Дополнительная общеразвивающая программа «Профориентация в условиях цифровой экономики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительная общеразвивающая программа «Профориентация в условиях цифровой экономики»



Дополнительная общеразвивающая программа «Профориентация в условиях цифровой экономики»

(с применением дистанционных форм обучения)

 

Направленность: техническая

(наука, профессиональная ориентация)

 

Целевая аудитория: 14-17 лет

Длительность: 36 часов

 

Автор программы: Воробьев А.Н.

    Преподаватель технологии СОШ № 20 им. А.А.Хмелевского г.Курска,

Кандидат психологических наук

 

Курск, 2020

 


 

Аннотация к программе

 

Мир стоит на пороге глобального обновления существующего промышленного потенциала, перевооружения промышленности на основе достижений пятого и шестого технологического укладов, развития инноваций и человеческого потенциала, формирования «зеленых» производств и прочих революционных изменений. Стремительная технологическая трансформация бросает вызов современной школе по реализации концепции цифровой или «умной» экономики, сохранения и приумножения имеющегося человеческого, промышленного, историко-культурного, природного и иного потенциала через повышение качества институтов управления и предпринимательства.

Согласно форсайта «образование 2035» АСИ и Фонда «Сколково», основными отраслями в ближайшие десятилетия станут нано- и биотехнологии, клеточная и ядерные технологии, наноразмерные производства, новые технологии транспорта, коммуникаций, восстановительная медицина и хирургия органов, клеток, генная инженерия живых тканей; ключевые орудия – микроэлектронные компоненты; достижения – продолжение углубления индивидуализации производства и потребления, резкое снижение энергозатрат и материалоемкости, конструирование качественно новых материалов с заранее заданными свойствами; гуманитарные – существенное увеличение качества и продолжительности жизни человека и животных. Стартовавший в 2010 году 6-й технологический уклад, в 2020 году уже переходит из эмбриональной фазы в фазу производительного роста, и современным школьникам предстоит стать его одновременно и креативным, и рабочим классом.

Именно поэтому основное внимание сейчас направлено на предметные области, создающие профессии будущего. В самом понятии «технологический уклад» уже содержится название выходящего на передовые рубежи по значимости для экономического процветания предмета – «Технология». Это не умаляет важности «математики» - основы всех наук - и «информатики» - предмета, благодаря которому все знания человечества не только собираются, обрабатываются и концентрируются, но превращаются в движущую силу научно-технического и социального прогресса, а также других естественно-научных и гуманитарных дисциплин.

Программа представляет собой цикл очных и дистанционных занятий для детей от 14 лет, общей продолжительностью 24 учебных часа, в ходе которых, обучающиеся будут развивать soft skills (умственные и межличностные) компетенции в процессе изучения ведущих профессий и технологий цифровой экономики, а также навыки построения индивидуальной образовательной и профессиональной траектории развития в условиях экспоненциального роста Индустрии 4.0, проектирования самозанятости и организации предпринимательской деятельности на основе цифровых технологий.

Программа включает темы из 4 модулей (Диджитализация, Профессии, Технологии, Бизнес и карьера), что позволяет качественно продемонстрировать механизм построения индивидуальной траектории развития, который может в дальнейшем использоваться учащимися на различных этапах жизни.

Программа реализуется с применением широкого спектра интерактивных форм взаимодействия, подготовки и самообразования, таких как, индивидуальные и групповые телекоммуникационные встречи, вебинары, опросы, тестирование профессионально-значимых качеств и навыков.

 

Целевая аудитория

 

Для обучения в рамках программы принимаются школьники 14 лет, проявившие интерес и продемонстрировавшие высокую результативность, как при освоении общеобразовательной программы, так и проявившие активность и достигшие успеха в различных сферах внеурочной деятельности, в частности, в областях, связанных с применением ИКТ  (по результатам региональных и всероссийских конкурсов), жеалающие развивать гибкость мыслительной деятельности, надпрофессиональные навыки, необходимые для построения эффективной карьеры в эпоху цифровой экономики

 

Цели и задачи программы

 

Цель: сформировать устойчивый интерес обучающихся к профессиям и технологиям Индустрии 4.0 (или 6-го технологического уклада), оценить собственный потенциал и возможности рынка труда, на котором будут проявляться и использоваться индивидуальные особенности обучающихся, сформировать первичные навыки построения индивидуальной образовательной и профессиональной траектории в условиях быстрых изменений рынка труда, технологий и профессий.

