Очажный огонь и надочажная цепь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Очажный огонь и надочажная цепь



Очаг и цепь составляют величайшую святыню каждого осетина.
(К. ХЕТАГУРОВ).

Если скифы желают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага.

Над очагом и цепью давали клятву, с ним прощалась девушка, выходя замуж, вокруг очага обводили молодую, приобщая ее к новой семье, и т. д. Украсть или выбросить очажную цепь считалось большим оскорблением для всего рода и влекло за собой кровную месть. Характерно, что осетины, переселяясь на равнину, не расставались со своими очажными цепями и привозили их на новые места жительства. Почитание очагов и очажной цепи явилось главной причиной сохранения у равнинных осетин вплоть до начала XXв. очага (не говоря уже о горцах), который, как известно, весьма неудобен для отопления помещения. Такого почитания очага и тем более очажной цепи мы не находим ни у одного из других народов Кавказа.

Огонь играл исключительно важную роль в социально-религиозном быту осетин... Как велико значение горящего очага, видно из той брани, которой осетины награждали друг друга: «ае дæ зынг бахуыссæ» – «чтоб у тебя огонь потух», что равнозначно выражению «чтоб у тебя семья перевелась»... По религиозным верованиям осетин, огонь считался самым чистым и почитаемым духом. Огонь нельзя было ругать, тушить дыханием, запрещалось переходить через него, плюнуть на него; считалось оскорблением сыпать мусор и другие отходы на огонь...

Огонь требовал для себя доли яств, для чего осетины бросали в него ломтик хлеба, кусочек мяса при заклании жертвенного животного, выливали остаток от водки из рога и т.д.... Молитвы и жертвоприношения происходили также на очаге. Жертвенное животное – «нывонд стур» – перед закланием подводили к очагу, брали горящее полено и опаляли ему шерсть крестообразно в знак посвящения божеству...

Из атрибутов очажного огня по своей религиозности и значимости в быту осетин особое место занимала надочажная цепь. Одним прикосновением к ней «освящались» все явления семейной жизни осетин. Дотрагиваться до цепи считалось святотатством. За такую шалость детей наказывали. Прикосновение к ней разрешалось лишь старшему в доме при произнесении напутствия в дальний путь, при обхождении очажного огня свадебной свитой и т. д.
Большое место в религиозных верованиях осетин занимает покровитель очага и надочажной цепи – небесный Сафа...

В «хæдзаре», где висела цепь, запрещалась всякая ругань, сквернословие... В доме, где висела цепь, не могли спать новобрачные. Самое сильное оскорбление – оскорбление надочажной цепи...
Как самым священным предметом, цепью клялись: «ацы рæхысы ардыстæн» – «клянусь этой цепью». Чтобы оскорбить осетина, достаточно сказать ему: «Мæ куыдзы дæ рæхысыл æрцауындз» – «Да повесь ты собаку мою на свою цепь». Человек, приблизившийся к очагу и прикос­нувшийся к надочажной цепи, становился близким семье, если даже до этого был его врагом.

Эта цепь составляет святыню, и выбросить ее из дому считается смертельной обидою для хозяина.

В письменных жалобах, еще недавно подаваемых ими (осетинами) в горский суд, можно было встретить выражение следующего рода: «Он не только убил моего сына, но даже цепь швырнул за дверь»...

(http://osinform.org/54668-osetinskaya-kultura.html. 23.10.2017).

 

Почитание старших.

Дæлейæ уæлæмæ дзурын – указывать старшим, букв. говорить снизу в верх

Дæлейæ – снизу;

Уæлæмæ  вверх, наверх;

Дзурын –  говорить; звать, призывать.

Как это точно! Так происходит, когда человек думает только о себе, занят только собой, ставит себя на первое место. В его сердце нет благодарности, поэтому он не умеет слушать старших. Есть русская пословица: «Яйца курицу не учат». Когда тот, у кого отсутствует опыт, пытается указывать тому, кто обладает полнотой опыта, не прислушивается к советам старших, то недалеко и до беды. Есть еще одна поговорка: «Кого хочет Бог наказать, у того отнимает разум».

