 6. Подвижки могут появиться уже к следующему году. 7. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отбой центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта России.

Точность речи

Задание 2. Заполните пропуски в тексте наиболее подходящим словом из предлагаемых.

1) а) народных; б) национальных; в) индивидуальных; г) этнографических;

2) а) народа; б) нации; в) национальности; г) коллектива;

3) а) предлагают; б) выдвигают; в) придумали; г) дают;

4) а) сильных; б) своих; в) детских; г) младенческих;

5) а) кажется; б) считается; в) вероятно; г) разумеется;

6) а) баллады; б) былины; в) колыбельные; г) легенды;

7) а) няни; б) отцы; в) бабушки; г) дедушки;

8) а) муравей; б) дельфин; в) бобер; г) журавль;

9) а) загадочные; б) таинственные; в) необычные; г) необыкновенные;

10) а) напряженной; б) изнурительной; в) постоянной; г) утомительной;

11) а) ситуацией; б) сказкой; в) тайной; г) загадкой;

12) а) вовсе; б) абсолютно; в) совсем; г) как раз;

13) а) характера; б) психики; в) нации; г) темперамента;

14) а) долгим; б) многолетним; в) продолжительным; г) тяжелым;

15) а) изменить; б) перестроить; в) обмануть; г) принять.

Возникновение и формирование (1)... черт этнографы, социологи ищут в истории (2)..., в его образе жизни. Вот одно интересное объяснение русского характера, которое (3)... биологи и психологи. Речь идет о явлении «импринтинга», т.е. первичного запечатления, тех самых первых (4)... впечатлений, которые ребенок получает и которые, (5)..., оказывают влияние на формирование тех или иных национальных черт. Сказки, песни, (6)..., которые поют своим детям матери и (7)..., по мнению ученых, формируют главные нравственные идеалы, правила будущего поведения. Знаете ли вы, например, что у трудолюбивых японцев любимый герой детских сказок - (8)...? Логично, правда? Излюбленный герой русских сказок - это Иванушка-дурачок, возле которого всегда находятся (9)... вещи или фантастические животные: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, конек-горбунок, серый волк. С помощью этих чудес герою без всякого труда достаются всевозможные блага. Вот, оказывается, какой была народная мечта - без тяжелой, (10)... работы достичь желаемого.

Но почему? За какие заслуги в сказках герой получает все это? И тут мы сталкиваемся с новой (11)… Оказывается, Иванушка (12)... не дурачок. Он только прикидывается глупым. Ему почему-то выгодно до поры, до времени казаться дурачком, чтобы затем выйти победителем, поймать свою жар-птицу - богатство, счастье, красавицу-невесту. Корни такого свойства (13)... лежат, видимо, в российской истории с ее (14)... монголо-татарским нашествием, междоусобными войнами, крепостным правом, страданиями и несчастьями недалекого прошлого. Чтобы выжить в этих условиях, (15)... судьбу, не пасть духом, надо было быть осторожным, терпеливым, больше надеяться на чудо, чем на себя, на свои руки и голову. Вот и появились пословицы и поговорки: «Тише едешь - дальше будешь», «Поспешишь - людей насмешишь» и т.п.

Краткость речи

Задание 3. Укажите, какое слово лишнее. Исправьте предложения.

1. Ошибки чтеца неприятно режут слух. 2. В тачке везли железный лом: старый примус, старый водопроводный кран, сплющенный и негодный чайник. 3. В этом стихотворении Маяковского есть вновь созданные поэтом слова. 4. Не может быть и речи о том, что способности человека объясняются якобы только его наследственностью. 5. Вдруг Софья теряет свое сознание. 6. Всегда спокойный, неизменно корректный, он заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.

Чистота речи

Задание 4. Прочитайте предложения и прокомментируйте употребление в них иностранных слов. Всегда ли оно оправдано? Исправьте предложения.

1. Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому. 2. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина «Макс». 3. Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована утратой части манускриптов. 4. Победителями тендера стал консорциум западных и российских банков, который возглавил CS First Boston. Имидж РАО серьезно пострадал, как и престиж его главного акционера – государства. 5. Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны...

Ясность речи

Задание 5. Найдите ошибочную смысловую связь слов. Отредактируйте предложения.

1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения. 2. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования. 3. На-чата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 5. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферментеры, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры.

Задание 6. Спишите, расставляя знаки препинания.

1. Тишина была первозданная и вспомнилось майору его детство. 2. Дорога изрытая глубокими колеями шла темным хвойным лесом петляя между могучими деревьями. 3. Мое сердце то замирало то стучало. 4. Как можно прервала она речь с негодованием. 5. Я смотрел на освещенный луной сад и крышу и вдыхал живительный воздух ночи. 6. Вот луна она не тускла не задумчива не туманна как у нас а чиста и прозрачна как хрусталь. 7. Он пел и от звуков его голоса веяло чем-то родным. 8. Лизонька в большом пуховом платке покрывавшем ее белые плечи неподвижно сидела опустив голову на грудь. 9. Словарь отражает то что происходит в мире и литератору это надо знать. 10. Выбирать книги для чтения не только наука но и искусство. 11. Павел сказал Нам это не нужно. 12. Чаще думай о других и даже если тебе сейчас нелегко ты не забывай о том что кому-то может потребоваться твое участие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 2465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.008 с.)