Задачи:

 

Теоретические:


- знакомство с основными понятиями цифровой экономики;
- знакомство с технологиями цифровой экономики;
- знакомство с профессиями цифровой экономики;
- определение знаний и навыков для цифровой экономики;
  

Прикладные:

 

- формирование навыков работы в команде и самостоятельности;

- формирование навыков организации самозанятости и предпринимательства;

- построение индивидуальной образовательной и профессиональной траектории развития
- формирование навыков проектирования с использованием знаний и навыков цифровой экономики.

 

 

Введение.

 

Занятие 1. Индустрия 4.0 и цифровой уклад.

 

Теория:

 

· Технологические уклады и промышленные революции.;

 

· Индустрия 4.0 в цифрах и фактах;

 

· Состояние и прогнозы развития цифровой экономики в РФ и в мире;

 

 

    Практика: Обучение цифровым технологиям в Курской области.

 

 

· Как выбрать технологии и программы центра развития одаренных детей «Успех»

 

· Знакомство с программами технопарка «Кванториум» (презентация «Дня открытых дверей»);

 

· Доступные программы и возможности центра цифрового развития «IT-Куб»;

 

· Демонстрация материалов проекта «Кадры для цифровой экономики» в школах Курской области;

 

· Перспективы развития цифровой обазовательной среды в Курской области.

         Практическое задание

 

           Оценить влияние Индустрии 4.0 на собственную жизнь

Занятие 2. О профессиях будущего

 

 

Теория: Основные понятия цифровой экономики.

 

 

· Диджитализация;

 

· Автоматизация;

 

· Цифровизация;

 

· Цифровая экономика;

 

· Динамика роста цифровой экономики.

 

           Практика:

Виды и формы образования и перспективные направления профессиональной деятельности в Индустрии 4.0

· Примеры профессий, работ и услуг, замещаемых роботами

 

· Примеры «вечных», перспективных профессий и профессий-«пенсионеров», умирающих профессий

· Знакомство с «Атласом профессий»

Практическое задание

Выбрать подходящие формы и виды образования с учетом развития цифровой экономики

 

Занятие 3. Проектирование индивидуальной траектории развития

Теория:

 

· Формулировка индивидуального задания на проект развития;

 

· Определение и поиск ключевых факторов для принятия решения о профессиональном самоопределении;

 

· Понятие, составные части и форма индивидуальной образовательной и профессиональной траектории;

Практика и проектная деятельность:

Оценка профессиональной направленности (тест Холланда);

Выбор подходящих видов и форм образования.

 

Занятие 4. Какие бывают digital и IT-профессии

 

Теория: Различия между digital и IT-профессиями

 

· Что такое digital и it;

 

· Где «живут» it-специалисты;

 

· It-компания или it-отдел;

 

· Какие бывают digital и it компании.

 

Практическое задание:

 

· Освоить карту digital-профессий на «БудуГуру»;

 

· Освоить карту профессии Британской высшей школы дизайна.

 

 

Занятие 5. Как IT применяются в других профессиях.

 

Теория:

 

 

· Создание и деятельность IT-отделов;

 

· Бизнес-процессы в разных организациях и компаниях;

· IT-системы и платформы во вспомогательных бизнес-процессах.

 

Практическое задание:

Определить, как используются IT в бизнес-процессах организаций разного масштаба

 

 

Занятие 6. О цифровых знаниях и навыках.