 «Глупый сын».

Осетинская сказка

«Был один богатый человек. Умирая, он всё своё богатство завещал единственному сыну.

Сын мой, сказал богач при этом. Вот тебе все мои богатства, которые я копил всю жизнь свою. Я умираю теперь, но мне хотелось бы тебе дать совет, как пользоваться наследством, Когда ты станешь полным хозяином всего моего имения, то в каждом селении строй башни, а хлеб ешь не иначе как с мёдом.

Богач умер. Сын с той же минуты стал выполнять завещание отца своего. В каждом селении он строил башни, а хлеб ел не иначе как с мёдом. Долго ли жил он так, неизвестно, но вот, наконец, он обеднел: не хватило ему денег. И вот бедный, голодный, не имея даже угла, где бы мог преклонить голову свою, он стал проклинать своего отца:

О, мой отец! Да не увидишь ты добра на том свете! Ты дал мне богатство и своим же глупым советом расточил его.

За что ты проклинаешь своего отца? обратился к нему тут старый друг его отца. – Что он тебе сделал?

 Как что сделал? воскликнул сын. Оставляя богатство, отец велел мне в каждом селении строить башни, а хлеб есть только с мёдом. Я так и поступал, и вот до чего дошёл – не имею даже конуры, где бы мог обогреться, и вынужден скитаться.

Не виноват твой отец в этом, и ты напрасно его проклинаешь... Виновата во всём твоя неразумность. Как ты не мог понять благого завета отца своего? Ведь не башни он велел тебе строить в каждом селении, а приобретать себе везде верных и надежных, как каменная башня, друзей; ведь не с мёдом велел он есть тебе хлеб, а есть его тогда, когда он покажется тебе мёдом после работы... Если бы ты выполнил всё это, то не сделался бы таким бедняком.

Пошел неразумный сын и стал делать так, как сказал старик: в каждом селении он приобретал себе верных и надежных друзей и ел хлеб, когда он ему казался сладок, как мёд. И сделался он вскоре вдвое богаче прежнего».

(http://mirckazok.ru/view_post.php?id=2412.14.04.2018).

Истинная радость коренится в почитании родителей, в почтении к старшим.

Мады ад дзы федтон – она была для меня, как мать (дословно: матери вкус от неё (я) увидела);

Ад – вкус;

Фенын – увидеть; заметить.

Сравним:

Мæ мады хай –матушка (дословно: моей мамы часть).

Мæ фыды хай – батюшка.

У слова къабаз есть значения: ветвь; ручеёк; род, линия родства. Эти значения подчеркивают единство семьи – ручейки впадают в море, как крепкие семьи образуют народ. А ветви принадлежат дереву и живы только до тех пор, пока они произрастают из его корней и ствола. Къабазджын – человек с сильными руками; перен. имеющий большую родню.

«Адæм иумæ хæхтæ дæр сфæлдахдзысты»; «Æмзонд адæм хох дæр фæлдахынц»; «Когда народ един, он горы сдвинет», – говорит осетинская пословица.

      

Какие прекрасные слова в осетинском языке определяют единство!

Иугъæдон адæймаг – цельный человек;

Иугъæдон – постоянный, неизменный;

Иу – один; единый; иу кæнын а) объединять(ся); б) сращивать;

Иудзырдон – верный данному слову; постоянный; принципиальный; своенравный;

Иузæрдион – единодушный; верный, преданный, привязанный;  

Æм - приставка, выражающая совместность, напр:

Æмбалад – товарищество;

Æмзæрдæ – единодушный, солидарный;

Æмзонд – единомышленник; единомыслие; одного мнения, одинаково мыслящий;

Æмзонд уын – одного мнения, одинаково мыслить (думать); жить в согласии;

Æмзондæй – единодушно; совместно.

 

Но бывает общение, которое крадет у нас время. Оно не объединяет нас с другими людьми. И не заметно для себя мы теряем цельность. Задумайтесь! Как по-разному можно беседовать друг с другом!

