Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы русского стихосложения
Законы стихосложения пришли в русскую культуру из глубокой древности: из песенного и стихотворного творчества нашего народа и из опыта греко-римской культуры (в русском стихосложении пользуются ее терминологией). Заимствованные системы в условиях новой языковой реальности, адаптируясь, способствовали становлению и развитию русского стихосложения, основой которого всегда была звуковая тональность, ритмическая соразмерность текста, эмоциональность и глубина. В истории русского языка можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую – либо определенную систему. Русский народный стих – тонический (акцентный). Ранний литературный стих (17-начало 18 веков) – силлабический или виршевый. Классический литературный стих (18-19 века) - силлабо-тонический. В литературе 20-21 веков сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический стих. Фонетическая организация речи, зависимая от расположения ударных и безударных слогов, отличительная черта русского языка. Она стала основой для тонического, силлабического и силлабо-тонического стихосложения. Тоническая система (от греч. tonos – ударение) стихосложения начинает свою историю от народной песни. Основой песенного (акцентного) стиха является однородность строк с определенным числом ударений при переменчивом количестве безударных слогов как в строке, так и между ударными звуками. Однако следует помнить, что в тонике возможны варианты разных чисел ударений в строках при условии сохранения единого ритма. Организация песенного стиха и раннего поэтического творчества явились фундаментом для возникновения тонической системы стихосложения. В чистой тонике стоп нет, единицей соизмеримости в ней служит полноударное слово. Например: Во/поле бере/за стоя/ла, (3ударения) Во/поле кудря/ваяя стоя/ла. (3 ударения) Лю/ли, лю/ли стоя/ла, (3 ударения) Лю/ли, лю/ли стоя/ла!...........(3 ударения) В строках текста – по три ударения. Соизмеримая ритмическая единица – три полноударных слова, в каждой из строк – рифмующиеся окончания, большое количество анафор. Следовательно, это тонический стих. Книжная песенная поэзия 17-18 веков, являясь рубежом между народной песнью и литературным стихотворением, отличалась от последнего тем, что пелась, а от народной песни своей поэтикой и стихосложением.
Система тонического стиха широко использовалась в русской классической поэзии 18019 веков. Традиции народного стиха ощутимы в поэзии А. Сумарокова, Н. Карамзина, М. Хераскова и др. Эту форму избрал и М. Лермонтов для своей поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837). Над Москво/й вели/кой златогла/вою (3 ударения) Над стено/й кремле/вской белока/менной, (3ударения) Из-за да/льних лесо/в, из-за си/них го/р, (4 ударения) По тесо/вым кро/велькам игра/ючи, (3 ударения) Ту/чки се/рые разгоня/ючи, (3 ударения) Заря/ а/лая подыма/ется. (3 ударения) Особенность стихотворной системы М. Лермонтова в том, что соразмерность ритмических единиц в тексте в целом соответствует тоническому стиху. Правда, только пяти стихах присутствует равное число ударений (по три в каждой строке), кроме третьей, в ней – четыре ударения. Но это не нарушает общего ритма всего поэтического рисунка. Силлабическая система (от греч. syllabe/, лат. syllabа – слог) стихосложения пришла в Россию из Польши в 1613 году. Между двумя государствами в тот период времени существовали тесные культурные связи. Однако, подобное стихосложение в первую очередь соответствовало особенностям польского языка, в котором ударение в слове всегда стояло на определенном, предпоследнем слоге. Эта система не учитывала особенностей русского языка. И все же она продержалась в России до середины 18 века. Этой системой пользовались такие писатели, как Антиох Кантемир, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий. В основу этого стихового строя было положено одинаковое количество слогов в стихотворной строке (как правило, должно быть 11-13 слогов), с отчетливым ударением в середине строки (на 5-7 слоге перед цезурой – паузой, которая делит стих). В стихах до 8 слогов цезура, как правило, отсутствовала. Например, силлабический стих А. Кантемира: Что так сму/тен, дружо/к мо/й, // ще/ки вну/трь опа/ли. (6 ударений, 13 слогов) Бле/ден и глаза/ красны/, // ка/к бы но/чь не спа/ли? (6 ударений, 13 слогов)
Заду/мчив, как то/т, что чи/н // патриа/рш доста/ти, (5 ударений, 13 слогов) Ища ко/нный сво/й заво/д // разори/л некста/ти? (5 ударений, 13 слогов) Расставляем ударения в тексте, указываем количество слогов в строках, обозначаем место цезуры (//). Выясняем, что текст написан силлабическим стихом – тринадцатисложником. В середине – пауза (после 6 или 7 слога). Рифмуются соседние строки (опали - спали; достати - некстати); соблюдено и обязательное в силлабике ударение на предпоследнем слоге в конце строки. По клаузуле и ее расположению – это женская, парная рифма. Обратите внимание, что перед цезурой окончания мужские, а это уже особенность русского стиха. Силлабо – тоническое стихосложение (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – система стихосложения, появившаяся в результате реформ В. Тредиаковского и М. Ломоносова в 1735-1739 годах. Они предложили, опираясь на особенности русского языка и русскую поэзию, соединить достоинства двух систем – тонической и силлабической. Из силлабики было взято одинаковое количество слогов, из тоники – закономерность ударений. В силлабо – тонической (слого – ударной) системе ударные и безударные слоги находятся в строго определенном порядке. Чередование ударных и безударных слогов (сильных и слабых мест в стихе) называется метром, повторяющееся сочетание ударного и примыкающего к нему безударного слога – стопой. Стопы, в которых на один ударный слог приходится один безударный, называются двусложными, а трехсложные стопы состоят из одного ударного и двух безударных слогов. Например, строфа из романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин»: Недви/жим о/н лежа/л и стра/нен, Был то/мный ми/р его/ чела/. Под гру/дь он бы/л навы/лет ра/нен, Дымя/сь из ра/ны кро/вь текла/. Ставим ударение, чертим схему, графически изображая ударный слог символом /; безударный слог – символом «луночка» - U. U / U / U / U / U (9 слогов, 4 ударения) U / U / U / U / (8 слогов, 4 ударения) U / U / U / U / U (9 слогов, 4 ударения) U / U / U / U / (8 слогов, 4 ударения) Это силлабо-тонический стих. Рифмуются первая и третья строки (стра/нен – ра/нен), вторая и четвертая (чела/ - текла/). И в той, и в другой паре строк по равному числу безударных и ударных слогов. В зависимости от ударений в стопе рассматриваются следующие стихотворные размеры: двусложные – хорей (/ U) и ямб (U /); трехсложные – дактиль (/ U U), амфибрахий (U / U) и анапест (U U /). Каждый стихотворный размер будет подробно рассмотрен в соответствующем разделе. Другая упорядоченная величина в стихотворении (помимо стопы), - стих (одна строка), после которого следует обязательная интонационно – ритмическая пауза – своеобразный сигнал, свидетельствующий о том, что стих закончен (эта пауза особенно важна при устном воспроизведении стихотворного текста). Учитывая количество стоп в строке, определяем стихотворный размер.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.006 с.) |