 

Теория: Основные технологии цифровой экономики


 

·

 

·


 

 

Тотальный интернет;

 

Виртуальная и дополненная реальность;

 


· Искусственный интеллект;

 

· 3D-печать

 

· Нейроинтерфейсы и когнитивные технологии

 

· Шеринговая экономика

 

· Человеческий капитал–системообразующий фактор цифровой экономики

 

· Цифровые и надпрофессиональные знания и навыки для цифровой экономики

 

 

Практическое задание:

 

Выписать освоенные практические знания и навыки цифровой экономики

 

 

Занятие 7. Проектирование индивидуальной траектории развития.

 

· Выбор подходящих видов профессий с помощью «Атласа новых профессий»

 

Практика и проектная деятельность:

                           

· Построение профессиограммы (психограммы) идеальной профессии (тест «Параллельные профили»)

· Оценка когнитивной гибкости (тест Струпа);

 

Занятие 8. Цифровые технологии в образовании.

 

Теория:

 

 

· Hard skills и soft skills;

 

· Виды навыков, которые можно освоить через интернет;

 

· Навыки, полностью применимые только за компьютером;

 

· Навыки, применимые только в реальности

 

· Образовательные платформы

 

Практика:

 

Изучить существующие образовательные платформы, посмотреть разнообразие курсов, обратить внимание на цифровые направления.

 

Занятие 9.  Ранняя цифровая профессионализация и заработок в интернете

 

Теория:

 

· Виды удаленной работы;

 

· Фриланс и платформы удаленной работы;

 

· Примеры доступной удаленной работы;

 

· Блогерская схема.

 

Практика:

 

Предложить и разобрать примеры собственных или совместных проектов онлайн

Занятие 10. Цифровые технологии поиска работы, самозанятости и предпринимательства.

 

Теория: Основные инструменты поиска работы

 

· Резюме, портфолио, самопрезентация (лучшие цифровые образцы)

· Персональный сайт, страница, паблик, видеорезюме;

 

 

Практика:

 

· Выбор подходящего инструмента (технологии) продвижения для удаленной работы и/или самозанятости

 

 

Занятие 11. Проектирование индивидуальной траектории развития.

 

 

· Заполнение анкеты ИОПТ  

Практика и проектная деятельность:

 

· Создание прототипа формы индивидуальной образовательной и профессиональной траектории

· Освоение формы построения проекта для организации самозанятости

 

Занятие 12. Презентация индивидуальных траекторий развития.

 

 

· Презентация индивидуальной образовательной и профессиональной траектории развития

Практика и проектная деятельность:

 

· Презентация индивидуальных проектов самозанятости в условиях цифровой экономики (по выбору и по желанию).

 

 

Образовательные технологии

 

Очные интерактивные лекции и практические занятия, тестирование, самостоятельное решение задач в интерактивной среде, проектная деятельность.

Форма   организации образовательного процесса Соотношение численности детей и преподавателей
1. Лекции и практические занятия Занятия группами до 30 человек
2. Видеоуроки Доступ к видеоурокам с практическими заданиями
3. Самостоятельный поиск рабочего контента Самостоятельная практическая работа в цифровой образовательной среде (в интернете), направленная на выполнение практических заданий и разработке индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
4. Тестирование, анкетирование Индивидуальное выполнение тестовых заданий за компьютером или офлайн
5. Проектная деятельность Разработка индивидуальной образовательной и профессиональной траектории развития в условиях цифровой экономики

 

 

Задания проектного характера, выполняемые в рамах программы

 

1. Групповое и индивидуальное решение задач по формулированию и реализации проектов.

2. Презентация индивидуальной образовательной и профессиональной траектории развития с использованием технологий цифровой экономики

 

Учебный план

 

Наименование Теория, Практика, Проектная Всего, Форма
разделов и тем часов часов деятельность, часов работы
      часов    
           
Индустрия 4.0 и цифровой уклад 2 1 0 3 Очно, видеоурок
           
О профессиях будущего 2 1 2 5 Очно, видеоурок, проектная деятельность
           
Проектирование индивидуальной траектории развития (самостоятельная работа) 0 0 1 1 Проектная деятельность, консультация
Какие бывают digital и IT-профессии 2 1 0 3 Очно, Видеоурок
           
