Основы русского стихосложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы русского стихосложения



Законы стихосложения пришли в русскую культуру из глубокой древности: из песенного и стихотворного творчества нашего народа и из опыта греко-римской культуры (в русском стихосложении пользуются ее терминологией). Заимствованные системы в условиях новой языковой реальности, адаптируясь, способствовали становлению и развитию русского стихосложения, основой которого всегда была звуковая тональность, ритмическая соразмерность текста, эмоциональность и глубина.

В истории русского языка можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую – либо определенную систему.

Русский народный стих – тонический (акцентный).

Ранний литературный стих (17-начало 18 веков) – силлабический или виршевый.

Классический литературный стих (18-19 века) - силлабо-тонический.

В литературе 20-21 веков сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический стих.

Фонетическая организация речи, зависимая от расположения ударных и безударных слогов, отличительная черта русского языка. Она стала основой для тонического, силлабического и силлабо-тонического стихосложения.

Тоническая система (от греч. tonos – ударение) стихосложения начинает свою историю от народной песни. Основой песенного (акцентного) стиха является однородность строк с определенным числом ударений при переменчивом количестве безударных слогов как в строке, так и между ударными звуками. Однако следует помнить, что в тонике возможны варианты разных чисел ударений в строках при условии сохранения единого ритма.

Организация песенного стиха и раннего поэтического творчества явились фундаментом для возникновения тонической системы стихосложения. В чистой тонике стоп нет, единицей соизмеримости в ней служит полноударное слово. Например:

Во/поле бере/за стоя/ла, (3ударения)

Во/поле кудря/ваяя стоя/ла. (3 ударения)

Лю/ли, лю/ли стоя/ла,      (3 ударения)

Лю/ли, лю/ли стоя/ла!...........(3 ударения)

В строках текста – по три ударения. Соизмеримая ритмическая единица – три полноударных слова, в каждой из строк – рифмующиеся окончания, большое количество анафор. Следовательно, это тонический стих.

Книжная песенная поэзия 17-18 веков, являясь рубежом между народной песнью и литературным стихотворением, отличалась от последнего тем, что пелась, а от народной песни своей поэтикой и стихосложением.

Система тонического стиха широко использовалась в русской классической поэзии 18019 веков. Традиции народного стиха ощутимы в поэзии А. Сумарокова, Н. Карамзина, М. Хераскова и др. Эту форму избрал и М. Лермонтов для своей поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837).

Над Москво/й вели/кой златогла/вою     (3 ударения)

Над стено/й кремле/вской белока/менной, (3ударения)

Из-за да/льних лесо/в, из-за си/них го/р, (4 ударения)

По тесо/вым кро/велькам игра/ючи,        (3 ударения)

Ту/чки се/рые разгоня/ючи,                      (3 ударения)

Заря/ а/лая подыма/ется.                            (3 ударения)

Особенность стихотворной системы М. Лермонтова в том, что соразмерность ритмических единиц в тексте в целом соответствует тоническому стиху. Правда, только пяти стихах присутствует равное число ударений (по три в каждой строке), кроме третьей, в ней – четыре ударения. Но это не нарушает общего ритма всего поэтического рисунка.

Силлабическая система (от греч. syllabe/, лат. syllabа – слог) стихосложения пришла в Россию из Польши в 1613 году. Между двумя государствами в тот период времени существовали тесные культурные связи. Однако, подобное стихосложение в первую очередь соответствовало особенностям польского языка, в котором ударение в слове всегда стояло на определенном, предпоследнем слоге. Эта система не учитывала особенностей русского языка. И все же она продержалась в России до середины 18 века. Этой системой пользовались такие писатели, как Антиох Кантемир, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий. В основу этого стихового строя было положено одинаковое количество слогов в стихотворной строке (как правило, должно быть 11-13 слогов), с отчетливым ударением в середине строки (на 5-7 слоге перед цезурой – паузой, которая делит стих). В стихах до 8 слогов цезура, как правило, отсутствовала. Например, силлабический стих А. Кантемира:

Что так сму/тен, дружо/к мо/й, // ще/ки вну/трь опа/ли. (6 ударений, 13 слогов)

Бле/ден и глаза/ красны/, // ка/к бы но/чь не спа/ли?  (6 ударений, 13 слогов)

Заду/мчив, как то/т, что чи/н // патриа/рш доста/ти,   (5 ударений, 13 слогов)

Ища ко/нный сво/й заво/д // разори/л некста/ти?         (5 ударений, 13 слогов)

Расставляем ударения в тексте, указываем количество слогов в строках, обозначаем место цезуры (//). Выясняем, что текст написан силлабическим стихом – тринадцатисложником. В середине – пауза (после 6 или 7 слога). Рифмуются соседние строки (опали - спали; достати - некстати); соблюдено и обязательное в силлабике ударение на предпоследнем слоге в конце строки. По клаузуле и ее расположению – это женская, парная рифма. Обратите внимание, что перед цезурой окончания мужские, а это уже особенность русского стиха.

Силлабо – тоническое стихосложение (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – система стихосложения, появившаяся в результате реформ В. Тредиаковского и М. Ломоносова в 1735-1739 годах. Они предложили, опираясь на особенности русского языка и русскую поэзию, соединить достоинства двух систем – тонической и силлабической. Из силлабики было взято одинаковое количество слогов, из тоники – закономерность ударений. В силлабо – тонической (слого – ударной) системе ударные и безударные слоги находятся в строго определенном порядке. Чередование ударных и безударных слогов (сильных и слабых мест в стихе) называется метром, повторяющееся сочетание ударного и примыкающего к нему безударного слога – стопой. Стопы, в которых на один ударный слог приходится один безударный, называются двусложными, а трехсложные стопы состоят из одного ударного и двух безударных слогов. Например, строфа из романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин»:

Недви/жим о/н лежа/л и стра/нен,

Был то/мный ми/р его/ чела/.

Под гру/дь он бы/л навы/лет ра/нен,

Дымя/сь из ра/ны кро/вь текла/.

Ставим ударение, чертим схему, графически изображая ударный слог символом /; безударный слог – символом «луночка» - U.

U / U / U / U / U                        (9 слогов, 4 ударения)

U / U / U / U /                             (8 слогов, 4 ударения)

U / U / U / U / U                        (9 слогов, 4 ударения)

U / U / U / U /                             (8 слогов, 4 ударения)

Это силлабо-тонический стих. Рифмуются первая и третья строки (стра/нен – ра/нен), вторая и четвертая (чела/ - текла/). И в той, и в другой паре строк по равному числу безударных и ударных слогов.

В зависимости от ударений в стопе рассматриваются следующие стихотворные размеры: двусложныехорей (/ U) и ямб (U /); трехсложные – дактиль (/ U U), амфибрахий (U / U) и анапест (U U /). Каждый стихотворный размер будет подробно рассмотрен в соответствующем разделе.

Другая упорядоченная величина в стихотворении (помимо стопы), - стих (одна строка), после которого следует обязательная интонационно – ритмическая пауза – своеобразный сигнал, свидетельствующий о том, что стих закончен (эта пауза особенно важна при устном воспроизведении стихотворного текста). Учитывая количество стоп в строке, определяем стихотворный размер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.006 с.)