Определение стихотворных размеров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение стихотворных размеров.



В русском стихосложении принято выделять пять стихотворных размеров.

1. Хорей – это двусложный размер с ударением на первом слоге. Графическое изображение - / U.

Например:

Я/ тепе/рь скупе/е ста/л в жела/ньях,

Жи/знь моя/! иль ты/ присни/лась мне/?

Сло/вно я/весе/нней гу/лкой ра/нью

Проскака/л на ро/зовом коне/.

Алгоритм определения стихотворного размера следующий:

а) делим текст на слоги (помним, что в слове столько же слогов, сколько и гласных);

б) ставим ударение;

в) графически изображаем каждый стих:

/ U / U / U / U / U                            (10 слогов, 5 ударений)

/ U / U / U / U /                                (9 слогов, 5 ударений)

/ U / U / U / U / U                             (10 слогов, 5 ударений)

U U / U / U U U /                              (9 слогов, 3 ударения)

г) считаем ударные слоги (по порядку): это 1, 3, 5, 7, 9.

Все нечетные – ударные, значит, это хорей. А мы знаем, что хорей – это двусложный размер с ударением на первом слоге, значит, и стопа должна быть двусложная.

д) делим на стопы и считаем их количество:

/ U // / U // / U // / U // / U

/ U // / U // / U // / U // /

/ U // / U // / U // / U // / U

U U // / U // / U // U U// /

Количество гласных в строке (их 10) делим на два, стихотворение написано пятистопным хореем.

Во втором стихе последняя стопа – усеченная стопа (состоит только из ударного слога).

В четвертом стихе – три ударения, в первой и четвертой стопах ударения отсутствуют.

Стопа, состоящая из двух безударных слогов (U U), называется пиррихий. Стопа, состоящая из двух ударных слогов (/ /), называется спондей. Стопы пиррихия и спондея характерны только для двусложных размеров.

Таким образом, стихотворение С. Есенина написано пятистопным хореем с усеченной стопой и стопами пиррихия.

2. Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге. Графическое изображение - U /.

Например:

Умо/м Росси/ю не/ поня/ть,

Арши/ном о/бщим не/ изме/рить:

У не/й осо/бенная ста/ть –

В Росси/ю мо/жно то/лько ве/рить.

Определяем размер строфы из стихотворения Ф.Тютчева по приведенному выше алгоритму. Проверяем себя: это четырехстопный ямб со стопами пиррихия и усеченными стопами.

Отметим, что пиррихий придает двусложным размерам значительное ритмическое разнообразие. Форма спондея подчеркивает выразительность стихотворной стопы. В отличие от пиррихия, спондей в стихах употребляется реже.

Задания для самопроверки.

1.Определите размер стихотворной строфы, используя предложенный выше алгоритм:

Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит позднее молчанье ночи темной.

(А.Пушкин)

Слыхали ль вы за рощей в час ночной

Певца люби, певца своей печали?

(А.Пушкин)

Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой…

(А.Пушкин)

Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк.

(А.Пушкин)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные кутя.

(А.Пушкин)

3. Дактиль – это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Графическое изображение - / U U

Например:

Ту/чки небе/сные, ве/чные стра/нники!

Сте/пью лазу/рною, це/пью жемчу/жною

Мчи/тесь вы, бу/дто как я же изгна/нники

С ми/лого се/вера в сто/рону ю/жную.

Определяем размер строфы из стихотворения М. Лермонтова по предложенному выше алгоритму:

а) делим текст на слоги (помним, что в слове столько же слогов, сколько и гласных);

б) ставим ударение;

в) графически изображаем каждый стих:

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

/ U U // / U U // / U U // / U U        (12 слогов, 4 ударения)

Считаем ударные слоги: 1, 4, 7, 10. Через два, начиная с первого, - ударный, значит это дактиль. А дактиль – это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Делим на стопы, считаем их количество. В целом стихотворение М.Лермонтова написано четырехстопным дактилем.

4. Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге (ударные слоги в строке – 2, 5, 8 и т.д.). Графическое изображение: U / U

Работаем с текстом Н.Некрасова, ставим ударение, делим на слоги, составляем схему:

Одна/жды, в студе/ную зи/мнюю по/ру,

Я и/з лесу вы/шел; был си/льный моро/з.

Гляжу/, поднима/ется ме/дленно в го/ру

Лоша/дка, везу/щая хво/росту во/з.

U / U // U / U // U / U // U / U   (12 слогов, 4 ударения)

U / U // U / U // U / U // U /       (11 слогов, 4 ударения)

U / U // U / U // U / U // U / U   (12 слогов, 4 ударения)

U / U // U / U // U / U // U /       (11 слогов, 4 ударения)

На схеме видно, что через два слога, начиная со второго, - ударный, значит, это амфибрахий. В соответствии с этим делим на стопы, считаем их количество. Стихотворение Н.Некрасова написано четырехстопным амфибрахием.

5. Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге (ударные слоги в строке: 3, 6, 9 и т.д.). Графическое изображение: U U /.