Зайти, поговорить, в смысле разведать (хи ахафын), для осетина означает украсть!

Ахафын – поскоблить; потереть; чиркнуть; украсть;

Хи ахафын – зайти, поговорить (в смысле разведать).

А беспричинный смех, насмешка (æнæсæр худт; æнæсæр – без головы) – это уже характеристика (русские бы сказали: «смех без причины – признак дурачины»).

Сæр – голова;

Худт – смех; улыбка. 

***

Гæр-гæр ма кæн – не болтай (не говори лишнее); гæр-гæр – падение большого количества предметов;

Гæр-гæр кæнын –падать с шумом, грохотом; рассыпаться; рушиться, валиться; низвергаться (о водопаде); шуметь; перен. болтать.

Если единство подразумевает цельность, что означает для души «провести время в болтовне»?

Апъæр-пъæр кæнын – разорваться, порваться; разлезться (об одежде); иронич. поболтать, провести время в болтовне.

Слова «одежда», «одеяние» в Священном Писании часто имеет иносказательный смысл и означает душевный облик человека. Вспомним евангельского гостя, пришедшего на пир Господина в небрачной одежде: «Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22, 8-11). И еще: «Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя» (Богослужение Великого Четверга).

И в осетинской традиции люди собирались вместе не для пустой болтовни, а для совместного труда и молитвы

Застолье осетин

Застолье осетин носит литургический характер, это заметит каждый, кто знаком с Православным богослужением (Божественной Литургией) и порядком проведения праздненств в Осетии. Приведем для примера некоторые видимые параллели.

«Осетины, достигнув существенных успехов в своём общественном, культурном и политическом развитии, при этом сумели сохранить довольно сильные патриархально-родовые связи, традиции и обычаи своих предков. Одним из самых интересных и значимых составляющих этих традиций является осетинский застольный этикет, со многими его «можно-нельзя», «принято-непринято». Причём, традиции могут несколько разниться в зависимости от ущельского происхождения данной общины, а иногда даже между соседними сёлами. Но основа у них одна, уходящая корнями вглубь веков, раскрывающая характер и внутренний мир древнего народа.

 

Традиционное застолье никогда не было для осетин только местом принятия пищи, питья и общения. Оно тесно связано с их верой, укладом жизни и нормами общественного поведения. Для того, кто прежде не сталкивался с осетинским застольным этикетом, наличие многих неписанных правил и ограничений, которых в Осетии до сих пор придерживаются за официальным столом, может показаться непривычно-странным и излишне-строгим. Но для осетина эти нормы – часть его бытия и мировоззрения, часть его духовно-нравственного наследия.

Именно за столом осетины чаще всего молились Богу и святым покровителям. Отсюда и «Фынг» (дословно – «стол») также являлся святым местом, за которым не допускались вольности или же недостойное поведение…».

(В Православной богослужебной традиции эту функцию выполняет «Престол», к которому могут прикасаться только священнослужители).

«Старший («хистæр») должен сидеть с торца стола лицом к востоку. Вслед за старшим рассаживаются все по приблизительному старшинству».

(За Престолом священнослужители располагаются точно также, только стоя. Старший – лицом к востоку (он так и называется «Предстоятель»), остальные священнослужители – по старшинству, по времени хиротонии (хиротония – рукоположение в священный сан). Правда, за богослужением все стоят).

«Раньше (да и сегодня на официальных торжествах: свадьбах, традиционных праздниках, кувдах), женщины не сидели за мужским столом. Им обычно накрывали отдельный стол, где также соблюдался соответствующий этикет».

(В Церкви женщины также не имеют права входить в алтарь. Для молитвы они должны располагаться в храме с левой стороны).

Застолье начинается.

«Старший застолья громко возносит молитву Богу и всем святым, которым поклоняются осетины, и посвящает Ему три пирога (Æртæ Кæрдзыны барсткуывд уат!).

