Культура и стили руководства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и стили руководства



Культура руководства – это совокупность достижений и осуществлений процесса управления, организации управленческого труда, использования техники управления, а также требований, предъявляемых к системам управления и к работникам, обусловленных нормами и принципами морали, этики, эстетики, права.

Культура руководства в общем виде позволяет оценить степень соблюдения системой управления тех требований, которые к ней предъявляются. Разнообразие элементов культуры управления предопределяет необходимость следования в процессе управления многим нормам, а именно: моральным, юридическим, экономическим, организационным, техническим, эстетическим.

1. Соблюдение моральных норм в процессе управления является показателем его уровня культуры.

2. Юридические нормы управления отражены в государственно-правовых и организационно-правовых нормативных актах.

3. Уровень культуры управления в значительной мере зависит от степени разработки юридических норм управления и их использования в процессе управления.

4. Экономические нормы устанавливают значение экономических показателей, которые должны быть достигнуты в процессе работы библиотеки.

5. Организационные нормы устанавливают структуру предприятия, состав и порядок деятельности его структурных подразделений и сотрудников, а также их взаимоотношение и взаимодействие, правила внутреннего распорядка, последовательность и периодичность выполнения различных операций и различных видов деятельности по управлению.

6. Технические нормы устанавливают пропорции между живым и овеществлённым трудом, т.е. нормы оснащенности подразделений предприятия, выполняющих управленческие функции, соответствующими техническими средствами.

7. Эстетические требования и нормы распространяются как на технические средства и устройства, используемые в процессе управления, так и на внешнюю среду, окружающую работников аппарата управления.

Учет и реализация требований культуры управления в разнообразной деятельности органов управления позволяют повысить уровень организации управленческого труда, упростить различные управленческие операции и сам процесс управления, улучшить условия труда управленческих работников, обеспечить слаженную и согласованную работу сотрудников аппарата управления, другими словами значительно повысить эффективность труда управленческих работников

Культура руководства включает такие основные элементы:

· культуру работников управления,

· культуру процессов управления,

· культуру условий труда

· культуру документации.

Культура сотрудников управления включает в себя уровень общей культуры, владение искусством управления, наличие личных и деловых качеств, необходимых этой категории сотрудников, стиль работы и управления.

Культура процессов управления включает в себя внедрение прогрессивной технологии управления, рациональную организацию управленческого труда и процессов работы предприятия, структурного подразделения, комплексную механизацию и автоматизацию процессов управления, культуру приема сотрудников и посетителей, разговор по телефону, проведение совещаний, заседаний, собраний.

Культура условий труда включает в себя культуру организации рабочих мест, их планировку, организацию, техническую оснастку, последовательности операций, которые дополняются в отделе; культуру производственной среды; световой режим, воздухообмен, температурный влажный режим, интерьер, шум, чистоту.

Культура документации включает оформление документации, долговечность документации, удобство пользования документами, надёжность и быстродействие документационного обслуживания.

Образцом для каждого руководителя является стиль, сочетающий целеустремлённость, доверие и любовь к человеку, высокую культуру, четкую организованность конкретность и оперативность. В отношениях с подчинёнными должно иметь место справедливое, ровное отношение ко всем подчиненным, объективная оценка их работы, своевременная похвала за успехи. Наиболее полную и концентрированную оценку действительной культуры работника управления можно определить по стилю его работы.

Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).

Существует три стиля руководства: авторитарный; демократический; либеральный.

1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.

Положительные моменты:

· не требует особых материальных затрат;

· позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.

Отрицательные моменты:

· подавляет инициативу;

· требует громоздкой системы контроля за работой персонала;

· повышает степень бюрократизма.

2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.

Положительные моменты:

· стимулирует творческую деятельность;

· снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно;

· повышает мотивацию труда;

· улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы.

Отрицательные моменты:

· не осуществляется жесткого централизованного контроля;

· ответственность за выполнение может долго перекладываться;

· затягивается процесс принятия решений и их выполнения.

3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.

Особенности:

· Данный стиль управления можно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя.

· Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.

Несмотря на существенную разницу в данных стилях управления, нельзя выделить среди них абсолютно эффективный или неэффективный, так как все зависит от ситуации, в которой они применяются.

Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся:

· закономерность управления;

· специфика сферы конкретной деятельности;

· единые требования, предъявляемые к руководителям;

· социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.);

· уровень иерархии управления;

· способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.

Любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение сначала мысленно продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя. Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.

Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.


 

Заключение

В данной работе была рассмотрена тема: «Личность руководителя в организации». На основании данного материала можно сделать несколько кратких выводов.

Руководитель – это, прежде всего официальное лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.

Каждый руководитель должен обладать профессиональными, личностными и деловыми качествами, а также быть авторитетом для своих подчиненных, ведь это отражается на качестве управления коллективом. Если руководитель умеет находить общий язык и подход к каждому члену коллектива, то успех организации обеспечен на сто процентов.

Независимо от того, какие функции и методы выбирает руководитель для управления коллективом, важен результат, насколько подчинённые уважают его, готовы выполнять с максимальной отдачей его требования и реализовать конечную цель организации. Поэтому очень важно руководителю правильно оценить существующие условия работы на предприятии, особенности подобранного персонала, специфику поставленной задачи и, основываясь на этом, построить свою модель управления.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что руководитель должен организовывать работу предприятия, таким образом, чтобы создавать благоприятную атмосферу внутри организации и, мотивируя своих подчиненных на общий труд, который будет приносить положительный результат в работе.


 

Список использованной литературы

1. Валиуллина В. Э. Современные особенности профессионального развития персонала / В.Э. Валиуллина // Молодой ученый. – 2015

2. Громова О.Н. Формирование стратегии управления персоналом организации (теоретические и методологические аспекты): диссертация докт.экон.наук: 08.00.05/Громова Ольга Николаевна: Госуд. Университет управления.- Москва: 2018.

3. Минева О. К. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: учебник / О.К. Минева, И.Н. Ахунжанова, Т.А. Мордасова [и др.]; под ред. О.К. Миневой. – М.: ИНФРА-М, 2017.

4. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2016.

5. Потемкин, В.К. Управление персоналом / В.К. Потемкин. - СПб.: Питер, 2019.

6. Серкина Н. А. Совершенствование управления развитием персонала / Н.А. Серина // Молодой ученый. – 2015. – №18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.01 с.)