Стилистический приём умолчания и его реализация в масс-медиальном дискурсе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилистический приём умолчания и его реализация в масс-медиальном дискурсе



Стилистический приём умолчания и его реализация в масс-медиальном дискурсе

 


Понятие и характеристика масс-медиального дискурса

 

I. Познавательная функция.

- Информационная - удовлетворение информационных потребностей личности, различных социально-демографических слоев общества, общественных организаций и проч., сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях;

Образовательная - передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей;

Утилитарная - помощь в решении различных практических задач;

Инновационная - состоит в том, что масс-медиальный дискурс выполняет разъясняющую, подготовительную роль, создает предпосылки для адекватного принятия новых процессов, с целью избежания неприятия инноваций и скорейшей адаптации к возможным переменам. Данная функция важна ещё и потому, что общества в основном глубоко консервативны и всегда в той или иной степени оказывают сопротивление переменам, в то время как задача СМИ в данном вопросе по возможности ускорить их принятие и способствовать их институционализации.

II. Регулятивная функция.

- Консолидационная - стремление к выражению интересов всех групп населения, пропаганде терпимости, взаимоуважения, общественного примирения и консенсуса, уравновешивания и консолидации во имя всеобщего решения насущных проблем общества;

Интеграционная - поиск и объединение единомышленников, сплачивание их общностью целей и убеждений, четко формулировка и представление в общественном мнении своих интересов;

Комментарийно-оценочная - заключается в комментарии, оценке и анализе изложенных фактов;

Воздействующая - прямая или косвенная пропаганда и агитация. Сюда входит не только формирование убеждений, идеологий, но и побуждение к действию, воспитание привычек.

III. Нравственно-воспитательная функция.

- Культурная - участие в распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

Функция социализации - заключается в усвоении человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Превентивная - предупреждает с целью предотвращения о последствии тех или иных поступков. Так зачастую демонстрация криминальной хроники и наказаний за содеянные преступления имеет целью удерживания дальнейших преступлений и факта неотвратимости возмездия.

Стилистический приём умолчания. Основные подходы и характеристики

Когнитивно-прагматический потенциал приёма умолчания в масс - медиальном дискурсе

Заключение

 

В данной дипломной работе была рассмотрена проблема специфики функционирования стилистического приема умолчания в массмедиальном дискурсе. Стоящая перед нами цель - определение прагматического потенциала стилистического приема умолчания в масс-медиальном дискурсе - определила весь ход научной работы. В первой главе мы рассмотрели масс-медиальный дискурс как особую систему, его структуру, составляющие элементы, основные характеристики и функции, а также некоторые инструменты реализации данных функций.

Вторая глава нашей дипломной работы посвящена непосредственно анализу стилистического приёма умолчания как выразительного средства языка, основных подходов к его изучению, а также его функциональных характеристик.

Прежде всего, необходимо отметить, что умолчание как целенаправленный коммуникативный акт характеризуется стремлением говорящего максимально воздействовать на реципиента. Кроме того были выявлены важные моменты. С одной стороны, автор высказывания использует умолчание для привлечения и акцентирования внимания собеседника на своей мысли. С другой стороны, посредством умолчания говорящий стимулирует умственную деятельность адресата, побуждает его к поиску, направляет ход его мыслей. В результате, самостоятельность и осознанность вывода повышают силу воздействия.

Следует отметить, что коммуникативная информация, передаваемая умолчанием, всегда имплицитна и обязательно декодируется реципиентом. Значение умолчания декодируется реципиентом с помощью комплекса семантико-прагматических факторов общения, к которым, в частности, относятся тема общения, темпоральный, локальный, культурный аспекты коммуникативной ситуации, тональность и регистр общения, а также коммуникативные роли, социальные статусы, личностные отношения участников коммуникации, их тезаурус, фоновые знания, стратегии и тактики общения. Декодирование умолчания слушателем часто происходит с опорой на макроконтекст, только он помогает правильно понять и интерпретировать данный стилистический прием.

В третье главе мы проанализировали конкретные примеры, содержащие стилистический прием умолчания. В рассмотренных нами примерах печатных изданий российской и британской прессы были выделены следующие важные составляющие для интерпретации коммуникативно-прагматического потенциала стилистического приема умолчания:

·   макроконтекст, отражающий экстралингвистические параметры коммуникативной ситуации,

·   лингвистический микроконтекст, характеризующийся наличием разнообразных языковых средств, среди них можно назвать средства формальной когезии (к тому же, дабы, что, но, а, ведь, по-прежнему и т.д. / and, if, by which, but, when, so и т.д.), а также стилистически маркированную лексику, а также параллельно употребляемые стилистические приемы (бессоюзие, однородные члены, архаизмы и т.д.).