(В Церкви перед божественной Литургией Господу приносятся священные хлебы (просфоры), которые используются для священнодействий).

Каждая фраза сказанная старшим сопровождается дружным возгласом присутствующих: «Омен Хуыцау!» до тех пор, пока старший не закончит молитву».

(Божественная Литургия начинается возгласом Предстоятеля обращенного к Богу: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Далее, звучит ектенья. На каждое прошение Предстоятеля хор отвечает: «Господи помилуй». «Ектения» в переводе с греческого языка значит «прилежное, продолжительное моление». Это совокупность нескольких кратких молений, сопровождаемых припевами: Господи, помилуй – или: Подай, Господи, и др).

 «После чего кто-то из стоящих рядом младших должен откусить «ацаходын»   от края верхнего пирога и взять из рук старшего чашу с пивом и «базыг» Причем, во многих селах Осетии положено, сперва отпить из пива, а потом откусить от пирога. Поскольку плечевой сустав животного «базыг» символизирует силу и мощь, передача «базыг» младшим тоже символична.

Ацаходынэтн. откусить, отведать, попробовать пищи (после произнесения тоста); закусить; поесть;

Базыг – плечевой сустав жертвенного животного.

Наступает черёд второго старшего вознести молитву Богу. Он не должен быть более многословен, чем первый старший. Его молитва, также как и любой последующий тост старших, сопровождается дружным «Омен Хуыцау!» сидящих за столом».

 (Если Литургия совершается без диакона, то следующую ектенью произносит следующий старший по хиротонии священник. И, соответственно на каждое его прошение Богу, все отвечают: «Господи помилуй»).

 «После завершения, бокал и три ребра также передаются кому-то из младших стоящих рядом или за столом слева. Третий старший также произносит молитву Богу и передаёт свой бокал и шампур с шашлыком кому-то из младших за столом, но справа, то есть через стол, на противоположную сторону.

Те, кому передали «кувæггæгтæ», начиная с первого, коротко, в двух словах благодарят старших, славят Бога и выпивают или пригубливают из бокалов. После этого они должны попросить обслуживающего наполнить бокалы и передают их обратно соответственно трём старшим. В случае, когда младшим передаётся «бæгæныйы къус» они по очереди отпивают из него, передавая из рук в руки, пока не опустошат его».

(Эти функции за богослужением выполняют иподиаконы и диаконы, младшие по возрасту и чину).

 

Кувæггаг (мн. кувæггæгтæ) этн. первый бокал или рог с напитком (передаваемый старшим младшему после провозглашения тоста);

Уырдыглæууæг; уырдыг лæууын а) стоять прямо; б) обслуживать (гостей за столом);

Къус –чашка, миска.

 

«Младшие разделывают «базыг», очищая кость от мяса. В случае, если был забит баран, обычно кость ходит по рукам до тех пор пока кто-то из молодых не сломает её руками без помощи посторонних предметов. В тех редких случаях, когда никому это не удаётся сделать, молодые становятся предметом дружественных насмешек со стороны присутствующих. Сломавшему же «базыг» старшие преподносят почётный бокал, с пожеланиями прибавлять к своей силе силу и быть всегда с первыми во всём на благо своему роду и всей Осетии. Но всё это происходит гораздо позже, после того как старший «хистар» произнесёт первые тосты.

Далее все остальные участники застолья по очереди «сверху вниз» (от старших к младшим) присоединяются к сказанному, чокаются с двумя следующими, выпивают и садятся. В Осетии не принято пить молча. Каждый должен в короткой форме «передать» содержание тоста следующему напротив, чокнуться с ним и с рядом сидящим, и только после этого выпить. Иными словами после каждого произнесённого старшим тоста, через весь стол проходит своеобразная «эстафета» передачи этого тоста».

 (Примечательно, что именно так поступают священнослужители за богослужением. Прежде чем сказать очередной возглас, который Предстоятель поручает произнести следующему священнослужителю, тот кланяется Предстоятелю, говорит возглас, а затем снова делает поклон Предстоятелю).

