Понятие и принципы контроля. Виды и этапы контроля. Внешний и внутренний контроль. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и принципы контроля. Виды и этапы контроля. Внешний и внутренний контроль.



Цель: сформировать знания о контроле как функции управления с использованием технологии "Анализ конкретной ситуации".

Задачи: выработать умение анализировать ситуацию, овладеть творческим мышлением; прививать умение по расшифровке причинно-следственных связей; прогнозировать решение; отстаивать личную точку зрения; формировать навыки группового сотрудничества.

1. Дайте определение понятия Контроль.

2. Какова роль контроля в управлении?

3. В чем состоит взаимосвязь между планированием и контролем?

4. Как организуется контроль на предприятии?

5. Какие обстоятельства могут привести к необъективностиконтроля?

6. Чем характеризуется эффективный контроль?

7. Дайте классификацию видов контроля.

8. Какие основные виды контроля с точки зрения времени их осуществления по отношению к выполняемой работе Вы знаете? Дайте краткую их характеристику.

9. В чем отличие стратегического контроля от оперативного?

10. На какие этапы распадается процесс контроля?

11. Охарактеризуйте первый этап, второй этап и третий этаппроцесса контроля.

12. Почему важно установить масштаб допустимых отклонений?

13. Какие варианты отклонений должны вызывать тревогу у руководства:

Верхний предел

допустимого отклонения

 

 

а б в

Нижний предел

допустимых отклонений

 

14. Какие особенности поведения людей следует учесть менеджеру при разработке системы контроля?

15. Что такое самоконтроль? Какую роль он играет в работе менеджера?

 

 

Выполните тест «Контроль»

 

Тест

Поведение, ориентированное на контроль – это

1) действия подчиненных направленные на то, что хочет увидеть руководство при проверке их деятельности

2) ориентирование на заниженные цели

3) использование того, что контролеры не знают досконально деятельность подчиненных им сотрудников

4) ориентирование на завышенные цели

 

2. В чем основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля?

1) в объеме

2) во времени осуществления

3) в методах

4) в объеме и методах

 

Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля – это

1) выбор стандартов

2) выбор подходящей единицы измерения

3) выбор критериев

4) измерение результатов

 

Система контроля в организации обычно состоит из

1) предварительного, текущего и заключительного

2) текущего и заключительного

3) предварительного и заключительного

4) только из текущего контроля

 

5. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличает следующее:

1) высокий моральный уровень

2) временные рамки, конкретный критерий

3) использование косвенных проявлений

4) временные рамки

 

Целью контроля является

1) проверка выполнения плана

2) сбор статистических сведений

3) усиление зависимости подчиненных

4) обеспечение руководства информацией для корректировки плана

 

Для того, чтобы быть эффективным контроль должен быть

1) всеобъемлющим

2) постоянно действующим

3) экономным

4) независимым

 

Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является

1) бюджет

2) заключение аудиторской организации

3) баланс

4) финансовый отчет за прошедший период времени

 

9. Из перечисленных пунктов: 1. предоставляет руководству информацию, необходимую для планирования в будущем; 2. сравнение фактически полученных и требуемых результатов; 3. способствует мотивации персонала, к функциям заключительного контроля относится:

1) 1, 2

2) 2, 3

3) только 1

4) 1,2, 3

 

Задание № 1

Ситуация 1: "Понимающий руководитель"

"Не люблю, когда меня контролируют! Поэтому и сама избегаю контроля в управлении! Зачем контролировать взрослых людей, профессионалов, которые великолепно знают и выполняют свое дело? Контроль - это вчерашний день, сегодня главные приоритеты управления - полное доверие и сотрудничество!" - так охарактеризовала свое отношение к контролю Анна Вячеславовна, заведующая ДОУ № 23.

Контроль в этом детском саду редкий гость. Большинство воспитателей с трудом смогли вспомнить, когда руководитель последний раз интересовался ходом и результатами их работы. Педагоги отмечают, что иногда Анна Вячеславовна вскользь поинтересуется, как работается, может быть, затянет на минутку в группу, но специально организованных проверок она никогда не проводит.

Поначалу такое положение дел радовало воспитателей. Ситуация полного доверия, никакого надзора за деятельностью! Но сегодня часть педагогов говорят о том, что реализация контроля необходима для осуществления образовательного процесса в ДОУ. Они мотивируют это тем, что некоторые воспитатели не реализуют полностью программное содержание, часто сокращают время проведения прогулок и т.д. Хотя другая часть педагогического коллектива активно поддерживает взгляды заведующей на то, что контроль - это пережиток прошлого.