В большинстве примеров в качестве финального компонента обрыва речевой цепи незавершенного высказывания выступает многоточие, но в некоторых случаях это может быть предложно-номинативная конструкция (без комментариев /without comments).

В ходе исследования нами была выявлена интересная закономерность, характерная именно для британских изданий - это место употребления стилистического приема умолчания - в подписи к фото или в подзаголовке к статье, а не в основном тексте.

При выявлении функций стилистического приема умолчания в рамках масс-медиального дискурса было важно обращать внимание на жанровую принадлежность текста - источника данного приема. Анализ показал, что в основном, прием умолчания характерен для таких жанров, как публицистический очерк, интервью, мнение колумниста, то есть для тех жанров, в которых автор может высказать свою оценку того или иного события или явления. Для пресс-релизов или новостных сообщений употребление данного стилистического приема нехарактерно.

Что касается непосредственно функций приема умолчания, в ходе комплексного исследования было установлено, что в масс-медиальном дискурсе как в британской, так и в российской прессе авторы употребляют его в информативной, социокультурной, эмотивной, контактной и дисконтактной функциях.

Таким образом, высокая коммуникативная информативность, насыщенность и многофункциональность умолчания обеспечивают его способность к отражению субъективного мира адресанта и реализации его коммуникативных интенций.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что нам удалось решить поставленные цели и задачи: дать определения понятиям «дискурс», «масс-медиальный дискурс», «стилистический прием», «стилистический прием умолчания»; исследовать особенности стилистического приема умолчания; установить и описать основные условия и причины, побуждающие говорящего к выбору стилистического приема умолчания среди всего многообразия вербальных и невербальных средств коммуникации; проанализировать спектр значений, имплицируемых умолчанием в масс-медиальном дискурсе; выявить и описать основные функции, выполняемые умолчанием в масс-медиальном дискурсе.

В то же время в данной теме существует целый ряд спорных вопросов, требующих дальнейшего уточнения.

 


Библиография

медиальный дискурс умолчание стилистический

1. Александрова О.В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 99 с.

2. Арнольд И.В. Стилистика английского языка (стилистика декодирования). - М., 1981. - 295 с.

3. Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект языка СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования - М.: Изд-во МГУ, 2003. - С. 32-49.

.  Бардина Н.Е. Аксиологические стратегии аргументативного дискурса современного английского языка: На материалах политической риторики и социально-бытового общения.Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол. н. - Иркутск, 2004. - 16 c.

5. Бернацкая А.А. Приём перечисления в стилистике и риторике // Риторика и синтаксические структуры: Тез. краев. науч.-практ. конф. - Красноярск, 1988. - С. 98-103

.   Борисенко В.И. Эвфемизмы в языке буржуазной пропаганды США // Социальная лингвистика и общественная практика. - Киев: Вгаца шк., 1988. - С. 147-156.

.   Борисова Е.Г. Знаковые уровни в политической рекламе // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. - М., 2000. - С. 209-214.

.   Борисова Е.Г., Пирогова Ю.К. Имплицитная информация в рекламе и пропаганде // Имплицитность в языке и речи. - М., 1999. - С. 145-151

.   Буробин В.Н. (ред.) Адвокатская деятельность. Учебно-практическое пособие. - М.: «ИКФ «ЭКМОС», 2003. - 624 с.

10. Володина М.Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного - М.: Изд-во МГУ, 2003. - С. 9-31.

.  Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 448 с.

12. Ермоленко С.С. Язык тоталитаризма и тоталитаризм языка // Мова тоталитарного суспильства. - Киев, 1995.

.   Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография. - М.: Ин-т языкоз. РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. - 656 с.

.   Желтухина М.Р. Политический и масс-медиальный дискурсы: воздействие - восприятие - интерпретация // Язык, сознание, коммуникация. - М., 2003. - Вып. 23. - С. 38-51.

.   Зарецкая Е.Н. Риторика - М.: Дело, 2001. - 480 c.

.   Зильберт Б.А. Языковая личность и «новояз» тоталитаризма // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28-30 сент. 1994 г. - Волгоград: Перемена, 1994. - С. 50.

.   Карабан В.И. Пропаганда в свете теории речевых актов - Киев: Вища школа, 1988. - 146 с.

.   Качалова Н.А. Намек как элемент речевого акта и речевого жанра // Известия Саратов. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. Т. 9. - Вып. 3. 2009. - С. 40-43.