«При чокании стаканами, уровень стакана младшего должен быть чуть ниже уровня стакана старшего.

(Целуя Престол (казалось бы, вместе) младшие священнослужители делают æто чуть позже, чем Предстоятель).

Только после первого бокала можно начинать трапезу. До этого нельзя ни пить, ни есть. До того, пока старший не вознесёт молитву Богу и не освятит три пирога, к пище на столе никто не притрагивается.

(И в Церкви за божественной Литургией священнослужители причащаются (вкушают божественную трапезу) только после освящения ее Предстоятелем).

Всегда, когда старший произносит тост принято приостановить приём пищи, прервать разговор и внимательно слушать старшего. Вообще, во все времена осетины относились к пище весьма сдержанно, «аскетически». В ходу была поговорка: «На пир уходи сытым, возвращайся голодным» («Куывдмæ хæрдджынæй ацу – æххормагæй æрбаздæх»). Она подчёркивает факт того, что обжорство было в большом позоре, и если даже очень голоден (а кто был сыт в старые времена?) за общественным застольем было принято принимать пищу сдержанно, не спеша, не показывая своего апетита. То же самое – находясь в гостях».

(Это вырабатывает привычку, в перую очередь, думать не о своих желаниях, а о нужде других людей, помогает обрести навык терпения. Люди внимательно слушают все, что говорится за столом. А речь за столом – это обращение к Богу с благодарностью и молитвой обо всех присутствующих. Чтобы исполнить действие доброты, необходимо преодолеть в себе недоброе. В данном случае, ради других людей побороть свои личные эгоистические желания. О том же самом говорит нам и послание Апостола Павла: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11, 20-29).

«В Осетии говорят, что из тоста старшего ничего нельзя «выбрасывать», но добавлять к нему можно (только обязательно «в тему»). Очередной тост доходит до последнего сидящего за столом, тот встаёт и громко обращается к старшим: «Уважаемые старшие! Ваш тост до нас дошёл». Это даёт возможность старшему знать, когда он может переходить к следующему».

 (В Церкви, если это совместная молитва, которая читается поочередно всеми священнослужителями посреди храма (например, Акафист), то чтение совершается таким образом: «сверху вниз» (от старшего к младшим). Очередной священник, получив благословение Предстоятеля и поклонившись ему, читает свою часть молитвы. Затем оба священнослужителя: тот, кто только что прочитал и тот, кому предстоит читать следующую часть молитвы, кланяются Предстоятелю и кланяются друг другу. И так далее по чину происходит до окончания молитвы. Затем все священнослужители, поклонившись Престолу, находящемуся в Алтаре, кланяются Предстоятелю и после этого уходят в Алтарь).

«Второй тост за осетинским праздничным столом всегда произносится за Уастырджи, покровителя мужчин, путников и воинов. С приходом в Осетию христианства этот образ часто стал олицетворяться с образом Св. Георгия, что нельзя считать правильным, поскольку мифическому Уастырджи осетины поклонялись задолго до того времени, когда жил реальный исторический персонаж, полководец Георгий, позже возведенный в лик святых. Уастырджи является самым почитаемым среди осетин святым. Тост за него обычно произносят и пьют стоя. У Уастырджи просят, чтобы в Осетии никогда не переводились настоящие мужчины, чтобы в дальней дороге их ожидала удача и верные друзья, чтобы родная Осетия жила в мире и благополучии, обойдённая невзгодами, и чтобы у нашей молодёжи были сила, отвага и мужество для защиты своей родины. Этот и все последующие тосты, произнесённые старшим, проходят через весь стол «эстафетой» так же, как и первый.

Третий тост «хистар» произносит за тот повод, по которому собралось застолье (за благосклонность того святого, в честь которого праздник, за счастливый брак молодых, за благополучное возвращение из армии, за новорожденного, за юбиляра, и т.д.). Этот тост также произносится стоя (из уважения к семье, к старшим этого рода и значимости самого события). Во время любых торжеств, если тост произносится стоя, и пить полагается только стоя.