Ситуация 2: "Контроль - основа управления"

Заведующая дошкольным образовательным учреждением № 34 Маргарита Ивановна считает, что контроль - это начало начал в управлении.

"Что такое управление? Правильно, это постоянный, всеобъемлющий контроль. Как отказаться от контроля современному руководителю? Ведь он и основа для планирования, исходя из его результатов, можно определить, кого вознаградить за работу, а кого наказать, - размышляла заведующая. Контроль - это и средство борьбы с некомпетентностью педагогов. Вот у меня по результатам контроля не один педагог уже был уволен. Мне сразу видно, кто не хочет и не умеет работать!"

Отводя большое место реализации данной функции, Маргарита Ивановна каждый день осуществляет контроль работы педагогов. Так, утро каждого понедельника в саду начинается с проведения рабочего совещания, где педагоги отчитываются в готовности к работе на этой неделе, предоставляют на утверждение конспекты всех последующих занятий и мероприятий с детьми. Вторник и среду заведующая посвящает посещению групп и анализу образовательного процесса. По четвергам Маргарита Ивановна проводит "экзамен", выявляя уровень профессиональной компетентности педагогов. Пятница - это день подведения итогов работы за неделю на очередном рабочем совещании. Маргарита Ивановна довольна своей "системой всеобъемлющего контроля".

Вот только педагоги с усталостью и обреченностью говорят о том, что устали от формальных многочасовых совещаний, на которых только констатируются их промахи, неудачи, затруднения и отсутствуют реальные предложения по совершенствованию работы. Воспитатели отмечают, что вторник и среда - это "черные дни" календаря, поскольку после посещения Маргаритой Ивановной групп и ее сокрушительного анализа занятий хочется уволиться (многие так и поступили). Но "лидером контроля" является экзамен, который проводится по четвергам. Это любимое нововведение Маргариты Ивановны. Она разрабатывает экзаменационные вопросы по педагогике и психологии, ставит оценки воспитателям, задает домашние задания, на выполнение которых требуется потратить все выходные. На вопрос "Что такое контроль?" большинство педагогов данного детского сада отвечают, что это - стресс, усталость, ненужные затраты времени и сил.

 

Задание №2

Изучите правила контроля

Г.Шредер разработал правила, или рекомендации, которых необходимо придерживаться при проведении контроля, для того чтобы уменьшить его возможные негативные проявления:

  • сотрудник должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на рабочий процесс;
  • сотрудник должен знать, что именно контролируется;
  • контролировать следует открыто;
  • осуществлять контроль надо за результатом, а не за действиями;
  • при организации контроля следует ограничиваться существенными моментами;
  • осуществляя контроль необходимо придерживаться товарищеского тона при общении;
  • при доведении рабочих указаний особое внимание следует уделять изложению признаков контроля;
  • надо постоянно иметь в виду целевую установку контроля, не позволять ему превратиться в самостоятельную функцию;
  • контроль должен соответствовать характеру контролируемого процесса;
  • необходимо обосновывать контроль, делать понятной его цель;
  • следует делегировать ответственность.

Литература

    1. А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий. Менджмент. Учебник для студентов учреждений сред.проф.образования-М.Академиия,2016.-208с.

  2..А.Г.Фаррахов. Менеджмент. Учебное пособие. 2-е издание. Стандарт третьего поколения-СПБ.Питер 2015г. 320с.

Практическое занятие № 4.

Сущность коммуникации в управлении. Информационные потоки, требования предъявляемые к информации.

Цель работы: закрепить полученные теоретические знания по теме, выработать навык анализа ситуации, применения знаний при решении ситуационных задач.

Ход работы:

1. повторить материал темы «Коммуникации в менеджменте»;

2. прочитать текст ситуации;

3. ответить на вопросы к ситуации;

4. сделать общий вывод по работе.

Капитан – адъютанту:

«Как Вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме».

Адъютант – дежурному сержанту:

«По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда это явление состоится в казарме».

Дежурный сержант – капралу:

«По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу, людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».

Дежурный капрал – солдатам:

«Завтра в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день».

Один солдат другому:

«Завтра, в самую рань, в 5 часов солнце на плацу произойдет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».

Вопросы к ситуации:

1. Перед вами пример «испорченного телефона». Почему произошло такое искажение первоначального текста сообщения?

2. Найдите в первоначальном сообщении ключевые слова и проследите, как они повторяются в последующих сообщениях.

3. Выразите мысль первоначального сообщения одной короткой фразой. Могла ли это фраза исказиться при передача.

 Подготовьте ответы на вопросы.

1. Меняется ли содержание принципов управления в разные периоды общественно-экономического развития и почему?