Как применяются IT в других профессиях 2 1 0 3 Очно, Видеоурок
           
О цифровых знаниях,  навыках и компетенциях 2 1 2 5 Очно, Видеоурок, проектная деятельность
           
Проектирование индивидуальной траектории развития (самостоятельная работа) 0 0 1 1 Проектная деятельность, консультация
           
Цифровые технологии в образовании 2 1 0 3 Очно, Видеоурок
Ранняя цифровая профессионализация и заработок в интернете 1 0 0 1 Видеоурок
           
Цифровые технологии поиска работы, самозанятости, предпринимательства 1 1 2 4 Очно, проектная деятельность
           
Разработка и презентация индивидуальных траекторий (проекта развития) 2 1 4 7 Очно, проектная деятельность
           
Всего 16 8 12 36  
           

 

Учебно-тематический план

 

Названия тем

Количество  
    часов  
       

Метапредметные результаты:

 

· Формирование навыков профессионального самоопределения в условиях развития цифровой экономики

· Формирование и развитие компетентности в области IT-технологий, необходимых как для построения индивидуальной траектории развития, профессионального становления, так и для организации проектной деятельности;

· Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

· Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и педагогом (потенциальным заказчиком), формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение;

· Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;

· Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (требованиями педагога / потенциального заказчика);

· Умение самостоятельно планировать наиболее эффективные способы решения задач;

· Умение собирать необходимую информацию для решения поставленных задач и интерпретировать полученные результаты.

Личностные результаты:

· Формирование ответственного отношения к обучению и планированию профессиональной карьеры;

· Готовность и способность к самостоятельному обучению на основе личной мотивации, в том числе готовности к выбору направлений профильного

образования с учѐтом собственных интересов.

 

Предметные результаты:

 

· Владение навыками поиска ключевых факторов выбора в постоянно изменяющейся цифровой среде на специализированных ресурсах в Интернете;

· Развитое критическое мышление, навыки принятия решений в ситуации волатильности и неопределенности, планирования, управления изменениями, стрессоустойчивость и способность к самообучению, работе с большими объемами информации

· Владение навыками эффективного межличностного взаимодействия, сотрудничества, работы в команде, ведения переговоров и самопрезентации.

 

Результаты освоения программы оцениваются по результатам выполнения   пяти (двух обязательных и трех – по желанию) оценочных заданий:

 

1. Разработка индивидуальной образовательной и профессиональной траектории развития.

2. Презентация индивидуальной образовательной и профессиональной траектории развития

3. Создание основы и формулирование идеи для индивидуального проекта самозанятости или коллективного проекта предпринимательства в условиях цифровой экономики (по желанию)

4. Разработка индивидуального проекта самозанятости или коллективного проекта предпринимательства в условиях цифровой экономики (по желанию)

5. Презентация индивидуального проекта самозанятости в условиях цифровой экономики (по желанию)

 

 

Результаты освоения программы определяются по трем уровням:

 

        Высокий - учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период, и научился применять полученные знания, умения и навыки на практике, смог убедительно презентовать проделанную им работу.

     Средний – усвоил почти все знания, но не всегда может применить их на практике, испытывал затруднения во время презентации своего проекта.

     Низкий – овладел половиной знаний, но не умеет их правильно применять на практике, не смогу представить свой проект.

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Профориентация в условиях цифровой экономики»

(с применением дистанционных форм обучения)

 

Направленность: техническая

(наука, профессиональная ориентация)

 

Целевая аудитория: 14-17 лет

Длительность: 36 часов

 

Автор программы: Воробьев А.Н.

    Преподаватель технологии СОШ № 20 им. А.А.Хмелевского г.Курска,

Кандидат психологических наук

 

Курск, 2020

 


 

Аннотация к программе

 

Мир стоит на пороге глобального обновления существующего промышленного потенциала, перевооружения промышленности на основе достижений пятого и шестого технологического укладов, развития инноваций и человеческого потенциала, формирования «зеленых» производств и прочих революционных изменений. Стремительная технологическая трансформация бросает вызов современной школе по реализации концепции цифровой или «умной» экономики, сохранения и приумножения имеющегося человеческого, промышленного, историко-культурного, природного и иного потенциала через повышение качества институтов управления и предпринимательства.