Работаем с текстом Н.Некрасова, ставим ударение, делим на слоги, составляем схему:

 

Во/лга, Во/лга! Весно/й многово/дной

Ты не та/к залива/ешь поля/,

Как вели/кою ско/рбью наро/дной

Перепо/лнилась на/ша земля/.

U U / // U U / // U U / // /      (10 слогов, 3 ударения)

U U / // U U / // U U /           (9 слогов, 3 ударения)

U U / // U U / // U U / // /      (10 слогов, 3 ударения)

U U / // U U / // U U /           (9 слогов, 3 ударения)

Это трехстопный анапест (трехсложный размер с ударением на 3, 6, 9 слогах). В начальной стопе первого и третьего стиха присутствует сверхсхемное ударение (подобное может быть и при анапесте).

Задания для самопроверки.

1. Определите размер стихотворной строфы, используя предложенный выше алгоритм:

Кубок янтарный

Полон давно….

(А.Пушкин)

Раз у отца в кабинете

Саша портрет увидал…

(Н.Некрасов)

О, буйные ветры,

Скорее, скорей!

(Ф.Тютчев)

Средь шумного бала, случайно,

В тревогах мирской суеты…

(А.Толстой)

Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль…

(А.Пушкин)

 

2. Приведите примеры стихотворений, соответствующих каждому стихотворному размеру. Составьте схемы стихотворных строф.

3. Перечитайте «Медного всадника» А.Пушкина, написанного четырехстопным ямбом. Уловив музыку стиха, попробуйте сами сочинить стихотворение в этом размере, точно соблюдая количество стоп. (Хотя бы 4 строчки). Сделайте схему своего стихотворения.

Это основные силлабо-тонические размеры. Однако стихотворение не всегда состоит из равностопных стихов. Иногда поэты предпочитают чередование размеров внутри стихотворения, поскольку стихи одного метра, но разных размеров – разностопные стихи – звучат весьма необычно.

Например:

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

(М.Лермонтов)

Это стихотворение написано разностопным (трех- и четырехстопным хореем). Переменный размер создает ощущение качания колыбели.

Определите размер другой лермонтовской строфы:

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

В данной строфе наблюдается чередование трех- и пятистопного амфибрахия, призванное отразить душевное смятение лирического героя.

Особая категория – вольные стихи (чаще всего – вольные ямбы), в которых стихи разной длины чередуются в свободном порядке. Вольным ямбом с чередованием стопности от шести до одного обычно писали басни, комедии и драмы, реже – лирические стихи.

Например:

Навозну кучу разрывая,

Петух нашел Жемчужное Зерно

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!...»

(И.Крылов)

Определяем стихотворный размер и выясняем, что первый стих написан четырехстопным ямбом, второй – пятистопным ямбом, третий – четырехстопным и четвертый – трехстопным ямбом.

Следует отметить, что деление стиха на стопы несколько искусственно. Мы слышим их только при скандировании, то есть при произнесении вслух и мерном чтении, когда стихотворение произносится подчеркнуто ритмически, делаются не смысловые, а «междустопные» паузы, расставляется добавочное ударение в словах. Такое чтение не имеет ничего общего с выразительным чтением, как правило, так читают свои стихи сами поэты, сознательно подчеркивая ритм стихотворения.

ВИДЫ РИФМ И СПОСОБЫ РИФМОВКИ.

Для называния окончания стихотворной строки, считая с последнего ударного слога, в стиховедении существует специальный термин. Это клаузула. Клаузулы бывают: мужские – ударение падает на последний слог в стихе (поп а /л – на б а /л); женские – ударение падает на предпоследний слог в стихе (сел е /нь-е – уедин е /нь-е); дактилические – с ударением на третьем ст конца слоге (зата е /н-ны-е – влюбл е /н-ны-е); гипердактиличекие – с ударением на четвертом и далее от конца стиха слоге (св е /ши-ва-ю-щи-е-ся – см е /ши-ва-ю-щи-е-ся).

Созвучие клаузул в стихотворении называется рифмой. Рифма – это звуковой повтор, имеющий место, как правило, в конце двух или нескольких строк.

Существует следующая классификация рифм:

1. По клаузуле: мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая;

2. По степени отступления от точности: точная и неточная.

Точная рифма – совпадение ударных гласных и всех (если они присутствуют) последующих звуков (Евг е /ний – г е /ний, ударный звук - Э). В русской поэзии рифмы считались точными с усечением конечного Й (ступ е/ни – Евг е /ний, рифма по клаузуле – женская, по степени отступления от точности – точная). Фонемы И и Ы близки. Лингвисты их считают вариантом одной формы (скр и /пка – ул ы /бка, рифма по клаузуле – женская, по степени отступления от точности – точная).

Неточная рифма в свою очередь имеет две разновидности: ассонансная – повтор одинаковых гласных звуков, преимущественно ударных (огр о / мность – оп о /мнюсь, гр у /сть – озар ю /сь) и консонансная – несовпадение ударных гласных, созвучие осуществляется за счет совпадения согласных (ке/ др – ка/ др).