Второй старший «от имени хозяина дома или старших своей фамилии он может преподнести всем присутствующим за столом гостям почётные бокалы. Этот бокал в Осетии – знак особого уважения и признательности. Отказаться от него, значит обидеть преподносящего. Сказать, что ты уже сыт и больше пить не хочешь – признак дурного тона. Вместе с тем, это не значит, что обязательно нужно опорожнить гранёный стакан водки».

(В осетинском языке есть образное выражение, которое говорит о неприязненном отношении к пьянству:

Акъупри уæвын – напиться, букв. превратиться в бурдюк.

Къупри – бурдюк; перен., разг. пьяница.)  

«Хорошие хозяева не стремяться спаивать гостей до потери сознания, и в какой-то степени идут им навстречу, давая послабления. При подношении почётных бокалов, главное не в количестве градусов и объёме выпиваемого напитка, а в содержании этой красивой традиции, в высказанных словах уважения и благодарности. И тот, кто этого не понимает, грубо нарушает Агъдау – неписанный свод правил осетинской жизни. Можно выпить напиток послабее, или попросить налить меньше. Если человек не может пить по каким-то веским причинам или не пьёт вообще, можно просто пригубив из бокала, извиниться и сказать, что непьющий или, скажем, за рулём (если это так на самом деле) …

Преподнёсший бокалы (второй старший), стоя ожидает, пока не выпьет самый младший гость. И только после этого он вкратце повторяет свой тост и передаёт слово старшему, поскольку выпивать раньше старшего за произнесённый им самим тост не имеет право. Старший встаёт и благодарит его за хороший, красивый тост. Он также благодарит гостей праздника, и с наилучшими пожеланиями гостям, выпивает. Далее тост движется вниз по застолью как обычно, с той лишь разницей, что гости в данном случае пьют за здоровье хозяев и всех присутствующих.

После первых 3-4 тостов старший, обычно, последовательно возносит молитву:

– «Бынаты хицау» (Покровителю дома), чтобы оберегал дом хозяев и дома всех присутствующих от невзгод.

– За здоровье, благополучие и процветание принимающей семьи.

– «Хоры Уацилла», «Фосы Фæлвæра» (Покровителя урожая Уацилла и Покровителя домашных животных Фалвара).

В середине застолья возможность произнести тост непременно предоставляется и третьему старшему, который в зависимости от возложенных на него в этот день функций, может произнести его за здоровье старшего стола (чаще всего), за принимающую сторону, за гостей (если он представляет хозяев) и т.д.

Далее глава застолья может произнести тост за старших, пожелав здоровья и долгих лет жизни тем, кто здравствует, и вечной памяти тем, кого уже нет».

(В Церкви, во время Мирной ектеньи поминаются живые и усопшие:

1. Миром Господу помолимся.
2. О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся.
3. О оставлении согрешений, во блаженней памяти престальшихся, Господу помолимся.
4. О приснопамятнех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся.
5. О простити им всякое прегрешение вольное и невольное, Господу помолимся.
6. О неосужденным предстати у страшного престола Господа славы, Господу помолимся.
7. О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся.
8. О отпуститися им от всякия болезни и печали, и воздыхания, и вселити их, идеже присещает свет лица Божия, Господу помолимся.
9. О яко да Господь Бог наш учинит души их в месте светло, в месте злачне, в месте покойно, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся.
10. О причтении их в недрах Авраама и Исаака, и Иакова, Господу помолимся.
11. О избавитися нам от всяких скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
12. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
13. Милости Божия, царства небеснаго, и оставления грехов испросивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.)