.   Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М.: Сов. Энцикл., 1966. - 376 с.

.   Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М., 2005. С. 22.

.   Кобозева И.М. Интенциональный и когнитивный аспекты смысла высказывания: Науч. докл. по опубликованным трудам, представленный к защите на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 2003.

.   Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.

.   Кочкин М.Ю. Политический скандал как лингвокультурный феномен. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Специальность 10.02.19 - теория языка. - Волгоград, 2003. - 184 с.

.   Красных, В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). Монография. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - 352 с.

.   Леонтьев А.Н. Образ мира - М.: Академический Проект, 2008. - 784 с.

.   Леонтьев А.А. «Основы психолингвистики». - М., 1997. - 287 с.

.   Литовченко М.А. Парламентское общение как составная часть политического дискурса // От слова к тексту: Мат-лы докл. междунар. науч. конф. - Мн.: МГЛУ, 2000. - С. 172-173.

.   Луман Н. Реальность массмедиа. - М., 2005. - 250 с.

.   Макаров М.Л. Основы теории дискурса - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.

.   Маслова В.А. Онтологические и психолингвистические аспекты экспрессивности текста. Дис…. доктора филол. наук. - Минск, 1992. - 451 с.

.   Мелехова Н.А. Теоретические подходы к анализу телевизионного дискурса // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова в сфере гуманитарной науки. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, №4. 2009. - С. 90-92

.   Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М., 2003. - С. 10.

.   Никитина С.Е., Васильева Н.В. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. Принципы составления и избранные словарные статьи. - М., 1996. - 172 с.

.   Новиков Л.А. Противоречие как художественный прием // Филологический; сборник: (к 100-летию со дня рождения академика Виноградова В.). - М., 1995. - 153 с.

.   Олянич А.В. Коммуникативные стратегии в религиозном дискурсе // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. Лингводидактические аспекты межкультурной коммуникации: Материалы Науч. сессии фак-та лингвистики и межкульт. коммуникации ВолГУ: Сб. науч. ст. Вып. 2. - Волгоград: Изд-во.: Волгоград, 2004. - С. 29-41.

.   Папченко М.Ю. Диалоговые структуры в языке немецкой телерекламы // Володина М.Н. Язык средств массовой информации. - М. 2003. - С. 644-654.

.   Пастухова В.Я. Парадигматическая и синтагматическая связанность компонентов оксюморонного сочетания. Дис…. канд. филол. наук. - Ростов н/Д., 1980. - 176 с.

.   Пеньковский А.Б. О семантической категории «чуждости» в русском языке // Структурная лингвистика. - М.: Наука, 1989. - С. 54-82.

.   Пекарская И.В. Конструкции синтаксической контаминации как экспрессивное средство современного русского языка (На материале художественных и публицистических текстов). - Красноярск, 1995. - 210 с.

.   Пищальникова В.А., Сонин А.Г. Общее языкознание. - М.: Академия, 2009. - 448 с.

.   Пирогова Ю.К. Речевое воздействие в рекламе. - М., 1996. - 478 с.

.   Попова Я.В. Межкультурный масс-медиально опосредованный дискурс как пространство функционирования эвфемизмов. - Красноярск, 2011. - С. 176-179.

.   Пономарева О.А. Автореферат. Актуализация политического имиджа В.В. Путина в российских и американских СМИ 10.02.19 - теория языка Волгоград - 2005. - 26 с.

.   Пузанова О.В. Прагматика и семантика умолчания: диссертация… кандидата филологических наук: 10.02.04 - Санкт-Петербург, 1998. - 201 c.

.   Ржевский Л.Д. К вершинам творческого слова. Изд. Норвичского ун-та. 1990. - 170 с.

.   Сальникова Ю.А. Социопрагматика оценки в дискурсе качественной прессы США: на материале современных информационно-аналитических газетных статей. Дис. кандидата филологических наук: 10.02.04 - Хабаровск, 2010. - 203 с.

.   Семен Г.Я. Лингвистическая природа и функционирование стилистического приема парадокса (на материале английского языка). Дис.к анд. филол. наук. - Одесса, 1985. - 197 с.

48. Сиривля М.А. Стилистические приемы манипуляции сознанием в политическом дискурсе. 2010. [Электронный ресурс] - URL: http://www.rusnauka.com/27_NPM_2012/Philologia/7_ 116640.doc.htm (дата обращения -18.05.2013)

49. Язык. Культура. Коммуникация: материалы VI Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов // Под ред. Е.В. Пономаревой. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. - 256 с.

Стилистический приём умолчания и его реализация в масс-медиальном дискурсе

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.025 с.)