3. В свою очередь точные и неточные рифмы могут подразделяться на богатые – наличие в них опорных согласных звуков, предшествующих ударным гласным (по в е /са – Зе в е/са, рифма по клаузуле – женская, по степени отступления от точности – точная, богатая) и глубокие – созвучие захватывает предударный слог (за не м о /гне м о/г, рифма по клаузуле – мужская, по степени отступления от точности – точная, богатая и глубокая).

4. По составу.

В своей основе рифмы, как правило, простые (мая- играя, лежит – говорит). Однако есть в поэзии и составные рифмы. В них одно слово рифмуется с двумя или более словами, часто с участием коротких односложных слов, союзов, частиц, местоимений или служебных частей речи, таких как: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т.д. (быль – судьбы ль, я же – на страже, загляжусь ли - гусли). На основе этой модели вырастают каламбурные рифмы, когда одному слову созвучны два других (по калачу – поколочу, г де выдевы, и кается – за икается)

Дмитрий Минаев даже сочинил стихи на основе каламбурной рифмы:

 

Область рифм – моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки,

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

5. Открытые рифмы – оканчиваются на гласный звук (планы – раны, края – играя), закрытые – на согласный (долом – частоколом, небосклон – окружен).

Задания для самопроверки.

1. Охарактеризовать следующие рифмы, предварительно расставив ударения.

Например:

М о/ре – г о/ре - по клаузуле – рифма женская; по степени отступления от точности – точная; по составу – простая, открытая.

Вз я /т – кл а /д – по клаузуле – рифма мужская, по степени отступления от точности – точная (в данном случае Д звучит как Т), простая, закрытая.

Гу /б – бере гу / - по клаузуле – рифма мужская, по степени отступления от точности – неточная, ассонансная, богатая, по составу – простая.

Дружно – нужно, пели – артели, облако – около, лет дл ста расти – нам без старости, долом – частоколом, стеклянный – неустанный, протягиваются – притрагиваются, глух – дух, награда – ограда, железной – бездной, морозной – слезной, взлохмачены – истрачены, отстал – кристалл.

 

Стихотворение Саши Черного «Переутомление» построено на классических рифмах и содержит их интересное обыгрывание:

Я похож на родильницу,

Я готов скрежетать...

Проклинаю чернильницу

И чернильницы мать!

 

Патлы дыбом взлохмачены,

Отупел, как овца,

Ах, все рифмы истрачены

До конца, до конца!..

 

Мне, правда, нечего сказать сегодня, как всегда,

Но этим не был я смущен, поверьте, никогда -

Рожал словечки и слова, и рифмы к ним рожал,

И в жизнерадостных стихах, как жеребенок, ржал.

 

Паралич спинного мозга?

Врешь, не сдамся! Пень - мигрень,

Бебель - стебель, мозга - розга,

Юбка - губка, тень - тюлень.

 

Рифму, рифму! Иссякаю, -

К рифме тему сам найду...

Ногти в бешенстве кусаю

И в бессильном трансе жду.

 

Иссяк. Что будет с моей популярностью?

Иссяк. Что будет с моим кошельком?

Назовет меня Пильский дешевой бездарностью,

А Вакс Калошин - разбитым горшком...

 

Нет, не сдамся... Папа - мама,

Дратва - жатва, кровь - любовь,

Драма - рама - панорама,

Бровь - свекровь - морковь... носки!

Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом: они могут стоять через строку, через две, а могут и соседствовать друг с другом. В зависимости от расположения рифмующихся строк выделяют следующие основные виды рифмовок, организующих структуру стихотворения в целом:

парная или смежная (наиболее простой случай, когда рифмуются две последние строки: аа).

Редеет облаков летучая гряда;        а

Звезда печальная, вечерняя звезда…. а

(А.Пушкин)

перекрестная (стихи рифмуются через строчку: АбАб).

Мой дядя самых честных правил,        А

Когда не в шутку занемог,               б

Он уважать себя заставил                А

И лучше выдумать не мог…            б

(А.Пушкин)

кольцевая или опоясывающая (смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами: АббА).

Кто неподвижно возвышался          А

Во мраке медною главой,                  б

Того, чьей волей роковой                  б

Над морем город основался…          А

(А.Пушкин)

Таким образом, определяя особенности силлабо–тонического построения стихотворения, мы должны выяснить:

1. Каким метром написано стихотворение (двусложным или трехсложным).

2. Каким размером?

3. Классификация рифм.

4. Способы рифмовки.

Задания для самопроверки.

Определите особенности построения следующих строф (по плану):

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

(А.Пушкин)

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

(А.Фет)

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы:

На, вот возьми ее скорей).

(А.Пушкин)

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

(А.Твардовский)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

(Н.Некрасов)

О спутник! тоскует твой друг над тобой;

Но скоро, покрыты могилой одной,

Мы в купе воздремлем в жилище отрады,

Над нами повеет дыханье прохлады.

(В.Жуковский)

У берега серебряная ива

Касается сентябрьских ярких вод.

Из прошлого восставши, молчаливо

Ко мне навстречу тень моя идет.

(А.Ахматова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.08 с.)