«За осетинским застольем также часто произносят тосты: за здоровье и благополучие принимающей семьи, всех присутствующих, за здоровье и долголетие всех соседей и односельчан (поскольку без их поддержки и взаимопомощи осетинскую жизнь трудно представить), за процветание членов принимающей фамилии, за мир во всём мире, за единство, благополучие и процветание Осетии, за незыблемость и сохранение традиций предков (æгъдау). Вне традиционных праздников и свадебных застолий, в зависимости от повода застолья, старший может помянуть всех тех, кто отдал жизнь, защищая свою родину от врагов, детей погибших во время сели в Синдзикауе, жертв трагедии 2004 года в Беслане, а также погибших под ледником в Кармадоне. В сёлах Дигорского района часто произносят тост в память о Задалески Нана – спасительнице детей во время нашествия Тимура. Но всё это бывает на усмотрение старшего».

(В определенный момент богослужения, Предстоятель, взяв кадило, произносит молитву Богородице: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычеце нашей Богородице и Приснодеве Марии», кадит перед святым Престолом и начинает молиться: «О святем Иоанне Пророце, Предтече и Крестители, о святых славных и всехвальных апостолех, о святых (память которых совершается в этот день), и о всех святых, ихже молитвами посети нас, Боже.

И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя (перечисляет всех усопших по имени)…

Далее следует молитва за Патриарха и правящего Архиерея, в которой звучит просьба: «ихже даруй святым Твоим Церквам, в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея Истины».

Затем Предстоятель молится: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих Церквах, и поминающих убогия, и на вся ны милости Твоя ниспосли»).

(В определенный момент богослужения, Предстоятель, взяв кадило, произносит молитву Богородице: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычеце нашей Богородице и Приснодеве Марии», кадит перед святым Престолом и начинает молиться: «О святем Иоанне Пророце, Предтече и Крестители, о святых славных и всехвальных апостолех, о святых (память которых совершается в этот день), и о всех святых, ихже молитвами посети нас, Боже.

И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя (перечисляет всех усопших по имени…

Далее следует молитва за Патриарха и правящего Архиерея, в которой звучит просьба: «ихже даруй святым Твоим Церквам, в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея Истины».

Затем Предстоятель молится: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих Церквах, и поминающих убогия, и на вся ны милости Твоя ниспосли»).

«Словом, тостов за осетинским столом может быть довольно много, и в зависимости от района Осетии, где проходит застолье, набор их также может слегка меняться. Однако в эту программу должны вклиниться ещё несколько обязательных элементов, которые нельзя упускать.

Где-то в середине застолья старший от гостей (особенно, если это происходит на свадьбе, выданьи невесты или фамильных торжествах) просит главу стола разрешить гостям поблагодарить женщин, готовящих еду на кухне во многом благодаря кому, это застолье состоялось.

Æфсинтæ; æфсин – хозяйка (жена);свекровь; распорядительница (в доме).

После получения такого разрешения, гости снаряжают трёх человек с тремя наполненными бокалами на тарелке и закуской (обычно кусок отварного мяса). В тех случаях, когда этот обычай не был исполнен во время застолья, его исполняют уже после того, как все встанут из-за стола.

Прийдя на кухню, где «æфсинтæ» (обычно несколько соседок) пекут пироги, готовят другие блюда для застолья, один из уполномоченных от имени своих старших и других гостей произносит заздравную в их честь, благодарит за вкусно приготовленную пищу и желает им всегда показывать своё кулинарное искусство только на праздниках и свадьбах.

После этого трое молодых людей преподносят свои благодарственные бокалы трём старшим женщинам. В ответ на это те также благодарят гостей за оказанную честь, желают им и впредь придерживаться норм высокой морали и чести (Æгъдау), соблюдая красивые традиции своего народа. Женщины обычно сами редко выпивают преподнесённые бокалы. Чаще возвращают их гостям со словами: «Нуазæн дыууæрдæм у» (Почёт и уважение должны быть обоюдными). Если гости принесли бокалы с осетинским пивом или лёгким вином, женщины могут и выпить. В этом случае для их возвращения преподнёсшему, бокалы снова должны быть наполнены. Но чаще всего женщины, поблагодарив гостей, возвращают бокалы (воздержание, благодарение).

Получив свои бокалы обратно, молодые люди по одному (по старшинству) опять коротко благодарят «æфсинтæ» и выпивают. В пустые бокалы они обычно кладут денежную купюру, и передают преподнесшим бокалы с просьбой купить от их имени для себя какие-нибудь сладости.