Согласно форсайта «образование 2035» АСИ и Фонда «Сколково», основными отраслями в ближайшие десятилетия станут нано- и биотехнологии, клеточная и ядерные технологии, наноразмерные производства, новые технологии транспорта, коммуникаций, восстановительная медицина и хирургия органов, клеток, генная инженерия живых тканей; ключевые орудия – микроэлектронные компоненты; достижения – продолжение углубления индивидуализации производства и потребления, резкое снижение энергозатрат и материалоемкости, конструирование качественно новых материалов с заранее заданными свойствами; гуманитарные – существенное увеличение качества и продолжительности жизни человека и животных. Стартовавший в 2010 году 6-й технологический уклад, в 2020 году уже переходит из эмбриональной фазы в фазу производительного роста, и современным школьникам предстоит стать его одновременно и креативным, и рабочим классом.

Именно поэтому основное внимание сейчас направлено на предметные области, создающие профессии будущего. В самом понятии «технологический уклад» уже содержится название выходящего на передовые рубежи по значимости для экономического процветания предмета – «Технология». Это не умаляет важности «математики» - основы всех наук - и «информатики» - предмета, благодаря которому все знания человечества не только собираются, обрабатываются и концентрируются, но превращаются в движущую силу научно-технического и социального прогресса, а также других естественно-научных и гуманитарных дисциплин.

Программа представляет собой цикл очных и дистанционных занятий для детей от 14 лет, общей продолжительностью 24 учебных часа, в ходе которых, обучающиеся будут развивать soft skills (умственные и межличностные) компетенции в процессе изучения ведущих профессий и технологий цифровой экономики, а также навыки построения индивидуальной образовательной и профессиональной траектории развития в условиях экспоненциального роста Индустрии 4.0, проектирования самозанятости и организации предпринимательской деятельности на основе цифровых технологий.

Программа включает темы из 4 модулей (Диджитализация, Профессии, Технологии, Бизнес и карьера), что позволяет качественно продемонстрировать механизм построения индивидуальной траектории развития, который может в дальнейшем использоваться учащимися на различных этапах жизни.

Программа реализуется с применением широкого спектра интерактивных форм взаимодействия, подготовки и самообразования, таких как, индивидуальные и групповые телекоммуникационные встречи, вебинары, опросы, тестирование профессионально-значимых качеств и навыков.

 

Целевая аудитория

 

Для обучения в рамках программы принимаются школьники 14 лет, проявившие интерес и продемонстрировавшие высокую результативность, как при освоении общеобразовательной программы, так и проявившие активность и достигшие успеха в различных сферах внеурочной деятельности, в частности, в областях, связанных с применением ИКТ  (по результатам региональных и всероссийских конкурсов), жеалающие развивать гибкость мыслительной деятельности, надпрофессиональные навыки, необходимые для построения эффективной карьеры в эпоху цифровой экономики

 

Цели и задачи программы

 

Цель: сформировать устойчивый интерес обучающихся к профессиям и технологиям Индустрии 4.0 (или 6-го технологического уклада), оценить собственный потенциал и возможности рынка труда, на котором будут проявляться и использоваться индивидуальные особенности обучающихся, сформировать первичные навыки построения индивидуальной образовательной и профессиональной траектории в условиях быстрых изменений рынка труда, технологий и профессий.

Задачи:

 

Теоретические:


- знакомство с основными понятиями цифровой экономики;
- знакомство с технологиями цифровой экономики;
- знакомство с профессиями цифровой экономики;
- определение знаний и навыков для цифровой экономики;
  

Прикладные:

 

- формирование навыков работы в команде и самостоятельности;

- формирование навыков организации самозанятости и предпринимательства;

- построение индивидуальной образовательной и профессиональной траектории развития
- формирование навыков проектирования с использованием знаний и навыков цифровой экономики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.12 с.)