2. Сравните понятия «предприниматель», «менеджер» и «бизнесмен».

3. Дайте характеристику внутренней среды организации.

4. Для чего используется классификация целей организации?

5. Каким образом можно группировать конкретные методы, применяемые в процессе управления?

6. Охарактеризуйте иерархию потребностей А. Маслоу.

7. Какие пути преодоления преград существуют в организационных коммуникациях?

8. Какие задачи выполняет контроль в управленческой деятельности?

9. Каковы способы устранения сопротивления переменам?

Задание 1. Используя графически выполненную структуру фирмы, организации, где Вы работаете, заимствуя структуру из учебного пособия, или придуманную Вами на основании цифровых обозначений субъектов и объектов управления, смоделируйте коммуникации, дав их характеристику по следующим видам: вертикальные, горизонтальные, прямые, обратные, восходящие, нисходящие, устно, письменные, формальные, неформальные и т.п.

 

Задание 2. Выберите из представленного перечня коммуникаций 5 наиболее эффективных в одной из указанных преподавателем сфер управления. Аргументируйте свой выбор.

Перечень коммуникаций:

Ознакомление с указами, постановлениями, распоряжениями исполнительной власти, подведение итогов, оценка деятельности, обращение, собеседование при найме на работу, доведение до сведения распорядка работы, пресс-конференция, постановка задач, заседание коллегии, помощь в повышении квалификации, объявления, замечания, премирование, обсуждения, доклады по кадрово-социальным вопросам и об экономическом положении, осмотры предприятия, ведение производственной хроники, первичное ознакомление сотрудников с предприятием, составление и использование производственных справочников, брифинг, обсуждение и переговоры в рамках производственного совета, составление коллективного договора, собрания производственного коллектива, обсуждение служебных обязанностей, использование диктофонной техники, обсуждение дисциплинарных проступков, анализ производственной документации, вводные курсы, предоставление рекомендаций, индивидуальные беседы, специальные доклады, общение по телефону, составление и использование справочников о фирме, листовок, различного рода формуляров, организация досуга, обсуждение деятельности руководства, теледебаты, обучение руководящих кадров, информирование руководства, составление производственных отчетов, использование наглядных средств, рекламные листки, селекторное совещание, информационные сообщения по фирме, выпуск коллективной газеты, вручение юбилейных адресов, проведение конференции совместно с покупателями и партнерами, взаимодействие с профсоюзами, краткие сообщения и отчеты, использование радио и телесвязи, анализ производственных показателей, личная переписка, личная беседа, отчет, использование плакатов и диаграмм, аттестационное собеседование, рапорты, использование селекторной связи, справка контрольного управления, работа комиссии по технике безопасности, работа кружков качества, организация приемного времени, беседы с увольняющимися, премиальные обеды, слухи, ознакомление с результатами работы комиссии.

Задание 3. Используя представленную ниже информацию, определите 10 факторов позитивно и 10 – негативно влияющих на качество и эффективность функционирования коммуникаций. Прокомментируйте свой выбор.

Факторы функционирования коммуникаций:

Усложнение коммуникационных сетей, неформализованные контакты, высокая интенсивность, качество коммуникационных сетей, способность к моделированию межличностных особенностей собеседника, речевая коммуникация, недопонимание, эмпатия, неумение слушать, искренность, отставание слова от мысли, надежность, неформальность, пространственность организации, предвзятость, реакция, конструктивность, желательный ответ, сиюминутная критика, информация, домыслы, выдумки, тревоги, падение трудовой мотивации, умение слушать, расширение полномочий, коммуникативные барьеры: социальные, этнокультурные; психологические: невербальные моменты, конструктивность, неоправданность, специфичность, плохая коммуникабельность; пересмотр трудовых функций, оперативность информации, неблагоприятный психологический климат, замкнутость, дополнительные программы, поддержки, решительность, вздорность, позитивное отношение, открытость, слабая память, отсутствие обратной связи, неудовлетворенность в признании, стереотип восприятия, аморальность, текучесть, контроль руководства, изобретательность, надежность, готовность к восприятию, застенчивость, назойливость, несовместимость, лень, зло, беспомощность, эмоциональность, оборонительность, ожесточенность, самоуверенность, запуганность, неполнота восприятия, восторженность, семантика.

Литература

1. А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий. Менджмент. Учебник для студентов учреждений сред.проф.образования-М.Академиия,2016.-208с.

  2..А.Г.Фаррахов. Менеджмент. Учебное пособие. 2-е издание. Стандарт третьего поколения-СПБ.Питер 2015г. 320с.

Практическое занятие № 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 11438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.036 с.)