Возвратившись к месту застолья с пустыми бокалами, уполномоченные информируют старших о выполнении миссии, передают слова благодарности, высказанные «æфсинтæ» и получают разрешение занять свои места за столом.

В определённый момент, старший просит сидящего слева или пятого от себя отрезать правое ухо от головы жертвенного животного (для этого и кладётся шея с левой стороны от головы, чтобы не закрывать правую). Тот отрезает его у основания, затем слегка надрезает дважды, чтобы ухо этими надрезами было поделено на три части, оставаясь при этом цельным.

Старший берёт это ухо в левую руку, бокал – в правую и, стоя, обращается к младшим за столом со своеобразным напутственным словом. Затем он преподносит им бокал и передаёт надрезанное ухо.

Символика этого бокала восходит к древним временам и подразумевает передачу жизненного опыта и мудрости от старших к младшим, необходимости прислушиваться к мнению старших».

(Если говорить о Православном богослужении – это напоминает Литургию оглашенных – время за богослужением для тех, кто еще не принял крещение, но подготавливаясь к нему, знакомится с текстами Священного Писания и с Преданием (традициями) Церкви. Перед чтением Евангелия звучат слова: «и о сподобитися слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим»).

«Итак, кто-то из младших берёт переданный бокал, делит надрезанное ухо на три части. Обычно к нему присоединяются ещё двое младших и втроём они, после обычных слов благодарности и признания, выпивают бокалы, закусывая доставшейся частью уха. Бокал возвращается старшему пустым, в отличие от всех других случаев. После этого старший, часто стоя, произносит тост за младшее поколение. Он просит у Бога и Уастырджи оберегать молодых от невзгод и несчастий, плохих друзей, неудачных дорог и предательства. Он желает молодым быть крепкими духом и сильными телом, быть смелыми и мужественными, а также гордо и с честью нести имя осетина, где бы они ни находились. При этом молодым часто напоминают, что для их предков даже смерть была предпочтительнее позора».

 (Интересно отметить, что по окончании чтения Святого Евангелия звучит сугубая ектенья, на каждое прошение которой хор трижды отвечает: «Господи помилуй».

«Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем».

«Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим ти ся, услыши и помилуй»…

«Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего».

«Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, траждающихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от тебе великия и богатыя милости».

«Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь»).

 «После того, как старший выпьет свой бокал, к тосту присоединяются все остальные участники застолья, начиная со второго старшего, как обычно – «эстафетой» по три человека. Причём, если старший (-ие) выпил (-ли) стоя, из уважения и остальные должны встать, присоединиться к тосту и выпить стоя.

Во многих общинах Осетии тост за младших произносят заблаговременно, а «хъусы нуазæн» передают младшим отдельно, в конце застолья. В этом случае тосту за младшее поколение обычно предшествуют почетные бокалы преподносимые старшими вместе с мясом, отделенным от лопатки без использования ножа. Младшие выпивают бокалы, наполняют их обратно и возвращают старшим. После этого произносится тост за младших, и когда он доходит до последних трех молодых, те просят слова у старших и, получив разрешение, также преподносят им три благодарственных бокала. Для этого трое молодых должны подойти к старшим с правой от них стороны, с тремя наполненными бокалами на тарелке и символической закуской (обычно – отварное мясо). Один из них, от имени всех младших сидящих за столом, произносит слова благодарности за заботу и внимание к молодым, желает старшим ещё много лет быть способными сидеть во главе стола и передавать свою мудрость младшим. Получив бокалы, старшие благодарят преподнёсших за внимание и соблюдение традиций, произносят обычные в таком случае пожелания и выпивают. Преподнёсшие бокал подают им закуску с принесённой тарелки. Старшие выпивают свои бокалы, они наполняются снова и возвращаются молодым, преподнёсшим их. После этого те могут возвращаться на свои места и закончить ранее пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.077 с.)